Ходовые огни рено логан
Renault Logan Маленький принц › Бортжурнал › Дневные Ходовые Огни
Задумался об установке DRL — Дневных Ходовых Огней. Рассматривал разные варианты — и Китай, и Фирму, разные по способу монтажа…
Начнем с нормативных документов. ГОСТ Р 41.48 2004 четко оговаривает и место установки, и режимы работы всех световых приборов, в том числе и ДХО. Итак, по месту установки: по высоте 250 мм от асфальта, но не выше 1500 мм, по ширине не далее 400 мм. от бокового габарита автомобиля (в смысле, края кузова) и не менее 600 мм. между ними. Режим работы обговорим позже.
То есть просятся они куда-то в зону противотуманок или передних фар.
Можно было установить отдельные модули в нижнюю решетку радиатора, как делают многие. Но мне не нравилось такое решение — оно не обозначает габаритные размеры автомобиля.
В инете наткнулся на Sho-Me DRL-502. Интересное решение, один-в-один стянутое у Хеллы, но стоящее раза этак в 4 дешевле. Конечно, хотелось бы Хеллу, но мы же бедные студенты… Суть их — это просто две линейки по пять лампочек, без общего корпуса. В комплекте идет фреза для установки. Решил ставить их, и врезать в крашеную часть переднего бампера над противотуманками.
По весне приобрел, рассмотрел внимательно. В комплекте сами огоньки, блок управления, 3 шурупа для его крепления под капотом, и фреза со сверлом для сверления отверстий в бампере.
Фреза на первый взгляд показалась толковой — даже предусмотрено съемное сверло с винтом для фиксации, на случай, если сверло сломается. В процессе установки выяснилось, что фреза поддерживает только движение вперед — при попытке реверсом вытащить ее из бампера, она раскрутилась, и в шуруповерте остался штифт со сверлом, а сама чашка упала внутрь бампера.
Сами огни добротные, судя по весу, в металлическом корпусе с радиатором на тыльной стороне и защелками для крепления к бамперу. Линза — стеклянная, очень грамотно просчитанная.
Заявленная электрическая мощность — 8 Ватт, я намерил 0.8 А, что значит 9.6 Ватт. Выходит, блок питания кушает 133 мА, что вполне нормальный показатель.
Сперва не понравились провода подвода к лампочкам — уж очень они показались тонкими и хлипкими. Но когда я залез в бампер и увидел, какими проводами выполнено подключение штатных ПТФ — успокоился. Не шибко они там толще.
Все разъемы добротные, с кучей уплотнителей, резьбовых соединений, и сомнений в заявленных IP44 не было. Я бы на глаз и больше дал.
Блок управления интересный. Увидев четыре шурупа крепления крышки, я радостно взвизгнул и рванул за отверткой. Не насторожило даже отсутствие пломб «повреждение которых лишает гарантии». Думал, «сейчас заценю их элементную базу, прикину, сколько это может стоить на самом деле и сколько прослужит». Но не тут-то было, под крышкой обнаружился толстенный слой компаунда. Ничего не увидел, зато остался доволен — блок управления все те же заявленные IP44 отработает.
Настал час установки. Лень мне было снимать передний бампер для этих целей, думал снять фары и через «глазницы» поставить ДХО. Но не тут-то было — чтобы снять фары, надо сначала снять бампер. В конечном итоге подлез снизу, сняв брызговик — он крепится на трех шурупах и двух пистонах (на четвертом фото видно частично открученный брызговик). Использовав две крышки от минеральной воды, смоделировал тыльную часть ДХО и убедился, что он проходит под усилителем бампера. Тут я впервые похвалил свою лень — как я убедился бы, что огни не упрутся в усилитель, сняв бампер?
Совет на будущее тем, кто решится ставить себе такие же:
Модель представляла собой две крышки, прикрученные шурупом друг к другу верхними частями, одна из которых обрезана до высоты ДХО от конца радиатора до переднего края защелок.
Для моделирования самого огня использовал крышки от «Святого источника» — они шире стандартных и их диаметр равен диаметру линзы ДХО — 34,5 мм. Приклеил его на двусторонний скотч и перетыкал, куда мне надо было, думал как лучше будет.
Сперва думал лепить их прямо, они не стыковались визуально ни с ПТФ, ни с фарами (опять же, повезло мне, что не снял фары 😉 ). Потому появилась идея опустить два внутренних огня вниз диагонально. Дальнейшее развитие — чуть приопустить средний огонь. Так он безопаснее проходил под усилителем и смотрелся естественнее и дружелюбнее…
Для точной разметки и симметричного переноса на правую сторону использовал два листа А4. Лист приклеил на стык крашеной и некрашеной части бампера, а в качестве горизонтальной координаты использовал ПТФ и угол нижней решетки радиатора. Разметил на нем местоположение огней, потом линейкой и циркулем вымерил расположение центров огней, чтобы между ними было одинаковое расстояние. Канцелярскими зажимами скрепил два листа, вырезал второй по образу и подобию и ручкой пробил отверстия в местах центров огней. Оба листа приклеил так, чтобы верхний край совпал с вышеописанным стыком бампера, а края вырезанных отверстий в листе совместил со соответствующими отверстиями в бампере. Само с собой, правый лист развернул на 180 градусов — сделать это позволили пробитые отверстия. Далее сверло-фреза-защелки и огни встали на свои места.
Настало время подключать. Клеммы соединения огней между собой закрепил хомутами к усилителю бампера, чтобы не шибко болтались внутри бампера. Провода подводки от БУ к огням проложил вдоль штатной проводки, приторочив к ней пластиковыми хомутами.
Согласно инструкции, БУ следует подключать следующим образом. Черный провод на массу, красный — туда, где при включении зажигания появляется плюс, желтый — на плюс ближнего света.
Согласно ГОСТу, ДХО должны включаться при заводе двигателя и отключаться при заглушении его, а так же при включении головного света фар. Что интересно, понятие «головной свет фар» в ГОСТе не расшифровывается, но Википедия дает следующий перечень — ближний, дальний, передние ПТФ. Габариты не входят в этот перечень.
При этом, ДХО не должны выключаться при кратковременном включении дальнего света для сигнализации остальным участникам. Про поведение ДХО совместно с габаритами в ГОСТе ничего нет.
Штатная электропроводка Рено-Логан работает так — ближний и ПТФ включаются только при включенных габаритах. Дальний на постоянку включается тоже только при включенных габаритах. Помигать дальним можно всегда, при этом габариты не загораются.
Мои ДХО не выключаются, а переключаются в режим «вполнакала» при появлении питания на желтом проводе. Как видно из алгоритма работы, самый простой способ соблюсти все требования ГОСТа, это подключиться к габаритам — при включении любого из элемента головного освещения сперва загорятся габариты, а следом за ними притухнут и ДХО, а при мигании дальним ничего не изменится — габариты не включаются. Что я пока и сделал.
Второй вариант — посадить на желтый провод ДХО через диоды ближний, дальний и ПТФ. Получим такой алгоритм работы: ДХО притухают при включении только ближнего, дальнего и ПТФ. Диоды нужны, чтобы у вас при включении ближнего не загоралось все — и дальний, и ПТФ. Минусы схемы — не выполняете требование ГОСТа про мигание дальним. Плюсы — получаете возможность включить габариты, включив таким образом подсветку приборов в салоне.
Третий вариант — взять провода ближнего, ПТФ, через диоды подключить напрямую к желтому проводу ДХО, а габариты и дальний через мощную микросхему логического умножения типа КР1533, или его зарубежного аналога и через диод — туда же. Получим такой алгоритм работы: ДХО притухают при включении только ближнего, дальнего на постоянный режим работы и ПТФ. Остаются гореть при включении габаритов в полную силу. Минусы схемы в том, что при мигании дальним при отключенных габаритах — ДХО не среагируют что есть выполнение требований ГОСТа, а вот при мигании дальним со включенными габаритами всеж-таки кратковременно притухнут — на время включения дальнего. В принципе, схема подходит тем, кто боится, что он не увидит шкалы приборов при езде днем с ДХО и хочет, чтобы горели еще и габариты, и позволит, немного схитрив, пройти ГТО. Для этого надо будет помигать дальним при отключенных габаритах.
Четвертый вариант, который я думаю в дальнейшем реализовать себе. Провод с бензонасоса управляет реле, которое уже запитывает ДХО. И плюс с него еще прокинуть на питание подсветки панели приборов. Это позволит и включить себе подсветку приборов, и выполнить все требования ГОСТа, и еще гальванически развязать цепи ДХО и бензонасоса, откуда я решил брать питание. А то, при возникновении проблем с ДХО сейчас, рискую заглохнуть, если два предохранителя сработают неправильно.
Плюс питания взял с реле питания бензонасоса (238-е реле согласно книге по эксплуатации от ИД «Третий Рим») в блоке реле и предохранителей по капотом. Расположение реле и предохранителей меняется, в зависимости от автомобиля — там все клеммы наборные, и на каждом отдельном автомобиле монтажник на конвейере мог натыкать их как бог на душу положит. Потому не прикладываю фото, а лучше расскажу признаки, по которым можно его вычислить:
1) по поведению — оно щелкает при включении зажигания, потом щелкает еще раз — расцепляется, и щелкает при заводе двигателя.
2) по расположению — должны быть две одинаковые реле и рядом с ними два предохранителя на 25 и 5 ампер (может быть еще третий на 30 ампер). Это все на одной колодке.
3) к одной из его ног идет два провода — потолще и потоньше, запрессованы в одну клемму. Тот, что потолще — на питание самого бензонасоса, тот что тоньше — сигнальный на один из блоков управления. Скорей всего, провода будут коричневыми, но не факт.
Для обеспечения селективности, пятиамперный штатный предохранитель заменил на 7.5 ампер, т.к. БУ ДХО по умолчанию защищен пятиамперным предохранителем.
Самому БУ вполне себе хватило места в блоке реле и предохранителей под капотом.
На фото представлен процесс установки, и работа ДХО на полную мощность. Фото работы ДХО вполнакала почему-то не сохранилось. Фотография не отображает интенсивность света, ДХО в принципе освещают дорогу перед автомобилем и край обочины, как ПТФ. Теперь понятно, почему Мерседес не добавил ДХО к общему головному освещению, а заменил ими ПТФ. Со стороны стал заметнее, ибо ДХО несильно подслепляют (как и должны по ГОСТу), плюс так как авто в принципе покатое — стал заметен еще и пешеходам на обочине. Авось меньше под колеса кидаться будут.