Обозначение российских свечей зажигания
Обозначение российских свечей зажигания
Отечественные искровые свечи зажигания для двигателей легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. соответствуют требованиям международного стандарта ИСО МС 1919, что обеспечивает их взаимозаменяемость с зарубежными аналогами по размерам и характеристикам.
Конструкция свечи зажигания включает в себя следующие основные элементы — керамический изолятор в сборе с центральным электродом и металлический корпус с электродом массы.
Рис. 1. Основные элементы свечи с плоской опорной поверхностью:
1 — контакт высоковольтный (может быть выполнен резьбовым М4);
2 — контактный стержень;
3 — изолятор;
4 — корпус;
5 — токопроводящий стеклогерметик (может выполнять функцию встроенного резистора);
6 — уплотнительное кольцо на плоской опорной поверхности;
7 — центральный электрод (медный, с жаропрочной оболочкой);
8 — тепловой конус изолятора, выступающий из корпуса;
9 — боковой электрод “массы”; h — искровой зазор
Различие габаритных и присоединительных размеров свечей зажигания связано с разнообразием производимых двигателей. Современные требования по улучшению их рабочих параметров определили основное направление развития в свечах зажигания – уменьшение диаметральных размеров при удлинении резьбовой части.
Маркировка по ОСТ 37.003.081. Основные размеры и характеристики свечей зажигания закодированы в их маркировке. За рубежом она своя у каждой фирмы, а в России принята единая для всех производителей система. Обозначение отечественных свечей состоит из цифр и букв. Количество символов может быть различным (см. примеры расшифровки обозначений).
Примечания:
* Свечи с длиной резьбовой части корпуса 9.5 мм выпускаются только с резьбой М14х1.25 и размером шестигранника «под ключ» 19.0 мм
** Свечи с длиной резьбовой части корпуса 12.7 мм выпускаются только с резьбой М14х1.25 и размером шестигранника «под ключ» 16.0 и 20.8 мм
***Порядковый номер разработки содержит сведения о величине установленного производителем искрового зазора и (или) сведения о прочих конструктивных особенностях, не влияющих не применяемость свечи в целом.
о.н. Обозначение не ставится.
Присоединительные размеры 1 — резьба на корпусе, тип опорной поверхности (плоская или коническая), размер шестигранника «под ключ» и длина резьбовой части корпуса. В настоящее время отечественная промышленность производит свечи зажигания только с плоской опорой. Тем не менее стандартом предусмотрены «конические» свечи, они должны отличаться буквой “К” в маркировке.
Калильное число — условное понятие, обозначаемое одной или двумя цифрами. Оно характеризует способность свечи зажигания работать в исправном двигателе (на качественном бензине и моторном масле) без перегрева при полной нагрузке и без образования нагара на тепловом конусе изолятора на холостом ходу. Небольшой налет, неизбежно образующийся в этих условиях, не влияет на работоспособность. Но в случае некоторых неисправностей в двигателе свеча может покрываться различными видами нагара или перегреваться.
Выступание теплового конуса за торец корпуса ускоряет прогрев свечи зажигания после пуска двигателя, что увеличивает ее стойкость к нагарообразованию. Такие свечи не применяют на форсированных двигателях из-за склонности к перегреву при полной нагрузке.
Материал электродов — жаростойкий сплав, медь в жаростойкой оболочке или благородный металл (платина, иридий) определяет долговечность свечи 2 . Для снижения ее себестоимости дорогие металлы применяют, как правило, только в качестве небольших напаек на обычные электроды в искровом зазоре.
Встроенный резистор — электрическое сопротивление в цепи центрального электрода для снижения помех радиоприему.
Примеры расшифровки обозначений:
А11 — резьба М14х1,25; шестигранник “под ключ” 20,8 мм; калильное число 11; длина резьбы 12,7 мм; тепловой конус не выступает из корпуса; нет встроенного резистора; центральный электрод из жаростойкого сплава; базовая конструкция;
А11Р — свеча А11 со встроенным резистором;
А17ДВ — резьба М14х1,25; шестигранник “под ключ” 20,8 мм; калильное число 17; длина резьбы 19 мм; тепловой конус выступает из корпуса; нет встроенного резистора; центральный электрод из жаростойкого сплава; базовая конструкция;
А17ДВ-10 — свеча А17ДВ с увеличенным до 0,7 мм искровым зазором (базовая конструкция имеет зазор 0,5 мм);
АУ17ДВРМ — резьба М14х1,25; шестигранник “под ключ” 16 мм; калильное число 17; длина резьбы 19 мм; тепловой конус выступает из корпуса; есть встроенный резистор; центральный электрод медный с жаростойкой оболочкой; базовая конструкция.
1 Тип контакта (резьбовой или штекерный) для соединения с высоковольтным проводом в условное обозначение свечей не входит, а иногда указывается на упаковке.
2 Долговечность свечи увеличивается при установке двух, трех или четырех электродов массы. Это обозначается с помощью порядкового номера разработки или буквой “W” (для двухэлектродных свечей зажигания).
Свечи зажигания
Про свечи зажигания двигателей внутреннего сгорания написаны солидные тома. Много информации периодически появляется в уважаемых изданиях и различных СМИ. По независящим от нас причинам эти потоки информации (как показывает практика ремонтов) не всегда доходят до владельцев скутеров. По применению свечей лагерь скутеристов можно разбить четко на две группы. Одни используют дорогое чудо западных технологий, другие умудряются доставать трофейные образцы из дедушкиного сарая. Но всех их объединяет одно твердое заблуждение, что если на электродах есть искра, по резьбе изделие подходит, то можно двигаться вперед и с песнями.
Для решения заменить свечу должны быть веские причины. Все проблемы с двигателем нельзя решать лихорадочной заменой одной свечи на другую. Этому занятию можно посвятить весь остаток своей жизни, так и не увидев плодов своего труда. Нужно запомнить следующие правила, при которых исправная свеча может воспламенить рабочую смесь:
- Нормальная компрессия в цилиндре, измеренная не пальцем, а компрессометром.
- Исправная система питания.
- Исправная система зажигания.
Только выполнив вышеперечисленные пункты, можно приступить к полной ревизии свечи. К сожалению, такое изделие, как свеча, не является вечным как мир, и не может передаваться от отца к сыну и т.д. Она не устанавливается из самосвала в мотоцикл и далее в газонокосилку.
У двухтактных двигателей принудительного воздушного охлаждения, которые применяются на скутерах, срок замены свечи определен производителем пробегом 8.000 км. Для сравнения — свеча четырехтактного двигателя автомобилей имеет гарантийный ресурс работы 30.000 км. Это связано с режимом работы и как следствие разными параметрами, заложенными в конструкцию свечей. Из этого ясно, что каждый конкретный двигатель требует установки только тех свечей, которые ему предписаны заводом-изготовителем. Информацию о производителе и маркировке свечи можно найти в техническом описании или сервисной книжке, прилагаемой к скутеру.
«Заводской» свечой для скутеров Yamaha Jog , Honda Dio и Suzuki Sepia является свеча NGK BR6HSA.
Как подобрать свечу, если нужной не оказалось под рукой или ее нет в продаже?
Ниже приведена таблица взаимозаменяемости свечей импортных и отечественных производителей:
Данный ряд свечей полностью взаимозаменяем между собой и может смело использоваться как оригинал. Как правило, у уважающихся себя продавцов есть полная таблица и выбор свечей, Вам достаточно назвать фирму-производителя и маркировку. Не следует искать и приобретать свечи на развалах различных «колхозных» рынков. В лучшем случае Вы нарветесь на подделку под фирму. Любая «законная» свеча, даже отечественных производителей, будет надежно работать и стоить недорого.
Свечи характеризуются и отличаются несколькими основными параметрами:
1.Диаметром, длинной и шагом резьбы, размером шестигранника для завинчивания и отвинчивания.
2. Калильным числом, т.е. способностью свечи нагреваться до определенной температуры при различных тепловых нагрузках двигателя. Свечи с большим калильным числом называю горячими, с малым — холодными.
3. Величиной искрового зазора. Зазор между контактами может быть разный для каждой марки свечи и для каждой модели двигателя, но обычно составляет от 0, 5 до 1 мм.
Более подробно о калильном числе :
По тепловым качествам свечи делятся на «горячие» — для двигателей с невысокой температурной нагрузкой (обычно низкооборотистые двигателя) и » холодные» — для работы с высокой рабочей температурой и степенью сжатия двигателя (более высокооборотистые двигателя и с воздушным охлаждением). Калильное число равно среднему индикаторному давлению, при котором начинается калильное зажигание. Чем больше это число, тем свеча более устойчива к высоким температурам, следовательно, более «холодная». Калильное число свечи определяется на специальной установке по возникновению калильного зажигания. Калильное зажигание, это неуправляемый процесс поджога горючей смеси от раскаленных рабочих частей свечи.
При температуре свечи 500°С и выше нагар, представляющий собой углеродистые вещества, образовавшиеся в результате сгорания масла и топлива в камере сгорания двигателя, сгорает. Происходит самоочищение свечи. Нагар в основном состоит из кокса, золы и масла. Вследствие плохой теплопроводности свечи с нагаром перегреваются, что в свою очередь вызывает перебои в работе системы зажигания.
Когда температура свечи менее 500°С, происходит усиленное нагарообразование на тепловом конусе изолятора и свеча начинает работать с перебоями, так как через нагар происходит утечка тока высокого напряжения. Чтобы обеспечить бесперебойную работу свечи, нижняя часть теплового конуса изолятора должна иметь температуру в пределах 500 — 600°С.
При слишком высокой температуре изолятора и центрального электрода (более 800°С) возникает калильное зажигание, когда рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным конусом изолятора и центрального электрода до появления искры между электродами свечи. В результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси.
Техническое обслуживание свечей :
Так как свеча скутера работает в тяжелых условиях, ее нужно периодически обслуживать.
Несмотря на отведенный срок службы 8000 км, следует периодически (невзирая на хорошую работу) раз в 1000-2000 км выкручивать свечу для внешнего осмотра состояния электродов и проверки зазора, который обычно составляет 0,6-0,7 мм.
Из мглы веков пришло к нам поверье, которое передается из поколения в поколение, суть которого состоит в том, что электроды свечи якобы следует очищать на открытом пламени: плиты, костра, паяльной лампы, заворачивая свечу в тряпку с бензином и потом поджигая и т.д. Мы должны предостеречь наших читателей и сказать прямо: как правило, шаманские пляски и заклинания вокруг костров имеют плачевный исход. Во-первых, свеча выходит из строя и Вы со спокойной совестью завещаете ее потомкам, которые, может быть, ее реанимируют передовыми технологиями. Второй случай будет иметь более тяжелые последствия — свеча вследствие перегрева получает скрытый дефект, то работает, то нет, без видимых причин. Современный скутерист (не имеющий предрассудков) для чистки электродов применит специальную щетку по металлу и правильно сделает. Щетка доступна по цене и проста в обращении, а главное — легко снимает нагар, не повреждая защитное покрытие электродов.
Всегда возите с собой в запасе 1-2 запасных, заведомо исправных свечей и свечной ключ. Они довольно часто могут давать перебои в пути и будет неприятно тащить скутер в руках! При завинчивании новой свечи, ее резьбу можно немного натереть графитовым карандашом. Это позволит без труда вывернуть ее при следующем ТО.
Свеча — это хороший индикатор работы двигателя.
По состоянию ее электродов можно определить качество горючей смеси, установку угла опережения зажигания, правильность выбора марки свечи.На рисунках ниже показаны состояния свечей и «болезни» приведшие к этому:
Рис 1. Светло-коричневый нагар . Нормальная работа свечи. | Рис 2. Бархатистый нагар черного цвета. | Рис 3. Черный масляный нагар |
Рис 4. Толстый слой рыхлых отложений | Рис 5. Отложения красного цвета | Рис 6. Оплавление центрального электрода |
С помощью таблицы ниже, Вы сможете определить правильность выбора свечи, качество топлива и т.д., найти неисправность:
Состояние свечи, номер рисунка | Причина | Сопутствующие признаки | Способы устранения неисправности |
Рис 1. Светло-коричневый нагар . | Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо. | Расход топлива и масла в норме. | По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор. |
Рис 2. Бархатистый нагар черного цвета . | Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора. Неисправность автоматической термозаслонки. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Возможно, трудности с пуском на горячую. | Отрегулировать карбюратор. Отремонтировать автоматическую термозаслонку. |
Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов). | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с пуском на холодную и на горячую. | В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если неплотность клапанов — требуется их притирка или замена. | |
Загрязнен воздушный фильтр. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. При сильном загрязнении — неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на горячую. | Заменить или промыть воздушный фильтр. | |
Неправильная установка зазора, неисправность свечи. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. | Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую. | |
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом. | |
Рис 3. Черный масляный нагар . | Повышенная подача масла маслонасосом или его неисправность (для 2-х тактных двигателей) | Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя. | Отрегулировать или отремонтировать маслонасос |
Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей) | Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней. | ||
Рис 4. Толстый слой рыхлых отложений. | Низкое качество бензина или масла. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Сменить используемое масло или топливо. |
Рис 5. Отложения красного цвета. | Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. | Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Сменить используемое топливо. |
Рис 6. Оплавление центрального электрода. | Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом. |
Низкооктановое топливо. | Снижение мощности двигателя, детонация. | Заменить топливо. | |
Неисправность системы охлаждения. | Перегрев двигателя. | Срочно проверить и исправить систему охлаждения. |
13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.
ВАЗ-2107 «Семерка»
Свежие записи
- Как поменять передние тормозные колодки
- Регулировка клапанов ВАЗ-классика
- Как прокачать тормоза
- Особенности вождения ВАЗ зимой
- Как следить за вазовской классикой зимой
Свечи зажигания для ВАЗ-2107
Свечи зажигания — не только важный элемент, от которого зависит работа двигателя, но и хороший инструмент диагностики. По состоянию свечей можно узнать о правильности работы двигателя, настройке системы зажигания, качестве используемого бензина. В машинах ВАЗ с карбюратором и контактной системой зажигания используются свечи А17ДВ, хотя подойдут свечи других производителей: NGK, Champion, Brisk, Bosh с теми же параметрами, что и А17ДВ резьба М14×1.25, длина резьбовой части 19 мм, тепловой конус должен выступать за корпус свечи. Для бесконтактной системы зажигания следутет использовать свечи А17ДВ-10.
Зазоры в свечах зажигания
Зазоры в свечах зажигания следует выставлять в зависимости от системы зажигания и системы питания. Если зазор у свечей будет больше, чем требуется увеличится расход бензина, если зазор будет меньше требуемого машина будет дергаться на небольших оборотах.
Согласно руководству по эксплуатации ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, зазор между электродами свечей зажигания для контактной системы зажигания (КСЗ) должен составлять 0,5-0,6 мм, для бесконтактной системы зажигания (БСЗ) — 0,7-0,8 мм, зазоры свечей в инжекторном двигателе — 1,0-1,3 мм.
Летом зазор в свечах зажигания можно немного увеличивать, зимой — уменьшать, буквально на 0,1-0,15 мм.
Диагностика двигателя с помощью свечей зажигания
Свечи зажигания — простейший инструмент правильности работы двигателя, прежде всего систем питания (подачи топлива) и систем зажигания. Лучше всего проверять свечи на горячем двигателе после некоторого пробега. На правильно работающем двигателе с настроенной системой зажигания и карбюратором выкрученные свечи должны быть с небольшим количеством светло-коричневого налета, электроды должны быть чистыми и неповрежденными.
Ниже несколько вариантов состояния свечей, по которым можно сделать выводы о работе двигателя:
- электроды свечей покрыты черным нагаром — топливная смесь переобогащенная, необходимо проверить карбюратор.
- электроды свечей покрыты белесым налетом — топливная смесь слишком бедная
- выгоревшие электроды могут быть из-за неправильно подобранного типа свечей, слишком раннего угла зажигания, использования плохого бензина (с низким октановым числом)
- замасленные электроды — как правило проявляется на двигателе с возрастом и говорят о необходимости ремонта поршневой группы.
Замена свечей зажигания
Свечи зажигания на нормально работающем вазовском двигателе ходят до 30 тысяч километров пробега, но после каждых 10 тыс. пробега необходимо выкручивать, проверять и очищать свечи.
При проверке и замене свечей зажигания на автомобиле ВАЗ необходимо быть аккуратным — очищать посадочные места перед выворачиванием свечей, чтобы грязь не попала в цилиндры двигателя; вкручивать свечи также аккуратно, не прикладывая излишних усилий, потому что корпуса свечей стальные а головка блока цилиндров — алюминиевая.
При замене свечей зажигания имеет также проверять и другие элементы системы зажигания.
А17дв для какого двигателя
Работоспособность электронной системы зажигания и двигателя
обеспечиваются при строгом совпадении полярности магнитов маховика:
северный (N) полюс магнита должен находиться напротив шпоночного
паза. Проверку полярности магнита можно произвести с помощью компаса
или магнита с заранее известной полярностью. Одноименные полюса (N:N
или S:S) магнитов отталкиваются, разноименные (N:S или S:N) – притяги-
ваются. Полярность магнитов необходимо проверять при замене маховика
на новый.
Установка угла опережения зажигания. При необходимости перво-
начальную установку угла опережения зажигания производите по совме-
щению специальных меток на статоре магдино и картере двигателя. При
совмещении указанных меток на работающем двигателе угол опережения
зажигания должен составлять (24
±1°) при частоте вращения коленчатого
вала от 4000 до 4500 об/мин.
Техническое обслуживание свечей зажигания. Проверку техниче-
ского состояния свечей проводите через каждые 25 часов работы двигателя
или 500 км пробега снегохода.
Удалите грязь из гнезд свечей и выверните свечи. Посмотрите, нет
ли трещин на изоляторах, обратите внимание на характер нагара, а также
на состояние электродов и зазор между ними. Свечи, имеющие механиче-
ские повреждения и обгорание электродов, замените.
Налет коричневого цвета на тепловом конусе изолятора свидетель-
ствует об оптимальном режиме работы свечей, и такие свечи в очистке
не нуждаются. Обильное отложение нагара черного цвета на тепловом
конусе изолятора и внутри камеры свечи указывает на неправильную ре-
гулировку карбюратора – обогащенная смесь. Белый или светло-серый
цвет теплового конуса, растрескивание изолятора, обгорание электродов
свечи свидетельствует о перегреве свечи, что связано с регулировкой
карбюратора на бедную смесь или изменение угла опережения зажига-
ния. В этих случаях необходимо произвести регулировку карбюратора и
установку угла опережения зажигания.
Имейте в виду, что продолжительная работа двигателя на малых
оборотах ведет к интенсивному образованию на тепловом конусе изолято-
ра свечи нагара черного цвета, по которому можно сделать неправильное
суждение о работе свечей.
Самоочищение свечей после длительной работы двигателя на ма-
лых оборотах можно производить перегазовкой двигателя на оборотах,
соответствующих показаниям спидометра 25. 30
3. 5 секунд. Рукоятка переключения реверса должна находиться при этом
в нейтральном положении.
Свечи с нагаром очистите стеклянной шкуркой зернистостью 5. 8
мкм на бумажной основе, а затем промойте в бензине и просушите. Затем
отрегулируйте искровой зазор между электродами подгибанием бокового
электрода без нажима на центральный электрод. Величина зазора для
свечей А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-10 должна быть в пределах 0,5. 0,6 мм.
Одновременно с очисткой свечи следует очищать от копоти и грязи внут-