Кпп ваз 2110 устройство
Устройство коробки передач ВАЗ 2110
На автомобиле ВАЗ 2110 установлена пятиступенчатая коробка переключения передач. В статье разбирается устройство КПП ВАЗ 2110, приведены примеры часто встречающихся неполадок и способы их устранения. Принцип работы механической коробки визуально можно оценить, посмотрев размещенное видео.
Рассмотрим конструкцию КПП
Пятиступенчатая КПП ВАЗ 2110 состоит из двух валов, имеет пять передач переднего входа, одну заднюю, оснащена синхронизаторами для переключения передних передач. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.
Схема КПП
Корпус КПП ВАЗ 2110 изготовлен из сплава алюминия и состоит из 3-х частей: картера КПП (7), картера сцепления (25) и задней крышки картера КПП (1). Между частями нанесен бензомаслостойкий герметик-прокладка. Гнездо картера оснащено специальным магнитом, на котором собираются металлические остатки износа.
Первичный вал (5) представляет собой блок с ведущими шестернями, которые постоянно сцеплены с ведомыми шестернями передач переднего хода. Полый вторичный вал (40) оснащен съемной ведущей шестерней главной передачи (17). На этом валу находятся ведомые шестерни передач переднего хода 31 — 1-я, 33 – 2-я, 34 – 3-я, 36 – 4-я, 38 – 5-я и соответствующие им синхронизаторы 32 – для 1-й и 2-й, 35 – для 3-й и 4-й и 39 — для 5-й.
На валах установлены передние роликовые подшипники (18, 12) и задние шариковые (3, 37). Радиальное расстояние в шариковых подшипниках не должно превышать 0,04 мм, в роликовых — 0,07 мм. На вторичном валу под передним подшипником (18) находится маслосборник (19), предназначенный направлять поток масла внутрь вала к ведомым шестерням.
Дифференциал является двухсателлитным. Предварительный натяг в роликовом коническом подшипнике (29) регулируется путем подбора толщины кольца (28), которое установлено под наружным кольцом дифференциала в гнезде картера МКПП. На фланце коробки дифференциала прикреплена ведомая шестерня главной передачи (27).
Схема привода управления
В конструкцию привода управления МКПП ВАЗ 2110 входит рычаг (3) переключения передач (ПП), шаровая опора (6), тяга, шток ПП (14), механизмы выбора и ПП. В местах крепления рычага передач и тяги к штоку при сборке наносится специальный клей для резьбы. Винты, с помощью которых осуществляется крепление рычага и шарнира, имеют различное покрытие, длину и момент затяжки.
При осевом перемещении силового агрегата во время движения машины возможно самопроизвольное выключение передач. Чтобы не допустить такой ситуации, привод управления МКПП оснащен реактивной тягой (9). Одним концом она связана с силовым агрегатом, к другому крепится обойма шаровой опоры (5) рычага ПП. Ко внутреннему штоку выбора передач (14) прикреплен рычаг штока (10), действующий на 3-хплечий рычаг механизма ПП (11). Этот механизм изготовлен как отдельный узел и прикрепляется к плоскости картера сцепления (13).
Механизм ПП
Внутри корпуса механизма ПП (1) закреплены две оси. Одна — ось рычага (4) ПП оснащена 3-хплечим рычагом и двумя блокировочными скобами (8, 13), через которые проходит направляющая ось (3) блокировочных скоб. Вторая ось фиксирует блокировочные скобы, не давая им возможности проворачиваться.
Для включения передач переднего хода предназначено плечо рычага (2), для заднего хода – плечо рычага (11), на третье плечо действует рычаг штока ПП. На оси (7) установлена вилка включения заднего хода (10). В верхней части КПП находится сапун (14), через который осуществляется сообщение с атмосферой.
Все детали МКПП при работе должны смазываться, поэтому в КПП ВАЗ 2110 заливают трансмиссионную жидкость. Уровень жидкости контролируется с помощью щупа и должен находиться между максимумом и минимумом.
Возможные неполадки и их устранение
Причины неполадок | Способы устранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Видео «Принцип работы МКПП»
В этом видео показан принцип работы МКПП, который используется в автомобиле ВАЗ 2110.
Коробка передач автомобиля ВАЗ-2110.
Пятиступенчатая двухваль- ная коробка передач автомобиля ВАЗ-2110, объединена с главной передачей и дифференциалом (рис. 10.12). Корпус коробки передач состоит из картера 6 коробки и картера 10 сцепления, соединенных между собой болтами. Первичный вал 3 выполнен в виде блока ведущих шестерен первой, второй, третьей и четвертой передач и устанавливается в двух подшипниках: впереди — на роликовом цилиндрическом, а сзади — на шариковом. На переднем конце вала выполнены шлицы для установки ведомого диска сцепления, а на заднем — шлицы для установки ведущего зубчатого колеса 4 пятой передачи. Передний конец первичного вала уплотнен манжетой. Вторичный вал 20 устанавливается так же, как и первичный на двух подшипниках. На вторичном валу свободно посажены ведомые зубчатые колеса всех пяти передач, а на шлицах установлены ступицы синхронизаторов. Под передним подшипником вторичного вала установлен маслосборник, который подает масло в осевое отверстие вторичного вала и далее через радиальные отверстия под ведомые шестерни. Отдельно на оси установлена промежуточная шестерня заднего хода, которая может входить в зацепление одновременно с зубчатым венцом задней передачи первичного вала и с зубчатым венцом муфты синхронизатора 16 первой и второй передачи.
Синхронизаторы (рис. 10.13) необходимы для плавного, безударного включения передач. В состав синхронизатора входят: ступица 5 синхронизатора, скользящая муфта 2, блокировочное кольцо 1, сухари 4 с пружинами. Ступица устанавливается на шлицах вторичного вала, а на ней — скользящая зубчатая муфта. Блокировочные кольца центрируются в расточках ступицы, а сухари — в специальных пазах между ступицей и скользящей муфтой. Работа синхронизатора показана на рис. 10.13, в, г.
Рис. 10.12. Схема пятиступенчатой коробки передач автомобиля ВАЗ-2110:
- 1 — задняя крышка коробки; 2 — сапун; 3 — первичный вал; 4 — ведущее зубчатое колесо пятой передачи; 5 — пластина; 6 — картер коробки;
- 7 — подшипник выключения сцепления; 8 — направляющая втулка; 9 — зубчатое колесо привода спидометра; 10 — картер сцепления; 11 — зубчатое колесо правой
полуоси; 12 — сателлит; 13 — ось сателлитов; 14 — коробка дифференциала;
- 15 — регулировочное кольцо; 16 — синхронизатор первой-второй передачи;
- 17 — упорные полукольца; 18 — синхронизатор третьей-четвертой передачи;
- 19 — игольчатый подшипник; 20 — вторичный вал; 21 — ведомое зубчатое колесо пятой передачи; 22 — синхронизатор пятой передачи
При включении передачи скользящая зубчатая муфта 2 перемещается вилкой 9 в сторону зубчатого колеса 7 (см. рис. 10.13, в). Через шарик 3 и сухарь 4 муфта прижимает блокировочное кольцо 1 к конусной поверхности зубчатого колеса 7. За счет сил трения частоты вращения муфты и зубчатого колеса выравниваются, и происходит плавное их соединение (см. рис. 10.13, г).
Рис. 10.13. Синхронизатор коробки передач автомобиля ВАЗ-2110:
а — детали синхронизатора; б — передача выключена; в — начало включения передачи; г — передача включена; 1 — блокировочное кольцо синхронизатора; 2 — скользящая муфта синхронизатора; 3 — шарик; 4 — сухарь; 5 — ступица синхронизатора; б, 7 — ведомые зубчатые колеса; 8, 10 — зубчатые венцы;
9 — вилка переключения передач; 11 — вторичный вал; 12 — игольчатый
Внутри картера коробки на корпусе сцепления установлен механизм выбора передач, а в специальных отверстиях — три штока с вилками переключения передач. Механизм выбора передачи штоком соединен с приводом переключения передач. Для исключения самопроизвольного выключения передачи при перемещении силового агрегата на опорах при движении автомобиля рычаг переключения устанавливается в обойме, соединенной с силовым агрегатом реактивной тягой.
Автолюбители
все полезное находится здесь
Устройство Коробки передач Ваз-2110
Коробка передач
1 – задняя крышка картера коробки передач
2 – ведущая шестерня V передачи
3 – шариковый подшипник первичного вала
4 – ведущая шестерня IV передачи первичного вала
5 – первичный вал
6 – ведущая шестерня III передачи первичного вала
7 – картер коробки передач
8 – ведущая шестерня II передачи первичного вала
9 – шестерня заднего хода
10 – промежуточная шестерня заднего хода
11 – ведущая шестерня I передачи первичного вала
12 – роликовый подшипник первичного вала
13 – сальник первичного вала
14 – сапун
15 – подшипник выключения сцепления
16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления
17 – ведущая шестерня главной передачи
18 – роликовый подшипник вторичного вала
19 – маслосборник
20 – ось сателлитов
21 – ведущая шестерня привода спидометра
22 – шестерня полуоси
23 – коробка дифференциала
24 – сателлит
25 – картер сцепления
26 – пробка для слива масла
27 – ведомая шестерня главной передачи
28 – регулировочное кольцо
29 – роликовый конический подшипник дифференциала
30 – сальник полуоси
31 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала
32 – синхронизатор I и II передач
33 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала
34 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала
35 – синхронизатор III и IV передач
36 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала
37 – шариковый подшипник вторичного вала
38 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала
39 – синхронизатор V передачи
40 – вторичный вал
Привод управления коробкой передач
1 – защитный чехол тяги
2 – тяга привода управления коробки передач
3 – рычаг переключения передач
4 – палец сферического рычага переключения передач
5 – обойма шаровой опоры
6 – шаровая опора рычага переключения передач
7 – буфер
8 – пружина
9 – реактивная тяга
10 – рычаг штока выбора передач
11 – рычаг выбора передач
12 – картер коробки передач
13 – картер сцепления
14 – шток выбора передач
15 – втулка штока
16 – сальник штока
17 – защитный чехол
18 – корпус шарнира
19 – втулка шарнира
20 – наконечник шарнира
21 – хомут
Коробка передач – механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной – заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.
Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и задней крышки картера коробки передач 1. При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку (например, КЛТ-75ТМ или ТБ-1215). В гнезде картера находится специальный магнит, задерживающий металлические продукты износа.
Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 40 – полый (для подачи масла под ведомые шестерни), со съемной ведущей шестерней главной передачи 17. На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода. Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых – 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала 18 расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала.
Дифференциал – двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи 27.
Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. На винты крепления тяги и рычага к штоку выбора передач перед сборкой наносят клей для резьб ТБ-1324. Винты крепления рычага и шарнира различаются длиной, покрытием и моментами затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длиной 19,5 мм, затягивается моментом 3,4 кгс.м. Винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, затягивается моментом 1,95 кгс.м. В шаровую опору перед сборкой закладывают смазку ЛСЦ-15.
Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма шаровой опоры рычага переключения передач.
На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.
В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Одно плечо рычага выбора передач служит для включения передач переднего хода, другое – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси установлена вилка включения заднего хода.
В коробку передач на заводе заливают масло ТМ-5-9п, рассчитанное на 75000 км пробега. Уровень масла должен находиться между контрольными отметками на указателе уровня масла.
Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун 14, расположенный в ее верхней части.