Как определить какой гидрокомпенсатор стучит
Как проверить гидрокомпенсаторы
Сегодня мы решили раскрыть такой насущный для многих автомобилистов вопрос, как проверить гидрокомпенсаторы. Гидрокомпенсатор – это гидравлический механизм, позволяющий устранить последствия линейного расширения деталей привода клапанов, происходящее под действием температуры. При нагревании двигателя происходит естественный процесс изменения размеров деталей, что в конечном итоге приводит к появлению увеличенных зазоров между сопрягаемыми поверхностями. И компенсация этих зазоров – основная функция данного механизма.
Принцип работы гидрокомпенсатора основан на свойствах жидкости, в данном случае масла, не сжиматься. При нормально работающем гидрокомпенсаторе не слышно никаких посторонних стуков в работе двигателя. Как только появляются стуки, это означает, что возможно возникли проблемы с гидрокомпенсаторами. Увеличение зазоров приводит к потере мощности двигателя, перерасходу топлива, к износу клапанов, которые подвергаются ударным нагрузкам.
Прежде чем рассмотреть вопрос о том, как проверить гидрокомпенсаторы, давайте выясним причины, вызывающие неправильное функционирование гидрокомпенсаторов. Итак, факторы риска в рассматриваемом случае следующие:
• Низкий или высокий уровень масла в картере двигателя. В обоих случаях может происходить насыщение масла воздухом. Соответственно, масло находящееся внутри гидрокомпенсатора, может сжиматься. Собственно сжимается не масло, а воздух, находящийся в масле.
• Естественный износ деталей гидрокомпенсаторов. Движущиеся детали механизма просто стираются, соответственно нарушается герметичность системы.
• Загрязнение внутренних поверхностей механизма. Внутрь попадают частички грязи, частички металла. Учитывая высокую точность деталей гидрокомпенсатора, их плотные посадки, любая грязь может вызвать нарушения в работе. А более крупные частицы и вовсе способны заклинить работу подвижных деталей.
Как проверить гидрокомпенсаторы?
При работающем двигателе не рабочий гидрокомпенсатор издает характерный звук. Но этот звук можно спутать со звуком, которые издают неправильно работающие клапана. Для того чтобы определить дефектный гидрокомпенсатор, можно применить фонендоскоп. Приемное устройство прибора прикладывается к зонам, где расположены гидрокомпенсаторы. Сравнивая характер звука можно найти дефектный механизм. В зоне, где расположен нерабочий механизм, будет слышен усиленный стук.
Устройство для проверки работоспособности гидрокомпенсатора можно сделать самостоятельно из металлического прутка. Посредине прутка ставится деревянная или пластиковая ручка. На одном конце прутка крепиться резонатор сделанный из алюминиевой банки из-под пива. Свободная часть прутка прикладывается к зоне размещения гидрокомпенсатора. Резонатор прикладывается к уху. Все изменения в работе механизма достаточно хорошо слышно по усиленному стуку.
После этого, издающий неправильные звуки, гидрокомпенсатор, демонтируется. И уже потом однозначно выносится вердикт. Если ГК разборный, то его разбирают, определяют степень износа деталей, промывают. Если после профилактики ГК легко сжимается пальцами, то его дни сочтены. Если ГК – не разборный, его просто меняют на новый механизм.
Автолюбителям, не уверенных в своих силах, и в плане диагностики, и в плане замены гидрокомпенсатора, лучше не задаваться вопросом о том, как проверить гидрокомпенсаторы, а обратиться в сервис к специалистам.
Стучат гидрокомпенсаторы: причины и что делать. Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов.
Самая распространенная неисправность современных двигателей – стук гидрокомпенсаторов. Причин множество, в своём большинстве они связаны с качеством масла. Что делать при данной неисправности и как с ней бороться расскажет данный материал.
Что такое гидрокомпенсатор и как работает гидрокомпенсатор
Гидрокомпенсатор – простое устройство для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов, устраняющее необходимость разбирать двигатель при его техническом обслуживании. Гидрокомпенсатор, в просторечии «гидрик» представляет собой миниатюрный гидроцилиндр, меняющий свою длину при нагнетании вовнутрь моторного масла.
Объем масла компенсирует зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Масло в полость гидрокомпенсатора попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Насколько хорошо работает «гидрик» зависит от поступления масла и от состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания.
Как понять, что стучит именно гидрокомпенсатор
Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стук, стрекот, с частотой вдвое меньше частоты оборотов двигателя.
Неисправным считается гидрокомпенсатор, который стучит более пары минут после запуска двигателя или стучит после полного прогрева двигателя. Стук прослушивается сверху двигателя и может быть неслышен из салона автомобиля.
Почему стучит гидрокомпенсатор
Причины стука гидрокомпенсатора «на холодную» (при непрогретом моторе):
- Слишком густое масло, на непрогретом двигателе, плохо заходит в полость гидрокомпенсатора. Нужно время, чтобы полость заполнилась маслом
- Забита загрязнениями масляная магистраль или клапан гидрокомпенсатора. Загрязнения появляются при низком качестве или при затянутых сроках смены моторного масла, а также могут являться продуктами износа некоторых деталей двигателя.
- Износ или заклинивание плунжера гидрокомпенсатора. Бывает от естественного износа или от попадания абразивных загрязнений в моторное масло.
Причины стука гидрокомпенсатора «на горячую» (на прогретом моторе):
- Заклинивание плунжерной пары гидрокомпенсатора из-за естественного износа или загрязнения. Задиры на плунжере блокируют его движение и гидрокомпенсатор полностью теряет работоспособность. Зазор не выбирается и гидрокомпенсатор стучит.
- Слишком малая вязкость прогретого масла, масло вытекает через зазоры плунжерной пары быстрее, чем подается насосом. Некачественное масло или слишком жидкое для данного двигателя масло сильно разжижается при прогреве и легко вытекает через технологические зазоры.
3. Повышенный уровень масла в двигателе, вспенивание масла из-за перемешивания коленчатым валом или из-за попадания воды в двигатель. Следует проверить уровень масла в двигателе, а также использовать только высококачественные моторные масла.
Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов
Самый простой и действенный способ, помогающий в большинстве случаев, добавка в масло специальной присадки Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv. Присадка промывает масляные каналы, удаляет загрязнения и восстанавливает подачу масла в гидрокомпенсаторы. Кроме того, присадка немного загущает масло, компенсируя тем самым их естественный износ. Присадка добавляется в прогретое моторное масло, полное действие наступает после примерно 500 км пробега.
Как еще можно устранить стук гидрокомпенсаторов
- Замена гидрокомпенсаторов Достоинства: гарантированный результат. Недостатки: дорого и долго). Нужно учитывать, что на некоторые иномарки, сначала нужно заказать детали, дождаться, пока они придут, и записаться на ремонт в сервисе. На большинстве двигателей, при замене гидрокомпенсаторов потребуются дополнительные затраты на одноразовые детали, например, прокладки или герметик.
- Тщательная промывка масляной системы специальными промывками, например: Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung. Достоинства: сравнительно недорого. Недостатки: результат не гарантируется.
3. Возможно, в запущенных случаях, потребуется замена масляного насоса или очистка масляных магистралей двигателя с его частичной или полной разборкой.
Что будет, если не устранить стук гидрокомпенсаторов
Если не заниматься устранением стука гидрокомпенсаторов, то можно проездить довольно долго без особых проблем, но, со временем, двигатель будет работать громче, с вибрациями, упадет мощность и увеличится расход топлива, а далее произойдет износ всего клапанного механизма, в частность распределительного вала двигателя. Его замена — очень дорогое мероприятие.
Итог
Если стук гидрокомпенсаторов неоднократно возникает, то нет смысла дожидаться ухудшения ситуации. Добавка присадки Hydro-Stossel-Additiv решит проблему и предотвратит развитие износа на длительное время.
ВИДЕО
;
Как проверить гидрокомпенсаторы на 16-ти клапанной ВАЗ-2112 своими руками?
В том случае, когда при запуске двигателя станет слышен характерный звук, это с большой вероятностью можно считать признаком того, что в моторе стучат гидрокомпенсаторы. Предназначены они для регулировки в автоматическом режиме зазоров, которые появляются у клапанов при нагревании и охлаждении двигателя.
На видео показаны вблизи гидрокомпенсаторы, можно увидеть особенности их конструкции:
Гидрокомпенсаторы и их работа
Чтобы гидрокомпенсаторы работали стабильно, им потребуется постоянная подача масла. Для этого в головке блока есть канал с шариком (клапаном), который не дает маслу сливаться после того, как мотор будет остановлен. Аналогичный клапан есть и в нижней части подшипника, по которым и подводится масло к шейке клапанов для смазки.
Рекомендованное масло для мотора автомобиля ВАЗ 2112
Сразу следует отметить, что эти детали чувствительны к качеству масла. Если в нем будут какие-то примеси, то из строя на протяжении короткого времени выйдет плунжерная пара гидрокомпенсатора. Это отразится на работе мотора. Появится шум и интенсивно будут изнашиваться кулачки распредвала. Если гидроконденсатор вышел из строя, то его ремонтировать нельзя. Он только меняется на новый.
Гидрокомпенсаторы в головке блока цилиндров
Когда стук в моторе будет слышен постоянно, то следует выявить причину его появления. Для этого надо придерживаться правил, приведенных ниже.
Гидрокомпенсаторы всегда проверяют при замене клапанов!
Какой гидрокомпенсатор стучит: определение
Чтобы определить, какой из гидрокомпенсаторов стучит, надо на него нажать отверткой. Если состояние толкателя нормальное, то он должен прижиматься с усилием. Когда прилагаемое усилие будет невелико, то такую деталь следует заменить. Подробнее о замене гидрокомпенсаторов мы уже писали в материале: замена гидрокомперсаторов на 16-ти клапанной ВАЗ-2112 своими руками.
Блок головки цилиндров. Определение, какой из гидрокомпенсаторов вышел из строя
Устранить шум можно также при незначительном повороте клапана или прижимной пружины вокруг оси.
Для этого следует заглушить мотор и произвести такие действия:
- Повернуть коленвал так, чтобы клапан, который стучит, начал немного открываться.
- Повернуть немного пружину (клапан при этом тоже провернется).
- Запустить мотор.
Если стук не прекратиться, то следует процедуру повторить. Когда и это не поможет, надо проверить зазор между втулками и стержнями клапанов. Также следует проверить и состояние самой пружины.
Приспособление
Фонендоскоп при помощи которого можно выявить неисправный гидрокомпенсатор
Также определить, какой из гидрокомпенсаторов стучит, можно при помощи фонендоскопа. Его следует приложить к головке блока цилиндров в месте расположения каждого из компенсаторов. В том месте, где деталь вышла из строя, будет слышен звук, напоминающий клапанный стук.
Заключение
Наиболее часто гидрокомпенсатор может стучать по таким причинам:
Если деталь застучала, то не стоит спешить разбирать сам мотор. Следует изначально попробовать заменить масло.