BMW 3 серии E30
BMW 3 серии E30
с 1983-1994 года выпуска
Ремонт и эксплуатация автомобиля
1.1. E30 – BMW 3 серии (2-дверное купе, 4-дверный седан), 1983-91 гг. выпуска
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Двигатель 2,0 литра
Кузов E30 сменил предыдущий ставший популярным кузов E21 малой третьей серии BMW в 1983 году. Поначалу E30 был в большей степени доработанным E21, нежели совершенно новым автомобилем и использовал в основном те же двигатели. Основные конструктивные изменения коснулись передней и задней подвесок и эргономики салона. Однако дизайнеры фирмы так хорошо поработали над внешним видом, что великолепные пропорции E30 до сих пор восхищают поклонников BMW, а стиль этой машины стал считаться классическим. С другой стороны, именно начиная с E30 фирма отказалась от скошенной вперед решетки радиатора, бывшей характерной чертой всех машин BMW на протяжении предыдущих 20 лет. Это вызвало некоторый резонанс в рядах адептов стиля BMW. Кузов E30 что-то приобрел, но BMW что-то потеряла.
Конечно, самой замечательной машиной в 30-м кузове является M3 отделения Motorsport для участия в гонках FIA GT. Эта модель прошла множество модификаций и имела 3 эволюционных версии, дабы соответствовать изменяющимся требованиям FIA. Одновременно M3 была и в широкой продаже. Модель была потрясающе удачной, постоянно занимала верхние строки таблиц. Отдавая должное прекрасным качествам E30, стоит все же заметить, что для M3 Motorsport был вынужден сделать специальную подвеску, по конструкции аналогичную пятой серии (кузов E28).
В середине 1987 года кузов претерпел легкие косметические изменения. Была слегка опущена решетка радиатора, хромированные бампера сменились более модными черными (а впоследствии и окрашенными в цвет автомобиля), увеличился размер задних фонарей. Практически все машины после 1987 года имеют гидроусилитель руля (исключение – 318 с карбюратором) и гораздо более мягкую педаль акселератора.
Особого упоминания заслуживает модель 325iS, выпускавшаяся в 1989-90 годах. На ней установлен новый «пятерошный» шестицилиндровый двигатель M50 с объемом 2.5 литра, 24-мя клапанамии мощностью 192 л.с. Машина комплектовалась специальными пластиковыми спойлерами, бамперами и порогами, подвеской от M3 и спортивным салоном.
Всего за 9 лет производства было выпущено более 2.2 миллионов E30.
Поначалу младшие модели E30 использовали старый четырехцилиндровый двигатель M10, ставившийся еще на 2002 и E21. Затем M10 был снят с производства и заменен в 1987 году на M40 с новым инжектором и большей мощностью. Но настоящим чудом стало появление в 1989 году модификации M40 с кодом M42. Этот двигатель с двумя распредвалами и 24-мя клапанами смог соперничать по мощности с большими двигателями M30, выжимая 140 л.с. из все тех же 1800 кубиков и обладая невиданной прежде динамичностью M42 продержался в производстве аж до 1996 года.
Большинство старших моделей E30 (320i, 323i, 325i) использовали замечательный шестицилиндровый двигатель M20, деля его с «пятерками» тех же лет. В том числе выпускалась (только в США) и экономичная модель 325e с низкооборотным 2.7-литровым M20/ B27eta. Однако на поздних 325iS появился новый M50 с 24-мя клапанами. Редкая Южноафриканская модель 333i использовала двигатель M30 «big six» с 5/ 6/ 7 серий. Также выпускались машины с дизельным двигателем M21 (6 цилиндров, 2.4 литра) с турбонаддувом и без.
Дисковые задние тормоза ставились только на 318iS, все 325 модели и на M3. ABS стандартно устанавливалась только на 325e, 325iS и на M3. Опционально присутствовала на поздних выпусках моделей 320i, 325i и 333i. Некоторые старшие модели (325, M3) оснащены антипробуксовочной системой (дифференциал с ограниченным проскальзыванием) с коэффициентом 25%. Для проверки: номер такого дифференциала заканчивается буквой ‘Z’.
1 | Реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера – за приборной панелью, справа |
2 | Электронным блок управления кондиционером |
3 | Датчик солнечного света (система кондиционирования) |
4 | Усилитель сигнала антенны – задняя стойка |
5 | Усилитель сигнала антенны – левая часть багажного отделения — Кабриолет |
6 | Усилитель сигнала антенны -под задним спойлером -универсал |
7 | Боковой датчик удара- со стороны водителя, под сиденьем (под ковриком) |
8 | Боковой датчик удара — со стороны пассажира, под сиденьем (под ковриком) |
9 | Датчик наклона автомобиля (противоугонная система) – правая часть багажного отделения |
10 | Звуковой сигнал противоугонной системы — резонатор системы впуска |
11 | Блок управления противоугонной системой (с контролем изменения объема)- потолочная панель |
12 | Выключатель противоугонной системы, капот- моторный отсек, правая задняя часть – в монтажном блоке |
13 | Усилитель выходного сигнала аудиосистемы — за задней левой отделочной панелью — Кабриолет |
14 | Усилитель выходного сигнала аудиосистемы — левая часть багажного отделения |
15 | Блок управления дополнительным отопителем |
16 | Аккумуляторная батарея — моторный отсек, задняя правая часть -4цил. двигатели |
17 | Аккумуляторная батарея — правая часть багажного отделения -6цил. двигатели/ Дизель |
18 | Выключатель открывания крышки багажника /задней двери — левая нижняя защитная панель |
19 | Реле электродвигателя привода крышки отсека складывающейся крыши -за приборной панелью, справа |
20 | Блок управления складыванием крыши –за задней левой отделочной панелью |
21 | Реле привода складывающейся крыши – левая часть багажного отделения |
22 | Диагностический разъем (DLC) |
23 | Диагностический разъем (DLC) — за приборной панелью, около рулевой колонки (05/00^) |
24 | Блок управления зеркалом заднего вида, со стороны водителя |
25 | Блок управления зеркалом заднего вида, со стороны пассажира |
26 | Блок управления складыванием зеркал- за вещевым ящиком |
27 | Блок предохранителей/ реле, моторный отсек- в монтажном блоке |
28 | Блок предохранителей/ реле, приборная панель 1 –в вещевом ящике |
29 | Блок предохранителей/ реле, приборная панель2 — за вещевым ящиком |
30 | Блок предохранителей реле, приборная панель 3 — за вещевым ящиком |
31 | Блок управления омывателем фар- за приборной панелью, справа |
32 | Реле обогревателя заднего стекла — правая часть багажного отделения, спереди |
33 | Реле 1 обогревателя заднего стекла- за задней правой отделочной панелью — Кабриолет |
34 | Реле 2 обогревателя заднего стекла — за задней правой отделочной панелью — Кабриолет |
35 | Реле вентилятора отопителя — за центральной консолью |
36 | Звуковой сигнал 1 |
37 | Звуковой сигнал 2 |
38 | Электронный блок управления иммобилайзером – около рулевой колонки |
39 | Кольцевая антенна иммобилайзера -возле замка зажигания |
40 | Блок управления комбинацией приборов- за приборной панелью |
41 | Блок управления освещением — функции: Реле аварийной сигнализации, выключатель освещения, реле указателей, реостат подсветки комбинации приборов |
42 | Многофункциональный переключатель в сборе |
43 | Многофункциональный блок управления — за вещевым ящиком — функции: Противоугонная система, зеркало заднего вида с авто затемнением, аудиосистема, центральный замок, электропривод стеклоподъемников, лампы аварийной сигнализации, лампы освещения салона, электронный блок управления SRS, задние габариты, секвентальная МКПП, очиститель /омыватель лобового стекла |
44 | Блок управления навигационной системы – левая часть багажного отделения |
45 | Антенна навигационной системы -за комбинацией приборов |
46 | Блок правления системы парковки- правая часть багажного отделения |
47 | Зуммер системы парковки- левое переднее пространство для ног |
48 | Датчик дождя |
49 | Дополнительные предохранители- багажное отделение- на чашке подвески |
50 | Блок управления электроприводом сиденья – под сиденьем, со стороны водителя |
51 | Блок управления электроприводом сиденья — под сиденьем, со стороны пассажира |
52 | Реле насоса системы подачи воздуха на выпуск- за правой частью приборной панели |
53 | Блок управления электроприводом люка — потолочная панель |
54 | Блок управления системы SRS — под ковриком |
55 | Датчик высоты положения кузова(передний),корректор фар -колесная арка переднего правого колеса |
56 | Датчик высоты положения кузова (задний), корректор фар- колесная арка заднего правого колеса |
57 | Блок управления интерфейсом телефона -под центральной консолью,сзади |
58 | Блок управления электро оборудованием прицепа — правая часть багажного отделения |
59 | Электронный блок управления КПП — моторный отсек — в монтажном блоке |
60 | Блок управления системы контроля за давлением в шинах — за вещевым ящиком |
61 | Датчик скорости автомобиля — датчик частоты вращения правого заднего колеса |
62 | Датчик температуры форсунки омывателя лобового стекла — под днищем (спереди) |
Блок предохранителей в салоне бмв е46
Он находится в вещевом ящике (бардачке) перед передним пассажиром. Для доступа открути соответствующие винты.
p, blockquote 6,0,1,0,0 —>
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
Снизу должна находится документация с точным описанием расположения Ваших предохранителей. Примерно вот такая:
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Схема
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Подробное описание схемы
За прикуриватель отвечает предохранитель номер 47 на 20А.
Так же за вещевым ящиком располагаются следующие реле:
p, blockquote 13,1,0,0,0 —>
1 — реле топливного насоса , 2 — резервное, 3 — реле противотуманных фар, 4 — реле звукового сигнала.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Так же рядом находится еще один блок с предохранителями.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Расшифровка элементов
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
F101 | (50A) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |
F102 | (80A) Реле системы управления двигателем, электронный блок управления двигателем, электронный блокуправления КПП, блок предохранителей/реле- левая задняя часть моторного отсека ^5) |
F103 | — |
F104 | (100A) Блок управления свечами накаливания |
F105 | (50A) Выключатель стартера, диагностический разъем -20-контактный |
F106 | (50A) Выключатель стартера, выключатель освещения |
F107 | (50A) Выключатель освещения, блок управления электрооборудованием прицепа |
Блок предохранителей и реле в моторном отсеке BMW E46
Находится данный блок в задней части подкапотного пространства, около дворников.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
p, blockquote 20,0,0,1,0 —>
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
Схема
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Таблица с обозначением элементов
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
1 | Электронный блок управления двигателем |
2 | Электронный блок управления КПП |
3 | Реле электродвигателя очистителя лобового стекла |
4 | Реле системы управления двигателем — бензин |
5 | Реле системы управления двигателем — Diesel |
6 | Реле фонарей заднего хода |
F1 | (30A) Катушки зажигания — 320iсMS43/ 325i/330i |
F2 | (30A) Электронный блок управления двигателем, реле фонаря(ей) заднего хода, электронный блок управления КПП- 316i/318i |
F3 | (20A) Датчик расхода воздуха, датчик положения коленчатого вала, реле фонаря(ей) заднего хода, термостат системы охлаждения, датчик 1 положения распределительного вала, датчик 2 положения распределительного вала — 320i/325i/330i |
F4 | (30A) Реле топливного насоса, реле насоса системы подачи воздуха на выпуск, реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера — 316i/318i/330i |
F5 | (30A) Реле катушек зажигания — 316i/318i/320i/ 323i/328i |
Отдельные реле и предохранители могут устанавливаться вне данных блоков. Например: Реле топливного насоса и Реле обогрева заднего стекла
Дополнительная информация
Если возникли вопрос, о том как добраться к блоку с предохранителями в салоне, посмотрите данное видео.
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
Руководство по эксплуатации
Если остались вопросы, рекомендуем скачать полное руководство по ремонту и эксплуатации бмв е46.
avtoexperts.ru
Семейство BMW 3-й серии с индексом Е30 выпускалось немецким автоконцерном BMW с 1982 по 1994 год, выведя в свет за этот период 2.34 миллиона автомобилей. Изначально машина представляла собой спортивный двухдверный седан, сменивший на конвейере предыдущую модель первого поколения Е21. Позднее со стапелей завода вышли и четырехдверный седан (сентябрь 1983), кабриолет (1986) и даже универсал (1987).
Экстерьер
Новый 5-ти местный кузов получил уже более лаконичные современные округлые формы уйдя от острых граней предыдущей акульей внешности. В задней части появились более крупные современные фонари, сделав корму машины более солидной. Также все модели получили нижний передний спойлер, добавив спортивности внешнему облику автомобиля.
Бросалось в глаза наличие хромированных деталей, это рамки дверей, вставки бамперов, выделяющиеся замки уплотнителей ветрового и заднего стекол. Но уже после рестайлинга 1987 года, хром уступил место пластику, что практиковалось на тот момент в автомобильном дизайне.
Габаритные размеры модели: длина/ширина, высота, в мм – 4345/1680/1370.
Если отдельно рассмотреть модель M3, то она отличалась более развитыми бамперами, спойлерами из пластика, порогами и низкопрофильными покрышками размером 205/55 R15 и расширенными крыльями кузова.
От предшественницы Е21 наследнице модели достался лишь мотор М10, которыми оснащали 316, 316i (87-88гг) и 318i.
Были конструктивно изменены обе подвески, силовая структура кузова, увеличена колея колес, доработаны тормоза. Все Е30 (включая 316) были оснащены 4-х фарной головной оптикой.
На моделях 323, 325i и 325ix (полноприводная версия выпущена в 1985г) появились вентилируемые передние тормоза, дисковые сзади, передние противотуманки, двойной выпуск и спойлер на крышке багажника.
Интерьер
Салон нельзя назвать большим, особенно, если сравнивать с BMW 5-й модели. Однако быстро привыкаешь и для водителя и переднего пассажира места более чем достаточно. Для находящихся на задних сидениях жизненного пространства откровенно мало, такое ощущение, что это сиденья для детворы.
Нужно отметить хороший обзор с сидения водителя и продуманная эргономика, все понятно и доступно. Спицы руля не перекрывают приборную доску, где показания приборов легко читаются. Щиток оснащен информационным таблом о необходимости проведения сервисного обслуживания, что очень удобно.
На машинах с пробегом сиденья в большинстве случаев требуют ремонта, так как появляется много трещин в самом каркасе, что в итоге выявляется в перекосе сиденья или спинки.
Наружные зеркала заднего вида имеют электрические регулировки по положению в пространстве, и на некоторых экземплярах и с подогревом.
Люк либо с механическим, либо с электрическим приводом. Кстати очень помогает в поездках, когда за бортом слишком жарко.
Багажный отсек составлял 425 л.
Силовые агрегаты
Как говорят поклонники марки, BMW начинается с 6-ти цилиндрового двигателя, но и их меньшие 4-х цилиндровые собратья не давали себя в обиду и тоже всегда достойно держались на трассе, оставляя позади себя другие иномарки.
За все время выпуска Е30 завод комплектовал модель 20-ю разными двигателями, работавших в купе с 4-х или 5-ти ступенчатой «механикой» или 3-х и 4-х ступенчатым «автоматом». Линейка двигателей, устанавливаемых на моделях 3-й серии начиналась с моторов 1.6 л 102 л.с. (316i) и заканчивала 3.2-литровым силовым агрегатом, мощностью 197 л.с. (333i).
Первые модели оснащались карбюраторными двигателями М10 (экотроник), а также обновленными М20 с впрыском Jetronik и немного позднее с уже современным Motronic (модели 320i и 323i),
Отдельно когортой были представлены «Эмки», это модели с шильдиком М3 (1985) и моторами мощностью от 215 до 238 л.с., что для легкого 1165 килограммного кузова, этой мощности было вполне достаточно, чтобы практически не иметь конкурентов в своем классе. Максимальная скорость для «эмки» составляла 250 км/ч.
Коды и маркировки двигателей BMW
Маркировка моторов BMW имеет в своем составе определенный набор цифр и букв, представляющих информацию от спецификации двигателя.
Разберем эти данные на примере двигателя M52B25TU:
• M – моторы, разработанные до 2001года;
• 5 – рядный 6-цилиндровый;
• 2 – изменения в базовой конструкции двигателя;
• B – бензиновый, продольно установленный;
• 25 – 2.5 литра (объем двигателя);
• TU – мотор имеет «Техническое обновление», то есть были внесены значительные изменения.
Двигатели для Е30:
• S14 1986-1991 (разработан отделением Motosport для М3);
• M40, М42, М43 и М44 (начало выпуска 1987);
• М20 (малая шестерка) 1977-1985;
• М20 (малая шестерка) 1985-1993 – добавились моторы 2.3л, 2.5л и 2.7л.
Пример: 6-ти цилиндровый рядный двигатель, 2494 см.куб (M20B25) – для модели 325i.
Моторы М20 -2.0л (125-129л.с.), 2.3л (139 -150л.с.), 2.5л (170-171л.с.) и 2.7л (122 или 129л.с. для модели 325е.
Дизеля Е30
Для второго поколения тройки выпускалось только 2-е модели – 324d и 324td с мотором М21 (2.4л, 6 цилиндров) с турбо наддувом и без такового. Оба двигателя были достаточно капризны как в работе, так и в достаточно дорогом ремонте. Часто причиной преждевременного ремонта двигателя было появление трещин в головке блока цилиндров, что требовало ее замены.
Трансмиссия
Механические коробки передач, устанавливаемые на модели 3-й серии, были двух типов, либо «эконом», либо «спорт», отличаясь передаточными числами шестерен передач.
Каких-либо особых проблем трансмиссия Е30 не создавала, не считая выхода из строя подвесного подшипника. Механическая 5-ти ступенчатая коробка передач была достаточно надежна и не вызывала каких-либо нареканий со стороны владельцев, при условии своевременного ее обслуживания. Иногда требовалось заменить подшипник первичного вала.
Бампера и безопасность
Конструкция переднего и заднего бамперов, благодаря встроенным мощным амортизаторам, была способна сохранить кузов без повреждений на скорости до 4-5 км/ч. А благодаря продуманной системы пассивной безопасности, салон оставался без каких-либо видимых повреждений, при столкновении на скорости до 50 км/ч. При ударе сминалась лишь передняя часть, рассеивая на себе всю энергию удара.
Кузов
В случаях, когда не было повреждений кузова, то заводская обработка достаточно надежно защищало все кузовные панели и днище, а качественное ЛКП сохраняло на долгие годы прекрасный внешний вид автомобилю.
Слабыми местами кузова Е30 были коррозия рамки ветрового стекла (особенно в нижней части), что часто приводило к появлению воды под ковром в районе водителя и переднего пассажира. Повреждались коррозией и задние колесные арки, опоры задних амортизаторов, а также наблюдался износ или коррозия чашек передних стоек. Чаще страдала задняя правая арка, в районе защитного щитка, предохраняющего трубку горловины бака, где частым гостем были грязь и вода с полотна дороги.
На машинах с большим пробегом наблюдается разница в зазорах между элементами кузова, но так как двери, крылья, капот и крышка багажника на Е30 имеют возможности регулировки в трех плоскостях, это давало возможность восстановить заводские зазоры путем их регулировки.
Коррозия порогов вызывалась двумя путями, это либо их повреждение при наезде на какое-либо препятствие, либо в случаях, когда имелся люк на крыше. Это вызвано тем, что отводные трубки воды от люка попадали в полость порога, где вода должна была уходить через дренажное (сливное) отверстие. Если же отверстие было забито песком и грязью, то вода оставалась в пороге, провоцируя появление коррозии.
Нужно отметить также про прогнившие опорные тарелки задних пружин, которые в последствии продавливали лонжероны в месте их контакта.
Из-за порванного резинового уплотнителя капота начинала гнить площадка под аккумуляторную батарею, а также кронштейн для крепления блока предохранителей.
Коррозия также наблюдается и на рефлекторах фар и на контактных клеммах проводки.
Подвеска
Ходило устойчивое мнение о слабой подвеске Е30. Но необходимо сразу прояснить откуда брались подобные заявления владельцев. Чаще всего изношенность подвески была вызвана тем, что на этих авто никто не желал передвигаться как соседние машины в потоке, постоянно всех перегоняя и выдавливая из машины максимум, не всегда, при этом, празднуя ухабы и неровности.
Плюс к этому ремонтируя подвеску по факту выхода из строя одного из ее элементов, а не комплексно. Хотя этому было собственно и свое оправдание, оригинальные запчасти всегда были в три дорога, а замена репликой оборачивалась скорой очередной заменой.
Слабые места
Достаточно часто выходили из строя стойки стабилизатора и сам кронштейн крепления стойки.
По рулевому управлению болезнью для машин с пробегом был стук рулевой рейки, что лечилось заменой втулки на усиленную, это обычно на долго помогало забыть о проблеме.
На моделях с двигателем М40 часто наблюдалась течь через прокладку поддона.
В карданной передаче приходилось заменять подвесной подшипник, а сами крестовины были достаточно надежны. Попутно нужно вспоминать систему выхлопа, где раз в 3-4 года приходилось менять один из ее элементов.
Из личного опыта владения Е30
За пять лет эксплуатации поменял:
• Тормозной диск (колодки по мере износа);
• Правую рулевую тягу, оба рулевых наконечника;
• Сайлентблок редуктора заднего моста;
• Подушки (сайлентблоки) задней балки;
• Задний правый рабочий тормозной цилиндр;
• Глушитель весь, кроме штанов;
• Задние амортизаторы (поставил новые);
• Щиток приборов (износилась силиконовая шестеренка привода);
• Троса ручного тормоза;
В целом, если автомобиль не попадал в серьезные ДТП, а владелец проводил своевременное техобслуживание, то машина могла выходить до капремонта и 300 и более тыс. км пробега, доставляя удовольствие своему владельцу.
Adblockdetector