Приора не работает электроусилитель руля
Как отремонтировать электроусилитель руля «Приоры»
Автомобиль нашего времени кардинально отличается от машин прошлого века. Это касается всех аспектов. И одним из главнейших признаков нового автомобиля стала лёгкость вращения рулевого колеса. Теперь даже находясь в стоящем на одном месте автомобиле, водитель может крутить руль двумя пальцами. Чем же достигается такой эффект? Это работа электрического усилителя руля (ЭУР). Но иногда он выходит из строя.
Электроусилитель руля
Этот аппарат делает мощнее усилие, которое передаётся в системе рулевого управления. Проще говоря, руль можно крутить двумя пальцами. Ранее на моделях ВАЗ ставились гидравлические усилители (ГУР), но начиная с Лады «Калины» от них отказались.
Был разработан ЭУР.
По мощности передачи усилия ГУР предпочтительнее, однако, у него много недостатков:
- Отбор мощности у двигателя.
- Необходим постоянный контроль за уровнем в бачке.
- Проверка маслопроводов.
Всех этих недостатков электроусилитель лишён. И он даже более прост в ремонте, чем ГУР. Но и своих неисправностей у него хватает.
Устройство ЭУР
Основные составляющие электрического усилителя:
- Механическая часть.
- Электрическая составляющая.
- Электронный блок управления (ЭБУ) с периферией.
В механическую часть входят, собственно детали рулевого управления, соединительные части и крепёжная арматура. То есть входной и выходной валы, кронштейн, гайки, болты, шпильки и пружины. Ну ещё регулировочный рычаг, для изменения угла наклона руля.
Электрическая, собственно сам мотор усилителя. Наиболее уязвима электронная составляющая. ЭБУ и разъёмы с датчиками.
Способы определения неисправности ЭУР
Ну конечно, первейший признак поломки в системе — это срабатывание сигнальной лампочки ЭБУ на панели приборов. Обычно на стандартной заводской модели «Приоры», это значок в форме рулевого колеса с восклицательным знаком. При включении зажигания, он на несколько секунд загорается, а потом, если компьютер решил что всё в порядке, лампочка гаснет. И соответственно, когда обнаружена поломка электроусилителя «Приоры» — загорается и остаётся гореть.
Итак, провести компьютерную диагностику, связаться с ЭБУ получить коды ошибок с расшифровкой или без. Даже если сканер выдаёт только коды, это не страшно. Можно просто знать, что неисправности связанные с ЭУР «Приоры», начинаются с символа «С». Например, С1013, обозначает что низкое напряжение в сети, и электроусилителю этого мало.
Ну тут могут быть несколько вариантов. Самый распространённый случай, это ослабление, или пригорание одного из двух силовых проводов, идущих на ЭУР. Это красный и чёрный провода, большого сечения, входящие в отдельный разъём на устройстве. Их довольно просто проверить. А также это может быть большой предохранитель на устройство, тут всё понятно. Ну а третья причина, это недостаток в сети автомобиля, например, слабые, или неисправные, аккумулятор или генератор. При такой неисправности к специалисту, и никак иначе. К автоэлектрику.
«Народный» способ проверки неисправности, или «контроль»
Ну а если сигнализатор не горит, а сомнения в исправности или неисправностей ЭУР «Приоры» присутствуют, или после проведения ремонта нужно сделать «контроль», поступают следующим образом: нужно не включая зажигания покрутить рулевое колесо. Запомнить усилие. И повторить операцию запустив мотор. Если изменений нет, с ЭУР «Приоры» что-то произошло!
Какие всё-таки неисправности существуют в электроусилителе «Приоры»
И снова тот же список, механика, электрика, электроника. Ну с механикой всё понятно, это выход из строя валов, соединений и арматуры. При этой неисправности, колёса просто не отреагируют на поворот баранки. И эту неисправность, проще всего устранить. А вот с остальными неисправностями гораздо сложней. Если неисправности связаны с выходом из строя самого сервомотора, усилителя, «Приоры» о ремонте не стоит и думать. Проще приобрести в магазине новый ЭУР и самостоятельно заменить. Либо отнести на сервис, и попытаться отремонтировать там. Если пропала связь с ЭБУ ЭУР «Приоры», то это, скорее всего, второй разъём, со шлейфом проводов, то же и в случае неполучения сигнала для блока, от внешних датчиков — коленчатого вала и распредвала. Да, да они также важны для работы устройства. В этих случаях можно снять и отремонтировать, или заменить недорогой пучок проводов.
Остался сам «мозг» электроусилителя, и внутренние датчики положения валов агрегата. С датчиками возиться не вариант, только ремонтный сервис. А вот сам компьютер, при его неисправности, можно купить и заменить самостоятельно.
Снятие и установка
Это не такая уж и сложная процедура, как может показаться. И даже требует очень мало инструмента:
- Накидной ключик на 8.
- Головка с воротком, или торцевой ключ на 13.
- Фигурная (крестовая) отвёртка.
И более ничего, кроме умения, ими пользоваться. Это при условии, что сам руль уже снят, а это отдельная история.
Ну а теперь вперёд. Пластмассовые накладки с колонки руля снять, вывернув 2 самореза и отстегнув 2 фиксатора. Отвёрткой же, выкручиваем болты, в количестве четырёх штук, и отделяем нижнюю часть накладки. Теперь мешают замок, и «вертолёт» — переключатели поворотов и дворников. Первым делом, прижимая на разъёмах усики, отключаем все провода. Потом, ключом на 8, ослабить хомут, который прикрепляет эти устройства, после чего, они свободно сойдут с кожуха вала.
Отсоединить два разъёма от ЭБУ ЭУР. Снять со специальной шпильки пластиковую накладку.
Нижние гайки не откручивать совсем, а провернуть на несколько оборотов ключом № 13. А вот стяжной болт шарниров промежуточного вала, вытащить полностью, открутив его гайку на 13. Ну вот. Выкрутив все крепёжные гайки, можно вытаскивать неисправный ЭУР «Приоры». Ключом на 13 освободить нижний вал устройства от шлицевого шарнира. Ну вот и всё. Можно попытаться починить описанные выше неисправности самому, отнести в мастерскую или просто поставить новый агрегат на свою «Приору», действуя в обратном порядке.
Полезное видео по общему ремонту электроусилителя руля «Приоры»: