Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследование двигателей ПС-90А

Исследование двигателей ПС-90А

Двигатель №3492036В1Р1
Наработал после последнего ремонта 1933 часа, 452 цикла, снят с самолета по помпажу и повреждению рабочих лопаток КВД.

Причиной помпажа двигателя явилась поломка малой цапфы лопатки направляющего аппарата (НА) 1 ступени КВД с последующим повреждением рабочих и направляющих лопаток компрессора.
Причинами поломки малой цапфы лопатки НА 1 ступени КВД явились заклинивание сферического соединения, повышенный неравномерный износ в комплекте и, как следствие, перераспределение нагрузки (см. фото).

Основные мероприятия по исключению дефекта:

  • с июня 2004 г. на новые и ремонтные двигатели вместо металлического кольца сферического внедрено кольцо из композиционного материала Ф4К15М5;
  • с июня 2004 г. вместо втулки сферической внедрена втулка с измененной конфигурацией и геометрией;
  • с августа 2004 г. введен 100% ЛЮМ — контроль лопаток НА 1 ступени КВД при ремонте.

Двигатель № 3389013Р1
Наработал после ремонта 1251 час, 245 циклов, снят с самолета В полете произошло самовыключение двигателя, после посадки в базовом аэропорту при осмотре выявлено отсутствие кинематической связи коробки приводов с ротором КВД из-за разрушения деталей центрального привода.

Потеря кинематической связи между ротором КВД и коробкой приводов произошла из-за поломки зубчатого колеса (см. фото).

Основные мероприятия по исключению дефекта:

  • внедрено зубчатое колесо с увеличенной толщиной полотна: с 9 мм до 13 мм;
  • установлен новый эталон на зачистку и заполировку фасок во впадине зуба, в производстве выполняется перепроверка зубчатых колес на соответствие новому эталону;
  • с ноября 2004 г. в ведомости доработок и ремонта и внесено извещение , предусматривающее замену зубчатого колеса на усиленное;
  • выполнен анализ всего парка двигателей на наличие зубчатых колес, изготовленных без учета . Выявлен один такой двигатель, который отстранен от эксплуатации.

А.Ф.Евтеев,
начальник конструкторского отдела исследования дефектов ОАО «ПМЗ»

  • АО «ОДК-ПМ»
  • Экзаменационный центр
  • Центр оценки квалификаций
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Контакты для СМИ
  • Исполнительный орган общества АО «ОДК»
  • Продукция
  • Обслуживание
  • Для поставщиков
  • Обратная связь
  • ОДК-ПМ в соцсетях
  • Контакты
  • Правовая информация
  • Противодействие коррупции

Copyright © 2021 АО «ОДК-Пермские моторы», Защита информации, Правила

Значение слова «помпаж»

  • Помпа́ж (фр. pompage)

Помпаж (авиация) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя

Помпаж (трубопроводный транспорт) — неустойчивая работа насоса (компрессора)

помпа́ж

1. (в авиации) срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя ◆ Ох уж этот помпаж! Скоро нам удалось различить два типа «срыва» в работе двигателя, два типа помпажа компрессора, которые явились причиной «срыва», заглохания двигателя. Лидия Кузьмина, ««Пламенные моторы» Архипа Люльки», 2015 г.

2. (в трубопроводном транспорте) неустойчивая работа насоса (компрессора)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова хроматография (существительное):

Синонимы к слову «помпаж&raquo

Предложения со словом «помпаж&raquo

  • Значительное удаление прямого скачка уплотнения от плоскости входа воздухозаборника вызывает помпаж двигателя.

Понятия со словом «помпаж»

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «помпаж»
  • Цитаты со словом «помпаж» (подборка цитат)
Предложения со словом «помпаж&raquo

Значительное удаление прямого скачка уплотнения от плоскости входа воздухозаборника вызывает помпаж двигателя.

Первый же полёт закончился нажатием красной рукоятки катапульты – произошёл помпаж двигателя из-за излишне резкого скольжения на скорости около 780 км/час.

Резкие колебания давления и расхода воздуха в воздухозаборнике могут вызвать помпаж компрессора и повышение температуры газа перед турбиной или самовыключение двигателя.

Синонимы к слову «помпаж&raquo
  • входное устройство
  • срыв потока
  • аэродинамическое сопротивление
  • центробежный компрессор
  • устойчивость и управляемость
  • (ещё синонимы. )
Правописание
  • Как правильно пишется слово «помпаж»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Помпаж на взлете

В Ярославской области, где накануне разбился Як-42, перевозивший хоккейный клуб «Локомотив», объявлен трехдневный траур. Следствие, не обнаружив на месте аварии следов взрывчатки, исключило версию о теракте. Топливо, которым был заправлен самолет, отправлено на экспертизу, но как считают участники расследования, скорее всего, к ЧП могли привести отказ техники или ошибки, допущенные пилотами.

В четверг на месте катастрофы были найдены тела всех 43 погибших, которые отправили в морг, где будет проводиться опознание. Хоккеист Александр Галимов и борттехник Александр Сизов, которые выжили в аварии, по-прежнему находятся в тяжелом состоянии в больнице, и следователи пока не смогли их опросить. Впрочем, показания потерпевших вряд ли помогут установить картину происшедшего. Гораздо большую надежду представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и СКР возлагают на данные бортовых самописцев, которые сегодня должны извлечь из обломков и отправить на расшифровку в Москву.

Читать еще:  Датчика температуры двигателя freelander
«Казалось, что каждый взлет и каждая посадка — это нечто непредсказуемое»

Замглавы Минтранса России Валерий Окулов сообщил, что емкости с топливом, которым был заправлен Як-42, были опечатаны следователями, а образцы керосина уже отправлены на экспертизу. При этом замминистра дал понять, что, очевидно, качество топлива не повлияло на развитие аварийной ситуации. По сведениям “Ъ” из правоохранительных органов, в день трагедии им было заправлено еще несколько самолетов, полеты которых прошли вполне благополучно. По словам господина Окулова, в качестве основных версий рассматриваются отказ техники и так называемый человеческий фактор — ошибки, допущенные пилотами. При этом в СКР отметили, что экспресс-пробы, взятые экспертами на месте катастрофы, показали, что никаких взрывчатых веществ там не было. Соответственно, была исключена и версия о возможном теракте.

«Сейчас идет работа: извлекают останки тел, фрагменты тел, ну, в общем, тут работа кипит»

Исключили специалисты и предположения о том, что к аварии могли привести погодные условия и длина полосы. «Аэропорт Туношна рассчитан на прием тяжелых транспортных самолетов. Полоса длиной 3 тыс. м, и этого хватило бы на то, чтобы “Як” взлетел трижды»,— сказал господин Окулов. По его словам, вполне благополучными были и метеоусловия: «Видимость 10 км, высокая облачность, дул слабый ветер».

Участники расследования подозревают, что катастрофа произошла из-за сбоя в работе двигателей Як-42. По их версии, скорее всего, самолет никак не мог набрать скорость в 215 км/ч, необходимую для безопасного отрыва от полосы, а тем более 400 км/ч, с которой Як-42 набирает высоту. Именно поэтому он катился по взлетке почти до самого торца ВПП. Учитывая, что машина уже проскочила так называемую точку принятия решения, тормозить экипаж не стал: удержать самолет на полосе все равно бы не удалось, а выскочив за нее, Як-42 с полными баками был обречен. Скорее всего, так и не набрав необходимую скорость, экипаж все-таки решил взлетать с торца ВПП, но после отрыва, как говорят эксперты, самолет «вышел на критический уровень атаки». Это привело к помпажу в двух двигателях.

Мир скорбит по погибшим хоккеистам. Фото

Помпаж — нарушение газодинамической устойчивости работы турбореактивного авиационного двигателя. Сопровождается хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов, задымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией.

Именно помпаж, как считают специалисты, очевидцы катастрофы приняли за взрыв самолета в воздухе. На самом деле, как считают эксперты, Як-42 оставался целым до самого столкновения с землей. Упал же самолет из-за того, что после экстренного взлета и помпажа двигателей ему элементарно не хватило запаса высоты. Кстати, по сведениям из Минтранса, последний плановый ремонт 16 августа на этом Як-42 был связан с заменой правого двигателя.

Явление помпажа двигателя самолета

  • Новости компании
  • Новости машиностроения
  • Новости судостроения
  • Новости военно-промышленного комплекса
  • Новости космической промышленности
  • Новости авиастроения
  • Новости строительного сектора
  • Интересные статьи
  • Технические статьи
  • Видео по сварке
  • Видео по ковке

Помпаж — явление крайне неприятное, могущее привести к полному разрушению двигателя и к гибели людей. Он вошел в нашу жизнь вместе с эрой реактивных самолетов, которая началась в 50-60-х годах прошлого века. Сейчас это явление уже не представляет абсолютно фатальной опасности. Благодаря накопленному опыту и техническим решениям помпаж двигателя самолета во многих случаях удается предотвратить, но это нарушение продолжает возникать и сегодня.

Двигатели пассажирских лайнеров

Вопреки широко распространенному убеждению, современные пассажирские лайнеры являются реактивными самолетами лишь на 20-30 процентов. Именно столько тяги дает реактивная составляющая современного турбовинтового мотора. Остальные 70-80 процентов получаются за счет тяги старого доброго винта, вращаемого турбиной. Правда, этот винт совершенно не похож на классические авиационные винты самолетов предыдущих поколений. Чтобы понять явление помпажа двигателя самолета, необходимо получить хотя бы минимальное представление об устройстве современного авиационного двигателя. Схема двигателя приведена на картинке.

Принцип работы авиационного двигателя

Современный двигатель, висящий, как правило, под крылом в красивом обтекателе-мотогондоле, конструктивно представляет собой двухконтурную систему. Внешний контур — это вентилятор, который действует фактически по принципу классического авиационного винта и представляет собой совокупность множества лопаток, что прекрасно видны в анфас каждого современного самолета. Второй задачей этого вентилятора является забор воздуха для внутреннего контура двигателя. Последний устроен значительно сложнее и представляет собой следующую цепочку взаимодействующих между собой агрегатов: уже упомянутый вентилятор нагнетает воздух в компрессор, который сжимает его до необходимых значений, затем нагретый и сжатый воздух поступает в камеру сгорания, где смешивается с авиационным керосином и воспламеняется.

Исходящие газы (продукты горения) крутят лопатки турбины, которая вращает вентилятор (они находятся на одном валу), после чего остаток выхлопных газов выбрасывается через сопло и добавляет тягу, действуя уже на реактивном принципе. Если убрать внешний контур – получится чисто реактивный двигатель, а так он — турбовинтовой. Ну, или турбовентиляторный – как кому больше нравится.

Читать еще:  Бесколлекторные двигатели схемы включения

Разумеется, это описание работы двигателя крайне упрощено. Авиадвигатель – сложнейшая техническая система. Если в мире существует много стран, способных проектировать и производить самолеты, то стран, обладающих технологиями разработки и производства турбовинтовых двигателей, значительно меньше.

Явление помпажа

Само слово pompage родом из французского языка и означает «перекачка», «нагнетание». Суть его – в нарушении нормального протекания воздуха в двигателе. Происходят его продольные колебания вдоль всего воздушного тракта, вызывающие дисбаланс в соотношении воздуха и топлива в камере сгорания. Если дисбаланс в пользу топлива — переобогащенная смесь взрывается, если дисбаланс в пользу воздуха – горение прекращается.

Внешне помпаж двигателя самолета выглядит как цепочка взрывов, сопровождаемых сильной вибрацией и выбросом пламени из сопла. Последовательность событий в этом процессе можно представить себе следующим образом: недостаток воздуха, переизбыток топлива в камере сгорания, взрыв в камере сгорания, резкое ускорение турбины, резкий скачок оборотов вентилятора, переизбыток воздуха, прекращение горения, снижение оборотов, опять недостаток воздуха. Цикл замкнулся.

Если все эти события повторяются неоднократно, вибрация и локальные взрывные явления способны привести к весьма печальным последствиям, включая авиационную катастрофу реактивного самолета.

Причины помпажа двигателя самолета могут быть различными. Наиболее распространенные – это повреждение лопаток турбины из-за износа или попадания постороннего предмета в воздухозаборник. Например, птицы или камня со взлетно-посадочной полосы. Также причиной могут являться ошибки экипажа, подача избыточного количества топлива при запуске, работа двигателя на предельных режимах, а также атмосферные явления типа появления вихрей или чрезмерно низкое давление при жаркой погоде.

Как предотвратить и устранить помпаж

На современных двигателях предусмотрены датчики, установленные на всем протяжении воздушных путей. На основании показаний датчиков встроенная автоматика незамедлительно вносит изменения в режим подачи топлива и параметры компрессора. В самом двигателе вместо одного применяются два или даже три вала, позволяющие обеспечить его устойчивую работу при возникновении помпажных явлений, разъединяя прямую связь вентилятора с турбиной.

Устранение помпажа турбины, если он возник в горизонтальном полете, производится простым временным отключением двигателя либо снижением его оборотов, после чего возможно провести так называемую «холодную продувку», то есть выдуть излишки топлива из камеры сгорания набегающим потоком воздуха.

Самое опасное – помпаж на взлете, когда пройдена точка принятия решения. Однако современные лайнеры способны продолжить взлет даже при одном отказавшем двигателе.

Устройство предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя (трдд) на взлетном режиме

Владельцы патента RU 2251012:

Устройство для предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме содержит расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека. Один из отсеков сообщается с наружным контуром, а другой через сопла — с окружающей средой. Между наружным контуром и промежуточным пространством установлены заслонки-воздухозаборники. Между промежуточным пространством и окружающей средой установлены сопла. Устройство снабжено датчиками соответственно приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления. Сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя. Изобретение позволяет уменьшить гидравлические потери в охлаждающем тракте при лучших весовых характеристиках устройства, предотвращающего помпаж авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме. 2 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения.

При эксплуатации авиационных ТРДД нередки случаи, когда при взлете самолета происходит помпаж двигателя. В результате создается аварийная ситуация, в лучшем случае происходит отмена рейса и досрочный съем двигателя для ремонта.

По оценкам FAA в США насчитывается 546, а во всем мире — 2200 двигателей с подобными недостатками. Общая стоимость операций по техобслуживанию и ремонту деталей ТРДД после помпажа на взлетном режиме оценивается в 8,7 миллиона долларов (см. Air et Cosmos, 2001, 11/V, №1795, р.31).

Основная причина помпажа при взлете самолета — уменьшение запасов устойчивой работы компрессора высокого давления (КВД) вследствие увеличения радиальных зазоров при работе двигателя на взлетном режиме после приемистости. Величины радиальных зазоров по ступеням КВД в течение нескольких десятков секунд после завершения приемистости значительно превышают расчетные величины. В результате происходит уменьшение запасов газодинамической устойчивости КВД, что в ряде случаев и приводит к помпажу двигателя на режиме взлета самолета.

Известен способ предотвращения помпажа (см. патент США №3267669, кл. 60-39.28, опубликован 23.08.66), в котором при начале помпажа перепускают часть топлива из топливной магистрали в топливный бак. Недостатком этих устройств является то, что они реагируют на уже произошедший помпаж и предотвращают его дальнейшее развитие, но при этом происходит значительное уменьшение тяги двигателя.

Читать еще:  Что такое двигатель ротакс

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является US Patent 4163366, MПK F 02 К 3/04, 1979, которое содержит расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека, один из которых сообщается с наружным контуром, а другой — с окружающей средой, установленные между наружным контуром и промежуточным пространством заслонки-воздухозаборники и между промежуточным пространством и окружающей средой сопла.

Предлагаемое устройство отличается тем, что оно снабжено датчиками соответственно приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления, сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя.

Недостатками прототипа являются:

— кольцевой охладитель, охватывающий корпус компрессора высокого давления, является внутренней обечайкой наружного контура. Воздух, входящий в промежуточный объем между наружным и внутренним контурами через входные отверстия и выходящий через выходные отверстия, протекает над корпусом компрессора с очень малой скоростью и не может эффективно охладить корпус компрессора. Поток воздуха осуществляется постоянно и на взлете и в полете. Скорость потока не регулируется;

— входные отверстия для ввода воздуха в промежуточный объем между наружным и внутренним контурами нерегулируемые;

— выходные отверстия также нерегулируемые.

Задача изобретения — предотвращение помпажа авиационного ТРДД в процессе взлета.

Техническим результатом предлагаемого устройства является предотвращение помпажа авиационного ТРДД посредством интенсивного охлаждения корпуса КВД в процессе взлета. Этот технический результат обеспечивается за счет того, что предлагаемое устройство для предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме содержит расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека, один из которых сообщается с наружным контуром, а другой — с окружающей средой, установленные между наружным контуром и промежуточным пространством заслонки-воздухозаборники и между промежуточным пространством и окружающей средой сопла, отличается тем, что устройство снабжено датчиками соответственно приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления, сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя.

На фиг.1 изображена схема предлагаемого устройства. На фиг.2 показана структурная схема управления.

Заявляемое устройство содержит: кольцевой охладитель 1, корпус 2 компрессора высокого давления (КВД), промежуточное пространство 3, заслонки-воздухозаборники 4, исполнительные механизмы 5 управления заслонками-воздухозаборниками, разделительную перегородку 6, регулируемые сопла 7, исполнительные механизмы 8 управления соплами, отсек 9 перед разделительной перегородкой, отсек 10 за разделительной перегородкой, датчик 11 приемистости, датчик 12 режима работы двигателя, САУ 13 двигателя.

Работа устройства заключается в следующем.

По сигналам датчика 11 приемистости и датчика 12 режима работы двигателя САУ 13 двигателя выдает сигналы на исполнительные механизмы 5 и 8 для открытия регулируемых сопел 7 и заслонок-воздухозаборников 4 для интенсивного охлаждения корпуса 2 КВД. Воздух из наружного контура через регулируемые заслонки-воздухозаборники 4 поступает в передний отсек 9 перед разделительной перегородкой 6 в промежуточном пространстве 3, а затем через кольцевой канал между охладителем 1 и корпусом 10 КВД выходит в отсек 10 за разделительной перегородкой 6. Из отсека 10 воздух выпускается в окружающую среду через регулируемые сопла 7. Величина скорости потока, обдувающего корпус КВД, определяется величинами площадей регулируемых сопел 7 и заслонок-воздухозаборников 4, которые устанавливаются на основании расчетных или экспериментальных данных и задаются в память САУ 13 двигателя. После завершения работы двигателя на взлетном режиме САУ 13 двигателя выдает сигналы на исполнительные механизмы 5 и 8 для прикрытия регулируемых сопел 7 и заслонок-воздухозаборников 4 для прекращения интенсивного охлаждения корпуса КВД и установления охлаждения корпуса, необходимого для поддержания минимальных величин радиальных зазоров в КВД на крейсерских режимах полета.

Предлагаемое устройство обеспечивает предотвращение помпажа ТРДД на взлетном режиме и, кроме того, может быть использовано для поддержания минимальных величин радиальных зазоров в КВД на крейсерских режимах полета.

Устройство для предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме, содержащее расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека, один из которых сообщается с наружным контуром, а другой через сопла — с окружающей средой, установленные между наружным контуром и промежуточным пространством заслонки-воздухозаборники и между промежуточным пространством и окружающей средой сопла, отличающееся тем, что устройство снабжено датчиками, соответственно, приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления, сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector