Интересное и познавательное об Аэробусе А320
Интересное и познавательное об Аэробусе А320
Идея и её воплощение
Изначально европейские страны создавали концерн для постройки самолётов большой вместимости. Такими были выпускавшиеся в 1970-е годы А300 и А310. Машины получились достаточно удачными пошли в серийное производство, но сенсацией на рынке не стали и потеснить конкурентов не смогли.
Затем европейский авиационный концерн переключился на разработку среднемагистрального самолёта вместимостью около 150 мест. В 1980-х на рынке ощущалась не то, чтобы нехватка, но небольшая напряжённость с такими лайнерами из-за постоянно ужесточавшихся экологических требований. Над машинами, способными осуществлять недорогие перелёты на ближние и средние расстояния, работали сразу несколько компаний. В их число входил и концерн «Боинг», на долгие годы ставший главным конкурентом европейских авиастроителей.
Удачные параметры разработанного А320 – 150 пассажиров, дальность полёта до 5 000 километров – и хороший маркетинг привели компанию к успеху ещё до первого полёта А320. В её портфеле в 1987 числилось 400 заказов на новый самолёт. Причём из двух моделей с дополнительными индексами «100» (баки стандартной вместимости) и «200» большим спросом пользовалась вторая, так что формально название 320-го должно выглядеть как «Airbus A320-200». Решающими оказались 8 тонн топлива, помещавшиеся в дополнительном баке, расположенном в фюзеляже.
Передовая кабина
Революционным шагом был дизайн систем управления и мест пилотов:
- место многочисленных индикаторов и указателей заняли экраны. Пока это были электронно-лучевые трубки, но решающий шаг в пользу мониторов был сделан именно в А320
- в кабине не было и привычных штурвалов – пилоты управляли самолётом с помощью двух джойстиков. В «Airbus» стремились быть оригинальными даже в названиях – их назвали сайдстиками (англ. sidestick – «side» – сторона. Рычаг управления располагался сбоку основной панели пилота)
- команды передавались из кабины системам и агрегатам воздушного судна по проводам в электронном виде. Сигналы джойстиков обрабатывались компьютерами и передавались на гидравлические приводы. Эта новинка также опередила время
Хронология внутренней конкуренции
Кооперация самостоятельных производителей авиационной техники шла не очень гладко. Несколько лет заняла процедура выбора поставщика двигателей – уж слишком лакомым был кусок, чтобы делиться с ним конкурентами. В итоге практически волевым решением четверых европейских производителей и одного японского загнали в концерн International Aero Engines (IAE), в котором и создали двигатель IAE V2500.
Похожим образом делили и другие части будущих прибылей. Особенно проблемным был вопрос размещения окончательной сборки. Всё утрясли только в 1984. Сборочные площадки получили Франция (Тулуза) и Германия (Гамбург). Позже сборка модели была начата в Китае и США.
Сборочный цех завода в Тулузе
Тем не менее, уже спустя три года состоялась красивая торжественная презентация А320. В феврале 1987 был совершён первый полёт, ещё год ушёл на получение сертификатов и, наконец, в апреле 1988 компания «Air France» получила первый «Airbus A320».
Характеристики
Наиболее массовая из модификаций – собственно «Airbus A320» – оснащается двигателями мощностью 22 – 25 000 л. с., позволяющими ему развить скорость до 871 км/ч. Судно преодолевает до 6 100 км, имея на борту 150 пассажиров. Лайнер длиной 37,6 м имеет высоту 11,8 м и размах крыльев 35,8 м.
Всего на конец 2017 года «чистых» 320-х было выпущено 4 512 штук, и более 200 находились в портфеле заказов. Стоимость самолёта такой модификации составляет от 101 миллиона долларов.
Другие модификации
- А318 – самый маленький в семействе. Вмещает до 132 пассажиров. Дальность – 5 700 км. «Малыш» на 6 метров короче 320-го, а его крыло короче на 1,8 метра. Выпускается штучно или незначительными партиями. Стоит от 77,4 млн. долл.
А319. Эта модель длиннее А318, но короче А320. Наиболее известна его бизнес-модификация «Airbus A319CJ», которая с дополнительными баками может пролететь более 11 000 км. Закуплен в качестве правительственного самолёта Германией, Турцией, Таиландом, Бразилией, Украиной и ещё рядом стран. Всего небо бороздят более 1 500 Аэробусов A319. Базовая стоимость – 93,2 млн. долл.
А321. Самый большой самолёт семейства. Он на 7 метров длиннее А320 при той же высоте и размахе крыла. В бюджетном варианте берёт на борт до 220 пассажиров и может преодолеть до 6 000 км. Большая машина и стоит больше собратьев – цена поставки А321 начинается от 118,3 млн. долл. (Все цены указаны на начало 2018 года)
A320neo. Версия с новыми двигателями, позволяющими экономить до 15% топлива. Заказы на анонсированный в 2010 авиалайнер сыпались как из рога изобилия. Ко времени поставки первой серийной машины (её в 2016 получила «Lufthansa») было заказано более 6 000 экземпляров. Уже выпущено 265 машин стоимостью от 110 млн. долл. Новыми двигателями также оснащают модели А319 и А321.
Салон
В салоне Аэробус А320 и его модификаций обычно есть только места бизнес- и эконом-класса. Бизнес-класс занимает от двух до пяти передних рядов. Типичная схема расположения мест выглядит так:
Эксплуатация
Список авиакомпаний, эксплуатирующих лайнеры семейства, включает в себя всех значимых перевозчиков. По состоянию на конец 2017 года рейтинг популярности 320-х выглядел так:
- «American Airlines» – 394 самолёта
- «China Eastern Airlines» – 289
- «Easyjet» – 279
- «China Southern Airlines» – 255
- «JetBlue» – 176
- «Аэрофлот» – 109
- «Сибирь» – 46
- «Урал» – 43
Всего эксплуатируется 7 431 авиалайнер.
Катастрофы
Понятно, что при эксплуатации такого количества Аэробусов А320 счёт аварий и катастроф с ними ведётся на десятки – увы, статистика неумолима. Всего за 30 лет потеряно 37 машин, в авиакатастрофах погибло более 1 400 человек.
Наиболее масштабным было крушение А321, принадлежавшего компании «Когалымавиа», над Египтом осенью 2015. На борту самолёта, арендованного для чартерного рейса, было 224 человека. Взрывное устройство, заложенное в отсеке негабаритного багажа, сработало на 23-й минуте полёта. Лайнер быстро разрушился в воздухе. Все находившиеся на борту погибли.
Место падения обломков российского А321 в Египте
Перспективы
Семейство среднемагистральных лайнеров «Airbus А320» демонстрирует положительную динамику развития, начиная с момента выпуска первого самолёта три десятилетия назад. Судя по тому, как охотно перевозчики заказывают и приобретают самолёты обновлённой линейки «neo», европейский авиационный концерн будет и дальше чувствовать себя уверенно в конкурентной борьбе с другими производителями, прежде всего с «Боингом».
Обзорный ролик об истории создания и характеристиках «Airbus A320»
Аэробус 320 сколько двигателей
Airbus A320neo — семейство улучшенных версий узкофюзеляжных пассажирских реактивных самолётов семейства Airbus A320, производимых Airbus. Аббревиатура «neo» означает «New Engine Option», то есть «Новый вариант двигателя».
Основное изменение заключается в установке новых двигателей, которые снизят расход топлива на 15 %, эксплуатационные расходы на 8 %, количество выбросов в воздух не менее чем на 10 % и уменьшат уровень шума по сравнению с классическими моделями серии А320. На самолёт могут быть установлены 2 типа двигателей: CFM International LEAP-1A или Pratt & Whitney PW1100G.
Некоторые изменения были внесены и в планер, в том числе было модифицировано крыло и изменена конструкция его законцовки для уменьшения индуктивного сопротивления. Также для комфорта пассажиров был переработан салон самолёта: увеличено багажное отделение и улучшена система очистки воздуха.
A320neo (A320-271N) имеет некоторые изменения по сравнению с A320. Заказчикам будут предложены двигатели CFM International LEAP-1A и Pratt & Whitney PW1100G. Новые двигатели на 16 % экономичнее старых, однако реальная экономия после установки на самолёт будет немного меньше, поскольку 1-2 % экономии обычно теряется при установке двигателей на существующую модель. Благодаря новым двигателям дальность полёта A320neo увеличится на 950 км, а грузоподъёмность на 2 т по сравнению с базовой моделью. 15 ноября 2009 года концерн Airbus объявил о работах по изменению конструкции законцовки крыла с собственным патентованным наименованием Sharklets (Акулий плавник), которые будут устанавливаться на самолёты семейств A320 (опционально) и A320neo (стандартно). В ноябре 2011 года был совершён первый испытательный полёт самолёта А320-200 с законцовками крыла обновлённой конструкции. На самолётах текущего семейства A320 они уменьшают расход топлива на 3,5 % и позволяют увеличивать максимальную нагрузку на 500 кг или дальность полёта на 190 км, благодаря чему выбросы углекислого газа уменьшатся на 700 т/год. Их установка также позволяет снизить на 220 тыс. долларов стоимость обслуживания 1 самолёта.
Планёр А320neo более чем на 95 % схож с планером базовой модели, однако он выполнен с использованием новых материалов, таких как композиционные материалы и различные алюминиевые сплавы, что помогает сохранить вес и расход топлива прежними. Кроме того, предполагается уменьшение количества частей самолёта, что приведёт к снижению затрат на обслуживание.
Airbus заявляет, что для удобства пассажиров будет увеличен багажный отсек, а также уменьшен уровень шума в салоне самолёта по сравнению с А320. Салон будет выглядеть более современным, со светодиодной подсветкой. Для самой длинной версии A321neo, за счет изменения конфигурации кабинного оборудования и конструкции пассажирских кресел, разработаны новые варианты компоновки салона, которые позволяют увеличить максимальную пассажировместимость, при сохранении стандартного уровня комфорта, до 236 мест, ограниченную только количеством аварийных выходов.
ЛТХ: |
Модификация | А320neo |
Размах крыла, м | 35. 80 |
Длина самолета, м | 37. 57 |
Высота самолета, м | 11.76 |
Площадь крыла,м2 | 122.40 |
Масса, кг | |
пустого снаряженного самолета | |
максимальная взлетная | 73900 |
Тип двигателя | 2 ТРДД CFM International LEAP-1A |
Тяга, кН | 2 х 120.6 |
Максимальная скорость, км/ч | 876 |
Крейсерская скорость, км/ч | 833 |
Практическая дальность, км | 6500 |
Практический потолок, м | 12000 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка | 150 пассажиров в кабине двух классов или 180 пассажиров в экономическом классе или 7 контейнеров LD3-45W |
Фотографии:
A320neo (c) BriYYZ | |
A320neo (c) Steve Smith | |
A320neo (c) flee | |
Пассажирский салон A320neo (c) Airbus | |
A320neo (c) Thiago Trevisan |
Схемы:
Airbus собрала последний самолет A380
Компания Airbus сделала свой последний самолет модели A380.
Основной этап его сборки на заводе в Тулузе был завершен 23 сентября. Самолет, получивший серийный номер 272, был замечен фотографом на выезде из цеха сборки 40, который теперь бездействует. После этого машину переместили в цех 30, где, по словам менеджера по связям со СМИ Airbus Энн Галаберт, в A380 установят двигатели и протестируют электрические и гидравлические системы, бортовые компьютеры, механизмы посадки и подвижные детали. После этого проведут финальные тесты на открытом воздухе, и самолет отправится в свой первый полет, в Гамбург. Там завершат установку салона и нарядят самолет в ливрею заказчика – авиакомпании Emirates.
Впрочем, последнее утверждение пока не точно. A380 с серийным номером 272 – один из восьми аналогичных авиалайнеров, которые Airbus должна поставить Emirates, крупнейшему заказчику этой модели. Флот A380 этой авиакомпании насчитывает сейчас 115 самолетов. Но почти все они стоят на земле с начала пандемии COVID-19 – с июля 2020 г. Emirates использует лишь несколько A380 на рейсах в Москву, Гуанчжоу, Каир, Лондон, Париж и Торонто. В мае агентство Bloomberg сообщило, что Emirates намерена отказаться от пяти из восьми последних заказанных A380. Однако, как отмечает Forbes, пандемия затягивается и на 2021 г., а полное восстановление пассажиропотока и вовсе может произойти еще несколькими годами позже. Так что Emirates, возможно, откажется от всего заказа.
И тогда последний произведенный A380 может вообще никогда не перевезти ни единого пассажира.
Всего на август 2020 г. прикованными стоят 204 самолета модели A380. Авиакомпании Air France и Lufthansa заявили о возможном списании всех своих A380 в 2022–2023 гг. Asiana Airlines, Etihad Airways, Malaysia Airlines, Qatar Airways и Thai International Airways тоже могут сократить или списать часть своего флота A380.
Airbus А380 – широкофюзеляжный двухпалубный пассажирский самолет с четырьмя турбореактивными двигателями, разработка которого стоила Airbus $25 млрд и заняла 10 лет. Первый полет состоялся в апреле 2005 г., а коммерческая эксплуатация этих машин ведется с октября 2007 г. Самолет имеет статус крупнейшего серийного авиалайнера в мире: высота – 24 м, длина – 73 м, размах крыльев – 79 м, максимальная взлетная масса – 560 т, масса самого самолета – 280 т, максимальная вместимость – 853 пассажира (для сравнения: предыдущий крупнейший серийный авиалайнер в мире, который обладал этим статусом в течение 37 лет, – «Джамбо-джет» Boeing 747 – мог перевозить только до 625 пассажиров). Для сборки А380 использовалось 4 млн деталей, которые производили 1500 компаний в 30 странах, включая британскую Rolls-Royce, французскую SAFRAN, американские United Technologies, General Electric и Goodrich. Секции фюзеляжа, например, изготавливали в Гамбурге (Германия) и Сен-Назере (Франция), а горизонтальное хвостовое оперение – в Кадисе (Испания). Детали самолета доставляли в Тулузу по земле, по морю и по воздуху.
О намерении прекратить производство А380 Airbus объявила в феврале 2019 г. Объемы заказов на модель падали в связи с переходом авиакомпаний на самолеты меньшего размера – большие авиалайнеры было сложно заполнять, а кроме того, к такому переходу подталкивали жесткие нормы по выбросам. К тому времени Airbus успела поставить 234 авиалайнера – меньше половины от прогнозировавшегося в начале производства количества в 600 самолетов. По оценкам Airbus, за время эксплуатации самолеты А380 перевезли в общей сложности около 320 млн пассажиров.
Таким образом, в том, что Airbus прекращает выпуск модели А380, прямой вины пандемии COVID-19 нет. Но очевидно, что коронавирус ускорил этот шаг и сделал его неизбежным.
Airbus A-320 — схема салона, модификации
Официально программа создания самолета А320 началась в марте 1984 года.
Первая версия лайнера Airbus A320-100 была произведена лишь в количестве 21 штук. Практически сразу основной модификацией самолета стал оборудованный дополнительными топливными баками Airbus A320-200. Модели А320-100 и А320-200 отличаются также и пассажировместимостью — 130 и 150 пассажиров соответственно. В дальнейшем вместимость обоих лайнеров стала равно 150.
Позже на основе Airbus A320 были созданы удлиненный Airbus A321, а также укороченные Airbus A318 и Airbus A319.
Но вренёмся к истории Airbus A320: первый полет опытный самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован в Европе, а в декабре ≈ в США. В марте 1988 г. авиакомпания «Эр Франс» получила первый самолет. Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «TOMCOH-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Выпускался серийно в 1988≈1989гг.
Базовые летно-технические характеристики Airbus A320:
- Модификация A320
- Размах крыла, м 34.09
- Длина самолета, м 37.57
- Высота самолета, м 11.76
- Площадь крыла,м2 122.60
- Масса, кг — пустого снаряженного самолета 41800
- Масса, кг — максимальная взлетная 73500
- Тип двигателя 2 ТРДД CFM International CFM56-5-A1
- Тяга, кгс 2 х 11320
- Максимальная скорость, км/ч 925
- Крейсерская скорость, км/ч 900
- Практическая дальность, км 4900
- Практический потолок, м 11275
- Экипаж, чел 2
- Полезная нагрузка 150 пассажиров в кабине двух классов или 164 пассажиров в экономическом классе или 179 максимально.
A320-210
В 1988г. консорциум Airbus Industry приступил к выпуску А320-210. В ноябре 1988 г. самолет получил сертификат и начались его поставки. Данная модификация отличается от исходной А320-110 наличием в центроплане крыла двух дополнительных топливных баков, в результате чего увеличилась дальность полета. Самолет оснащен цифровым комплексом авионикй EFIS производства французской фирмы «TOMCOH-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Выпускается серийно с 1988 г. К середине 1997 г. продано 882 самолета А320 всех модификаций; поставлено более 560.
Летно-технические характеристики:
- Модификация A320-210
- Размах крыла, м 34.09
- Длина самолета, м 37.57
- Высота самолета, м 11.76
- Площадь крыла,м2 122.60
- Масса, кг — пустого снаряженного самолета 41800
- Масса, кг — максимальная взлетная 77000
- Тип двигателя 2 ТРДД CFM International CFM56-5A3 (CFM56-5В4)
- Тяга, кгс 2 х 11350 (13620)
- Максимальная скорость, км/ч 930
- Крейсерская скорость, км/ч 900
- Практическая дальность, км 5185
- Практический потолок, м 11275
- Экипаж, чел 2
- Полезная нагрузка 150 пассажиров в кабине двух классов или 164 пассажиров в экономическом классе или 179 максимально.
Airbus A-320 в Интернете
- 23.06.2016 Израильская авиакомпания «Arkia» открыла рейс Санкт-Петербург — Тель-Авив
- 03.03.2016 «Аэрофлот» открыл прямые рейсы Москва-Лион
- 05.07.2015 Самолет с туристами, летевшими в Египет, совершил вынужденную посадку в Краснодаре
- 03.07.2015 Рейс Кипр-Екатеринбург выкатился за пределы ВПП
- 06.05.2015 S7 Airlines и Meridiana Fly открывают новый рейс Санкт-Петербург — Неаполь