Как и когда использовать торможение двигателем
Как и когда использовать торможение двигателем?
Абсолютно для всех водителей крайне важно знать, что значит торможение двигателем на механике и автомате. Нажимая на газ, вы, конечно же, увеличиваете обороты, но как только вы отпускаете эту педаль, при этом не выжав сцепление, и оставив на месте передачу, к двигателю сразу же перестает поступать горючее. Однако он все также получает крутящий момент от трансмиссии, и, становясь потребителем энергии, тормозит трансмиссию и колеса автомобиля.
Когда следует тормозить двигателем?
Когда так происходит, из-за инерции всего автомобиля на передние колеса действует большая нагрузка. Между ведущими колесами с помощью дифференциала происходит вполне равномерное распределение тормозящего усилия. Что приводит к повышенной стойкости как на поворотах, так и на спусках. Нельзя сказать, что это очень полезно для автомобиля, вернее для конструкций, участвующих в этом действии, но иногда без такого типа торможения не обойтись.
Такой способ рекомендуется применять в качестве профилактики от заносов на крутых поворотах, особенно это актуально в горной местности или же на скользком или мокром покрытии. Если не обеспечивается должное сцепление с дорожным покрытием, тогда необходимо выполнить комплексное торможение, сначала двигателем, а потом с помощью рабочей системы.
В некоторых случаях можно применить торможение с помощью двигателя, если отказала тормозная система. Но при этом следует учитывать то, что такой метод слабо поможет на затяжных спусках, так как авто будет набирать скорость до самого конца спуска. Если же вы все-таки оказались в такой ситуации, тогда нужно использовать несколько подходов, например, подключайте к участию и стояночный тормоз, причем нельзя резко переходить на низкие передачи.
Как правильно тормозить двигателем на АКПП?
Торможение двигателем на АКПП происходит следующим образом:
- включите овердрайв, в этом случае произойдет переключение АКПП на третью передачу;
- как только скорость снизится и будет менее 92 км/ч, следует изменить положение переключателя на «2», как только вы это сделаете, сразу же произойдет переключение на вторую передачу, именно это и способствует торможению двигателем;
- далее установите переключатель в положение «L» (скорость авто не должна превышать 54 км/ч), это будет соответствовать первой передаче и сможет обеспечить наиболее максимальный эффект такого вида торможения.
При этом стоит помнить о том, что рычаг коробки передач хотя и можно переключать на ходу, но только в определенные положения: «D»-«2»-«L». В противном же случае разные эксперименты могут привести к весьма печальным последствиям, вполне возможно, что придется ремонтировать или даже полностью менять всю АКПП. Особенно опасно переключение автомата на ходу в положения «R» и «P», так как это приведет к жесткому торможению двигателем и возможно серьезной поломке.
Также стоит быть предельно осторожным на скользких поверхностях, так как резкое изменение скорости может оказаться причиной заноса авто. И ни в коем случае не переключайтесь на пониженную передачу, если скорость превышает указанные значения («2» – 92 км/ч; «L» – 54 км/ч).
Торможение двигателем на механике – как это сделать?
Водителям, в чьем распоряжении находятся машины с механикой, стоит действовать по нижеуказанной схеме:
- отпустить педаль газа;
- выжать сцепление;
- затем выключаем повышенную передачу, т.е. ставим на нейтральную;
- отпускаем сцепление и сразу же нажимаем газ, передача при этом остается нейтральной;
- выжать сцепление и переключить МКПП на пониженную передачу;
- отпустить сцепление.
Бывают случаи, когда появляется шум при торможении двигателем, вполне возможно, что стоит обратить внимание на защиту картера, так как, применяя подобный вид торможения, двигатель может немного просесть и, соответственно, касаться этой защиты, что и является причиной возникновения разных звуков. Тогда ее просто необходимо немного выгнуть. Но кроме этого могут быть и более серьезные причины, такие как проблема с подшипниками опорного вала. Так что лучше сделать диагностику автомобиля.
Как правильно тормозить: двигателем или тормозами?
Недавно гость сайта нашей школы задал вопрос: «Как правильно тормозить на скользкой дороге? Двигателем или с помощью штатных тормозов?» Еще часто спрашивают, как правильно тормозить на механике — об этом читайте в отдельной статье.
А про двигатель и тормоза краткий ответ таков: на любой дороге, и на скользкой в том числе, можно и нужно тормозить разными способами в зависимости от дорожной ситуации и задач, которые вы как водитель перед собой ставите. Но хочется ответить на вопрос с пользой для вас, так что расскажу подробнее и обо всем по порядку…
Немного о терминологии
Дорогой читатель, чтобы нам правильно понимать друг друга и не запутаться в терминах, для начала я расшифрую их смысл.
Торможение двигателем
Это, как известно, последовательность торможений: сначала бампером, затем капотом, потом радиатором и, наконец, двигателем :))) Шучу! Хотя, и этот способ имеет право на жизнь и называется контактным торможением.
Торможение двигателем — замедление с помощью отпускания педали газа при включенной передаче.
Торможение двигателем может применяться кратковременно: например, вы пропускаете перестраивающийся перед вами автомобиль и отпускаете педаль газа, после чего разгоняетесь. А может применяться и длительно: за несколько сотен метров до светофора вы отпускаете педаль газа и катитесь по инерции почти до полной остановки, после чего останавливаете машину легким нажатием на тормоз. В простом варианте это торможение на одной и той же передаче, а в более сложном и полном варианте подразумевается включение понижающих передач по мере снижения оборотов двигателя.
Торможение рабочим тормозом
Торможение рабочим тормозом – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при трансмиссии, разъединенной с двигателем. Другими словами, это торможение при нажатой педали сцепления или на нейтральной передаче, когда двигатель никак не участвует в замедлении автомобиля.
Понятно, что такое торможение используется только на автомобилях с механической коробкой передач. Правда, истории известны времена, когда европейские водители и на «автоматах» включали нейтраль перед началом торможения, но на то были особые причины, и сегодня в этом нет никакого смысла. А на машинах с «механикой» торможение на нейтрали или с выжатой педалью сцепления по сей день часто используется автолюбителями, что по разным причинам не является грамотным и безопасным вождением.
С точки зрения безопасности торможение рабочим тормозом допустимо совсем в немногих ситуациях и вот в каких:
- торможение на малой скорости перед моментом остановки;
- подтормаживание после старта под гору при необходимости поддержания малой скорости (менее 5 км/ч);
- экстренное торможение на автомобиле с АБС и механической коробкой передач.
Комбинированное торможение
Комбинированное торможение – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при включенной передаче. Это наиболее безопасный и эффективный способ торможения.
Как вы понимаете, на автомобиле с «автоматом» при нажатии на тормоз имеет место именно этот вид торможения, поскольку «автомат» сам не переходит в режим нейтрали. Аналогично торможению двигателем, в простом и коротком варианте это торможение на одной передаче, а комбинированное торможение в полном варианте выглядит как нажатие на педаль тормоза с постепенным понижением передач. Такой способ замедления в большей степени актуален для автомобилей с «механикой» и свидетельствует о высоком уровне мастерства вождения. Но большие любители могут это делать и на «автомате» при наличии ручного режима переключения – это только добавит очков в копилку вашего запаса безопасности.
Как лучше тормозить: двигателем или тормозами?
Вернемся к вопросу «Как мне правильно тормозить на скользкой дороге (например, гололед)? Двигателем или с помощью штатных тормозов?» Если вопрос про служебное, повседневное торможение, то под фразой «с помощью штатных тормозов» надо понимать именно комбинированное торможение, поскольку торможение рабочим тормозом в чистом виде применять опасно и неграмотно. Но в вопросе упоминается про АБС, которая вступает в работу при экстренном торможении, и тут торможение двигателем в чистом виде неприменимо.
Торможение двигателем и торможение с АБС приводят к совершенно разным результатам, поскольку они дают разное по интенсивности замедление. И в этом их основное отличие.
Торможение с АБС – экстренное, происходит на грани сцепных возможностей шин с дорогой и, тем самым, обеспечивает максимально интенсивное замедление и кратчайший тормозной путь автомобиля.
Торможение двигателем – штатное, имеет наименьшую интенсивность среди прочих способов торможения и обеспечивает максимальный тормозной путь машины. Остановку машины по инерции при движении на нейтральной передаче – так называемый выбег автомобиля – в расчет не берем.
Поэтому вопрос «как лучше тормозить – двигателем или тормозами?» можно перефразировать так: «как лучше тормозить – плавно или интенсивно?»
Своей ситуации – свое торможение
Так как же лучше-то? Плавно или интенсивно? Сложно однозначно сказать 🙂
Например, вы едете по скользкой дороге по городу, видите в 500 метрах перед собой красный сигнал светофора и принимаете решение начать замедление. Если примените торможение с АБС, то машина остановится явно не с той интенсивностью и не в том месте, где вы планировали 🙂 Ведь при скорости 60 км/ч на снегу и зимних шинах тормозной путь с АБС составит около 70 метров. Это, конечно, если ваш авто обут по сезону, и у вас хорошее сцепление шин с дорогой.
А торможение двигателем в этой ситуации подошло бы лучше всего: отпускаете газ и плавно замедляетесь, понижая передачи по мере снижения оборотов двигателя. Если вы точно рассчитали скорость и место начала торможения, то машина подъедет к светофору с минимальной скоростью, и вам останется лишь прикоснуться к педали тормоза, чтобы остановить ее. Если же вы видите, что на одном двигателе машине не хватит места для остановки, то можно дозированно нажать на педаль тормоза и чуть усилить замедление.
Но вот ситуация обратная: на загородную дорогу выскакивает лось и останавливается у вас на пути. Либо в городе на дорогу неожиданно для вас выбегает человек и вдруг падает у вас на пути. Либо водитель спереди резко останавливается без видимых для вас причин, как часто, кстати, случается в Москве в левом ряду МКАД 🙂 Либо вы подъезжаете к закрытому повороту на привычной для вас скорости, но вдруг обнаруживаете у вас на пути сломанный автомобиль. И так далее…
Тут, как вы понимаете, никакое торможение двигателем не спасет 🙂 Поэтому бьем по педали тормоза, слушаем «стрекотание» АБС и надеемся, что места на дороге все же хватит для безаварийной остановки.
Таким образом, для своей дорожной ситуации – свой способ торможения:
- много места для остановки – тормозите двигателем;
- если двигателя не хватает – добавляйте нажатие на педаль тормоза;
- немного места – сразу тормозите комбинированно – тормозом на включенной передаче;
- а если места ну совсем мало, тормозите с АБС – сцепление и тормоз в пол!
Торможение с АБС — как раз тот случай, когда не возбраняется выжим педали сцепления при торможении. Почему? Потому что когда «тормоз в пол», двигатель уже ничем не поможет, а вот сам заглохнуть может в два счета. Поэтому проще всего сразу выжимать педаль сцепления, что, кстати, и сами производители рекомендуют делать, и все современные школы водительского мастерства.
Как правильно тормозить или как правильно думать?
Итак, способ торможения зависит от ситуации на дороге. Но я предполагаю, что многим водителям хочется как можно меньше тормозить с АБС и как можно чаще замедляться плавно и спокойно. А это означает только одно: нужно избегать ситуаций, в которых потребуется экстренное торможение. Поэтому вопрос «как правильно тормозить» сводится к вопросу «как избежать неожиданных препятствий на дороге». Ведь если ситуация уже произошла, то мы не можем подстроить ее под желаемый способ торможения. Тут мы можем только выбрать подходящий способ торможения, подстроиться под ситуацию. Но вы можете подстраивать ситуацию на дороге под себя до того как она произошла! Как? Путем обычного прогноза. Для этого вам понадобится следующее:
- взгляд на дорогу как можно дальше
- внимание на дорогу, а не на смс, которую вы набираете за рулем 🙂
- внимание как на дорогу, так и на прилегающие территории, особенно те, которые скрыты от взгляда (припаркованные машины, здания, зеленые насаждения и т.п.)
- безопасная дистанция до впереди идущей машины
- отказ от попыток догнать или обогнать поток машин
В результате вам останется правильно использовать полученную информацию и предугадать возможные последствия. Фишка в том, что вы сможете распознавать возможные осложнения на пути сильно заранее, и понятия «неожиданно» или «вдруг» для вас просто перестанут существовать. И тогда вы будете начинать торможение тоже заранее, на большем расстоянии до препятствия. А значит, правильно и своевременно анализируя дорожную обстановку, вы сможете позволить себе вместо молниеносного удара по педали тормоза лишь отпускать педаль газа.
Выходит, безопасно тормозить означает правильно думать.
Самое безопасное торможение — плавное
Конечно же, на скользкой дороге, да и не только на скользкой, безопаснее тормозить как можно «длиннее», то есть, как можно плавнее. А поскольку двигатель замедляет машину всегда плавнее и «длиннее», чем тормоза, то наиболее безопасно именно торможение двигателем. Но именно из-за разной длины тормозного пути, а не из-за чего-то еще. Поэтому вы не можете просто взять и заменить одно торможение на другое. Чтобы тормозить двигателем, вы должны в первую очередь придерживаться такой манеры езды, которая позволит вам обходиться без педали тормоза. Ну или не полностью обходиться без тормозов, а по крайней мере использовать их реже и с меньшей интенсивностью. И ключ к этому — раннее торможение!
Когда необходимо тормозить двигателем?
Резкую потерю тормозными колодками своего функционала ощущать неприятно. Жмешь на педаль, а она все дальше уходит к полу: автомобиль, еще недавно прекрасно замедлявшийся, вдруг перестает слушаться, словно кто-то смазал колодки маслом. Такое часто случается на специализированных полигонах, где практикуются в спортивном вождении.
Пилоты с досадой констатируют, что «тормоза поплыли» и сбрасывают скорость, что, естественно, сказывается на результатах. Но лучше колодки и тормозную жидкость до перегрева не доводить. Для этого водители давным-давно выработали приемы облегчения жизни тормозам с помощью двигателя и трансмиссии.
Даже сейчас, с появлением жаростойкой керамики и композитных материалов, торможение двигателем не потеряло актуальности и на спортивных машинах.
А в повседневной жизни тормоза и подавно требуют бережного отношения. Если впереди долгий спуск с горы со множеством поворотов, как на черноморском побережье, то неумелыми действиями водитель способен перегреть колодки и вскипятить тормозную жидкость. В какой-то момент окажется, что машина замедляется с гораздо меньшим энтузиазмом, чем хотелось бы. А угрожающая пропасть уже близко!
Поэтому на спусках рекомендуется ездить только с включенной передачей коробки, чтобы удерживать скорость на приемлемом уровне.
Первая передача, как правило, используется для торможения в редких случаях – для медленного сползания с очень крутых склонов.
На второй ступени механической коробки спуск возможен на скоростях до 45 км/ч. На третьей – до 65-75 км/ч. А на четвертой – до 80-90 км/ч.
Чаще всего для торможения применяют, конечно же, вторую. Если владеете техникой перегазовки, включить ее можно на скоростях до 50-60 км/ч без вреда для техники. Через несколько секунд сопротивление трансмиссии и двигателя опустит скорость до «сорока».
Полезно ли так нагружать мотор и трансмиссию? Если в реальной жизни носиться, как на треке, то частые переключения передач под нагрузкой быстро убьют сцепление и синхронизаторы коробки, да и мотору мало не покажется. А это все дорогие агрегаты.
Но в режиме повседневной езды, если включать пониженные передачи плавно, без ударов и рывков, никакого вреда для трансмиссии и силового агрегата не будет. Наоборот, грамотное торможение двигателем даже поможет оздоровить технику.
Использовать силовой агрегат для замедления бывает полезно по трем причинам. Если на склоне включить передачу и отпустить газ, то электроника отсекает подачу горючего. Мотор раскручивается только за счет действия сил инерции и гравитации. Такой спуск экономит топливо.
Кроме того, высокие обороты позволяют улучшить подачу масла. Насос интенсивно прокачивает его через систему смазки: в особенности это хорошо для турбированных двигателей.
Высокие обороты помогают прокачать и вакуумный усилитель, отвечающий за эффективность тормозной системы. Правда не у всех машин, а только у тех, что имеют механический насос.
Так что в горах, чтобы не давиться горькой вонью подгоревших колодок и не пугаться непривычного поведения педали, лучше заблаговременно притормозить двигателем. Но все хорошо в меру – иначе вместо колодок придется менять сцепление и коробку.
Торможение двигателем
Автомобильный двигатель разработан таким образом, чтобы постоянно стремиться работать при минимальных оборотах (это состояние известно как холостой ход). При нажатии на педаль газа мы заставляем двигатель работать быстрее, но как только мы отпускаем педаль, обороты минимизируются. И если машина движется на передаче, то при снижении частоты вращения ход замедляется. Это и называют торможением двигателем.
Процедура эта крайне удобная, т. к. позволяет управлять транспортным средством с помощью одной лишь педали газа. Добавив газ, мы разгоняем машину, а сбавив, наоборот, замедляем. Характерно, что на разных передачах скорость замедления разная, что является следствием закона о передаточных числах.
Скорость замедления
На первой передаче скорость, как известно, минимальная, а вот сила максимальная. По этой причине именно на ней проще всего разогнаться и предельно быстро спровоцировать замедление.
На четвертой передаче скорость предельная, но вот замедление, напротив, минимально, т. к. двигатель уже с трудом воздействует на транспортное средство. Следовательно, нет причин ждать замедления на четвертой передаче, в то время как можно включить третью, и процесс ускорится. После включения второй замедление ускорится еще больше.
В итоге у нас следующее: во время торможения необходимо подождать снижения частоты оборотов и включить низшую передачу.
Для этого есть две причины.
- После этой процедуры двигатель уже не будет функционировать с высокой частотой оборотов.
- На низких оборотах снижается усилие двигателя и, как следствие, снижается эффективность процесса торможения.
Более того, в ходе такого торможения вы сможете перед каждым переключением передачи добавлять газ, благодаря чему повысится плавность движения. А если отпустить сцепление без газа, то повысится скорость замедления. Прибегнув ко второму способу, будьте предельно осторожны со сцеплением, дабы не спровоцировать рывковые замедления.
Когда может понадобиться такое торможение?
Тормозят двигателем в тех случаях, когда пропадают тормоза, а все предпринятые водителем попытки исправить ситуацию не дали никакого результата. В отсутствие тормозов автомобиль из верного «железного коня» превращается в источник повышенной опасности.
Если с вами такое произошло, то в точности повторите описанный выше алгоритм действий.
Не переключайтесь с четвертой передачи сразу на первую, ведь это может стать причиной ухода машины в занос. После этого ее развернет или даже вынесет на встречную полосу под колеса проезжающего мимо многотонного грузовика. Снижайте передачи постепенно, а после минимизации скорости дотормаживайте посредством стояночного тормоза.
Сильные и слабые стороны методики
Торможение двигателем часто является причиной серьезных споров, ведь у методики есть как поклонники, так и противники. Но мы попытаемся объективно оценить сильные и слабые стороны такого торможения.
- повышение устойчивости к заносам;
- профилактика функциональности системы тормозов;
- возможность эффективного маневра при плохом сцеплении с дорожным полотном;
- возможность быстрой остановки двигателя в случае неисправности.
Но есть и недостатки, среди которых:
- стоп-сигнал никак не реагирует на действия водителя;
- в случае неграмотно выполненного маневра растет риск заноса;
- интенсивность расхода масла увеличивается;
- растет нагрузка на двигатель.
Торможение на спусках
Если экстренная ситуация произошла на затяжном спуске (а он и без этого является крайне опасным участком дороги), то попытайтесь применить комбинацию «контактное торможение + двигателем». Подайте световой сигнал автомобилю, едущему впереди вас, чтобы он притормозил, и упритесь ему в бампер. Конечно, это опасно, но не так, как ДТП с весьма непредсказуемыми последствиями.
Еще один важный момент. У дизельных двигателей коэффициент сжатия в полтора раза превышает аналогичный у бензиновых, поэтому и тормозят они несколько эффективнее.
Если вы человек неопытный, то лучше возьмите несколько уроков по торможению двигателем. Если использовать эту методику неправильно, то ускорится износ элементов синхронизаторов, вследствие чего автомобиль быстро выйдет из строя.
И в качестве заключения – детальный алгоритм действий при торможении.
- Отпустите педаль газа.
- Выжмите сцепление.
- Выключите повышенную передачу.
- Отпустите сцепление и выжмите акселератор (при выключенной передаче).
- Выжмите сцепление.
- Включите низшую передачу.
- Отпустите сцепление.
Вот и вся хитрость. И знайте, что умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый – как его предотвратить.
Видео о том, как правильно тормозить двигателем, специально для посетителей нашего автопортала vodi.su