Секрет для МС-21: что искал в Италии дипломат из России
Секрет для МС-21: что искал в Италии дипломат из России
По требованию США в Италии задержан крупный менеджер «Ростеха». Россиянина обвиняют в краже технологии для производства российских авиадвигателей. Выгоду от промышленного шпионажа мог получить и Китай.
Российский двигатель ПД-14 на авиасалоне в Жуковском в 2019 году
Александру Коршунову, одному из руководителей Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), грозит до 10 лет тюрьмы в США. Коршунов с 30 августа находится в итальянской тюрьме Поджореале в Неаполе и ждет решения о выдаче властям США. В Штатах его обвиняют в краже интеллектуальной собственности компании General Electric (GE).
Коршунов до ОДК (входит в концерн «Ростех») работал дипломатом в МИД РФ. По данным итальянской прессы, являлся еще и сотрудником Службы внешней разведки РФ (СВР). В СВР комментировать задержание россиянина отказались. В последние годы Коршунов помогал создавать авиационный двигатель ПД-14 — первый агрегат такого рода, разработанный в России в постсоветское время. ПД-14 является ключевым элементом импортозамещения в новом гражданском самолете МС-21 (до 211 пассажиров в базовом варианте, дальность — до 6 тысяч километров). Пробный полет состоялся в 2017 году, а с 2021 года Россия надеется начать серийный выпуск МС-21.
Чтобы улучшить этот двигатель, директор по маркетингу, продажам и международной промышленной кооперации ОДК Коршунов искал помощи у иностранных консультантов — легально, заявил на днях президент Владимир Путин. Россиянин пытался незаконным путем получить секреты американских инженеров, считают в Федеральном бюро расследований (ФБР) США.
Турбовентиляторный двигатель General Electric GE NX-2B для Boeing 747-8
К такому выводу агент ФБР, который вел это дело, пришел на основании электронной переписки Коршунова и показаний свидетеля — сотрудника компании GE в ее итальянском дочернем подразделении. Обвинение агент ФБР изложил письменно суду в США, а текст в начале сентября опубликовало американское Министерство юстиции.
«Ноу-хау» от инженеров General Electric?
Коршунова сдал один из сотрудников концерна GE. Неназванный инженер рассказал агенту ФБР, что в 2013 году Коршунов вышел на связь с итальянцем Маурицио Паоло Бьянки. Последний к тому моменту ушел с поста руководителя итальянского подразделения GE Aviation — вскоре после покупки компании американским концерном.
Бьянки, по данным ФБР, основал с партнерами консультационную фирму Aernnova Aerospace. Его клиентом стало пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель» (входит в ОДК). Конкретно топ-менеджера пермской ОДК Коршунова интересовала помощь в доработке одного элемента газотурбинного двигателя ПД-14, над которым работают пермяки: коробки приводов. Она помогает вращать агрегаты двигателя, такие как топливные насосы, электрические генераторы и другие.
Российский самолет МС-21 во время демонстрационного полета на МАКС-2019
Все это было бы интересно только специалистам, если бы не одно обстоятельство. Как утверждает свидетель обвинения, через посредничество Бьянки Коршунова и российских конструкторов фактически консультировали три действующих инженера итальянского подразделения General Electric, которые проделали всю работу на основании знаний, полученных в своей компании, как указано в письменных показаниях агента ФБР, который вел это дело. Чтобы не выдавать настоящие имена инженеров, Коршунов и Бьянки в переписке ссылались на них, называя их «те парни».
Первый платеж по договору о консультационных услугах был небольшим: 177 тысяч евро. Но уже в следующем году стороны обсуждали контракт на сумму 22 миллиона евро (итоговый размер контракта ФБР не указывает). Свидетель обвинения заявил, что сотрудники GE Aviation из Италии не просто сделали инженерную работу, «а передали ключевые ноу-хау», «более ценные, чем могла бы предоставить любая другая авиационная компания».
Интерес к российским разработчикам у ФБР особый: с 2018 года конструкторское бюро «Авиадвигатель» находится под санкциями США.
Китай мог получить выгоду от трансфера технологий
Интересы Коршунова, судя по данным ФБР, не ограничивались мотором ПД-14. В 2016 году он интересовался у Бьянки, есть ли у «тех парней» доступ к документации по двигателям сверхбольшой тяги. Россия в лице ОДК разрабатывает такой двигатель — ПД-35. Через несколько лет разработчики надеются поставить его на CR929 — это совместный российско-китайский проект дальнемагистрального лайнера.
Sukhoi Superjet 100 — еще одна надежда гражданской авиации в России
Не исключено, что Коршунов мог передать американские «ноу-хау» дальше на Восток, в Китай. В 2015 году россиянин, говорится в показаниях агента ФБР, получил письмо от китайской компании Chinese Aviation company, в котором китайцы призывают к сотрудничеству именно по вопросам разработки коробки приводов для авиадвигателей.
Китай не только участвует в проекте CR929, но в перспективе собирается самостоятельно производить авиадвигатели. До сих пор Китай технологиями двигателестроения не обладает. Показания агента ФБР не дают ответа на вопрос, получили ли китайские партнеры ОДК доступ к технологиям США через Коршунова. Тем не менее, в марте 2019 года российский топ-менеджер сообщил Бьянки, что экспериментальный образец двигателя ПД-35 для совместного российско-китайского проекта готов.
«ПД-14 не имеет прямых прототипов»
Даже если консультационные услуги оказывались с нарушением закона, они не имели принципиального значения для разработки ПД-14, считает глава аналитической службы Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. В интервью DW он заявил, что все «критические технологии» двигателя ПД-14 — российские: «Он не имеет прямых зарубежных прототипов». Коробка приводов это не тот узел, который можно считать ключевым элементом авиадвигателя, говорит Пантелеев.
Контекст
МАКС-2019: сомнительные достижения российского авиапрома
Самолет МС-21 и новый истребитель Су-57 — главные премьеры отечественных производителей на авиасалоне в Жуковском. DW попросила экспертов оценить российские новинки. (30.08.2019)
Комментарий: МС-21 взлетел, но шансы его падают
Громкие сделки на авиасалоне в Дубае показали: российский среднемагистральный лайнер не сможет реально конкурировать с самолетами Airbus и Boeing, считает Андрей Гурков. (16.11.2017)
Даже если имел место промышленный шпионаж, то это «вполне естественно» и «объяснимо», сказал в разговоре с DW другой российский авиаэксперт, Вадим Лукашевич, в прошлом работавший конструктором в ОКБ «Сухой». Российские разработчики, по его словам, вынуждены «тащить» информацию у лидеров рынка: «В гражданском авиационном двигателестроении мы не передовые». ПД-14 он назвал первой попыткой за почти три десятилетия преодолеть разрыв поколений.
По большинству показателей перспективный российский двигатель ПД-14 лучше американского двигателя-конкурента Pratt&Whitney, говорит Пантелеев. Российский среднемагистральный самолет МС-21 оснащен именно Pratt&Whitney и с ним надеется получить сертификат Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Если сертификат будет получен в 2021 году, то на первые 150 лайнеров поставят американские двигатели. Новый двигатель «все равно будет хуже аналогов, что бы ни говорили», уверен Лукашевич: «Сначала надо набить шишки».
Чтобы ставить ПД-14 на российские самолеты, понадобится получить от EASA дополнение к международному сертификату для МС-21. Весной 2019 года Минпромторг РФ объявил тендер на доработку двигателя в соответствии с требованиями EASA. Получение сертификата запланировано на тот же 2021 год. Лукашевич такие сроки оценивает скептически, обращая внимание на то, что пока ни один российский двигатель не обкатывался на самом МС-21: «Пусть испытания подтвердят его характеристики». Начало испытаний МС-21 с российским двигателем ПД-14 назначено на весну 2020 года.
Решение о выдаче Александра Коршунова властям США, как пишут итальянские СМИ, ожидается в течение ближайшего месяца. Россия выступила с нотой протеста, потребовав от властей США отменить запрос об экстрадиции Коршунова.
______________
Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | YouTube | Telegram
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Стоячие кресла
Одна из самых обсуждаемых новинок ярмарки Aircraft Interiors Expo — стоячие кресла Skyrider от итальянской фирмы Aviointeriors. «Седла» со спинками значительно экономят место в салоне, увеличивая вместимость самолета на 20 процентов. Возможно, эту разработку будут использовать лоукостеры.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Первоклассный полет
К открытию ярмарки Aircraft Interiors Expo авиакомпания Emirates выставила в аэропорту Гамбурга свой Boeing-777 с обновленным интерьером. Дизайн для первого класса арабская авиакомпания разрабатывала совместно с Mercedes-Benz.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Личная каюта
Площадь личного пространства пассажира певрого класса увеличилась до четырех квадратных метров. Каждая каюта закрывается при помощи раздвижных дверей. Чтобы во время долгого перелета не было скучно, у кресла-кровати расположен монитор, на котором можно смотреть фильмы из медиатеки.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
«Умные» часы для бортпроводников
При помощи этого устройства стюардессы смогут изменять многие параметры в салоне: освещение, громкость музыки, объявлений и так далее. Кроме того, на дисплее будут отображаться заказы пассажиров и информация о том, на каком месте не убран столик, откинута спинка кресла или не пристегнут ремень.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Робот вместо стюардессы
Японские ученые трудятся над созданием робота, который в ближайшее время сможет перенять обязанности бортпроводника: приветствовать пассажировать на борту и проводить демонстрацию аварийно-спасательного оборудования. Робот говорит на семи языках и пока находится на стадии разработки.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Больше пространства для чемоданов
Для пассажиров, путешествующих эконом-классом, есть приятные новости. В обновленном салоне Airbus-320 в два раза увеличилось место для ручной клади: теперь чемоданы можно поставить на полку вертикально. Здесь, как и в первом классе, регулируется светодиодная подсветка. Авиакомпании Easyjet и Turkish Airlines уже заказали такие салоны для своих самолетов, первые полеты запланированы на 2020 год.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Виртуальные развлечения
Гамбургская компания United Screens продемонстрировала возможности VR-очков в салоне самолета. С помощью этого устройства пассажиры смогут находиться в виртуальной реальности во время долгих перелетов — не просто сидеть и смотреть фильмы, а отвлекаться на несколько часов.
Как будут выглядеть пассажирские самолеты
Интернет на борту
Просьба отключить мобильные телефоны уходит в прошлое. Немецкие операторы мобильной связи предлагают несколько тарифов для полета: самый дешевый открывает доступ только к мессенджерам, например, WhatsApp. Наиболее дорогой позволяет пользоваться браузером и смотреть фильмы на стриминговых сервисах. Выбрать и оплатить услугу можно через приложение на смартфоне.
Двигатель миллионник — список автомобилей, обладающих лучшим мотором
- Что такое двигатель миллионник?
- Какой двигатель лучше бензиновый или дизельный?
- Список машин с двигателями миллионниками
- Mitsubishi 4G63
- Toyota 3S-FE
- Honda D-series
- Toyota 1JZ-GE и 1JZ-GE
- BMW M30 и M50
- BMW M57
- Mersedes-Benz OM602
- Итоги
Среди автомобилистов ходит спор: существует ли не убиваемый двигатель или нет? И на самом деле существуют ли такие моторы? В данной статье будет предоставлен список автомобилей с двигателями миллионниками.
- Что такое двигатель миллионник?
- Какой двигатель лучше бензиновый или дизельный?
- Список машин с двигателями миллионниками
- Итоги
Что такое двигатель миллионник?
Первым делом следует выяснить, что же кроется за этим словосочетанием «двигатель миллионник». Расшифровать это можно как силовой агрегат, который преодолел расстояние в более чем 1 млн. км.
Многие сразу начнут возражать, что это все миф и такого не может быть, но на самом деле такие моторы существуют, и их таких немало.
Безупречная надежность работы ДВС определяется следующими основными показателями:
- Ремонтопригодность .
- Долговечность .
- Безотказность .
Но стоит сказать, что понятие двигатели миллионники вовсе не означает, что автомобиль пройдет без капитального ремонта такой пробег. Это значит, что заводом изготовителем предусмотрен ресурс деталей на пробег в один миллион. Несомненными лидерами по производству таких моторов являются:
- японские автомобили;
- машины американского производства;
- немецкие автомобили.
Стоит также сказать, что не все двигатели смогут пройти такой пробег, ведь во многом состояние будет зависеть от своевременного прохождения технического обслуживания (ТО) и манеры езды.
Какой двигатель лучше бензиновый или дизельный?
Также среди автомобилистов не утихают споры, какой тип двигателя надежней и выходит заложенный в него ресурс, бензиновый или дизельный? Для ответа на этот вопрос необходимо прибегнуть к статистике, которая показывает, что более не убиваемыми являются автомобили с дизельным движком. Моторы, которые действительно пробежали такой ресурс можно разделить на несколько видов:
- дизельные . Такие типы моторов получили репутацию долговечных и надежных;
- бензиновые рядные «четверки» . Автомобили с такими движками соперничают за популярность и надежность с дизельными;
- бензиновые рядные «шестерки» . Эти моторы отличаются высокой мощностью, и на них практически отсутствует вибрации во время движения;
- V-образные «восьмерки» . Такие двигателя идут больших размеров, и в отличие от трех первых не могут похвастаться большим сроком эксплуатации транспортного средства, хотя этого не скажешь про моторы, произведенные в США.
Также бывали редкие случаи, когда отечественный автомобиль ГАЗель с 406 двигателем переваливал отметку в 1 млн. км пробега. Что такое миллионник разобрались, теперь следует перейти к небольшому списку таких автомобилей, ведь многие автомобилисты не знают на каких машинах можно встретить такие агрегаты.
Список машин с двигателями миллионниками
Теперь стоит представить небольшой список двигателей, которые действительно прошли заложенный в них ресурс, т.е. являются миллионниками. Среди бензиновых можно отметить следующие:
- Mitsubishi 4G63;
- Toyota 3S-FE;
- Honda D-series;
- Toyota 1JZ-GE и 1JZ-GE;
- BMW M30 и M50.
К числу дизельных долгожителей можно отнести следующие марки двигателя:
- BMW M57;
- Mersedes-Benz OM602.
Ну а теперь каждую модель необходимо более подробно рассмотреть.
Mitsubishi 4G63
Японский 2-х литровый движок появился на свет в 1982 году. Первые модели выпускались с одним распредвалом, но спустя 5-6 лет, начали производиться автомобили с двумя распределительными валами. Такие моторы устанавливались на Mitsubishi, Huyndai и Kia. За длительные годы производства они неоднократно модернизировались.
Стоит отметить, что его лицензированная копия по сей день выпускается на заводах в Китае, и в данный момент устанавливается на автомобиль китайского производства Brilliance.
Toyota 3S-FE
Также миллионниками считаются 2-х литровые двигателя Toyota 3S-FE. Среди рядных «четверок», он является одним из самых надежных и не убиваемых. Период его производства с 1986 по 2000 год. 16 клапанный мотор с четырьмя цилиндрами отличается высокой ремонтопригодностью, способен выдерживать высокие нагрузки. Если своевременно выполнять плановое ТО, такие моторы способны проходить без капитального ремонта свыше 500 тысяч км пробега.
Honda D-series
Модельный ряд производителя автомобилей Honda, в своем ассортименте имеет более десятка различных модификаций двигателя, с объемами от 1,2 до 1,7 л, и по праву считаются не убиваемыми. В таких моторах мощность ДВС доходит до 130 лошадиных сил, что весьма неплохо для автомобилей с небольшими объемами. Как показали многочисленные тесты, самыми не убиваемыми считаются модели D15 и D16.
Toyota 1JZ-GE и 1JZ-GE
Такие моторы уже относятся к рядным «шестеркам», и выпускались они в промежутке с 1990 по 2007 год. Представлены они двумя объемами: 2,5 и 3,0 литра. Были случаи, что некоторые автомобили с такими двигателями прошли миллион км пробега без капитального ремонта. Некоторые автомобилисты называют их «легендарными». Устанавливались они как на свои автомобили, так и не которые модели американского Lexus.
BMW M30 и M50
Машины, оснащенные двигателя таких моделей, также стоит отнести к миллионникам. M30 модель выпускалась с объемами 2,5-3,4л, и имела мощность от 150 до 220 «лошадок». А вот модель M50 производилась с объемами 2, -2,5л, и мощностью мотора от 150 до 195 лошадиных сил.
Главный секрет надежности этих двигателей заключался в чугунном корпусе силового агрегата, и привод ГРМ осуществлялся цепью. Такие моторы способны пройти 500 тысяч км пробега, без необходимости капитального ремонта, а ресурс заложенный заводом изготовителем составляет миллион километров.
BMW M57
Машины, в которых стоят такие модели моторов, также относятся к миллионникам. Выпускались они в период с 1998 по 2008 годы, и устанавливались почти на все машины BMW, которые выпускались в этот период. Кроме высокой надежности, главной положительной чертой таких моторов являлась впечатляющая динамика автомобиля.
Mersedes-Benz OM602
Этот дизельный мотор производился с 1985 по 2002 год, и имел мощность от 90 до 130 лошадиных сил. Как видно такая модель не слишком мощная, однако главной ее отличительной способностью является высокая надежность. Если во время выполнять все предписания сервисной книжки, то такие движки способны пройти под миллион километров без серьезных поломок.
Итоги
По результатам всей вышеизложенной информации пришло время для подведения итогов. Автомобили с двигателями миллионниками существуют, и их немало. Но для того, чтобы машина столько отходила необходимо планово проводить ТО, а также следить за состоянием ДВС. Также существует еще контрактный двигатель, но о нем речь пойдет в следующей статье.