Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные сведения о моторном масле

Основные сведения о моторном масле

Основные сведения о моторном масле

Моторное масло: кровь двигателя

Функции моторного масла

  • смазывание
  • охлаждение
    • защита от:
      • износа
      • кислот, образующихся при сгорании топлива
      • коррозии
      • Очищение
      • Удержание загрязняющих элементов и нагара

*Ножки пучка Гиса — элементы проводящей системы сердца. Отвечают за проведение электрического возбуждения по желудочкам сердца. Пучок Гиса разделяется на заднюю ножку пучка Гиса и две передних: левая передняя и правая передняя.

Двигатели и моторное масло

Двигатель состоит из следующих деталей, в которые поступает моторное масло

  • если двигатель — это сердце, то моторное масло — его кровь
  • масло циркулирует в двигателе и осуществляет множество функций

Функции моторного масла

  • моторное масло необходимо для поддержания исправного состояния двигателя и надлежащего осуществления его функций

Как работает бензиновый двигатель

  • Бензиновый двигатель вырабатывает энергию за счет повторяющегося процесса горения соединений воздуха и топлива.
  • Соединение воздуха и топлива возгорается в результате вспышки в свече зажигания.

Моторные масла нового поколения

Современные автомобили оборудованы новыми типами двигателей, что значительно отразилось на требованиях к моторным маслам.

Особенности современных двигателей:

  • мощность двигателя
  • интервал замены масла
  • ресурс работы
  • размер масляного резервуара
  • потребление масла
  • вредные выбросы в атмосферу
  • двигатели создаются согласно стандартам экологической безопасности.

Причины поломок двигателя

  • ненадлежащее сервисное обслуживание
  • неверно подобрано масло
  • несвоевременная замена масла
  • шламовые отложения
  • образование нагара
  • загрязнение фильтра
  • потеря полезных свойств присадок
  • слабая прокачиваемость масла
  • прочее

Зачем заменять моторное масло?

Моторное масло теряет свои свойства по следующим причинам:

  • температура в двигателе достигает от 2000 до 3000 о С
  • при высокотемпературных режимах работы двигателя растет риск потери свойств моторного масла
  • накопление отложений и шламов
  • попадание влаги
  • некачественное топливо
  • окисление масла под воздействием температур
  • вырабатываются присадки

Признаки потери свойств моторного масла

  • Загрязнение двигателя
  • Двигатель не защищен
  • Снижение экономии топлива
  • Падение эффективности работы двигателя
  • Сокращение продолжительности жизни двигателя
  • Выход двигателя из строя
  • износ моторного масла ведет к проблемам с двигателем
  • моторное масло необходимо периодически заменять, чтобы поддерживать двигатель в наилучшем состоянии

Критерии выбора моторного масла

Качество и вязкость моторного масла определяется согласно международным стандартам.

Определение вязкости по SAE

(Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров)

Классификация моторных масел

API SM (American Petroleum Institute – Американский институт нефти)
ILSAC: GF-5 (International Lubricants Standartization Committee – Международный Комитет по Стандартизации и одобрению Смазочных материалов)
ACEA: A3/B3 (фр. Association des Constracteuis Europeen des Avtomobile, англ. European Automobile Manufacturers Association — Ассоциация Европейских производителей автомобилей)

Как читать классификацию вязкости SAE

Вязкость — один из главных показателей при выборе масла.

  • *W характеризует зимний сезон (Winter)

Основное о трансмиссии

Что такое трансмиссия?

Трансмиссия передает энергию от двигателя, а также увеличивает или уменьшает интервал передачи энергии крутящего момента и скорость двигателя. Состоит крутящихся и скользящих деталей, для которых необходимы смазочные материалы.

Основное о ATF и CVTF

Трансмиссии и смазочные материалы

Существует 3 основных типа трансмиссий: Автоматическая трансмиссия (AT), Вариаторная трансмиссия (CVT), Механическая трансмиссия (MT).
Каждый тип трансмиссии требует индивидуальных характеристик смазочных материалов.

Характеристики ATF и CVTF

  • Смазывание
  • Вязкостные/температурные характеристики
  • Охлаждающие характеристики
  • Совместимость материалов
  • Характеристики фрикционного сцепления в масляной ванне

Характеристики ATF
+
Характеристики сцепления металлических деталей

  • ATF и CVTF должны применяться в соответствующих коробках передач, т. к. функции обеих жидкостей различны.

Зачем заменять ATF и CVTF?

Причины износа спец. жидкостей:

  • Окисление, вызванное нагреванием во время вождения
  • Потеря полезных свойств присадок
  • Накопление влаги; частиц, ускоряющих износ металлических деталей; шлама
  • Снижение разгона
  • Уменьшение топливной эффективности
  • Увеличение толчков при переключении передач
  • Необходимо соблюдать требования по замене ATF и CVTF.

Трансмиссионное масло ATF для АКПП

Содержание статьи:

  • Характеристики масла
  • Классификация масел
  • Допуски и одобрения производителей
  • Применение масла в гидроусилителях руля

Принципиальные отличия в устройстве гидромеханических трансмиссий и классических механических коробок передач определяют и специфические требования к смазке, удовлетворить которым трансмиссионные масла для МКПП не могут.

Трансмиссионные масла ATF по своим свойствам ближе к гидравлическим, поскольку работают не только как смазка, но и передают крутящий момент в гидротрансформаторе. Одновременно с этим в них строго нормируются антифрикционные свойства, поскольку необходимо обеспечить нормальную работу тормозных механизмов и фрикционов АКПП.

Выпускаемая компанией «Обнинскоргсинтез» линейка трансмиссионных масел ATF полностью соответствует актуальным требованиям стандартов, производится на основе качественной базы высокой очистки и сложного пакета присадок Lubrizol – одного из крупнейших производителей присадок для автомобильной индустрии в мире.

Характеристики масла

Трансмиссионное масло ATF должно передавать крутящий момент в широком диапазоне температур, поэтому требования к стабильности его вязкости выше, чем у масел для МКПП. При недостаточной вязкости нарушится и работа механизма переключения передач из-за недостаточного управляющего давления, и работа гидротрансформатора. Загустевшее масло вызовет пробуксовку гидротрансформатора, что также недопустимо.

Читать еще:  Электрическая схема управления двигателем камминз

При разработке состава жидкостей ATF в них закладываются:

  • термостабильность. Масло, даже с учетом наличия в системе теплообменника, может в отдельных точках разогреваться до очень высоких температур, при этом оно не должно терять свои свойства;
  • низкая вспениваемость. Риск возникновения кавитации в гидротрансформаторе, где масло движется со скоростями до 100 м/с, высок, и продукт должен адекватно работать в таких условиях;
  • хорошая прокачиваемость. Масло должно быстро поступать во все контуры за насосом после запуска двигателя, проходить по магистралям теплообменника без лишнего сопротивления;
  • стойкость к окислению. Работая в условиях высоких температур, масло не должно окисляться присутствующим в картере воздухом, что необходимо для достижения максимального ресурса;
  • высокие противозадирные свойства. Низкая вязкость масла ATF увеличивает риск продавливания масляной пленки в зубчатых парах, поэтому оно должно надежно защищать их от повреждения;
  • низкая коррозионная активность, в том числе и по отношению к цветным металлам. Появление коррозии на рабочих поверхностях узлов АКПП значительно ускорит их износ.

Для обеспечения нормальной работы фрикционов АКПП в состав трансмиссионных масел ATF дополнительно вводятся модификаторы трения, позволяющие пакетам фрикционных дисков передавать высокий крутящий момент.

Классификация масел

Наиболее распространенная в практике классификация жидкостей ATF DEXRON была разработана компанией GM в 1967 году. До этого масла для АКПП практически не включали в свой состав присадок, но с ростом мощностей автомобильных моторов и, соответственно, жесткости условий работы масла потребовалось не только повысить качество ATF, но и стандартизировать характеристики масла.

Устаревшая спецификация DEXRON B была сменена на DEXRON II С в 1973 году. На сегодняшний день это самая старая из используемых редакций стандарта, в то время как самая массовая из актуальных – DEXRON III, действующая с 1994 года.

Жидкости, выпускаемые по спецификациям DEXRON, имеют обратную совместимость как в пределах одной редакции, так и между редакциями. Это означает, что масло ATF DEXRON II E можно применять в трансмиссиях, где предписано применение жидкостей DEXRON II D, а ATF DEXRON III – во всех трансмиссиях, рассчитанных на DEXRON II.

Спецификации DEXRON имеют достаточно общий характер и не всегда могут достаточно точно описать свойства, требующиеся для трансмиссий конкретных моделей. По этой причине крупнейшие производители автоматических коробок передач (ZF, Allison, Voith и так далее) разрабатывают свои листы требований, которым должны соответствовать масла заводской заливки и применяемые при сервисном обслуживании.

Так, масло Sintec ATF III Dexron получило подтверждение соответствия допускам:

  • Allison C-4 – ужесточены требования по вспениваемости относительно спецификации DEXRON;
  • ZF TE-ML-02F – масла, используемые в грузовых трансмиссиях ZF, также применяемых на автобусах и спецтехнике, где стандарт ZFN 13015 оговаривает введение дополнительных требований.

Проводя испытания на соответствие специфическим допускам для масел Sintec, компания «Обнинскоргсинтез» облегчает подбор аналогов масла штатной заливки для случаев, когда производитель ужесточает требования относительно спецификаций DEXRON. Если в перечне требований сервисной документации не указываются дополнительные допуски, может использоваться любое масло ATF соответствующей или высшей редакции DEXRON.

Одобрения производителей, в отличие от допусков, не ужесточают или усложняют требования к характеристикам масла, а только подтверждают возможность его применения на технике этой марки при сервисном обслуживании. Например, масло Sintec ATF II Dexron имеет официальные одобрения Fuso KAMAZ Trucks Rus и DERWAYS, не вводивших специфические допуски на ATF для своих автомобилей.

Применение масла в гидроусилителях руля

Хорошая прокачиваемость, низкая температура замерзания, минимальная вспениваемость позволяют использовать трансмиссионные масла ATF Sintec также в гидравлических контурах автомобилей и в первую очередь – в системах гидроусилителя руля.

Благодаря стойкости к кавитации и противозадирным присадкам, рассчитанным на пары трения «сталь-сталь», масло ATF эффективно работает в высокооборотных шиберных насосах ГУР. Изначально рассчитанное на передачу крутящего момента, оно способно обеспечить работоспособность гидроусилителя во всем диапазоне рабочих температур, при резких перекладках руля, когда за малое время необходимо перекачать по контурам сравнительно большой объем жидкости. Благодаря термостабильности оно не снижает эффективность гидроусилителя при высоких нагрузках на насос, сопровождающихся его нагревом.

Каталог масел ATF от Sintec

Минеральное масло с многофункциональным пакетом присадок фирмы «Lubrizol». Предназначено для смазки и управления автоматических трансмиссий, гидротрансформаторов, рулевых управлений с усилителем и гидроусилителем.

Минеральное масло с многофункциональным пакетом присадок фирмы «Lubrizol». Предназначено для смазки и управления автоматических трансмиссий, гидротрансформаторов, рулевых управлений с усилителем и гидроусилителем.

Замена масла в двигателе и АКПП (с промывкой)

Файлы:

  • Презентация
  • Дополнительная техническая информация
  • Общие рекомендации по подбору ATF

;

Существуют две технологии замены масла ATF в автоматической коробке передач (АКПП).

Первая, рекомендованная замена масла (ATF) в АКПП при регулярном техническом обслуживании (ТО) называется частичной. С АКПП, через сливную пробку (если она есть) или при снятии поддона коробки никогда не сливается полный объем масла, максимум половина. То есть, при частичной замене старое масло в большинстве остаётся в АКПП (в «бублике» гидротрансформатора, в каналах гидроблока и клапанахсоленоидах). Частичная замена масла, не что иное как обновление масла.

Читать еще:  Аск двигатель не заводится

Технология частичной замены ATF проста: автомобиль поднимают на подъемнике, откручивают сливную пробку поддона или снимают поддон полностью, сливая часть масла в корытце. Грамотные механики точно засекают объем слитого масла, для того, чтобы залить ровно столько же свежего и не мучиться, выставляя правильный уровень по щупу.

При снятом поддоне, на большинстве АКПП становится доступным для замены фильтр коробки. При установке поддона на место понадобится новая прокладка поддона или герметик (в зависимости от производителя). Прокладка обычно входит в комплект поставки фильтра АКПП. Масло ATF доливается через отверстие щупа АКПП небольшими порциями.

Важно: при частичной замене установить правильный уровень масла ATF, сначала на холодной АКПП, затем проконтролировать (при необходимости скорректировать) уровень после пробной поездки и прогрева АКПП.

В полнопоточной замене жидкости АКПП нуждается реже, в случаях: покупка автомобиля с неизвестной судьбой, пробеги более 100 000 км, перегрев, проблемы при переключении передач, диагностируемые как «плавающие» неисправности блока соленоидов. Полнопоточная замена позволяет реализовать процедуру промывки АКПП специальными промывочными составами. Специализированные промывки не просто удаляют загрязнения, а способны восстановить нарушенные функции переключения передач, восстановить работу блокировки гидротрансформатора, работу блока соленоидов и герметичность уплотнений АКПП.

Процедура полнопоточной замены масла ATF не быстрая и не дешевая. Чтобы полностью вытеснить старую ATF и промывочный состав необходимо прокачать через коробку полуторный или двойной объем свежей ATF. Еще некоторое количество жидкости теряется при замене фильтра коробки. При работе необходима установка по замене, которая обеспечивает точную дозировку ATF, сколько слилось, ровно столько же должно быть закачано.

Начинается процесс с проверки уровня ATF щупом и простейшей диагностики коробки.

Для определения работоспособности и начала процедуры замены установка подключается к АКПП. Самый распространенный способ подключения к гидросистеме коробки – через шланги системы охлаждения АКПП. Даже специальные штуцера там используются редко, в основном обычные хомуты. Радиатор охлаждения коробки обычно «прячут» внутри основного радиатора системы охлаждения двигателя, в нижнем его бачке. С этого радиатора шланги переподключают на установку. После запуска двигателя установка самостоятельно определяет направление циркуляции ATF, а также давление жидкости. Если АКПП не развивает давления, установка определяет это как неисправность коробки и замену произвести не может. Отсутствие давления нормальное явление на термостатированных коробках, например 750 АКПП Тойоты, на непрогретом агрегате встроенный термостат отключает радиатор и циркуляции жидкости нет. Для того чтобы провести замену в этом случае необходимо шплинтовать термостат, что предусмотрено производителем. Подробности стоит смотреть в сервисном мануале.

После подключения установки и диагностики можно заливать промывку Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger, артикул 3951. Промывка АКПП удаляет все типичные загрязнения АКПП и гидротрансформатора, восстанавливает работу гидроблока и клапановсоленоидов. Заливать промывку следует в прогретое масла, так как моющие присадки особо активны при повышенной температуре. После заливки промывки необходимо дать АКПП работать на «нейтрали» или «паркинге» около 6 минут (все клапана работают на слив и наиболее активно очищаются. В течение ещё 4-5 минут нужно последовательно включать все режимы АКПП для циркуляции промывки по всем каналам. Автомобиль удерживается на месте стояночным тормозом.

Внимание: не газовать! Возможно повреждение коробки! Вся процедура промывки проходит исключительно на холостом ходу двигателя!

