Догнать Феттеля – это утопия
Догнать Феттеля – это утопия
Победа гонщика «Ред Булл» Себастьяна Феттеля на гран-при Европы в испанском городе Валенсия нанесла тяжелый удар по надеждам его соперников. Шесть побед в восьми этапах и два вторых места. 77 очков отрыва от ближайших преследователей – и Феттель может устроить себе каникулы на три гонки и появиться лишь в Бельгии, но все равно в качестве лидера чемпионата. До середины сезона еще два этапа, но у гонщиков, считающихся основными соперниками Феттеля – Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо – появились ноты безнадежности: «в смысле титула все уже практически кончено», «чемпионат не входит в наши расчеты».
Удар по надеждам был особенно тяжелым из-за того, что этим надеждам вдруг было придано второе дыхание – ошибкой Феттеля, стоившей ему победы на гран-при Канады, и изменениями в техническом регламенте, запрещающими использовать выхлопные газы для увеличения прижимной силы болидов (полагали, что именно «РБ» понесет наибольшие потери от этого запрета).
В Валенсии и Феттель не допустил не единой ошибки, и «Ред Булл» не показала ни малейшей слабости в связи с первыми ограничениями на работу так называемых «выдувных диффузоров». Накануне гонки в Великобритании, где трасса в Сильверстоуне гораздо больше подходит «РБ», чем трассы последних этапов, у соперников Феттеля и «Ред Булл», по всей видимости, не осталось козырей.
Может быть, подобное уныние чрезмерно, и новые гонки дадут этим пилотам новые шансы посоперничать с Феттелем, но в целом ситуация действительно ясна – только чрезвычайные обстоятельства могут помешать самому молодому обладателю чемпионского титула (которому на днях исполнится 24 года) стать самым молодым двукратным обладателем титула.
Комментаторы начали вспоминать о временах, когда доминировад семикратный чемпиона мира Михаэль Шумахер. Если нас действительно ждет такой сценарий, и преимущество «РБ» останется столь большим, а Феттель продолжит столь же уверенно его реализовывать, то подобная гегемония может продлиться не один сезон, и ей положит конец лишь революция в правилах.
Такая революция уже назначена, но, правда, отложена на год – до сезона 2014. Речь идет о переход на новые, «экологические» двигатели – маленькие «турбо». Нужно быть большим поклонником Феттеля, чтобы быть уверенным, что подавляющее превосходство «Ред Булл» продлится столь долго, и к 2014 году германский гонщик станет уже четырехкратным чемпионом, но уж тогда баланс сил изменится наверняка.
Переход на новые двигатели сопровождается сложными переговорами, компромиссами и склоками. Сторонники «зеленых» моторов говорят о необходимости придать Формуле 1 современный облик, приманив тем самым новых спонсоров и не допустив, чтобы все более экологически ориентированная публика воспринимала Ф1 как устаревшего транжира столь дорогого ныне топлива. Переговоры были непростые. Один из производителей двигателей – «Рено» – угрожал покинуть гонки, если не будет совершен переход на маленькие турбо-моторы, подобные тем, что все больше используются в обычных дорожных машинах компании. Представители «Феррари» добились, однако, чтобы были разрешены V-образные шестицилиндровые, а не четырехцилиндровые двигатели, которые не имеют совсем уж никакого отношения к дорожным машинам итальянской компании. Представители же «Мерседеса» выражали обеспокоенность сроками реформы, и, как мы видим, она отложена на год.
Но на этом обсуждение не завершено. Против новых двигателей выступал могущественный глава Формулы 1 Берни Экклстоун (правда, многие считают, что это разменная монета в торге вокруг нового Договора согласия, объединяющего Международную федерацию автоспорта, обладателей коммерческих прав и команды). Самый эмоциональный из аргументов Экклстоуна бы тот, что новые двигатели не будут производить характерный вой, милый уху истинного любителя Формулы. Однако, как утверждает британский таблоид Express, именно под этим аргументом подписалась группа владельцев автотреков, где проходят гонки Ф1. Утверждается, что они пригрозили не проводить этапы Формулы, заявив, что именно звук старых двигателей был одним из ключевых факторов для публики. Насколько эта угроза достоверна, еще предстоит установить, однако нужно отметить и то, что желающих провести у себя гонки Ф1 – немало. В чемпионате уже 20 этапов (один из которых, в Бахрейне, отменен), в будущем году планируется гран-при США, в 2014 — гонка в России. Так что некоторым автодромам придется остаться без этапов Ф1 вне зависимости от силы и высоты звука двигателей.
На этом фоне интересно сравнить подготовку к проведению этапов в России и в США.
Российский этап, как известно, состоится в Сочи, и будет использовать инфраструктуру Олимпиады-2014. Присутствовавший при подписании сделки премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что ее стоимость составит несколько миллиардов рублей, а губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что на строительство трассы может быть затрачено порядка $200 млн, финансирование будет идти за счет государства.
В американском городе Остин, где в будущем году должен состояться Гран-при США, сейчас тоже строится трасса. Промоутеры этапа ведут широкую компанию, чтобы получить от местных властей субсидию в 25 миллионов долларов – из фонда экономического развития. Для этого они должны доказать, что штат вернет себе эти деньги благодаря дополнительным налоговым поступлениям от средств, потраченных приехавшими болельщиками. Утверждается, что строительство автодрома и проведение гран-при Формулы-1 принесет значительные экономические выгоды, создав, в частности, дополнительные рабочие места для местных жителей. У проекта есть и противники, говорящие о возможных негативных последствиях предложенного плана и выражающие обеспокоенность тем, что деньги налогоплательщиков могут быть потрачены на коммерческий проект.
Вопрос, нужно ли выделять на это средства налогоплательщиков, вызвал в Остине бурную общественную дискуссию. По сообщению местных СМИ, на выступление в городском совете, который сейчас обсуждает эту проблему, записались 290 человек. Из них 249 поддерживают проект, 38 выступают против, трое заявили, что придерживаются нейтральной позиции.
Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы «Время Свободы»
Формула 1: испанские страсти
Здесь было всё: дважды замена мотора за полдня на машине Себастьяна Феттеля — причем второй раз Ferrari уложилась за два часа перед квалификацией, жесткая борьба колесо в колесо и отчаянные маневры того же Феттеля в гонке, неожиданный отказ двигателя на Mercedes Валттери Боттаса, тактические игры с пит-стопами и впечатляющий отрыв лидеров от пелетона.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Главный вывод Гран-при Испании: противостояние Mercedes и Ferrari продолжается и с началом «европейской» части сезона. Традиционно именно к этому этапу команду готовят обновления, как в аэродинамике, так и начинке автомобилей. Пятничные тренировки это подтвердили: Mercedes стабильно была быстрее Ferrari на 0,5–1 секунду. В самой итальянской «конюшне» отнеслись к этому спокойно, напомнив, что сезон в Австралии начинался точно так же.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Квалификация осталась за Mercedes : Льюис Хэмилтон опередил Себастьяна Феттеля на 0,051 секунды. А в гонке лучше стартовал немец: на выходе из второго поворота он уже был в лидерах. Далее всё зависело от тактики команд и мощности автомобилей. Стоит признать, что с первым Ferrari справляется не всегда так же успешно, как Mercedes . Гран-при Испании это подтвердил: немецкая команда воспользовалась режимом виртуального сейфети-кара и провела второй пит-стоп, чтобы Хэмилтон смог без остановки проехать остававшиеся до финиша тридцать кругов. Ferrari зазвала Феттеля на второй пит-стоп кругом позже, уже после рестарта, и на выходе с пит-лейна тот оказался бок о бок с Хэмилтоном. Несколько поворотов соперники сражались за лидерство, Себастьян все-таки его захватил, но ненадолго: уже спустя пять кругов Льюис обогнал немца. До самого клетчатого флага Феттель так и не смог подобраться к Хэмилтону, чтобы попытаться вернуть позицию — мешали круговые. Победа в Гран-При Испании досталась Льюису Хэмилтону.
Интересно, что эти двое финишировали с отрывом от остального пелетона более чем в минуту, а все пилоты, начиная с четвертого места, оказались в круге от лидеров. Даниэль Риккьярдо ( Red Bull ), ставший третьим, признался: продлись гонка еще пять кругов, лидеры прошли бы и его.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Себастьян Феттель по признанию болельщиков — в Формуле 1 регулярно проводят онлайн-голосование — стал гонщиком дня. Сначала он вырвался в лидеры, затем долго сражался с Валттери Боттасом и прошел того весьма рискованным маневром, едва не зацепив траву, что чревато потерей машины, а под конец наседал на Хэмилтона — и всё это в условиях постоянных обгонов круговых.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Впрочем, еще одним гонщиком уикенда можно по праву назвать Фернандо Алонсо ( McLaren ). Начало его «домашнего» Гран-При не обещало ничего хорошего: еще в первой тренировке в пятницу машина сломалась, и испанец отправился играть в теннис. Однако в квалификации Алонсо совершил настоящее чудо, квалифицировавшись седьмым. Такого от McLaren — Honda точно никто не ожидал. Оставалось удержаться в гонке — задача еще сложнее. Но Фернандо удалось даже это: избежав столкновения на старте, выдержав всю дистанцию, после пит-стопов несколько раз откатываясь на последнее или предпоследнее место, он на финальных кругах смог обогнать два Williams и финишировать на двенадцатой позиции.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Правда, попробовать повторить свой успех в Монако он не сможет — в тот день Алонсо поедет «500 миль Индианаполиса». В кокпите McLaren Формулы 1 его заменит Дженсон Баттон.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Серьезный прорыв по ходу гонки совершил и Даниил Квят ( Toro Rosso ). Уикенд для него начался самым неудачным образом: плохие результаты, недовольство поведением машины, последнее место в квалификации. Однако стартовав предпоследним — на двадцатую позицию переместился Стоффель Вандорн ( McLaren ) из-за штрафа после замены деталей силовой установки, Квят смог подняться по ходу гонки до девятого места. Причем обгон Кевина Магнуссена ( Haas ) он совершил уже на самых последних кругах. Датчанин остался недоволен маневром россиянина, посчитав, что тот воспользовался слип-стримом от машины Даниэля Риккьярдо, которого они оба пропускали на круг. Впрочем, даже руководитель Haas воспринял этот обгон гоночным инцидентом, не говоря уже о судьях, которые действительно стали либеральнее и все реже наказывают гонщиков. Таким образом Даниил Квят набрал еще два очка в личном зачете.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Шестой этап сезона Формулы 1 состоится в Монако 25–28 мая.
Формула 1, Гран-При Испании, Даниил Квят, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель
Результаты Гран-при Испании, очки:
1. Льюис Хэмилтон ( Mercedes ) — 25
2. Себастьян Феттель ( Ferrari )- 18
3. Даниэль Риккьярдо ( Red Bull ) — 15
4. Серхио Перес ( Force India ) — 12
5. Эстебан Окон ( Force India) — 10
6. Нико Хюлькенберг ( Renault ) — 8
7. Карлос Сайнс ( Toro Rosso ) — 6
8. Паскаль Верляйн ( Sauber ) — 4
9. Даниил Квят ( Toro Rosso ) — 2
10. Роман Грожан ( Haas ) — 1
11. Маркус Эрикссон ( Sauber )
12. Фернандо Алонсо ( McLaren )
13. Фелипе Масса ( Williams )
14. Кевин Магнуссен ( Haas )
15. Джолион Палмер ( Renault )
16. Лэнс Стролл ( Williams )
Валттери Боттас ( Mercedes ) — не финишировал
Стоффель Вандорн ( McLaren ) — не финишировал
Макс Ферстаппен ( Red Bull )- не финишировал
Кими Райкконен ( Ferrari ) — не финишировал
Интервью: новый пилот Aston Martin F1 Себастьян Феттель
Top Gear: Итак, Себ, вы даете каждой машине F1 имя. Когда вы были в Red Bull, у нас были Кейт, Лиз и Мэнди, вашими последними тремя Феррари были Лория, Лина и Лусилла. Как будет называться ваш первый Aston Martin?
Себастьян Феттель: Проблема в том, что я еще не знаю. Джеймс было бы слишком очевидно. Но вы знаете, я думаю об этом и играю с темой Бонда, но это забавная вещь, ведь всегда было женское имя, так что нужно посмотреть всех девушек Бонда, чтобы узнать, какое из них лучше всего подходит.
TG: Хороший совет.
СФ: Я собирался сказать, что мы должны встретиться со всеми, но некоторые из них ровесники моей бабушки.
TG: Насколько крутую презентацию сделали Лоуренс Стролл и Отмар Шафнауэр, чтобы вы перешли в Aston Martin?
СФ: Я не знаю, существовала ли такая вещь, как коммерческое предложение. У нас был действительно хороший открытый и честный разговор, и они поделились своим видением и своим мнением о команде, и это вызвало мой интерес, и очень быстро мы дошли до того момента, когда сказали: «Хорошо, давай сделаем это». Переговоры по контракту и все такое было очень простым. Обычно речь идет о зарплате, и это было решено с первого раза, без проблем. И причина, по которой я говорю это, заключается в том, что главным двигателем на самом деле было видение и мотивация проекта, перезапуск Aston Martin, рост команды. Я думаю, это все очень увлекательно.
TG: Мы читали, что вы сильно потеряли в зарплате, но, конечно, это все еще чертовски много денег , поэтому мы предполагаем, что вас привлекло не только управление машиной, но и шанс превратить эту команду во что-то большее.
СФ: Я знаю, что нахожусь в очень выгодном положении, но никогда не были и не являются сейчас. Я люблю гонки. И я очень жду гонок в этом году. А гонки — это не только гонки на машине и удовольствие от вождения, но и работа с единомышленниками, одержимыми поиском еще нескольких тысячных долей секунды, одержимыми оптимизацией, чтобы придумать новые способы решения проблемы. Для меня это гонки, а не просто увеличение скорости, торможение и повороты. Это действительно жить и дышать целым вместе с единомышленниками.
TG: Что насчет надежд и ожиданий на этот год лично для вас и для команды? Отмар сказал нам.
СФ: Ну, сложно назвать вам цифру.
TG: Отмар сказал нам, что ваша цель — третье место в чемпионате.
СФ: Да, команда финишировала четвертой в прошлом году и, возможно, должна была финишировать третьей, так что это очевидная цель. Но очевидно, что для меня — я новичок, я не знаю команду, машину. сложно сказать. Но обычно после пары гонок вы знаете, где находитесь, поэтому я думаю, что нам нужно набраться терпения. Нам нужно сосредоточиться на себе и не беспокоиться о вещах, которые нам неподвластны. Очевидно, что фаворитами будут Mercedes и, вероятно, претендентом номер один будет Red Bull.
TG: Насколько хорошо будет, если сравнивать с Феррари?
СФ: Мне это не нужно. Будет хорошо, если у нас все получится. Очевидно, мы хотим финишировать впереди, но мы хотим финишировать раньше всех. Так что не имеет значения, какой цвет стоит у наших машин, важно, кто перед нами. Я не смотрю на это как на месть, меня это не мотивирует.
TG: Возможны ли победы в этом году? У Серхио в прошлом году получилось один раз.
СФ: Не знаю, честно. Это немного зависит от того, где мы находимся, насколько конкурентоспособными мы будем с самого начала. Очевидно, что в настоящее время каждая команда в Формуле-1 находится на очень высоком уровне, поэтому ошибок практически не бывает. Так что очень сложно бороться на двух-трех верхних ступенях пьедестала почета. Но это то, что мы пытаемся сделать.
TG: Удалось ли вам съездить на фабрику?
СФ: Да — очевидно, с ограничениями и не так подробно, как обычно, — но для работы на симуляторе полезно иметь возможность увидеть все своими глазами и немного потренироваться.
TG: Есть ли у вас дома симулятор, который может вам помочь в подготовке?
СФ: У меня есть симулятор для игр, но здесь инженерам нет никакой пользы. Наверное, они хотели бы присоединиться ко мне, просто чтобы повеселиться. Но F1 sim — другой зверь, вы знаете, он намного сложнее, гораздо больше вычислений в фоновом режиме, потому что мы, очевидно, пытаемся максимально точно смоделировать то, как автомобиль ведет себя, едет по бордюрам, по неровностям трассы. . Настраиваем изменения, стараемся воспроизвести модель шины. Это большая вычислительная сила, бесконечный процесс разработки игры, чтобы сделать ее более реалистичной.
TG: Можете ли вы получить представление о машине через симулятор? Вы знаете, какие схемы ей подойдут?
СФ: Да, от симулятора, а также от инженеров. Я имею в виду, что я здесь какое-то время и думаю, что могу получить разумное представление. Но, очевидно, я еще не знаю, каково это. Я буду делать это с первого теста и далее, но, учитывая, что времени так мало , ключевым моментом будет привыкание к машине и новой обстановке.
TG: Ваш контракт в качестве пилота Aston Martin кажется довольно бессрочным и, возможно, довольно краткосрочным, и вы ранее говорили о соблазне уйти в отставку? Если да, то останетесь ли вы в спорте, возможно, сыграете какую-то роль в управлении? Как вы видите, как все сложится?
СФ: На этом этапе я вижу себя в кабине в шлеме. Кроме того, я не знаю. Очевидно, в прошлом году я подумал об этом, но я думаю, что до этого еще далеко. Но определенно не вижу себя на пит-уолле. Или, что еще хуже, прыгающим по паддоку . Так что я думаю в этом отношении — будь что будет. Я считаю, что лучше двигаться дальше и заняться чем-нибудь другим. Конечно, гонки — большая часть меня, но это не значит, что я должен регулярно смотреть в камеру.
TG: Давайте поговорим о дорожных машинах, потому что мы знаем, что вы их любите. Что предоставила вам ferrari, пока вы были там?
СФ: В основном Fiat и Alfa-Romeo.
TG: В самом деле? А Aston Martin?
СФ: Я с нетерпением жду возможности получить DBX.
TG: Думаем, это для дома? А что-нибудь еще?
СФ: Мне нужно сначала провести пару хороших гонок. А потом я уверен, что смогу поговорить с Лоуренсом, чтобы поделиться своим мнением о машине и ее поведении.
TG: Правы ли мы, полагая, что у вас заказана Valkyrie? Есть повод вернуться в машину, спроектированную Ньюи. Для чего вы его будете использовать? Разве это не праздник для водителей?
СФ: Это захватывающая машина, захватывающий проект. Технически я могу сказать, что нужно добираться из одного места в другое, но я думаю, что эта машина не для ежедневных поездок. И, очевидно, я был частью этого за кулисами, просто потому, что я знаю людей, вовлеченных — вы упомянули Адриана — и это был более долгосрочный и уникальный проект, чего мы раньше не видели.
TG: Сможете ли вы принять участие в разработке дорожных автомобилей? После Valkyrie, с Vanquish, Valhalla и другими машинами?
СФ: Ну, во-первых, мне нужно много чего сделать. Так что, может быть, когда время пройдет. Для нас это захватывающий проект — иметь прочные связи с дорожными автомобилями Aston Martin.
TG: Хорошо, Себ, большое спасибо.
СФ: Спасибо, Олли. Кстати, а что за красная машина на картинке у тебя на стене?
TG: Набросок концепта Opel Astra.
СФ: Он выглядит намного лучше, чем настоящая машина. Им не разрешают делать красивые Opel.
Текст: Олли Кью.
Феттель «зажигает» на «Хунгароринг»
Будапешт, 28 июня. В этом году Себастьян Феттель не сможет получить поддержку немецких фанатов, которые с радостью приветствовали бы его на гран-при Германии, но сегодня его, безусловно, тепло приветствовали венгерские фанаты, которые смогут поболеть за него примерно через месяц. Сегодня днем этот гонщик из Scuderia Ferrari «завел» более 15000 зрителей, которые пришли на «Хунгароринг» на мероприятие Ferrari Racing Days.
Вот это шоу! Себ несомненно был звездой последнего дня мероприятия, организованного Corse Clienti в Будапеште. Четырехкратный чемпион мира начал выступление перед самым обедом и дал нескольким счастливчикам из числа гостей Shell возможность прокатиться по трассе на Ferrari F12 Berlinetta. Компания Shell, давний партнер Scuderia, в этом году также выступила спонсором Ferrari Racing Days. Затем, после фотосессии с гонщиками Ferrari Challenge Europe и участниками программ XX и Formula 1 Clienti, Себастьян снова сел за руль того самого автомобиля F2012, на котором он впервые выступал за Scuderia в прошлом году на трассе «Фьорано». Сегодня гонщик проехал несколько коротких кругов, имитированных питстопов и показал свой обязательный дрифт, принесший ему известность наряду с многочисленными победами.
Почувствуй любовь. По окончании показательного выступления зрители оказали Феттелю восторженный прием. В ответ он перепрыгнул ограждения и направился к благодарной публике. «Мой первый опыт гонщика Ferrari не в рамках состязаний Гран-при просто потрясающий,» — сказал Себ. «Я почувствовал любовь всех болельщиков, когда они окружили меня, и я счастлив, что смог порадовать их своим адреналиновым шоу».
FXX K. Помимо Феттеля, еще одним развлечением для болельщиков в последний день стал автомобиль Ferrari FXX K. Это последний автомобиль из Программ XX, который владельцы впервые обкатали в Будапеште. Это уникальный автомобиль мощностью 1 050 л.с., из которых 860 л.с. обеспечивается благодаря двенадцатицилиндровому двигателю внутреннего сгорания, а 190 л.с. — благодаря гибридной системе, адаптированной из «Формулы 1». Звук его двигателя и выразительный силуэт сделали этот автомобиль безусловным королем мероприятия Ferrari Racing Days в этом году.
Неувядающий шарм. Не остались в стороне и автомобили Formula 1 Clienti, особо важные владельцы которых смогли проехать на них и получить удовольствие, «рыча» восьми- и десятицилиндровыми двигателями без наддува, которые вписали незабываемые страницы в историю автомобилей этой категории. Получить максимальное удовольствие от этих одноместных автомобилей их водителям помогал Давиде Ригон, специально приглашенный инструктор для таких же особых клиентов. В гостевой зоне зрители могли ознакомиться со всем модельным рядом автомобилей Ferrari. Многие из них хотели сфотографироваться с Ferrari 488 GTB — новым восьмицилиндровым спорткаром с турбонаддувом, презентация которого прошла в Женеве этой весной.
Соревнования. Даже сегодня особый шарм подобным мероприятиям придают соревнования. В воскресенье на мероприятии Ferrari Challenge Europe можно было посмотреть выступление на бис субботних победителей: Бъорна Гроссмана и Мартина Нельсона, выигравших чемпионаты Trofeo Pirelli и Pirelli Am. На соревнованиях Coppa Shell победа досталась чешскому гонщику Владимиру Хладику, тогда как на чемпионате первое место занял бельгиец Жак Дюйвер.