Система охлаждения ваз 2109 карбюратор
Система охлаждения 2108
Содержание
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083
1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;
25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)
1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).
Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.
Ваз 2109: неисправности системы охлаждения и методы их устранения
В машине ваз 2109 неисправности системы охлаждения могут привести к серьезным последствиям, вплоть до того, что машина сломается, а на ее ремонт уйдет уйма времени. Система охлаждения необходима для того, чтобы охранять автомобиль от перегрева или переохлаждения, которые так нежелательны.
Однако для начала нужно определить, что именно привело к тому, что данная система барахлит. Стоит отметить, что на ваз 2109 неисправности охлаждения могут быть выявлены и самостоятельно.
Перегрев системы
Ваз 2109 система охлаждения неисправности
Перегрев системы охлаждения может возникнуть из-за таких причин:
- Возможно, в данной системе просто не хватает охлаждающей жидкости. Чтобы исправить эту неприятную ситуацию, следует проверить ее уровень и долить, если это нужно.
Также хотя бы раз в 1,5 года нужно осуществлять ее полную замену. - Приводной ремень насоса порвался или на нем есть дефекты разного рода. Способ устранения – замена ремня.
- Решетка радиатора забилась грязью. При этом замена необходимо только в том случае, если решетка не подлежит очищению (слишком сильно она закупорена). Хотя обычно очистить ее можно.
- Термостат плохо работает. Очень важно в случае его неисправности, сразу же его поменять.
Именно он регулирует температуру в системе, поэтому система и перегревается. - Крышка не способна выдержать высокое давление. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно проверить, как она ведет себя под давлением. В случае необходимости – заменить.
- Водяной насос сломался.
- Неправильно подобрано моторное масло.
Примечание: желательно использовать только то масло, которое рекомендуют производители «девятки».
- Сломан термометр, поэтому он показывает неточные сведения. Его срочно нужно поменять на новый, так как он ремонту не подлежит.
- Сломан вентилятор(см.Ваз 2109: вентилятор охлаждения и его замена). Поскольку он не может охлаждать двигатель, он и перегревается. Решение – ремонт, либо замена вентилятора.
Замена вентилятора
Ваз 2109 воздушная пробка в системе охлаждения
Неисправный вентилятор является самой главной причиной того, что система охлаждения работает неправильно. Поэтому его необходимо заменить.
Для этого:
- Открыть капот.
- Снять рамку вентилятора.
- Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент. Снять ее.
- Заменить лопасти крыльчатки.
- Вставить ее на место.
- Прежде чем установить новый вентилятор, необходимо зафиксировать две резиновые шайбы.
- Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.
Переохлаждение системы
Ваз 2109 прокачать систему охлаждения
Причины этого могут быть следующими:
- Термостат неправильно функционирует.
- Термометр дает неточные показания, поэтому необходима его замена.
Для того, чтобы без труда заменить термостат, следует:
- Слить охлаждающую емкость.
Примечание: желательно использовать прозрачный шланг, чтобы видеть, как жидкость вытекает.
- Воздушный фильтр следует демонтировать.
- Открутить гайку и два болта, крепящие его к мотору.
Примечание: нужно следить за тем, куда положены мелкие детали, так как они могут быть легко утеряны.
- Снять клапан рециркуляции.
- Отсоединить воздушный шланг.
- Вынуть корпус воздушного фильтра.
- Открутить гайку термостата.
- Вынуть его из гнезда.
- Установить на его место новый термостат.
Охлаждающая жидкость вытекает
Ваз 2109 промывка системы охлаждения
Причин данной проблемы может быть несколько:
- Шланги, по которым она циркулирует, повреждены. Возможно, ослабли зажимы в местах их соединения.
Поэтому жидкость протекает. Чтобы устранить этот дефект, следует заменить все шланги. - Уплотнения водяного насоса имеют некоторые дефекты на своей поверхности.
Примечание: если причиной утечки жидкости является именно эта, то вода будет вытекать через отверстие, расположенное в корпусе насоса.
- Она может вытекать прямо из радиатора(см.Ваз 2109: замена радиатора охлаждения своими силами) или бака. Нужно отогнать машину в мастерскую, где рабочие быстро решат данную проблему.
- Утечка осуществляется через термовыключатель. Его необходимо поменять.
- Небольшие трещинки в системе, через которые и происходит утечка. Трещинки на железных деталях можно запаять.
Охлаждающая жидкость вытекает изнутри
Примечание: чтобы определить наличие данной проблемы, нужно обратить внимание на масло.
Поскольку охлаждающая жидкость имеет меньшую плотность, чем масло, то она будет собираться на его поверхности. Консистенция масла на ощупь будет похожа на молочный коктейль.
Причины могут быть следующими:
- Жидкость протекает через прокладку цилиндра. Чтобы диагностировать данную проблему, следует вынуть головку цилиндра и посмотреть, нет ли на ней трещинок.
- Головка цилиндра плохо прикручена. Следует проверить, насколько хорошо затянуты болты и если это надо – затянуть их покрепче.
Потеря охлаждающей жидкости
Данная проблема может наблюдаться из-за таких причин:
- Система чересчур переполнена. Из-за того, что она ненормально функционирует, она не способна качать нужное количество жидкости. Поэтому избытки она «выталкивает».
- Перегрев приводит к выталкиванию охлаждающей жидкости из системы.
- Крышка радиатора не выдерживает больших нагрузок.
Примечание: следует проверить, как она себя ведет под высоким давлением.
Коррозия
Неисправности в охлаждающей системе могут возникнуть и из-за коррозии.
Она может появиться из-за того, что:
- Вода чересчур загрязнена. Поэтому лучше использовать только очищенную воду.
Примечание: в качестве нее можно взять дождевую или дистиллированную воду.
- Раствор антифриза неправильно составлен. Поэтому лучше использовать такую жидкость, которую рекомендуют производители машины.
- Промывка системы происходит чересчур редко. Выполнять ее нужно регулярно и хотя бы раз в год.
Некоторые причины неисправности системы охлаждения можно устранить своими руками. Другие же требуют только вмешательства мастера.
Цена на ремонт в автосервисе является намного выше той, которую пришлось бы заплатить, выполняя ремонт самостоятельно. Но без необходимых знаний лучше не соваться к своей «ласточке».
Поэтому прежде чем приступать к самому ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не будет лишней.
Схема патрубков ваз 2109
Комплект силиконовых патрубок для Ваз 2109 Карбюратор
Данный комплект включает в себя всю систему охлаждения двигателя, и патрубки вентиляции картерхых газов.
Список с детальными ценами на каждую отдельную позицию пришлю в личке, Тут цену укажу за весь комплект с хомутами .
Данные патрубки по заказу клиента предлагаются в Синем, черном, красном, оранжевом желтом исполнении .
Состав комплекта ( можно выбрать то что нужно)
Ваз 2108-2109 карбюратор
Патрубки радиатора 2 шт 1500
хомуты 4 шт 400
патрубки печки и термостата 6 шт 1400
хомуты для них 12 шт 1000
патрубок расширтельного бачка 1 шт 300
хомуты к нему 2 шт 160
шланг обратки расширительного бачка 1 шт 450
хомуты к нему 2 шт 160
Патрубки обогрева карбюратора 2 шт 750
хомуты к ним 4 шт 300
Шланг вакуумного усилителя тормозов 1 шт 750
хомуты к нему 2 шт 160
Патрубки масло стойкие картерных газов 2 шт 1500
хомуты к ним 4 шт 320
Пожалуйста на ваш выбор .
Страна изготовления Германия
Производитель компания SALERS
Гарантия европейского качества .
Гарантия весь срок эксплуатации автомобиля .
Материал Силиконовая резина Elkem Silicones (Bluestar Group)
Армирование 5 слойное NOMEX
Толщина стенки 5 мм .
Выдержат любые экстремальные нагрузки и любые условия эксплуатации.
Рабочая температура от -60 до +280 Цельсия
ЦЕНА КОМПЛЕКТА с хомутами 9150
Доставка В любой регион РФ или СНГ и за его пределы –Транспортными компаниями ПЭК, Деловые линии, КИТ, СДЕК. ЕМС-почта . ПОЧТА РФ .
Схема системы охлаждения карбюраторных двигателей 2108, 21081, 21083, автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Система охлаждения этих двигателей закрытая, жидкостная с принудительной циркуляцией. Имеется два круга охлаждения двигателя (малый и большой). Они соединяются через термостат.
Схема системы охлаждения двигателей 2108, 21081, 21083
Синие стрелки на схеме- малый круг системы охлаждения (двигатель, помпа, верхняя часть термостата, печка, блок подогрева карбюратора), красные стрелки на схеме- большой круг охлаждения (нижняя часть термостата, радиатор).
Примечания и дополнения
— Термостат начинает приоткрываться и пропускать горячую охлаждающую жидкость в радиатор при ее температуре 87±2°. При 102º он полностью открыт и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, охлаждаясь встречным потоком воздуха.
— Вентилятор радиатора включается в работу через датчик. Температура включения 99±3° С. Выключения 94±3° С.
Еще статьи по системе охлаждения
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.
Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером
Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны.
Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85 ±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры 102 °С не менее 8 мм
Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке.
Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны.
Давление начала открытия выпускного клапана не менее 110 кПа (1,1 кгс/смг), впускного – 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/смг)
Замену охлаждающей жидкости производите в следующем порядке
1. Отверните пробку 1 (см рис 1) расширительного бачка 2
2. Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.
3. Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость
4. По окончании слива заверните пробки.
5. Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, предварительно отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка
При появлении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на место, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.
6. Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.
Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости
Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость
Ремонт насоса охлаждающей жидкости
Разборка
Для разборки насоса сделайте следующее:
– спрессуйте съемником 3 (рис 2). закрепленным в тисках, шкив 2
– выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67 7853 Э56Э валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником
Усилие прикладывайте к обойме подшипника,
– спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.
Контроль
Проверьте осевой зазор в подшипнике.
Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми
Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми
Трещины и деформации корпуса не допускаются
Сборка
Сборку выполняйте в следующем порядке:
– с помощью оправки 67 7953 9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса, запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис 3). заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания
Повторное использование зубчатого шкива не допускается.
– с помощью приспособления 67 7320 9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры (52 ±0,5) мм и (39,3 ±0,1) мм, проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Нм (2,5 кгс·м)
Шкив не должен провернуться
Термостат
У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана
Термостат установите на стенде и опустите в бак с техническим глицерином
В основной клапан 4 (рис 4) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора
Начальная температура жидкости в баке должна быть 79-90°С
Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 °С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой
За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм
Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует (85 ±2)°С или в случае, если при достижении температуры до 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11
Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена наощупь непосредственно на автомобиле
После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С
Детали радиатора и электровентилятора
Снятие и установка их на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке (рис 5 )
Отверните пробку расширительного бачка
Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость
Отсоедините электрические провода от электровентилятора
Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка
Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором
Выньте радиатор из моторного отсека
При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.
Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке
Проверка герметичности радиатора Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой
Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с
При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха
При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым
Устройство системы охлаждения на ВАЗ 2109 (Карбюратор и инжектор)
Автомобили ВАЗ 2109, 21099 оснащаются инжекторами и карбюраторами. При этом обе версии автомобиля имеются систему охлаждения.
Устройство СО
Как она работает
Принцип работы системы охлаждения (СО) следующий:
- Привод насоса функционирует от ремня ГРМ;
- Система имеет объем 7,8 литра, если принимать во внимание печку;
- Температура контролируется датчиком, установленным в рубашке блока цилиндров. Показания температуры отображаются на приборной панели;
- При работе мотора жидкость из рубашки переходит в радиатор (там отбирается тепло) или в термостат (работа по малому контуру, необходимая для прогрева двигателя);
- Затем жидкость охлаждения с помощью насоса переходит в рубашку охлаждения двигателя (инжекторного);
- За счет трубопроводов ОЖ циркулирует по системе;
- В СО используется центробежный насос;
- Радиатор применяется трубчато-пластинчатый, разборный, оснащенный пластиковым расширительным бачком;
- Внутри радиатор имеет алюминиевые трубки и пластины охлаждения, но заливного отверстия нет;
- Для заливки и доливки ОЖ используется расширительный бачок. Там же располагается датчик включения вентилятор;
- Бачок оснащается заливным горлом, впускным и выпускным клапаном;
- Чтобы слить ОЖ из системы, необходимо открутить сливные пробки на бачке, радиаторе и блоке цилиндров.
Если детально разобраться в компонентах системы охлаждения и их функциях, особенностях, вы сумеете без посторонней помощи провести ремонтные, профилактические работы, поменять радиатор или отдельные составляющие СО.
Варианты лопастей
Элементы СО
Применяемая на ВАЗ 2109 система охлаждения работает при небольшом давлении. Изучив компоненты, вы узнаете про их функции и особенности.
Элемент
Особенности
Он обеспечивает эффективную, стабильную работу системы. Насос служит для перекачивания жидкости охлаждения, что способствует ее движению по малому или большому контуру. Насос состоит из корпуса, оси с расположенным на нем шкивом, соединяющим с ремнем ГРМ, и крыльчатки из пластика. Последняя дает возможность ОЖ перемещаться. Между осью и корпусом установлен подшипник, смазываемый тосолом. Из-за этого наличие воды в системе недопустимо. Иначе подшипник разрушится
Играет важную роль, хотя на практике СО может без него обойтись. Система работает так, что сначала движок разогревается до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию), после чего требуется дополнительно охладить жидкость. Сначала ОЖ двигается по малому контуру — через рубашку в радиатор печки, а затем излишки возвращаются в расширительный бачок. Но при достижении рабочей температуры термостат начинает двигать поток ОЖ в радиатор. Термостат можно назвать механическим клапаном, автоматизирующим работы СО. Горячая жидкость, воздействующая на биметаллическую пластину термостата, деформирует ее, из-за чего клапан подачи ОЖ в радиатор может открываться или закрываться
В СО ВАЗ 2109 имеется пара радиаторов — печки и основной. Конструкция у них одинаковая вне зависимости от того, карбюратор у вас или инжектор. При этом есть между основным и печным радиаторами заметная разница. Основной больше по размерам, они выполняют разные функции, плюс у основного имеются отверстия для датчика, выключающего вентилятор. Если радиатор печки можно подключить к работе в любой момент, нажав кнопку, то основной радиатор работает в автоматическом режиме, когда достигаются определенные параметры работы СО
Расширительный бак с пробкой
Внутри СО поддерживается постоянное давление, что обеспечивает эффективную циркуляцию ОЖ. На ВАЗ 2109 система устроена так, что при высоком давлении жидкость закипает не при достижении 100 градусов, а при более высоких параметрах. От этого повышается надежность двигателя. Поддержка давления обеспечивается расширительным бачком с крышкой, парой механических клапанов — впуска и выпуска. Впускной клапан срабатывает, если давление падает до отметки 0,13 Атм. Второй подключается к работе в тот момент, когда давление оказывается выше 1,3 Атм.
Не стоит недооценивать роль патрубков и хомутов в СО, поскольку именно по ним осуществляется подача жидкости охлаждения в нужные точки. При замене ни в коем случае не используйте обрезки других патрубков, которые не соответствуют параметрам используемых ранее. Плюс если повредился хотя бы один патрубок, менять придется все в комплекте, а не отдельно
Посмотрев на радиатор (основной), внизу вы увидите пару проводов и устройство желтого цвета, закрученного в отверстие. Им является датчик выключатель электровентилятора. В блоке мотора также располагается другой датчик — температуры. Он передает информацию на электронный блок управления или указатель
Стандартно на ВАЗ 2109 устанавливают вентиляторы, оснащенные 4 лопастями. Но если вы хотите добиться большей эффективности, советуем заменить его на электровентилятор с 6 лопастями. Так увеличится поток воздуха, сохранив изначальную мощность и скорость вращения. Внутрь салона тепло от радиатора печки начинает поступать при открытии крана. Под капотом есть вентилятор, подключаемый через реостат. Он регулирует частоты вращения крыльчатки. Выключатель располагается под аудиосистемой, около рычагов управления заслонками отопителя.
Термостат
Планируя замену электровентилятор, выполнять работу следует через подкапотное пространство. Не требуется демонтировать улитку.
Насос СО
Замена радиатор
Радиатор меняют в том случае, если в нем появилась течь. В некоторых случаях его возможно отремонтировать, запаяв места течи. Чтобы убедиться в ремонтопригодности или необходимости замены устройства, лучше сначала провести небольшую проверку
Расположение радиатор
Советуем все же сразу менять неисправный радиатор, а не пытаться залатать старый.
Собравшись с силами, выполняем замену.
- Отключите минус с АКБ или извлеките батарею.
- Слейте полностью всю жидкость охлаждения.
- Если у вас инжекторная машина, а не карбюратор, потребуется дополнительно снять воздушный фильтр.
- Разрежьте хомут, который удерживает жгут проводов. Отключите колодку проводок электровентилятора.
- Снимите хомут тяги заслонки (дроссельной). Она находится на кожухе вентилятора.
- Отключите отводящий шланг, соединенный с термостатом.
- Отключите подводящий шланг. Он соединен с патрубком рубашки.
- Демонтируйте шланг пароотвода.
- Открутите гайку, которая удерживает радиатор на кузове в верхней части. Этот же болт удерживает кожух вентилятора.
- Наклоните немного радиатор к двигателю, снимите его, поднимая вверх. Демонтаж осуществляется прямо вместе с электровентилятором.
- Ослабьте натяжение хомутов и отключите все шланги, идущие на радиатор.
- Открутите все крепежи, удерживающие кожух с электровентилятором и сам радиатор.
- Рассоедините радиатор с кожухом вентилятора.
- Демонтируйте с радиатора пару подушек нижней фиксации. Изучите состояние подушек. Если они изношены, потеряли изначальную упругость, лучше сразу заменить на новые.
- Двигаясь в обратной последовательности, установите на место старого новый агрегат. Не забудьте про подушки нижней фиксации.
- Залейте в систему новую жидкость охлаждения.
Радиатор СО
На этом замену устройства можно считать завершенной. Особых сложностей в СО ВАЗ 2109 нет, что позволяет своими руками проводить профилактику, ремонт и замены ее отдельных агрегатов.