Система охлаждения ваз 21124
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя — 7,8 л.
Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.
Жидкость в системе охлаждения в зависимости от температуры двигателя может циркулировать как по малому, так и по большому кругу. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат. В нем установлены два клапана — основной и дополнительный (перепускной). Основной клапан управляет циркуляцией жидкости по большому кругу, а перепускной — по малому. Клапаны связаны между собой — когда один открывается, второй закрывается и, наоборот.
На холодном двигателе перепускной клапан термостата открыт и жидкость циркулирует по малому кругу через блок цилиндров, головку блока цилиндров, перепускной клапан и насос охлаждающей жидкости, а также через узел дроссельной заслонки и радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.
Система охлаждения [Показано на примере 16-клапанного двигателя, на 8-клапанном система аналогична.]: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 7 — расширительный бачок; 8 — датчик уровня жидкости в расширительном бачке [Устанавливается на часть автомобилей.]; 9 — термостат; 10 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 11 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла
При температуре 85+2 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться и некоторое время жидкость циркулирует по малому и большому кругу одновременно. При температуре 102 °С основной клапан термостата открыт полностью, а перепускной закрыт и основной поток жидкости проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. При этом жидкость продолжает циркулировать через дроссельный узел и радиатор отопителя. Когда интенсивности воздушного потока недостаточно, для охлаждения радиатора включается электровентилятор. Он установлен за радиатором двигателя и включается автоматически по сигналу электронного блока управления двигателем.
Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.
Особенности системы охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера. Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.
Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.
В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери.
Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ.
Корпус насоса алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник.
В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя.
Насос рекомендуется заменять в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости.
На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор.
При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал.
При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается.
Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
Замену термостата можно посмотреть в статье – «Снятие и проверка термостата».
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «MAX» и «MIN».
В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотводящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Лада 2112 ᵀᴴᴱ ᴼᴿᴵᴳᴵᴺᴬᴸ › Бортжурнал › убраем воздушную пробку на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Добро пожаловать!
Воздушная пробка — она образуется в патрубках системы охлаждения, а происходит оно чаще всего после неправильно замены охлаждающей жидкости (В слове неправильной подразумевается, то что вы заменяли жидкость без отсоединения некоторых шлангов как это нужно делать при замене жидкости), но данную пробку не так уж и тяжело убрать, просто нужно знать всего лишь несколько советов которые мы вам дадим, поэтому читайте статью дальше и так сказать вникайте во все подробности убирания воздушной пробки из системы.Примечание!
Для того чтобы убрать пробку из системы охлаждения, вам нужно будет запастись: Всего лишь одной единственной отвёрткой, или же может даже и не пригодится она, но всё же на всякий случай возьмите!
Когда нужно убирать воздушную пробку из системы охлаждения?
Обычно после того как воздушная пробка появляется в системе, с двигатель автомобиля а именно с системой охлаждения начинает происходить что то неладное, а именно машина начинает очень быстро греться до высоких температур, а так же печка в из за пробки может греть хуже (Особенно это заметно зимой).
Примечание!
Машина может перегреваться не только из-за пробки, а так же неисправный термостат к этому может привести, поэтому если после того как вы уберёте пробку и ничего не произойдёт, то в таком случае проверьте термостат на работоспособность, о том как это сделать читайте в статье под названием: «Замена термостата на ВАЗ»!
И ещё кой что, как вы уже поняли ранее воздушная пробка появляется в основном только лишь при замене жидкости на новую, но это не всегда так, в общём добавим: Данная пробка появляется в системе ещё в некоторых случаях, а именно после тщательного перегрева мотора на жаре, а так же после разгерметизации системы (В основном разгерметизация происходит, от плохо затянутых хомутов которые крепят шланги системы, так вот через эти щели в шлангах где хомут плохо затянут и проходит воздух, тем самым приводя систему к воздушной пробке)!
А так же пробка может появится при той же разгерметизации системы, но уже на этот раз при повреждение какой либо детали системы, то есть если вы увидите следы охлаждающей жидкости на двигателе автомобиля, то это говорит уже о том что какой то шланг не плотно прилегает к корпусу на который он одёт, или же где то что неисправно (Деформировано), поэтому ищите в чём проблема а после нахождения данную проблему устраняйте, и если появится пробка то в таком случае выгоните её из системы!
Как удалить пробку из системы охлаждения на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Примечание!
Кстати воздушная пробка в системе образуется в основном из-за того, что в пустой бачок охлаждающей жидкости новая жидкость заливается очень резко и поэтому воздух не успевает выйти наружу и появляется воздушная пробка в системе!
Способ 1:
Для начала отложите в сторону отвёртку которую вам нужно было взять с собой и попробуйте на своём автомобиле проделать вот такую вот операцию:
1) Сперва открутите и тем самым полностью снимите крышку, которая закрывает расширительный бачок охлаждения.
2) Затем разыщите в подкапотном пространстве подводящий и отводящий шланг жидкости, они оба подсоединены к радиатору, просто один из них находится выше а другой чуть пониже
Примечание!
Так вот на эти самые шланги вам и нужно будет резко нажать, поэтому возьмите и понажимайте на них некоторое время и после чего проверьте удалиться ли пробка из системы или же нет! (Когда будете заводить автомобиль, проследите за тем чтобы пробка расширительного бачка у вас была закрыта)
Способ 2:
Это то же очень лёгкий и удобный а так же действенный способ, для этого:
1) В начале операции поездите и разыщите какую ни будь большую горку, к примеру так же может подойти та же самая эстакада для осмотра машины, а так же может подойти просто высокая горка, так вот когда вы всё это найдёте поставьте автомобиль таким образом, чтобы он встал как говориться мордой вверх (Чем выше, тем лучше) и после того как вы поставите машину, дайте ей спокойно на нейтральной передаче поработать некоторое время (2-3 минуты).
Примечание!
Если не помогает, то в таком случае повторите данную операцию, но при выполнении хорошенько прогазуйте педалью газа!
2) Когда пробка будет удалена, рекомендуется залить жидкость в бачок до требуемого уровня, а после заливки заверните пробку которая закрывает расширительный бачок до упора.
Примечание!
До дури заворачивать пробку тоже не нужно, а именно когда пробка уже начнёт идти тяжело прекратите затяжку!
Способ 3:
И самый последний и самый действенный способ, для того чтобы можно было убрать пробку, а именно:
1) В начале ослабьте чуть затяжку хомута, шланга отвода охлаждающей жидкости и после чего понемногу попытайтесь его отсоединить от штуцера.
Примечание!
Если в системе пробка действительно есть, то либо из самого шланга, либо из штуцера жидкость не будет выходить вообще, поэтому если вы отсоедините шланг и жидкость у вас негде не течёт то в таком случае проделывайте операцию далее, если будет надо так же закройте пальцем отверстие из которого вытекает жидкость!
2) Далее когда шланг отсоединён, залейте в бачок саму жидкость и в этот же момент из того шланга который вы удерживаете в руке у вас должна будет политься жидкость.
Примечание!
Если из шланга жидкость побежала, то это говорит о том что пробка вышла из системы и поэтому данный шланг аккуратно установите на своё место, после чего прогрейте двигатель до рабочей температуры и включите печку на максимум, если воздух из неё будет дуть горячий то это говорит о том что пробка из системы вышла, а если воздух будет дуть тёплый то в таком случае проделайте операцию далее!
3) Следом если жидкость не пошла из шланга а бачок уже заполнен до отметки MAX, то в таком случае сядьте в автомобиль (Лучше попросите кого ни будь) и заведите его и сразу же закройте шланг пальцем и ждите пока из данного шланга не начнёт течь жидкость.
Примечание!
В том случае если жидкость пойдёт не из шланга а из штуцера, тогда и его пальцем закройте и дождитесь того когда всё таки пойдёт жидкость именно из шланга, а после того как жидкость пойдёт то в таком случае проделайте далее операцию следую пункт 2 и примечанию в этом пункте, то есть установите шланг на штуцер и проверьте систему на наличие пробок!
Кстати если данная операция не получится со шлангом отвода охлаждающей жидкости, то в таком случае повторите точно такую же операцию то есть «Способ 3», со шлангом подвода охлаждающей жидкости, он находится на против, на фото ниже человек ослабляет хомут крепления данного шланга:
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера.
Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.
Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.
В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла.
Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери.
Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ. Корпус насоса алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник.
В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя. Насос рекомендуется заменять в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости.
На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор.
При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал.
При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается.
Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
Замену термостата можно посмотреть в статье – «Снятие и проверка термостата».
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок.
Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.
Для этого на стенке бачка нанесены метки «MAX» и «MIN». В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотводящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:
— Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя
Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см 2 )
Замените поврежденные детали.
Подтяните хомуты на шлангах
— Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости
Замените насос в сборе
— Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров
При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.
Возможно появление обильного белого дыма из глушителя. Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Поврежденные детали замените.
Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
Замените неисправный термостат
— Низкая температура воздуха (ниже –15°С)
Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.
Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):
— Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях
Горит лампа «Check еngine». Датчик и цепи проверяются омметром
Неисправный датчик замените
— Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Неисправное реле замените
— Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи
Проверьте блок или замените заведомо исправным
Замените неисправный блок
— Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора
При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне):
Замените неисправный термостат
— Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.
На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор
Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость
— Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка
Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения.
Воздух не должен выходить из-под пробки
Замените пробку и/или бачок
— Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения
— Загрязнены ячейки радиатора
Промойте радиатор струей воды под давлением
— Неисправен насос охлаждающей жидкости
Замените изношенные детали или насос в сборе
— Не включается электровентилятор системы охлаждения
Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).
Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените
— Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
— Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки двигателя
Устраните причину нагарообразования.
Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью