Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свеча зажигания

Свеча зажигания

Свеча зажигания важный конструктивный элемент системы зажигания. Она предназначена для непосредственного воспламенения топливно-воздушной смеси в бензиновом двигателе внутреннего сгорания. Воспламенение смеси происходит при прохождении искры между электродами свечи, поэтому другое ее название – искровая свеча зажигания. Свеча зажигания используется во всех типах системы зажигания: контактной, бесконтактной и электронной. Ведущими производителями свечей зажигания являются фирмы Denso, NGK, Bosch, Champion.

Свеча зажигания состоит из контактного стержня и центрального электрода, помещенных в изолятор. Контактный стержень обеспечивает соединение свечи зажигания с элементами системы зажигания – высоковольтным проводом или индивидуальной катушкой зажигания. Соединение может быть двух типов: фланцевое типа SAE или резьбовое М4. Наибольшее распространение получило соединение типа SAE.

Центральный электрод выполняет в свече зажигания, как правило, роль катода. Он изготавливается из легированной стали. Самый распространенный материал – хром–никелевый сплав. Диаметр центрального электрода определяется материалом, из которого он изготовлен, и может находится в пределе 0,4-2,5 мм.

В настоящее время центральный электрод изготавливается из двух металлов (биметаллический электрод) – медного сердечника и стальной оболочки. Стальная оболочка центрального электрода быстро нагревается, обеспечивая при этом быстрый и надежный пуск двигателя и устойчивую работу на начальном этапе. Медный сердечник интенсивно отводит тепло во время работы.

Для увеличения срока службы свечи (повышения устойчивости к коррозии, электрохимическому разрушению) центральный электрод на современных свечах зажигания изготавливается из сплавов стали с редкоземельными и благородными металлами (платина, иридий, вольфрам, иттрий, палладий). В зависимости от наличия тех или иных металлов в центральном электроде свечи зажигания имеют названия — платиновая, иридиевая.

Применение прочных и тугоплавких сплавов в конструкции центрального электрода позволило значительно сократить толщину наконечника центрального электрода. Например, иридиевый наконечник имеет толщину 0,4 мм, чем достигается значительное снижение напряжения искрообразования, повышение надежности воспламенения топливно-воздушной смеси.

Центральный электрод соединяется с контактным стержнем через резистор. Применение резистора обусловлено необходимостью защиты электронное оборудование двигателя от помех, возникающих при искрообразовании. Резистор представляет собой токопроводящую стекломассу, которой заливается промежуток между электродом и стержнем.

Контактный стержень и центральный электрод расположены в изоляторе, выполняющем функции электрической изоляции и обеспечения заданного температурного режима свечи зажигания. Изолятор изготовляется из тугоплавкой керамики. Различают наружную и внутреннюю (размещенную в камере сгорания) части изолятора. Для улучшения электрической изоляции и предотвращения утечки электроэнергии наружная часть изолятора выполняется ребристой. На наружной части изолятора наносится название фирмы-производителя и (или) логотип.

Внутренняя часть изолятора (другое название — тепловой конус) определяет температурный (тепловой) режим свечи зажигания. Тепловой режим свечи зажигания характеризуется нижней и верхней границами. Нижняя граница начинается с температуры, при которой на тепловом конусе начинают сгорать скопившиеся частицы сажи, и называется температурой самоочищения. Величина температуры самоочищения составляет 450°С. Верхняя граница составляет 850°С. При данной температуре тепловой конус изолятора так сильно нагревается, что сам выступает источником воспламенения топливно-воздушной смеси. Такое неконтролируемое воспламенение смеси носит название калильное зажигание и может привести к детонации и серьезным поломкам двигателя.

Изменяя величину теплового конуса изолятора, производители свечей зажигания добиваются поддержания определенного температурного режима для разных бензиновых двигателей. Сильно выступающий тепловой конус и незначительная поверхность соприкосновения с корпусом характерны для т.н. «горячих» свечей зажигания. Такие свечи быстро нагреваются (большой конус) и медленно отводят тепло (малая поверхность соприкосновения с корпусом), поэтому их применение ограничено двигателями с низкой степенью сжатия и работающих на низкооктановом топливе.

«Холодные» свечи зажигания имеют короткий тепловой конус и значительную поверхность соприкосновения изолятора с корпусом. Они медленно нагреваются (малый конус) и быстро отводят тепло (большая поверхность соприкосновения с корпусом), поэтому применяются на двигателях с высокой степенью сжатия и работающих на высокооктановых топливах.

Металлический корпус служит для размещения всех элементов свечи зажигания, а также ввинчивание и удержания ее в головке блока цилиндров. Корпус изготавливается из никелевого сплава. Внутренней частью корпус соприкасается с изолятором. С наружи корпуса выполнена холоднокатаная метрическая резьба, с помощью которой свеча закрепляется в головке блока цилиндров. Уплотнение при завинчивании производится с помощью несъемной шайбы или конусного седла. Может применяться полая или гофрированная несъемная шайба. При завинчивании происходит раздавливание шайбы, чем достигается необходимое уплотнение.

Для завинчивания свечи зажигания в наружной части корпуса выполнен шестигранник под размер ключа. Затяжка свечи зажигания производиться с определенным усилием, рекомендованным производителем. Превышение усилия может привести к разрушению изолятора. Затяжка с недостаточным усилием приводит к нарушению герметичности камеры сгорания.

В нижней части корпуса приварен боковой электрод, который также изготавливается из никелевого сплава. В некоторых конструкциях свечей зажигания боковой электрод изготавливается из сплавов редкоземельных металлов. Для повышения срока службы свечи разработан ряд интересных конструктивных решений бокового электрода:

  • использование нескольких электродов (от двух до четырех);
  • V-образный вырез на конце;
  • коническая форма ;
  • использование в качестве электрода торцевой поверхности корпуса.

Применение нескольких боковых электродов значительно увеличивает срок службы свечи зажигания. В работе такой свечи используется только один боковой электрод. Когда зазор между электродами вследствие электрохимического износа увеличивается, искра автоматически переходит на другой боковой электрод и т. д.

Между центральным и боковым электродами поддерживается определенное расстояние — зазор (искровой промежуток). Величина зазора должна быть оптимальна для конкретной свечи зажигания и соответственно конкретного двигателя. На размер искрового промежутка оказывают влияние ряд факторов: размер и форма центрального электрода, конструкция бокового электрода, плотность топливно-воздушной смеси.

Чем больше зазор, тем больше искра, лучше воспламенение топливно-воздушной смеси. Вместе с тем, при большом зазоре требуется большее пробивное напряжение, и соответственно велика вероятность пропусков зажигания, снижения топливной экономичности, увеличения вредных выбросов. При малом зазоре наблюдается малая искра и соответственно низкая эффективность воспламенения топливно-воздушной смеси. При необходимости величину зазора можно изменить самостоятельно путем подгибания центрального электрода, но без соответствующей подготовки лучше этого не делать.

Характеристики свечи зажигания

Технические характеристики определяют область применения конкретной свечи зажигания на конкретном двигателе. К техническим характеристикам свечи зажигания относятся: диаметр резьбы, размер головки ключа, длина резьбы, зазор между электродами, а также калильное число.

Диаметр автомобильных свечей зажигания составляет, как правило, 14 мм. По длине резьбы свечи делятся: короткая – 12 мм, средняя – 19-20 мм, длинная – 25 и более мм. Чем мощнее двигатель, тем длина резьбы должна быть больше. Наиболее распространенный размер головки под ключ – 16 мм, реже – 18, 21 мм. Величина зазора между электродами у разных свечей зажигания находится в пределе 0,5-2,0 мм.

Тепловая характеристика свечи зажигания выражается калильным числом. Калильное число – это отвлеченная величина, при достижении которой появляется калильное зажигание. Шкала калильных чисел у разных производителей существенным образом различается. У некоторых производителей шкала калильных чисел увеличивается от «горячих» свеч к «холодным», например у Denso 9-35, NGK 2-11,5. У Bosch все наоборот – увеличение от «холодных» к «горячим» (2-10). Свечи зажигания Champion шкалы как таковой не имеют.

Читать еще:  Газотурбинный двигатель принцип его работы

Характеристики свечи зажигания отражаются в типовом обозначении — буквенно-цифровом коде, который может наноситься на свечу и обязательно отражается на упаковке. Типовые обозначения свечей различаются в зависимости от производителя, унифицированных обозначений нет. Для использования свечей зажигания разных производителей, существуют таблицы соответствия (взаимозаменяемости).

В зависимости от конструкции ресурс современных свечей зажигания составляет 30000-100000 км.

Как проверить свечи зажигания

    110 2 70k
    394 11 396k

Если двигатель начинает работать неустойчиво, теряет мощность – часто подозрения падает на неисправность свечи зажигания. Особенно это характерно на холостых оборотах. Повышенный расход топлива также говорит о том, что стоит проверить свечи.

Причины выхода свечей из строя

  • Естественный износ и старение (в среднем их ресурс 30-50 тыс. км). Если свеча вышла из строя очень быстро, то причина может крыться в некачественном топливе или масле с присадками. Значительный износ свечи может наблюдаться при детонации и/или перегреве двигателя.
  • Наличие большого количества сажи на электродах. Как правило, это является результатом либо несбалансированной топливно-воздушной смеси, либо некачественного топлива.
  • Наличие масла на электродах. В свою очередь причиной этого может быть: избыточное количество масла в двигателе, износ поршневых колец, износ поршней, блока цилиндров, направляющих клапанов. Если двигатель снабжен турбиной, то возможно, она частично вышла из строя.
  • Лаковые отложения. Они появляются из-за наличия присадок в топливе или масле.
  • Шлаковые отложения. Они являются результатом наличия присадок в моторном масле.
  • Выход из строя центрального электрода. Это может произойти по причине неправильно выставленного зажигания. Кроме того, могут иметь место отложения в камере сгорания, неисправность клапанов, низкое качество топлива, неверный момент затяжки свечи в ГБЦ.
  • Расплавление свечи. Обычно электроды расправляются по причине того, что в камере сгорания имеют место отложения, которые постоянно самовоспламеняются. Также подобная ситуация может возникнуть при неисправных клапанах или использовании некачественного топлива.
  • Износ разъема свечи. Это может произойти из-за старения контактов или ее перегрева.

Как проверить свечи зажигания

Свечи зажигания с высоковольтными проводами

Метод 1. Самый простой метод проверки это по очереди снимать провода со свечей зажигания на заведенном двигателе. При этом нужно вслушиваться в работу двигателя – если после снятия провода со свечи урчание мотора не изменилось, значит именно она вышла из строя. Возможно, ее придется заменить, но стоит внимательно осмотреть провинившуюся свечу – может ее достаточно почистить.

Метод 2. Еще один достаточно простой, но уже более эффектный метод. Нужно выкрутить свечу, надеть на нее провод, положить свечу на клапанную крышку и покрутить стартером. На исправной свече будет видно искру, оптимально, четкую и яркую.

«Пистолет» для проверки свечей зажигания

Метод 3. Проверка свечей с помощью «пистолета». Свечи зажигания также можно проверить с помощью специального «пистолета», который продается в автомобильных магазинах. Свечу нужно вставить в специальное отверстие и посмотреть будет ли искра. Если ее нет – свечу можно выбрасывать. Но если искра есть, все равно не факт, что она будет работать в колодце под другим давлением.

Метод 4. В сущности, принцип тот же, что и в предыдущем способе. Только прибор для проверки свечи можно смастерить самому, имея под рукой пьезо-зажигалку. Провод, который идет от пьезоэлектрического модуля, нужно удлинить, а затем прикрепить к наконечнику снятой свечи. Сам пьезоэлектрический блок надо прижать к корпусу свечи и нажать на кнопку на блоке. Если искры нет – свеча под замену.

Проверка свечи под давлением в самодельном приспособлении

Метод 5. Проверка свечи под давлением. Проверить свечу под давлением можно сделав несложное приспособление с 20-кубового медицинского шприца и подходящего гужона. Таким образом, станет возможным воспроизвести давление на свечу, близкое к рабочему, и, соответственно, провести более точную проверку.

Как проверить свечи под давлением своими руками

Как проверить свечу мультиметром

Правильный ответ – никак. Разве что определить, нет ли в свече короткого замыкания. Для этого надо одним проводом прикоснуться к входу свечи, а вторым к резьбе. Искра должна бить где-то на 4 мм. Мультиметром проверяют высоковольтные провода.

Вот как можно проверить свечи зажигания. В некоторых случаях свеча еще может работать. Возможно, ее достаточно почистить или отрегулировать зазор электродов, подогнув их.

Также стоит принять во внимание, что у свечей есть свой интервал замены. Периодичность замены свечей зажигания различается зависимо от двигателя, но на бензиновых движках меняют примерно каждые 30,000 км. пробега.

Свеча зажигания: источник искры для работы двигателя

В современных бензиновых двигателях применяется электроискровая система зажигания, одну из ключевых ролей в которой играет свеча зажигания. О том, что такое свечи зажигания, какими они бывают и какую имеют конструкцию, а также о правильном выборе свечей для транспортного средства — читайте в статье.

Что такое свеча зажигания?

Искровая свеча зажигания — один из компонентов электроискровой системы зажигания бензиновых и газовых ДВС, обеспечивающий воспламенение подготовленной топливно-воздушной смеси в цилиндре. Свечи устанавливаются на силовые агрегаты со всеми видами электроискрового зажигания — контактного, бесконтактного, электронного и т.д.

От свечей во многом зависит стабильность функционирования мотора и его характеристики, к выбору данных деталей для автомобиля необходимо подходить ответственно. А для правильной покупки нужно знать о существующих типах свечей, их параметрах и применимости.

Типы и устройство свечей зажигания

Все свечи зажигания имеют принципиально одинаковую конструкцию. В качестве основной корпусной детали выступает керамический изолятор, предотвращающий электрический пробой при подаче импульса на электроды. В нижней части на уплотнителях фиксируется металлическая оправа с резьбой для вворачивания свечи в канал и шестигранником под ключ. Внутри изолятора расположены центральный электрод (в нижней части), резистор (в центральной части, обычно выполняется из токопроводящего герметика, он предназначен для подавления радиопомех во время работы свечи) и токоподводящий электрод, который переходит в контактный вывод (головку, стержень).

Основные компоненты свечи — центральный и боковой электроды, которые находятся в нижней части. На центральный электрод подается импульс от катушки зажигания, боковой электрод через металлическую оправу соединен с «массой» электросистемы. Между электродами образуется искра, обеспечивающая поджиг подготовленной и сжатой горючей смеси.

Свечи зажигания делятся на три группы по способу искрообразования и количеству электродов:

  • Стандартные двухэлектродные;
  • Улучшенные многоэлектродные;
  • Форкамерные.

В наиболее распространенных изделиях применяется только два электрода — центральный и боковой. В многоэлектродных свечах имеется один центральный электрод и от двух до четырех боковых электродов — это улучшает искрообразование и, как следствие, стабильность работы двигателя. Кроме того, многоэлектродные свечи обеспечивают лучшее очищение электродов от нагара.

Читать еще:  Что такое диагностика двигателя авео

В форкамерных свечах боковой электрод претерпел существенные изменения, приняв форму конуса, между ним и центральным электродом остается зазор, в котором происходит искрообразование и первичный поджиг смеси. Зазор имеет форму сопла, благодаря чему воспламенившаяся здесь смесь (плазма) выбрасывается в цилиндр и поджигает основной объём топливно-воздушной смеси.

Свечи могут иметь электроды двух типов:

  • Стандартные сплошные;
  • Биметаллические.

Стандартные электроды изготавливаются из различных стальных сплавов (как правило — железоникелевых, либо легированных хромом и некоторыми другими металлами) и не подвергаются дополнительной обработке. Биметаллические электроды имеют составную конструкцию, они изготавливаются из двух металлов с различными характеристиками. Такие электроды бывают нескольких видов:

  • Стальной с медным сердечником — медь имеет более высокую электропроводность, а стальная оболочка обладает высокой прочностью и теплостойкостью;
  • С напылением или напайкой редкоземельных/благородных металлов — иттрия, платины, иридия;
  • Из сплава с благородными/редкоземельными металлами и с медным сердечником;
  • Сплошной иридиевый электрод уменьшенного диаметра — токую конструкцию имеют только центральные электроды.

Использование благородных и редкоземельных металлов повышает устойчивость электродов к негативным воздействиям и в разы увеличивает ресурс. А изготовление центрального электрода из иттрия позволяет увеличить напряженность электрического поля между электродами, а значит — улучшить искрообразование. Применение этих металлов обычно отражено в название свечи — платиновая, иттриевая и т.д.

Также электроды могут иметь некоторые конструктивные особенности для улучшения искрообразования, повышения их устойчивости и срока службы — V- или U-образные канавки на боковых и центральных электродах, увеличенную или уменьшенную длину.

Все свечи зажигания можно разделить еще на несколько групп по размеру, типу контактного вывода и форме опорной части:

  • По размеру — полноразмерные и компактные;
  • По типу контактного вывода — со штыревым и резьбовым выводом;
  • По форме опорной части — плоские, конические.

В России конструкция и характеристики данных изделий регламентируются ГОСТ Р 53842-2010.

Основные характеристики свечей зажигания

К основным характеристикам свечей относятся их присоединительные и габаритные размеры, и калильное число.

По присоединительным и габаритным размерам свечи бывают:

  • Тип и размер резьбы — М10х1, М12х1,25, М14х1,25 (наиболее распространенный сегодня вариант) и М18х1,5;
  • Длина резьбы — 12 мм и менее (короткая), 19 мм (удлиненная) и 25-32 мм (длинная);
  • По размеру шестигранника — 16, 19 и 20,8 (наиболее распространены сегодня), также можно встретить на 22 и 24 мм.

Калильное число — условная величина, указывающая на устойчивость свечи к калильному (безыскровому) зажиганию. Во время работы двигателя электроды и нижняя часть изолятора (которая часто называется тепловым конусом) подвергаются значительному нагреву (до 500-900°C в зависимости от типа двигателя), этого тепла бывает достаточно для воспламенения горючей смеси — так происходит неконтролируемое калильное зажигание. Чем в более напряженных тепловых условиях работает двигатель, тем большей устойчивостью к калильному зажиганию должны обладать свечи — это и отражает их калильное число.

По российскому стандарту калильное число устанавливается в 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26 условных единиц. При этом изделия можно разделить на три типа:

  • С числом от 8 до 14 — для двигателей с малыми температурными нагрузками, нижнеклапанных, малофорсированных;
  • С числом 17 и 20 — для моторов средней степени форсирования;
  • С числом выше 20 — высокофорсированные двигатели, двухтактные двигатели (в том числе с воздушным охлаждением).

Эта характеристика важна и по другой причине: самоочищение электродов свечей от нагара происходит только при высоких температурах, и если свеча будет работать в моторе с малым нагревом, то она быстро загрязнится и начнет работать неправильно. Поэтому свечи с различным калильным числом имеют разные тепловые режимы самоочищения от нагара:

  • «Горячие» — очищаются от нагара при относительно низких температурах, обычно к ним относятся свечи с калильным числом до 14;
  • Средние — с калильным числом 17-20;
  • «Холодные» — очищаются от нагара при высоких температурах, не допуская калильного зажигания.

«Горячие» свечи названы так, потому что при относительно низких температурах они сильно нагреваются, чем обеспечивают самоочищение от нагара. Соответственно, «холодные» свечи при высоких температурах меньше нагреваются, поэтому не допускают калильного зажигания.

У многих производителей свечей есть свои шкалы калильных чисел, которые могут значительно отличаться друг от друга. Например, компания Bosch использует ряд от 2 («холодные») до 20 («горячие»), а NGK применяет обратный ряд от 9 («горячие») до 35 («холодные»). Это всегда следует учитывать, чтобы избежать установки недопустимых для двигателя свечей зажигания.

Этих параметров обычно достаточно для уверенного подбора свечей под конкретный мотор.

Как правильно подобрать свечи зажигания?

При выборе свечей следует руководствоваться их присоединительными размерами и габаритами, а также рекомендуемым калильным числом.

С размерами все просто — нужно использовать те свечи, которые предусмотрены производителем двигателя, установка других свечей, как правило, просто невозможна.

Сложнее подобрать свечи по их калильному числу. Эту характеристику также указывает производитель, но здесь можно использовать указанные выше рекомендации по применимости «горячих» и «холодных» свечей. Выбор более «горячих» свечей приведет к калильному зажиганию и нестабильности работы двигателя, а более «холодные» свечи вскоре будут загрязнены нагаром и могут вовсе перестать нормально функционировать.

После определения характеристик и размеров свечей автовладельцу придется столкнуться с выборов свечей по их конструкции и особенностям. Например, многоэлектродные свечи обеспечивают более стабильную работу двигателя, однако они, как правило, имеют более высокую стоимость. Это же относится и к «платиновым», «иридиевым», «иттриевым» и прочим свечам — они объективно более надежны, но их стоимость может быть на порядок выше обычных изделий.

Правильный подбор свечей для транспортного средства — гарантия надежной и долговечной работы двигателя на всех режимах.

МОЙ МОТОЦИКЛ

Почему о разговор о свечах?

Что я могу нового рассказать о свечах? та особо ничего. Те кто уже «битый» мастер в техзоне могут еще и меня научить многому. Но сайт для всех и нет распределения на новых, старых и эта инфа думаю будет полезна всем. Мне тоже в том числе.

Прежде всего, свеча зажигания является той неотъемлемой частью конструкции бензинового двигателя, без которой работа последнего невозможна. Поэтому все, что связано со свечой в эксплуатации, начиная с момента ее установки на двигатель, требует самого пристального внимания.
Во-вторых, успех применения свечи в двухтактном двигателе воздушного охлаждения, где ее тепловая нагруженность может быть выше, чем в четырехтактном водяного охлаждения (т. е. автомобильного в нашей действительности), во многом зависит от правильности выбора свечи, что опять-таки заслуживает подробного рассмотрения.
И наконец, состояние свечи позволяет до некоторой степени оценивать состояние двигателя (особенно двухтактного, где топливом является смесь бензина с маслом), его карбюратора в частности. И это тоже важно.
Начнем с конструкции свечи :

Читать еще:  Двигатель 406 постоянно работает вентилятор


В стальном корпусе смонтирован изолятор , который оканчивается тепловым конусом, обращенным непосредст-венно в камеру сгорания цилиндра. Внутри изолятора проходит контактный стержень , на резьбовую часть которого на-винчивается наконечник . На свечах, устанавливаемых на мотоциклетных двигателях, последний, как правило, отсутствует. Противоположный торец стержня через специальный стеклогерметик 5 связан с центральным электродом, проходящим внутри теплового конуса. К торцу резьбовой части корпуса свечи припаян боковой электрод. Уплотнение соединения свечи с головкой цилиндра осуществляется с помощью металлической прокладки (шайбы) 6.
Большое многообразие существующих типов может вызвать некоторое затруднение при выборе свечи, особенно у начинающих мотолюбителей.

Однако если иметь представление о том, что происходит при работе свечи в двигателе, проблема выбора и применения того или иного типа станет гораздо проще.
Попробуем в этом разобраться.
Начнем с того, что разные типы свечей зажигания по конструкции аналогичны. Различия состоят в основном в выполнении той части свечи, что обращена в камеру сгорания: центральный и боковой электроды могут быть более длинными или более короткими, разную длину может иметь резьбовая часть.
Свечи с более длинными электродами относятся к так называемым «горячим». Имея большую длину, электроды подвергаются в камере сгорания интенсивному тепловому воздействию горячих газов и больше нагреваются (рис. 2а)

2. Схемы тепловых процессов для разных типов свечей зажигания: «а» — свеча «горячая»; «б» — свеча «холодная».

Тело изолятора такой свечи за счет удлиненного теплового конуса имеет меньший объем, что влияет на способность свечи поглощать и рассеивать тепловую энергию; величина последней будет существенно меньше, чем у свечи с большим изолятором. Это означает, что применение «горячей» свечи ограничено определенными определенными тепловыми пределами и она должна устанавливаться на двигатель менее форсированный, с меньшей тепловой нагрузкой.
Напротив, свеча «холодная», имеющая более короткие электроды и тепловой конус, необходима для двигателя с большой тепловой нагрузкой. В этом случае электроды, тепловой конус, минимально выступая в рабочее пространство с горячими газами, меньше нагреваются, а достаточно объемное тело изолятора способно хорошо накапливать и отводить тепло (рис. 2 б).
Принадлежность свечи к разряду «холодных» или «горячих» характеризуется так называемым калильным числом, указанным, как правило, на корпусе свечи или изоляторе. Калильное число — величина условная, характеризующая быстроту нагрева свечи до температуры, при которой воспламенение смеси будет происходить уже не от искры, а от нагретых электродов. Чем быстрее будет достигнуто это состояние, тем хуже свеча отдает тепло, тем меньше ее калильное число, тем свеча «горячее». И наоборот: чем дольше свеча работает без калильного зажигания, тем лучше она охлаждается и отводит тепло, тем больше калильное число, тем она «холоднее».
При работе свечи на всех режимах температура электродов и теплового конуса должна находиться в определенных пределах. Нижний предел, называемый температурой самоочищения свечи от продуктов сгорания (450… 550 град.С), и верхний предел — температура калильного зажигания(850… 900 град.С) — образуют область нормальной работы свечи. Левее этой области, при те-мпературах электродной части свечи ниже 450 С, происходит быстрое «замасливание» электродов и конуса — осаждение на них слоя токопроводящего маслянистого нагара. Это приводит к перебоям в искрообразовании из-за утечки тока на «массу» по поверхности теплового конуса, а при большом количестве нагара — к полному отказу свечи. Правее верхнего предела (900 град.С) располагается область калильного зажигания, когда воспламенение смеси происходит преждевременно от чрезмерно нагретых элементов свечи, вызывая дополнительные нагрузки на детали двигателя из-за встречных ударов, потерю мощности.
Очевидно, что каждому типу двигателя должна соответствовать своя свеча, подобранная по результатам всесторонних испытаний. Результаты этих испытаний известны и приводятся, как правило, в рекомендациях заводов-изготовителей, т. е. непосредственно в инструкции по эксплуатации каждого конкретного двигателя мотоцикла, мотороллера или мопеда.
Учитывая, что реальные двигатели отличаются от базовых своими мощностными, тепловыми и другими характеристиками, соответственно и условия работы свечей зажигания на каждом конкретном двигателе могут быть свои. Этими отличиями, точнее, степенью отличий обусловлено то обстоятельство, что нередко свечи, рекомендованные инструкцией, тем не менее плохо работают на «родном» двигателе. В этом случае правильный подбор свечи для замены неисправной подскажет само ее состояние, оценку которого лучше проводить в момент начала перебоев в работе свечи.
Здесь для ориентировки можно привести несколько типичных состояний свечи зажигания, которые соответствуют характерным температурным областям ее работы.

Первое. Электроды, тепловой конус, вся внутренняя полость электродной части свечи покрыты значительным слоем почти черного маслянистого нагара (рис. 3).

Подобное состояние является наглядным свидетельством того, что тепловая нагруженность свечи в двигателе явно недостаточна, температура ее прогрева не достигает нижнего предела рабочей зоны (450 град.С) — свеча слишком «холодная». Поэтому следует подобрать свечу с меньшим калильным числом, т. е. более «горячую», стоящую рядом в тепловом ряду.
Дальнейшая эксплуатация подобранной свечи покажет, насколько правильным был выбор; при этом критерием послужит следующее рассматриваемое состояние свечи: на электродах и тепловом конусе нагар практически отсутствует,
тепловой конус от светло- до темно-коричневого цвета, на корпусе свечи может быть слабый налет (рис. 4).

Отсутствие на электродах нагара показывает, что температурный режим свечи соответствует норме, — т. е. происходит самоочищение электродов (выгорание осадков).
И наконец, третье состояние, свидетельствующее о перегреве свечи. В этом случае электроды, корпус будут серого, стального или светлопесочного цвета, на их поверхностях возможно наличие частиц (крупинок) расплавленного металла, не исключены также трещины и даже разрушение теплового конуса (рис. 5).

Перечисленные признаки показывают, что свеча слишком «го-рячая» для этого двигателя и недостаточно отводит тепло; поэтому следует выбрать более «холодную», с большим ка-лильным числом.
Когда правильный выбор свечи тем или иным способом сделан, все же не следует прекращать периодические проверки ее состояния, снимая свечу с двигателя. Даже если она безотказно работает. При этом свеча будет для вас своеобразным индикатором исправности системы питания двигателя, его карбюратора, а также показателем качества топливной смеси. Какое-либо отклонение в функционировании карбюратора (например, перелив топлива, чрезмерное обогащение смеси из-за повышения уровня) будет выражаться, по сути, теми же признаками, что и рассмотренные выше: замасливание электродов избытком топлива, образование отложений нагара типа сажи. Последнее обычно случается и при несоблюдении требуемого соотношения масла и бензина (разумеется, в сторону увеличения доли масла) в топливной смеси.
В заключение хотелось бы отметить, что внимательное и вдумчивое отношение к такому важному элементу конструкции, как свеча зажигания, позволит не только продлить «жизнь» самой свече, но успешно и длительно эксплуатировать двигатель мотоцикла (мотороллера или мопеда) в целом. И сэкономит ваши деньги в будущем!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector