Orator.ru ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ
Выпуск 52
Архив рассылки
ЭГОИЗМ (продолжение)
Основная микросхема — источник эгоизма
«Человек» — это звучит гордо? Я бы так не сказал, потому что, слизняки тоже считают (только сказать не могут), что «слизняк» — это звучит гордо, но это не делает их ангелами. Люди не лишены подобных амбиций. Иной раз они используют слово «животное» в качестве бранного, пытаясь, таким образом, унизить других людей. «Ты просто животное!» — восклицают они презрительно. Подобное поведение характеризует человека как существо, которое в своем развитии ненамного оторвалось от животных, которых он презирает, ибо свидетельствует о наличии в нем такого эгоистичного качества, как высокомерие (которое отчетливо просматривается у драчливых петухов и упрямых ослов). Кроме того, это элементарная неблагодарность, ибо человек существует благодаря животным, которых использует в жареном и фаршированном виде.
В своем развитии человек не совершил революционного прорыва в том смысле, что микросхема, лежащая в основе его личности, которая является источником всех его побуждений (назовем ее «основная микросхема»), абсолютно такая же, как у баобабов, червяков и комаров, просто обросла усложненными рефлексами, эмоциями и разумом, а также покрылась культурным налетом. Данная микросхема представляет собой корпус с вкрученными в него двумя лампочками — красной и зеленой (два основных инстинкта), которые мигают, реагируя на внешние воздействия. Причем, красная горит ярче зеленой — страх сильней удовольствия. Что бы человек ни делал, он в конечном итоге повинуется двум желаниям: желанию избежать страдания и желанию получить удовольствие. Эти два главных мотива правят и слонами, и насекомыми, и растениями, и так далее.
Трудно обосновать, почему каждый суслик норовит продолжить свой род или зачем следует бояться смерти (подумаешь, одним эгоистом станет меньше) — мы не можем понять природу импульсов, генерируемых микросхемой. Именно основная микросхема рождает в каждом организме стремление к жизни и, таким образом, делает каждого эгоистом — т.е. центром Вселенной. Эгоизм — двигатель Вселенной
Что тут греха таить: все мы — центры Вселенной. Любое существо — и слизняк, и человек — делит Вселенную пополам: на «я» (внутренний мир) и «не я» (окружающий мир). Мир какого-нибудь червяка для него самого ничуть не менее интересен, чем наш мир для нас, и уж поверьте, что у комара не меньше забот, чем у президента — его ощущения не менее яркие, только масштабы влияния на мир другие. Конечно, трудно понять, каким представляется мир комару, потому что его мозги слегка отличаются от наших, но очевидно, что комар по своей натуре не менее жизнерадостный, ведь его основная микросхема идентична нашей. Каждый организм воспринимает себя центром Вселенной. Каждый переоценивает стоимость своей жизни и придает себе больше значения, чем всему остальному миру — иначе с чего бы у него возникала охота к жизни? Каждый есть эгоист по определению , ибо весь мир вращается вокруг каждого. Поэтому Вселенная, состоящая из эгоистических центров, непрерывно бурлит и шевелится. Вся Вселенная живая
Как вы думаете, электрон живой? Странный вопрос, потому что принято считать, что живое — это то, что мычит и телится, либо ползает, выдвигает свою кандидатуру в парламент, размножается, метит территорию или произрастает в горшке. На худой конец, обзавелось собственным геномом. Однако, это понимание живого в привычном (биологическом) смысле этого слова. Электрон вращается вокруг атома. С чего бы ему двигаться так упорядоченно — не задумывались над этим вопросом? Я вам скажу. Его орбитальный полет — реакция на внешние стимулы — на плюс и минус. Если реагирует — значит, чувствует, а раз чувствует — значит, живой. Реакция — это ответ, а ответить невозможно, если ничего не чувствуешь. Всё та же основная микросхема управляет движением электрона, поэтому мир электрона для него самого ничуть не менее интересен, чем наш мир для нас. Электроны тоже не бессмертны — рождаются и умирают. И не идентичны, как нам кажется, а просто не имеют видимых различий, но при ближайшем рассмотрении могут отличаться так же, как Земля от Марса или люди друг от друга. Элементарные частицы вовсе не элементарны, а неисчерпаемы, как Вселенная. И разве мог бы живой человек состоять из мертвых электронов? Вся Вселенная живая . Эгоизм порождает добро и зло.
Понятия добра и зла, провозглашаемые людьми — не абсолютные, а относительные категории, зависящие от интересов людей. Основная микросхема рождает потребности, удовлетворение которых приносит удовольствие, а неудовлетворение — страдания — так и живем. Разве мы стремились бы жить, если бы каждый вдох и каждый глоток воды приносили нам невыносимые муки? Наши эгоистичные потребности диктуют нам понятия добра и зла: добром считается то, что выгодно; злом — то, что невыгодно . . и общественную мораль
Мораль, законодательство и прочие общественные правила поведения уравновешивают противоречивые эгоистичные устремления отдельных членов общества, чтобы они (члены) не перегрызлись между собой. Люди в большей степени не потому соблюдают правила, чтобы угодить другим, а потому, чтобы избежать проблем (поэтому принцип неотвратимости наказания за нарушение правил общежития — один из залогов цивилизованности общества). Мораль ограничивает свободу людей, но, тем не менее, убедительно толкует о том, что такое хорошо и что такое плохо , потому что позволяет людям мирно сосуществовать в обществе. Мораль кажется абсолютной системой ценностей, потому что владеет контрольным пакетом акций человеческого электората (народом). Фактически же наша общественная мораль является такой же относительной системой отсчета, как и воззрения камикадзе или идеалы людоедов, ибо является оценочной системой (оценки зависят от точек зрения). Если какая-либо оценочная система имеет большинство сторонников, то это не делает ее абсолютной, но только лишь популярной, т.к. оценки относительны — честность и справедливость не всегда приветствуются среди приматов, и то, что нам кажется ужасным, для некоторых туземцев — дело чести. (Продолжение следует)
Эгоизм
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое стремление человек к собственной пользе, выгоде. В настоящее время (начало XXI века) в психологии различают две степени эгоизма. Сильной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему [1] .
На преступность эгоистической любви к себе, при том, что в человеке нет ничего, чем можно было бы гордиться, указывали Кальвин и Лютер. Подобная точка зрения оказала значительное воздействие на формирование отношения в западной культуре к стремлению к собственному счастью, которое не должно быть главной целью. И. Кант считал нацеленность на собственное благополучие естественным для человеческой природы, следовательно, не имеющим, в отличие от любви к другим, «этической ценности». Тем не менее, по мысли Канта, человек не должен отказываться от личного счастья, так как его благополучие может быть полезным для исполнения общественного долга [2] . По Гоббсу эгоизм есть врождённое свойство индивидуума, которое может ограничить лишь суверен [3] . Гельвеций защищал право индивидуума на личное счастье. В его понимании, если, стремясь к личному счастью, человек причиняет другим вред, то он становится источником зла. Тот же, чьи собственные интересы увязываются с интересом общественным, творит добро. Эта согласованность личного с общественным есть «рациональный эгоизм» [4] .
Впоследствии Штирнер, ещё позднее Ницше отстаивали право личности на счастье, при этом эгоизм представляли противоположностью любви к другим, альтруизму, считая последнее проявлением слабости [5] . Современными психологами такое противопоставление считается некорректным. В настоящее время допускается, что альтруистический образ действия может быть основан на эгоистических устремлениях, возможно, не осознаваемых человеком [6] .
Содержание
1 Философия. Принцип эгоизма
2 Формы
3 З. Фрейд об эгоизме
4 Философы, изучавшие устройство эгоизма
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
Философия. Принцип эгоизма [ править | править код ]
А нынче все умы в тумане, Мораль на нас наводит сон, Порок любезен — и в романе, И там уж торжествует он. Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы, И стал теперь её кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмот, бродяга мрачный, Иль Вечный Жид, или Корсар, Или таинственный Сбогар. Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм.
Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин «эгоизм» появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «рационального эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций) [7] .
Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):
— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?
— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.
Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью [8] :
Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.
Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.
Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно. [ источник не указан 2077 дней ]
Формы [ править | править код ]
Этический эгоизм — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.
Психологический эгоизм (англ.) русск. — доктрина, в которой утверждают, что люди всегда мотивированы своими интересами.
Рациональный эгоизм — убеждение, что разумно действовать в личных интересах.
Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:
Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.
Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.
Эгоистический анархизм (англ.) русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.
Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».
З. Фрейд об эгоизме [ править | править код ]
Зигмунд Фрейд полагал, что эгоизм заложен в человеке природой. При этом он расширял понятие эгоизма, подразумевая под ним абсолютно обыденное стремление каждого индивида удовлетворить свои естественные потребности, присущее любому животному. Психоаналитик утверждал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, ибо практически вся их жизнь посвящена их собственному «Я» и удовлетворению его потребностей. Дети отчаянно желают, чтобы их интенсивные желания были непременно удовлетворены, а кроме того, по мнению Фрейда, первоначально у детей формируется привязанность к близким людям только из-за эгоистических побуждений, потому что именно они наиболее полно удовлетворяют его потребности. [9]
Эгоизм вреден для мировой экономики
Когда политики разных стран с пафосом обвиняют друг друга в «экономическом эгоизме», это кажется абсурдом. Рыночная экономика базируется на том, что каждый стремится удовлетворить собственные потребности, а не чужие. Моральные оценки тут неуместны.
Однако кризис показал, что исключительно рациональное экономическое поведение в глобальном мире может быть губительным. Если правительства чрезмерно эксплуатируют принципы рыночной экономики в национальных интересах, то возникают дисбалансы, которые потом взрывают весь мир.
Фоном нынешнего кризиса стало фундаментальное расхождение между векторами американской и китайской экономик. Китай слишком мало потребляет, несмотря на всю свою экономическую мощь. А США потребляют слишком много, пользуясь преимуществами всемирного должника. Этот дисбаланс, кстати, никуда не исчез – валютные резервы Китая продолжают расти, как и дефицит бюджета США.
Несмотря на все доказательства вреда экономической замкнутости в глобальном мире, преодолеть эгоизм странам никак не удается. После того как в разгар кризиса руководители «большой двадцатки» торжественно пообещали друг другу не допустить протекционистских мер, именно они и стали чемпионами по размеру установленных торговых барьеров. Или другой пример: всем вроде бы ясно, что глобальная экономика выиграет от свободного движения товаров и капиталов, но почему-то в мире до сих пор процветает манипулирование курсами валют для продвижения экспорта и поддержания национальной занятости. А дохийский раунд переговоров Всемирной торговой организации буксует который год подряд.
Последние события доказывают, что кризис не только не закончился, но и может разгореться с новой силой. И причина тому – экономический эгоизм. Только вот указать на того, кто выступает главным эгоистом, чрезвычайно трудно. Через две недели конгресс США решит, признавать ли Китай валютным манипулятором. Заклеймив Китай официально, США смогут ввести запретительные пошлины для китайского экспорта. Американцы считают, что Китай намеренно занижает курс юаня, чтобы продвигать свой дешевый экспорт. По их мнению, тем самым Китай отбирает хлеб у американских компаний, способствуя безработице в США.
От торговой войны пострадает несколько десятков стран, поскольку больше половины китайского экспорта – это продукция иностранных (в том числе американских) компаний, разместивших в КНР свое производство.
А в китайском импорте существенную долю составляют сырье, материалы и комплектующие для производства экспортной продукции. Кто здесь больше эгоист – США, защищающие национальные интересы ценой убытков сотен китайских, японских, корейских, тайваньских, российских и других иностранных компаний, или Китай, субсидирующий свой экспорт ценой сдерживания национального потребления, которое могло бы способствовать восстановлению мировой экономики?
Еще труднее рассудить Германию и Грецию. С одной стороны, легко обвинить в экономическом эгоизме Грецию, которая была настолько расточительна, что допустила бюджетный дефицит почти в 13% ВВП и 115% ВВП долгов, тем самым подвергнув риску не только себя, но единую европейскую валюту. Но ведь и Германия, которая 10 лет пользовалась преимуществами зоны евро и выиграла больше всех, действует эгоистично, предлагая жестко наказывать нарушителей европравил. Потому что если реализовать предложения Германии, ЕС перестанет экспортировать спрос, который сейчас так нужен мировой экономике, а будет экспортировать предложение.
Получается, чтобы глобализация приносила пользу, ей необходимы двигатель и эффективное наднациональное управление. Как выяснилось в ходе кризиса, существующие международные организации с этой функцией не справляются. Работу мегарегуляторов де-факто выполняют страны-лидеры, которые часто диктуют условия остальным по праву сильного. Но проблема в том, что они тоже действуют, исходя из своих собственных интересов, а не интересов глобальной экономики.
Эгоизм
Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Цитаты [ править ]
«Хочешь добиться, то не просто полюби себя — влюбись в себя изо всех сил, во все глаза собой любуйся, да-да, вовсю раскрой глаза и пяль их на себя. Люби себя бесстыдно! Люби себя взасос, со смаком, люби себя со стоном и причмокиванием! И чтоб твой стон стоял по всей округе, чтобы все видели и слышали твою любовь к себе, иначе проку от неё тебе не будет никакого, ну, разве кроме чмока, коль чмок тебе приятен»… «Застонешь, чмокнешь сам себя, вот тут и засмеют, — сказал тортист. — И я бы засмеял». «Ну, это — если покраснеешь, — поправил человек. — Будешь краснеть, смущаться, устыдишься вдруг своей любви к себе, Ещё оправдываться пустишься и пустишься пускаться в объяснения — тогда, конечно, точно засмеют. Тогда и я бы засмеял. Не смей краснеть, любя себя, — и покраснеют все вокруг от зависти! Люби себя с вызовом — и вызов будет принят с благодарностью! Льсти себе вслух, но только грубо, безоглядно льсти — и будут льстить тебе!»
Братолюбие живёт тысячью душ, себялюбие — только одной, и притом очень жалкой.
Будь альтруистом, уважай эгоизм других!
Самолюбие может, как это ни странно, спокойно соседствовать с бесстыдством.
В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природой вещей.
Эгоизм, вооружённый разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого.
Эгоистичный человек может думать, что преуспевает, но когда ему станет необходима помощь друзей, рядом с ним может не оказаться никого. Прожив жизнь, такой человек вряд ли оставит по себе добрую память, если вообще останется в памяти людей. Жадность эгоиста может обеспечить его осязаемыми богатствами, однако он никогда не познает истинной радости и наслаждения, которые может дать только любовь.
Если не любишь других, себя полюбить не выйдет…
Ведь я только всего и хочу, чтобы всё всегда было по-моему.
Верь я в бессмертие, альтруизм был бы для меня выгодным занятием. Я мог бы чёрт знает как возвысить свою душу. Но, не видя впереди ничего вечного, кроме смерти, и имея в своем распоряжении срок, пока во мне шевелятся и бродят дрожжи, именуемые жизнью, я поступал бы безнравственно, принося какую бы то ни было жертву. Всякая жертва, которая лишила бы меня хоть мига брожения, была бы не только глупа, но и безнравственна по отношению к самому себе. Я не должен терять ничего, обязан как можно лучше использовать свою закваску. Буду ли я приносить жертвы или стану заботиться только о себе в тот отмеренный мне срок, пока я составляю частицу дрожжей и ползаю по земле, — от этого ожидающая меня вечная неподвижность не будет для меня ни легче, ни тяжелее.
Всего меньше эгоизма у раба.
Весь кодекс нашей гуманности сводится к правилу: «Не тронь меня ― и я тебя не трону». Кто дошел до понимания этого правила, тот считается человеком просвещенным: уважает, мол, личность. Если же мы помогаем кому в беде, то из чистого эгоизма, в надеже поживиться когда-нибудь от него; или, по крайней мере, из эгоистического побуждения: устранить от себя неприятное ощущение при виде несчастного. [1]
– Эгоист! – сказал Роман, с грустью укрепляясь в этом ужасном предположении относительно Эдика. – Федя, полюбуйтесь, пожалуйста. Вот это – эгоист. Видите, как выглядит эгоист?
Если нет высшей нравственной цели, то она перерождается в личный произвол, в простор личного эгоизма. Оно так и есть: простор личному эгоизму, материальное благосостояние, материальные мотивы жизни — вот настоящее знамя союза, вот двигатель жизни! Конечно, эти мотивы, являясь как знамя, как соединительный принцип, в свою очередь являются тем общим, которое поглощает в себе разнузданный эгоизм личностей: без этого некоторого поглощения общество не просуществовало бы и одного часу, и разнузданность личного эгоизма представила бы ужасное зрелище. «Help yourself! Помогай сам себе!» — кричат эгоистически американцы — и гибнут тысячами, проваливаясь сквозь мост, дерзко перекинутый через пропасть, и тысячи снова кидаются в новое отважное предприятие, от которого дух захватывает у европейца. Но эти мотивы достаточны ли для нравственной природы человеческого общества? Эта американская свобода действительно ли свобода? [2]
Много веков потребовалось людям, чтобы хотя бы на словах признать, что жизнь других имеет ту же ценность, что их собственная жизнь. На практике же, по большому счёту, всё остаётся как и было прежде: если нужно в своих интересах пожертвовать жизнью других, они делают это легко, без зазрения совести и колебаний, однако сильно возмущаются, когда другие запросто распоряжаются их собственными жизнями.
Самая почётная победа — та, которую одерживают над эгоизмом.
Себялюбие — яд для дружбы.
Эгоизм — это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона.
Эгоизм — это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите.
Эгоист это тот, кто любит себя больше чем меня.
Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной.
Эгоист — это тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне.
Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.
Эгоизм записывает чернилами сделанное ему зло и карандашом — сделанное ему добро.
Эгоизм — отвратительный порок, которого никто не лишён и которого никто не желает простить другому.
Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.
Эгоизм счастливых людей — беспечный, поверхностный и безотчётный. Эгоизм несчастных людей — ожесточённый, горький и убеждённый в своей правоте.
Я не воспринимаю тех людей, которые заботятся лишь только о самих себе.
Я утверждаю, что преобладающим качеством преуспевающего гена должен быть безжалостный эгоизм.
Генный эгоизм обычно даёт начало эгоистичности в поведении индивидуума. Однако, при некоторых особых обстоятельствах ген способен лучше всего достигать своих собственных эгоистичных целей, поощряя ограниченную форму альтруизма на уровне индивидуальных животных.
Давайте попробуем учить щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами.
. представление о генетически унаследованных признаках как о чём-то постоянном и незыблемом — это ошибка, кстати очень распространённая. Наши гены могут приказать нам быть эгоистичными, но мы вовсе не обязаны подчиняться им всю жизнь. Просто научиться альтруизму при этом может оказаться труднее, чем если бы мы были генетически запрограммированы на альтруизм.
Некое существо, например павиан, называют альтруистичным, если оно своим поведением повышает благополучие другого такого же существа в ущерб собственному благополучию. Эгоистичное поведение приводит к прямо противоположному результату.
Размышления о человеческом эгоизме.
«А сатана – это не страшный черт, который лишает нас материальных благ, а наш собственный персонифицированный эгоизм, который чем больше разрастается, тем больше приносит страхов, алчности, корысти, зависти, агрессии, гнева и других отрицательных качеств характера в жизнь человека, и они делают человека несчастным и больным.»
Что такое эгоизм? Бывает ли эгоизм во благо? Что лучше эгоизм или вечная помощь нуждающимся (друзья, коллеги, бедные, раненные душевно или физически и т.д.)? Этот вопрос интересен не только с точки зрения определения эгоизма и поисках его во всех сторонах жизни, но и с точки зрения его значения для духовной составляющей человека.
Эгоизм – это жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и соответственно каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже итерируя и нарушая интересы других людей или общий интерес.
Эгоизм проявляется как совокупность страстей, которые противоположны добродетелям и имеют своим источником самолюбие.
Эгоизм относится к грехам во всех религиях, осуждается со стороны общественности, вызывает личную неприязнь.
Наблюдая его со всех сторон с самого утра, мне захотелось поразмыслить на эту тему..
Плохо ли, если человек, проживая одну жизнь, хочет действовать исходя из своих интересов? Жить во благо себе, наслаждаться жизнью в полной мере, ведь она не вечна. Плохо ли, отказывать другим, если знаешь, что это может материально улучшить твою жизнь? (Говоря о материальной составляющей, я имею ввиду карьеру, деньги, недвижимое и движимое имущество, социальной положение, все, что в какой-либо мере относится к статусу и деньгам). Или же, наоборот, лучше пренебрегать своими интересами на благо обществу? Важнее ли интересы большинства нежели интересы и желания отдельного индивида?
Однозначно, пожалуй, тяжело ответить на этот вопрос, и я уверена, что у каждого может сформироваться собственное мнение на этот счет. Напоминаю, я лишь хочу попробовать заставить задуматься, немного помыслить на этот счет.
Проанализировав множество ситуаций, примеров, можно заметить, что ощущение счастья в полной степени зависит от эгоистичного поведения. Ты тем более счастлив, чем менее ты меркантилен. Верно и обратное: чем более жадно ты относишься к материальным ценностям, тем меньше и тяжелее почувствовать себя счастливее в кругу «мертвых» вещей.
Возможно я буду груба, если обобщу всех людей в несколько групп, но для данной темы это вполне приемлемо (зайдем в крайности):
1) властолюбивые люди, которые стремятся к славе/власти/карьере, т.е. стремятся взобраться на вершину чего-либо;
2) верующие люди, при этом абсолютно не важно к какой религии они себя причисляют, все восхваляют духовный рост, власть духа над телом и т.д. (не будем углубляться);
3) бездарно прожигающие свою жизнь.
4) ищущие свой путь.
Первая категория людей, стремящихся к материальному росту, постоянно ищут пути вверх, ищут способы достижения целей, находятся в поисках возможностей для лучшей, обеспеченной, шикарной жизни. Мысли их, в большинстве своем, направлены на извлечение выгоды из всего. Как раз-таки эта категория научилась, что надеются нужно только на себя и доверять можно только себе. Они получили много шишек на своем пути, кто-то преодолел препятствия и заслужил свое положение в обществе, у других не хватило сил и терпения, и они откатились вниз. Не обязательно, что они все непременно успешны или достигли высот, или же абсолютно все мыслят примитивно и материально. Нет, но для лучшего понимания я подаюсь в крайности и обобщения. Но ход мыслей и последствий у властолюбивых людей очень схож. Они получили власть, но потеряли ощущения гармонии и комфорта внутри. Они преследовали свои желания и интересы, возможно, которые принесли некую пользу их семье. Но… Об этом говорят многие. Поэтому и получается, что у человека во владении яхты, дома, коттеджи, миллиарды, но ничто из этого не дает ему счастья.
Вторая категория людей в связи с определенными обстоятельствами в их жизни обрела веру. Веру не в том понимании, что они посвятили себя церквям и храмам или регулярно посещают служения. Я имею ввиду именно внутреннюю, искреннюю веру в Высшее. Веру в предназначение, веру в смысл жизни, судьбу и т.д. Кто-то пришел к этому после тяжелых, порой катастрофических обстоятельств в жизни, кто-то путем книг, мудрости людей и ощущения собственного «Я». Данную категорию людей отличает спокойствие, толерантность, понимание разнородности людей, уважение и любовь ко всему, что их окружает. Искренние люди, которые понимают, что материальные вещи не вечны, что состояние можно наращивать годами и потерять в один миг. При этом, чем больше ты имел, тем более несчастным будешь себя ощущать при потере. Это люди, которые признают существование материального мира, понимают ход эволюции, не призирают технологии и т.д. Они лишь полностью понимают, что не нужно ставить это на первое место. Они радуются детскому смеху, берегут время, дарят свою любовь безвозмездно, совершают все действия от чистого сердца и только так. Отличительная особенность: люди с искренней верой воспринимают любое событие как лучшее, что могло случится, их мысли чисты и положительны, ощущение счастья практически никогда не покидает их, потому что жизнь и есть счастье.
Третья категория людей зависает где-то в невесомости жизни. У них не хватает упорности, стремления, силы характера попасть в первую группу людей, но и не хватает мудрости, опыта, знаний, чтобы отнести себя ко второй. Такие люди, как правило, ходят изо дня в день на работу, часто недовольны жизнью и охвачены страхом перемен. Они готовы десять лет посвятить себя делу, которое ненавидят ради получения зарплаты, который только-только хватает на первые нужны/готовы терпеть хамское отношение руководителя и коллектива/критику со стороны окружения/ подвластны общественному мнению и т.д. Но они не в силах поменять свою жизнь, слишком бояться неизвестности, ответственности. Они бояться один/два/три месяца и полгода потратить на поиски своего пути, чтобы обрести счастье и любовь к работе. Но что такое полгода по сравнению с десятью годами? А со всей жизнью? Они даже не представляют возможным, что можно продолжать работать ради пропитания, но одновременно искать выход. Особенность группы такова, что ощущения счастья у них временно. Иногда, благодаря каким-то радостям или действиям, они пробуждают в себе счастье, но оно улетучивается при первом рутинном деле. Также обстоит дело и с поведение: порой они поступают эгоистично, иногда из благородства помогают, но большей части они пренебрегают и собственными интересами и не действую во благо других. Они лишь загоняют себя в клетку и сажают на поводок к первой категории людей.
Последняя группа людей, это люди неопределившиеся к какой группе людей они относят себя, но отчаянно ищущие свой путь. Они понимают всю важность Человеческого, истинных эмоций и радостей, но не знают, как возможно выжить с этим в столь материальном мире. Либо они не признают первостепенную роль власти/материи, но и не признают веру. Вариация данной группы очень велика, но все они неоправленные и в будущем будут причислены к одной из групп. Кто-то из них изо всех сил старается делать все по сердцу, поступать правильно и от этого им легче, но по пути карьеры ему придется жертвовать, поступать эгоистично и они начнут тонуть в недовольстве. Другие поступают ради своего блага, но чувствуют, что так жить нельзя и ищут непрерывного потока гармонии и счастья в природе/любви и т.д.
Может быть кто-то из Вас замечал, что когда делаешь от сердца, будь то помочь другу в беде не для того, чтобы он потом помог тебе, а потому что ты истинно считаешь это верным; будь то остаться в кругу семьи/близких людей просто беседовать/смотреть кино нежели пойти на алкогольную вечеринку; будь то искренне засмеяться там, где это неуместно, тем самым почувствовать себя легко и заразить этим чувством другим, а не сдерживать смех внутри и ощущать на себе рамки, то ощущаешь прилив сил, теплоту внутри, легкость тела? Счастье.
А может, когда приходилось поступать не так, как велит сердце, а по уму, вы ощущали сжатость внутри, будто инородный объект внутри Вас? Например, когда друг попросил Вас выручить его, когда ему жизненно необходима Ваша помощь, а Вам нужно было бежать на встречу. И Вы всем сердцем чувствовали, что надо было придумать и перенести мероприятие, но все равно не сделали этого. Или, когда, поругавшись с родителем/возлюбленным/другом, сделав кому-либо неприятное, Вы хотели позвонить, извиниться/признать вину, но гордость и тщеславие пересилило Ваше побуждение и внутри остался осадок горести или недовольства, или гнева и т.д. Эгоизм.
У меня бывало подобное.
Но эгоизм бывает не на столько явным, он бывает скрыт в наших добрых побуждениях, хороших делах. Скрытый эгоизм не менее плох, чем открытый. Он проявляется, когда человек делает хорошие действия не безвозмездно, а с целью поощрения, чтобы его заметили, чтобы одобрило начальство, чтобы получить восхищения или награждение. Со стороны видится лишь хорошие поступки, но внутри они не приносят счастья, потому что делаются не от души, а от ума.
Мне кажется они и пользы то, как таковой, не приносят. Ведь все, что делается «для галочки» — только «галочкой» и остается. Просто штамп. Просто очередное выполненное дело.
ТАК ЧТО ЛУЧШЕ: вовсе не совершать хорошие дела, раз они совершаются с корыстью или лучше хотя бы такие хорошие поступки, чем никакие? Хотя…Пожалуй, это тема уже другого размышления.