По окончании 10-ти минутной процедуры промывки установка переключается на замену ATF. Установка скачивает старую жидкость в канистру для утилизации и замещает ее свежей ATF. При этом чистоту выходящей из коробки старой жидкости можно контролировать по цвету. Как только цвета входящей и выходящей жидкости станут одинаковы следует остановить установку. Замещение масла на этом закончена, но полноценной процедура станет только после замены масляного фильтра. Для этого нужно снять поддон, так же, как и при частичной замене, очистить его и магниты, собирающие металлический мусор, заменить фильтр, поставить новую прокладку и долить при помощи установки то количество масла, которое теряется при снятии поддона. После можно от ключать установку, восстанавливать все подсоединения и запускать двигатель для контроля уровня масла через щуп. Если всё в порядке, то процедура закончена.

Технология полнопоточной замены масла с промывкой занимает в среднем один час. Основная составляющая стоимости процедуры – стоимость «лишней», прокачанной через коробку ATF, но это не идет ни в какое сравнение с полноценным ремонтом АКПП.

Масло в АКПП. Выбор жидкости ATF

История создания и основные функции

Жидкости для автоматических коробок передач (Automatic Transmission Fluid — ATF) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов.

Читать еще:  Электрический двигатель 100 оборотов

К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления — спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя температура жидкости в картере автоматической коробки передач составляет 80-90ºС, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150ºС.

Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение жидкости, которая еще больше нагревается. Высокие скорости движения жидкости в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления жидкости и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ. В таких условиях жидкость должна сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.

Поэтому жидкость для автоматических трансмиссий называют именно ЖИДКОСТЬЮ, а не маслом. Казалось бы, какая разница — жидкость или масло? Однако будьте уверены: разница есть, и весьма существенная.

Маслом в технике принято называть вещество, используемое в первую очередь для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, не свойственных маслам. Да и работает она в запредельных для масел условиях.

Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль сцепления здесь возложена на гидротрансформатор. Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным связующим звеном, т.е. рабочим телом, является ATF.

Кроме того, ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи в автоматической коробке.

Таким образом, использование каких-либо иных смазывающих материалов в качестве трансмиссионной жидкости для автоматической коробки недопустимо, т.к. они не отвечают описанным выше требованиям, и в большинстве случаев их использование приводит к быстрой поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масляном щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля.

Выбор AFT — дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора.

Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется спецификациями производителей автомобильной техники, значительная часть производимых масел используется в областях применения, отличных от АКП, например:

  • В силовых коробках передач внедорожной строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники;
  • В гидравлических системах автомобилей, промышленного оборудования, мобильной техники и судов;
  • В рулевом управлении;

В ротационных винтовых компрессорах;

В состав масел для АКП обычно входят антиокислители, ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнений.

Выбор ATF

Выбор AFT — дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора.
Итак, речь идет о выборе между вариантом первым — «рекомендованная производителем ATF» и вариантом вторым — «качественная универсальная ATF»:

Вариант 1

«Надо заливать только то, что написано в инструкции к автомобилю». Так отвечают те владельцы автомобилей, которые:
— готовы регулярно переплачивать определенную сумму денег за спокойствие, происходящее от использования рекомендованных производителем жидкостей;
— имеют возможность приобрести качественную рекомендованную производителем ATF»;
— точно знают, что до сих пор АКПП его автомобиля работала исключительно на рекомендо­ванной производителем жидкости и работала без проблем;
— точно знают, что именно написано на щупе АКПП его машины (т.е. не обобщенные «Dexron» или «ТТ», а конкретные DIII-H или T-IV).

Вариант 2

«Используй просто хорошую универсальную трансмиссион­ную жидкость». Так говорят те, у кого:
— нет желания и возможности отдавать лишние деньги за «оригинал»;
— ограничен выбор ATF (рекомендованную жидкость при­дется искать, и даже если найдешь, есть сомнения в ее под­линности);
— нет возможности выяснить, что именно нужно заливать;
— АКПП до сих пор прекрасно обходилась без «оригинальных ATF», а также те, кто не знает, что именно раньше заливалось в его АКПП.
Какой вариант из двух предпочесть? Однозначного и единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector