Как проверить модуль зажигания
Как проверить катушку зажигания
Смотрите также
Пробой катушки зажигания
- 39 2 52k
Катушка зажигания предназначена для создания высокого напряжения, которое в дальнейшем используется свечой для образования искры. Поэтому ее исправная работа необходима для нормального функционирования системы зажигания. По сути катушка является небольшим трансформатором, на первичную обмотку которой приходит стандартные 12 В от аккумулятора, а выходит напряжение в несколько кВ. Она используется во всех системах зажигания — контактной, бесконтактной и электронной. Причины выхода из строя катушки типичны. Как правило, это обрыв провода, повреждение изоляции, механические деформации. Далее мы с вами рассмотрим признаки неисправности и методы диагностики катушки зажигания.
Принцип работы катушки зажигания
Как упоминалось выше, катушка зажигания — это повышающий трансформатор напряжения, который преобразует полученное напряжение 12 В в напряжение со значением несколько киловольт. Конструктивно катушка состоит из двух обмоток — первичной и вторичной (соответственно, низкого и высокого напряжения). Однако в зависимости от типа катушки обмотки и их расположение отличаются.
Начнем описание с самой простой общей катушки. Здесь на первичной обмотке имеется 100. 150 витков. Обмотка намотана изолированным медным проводом. Ее концы выведены на корпус катушки. Количество витков обмотки высокого напряжения составляет 30. 50 тысяч (зависит от модели). Естественно, что используемый здесь провод гораздо меньшего диаметра. «Минус» вторичной обмотки подсоединен к «минусу» первичной. А «плюс» подключается к выводу на крышке. Таким образом обеспечивается отвод полученного высокого напряжения.
Чтобы увеличить магнитное поле, обмотки наматывают вокруг металлического сердечника. В некоторых случаях для избежания перегрева обмотки и сердечник заливают трансформаторным маслом (оно не только охлаждает систему, но и является изолятором).
Теперь перейдем к рассмотрению индивидуальной катушки зажигания. Здесь также имеются две обмотки, однако отличие состоит в их расположении. В частности, они намотаны в обратном порядке. Первичная обмотка имеет сердечник внутреннего типа, а вторичная — внешнего типа.
Индивидуальные катушки зажигания устанавливают в системах с электронным зажиганием. Поэтому их конструкция усложнена. Так, для отсечения значительного тока во вторичной обмотке предусмотрен диод. Также особенностью индивидуальной катушки является тот факт, что полученное высокое напряжение идет не на распределитель (как в классических системах), а непосредственно на свечи зажигания. Это стало возможным благодаря конструкции, в которую были включены изолированный корпус, стержень и пружина.
Еще один тип катушки — двухвыводная. Она подает напряжение сразу на два цилиндра. Существует несколько их разновидностей. Как правило, такие катушки объединяются в один общий блок, который по сути является четырехвыводной катушкой зажигания.
Независимо от типа катушки зажигания, основным их техническим параметром, на который стоит ориентироваться при диагностике — это сопротивление обмоток. В частности, сопротивление первичной обмотки обычно находится в пределах 0,5. 3,5 Ом, а вторичной — 6. 15 кОм (эти значения могут отличаться у разных катушек, поэтому лучше найти справочную информацию именно по той модели, которая используется в вашем автомобиле). Замеры производятся с помощью традиционных приборов — мультиметров или омметров. Если полученное значение сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что катушка вышла из строя.
Также нужно быть в курсе того, что каждая катушка имеет различные показатели:
- сопротивление обмоток;
- длительность искры;
- энергия искры;
- ток искры;
- индуктивность первичной обмотки.
Поэтому для того, чтобы понять насколько показания катушки соответствуют норме, необходимо уточнить технические характеристики вашей отдельно взятой катушки. Это вам особенно пригодится если пропала искра, поскольку катушка зажигания является одним из первых элементов системы, которые подлежат проверке.
Признаки неисправностей
Существует несколько характерных признаков неисправности катушки зажигания. Среди них:
- мотор начинает «троить», причем эта проблема усугубляется со временем;
- на морозе мотор «троит», пока не нагреется;
- перебои в работе двигателя во влажную погоду;
- при резком нажатии на педаль акселератора наблюдается провал в работе мотора.
При неисправной катушке на машинах с ЭБУ на приборной панели активизируется значок Check Engine. Однако перечисленные признаки также могут свидетельствовать и о других неисправностях, в частности, со свечами зажигания. Но при появлении хотя бы одной из них нужно выполнить диагностику катушки (катушек) зажигания.
Причины неисправностей
Существует несколько причин, из-за которых катушка зажигания полностью или частично выходит из строя. Среди них:
- Механические повреждения. Это может быть банальное старение, из-за которого происходит разрушение изоляции. Также существует вероятность протекания масла через уплотнители, которое попадает на изоляцию или корпус катушки и разрушает их. Ремонт в данном случае вряд ли возможен, поэтому лучшим вариантом будет полная замена узла.
- Повреждения контактного соединения. В теплую погоду причиной этого может быть попадание влаги в подкапотное пространство. Например, во время сильного дождя, езде по глубоким лужам, мойке автомобиля. Зимой вероятно попадание на катушку состава, которым посыпают поверхность дороги для борьбы с гололедицей.
- Перегрев. Ему зачастую подвержены индивидуальные катушки. Из-за перегрева может значительно уменьшиться срок службы катушек зажигания. Процесс перегрева сложно контролировать, однако старайтесь использовать качественную охлаждающую жидкость и следить, чтобы нормально работала система охлаждения двигателя.
- Вибрации. Они особенно вредны для индивидуальных катушек зажигания. Вибрации, как правило, идет от головки блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить количество и амплитуду вибраций, следите за тем, чтобы двигатель работал в нормальном режиме (без детонации и с исправными подушками).
Катушки зажигания — достаточно надежные и долговечные узлы, и их выход из строя чаще всего связан со старением и/или пробоем изоляции. Далее рассмотрим методы диагностики катушек.
Как проверить катушку зажигания
Существует два основных способа, с помощью которых можно самостоятельно проверить работоспособность катушки зажигания. Перечислим их по порядку.
Ремонт модуля зажигания ВАЗ 2110 своими руками, как проверить и заменить
Система управления мотором включает в себя широкий перечень разнообразных элементов, каждый из которых играет свою важную роль.
В некоторых ситуациях происходит исчезновение высокого напряжения на нескольких или даже на одном цилиндре. Причиной тому может послужить модуль зажигания на ВАЗ 2110, точнее его неисправность.
Следует отметить, что замена модуля зажигания у ВАЗ 2110 может не потребоваться . Сперва попробуйте отремонтировать его, продиагностировать и устранить неполадку.
Конструкция
Разобранный модуль
Конструктивно модуль зажигания включает в себя два основных элемента:
- 2 катушки зажигания, которые генерируют высоковольтные импульсы, направляемые на свечи;
- Двухканальный коммутатор.
Причины выхода из строя могут быть разными, начиная от перебоев в работе мотора, заканчивая неожиданной остановкой силового агрегата. Обратите внимание на то, что лампочка «Проверьте двигатель» при этом не включается.
Неисправности
Диагностика неполадки не станет для вас проблемой, если вы разбираетесь немного в электротехнике и умеете работать с таким устройством как мультиметр. Если нет, рекомендуем обратиться к специалистам. Профессиональная проверка модуля зажигания у ВАЗ 2110 при помощи мультиметра даст необходимый вам результат, позволит ответить на важные вопросы.
Не спешите с ремонтом, поскольку проблема может крыться вовсе не в этом элементе. Перед тем как проверить модуль зажигания на ВАЗ 2110, проконсультируйтесь с профессионалами, организуйте проверку своего авто. На это придется потратить время и деньги, но лучше пусть вы будете готовы к неприятностям.
Довольно часто в системе возникают кратковременные поломки, которые вскоре исчезают. Лампочка проверки двигателя их не фиксирует, но в контроллере они остаются, заносятся в его память. Если попробовать считать ошибки на контроллере тестером, он ничего не покажет, поскольку проблемы были, но сейчас они отсутствуют.
С признаками неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 мы уже ознакомились, а причинами подобных ситуаций могут быть загрязненные контакты, плохое крепление массы, электрические помехи и так далее.
Ремонт
Итак, для ВАЗ 2110 самая распространенная проблема — это исчезновение напряжения на 2 и 3 цилиндрах. Спустя некоторое время двигатель вновь начинает работать нормально, если нажать на заднюю пластину модуля.
Мириться с подобной ситуацией не стоит, лучше сразу выполнить проверку работоспособности блока, восстановить или заменить его полностью.
Демонтаж модуля
Выполнить процедуру достаточно просто.
- Отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи.
- Снимите пластиковую крышку, которая закрывает двигатель.
- Снимите провода со свечей зажигания.
- Отсоедините провода от модуля зажигания. Их нумерация обозначена на специальных белых кольцах. А номер цилиндра указан на корпусе модуля зажигания.
- Отключите разъем от модуля зажигания.
- С помощью головки на 10, открутите три гайки, на которых держится искомый нами блок.
- Аккуратно снимите его, после чего можно приступать к дальнейшей работе.
Теперь переходим непосредственно к работе с модулем:
- Откройте алюминиевую пластину на модуле зажигания. Для этого пригодится плоская отвертка.
- Внутри вы найдете небольшую печатную плату с элементами электроники. Ее покрывают прозрачным слоем силикона, который придется удалить.
- Также там присутствуют провода, которыми осуществляется соединение платы с контактами разъемов. Они выполнены из алюминия, потому способны быстро рваться.
- Все провода от контактов отрывайте, не бойтесь. На их место будут установлены другие. Кстати, специалисты рекомендуют использовать многожильные провода, применяемые в компьютерных мышках.
- Схема модуля зажигания включает в себя два коммутатора и два мощных трансрезистора. Если вы решите поменять эти элементы, то необходимо знать, что коммутаторы используются производства SGS-THOMSON (модель L497D1), а транзисторы типа BU931.
- Контакты выполнены из алюминия, потому вам потребуется специальный флюс для работы с этим металлом.
- Проводок припаиваем к плате. К коллекторам транзистора паять сложнее, поскольку их покрывают специальным материалом, пайка которых проблематичная. Потому постарайтесь максимально аккуратно скрыть верхнее напыление с элемента. Чтобы паяльник не передавал все тепло на пластину, поместите ее на плиту, нагрейте до 180 градусов по Цельсию.
- Припаяйте проводки к контактам на модуле, чтобы они оказались максимально короткими.
- Места, где вы паяли, покройте лаком. Подойдет обычный лак для ногтей, позаимствованный у вашей жены.
- Проверьте, работает ли модуль зажигания.
- Если все хорошо, обмажьте внутреннюю поверхность специальным автогерметиком, после чего выполните сборку в обратной последовательности.
- По завершению сборки проводки должны располагаться достаточно свободно. Убедитесь, что внутри коробки их не разжало и целостность соединений не нарушена.
Выполнить подобный ремонт модуля зажигания на ВАЗ 2110 своими руками не составит особого труда. Но проявите осторожность, действуйте аккуратно и последовательно. Особое внимание уделите процессу пайки.
Если причина неисправности кроется в другом, тогда высока вероятность того, что модуль зажигания ВАЗ 2110 на 8 клапанов лучше просто заменить на новый. Поиски могут затянуться, так и не дав результата. А замена элемента полностью решит сложившуюся проблему.
Немного о ценах
Мы уже отмечали, какой коммутатор и транзистор используется при ремонте модуля зажигания у десятки. Первый стоит примерно 3 доллара, а за второй придется отдать около 6 долларов.
Некоторые умельцы используют отечественный аналог транзистора — модель КТ848А . Разумеется, он стоит дешевле. Но проблема его в более низком качестве и больших размерах, что несколько осложняет процесс ремонта.
ВАЗ 2110: модуль зажигания и диагностика
Одним из важных элементов системы зажигания, необходимой для воспламенения рабочей горючей смеси в ДВС автомобиля является модуль зажигания (катушка зажигания). Катушка зажигания ВАЗ 2110 преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное, благодаря чему создается искра на свечах зажигания.
Другими словами, нужно знать, как проверить модуль 2110 (катушку зажигания). Далее мы рассмотрим более подробно, что представляет собой и как проверить модуль зажигания, какие бывают неисправности и как их устранить.
Зажигание: модуль ВАЗ 2110, особенности и проверка
Итак, зажигание ВАЗ 2110 для разных моторов (8-и и 16-и клапанные двигатели с рабочими объемами 1,5л и 1,6л) устанавливается свое. При этом принцип работы, а также основные составляющие разных модулей зажигания ВАЗ 2110, остаются неизменными.
Самое главное в системе зажигания — это создание надежного и качественного воспламенения топливной смеси в момент времени, определяемый предварительной настройкой. Любые отклонений от заданных производственных параметров могут привести к разным поломкам, в том числе и выходу из строя ДВС.
Модули между собой схожи по основным составляющим и принципу действия. Модуль на ВАЗ 2110 состоит из таких основных элементов, как:
- два высоковольтных ключа-коммутатора в общем блоке, по которым передается ток к свечам;
- две катушки, генерирующие высоковольтные импульсы на пары свечей;
При этом сама катушка фактически представляет собой трансформатор с двумя обмотками (первичной — около 500В и вторичной — минимум 20В), собранными в единый корпус. Модуль зажигания ВАЗ 2110 8 клапанов и 16 работает по одинаковому принципу (по принципу холостой искры).
Это значит, что модуль, согласно импульсам, передаваемым с ЭБУ, раздает искру попарно в цилиндры 1-4 и 2-3. ЭБУ на модуль посылает управляющие низковольтные сигналы. Окончание сигнала соответствует началу искрового разряда. Длительность разряда напрямую зависит от уровня зарядки катушки (общее значение напряжения бортовой сети).
Основные неисправности модуля зажигания 2110
Несмотря на то, что на 2110 модуль зажигания представляет собой достаточно надежное и устройство, при этом элемент все же может выйти из строя. Наиболее распространенные и практически в 90% случаев выявляемые при диагностике причины поломок:
- Использование компонентов, не соответствующих параметрам. Это могут быть высоковольтные провода, не совпадающие с параметрами модуля, свечи, способные вывести из строя сам модуль зажигания (большой заряд может разорвать катушку) и т.д.
- Детали с заводским браком либо их некачественная сборка. Как следствие, выход из строя других элементов системы зажигания.
Если модуль зажигания не выполняет свои функции, это отображается на работоспособности ДВС автомобиля:
- повышенный расход топлива;
- двигатель перестает запускаться;
- при разгоне (резкая смена оборотов) появляются провалы;
- нестабильная работа ДВС (два цилиндра не работают);
- после прогрева двигателя заметно падение мощности и тяги.
Как проверить зажигание ВАЗ 2110 самому
Как уже было сказано выше, в рамках диагностики зажигания следует проверять на ВАЗ 2110 модуль зажигания, выполнять диагностику свечей, колпачков, высоковольтных проводов. Основные признаки неисправностей не всегда связаны с модулем зажигания, то есть нужно использовать метод исключения.
Проверка свечей, заключается в следующем:
- выкрутить свечи, надев колпачки, уложить их на головку блока и прокрутить двигатель стартером;
- если искра на свечах не стабильна, меняем неисправные детали на новые или рабочие;
- повторить проверку уже установленных новых свечей.
Обратите внимание, прокручивать двигатель стартером со снятыми высоковольтными проводами нельзя, поскольку это может привести к пробою в крышке модуля зажигания.
Проверка высоковольтных проводов и колпачков:
- снять колпачки, через изолятор на расстоянии 10-15 мм от головки удерживать контакт провода;
- если иска не пробивает это расстояние, то провода повреждены;
- проверить провода на сопротивление (номинальное сопротивление должно быть в пределах от 7 до 10к ОМ)
- при имеющихся отклонениях меняют весь комплект высоковольтных проводов;
Выполнить проверку можно самостоятельно, зная последовательность выполняемых работ и номинальное значение модуля. Итак, если есть подозрения на модуль ВАЗ 2110, проверка предполагает следующий порядок действий:
- осмотреть модуль зажигания на предмет сколов и трещин (если таковые имеются, модуль зажигания сразу меняют без каких-либо проверок);
- проверить питание и наличие импульсов, поступающих с ЭБУ (питание проверяют между массой ДВС и центральным выводом (15) колодки проводов, подключенным к модулю). Напряжение при включенном зажигании должно быть не меньше 12В;
- проверить импульсы, поступающие с электронного блока управления на колодке проводов путем установки одного щупа мультиметра на разъем (15), другой сначала на правый крайний, потом на крайний левый;
- прокрутив двигатель стартером, фиксируют мультиметром кратковременные скачи напряжения (отсутствие импульсов – проблема в ЭБУ);
- проверить сопротивление на вторичных обмотках катушек, поставив мультиметр в режим измерения сопротивления. На высоковольтных выводах крышки модуля между 2-3 и 1-4 выводами сопротивление должно быть в пределах 0.5 ОМ (при несоответствии модуль меняют);
- проверить сопротивление на вторичных обмотках катушки между контактами (15) и сначала крайним правым, потом крайним левым выводом. Сопротивление должно соответствовать 0,5 Ом;
- проверить модуль на короткое замыкание, установив мультиметр в режим омметра (один щуп прибора на центральный вывод, второй на металлический корпус, норма — сопротивление отсутствует);
- при фиксировании прибором какого-либо сопротивления, модуль меняют.
Подведем итоги
Как видно, модуль зажигания ВАЗ 2110 представляет собой достаточно простое устройство, состоящее из контактов, катушек, плат и проводов. Однако ремонту подлежат только контактные соединения. Другие элементы неремонтопригодные и нуждаются в замене.
Модуль зажигания ВАЗ: проверка модуля зажигания
Одним из основных элементов системы зажигания автомобиля, без которого не возможно воспламенения горючей смеси в цилиндрах ДВС, является модуль зажигания. Формируя импульсы высокого напряжения, благодаря чему создается искра на свечах зажигания, модуль обеспечивает воспламенение топливной смеси в определенный момент времени.
Такой момент определяется предварительной настройкой, соответствующей заводским параметрам. Изменение этих параметров в процессе эксплуатации автомобиля может привести к проблемам в работе двигателя, возникновению серьезных неисправностей (вплоть до выхода из строя ДВС).
Далее мы рассмотрим устройство и принцип действия модуля на примере ВАЗ 2114, определим основные причины неисправности и способы их устранения, а также опишем несколько методов проведения диагностики.
Модуль зажигания: основные типы
Модуль зажигания – достаточно небольшой по размерам, однако конструктивно сложный электротехнический механизм. Питание модуля происходит от бортовой электросети, отрицательная клемма крепится к корпусу.
Из всего представленного сегодня на рынке многообразия таких модулей можно выделить несколько модифицированных моделей для ВАЗ следующего типа:
- блочные (модули могут иметь несколько катушек, рассчитанных на работу со всеми цилиндрами одновременно);
- раздельные (модули имеют одну катушку, рассчитанную на зажигание одной свечи).
Обратите внимание, катушки блочных модулей, устанавливаемые на модель ВАЗ 2114, могут работать по одной на пару свечей зажигания.
Модуль зажигания ВАЗ 2114: конструктивные особенности и принцип работы
Само устройство небольшого размера(110х117х70 мм), состоящее из пластикового корпуса, с двумя катушками зажигания, имеет четыре выхода на высоковольтные провода, в том числе два выхода управления зажиганием:
- первого, четвертого цилиндров;
- второго, третьего цилиндров.
Основные составляющие модуля:
- два электронных блока управления;
- два высоковольтных трансформатора.
Основные составляющие катушек модуля зажигания:
- сердечник;
- клеммы с низковольтным напряжением;
- первичная и вторичная обмотки;
- провода высоковольтного напряжения.
Рассматривая модуль зажигания 2114, его принцип работы следующий. Модуль зажигания ВАЗ 2114 питается от бортовой сети (напряжение 12 В), управляется контроллером. Контроллер, рассчитывая силу импульса, подаваемого на катушки зажигания, учитывает данные, полученные с датчика скорости вращения коленчатого вала, датчика детонации двигателя, расходомера и датчика температуры охлаждающей жидкости.
Оптимальный температурный диапазон корректной работы модуля зажигания находится между величинами от -40 градусов до +130 градусов по Цельсию. Температуры, выходящие за предельные величины, негативным образом повлияют на работу модуля зажигания, вплоть до выхода его из строя.
Зажигание ВАЗ 2114: основные неисправности
Обладая высоким показателем надежности, модули зажигания, устанавливаемые на модель ВАЗ 2114, все же со временем могут работать некорректно или выходить из строя. Причин может быть много:
- неподходящие параметры установленных компонентов;
- достаточно низкое/высокое сопротивление высоковольтных проводов (выход из строя катушки);
- неправильно подобраны свечи (поломка катушки и других элементов) и т. д.
Признаки неисправностей модуля зажигания:
- некорректная работа парных цилиндров (первый и четвертый или второй и третий);
- плавающие холостые обороты ДВС;
- при разгоне автомобиль плохо набирает обороты;
- снижение или отсутствие тяги двигателя, падение мощности, увеличение расхода горючего и т.п.
Модуль зажигания ВАЗ: проверка разными способами
Существует несколько способов проверки модуля зажигания:
- посредством тестера, выставленного в режим «омметра», измеряется сопротивление на высоковольтных проводах, идущих к первому, четвертому и второму, а также третьему цилиндрам (показатели должны быть одинаковыми в обоих случаях и находиться в пределах от 5.2 до 5.5 ОМ, более точные цифры указаны в технической документации автомобиля);
- посредством механического воздействия на устройство в режиме работающего двигателя (подергав колодку проводов и сам модуль, слегка по нему постучав, двигатель должен работать без каких либо рывков и стуков);
- установка с другого автомобиля рабочего модуля зажигания с такими же параметрами.
Как проверить модуль зажигания ВАЗ: тестирование колодки проводов
Перед проверкой модуля зажигания необходимо протестировать колодку проводов, подключаемую непосредственно к модулю. Для проведения тестирования самостоятельно необходимо иметь: контрольную лампочку и прибор для тестирования (тестер, мультиметр). Порядок выполнения:
- отсоединив блок с проводами, подсоединить один щуп тестера на контакт колодки «А», другой на массу ДВС;
- включив зажигание, обратить внимание на показания прибора (показания должны быть в пределах 12В).
- проверить предохранитель на модуль зажигания (в случае отсутствия напряжения);
- с помощью контрольной лампочки и двух проводов проверить целостность цепи на предмет обрыва, попеременно протестировав контакты «В» и «А» посредством включения стартера.
Также в процессе диагностики может быть выявлено, что катушка ВАЗ 2114 неисправна и нужна ее замена. Для замены катушки модуля зажигания необходимо выполнить ряд действий:
- отключить минусовую клемму аккумулятора (использовать кнопку отключения массы);
- сняв колпачки с наконечниками со свечей зажигания, отсоединить низковольтный управляемый контур;
- вынув высоковольтные провода из катушки, проверить, нет ли повреждений;
- открутить крепежные болты корпуса модуля;
- снять с двигателя модуль с кронштейном;
- демонтировав кронштейн, установить новую катушку в обратном порядке, не путая высоковольтные провода местами.
Если причина была выявлена, повторную проверку системы зажигания проводят при работающем двигателе. Если двигатель работает некорректно, значит, после ремонта неполадки в системе зажигания не исчезли.
В этом случае нужно убедиться в исправности установленных компонентов, а также исключить ошибки, которые могли быть допущены в процессе монтажа. Также сама причина поломки может быть определена неверно и т.д. В такой ситуации повторно проводится комплексная диагностика системы зажигания двигателя.
Что в итоге
Как видно, проверка модуля зажигания зачастую позволяет быстро обнаружить и устранить поломку. При этом выйти из строя может как сам модуль, так и другие элементы системы зажигания.