Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель ваз 1100 характеристики

ВАЗ-2108

ВАЗ-2108 «Спутник» (простореч. название «восьмёрка» [2] ) — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984—2004 годах [3] . Представлял собой базовую модель в семействе моделей Лада «Спутник». C 2004 года на конвейере автомобиль был заменён моделью ВАЗ-2113.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание конструкции
    • 2.1 Кузов
    • 2.2 Ходовая часть
    • 2.3 Подвеска
  • 3 Модификации
    • 3.1 Серийные
    • 3.2 Опытные и мелкосерийные
  • 4 Автоспорт
  • 5 Производство
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История [ править | править код ]

Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов. При этом даже в условиях европейской дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной проработанностью конструкции и технологии узлов привода колёс, рулевого управления, подвески силового агрегата. Однако поперечное расположение силового агрегата и передние ведущие колёса при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяли сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного. Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 годы на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей. [4] К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS [5] . 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.

Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года [6] , 22 декабря 1984 первые серийные ВАЗ-2108 сошли с конвейера [7] , а в первой половине 1985 года автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб. [8] 80% всех средств, выделяемых могущественному ГКНТ (Государственному комитету по науке и технике) для закупки лицензий и новых образцов оборудования для всех отраслей промышленности СССР, в то время осваивал ВАЗ. Всего было закуплено около 20. В частности, у фирмы Lucas — на передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель тормозов, у Zahnradfabrik — на реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, у Automotiv Prodax — на сцепление, у Way-Assauto — на стойки передней подвески, у Hardy Spicer — на шарниры равных угловых скоростей, у Solex — на карбюратор. Позднее купили балку задней подвески у Volkswagen.У Michelin приобрели лицензию и технологическое оборудование для производства бескамерной радиальной шины с металлокордом размерности 165/70R13 (позднее к ней добавился вариант с шириной профиля в 175 мм).Технологический партнер Fiat — фирма UTS — оказывала ВАЗу помощь в организации нового производства и налаживании оборудования [9] ВАЗ-2108 вписан в тайм-линию историй Porsche под названием The Lada Samara -1984 [10]

Описание конструкции [ править | править код ]

Кузов [ править | править код ]

Кузов ВАЗ-2108 имеет трёхдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Автомобиль обладает вариантами как пассажирского, так и грузопассажирского кузова. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляют собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой. Основные детали кузова штампуют из листовой малоуглеродистой стали. Толщина основных деталей кузова составляет 0,8 мм, а наружных панелей дверей и передних крыльев — 0,7 мм, усилителей 1-1,2 мм. Мелкие детали штампуют из стали толщиной 0,8-2,5 мм.

Ходовая часть [ править | править код ]

На автомобиле установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объёмом цилиндров 1100 см³, 1300 см³ или 1500 см³ (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров с распредвалом в головке цилиндров с приводом от зубчатого ремня. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат, установленный в моторном отсеке на трёх эластичных опорах.

В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырёх- или пятиступенчатая коробка передач. Полость картера коробки передач объединена с главной передачей. Крутящий момент от главной передачи передается на ведущие колеса через приводы передних колёс со ШРУСами. На автомобиль устанавливается рулевой механизм реечного типа.

Передний тормозной механизм — дисковый, открытый. Задний — барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. На ВАЗ-2108 применяется однопроводная схема соединений (минус на массе). На модификации ВАЗ-21083 устанавливается микропроцессорная система управления двигателем.

Подвеска [ править | править код ]

На автомобиле установлена подвеска типа «качающаяся свеча» или МакФерсон. На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колёс. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединённых между собой упругим соединителем. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счёт скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жёсткостью на изгиб и малой — на кручение.

Амортизатор задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Упругие элементы подвески состоят из пружины и буфера хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса — А и Б. Пружины класса А маркируются жёлтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б — зелёной.

Модификации [ править | править код ]

Серийные [ править | править код ]

  • ВАЗ-2108 — базовая модель автомобиля с карбюраторным двигателем объёмом 1,3 литра и 4- или 5-ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-2108-01 — аналогичная модели 2108, выпускавшаяся в первые годы выпуска (примерно до февраля 1987 года). Имеет множество отличий от обычной 2108, а также обилие импортных комплектующих.
  • ВАЗ-21081 — модель с двигателем объёмом 1,1 литра и 4-ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21083 — модель с двигателем объёмом 1,5 литра и 5-ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21083-20 — модель с инжекторным двигателем объёмом 1,5 литра и 5-ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-21083-37 — модель с инжекторным двигателем объёмом 1,5 литра и 5-ступенчатой КПП для участия в НГС «Кубок Лада»
  • ВАЗ-21086 — аналогичная базовой экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
  • ВАЗ-21087 — аналогичная модели ВАЗ-21081 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
  • ВАЗ-21088 — аналогичная модели ВАЗ-21083 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
  • ВАЗ-2108-91 — модель с двухсекционным РПД ВАЗ-415 мощностью 140 л. с., объёмом 1308 см³.

Опытные и мелкосерийные [ править | править код ]

  • ВАЗ-210834 — в 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 — прототип Лада Тарзан
  • ВАЗ-21084 — внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объёмом 1600 см³. Представляет собой мотор ВАЗ-21083 с увеличенным по высоте на 1,2 мм блоком, несколько изменённой головкой и новым коленвалом и распредвалом. Поршень диаметром 82 мм, обрезанный по высоте на 1,8 мм, имеет ход 74,8 мм. Выпускалась мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства.
  • ВАЗ-21085 — модель с инжекторным 16-клапанным двигателем ВАЗ 2112 объёмом 1,5 литра и 5-ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-2108 ИКС — автомобиль — измеритель коэффициента сцепления взлётно-посадочной полосы. По заказу Аэрофлота было выпущено 10 автомобилей.
  • ВАЗ-2108 «Наташа», ВАЗ 21081 «Кабрио» — кабриолет на базе «ВАЗ-2108». Делались из обычных «восьмерок» силами европейских дилеров, продававших тольяттинские автомобили [11] .
  • Лада-ЭВА — спортивный автомобиль на основе ВАЗ-2108, построенный Экспериментальным Вильнюсским автозаводом.
  • Лада-2908 ЛСГА — спортивный автомобиль среднемоторной компоновки, с элементами ВАЗ-2108, построенный ЛСГА.
  • Лада-29081 — спортивный заднеприводный автомобиль среднемоторной компоновки, на базе ВАЗ-2108, построенный АвтоВАЗом.
  • Лада-29084 — спортивный полноприводный автомобиль среднемоторной компоновки, на базе ВАЗ-2108, построенный АвтоВАЗом.
  • Лада-2108 КУПЕ — автомобиль на основе ВАЗ-2108, с кузовом типа тарга, дизайнер В. Пашко. Построено 2 экземпляра, оба проданы.
  • ВИС-1706 (ВАЗ-2108Ф «Челнок») — российский грузовой переднеприводный двухместный фургон, выпускавшийся АвтоВАЗом с 2000 по 2003 годы. Фургон был создан на базе автомобиля ВАЗ-2108. Отличительными особенностями Челнока являются большая передняя дверь, короткий задний свес, наклонная задняя стенка фургона и открывающаяся вверх задняя дверь с задним стеклом от модели ВАЗ-2108. Грузовое отделение под стеклопластиковым колпаком имело объём 2,1 м³. Двигатель Челнока объёмом 1,5 литра также взят от «восьмёрки», а задняя подвеска под фургоном — от универсала ВАЗ-2111. Кроме АвтоВАЗа, выпуском модели занималась также фирма «Лада-Тул», расположенная в Тольятти.

Автоспорт [ править | править код ]

В середине 1980-х завод построил несколько среднемоторных и переднемоторных прототипов раллийных машин на базе ВАЗ-2108, с целью в дальнейшем омологировать их по Группе B. Это ВАЗ-29084 с полным приводом, ВАЗ-29081 с задним приводом. Но они остались в единичных экземплярах, из-за отмены Группы B в конце 1986 года [12] .

Машина участвовала во всесоюзных гонках СССР, после его распада участвовала в кольцевых чемпионатах России в классах «Туризм» («Туризм — 1600») и «Супертуризм». С 1998 по 2002 годы — участник Национальной Гоночной Серии «Кубок Лада».

Производство [ править | править код ]

Всего выпущено 884 657 машин этой модели [13] .

Двигатель ваз 1100 характеристики

дЧЙЗБФЕМШ. пФМЙЮЙС НПФПТПЧ 1300 Й 1500
(чЩДЕТЦЛЙ ЙЪ ДЧХИ УФБФЕК у. зЕТБУШЛЙОБ, ПРХВМЙЛПЧБОЩЕ Ч ЦХТОБМЕ
«ъБ ТХМЕН» Ч №№ 3 Й 7 ЪБ 1995 ЗПД П ДЧЙЗБФЕМСИ РЕТЕДОЕРТЙЧПДОЩИ чбъПЧ)

ч ДЧЙЗБФЕМЕ -21081 ХНЕОШЫЕО ИПД РПТЫОС Й ЪБ УЮЕФ ЬФПЗП УПЛТБЭЕО ТБВПЮЙК ПВЯЕН. вМПЛ ГЙМЙОДТПЧ ОЙЦЕ ОБ 5.6 НН: ПУФБМШОЩЕ ТБЪНЕТЩ ОЕ ЙЪНЕОЙМЙУШ, ДБ Й Ч ФЕИОПМПЗЙЙ ТЕНПОФБ ОЙЮЕЗП ОПЧПЗП. лПМЕОЮБФЩК ЧБМ: ОБ 5.2 НН ХНЕОШЫЕОП ТБУУФПСОЙЕ НЕЦДХ ПУСНЙ ЫБФХООЩИ Й ЛПТЕООЩИ ЫЕЕЛ. «чЩЮЙУМЙФШ» ЧБМ РПНПЦЕФ ТБУРПМПЦЕОЙЕ УНБЪПЮОЩИ ПФЧЕТУФЙК ОБ ЫБФХООЩИ ЫЕКЛБИ — ОБ ЧБМБИ -2108 Й -21081 ПОЙ УНЕЭЕОЩ ПФ ПУЙ ЫЕКЛЙ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОЩЕ УФПТПОЩ. зПМПЧЛБ ГЙМЙОДТПЧ ФБ ЦЕ УБНБС. лУФБФЙ. ЕУМЙ ЧЩ ЛХРЙМЙ ДМС УЧПЕК «ЧПУШНЕТЛЙ» ОПЧХА ЗПМПЧЛХ Й ПВОБТХЦЙМЙ ОБ ОЕК НБТЛЙТПЧЛХ «21081».
ОЕ ТБУУФТБЙЧБКФЕУШ — ФБЛ Й ДПМЦОП ВЩФШ, ЬФБ ДЕФБМШ УЮЙФБЕФУС «ТПДОПК» ДМС ДЧХИ НПФПТПЧ. еДЙОУФЧЕООПЕ ТБЪМЙЮЙЕ — Ч ТБУРПМПЦЕОЙЙ ЫРЙМШЛЙ ДМС ОБФСЦОПЗП ТПМЙЛБ ЪХВЮБФПЗП ТЕНОС. ч ЗПМПЧЛЕ ЧЩРПМОЕОЩ ДЧБ ТЕЪШВПЧЩИ ПФЧЕТУФЙС Й Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ДЧЙЗБФЕМС — ПВЯЕНПН 1.1 ЙМЙ 1.3 М- РПД ЫРЙМШЛХ ЙУРПМШЪХАФ ПДОП ЙМЙ ДТХЗПЕ. рЕТЕОПУ ОБФСЦОПЗП ТПМЙЛБ РПЪЧПМЙМ ОБ НПФПТБИ У ТБЪМЙЮОЩНЙ НЕЦПУЕЧЩНЙ ТБУУФПСОЙСНЙ ЫЛЙЧПЧ ТБУРТЕДЕМЙФЕМШОПЗП Й ЛПМЕОЮБФПЗП ЧБМПЧ ЙУРПМШЪПЧБФШ ПДЙО Й ФПФ ЦЕ ЪХВЮБФЩК ТЕНЕОШ.

Читать еще:  Что такое смазочная система двигателя

тБУРТЕДЧБМ — ПТЙЗЙОБМШОЩК, У ЙОЩН ТБУРПМПЦЕОЙЕН ЛХМБЮЛПЧ, ЮФП УЧСЪБОП У ЙЪНЕОЕОЙЕН ЖБЪ ЗБЪПТБУРТЕДЕМЕОЙС ОБ ДЧЙЗБФЕМЕ У «ОЙЪЛЙН» ВМПЛПН. лБТВАТБФПТ НПДЕМЙ -21081 ПФМЙЮБЕФУС ФБТЙТПЧПЮОЩНЙ РБТБНЕФТБНЙ — УЕЮЕОЙЕН ФПРМЙЧОЩИ ЦЙЛМЕТПЧ Й РХУЛПЧЩНЙ ЪБЪПТБНЙ. ч ГЕРПН ЙДЕОФЙЮЕО «ЧПУШНЕТПЮОПНХ», УРПУПВЩ ЕЗП ТЕЗХМЙТПЧПЛ. ТБЪВПТЛЙ Й УВПТЛЙ ПУФБМЙУШ РТЕЦОЙНЙ. ч УЙУФЕНЕ ЧЩРХУЛБ ПФТБВПФБЧЫЙИ ЗБЪПЧ ПФУХФУФЧХАФ РТЙЧЩЮОЩЕ «ЫФБОЩ» — РТЙЕНОБС ФТХВБ ПДЙОБТОБС, Б ЧЩРХУЛОПК ЛПММЕЛФПТ ЧЩРПМОЕО У ПДОЙН ЧЩИПДОЩН ПФЧЕТУФЙЕН. уППФЧЕФУФЧЕООП РПД РТЙЕНОХА ФТХВХ УДЕМБОЩ ЛТПОЫФЕКО Й ЪБЦЙН ЛТЕРМЕОЙС Л ВМПЛХ. ч УЙУФЕНЕ ЪБЦЙЗБОЙС ХУФБОБЧМЙЧБАФ ДБФЮЙЛ-ТБУРТЕДЕМЙФЕМШ У ЙОЩНЙ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБНЙ ГЕОФТПВЕЦОПЗП Й ЧБЛХХНОПЗП ТЕЗХМСФПТПЧ ПРЕТЕЦЕОЙС ЪБЦЙЗБОЙС. чОЕЫОЕ ЬФПФ РТЙВПТ НПЦОП ХЪОБФШ РП НЕФЛЕ ЛТБУОПЗП ГЧЕФБ ОБ ЛТЩЫЛЕ ЧБЛХХНОПЗП ТЕЗХМСФПТБ йЪНЕОЙМУС ОБЮБМШОЩК ХЗПМ ПРЕТЕЦЕОЙС ЪБЦЙЗБОЙС (УН. ФБВМ.). ЮФП ОЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ РТЙ ТЕЗХМЙТПЧЛЕ. пДОП ДЕМЕОЙЕ ЫЛБМЩ Ч МАЛЕ ЛБТФЕТБ УГЕРМЕОЙС УППФЧЕФУФЧХЕФ 1 ЗТБДХУХ РПЧПТПФБ ЛПМЕОЧБМБ. РПЬФПНХ Ч МХЮЕ УФТПВПУЛПРБ НЕФЛБ ОБ НБИПЧЙЛЕ ДПМЦОБ ОБ 5-6 ДЕМЕОЙК ОЕ ДПИПДЙФШ ДП УТЕДОЕК НЕФЛЙ ЫЛБМЩ. оБРПНОЙН, ЮФП ОБ ДЧЙЗБФЕМЕ -2108 НЕФЛБ ОЕ ДПИПДЙФ ДП УЕТЕДЙОЩ ЫЛБМЩ ОБ ПДОП ДЕМЕОЙЕ. чПФ РПЦБМХК, Й ЧУЕ ПФМЙЮЙС ДЧЙЗБФЕМС 21081.

рПУНПФТЙН ФЕРЕТШ ОБ РПМХФПТБМЙФТПЧЩК НПФПТ -21083.
ъДЕУШ ЛПОУФТХЛФПТЩ РПЫМЙ ДТХЗЙН РХФЕН, Б ЙНЕООП: ДПУФЙЗМЙ ВПМШЫЕЗП ТБВПЮЕЗП ПВЯЕНБ, ЮЕН ОБ -2108. ХЧЕМЙЮЙЧ ДЙБНЕФТ ГЙМЙОДТПЧ. рПОСФОП. ЮФП РПСЧЙМЙУШ ПФМЙЮЙС Ч ХУФТПКУФЧЕ Й ТЕНПОФЕ ВМПЛБ ГЙМЙОДТПЧ, РПТЫОЕК, ЗПМПЧЛЙ ГЙМЙОДТПЧ Й ЛБТВАТБФПТБ. вМПЛ РП ЛПОУФТХЛГЙЙ ФБЛПК ЦЕ, ЙЪНЕОЙМЙУШ МЙЫШ ТБЪНЕТЩ (Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ТЕНПОФОЩЕ!) ГЙМЙОДТПЧ Й. ГЧЕФ. «чПУЕНШДЕУСФ ФТЕФЙК» ВМПЛ МЕЗЛП ХЪОБФШ — РТЙСФОЩК УЙОЙК ЛПМЕТ ПФМЙЮБЕФ ЕЗП ПФ УЕТЩИ «УПВТБФШЕЧ».

оЕ ЖБЛФ! (нБМЩЫ-093)

рПТЫОЙ ХЧЕМЙЮЙМЙУШ Ч ДЙБНЕФТЕ Й РТЙПВТЕМЙ РТПФПЮЛЙ ОБ ДОЙЭЕ, ЛПФПТЩЕ ОЕ РПЪЧПМСФ ЛМБРБОБН ХДБТЙФШУС П РПТЫЕОШ РТЙ ПВТЩЧЕ ЪХВЮБФПЗП ТЕНОС.

сЧОЩК ВТЕД. оБ РПТЫОСИ 2108 Й 21081 ФПЦЕ РТПФПЮЛЙ, ЮФП ОЕ НЕЫБЕФ ЛМБРБОБН ВМБЗПРПМХЮОП ЧУФТЕЮБФШУС У РПТЫОЕН (нБМЩЫ-093)

оБ ВПМШЫПК РПТЫЕОШ ОХЦОЩ Й ВПМШЫЙЕ РПТЫОЕЧЩЕ ЛПМШГБ, Й ЙОЩЕ РБМШГЩ (ПФ чбъ-2101) — ОЕ ЪБВЩЧБКФЕ ЬФП РТЙ РПЛХРЛЕ ЪБРЮБУФЕК! ч ЗПМПЧЛЕ ГЙМЙОДТПЧ ХЧЕМЙЮЕОЩ ДЙБНЕФТЩ ЧРХУЛОЩИ ЛМБРБОПЧ (У 35 ДП 37 НН), УЕДЕМ Й ЧРХУЛОЩИ ЛБОБМПЧ. рТПЛМБДЛБ ЗПМПЧЛЙ — У ХЧЕМЙЮЕООЩНЙ ДЙБНЕФТБНЙ ПФЧЕТУФЙК РПД ГЙМЙОДТЩ. лПОУФТХЛГЙС ЛБТВАТБФПТБ ОЕ РТЕФЕТРЕМБ ЙЪНЕОЕОЙК, ОП ДТХЗЙНЙ УФБМЙ РТПИПДОЩЕ УЕЮЕОЙС Й ФБТЙТПЧПЮОЩЕ ДБООЩЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ РХУЛПЧЩЕ ЪБЪПТЩ ч УЙУФЕНЕ ЪБЦЙЗБОЙС ЧУЕ РТЙВПТЩ ПУФБМЙУШ РТЕЦОЙНЙ (ЕУМЙ ОЕ РТЙНЕОСЕФУС НЙЛТПРТПГЕУУПТОБС УЙУФЕНБ ХРТБЧМЕОЙС ДЧЙЗБФЕМЕН У ДЧХНС ЛБФХЫЛБНЙ ЪБЦЙЗБОЙС Й РТПЮЙНЙ ИЙФТПУФСНЙ). оПЧЩК ОБЮБМШОЩК ХЗПМ ПРЕТЕЦЕОЙС ЪБЦЙЗБОЙС ФТЕВХЕФ ОЕВПМШЫПК ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЙ ДЕКУФЧЙК РТЙ ТЕЗХМЙТПЧЛЕ УП УФТПВПУЛПРПН: НЕФЛБ ОБ НБИПЧЙЛЕ ОЕ ДПМЦОБ ДПИПДЙФШ ДП УТЕДОЕЗП ДЕМЕОЙС ЫЛБМЩ Ч МАЛЕ ЛБТФЕТБ УГЕРМЕОЙС ОБ 3-5 ДЕМЕОЙК (РПЮЕНХ — УН. ЧЩЫЕ).

вМПЛ ГЙМЙОДТПЧ. ч РТЕДЩДХЭЕК УФБФШЕ НЩ ЗПЧПТЙМЙ, ЮФП ВМПЛЙ ГЙМЙОДТПЧ ДЧЙЗБФЕМЕК -21083 Й -2108 РП ЗБВБТЙФОЩН ТБЪНЕТБН Й ТБУУФПСОЙСН НЕЦДХ ПУСНЙ ГЙМЙОДТПЧ (89 НН) ПДЙОБЛПЧЩ. дЙБНЕФТ ГЙМЙОДТБ ДЧЙЗБФЕМС чбъ-21083 — 82 НН, чбъ-21 08 — 76 НН. фПМЭЙОБ УФЕОПЛ ГЙМЙОДТБ РП ТБУЮЕФБН (ЮЕТФЕЦБН) ОЕ НЕОЕЕ 4,5 НН. й ОЕУРЕГЙБМЙУФХ РПОСФОП — ГЙМЙОДТЩ ЦЕМБФЕМШОП ПНЩЧБФШ ПИМБЦДБАЭЕК ЦЙДЛПУФША УП ЧУЕИ УФПТПО: МХЮЫЕ ПФЧПДЙФУС ФЕРМП, ТБЧОПНЕТОЕЕ ФЕНРЕТБФХТОЩЕ ДЕЖПТНБГЙЙ, НЕОШЫЕ ОБРТСЦЕОЙК. б ПФУАДБ ЧУЕ .РТПЙЪЧПДОЩЕ — ВПМШЫЙЕ ОБДЕЦОПУФШ Й ДПМЗПЧЕЮОПУФШ, НЕОШЫБС ФТЕВПЧБФЕМШОПУФШ Л ПФЛМПОЕОЙСН ПФ ЮЕТФЕЦЕК. рПУМЕДОЙК ЖБЛФПТ ДМС ТПУУЙКУЛЙИ ХУМПЧЙК УХЭЕУФЧЕО. ч ВМПЛЕ чбъ-2108 (1300 УН) ФПМЭЙОБ РЕТЕНЩЮЛЙ НЕЦДХ ГЙМЙОДТБНЙ 13 НН (89-76-13). ыЙТЙОБ ЧПДСОПЗП ЛБОБМБ (РТПФПЛЙ) НЕЦДХ ОЙНЙ УППФЧЕФУФЧЕООП 4 НН. х чбъ-21083 (1500 УН) РЕТЕНЩЮЛБ ЧУЕЗП 7 НН (89-82-7). рПЬФПНХ НЕЦДХ ГЙМЙОДТБНЙ (Ч РМПУЛПУФЙ ПУЕК ГЙМЙОДТПЧ) ОЕФ РТПФПЛПЧ — УФЕОЛЙ ЪДЕУШ ОЕ ПНЩЧБАФУС ПИМБЦДБАЭЕК ЦЙДЛПУФША. рТЙ ФБЛПК ЛПОУФТХЛГЙЙ ФЕНРЕТБФХТОЩК ТЕЦЙН ВМПЛБ Й ГЙМЙОДТП-РПТЫОЕЧПК ЗТХРРЩ ДЧЙЗБФЕМС чбъ-21083, ЛПОЕЮОП, ВПМЕЕ ОБРТСЦЕООЩК, ЮЕН чбъ-2108. б ЬФП ФТЕВХЕФ ПВСЪБФЕМШОПЗП УПВМАДЕОЙС ЦЕУФЛЙИ ХУМПЧЙК ЙЪЗПФПЧМЕОЙС РПТЫОЕК, ЛПМЕГ Й РБМШГЕЧ. рПЧЩЫЕООБС ФЕРМПОБРТСЦЕООПУФШ ВМПЛБ Х РПМХФПТБМЙФТПЧПЗП НПФПТБ ВЩУФТП ЧЩСЧЙФ МАВЩЕ ПФЛМПОЕОЙС ПФ ЪБДБООЩИ ТБЪНЕТПЧ ЬФЙИ ДЧЙЦХЭЙИУС Ч ГЙМЙОДТЕ ДЕФБМЕК.

нПФПТ НПЕЗП МЙЮОПЗП БЧФПНПВЙМС У 1994 ЗПДБ РТПЫЕМ ОБ ОПСВТШ 1998 ЗПДБ ВПМЕЕ 230 ФЩУСЮ ЛЙМПНЕФТПЧ ВЕЪ ТБУФПЮЛЙ,ОП ЬФП ОЕ СЧМСЕФУС ЪБУМХЗПК чбъБ, Б ФПМШЛП НПЕК УПВУФЧЕООПК. (нБМЩЫ-093)

гЙМЙОДТЩ ДЧЙЗБФЕМЕК чбъ-2108 УЧСЪБОЩ НЕЦДХ УПВПК ЧЧЕТИХ ДПУФБФПЮОП НПЭОПК «РМЙФПК’ ФПМЭЙОПК 12 НН. рТЙ ЪБФСЦЛЕ ЗПМПЧЛЙ ВМПЛБ ГЙМЙОДТЩ «ЙУЛТЙЧМСАФУС» Й РМЙФБ РЕТЕДБЕФ ХУЙМЙЕ ПФ ПДОПЗП ГЙМЙОДТБ Л ДТХЗПНХ, НЕЫБС ЛБЦДПНХ Ч ПФДЕМШОПУФЙ ЮЕФЛП УПИТБОЙФШ ГЙМЙОДТЙЮЕУЛХА ЖПТНХ. чПФ РПЮЕНХ РПМХФПТБМЙФТПЧЩК НПФПТ ФТЕВХЕФ ДЕФБМЕК ФПМШЛП «Ч ДПРХУЛЕ», ФПЮОПК ФЕИОПМПЗЙЙ ЙИ ПВТБВПФЛЙ Й УВПТЛЙ. лУФБФЙ, УРПТФУНЕОЩ ХВЙТБАФ ЬФЙ УЧСЪЙ НЕЦДХ ГЙМЙОДТБНЙ («ТБУРХУЛБАФ» РМЙФХ) Й ФЕН РТЕДХРТЕЦДБАФ ЧПЪНПЦОЩЕ ДЕЖЕЛФЩ.
зПМПЧЛБ ВМПЛБ ГЙМЙОДТПЧ Й РТПЛМБДЛБ. дМС ЗПМПЧЛЙ ПЮЕОШ ЧБЦОП РТЙНЕОЙФШ УРМБЧ ФПЮОП ПРТЕДЕМЕООПЗП УПУФБЧБ. дЕМП Ч ФПН, ЮФП Ч ОЕЗП ДПВБЧМСАФ ОЕНОПЗП ЧФПТЙЮОПЗП БМАНЙОЙС. еУМЙ ЕЗП ВПМШЫЕ, ЮЕН ДПРХУФЙНП, ЦЕУФЛПУФШ ЗПМПЧЛЙ ОБНОПЗП УОЙЦБЕФУС. ч РТПГЕУУЕ ЙЪЗПФПЧМЕОЙС ЪБ ЬФЙН РТЙИПДЙФУС УМЕДЙФШ ПУПВЕООП УФТПЗП. ч ИПДЕ ДПЧПДЛЙ РПМХФПТБМЙФТПЧПЗП НПФПТБ ДМС ХЧЕМЙЮЕОЙС ЪБРБУБ РТПЮОПУФЙ (ЪБЭЙФБ ОБ УМХЮБК ПФЛМПОЕОЙК РП НБФЕТЙБМХ Й ФЕИОПМПЗЙЙ) ВЩМБ ЙЪНЕОЕОБ ЛПОЖЙЗХТБГЙС ВПВЩЫЕЛ ЗПМПЧЛЙ РПД ЧЙОФЩ ЕЕ ЛТЕРМЕОЙС. фБЛБС ЖПТНБ ОЕ РПЪЧПМСЕФ ВПВЩЫЛБН ФТЕУЛБФШУС ДБЦЕ РТЙ УЕТШЕЪОЩИ ПФЛМПОЕОЙСИ (Ч ИХДЫХА УФПТПОХ, ЛПОЕЮОП) УФТХЛФХТЩ НБФЕТЙБМБ.
пФЛТЩФЩК УЧПД ЛБНЕТЩ УЗПТБОЙС ЗПМПЧЛЙ -21083 ВПМШЫЕ, ЮЕН ОБ -2108, Б РПФПНХ ПО ЧПУРТЙОЙНБЕФ Й ВПМШЫЕЕ ХУЙМЙЕ ПФ ЗБЪПЧ. еУМЙ ДПВБЧЛБ ЧФПТЙЮОПЗП БМАНЙОЙС Ч ЗПМПЧЛЕ РТЕЧЩЫБЕФ ОПТНХ, ФП ЮЕТЕЪ 60-90 ФЩУСЮ ЛЙМПНЕФТПЧ РТПВЕЗБ ОЕРТЕНЕООП ТБУЛТПЕФУС УФЩЛ НЕЦДХ ЗПМПЧЛПК Й ГЙМЙОДТБНЙ — ЛБЛ РТБЧЙМП, Ч УБНПН ХЪЛПН (ЗДЕ ОЕФ РТПФПЛПЧ ДМС ЧПДЩ) Й ФЕРМПОБРТСЦЕООПН НЕУФЕ, НЕЦДХ ЧФПТЩН Й ФТЕФШЙН ГЙМЙОДТБНЙ.
б ДБМШЫЕ ЧУЕ РПКДЕФ РП ФЙРПЧПК УИЕНЕ: ЙУЛТЙЧМЕОЙЕ РТЙЧБМПЮОПК РМПУЛПУФЙЗПМПЧЛЙ, РТПЗБТ РТПЛМБДЛЙ, ВЩУФТЩК ЙЪОПУ ЙМЙ ТБЪТХЫЕОЙЕ УЕДЕМ Й ОБРТБЧМСАЭЙИ ЧФХМПЛ ЛМБРБОПЧ. рТПЛМБДЛБ — ДЕФБМШ ФПОЛБС. еЕ ЪБДБЮБ ОЕ ФПМШЛП ХРМПФОСФШ УФЩЛ НЕЦДХ ЗПМПЧЛПК Й ВМПЛПН, ОП Й ЛПНРЕОУЙТПЧБФШ ФЕРМПЧЩЕ ДЕЖПТНБГЙЙ, ЧПЪОЙЛБАЭЙЕЧ УПЕДЙОЕОЙЙ РТЙ ТБВПФЕ НПФПТБ. рПУЛПМШЛХ Х РПМХФПТБМЙФТПЧПЗП ДЧЙЗБФЕМС ПОЙ РТПСЧМСАФУС Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ, ФП Й ФТЕВПЧБОЙС Л РТПЛМБДЛЕ (НБФЕТЙБМХ, ТБЪНЕТБН, ЛБЮЕУФЧХ ЙЪЗПФПЧМЕОЙС) ВПМЕЕ ЦЕУФЛЙЕ, ЮЕН ДМС НПФПТБ 1300.
рПЬФПНХ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙУРПМШЪХКФЕ ЧОПЧШ ТБВПФБЧЫХА РТПЛМБДЛХ, Б РПЛХРБС ОПЧХА, ЧОЙНБФЕМШОП РТЙЗМСДЙФЕУШ Л ОЕК. чПЪОЙЛМЙ УПНОЕОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ — ОЕ ВЕТЙФЕ. оБ еЗПТШЕЧУЛПН ЪБЧПДЕ, ЗДЕ ДЕМБАФ РТПЛМБДЛЙ ДМС ДЧЙЗБФЕМЕК чбъ-2108, ЙОПЗДБ ДПРХУЛБАФ ПФУФХРМЕОЙС ПФ ФТЕВПЧБОЙК ЮЕТФЕЦБ. ъБНЕЮХ, ЮФП РПМПЦЕОЙЕ УЧЕЮЙ Ч ЗПМПЧЛЕ чбъ-21083 ОЕ ЙЪНЕОЙМПУШ. йЪ-ЪБ ВПМШЫЕЗП ДЙБНЕФТБ ГЙМЙОДТБ ЖТПОФ РМБНЕОЙ ДПМШЫЕ ЙДЕФ ДП ЛТБКОЙИ НЕУФ ЛБНЕТЩ УЗПТБОЙС. рПЬФПНХ УФПКЛПУФШ Л ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА ДЕФПОБГЙЙ Ч ДЧЙЗБФЕМЕ -21083 ОЙЦЕ, ЮЕН Ч -2108. еУМЙ ЧПДЙФЕМШ ОЕ РТЙУМХЫЙЧБЕФУС Л ТБВПФЕ НПФПТБ, ЙУРПМШЪХЕФ ВЕОЪЙО У ОЙЪЛЙН ПЛФБОПЧЩН ЮЙУМПН Й ЕЪДЙФ У ДЕФПОБГЙЕК, РПМХФПТБМЙФТПЧЩК НПФПТ ОЕ ДМС ОЕЗП.

Двигатели ВАЗ 2108, 21081, 21083, на ВАЗ 2109, 2108. Масло в двигатели

Двигатели ВАЗ 2108, 21081, 21083, на ВАЗ 2109, 2108 — характеристики

Мотор ВАЗ 2108

Мотор ВАЗ 21081

Мотор ВАЗ 21083

Масло для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083

Цены двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083 на вторичном рынке

Двигатели ВАЗ 2108, 21081, 21083, на ВАЗ 2109, 2108 — характеристики

В 1984 году стартовал новый, переднеприводный автомобиль — Лада Спутник — 2108. Для нее около 6-и лет разрабатывался двигатель переднеприводной компановки. В создании, а точнее доводке этого агрегата принимали участие инженеры Porshe. Двигатель имел объем 1.3 литра и вышел достаточно надежным, уже в 1987 году ставился на девятое семейство Лада — 2109 и 21099. Главные особенности мотора ВАЗ 2108 — его поперечное расположение и ременный привод.

Он имеет и младшую версию — ВАЗ 21081, двигатель 1984 года, который так же устанавливался на Лада 2108, 2109, 21099. Объем двигателя ВАЗ 21081 составлял 1.1 литра и применялся этот мотор на автомобилях предназначенных для экспорта в страны имевшие льготы для малолитражных двигателей.

Уже в 1987 году АвтоВАЗ выпустил модификацию двигателя ВАЗ 21081 — ВАЗ 21083. Модифицированный двигатель отличался от предшественника увеличенным объемом и, как следствие, большей мощностью и крутящим моментом. Объем ВАЗ 21083 составлял 1.5 литра. На этом двигателе впервые была применена технология хонингования стенок блока цилиндров. Она увеличила надежность и свела необходимость обкатки двигателя к минимуму. Устанавливался ВАЗ 21083 на те же Лада 2108, 2109, 21099. Этот же двигатель с минимальными доработками стал первым двигателем десятой серии, выпускался с индексом 2110.

Устройство, характеристики и особенности обслуживания двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083:

1. Коленчатый вал; 2. Крышка первою коренного подшипника; 3. Шкив привода распределительного вала; 4. Шкив привода генератора; 5. Передний сальник коленчатого вала; 6. Масляный насос; 7. Шатун; 8. Передняя защитная крышка зубчатого ремня; 9. Поршень; 10. Впускной клапан; 11. Выпускной клапан; 12. Ремень привода распределительного вала; 13. Шкив распределительного вала; 14. Задняя защитная крышка зубчатого ремня; 15. Сальник распределительного вала; 16. Передний корпус подшипников распределительного вала: 17. Распределительный вал; 18. Сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 19. Крышка головки цилиндров; 20. Крышка маслоотделителя; 21. Задний корпус подшипников распределительного вала; 22. Эксцентрик привода топливного насоса; 23. Датчик-распределитель зажигания; 24. Корпус вспомогательных агрегатов; 25. Отводящий патрубок рубашки охлаждения; 26. Свеча зажигания; 27. Головка цилиндров; 28. Блок цилиндров; 29. Держатель с задним сальником коленчатого вала: 30. Маховик: 31. Кронштейн с опорой передней подвески двигателя; 32. Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач и сцеплением); 33. Кронштейн с опорой левой подвески двигателя; 34. Кронштейн с опорой задней подвески двигателя; 35. Опора передней подвески двигателя; 36. Кронштейн передней подвески двигателя; 37. Масляный картер; 38. Указатель уровня масла; 39. Пробка отверстия для слива масла из картера; 40. Кронштейн левой подвески двигателя; 41. Опора левой подвески двигателя; 42. Кронштейн задней подвески двигателя; 43. Опора задней подвески двигателя.

1. Приемник масляного насоса; 2. Масляный картер; 3. Масляный фильтр: 4. Блок цилиндров: 5. Выпускной коллектор; 6. Впускной трубопровод; 7. Подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 8. Теплоизолирующий экран карбюратора; 9. Термостат; 10. Топливный насос; 11. Крышка маслозаливной горловины; 12. Крышка головки цилиндров; 13. Передний корпус подшипников распределительного вала; 14. Распределительный вал; 15. Головка цилиндров; 16. Свеча зажигания; 17. Прокладка головки цилиндров; 18. Поршень; 19. Поршневой палец; 20. Шатун; 21. Вкладыш шатунного подшипника коленчатого вала; 22. Крышка шатуна; 23. Коленчатый вал; 24. Маслоотражательный колпачок; 25. Толкатель; 26. Сухарь клапана; 27. Тарелка пружин; 28. Регулировочная шайба; 29. Внутренняя пружина клапана; 30. Наружная пружина клапана; 31. Опорная шайба пружин; 32. Стопорное кольцо; 33. Направляющая втулка клапана; 34. Седло клапана; 35. Впускной клапан; 36. А.Зазор в механизме привода клапанов на холодном двигателе: 0,2 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных; 37. В.Диаграмма фаз газораспределения; 38. 1.Впуск горючей смеси; 39. 11.Сжатие; 40. III.Рабочий ход; 41. IV.Выпуск.

Читать еще:  Что такое egp в двигателе

Характеристики двигателя ВАЗ 2108:

Таблица 1. Характеристики двигателя ВАЗ 2108
Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
1289 см. куб / Ременной64 л.с. / 95 Н·мКарбюратор / Бензин АИ-92

Таблица 1.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2108
Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
Рядный / 4 / 876 мм71 мм9.9

Устанавливался на*: Лада 2108, Лада 2109, Лада 21099

Особенности обслуживания:

  • Масляное ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега, каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
  • Каждое ТО — проверка состояния ремня ГРМ на холодном двигателе;
  • Регулировка зазора клапанов каждые 45 — 60 т.км;
  • Каждые 45 — 60 т.км. (или при необходимости, при троении) — проверка работоспособности компонентов системы зажигания, проверка работоспособности трамблера и состояния высоковольтных проводов;
  • Каждые 60 — 90 т.км. — проверка работоспособности термостата, проверка патрубков системы охлаждения, проверка целостности прокладки клапанной крышки;
  • Каждые 90 т.км. — замена ремня генератора и охлаждающей жидкости, чистка жиклеров карбюратора, настройка карбюратора типа Солекс (может потребоваться гораздо раньше), проверка всех сальников двигателя на предмет течей;
  • Замена ремня ГРМ каждые 180 т.км или раз в пять лет (что наступит ранее).

Характеристики двигателя ВАЗ 21081:

Таблица 2. Характеристики двигателя ВАЗ 21081
Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
1100 см. куб / Ременной54 л.с. / 79 Н·мКарбюратор / Бензин АИ-92

Таблица 2.1. Характеристики двигателя ВАЗ 21081
Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
Рядный / 4 / 876 мм60.6 мм9.9

Устанавливался на*: Лада 2108, Лада 2109, Лада 21099

Особенности обслуживания:

  • Масляное ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега, каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
  • Каждое ТО — проверка состояния ремня ГРМ на холодном двигателе;
  • Регулировка зазора клапанов каждые 45 — 60 т.км;
  • Каждые 45 — 60 т.км. (или при необходимости, при троении) — проверка работоспособности компонентов системы зажигания, проверка работоспособности трамблера и состояния высоковольтных проводов;
  • Каждые 60 — 90 т.км. — проверка работоспособности термостата, проверка патрубков системы охлаждения, проверка целостности прокладки клапанной крышки;
  • Каждые 90 т.км. — замена ремня генератора и охлаждающей жидкости, чистка жиклеров карбюратора, настройка карбюратора типа Солекс (может потребоваться гораздо раньше), проверка всех сальников двигателя на предмет течей;
  • Замена ремня ГРМ каждые 180 т.км или раз в пять лет (что наступит ранее).

1 — шкив привода генератора; 2 – масляный насос; 3 – ремень привода механизма газораспределения; 4 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 5 – передняя крышка привода механизма газораспределения; 6 – натяжной ролик; 7 – зубчатый шкив распределительного вала; 8 – задняя крышка привода распределительного вала; 9 – сальник распределительного вала; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал; 12 – передняя крышка подшипников распределительного вала; 13 – толкатель; 14 – направляющая втулка клапана; 15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 16 – выпускной клапан; 17 – впускной клапан; 18 – задняя крышка подшипников распределительного вала; 19 – топливный насос; 20 – корпус вспомогательных агрегатов; 21 – датчик-распределитель зажигания; 22 – отводящий патрубок рубашки охлаждения; 23 – головка блока цилиндров; 24 – свеча зажигания; 25 – шланг вентиляции картера; 26 – маховик; 27 – держатель заднего сальника коленчатого вала; 28 – задний сальник коленчатого вала; 29 – блок цилиндров; 30 – поддон картера; 31 – указатель уровня масла (масляный щуп); 32 – коленчатый вал; 33 – поршень; 34 – крышка шатуна; 35 – шатун; 36 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 37 – передний сальник коленчатого вала; 38 – зубчатый шкив коленчатого вала.

1 – пробка сливного отверстия поддона картера; 2 – поддон картера; 3 – масляный фильтр; 4 – насос охлаждающей жидкости; 5 – выпускной коллектор; 6 – впускной коллектор; 7 – карбюратор; 8 – топливный насос; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – крышка подшипников распределительного вала; 11 – распределительный вал; 12 – шланг вентиляции картера; 13 – регулировочная шайба клапана; 14 – толкатель; 15 – сухари клапана; 16 – пружины клапана; 17 – маслоотражательный колпачок; 18 – направляющая втулка клапана; 19 – клапан; 20 – головка блока цилиндров; 21 – свеча зажигания; 22 – поршень; 23 – компрессионные поршневые кольца; 24 – маслосъемное кольцо; 25 – поршневой палец; 26 – блок цилиндров; 27 – шатун; 28 – коленчатый вал; 29 – крышка шатуна; 30 – указатель уровня масла; 31 – маслоприемник.

Характеристики двигателя ВАЗ 21083:

Таблица 3. Характеристики двигателя ВАЗ 21083
Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
1499 см. куб / Ременной73 л.с. / 106 Н·мКарбюратор / Бензин АИ-92

Таблица 3.1. Характеристики двигателя ВАЗ 21083
Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
Рядный / 4 / 882 мм71 мм9.9

Устанавливался на*: Лада 2108, Лада 2109, Лада 21099

Особенности обслуживания:

  • Масляное ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега, каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
  • Каждое ТО — проверка состояния ремня ГРМ на холодном двигателе;
  • Регулировка зазора клапанов каждые 45 — 60 т.км;
  • Каждые 45 — 60 т.км. (или при необходимости, при троении) — проверка работоспособности компонентов системы зажигания, проверка работоспособности трамблера и состояния высоковольтных проводов;
  • Каждые 60 — 90 т.км. — проверка работоспособности термостата, проверка патрубков системы охлаждения, проверка целостности прокладки клапанной крышки;
  • Каждые 90 т.км. — замена ремня генератора и охлаждающей жидкости, чистка жиклеров карбюратора, настройка карбюратора типа Солекс (может потребоваться гораздо раньше), проверка всех сальников двигателя на предмет течей;
  • Замена ремня ГРМ каждые 180 т.км или раз в пять лет (что наступит ранее).

Масло для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083

ESSO Ultron 5W-40 / 141888

Motul 300V 4T Factory Line Road Racing 10W-40 / 104121

История двигателей ВАЗ 2108

Вот уже 10 лет выпускают в Тольятти ВАЗ-2108 и чуть меньше — модели -21083 и -21081. Пришло время «рассекретить» историю их появления и рассказать об особенностях конструкции — тем более, что реэкспортных «восемьдесят первых» становится у нас все больше. Слово специалисту ВАЗа С. ГЕРАСЬКИНУ.

В конце далеких уже 70-х годов было принято решение о создании нового (после «Жигулей») семейства автомобилей ВАЗ. В Управлении главного конструктора разработали техническое задание (ТЗ), проанализировав зарубежные образцы («Мазду-323», «Фольксваген-Гольф». «Ситроен-Визу» и др.). Вот что определили конструкторы: автомобиль должен иметь привод на передние колеса, подвеску «качающаяся свеча». двигатель рабочим объемом 1300 см*3 меньших по сравнению с существующим размеров, коэффициент лобового сопротивления (Сх) ниже 0.4. Поскольку для ВАЗа все принятые к исполнению идеи были новыми, решили привлечь фирму «Порше» в качестве консультанта.
Базовой (и единственной) моделью контракта был ВАЗ-2108 с двигателем объмом 1300 см*3 и пятиступенчатой коробкой передач. Для разработки других модификаций завод не получил тогда денег от министерства. Но в планах они (не деньги, а модификации) были.
Примерно через год на ВАЗе занялись мотором -21083 (1500 см), а еще примерно через полгода-21081 (1100 см). Почему именно двигатель рабочим объемом 1300 см стал базовым? Из компоновочных расчетов и анализа автомобильного рынка было сделано заключение, что для автомобиля такого класса, массы, назначения будет достаточно мощности 60-62 л. с. Отсюда рассчитали литраж мотора.
Затем разработали мотор -21083. использовав тот же блок цилиндров. Этот двигатель рождался трудно, потому что почти ничего нельзя было изменить: расстояние между осями цилиндров было задано размерами блока, материалы -те же и т.д. Иными словами, требовалось сделать конфетку из подручного материала. А проблем. присущих только этому мотору, было достаточно: не выдерживая нагрузок, трещал блок: задирался поршень и клинил поршневой палец по причине тепловой нагруженности (ведь протоков между цилиндрами для охлаждающей жидкости нет). И еще целый букет: питтинг на вкладышах и растрескивание выпускного коллектора, продавливание привалочной плоскости головки и смятие бобышек. Но в процессе доводки мотор удалось подтянуть до необходимой надежности, хотя мощностные характеристики пришлось снизить. Тем не менее, двигатель остался самым чувствительным к малейшим отклонениям от требований документации, будь то качество материалов или обработка деталей.
Мощность полуторалитрового двигателя примерно на 6 л. с. больше. Но она определяет главным образом максимальную скорость. Для разгона и удобства маневра значительно важнее другой показатель — максимальный крутящий момент. Вот здесь двигатель «1500» дает ощутимый перевес. Правда, не обошлось без ложки дегтя: максимальному крутящему моменту соответствуют слишком высокие обороты (см. таблицу). Теперешний начальник отдела доводки двигателей НТЦ П. Бывшев в свое время доказывал, что такой момент двигатель должен выдавать при 2500 об/мин. Тогда подбором передаточных чисел коробки передач можно было бы добиться выполнения всех показателей ТЗ по этому автомобилю, одновременно значительно снизив расход топлива, шум и токсичность. Ныне этот вариант реализован на двигателе с впрыском.
У двигателя -21081 совсем иная история. Он был включен в гамму разрабатываемых двигателей по запросу отдела экспорта, так как во многих странах (Бельгия. Греция. Португалия) налог на машину определяется по литражу ее мотора. В других странах эти автомобили привлекают заказчиков низкой контрактной стоимостью. К нам они попадают уже «оттуда» — на внутренний рынок завод их не поставлял. Автомобиль с этим мотором ведет себя довольно вяло: к тому же. чтобы удовлетворить нормам токсичности в Европе, его пришлось «зажать» по регулировке. Но. скажем, для пожилых людей, покупающих машины исключительно по соотношению «цена — объем салона», он предоставляет определенные преимущества. И все же большим спросом мотор не пользовался
Двигатель «1100» не особенно удобен для производства: довольно много отличий от базового мотора (о них ниже). В то же время он получился наименее нагруженным и поэтому «прощает» даже значительные отклонения по материалу и изготовлению. Вот такова история.

Читать еще:  Электро двигатели 120 оборотов

А теперь о том. что изменено в модификациях мотора -2108.

В двигателе -21081 уменьшен ход поршня и за счет этого сокращен рабочий объем.
Блок цилиндров ниже на 5.6 мм: остальные размеры не изменились, да и в технологии ремонта ничего нового.
Коленчатый вал: на 5.2 мм уменьшено расстояние между осями шатунных и коренных шеек. «Вычислить» вал поможет расположение смазочных отверстий на шатунных шейках — на валах -2108 и -21081 они смещены от оси шейки в противоположные стороны (рис. 1).
Головка цилиндров та же самая. Кстати. если вы купили для своей «восьмерки» новую головку и обнаружили на ней маркировку «21081». не расстраивайтесь — так и должно быть, эта деталь считается «родной» для двух моторов. Единственное различие — в расположении шпильки для натяжного ролика зубчатого ремня. В головке выполнены два резьбовых отверстия (рис. 2). и в зависимости от типа двигателя — объемом 1.1 или 1.3 л- под шпильку используют одно или другое. Перенос натяжного ролика позволил на моторах с различными межосевыми расстояниями шкивов распределительного и коленчатого валов использовать один и тот же зубчатый ремень.
Рис. 2. Головка блока цилиндров. Шпилька натяжного ролика ввернута в отверстие 1 на двигателе -2108; в отверстие 2 на двигателе -21081.

Распредвал — оригинальный, с иным расположением кулачков, что связано с изменением фаз газораспределения на двигателе с «низким» блоком.
Карбюратор модели -21081 отличается тарировочными параметрами — сечением топливных жиклеров и пусковыми зазорами. В цепом идентичен «восьмерочному», способы его регулировок. разборки и сборки остались прежними.
В системе выпуска отработавших газов отсутствуют привычные «штаны» — приемная труба одинарная, а выпускной коллектор выполнен с одним выходным отверстием. Соответственно под приемную трубу сделаны кронштейн и зажим крепления к блоку.
В системе зажигания устанавливают датчик-распределитель с иными характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Внешне этот прибор можно узнать по метке красного цвета на крышке вакуумного регулятора Изменился начальный угол опережения зажигания (см. табл.). что необходимо помнить при регулировке. Одно деление шкалы в люке картера сцепления соответствует 1 градусу поворота коленвала. поэтому в луче стробоскопа метка на маховике должна на 5-6 делений не доходить до средней метки шкалы. Напомним, что на двигателе -2108 метка не доходит до середины шкалы на одно деление.
Вот. пожалуй, и все отличия двигателя -21081.

Посмотрим теперь на полуторалитровый мотор -21083.
Здесь конструкторы пошли другим путем, а именно: достигли большего рабочего объема, чем на -2108. увеличив диаметр цилиндров. Понятно. что появились отличия в устройстве и ремонте блока цилиндров, поршней, головки цилиндров и карбюратора.
Блок по конструкции такой же, изменились лишь размеры (в том числе и ремонтные!) цилиндров и… цвет. «Восемьдесят третий» блок легко узнать — приятный синий колер отличает его от серых «собратьев».
Поршни увеличились в диаметре и приобрели проточки на днище, которые не позволят клапанам удариться о поршень при обрыве зубчатого ремня. На большой поршень нужны и большие поршневые кольца, и иные пальцы (от ВАЗ-2101) — не забывайте это при покупке запчастей!
В головке цилиндров увеличены диаметры впускных клапанов (с 35 до 37 мм), седел и впускных каналов. Прокладка головки — с увеличенными диаметрами отверстий под цилиндры.
Конструкция карбюратора не претерпела изменений, но другими стали проходные сечения и тарировочные данные, в том числе пусковые зазоры (см. табл.).
В системе зажигания все приборы остались прежними (если не применяется микропроцессорная система управления двигателем с двумя катушками зажигания и прочими хитростями). Новый начальный угол опережения зажигания требует небольшой корректировки действий при регулировке со стробоскопом: метка на маховике не должна доходить до среднего деления шкалы в люке картера сцепления на 3-5 делений (почему — см. выше).

Остальные детали двигателя — «восьмерочные», останавливаться на них не будем; а если вас одолели сомнения при выборе запчастей, обращайте внимание на их маркировку — первые несколько цифр указывают модель двигателя.
Надеемся, эта статья поможет вам и в выборе. и в обслуживании, и в ремонте «Самары», а на автомобильных «развалах» — в поисках необходимых запчастей. Закончим пожеланием, вынесенным в заголовок одной из предыдущих статей: «Выбирая — не ошибись!».

В третьем номере журнала за этот год в статье «Близнецы-братья» специалист ВАЗа С. ГЕРАСЬКИН рассказал об особенностях семейства двигателей ВАЗ-2108 объемом 1100, 1300 и 1500 см*3. Сегодня он продолжает эту тему.

В предыдущем материале я коснулся истории создания двигателя ВАЗ-21083 (1500 см). Некоторые читатели сделали неверные выводы, что этот двигатель менее надежен, чем 1300 и 1100. На самом деле это не так, хотя полуторалитровый требует выверенной и стабильной технологии производства, большего внимания при обслуживании и ремонте. Постараюсь объяснить, почему.
Вначале замечу, что двигатели семейства ВАЗ-2108, как говорят, на порядок лучше, чем любые другие моторы отечественных легковых автомобилей. Такое утверждение основано на анализе их конструкции и характеристик. Разумеется, наши моторы прошли весь цикл необходимых (предусмотренных ГОСТами и заводскими методиками ВАЗа) испытаний. А конструкция двигателей и всех деталей отвечает требованиям, которые заложены в техническом задании и нормативных документах. Но нередко появляются причины производственно-технологические, снабженческо-политические и другие, которые нарушают соответствие этим требованиям. Такие перемены можно назвать эмоциональными отклонениями. Непрерывное, массовое производство (на ВАЗе оно еще сохранилось) требует ритмичных поставок комплектующих, сырья, материалов. Держать ритм, а тем паче в нынешней России, очень трудно. Потому иные ‘рационализаторы» пробуют изготовлять детали из несоответствующего чертежам материала. Хотя причины таких отступлений могут быть самые разнообразные — снижение энергоемкости, трудозатрат, времени и т. п.

Бесправный отечественный автолюбитель с этим бороться не может. Хотя чувствует, что двигатель (автомобиль) ведет себя не лучшим образом. А для завода такие просчеты, что для слона дробинка — он большой, его не убудет. Тогда-то эмоциональные термины «менее» или «более» обретают материальное воплощение. Об этом подробнее.
Блок цилиндров. В предыдущей статье мы говорили, что блоки цилиндров двигателей -21083 и -2108 по габаритным размерам и расстояниям между осями цилиндров (89 мм) одинаковы. Диаметр цилиндра двигателя ВАЗ-21083 — 82 мм, ВАЗ-21 08 — 76 мм. Толщина стенок цилиндра по расчетам (чертежам) не менее 4,5 мм.
И неспециалисту понятно — цилиндры желательно омывать охлаждающей жидкостью со всех сторон: лучше отводится тепло, равномернее температурные деформации, меньше напряжений. А отсюда все .производные — большие надежность и долговечность, меньшая требовательность к отклонениям от чертежей. Последний фактор для российских условий существен.
В блоке ВАЗ-2108 (1300 см) толщина перемычки между цилиндрами 13 мм (89-76-13). Ширина водяного канала (протоки) между ними соответственно 4 мм. У ВАЗ-21083 (1500 см) перемычка всего 7 мм (89-82-7). Поэтому между цилиндрами (в плоскости осей цилиндров) нет протоков — стенки здесь не омываются охлаждающей жидкостью. При такой конструкции температурный режим блока и цилиндро-поршневой группы двигателя ВАЗ-21083, конечно, более напряженный, чем ВАЗ-2108. А это требует обязательного соблюдения жестких условий изготовления поршней, колец и пальцев. Повышенная теплонапряженность блока у полуторалитрового мотора быстро выявит любые отклонения от заданных размеров этих движущихся в цилиндре деталей. И конечно, не простит иных огрехов производства: не выбитый до конца литьевой песок из блока, заусенцы или забоины на поршне из-за небрежной транспортировки, смещение поршневого пальца, заниженный диаметр юбки поршня. Все это, повторю, ускорит выход двигателя из строя. Чего не скажешь о моторе ВАЗ-2108 — он с подобными отклонениями может спокойно отработать свой моторесурс -125 000 километров.
И еще. Цилиндры двигателей ВАЗ-2108 связаны между собой вверху достаточно мощной «плитой’ толщиной 12 мм. При затяжке головки блока цилиндры «искривляются» и плита передает усилие от одного цилиндра к другому, мешая каждому в отдельности четко сохранить цилиндрическую форму.
Вот почему полуторалитровый мотор требует деталей только «в допуске», точной технологии их обработки и сборки. Кстати, спортсмены убирают эти связи между цилиндрами («распускают» плиту) и тем предупреждают возможные дефекты.
Головка блока цилиндров и прокладка. Для головки очень важно применить сплав точно определенного состава. Дело в том, что в него добавляют немного вторичного алюминия. Если его больше, чем допустимо, жесткость головки намного снижается. В процессе изготовления за этим приходится следить особенно строго.
В ходе доводки полуторалитрового мотора для увеличения запаса прочности (защита на случай отклонений по материалу и технологии) была изменена конфигурация бобышек головки под винты ее крепления. Такая форма не позволяет бобышкам трескаться даже при серьезных отклонениях (в худшую сторону, конечно) структуры материала.
Открытый свод камеры сгорания головки -21083 больше, чем на -2108, а потому он воспринимает и большее усилие от газов. Если добавка вторичного алюминия в головке превышает норму, то через 60-90 тысяч километров пробега непременно раскроется стык между головкой и цилиндрами — как правило, в самом узком (где нет протоков для воды) и теплонапряженном месте, между вторым и третьим цилиндрами.
А дальше все пойдет по типовой схеме: искривление привалочной плоскости головки, прогар прокладки, быстрый износ или разрушение седел и направляющих втулок клапанов.
Прокладка — деталь тонкая. Ее задача не только уплотнять стык между головкой и блоком, но и компенсировать тепловые деформации, возникающие в соединении при работе мотора. Поскольку у полуторалитрового двигателя они проявляются в большей степени, то и требования к прокладке (материалу, размерам, качеству изготовления) более жесткие, чем для мотора 1300.
Поэтому никогда не используйте вновь работавшую прокладку, а покупая новую, внимательно приглядитесь к ней. Возникли сомнения в качестве — не берите. На Егорьевском заводе, где делают прокладки для двигателей ВАЗ-2108, иногда допускают отступления от требований чертежа.
Замечу, что положение свечи в головке ВАЗ-21083 не изменилось. Из-за большего диаметра цилиндра фронт пламени дольше идет до крайних мест камеры сгорания. Поэтому стойкость к возникновению детонации в двигателе -21083 ниже, чем в -2108. Если водитель не прислушивается к работе мотора, использует бензин с низким октановым числом и ездит с детонацией, полуторалитровый мотор не для него.
В заключение еще раз повторю, что двигатели ВАЗ-2108 (-21083) надежны и долговечны, превосходят иные отечественные, да и некоторые зарубежные аналоги, когда все сделано в норме. Но при отклонениях от чертежей шансов выжить у двигателя 1300 гораздо больше, чем у 1500

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector