Между блоком и головой
Между блоком и головой
28 Августа 2017
Работающий в штатных режимах на качественном топливе, своевременно и в полном объеме обслуживаемый двигатель, как правило, вплоть до его «капиталки» не требует ремонта, связанного с демонтажем головки блока цилиндров. Однако российские условия эксплуатации, качество реализуемого на АЗС горючего и сервисных услуг, а также используемые для проведения технического обслуживания расходные материалы неподобающего качества часто приводят к тому, что механикам приходится проводить средний, а то и капитальный ремонт ДВС при сравнительно небольших его пробегах. Операции по замене клапанов и их седел, цилиндров, поршней и поршневых колец, так или иначе, требуют демонтажа головки блока цилиндров с обязательной заменой прокладки ГБЦ. Кроме того, демонтаж головок требуется для устранения последствий перегрева моторов, в частности нарушения герметичности газового стыка, который уплотняет прокладка.
Как только изпод головки блока цилиндров начинает течь жидкость, владелец машины отправляет её на станцию технического обслуживания для устранения неисправности. Выходить с таким дефектом в рейс нельзя, так как грузовик может сойти с линии по причине аварийного выхода мотора из строя. Цена ремонта ДВС в данном случае может легко перевалить за полмиллиона рублей, если речь идет о технике европейского производства. С одной стороны, в собственно операции по замене прокладки головки блока цилиндров нет ничего сложного. Так, например, если изпод ГБЦ перегретого дизеля MercedesBenz начало сочиться моторное масло, то для устранения неисправности достаточно заменить прокладки новыми, с контролем состояния привалочной плоскости головок и соблюдением требуемого момента затяжки крепежа.
Практически во всех случаях при использовании качественных запасных частей проблема исчезает. Увы, но не все моторы конструктивно схожи, и данный алгоритм действий иногда оказывается бесполезен. Так, для устранения течи антифриза изпод ГБЦ некоторых моторов грузовиков Scania (подчеркнем – в данном случае речь идет именно о течи охлаждающей жидкости, которая возникает по причине перегрева дизеля) замена прокладки не поможет. Дело в том, что истинная причина течи кроется не в нарушении целостности прокладки ГБЦ, а в повреждении верхнего уплотнительного кольца гильзы цилиндра. Данный конструкционный элемент, при воздействии на него продолжительное время высокой температуры, теряет свои свойства и не обеспечивает уплотнения стыка. Иначе говоря, не всегда в течах виновата прокладка. Нужно анализировать: что за жидкость течет изпод головки блока цилиндров, при каких условиях проявилась данная неисправность, какой мотор попал в ремонт и так далее.
Кстати, выход из строя прокладки может и вовсе не сопровождаться потеками какихлибо жидкостей. Так, у двигателей MAN D2066 есть одна важная особенность, а именно, раздельная для головки и блока цилиндров циркуляция охлаждающей жидкости и масла. Чем хорошо данное техническое решение? А тем, что прокладка головки уплотняет только газовый стык. В случае её прогара мотор не закипит, как у конкурентов, охлаждающая жидкость и масло не смешаются. Это делает двигатель более «живучим», позволяет снизить конечную стоимость его ремонта. Однако, как у каждой медали, есть у данного преимущества и обратная сторона – довольно высокая стоимость оригинальной прокладки ГБЦ.
Что касается собственно монтажа прокладок, то первонаперво важно строго соблюдать рекомендованный заводом – изготовителем двигателя – момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. Операцию необходимо выполнять исключительно динамометрическим ключом, прошедшим поверку!
Несмотря на применение при изготовлении данного инструмента качественных сталей, которые проходят соответствующую термическую обработку, калибровка ключей со временем сбивается. Идем дальше. Если производитель мотора дает вилку значений по моменту затяжки крепежа, то ориентироваться стоит на среднее значение диапазона. Тем самым мы избегаем выхода за установленные рамки по причине человеческого фактора. Например, мастер не снял усилие с ключа после «щелчка» контрольного механизма. Следует также понимать, что прежде чем устанавливать ГБЦ, необходимо удостовериться в том, что болты её крепления не вытянулись.
Их номинальная и предельно допустимая длина, как правило, указываются в руководствах по ремонту ДВС. Там же присутствует информация и по порядку затяжки болтов, которому мастер также обязан неукоснительно следовать, чтобы обеспечить равномерное без перекоса прилегание головки блока цилиндров. Ряд инструкций требует производить затяжку болтов крепления головки блока цилиндров с постепенным увеличением момента и последующим доворотом крепежа на определенный угол.
Следующий нюанс заключается в необходимости смазки резьбовой части болтов перед их закручиванием, если на них нет специального антифрикционного покрытия (!), которое выполняет функцию смазки. Если болт вкручивать «на сухую», то часть прикладываемого к нему момента пойдет на преодоление сил трения в резьбовом соединении, то есть прокладка может не обжаться с требуемым усилием.
При ремонте двигателей мотористы используют как оригинальные детали, так и запасные части от альтернативных производителей. Всё зависит от пожеланий конкретного клиента и рамок бюджета, в которые должны вписаться сервисмены. Несмотря на то, что для одного и того же силового агрегата торговля предлагает массу вариантов прокладок от разных производителей, все детали обязаны по своим свойствам, качествам и характеристикам, в том числе геометрии, максимально соответствовать оригиналу. Именно «родная» деталь прошла в составе комплектного мотора все испытания, и именно она обеспечивает наилучшие результаты по ресурсу и надежности.
Чтобы сократить производственные затраты и обеспечить более привлекательную цену на свою продукцию, производители альтернативных запасных частей могут использовать в производстве материалы, отличные от тех, что применены в оригинальном изделии. На конечной цене продукции это скажется безусловно, как и на надежности детали, её рабочих характеристиках и т. д. Следовательно, не стоит доверять дешёвой продукции малоизвестных компаний, тем более что ремонт мотора, предусматривающий демонтаж ГБЦ и замену прокладки, весьма недёшев. Выбор запасных частей стоит остановить на продукции специализированных фирм, которые являются поставщиками автокомпонентов на сборочные конвейеры. В этом случае экономия будет разумной со всех точек зрения.
Приведем несколько характерных примеров цен на интересующие нас запчасти для разных двигателей. Одними из самых доступных по стоимости оказались прокладки ГБЦ для китайских автомобилей. Так называемый «верхний» комплект прокладок, в который входят прокладка ГБЦ и клапанной крышки, на грузовик DongFeng с мотором Cummins, который выпускался в КНР на совместном предприятии DCEC – DongFeng Cummins Engine Cо., в специализированном магазине можно приобрести всего за полторы тысячи рублей. Правда, каково будет качество запасных частей за эти деньги? Увы, сомнительное. Для примера, одна прокладка ГБЦ на рассматриваемый нами мотор стоит от полутора до трех с половиной тысяч рублей, а аналогичный комплект прокладок (со слов продавца, более качественный), но от другого китайского производителя, оценивался уже в 4500 руб. Вот его и стоит приобретать для ремонта ДВС.
Идем дальше. Самосвалы HOWO, которые экспортировались в Россию, комплектовались моторами Steyr WD615. У этих рядных шестерок головки для каждого цилиндра индивидуальные, двухклапанные. Прокладки выполнены в виде пакета стальных пластин строго определенной толщины. При этом масляные и водяные каналы уплотнены без применения резиновых окантовок, которые даже у именитых компаний могут со временем терять эластичность и провоцировать течи жидкости. В зависимости от производителя стоимость прокладок на Steyr WD615 колеблется от 300 до 600 рублей. То есть, на весь двигатель (шесть цилиндров) запасные части обойдутся в 1800–3600 рублей. Это практически даром, даже если рассматривать цены верхнего диапазона!
Если принять в фокус внимания «легкого китайца», скажем Foton модели 1049 и 1069 с моторами Perkins, то здесь ситуация следующая. За отдельную прокладку ГБЦ с вас возьмут от одной до полутора тысяч рублей. А комплекты прокладок стартуют от 4000 рубоей.
Для европейских машин стоимость запасных частей не в пример дороже. Так, если рассматривать двухосный седельный тягач MAN TGX 18.400 с дизелем D2066 (Eвро5), то аналог оригинальной прокладки от Elring обойдется примерно в 6000 рублей. В ту же сумму уложитесь, если отдадите предпочтение запасным частям Victor Reinz. Самый бюджетный вариант из предложенных торговлей – Lema, стоимостью примерно четыре тысячи в национальной валюте. Для справки: оригинальная деталь оценивается в более чем двадцать тысяч рублей! Для сравнения приведем стоимость прокладки для MAN TGX 18.440, который оснащен более «чистым» дизелем D2676 (Eвро6). Так, аналоги от Elring и Victor Reinz, которые мы рекомендовали выше, обойдутся уже по 8000 рублей. Надбавка в две тысячи есть плата за прогресс. Чем современнее мотор, тем дороже на него запасные части.
Для сравнения стоимости интересующих нас запасных частей для разных классов машин возьмем европейский среднетоннажник, например MercedesBenz Atego 1215 с дизелем ОМ904 рабочим объемом 4,25 литра, мощностью 152 лошадиные силы. Прокладки ГБЦ от Elring, Victor Reinz и Goetze для данного силового агрегата обойдутся в 5500, 4900 и 4300 рублей, соответственно, а оригинал «потянет» более чем на 11 000 руб.
В сегменте легкого коммерческого транспорта цены на прокладки ГБЦ можно считать демократичными. Отчасти это продиктовано их размерами, отчасти – разницей в конструкции и применяемых материалах, отчасти – политикой ценообразования. Так, для популярного среди владельцев небольших автопарков развозного грузовика Volkswagen Transporter V (20032009 г.) с дизелем 1.9 TDI (85 л.с.) специализированные магазины запасных частей предлагают прокладки головки блока Elring и Payen по 1900, Victor Reinz – за 2000 и VAG – за 2200 рублей. Чуть дороже обойдутся интересующие нас запчасти для Ford Transit 2.4 DI (140 л.с.). Для данного грузовика прокладки ГБЦ от Victor Reinz, Elring и Goetze нам предложили по 2300, 2400 и 3000 рублей, соответственно. Одним из самых дорогих, с точки зрения приобретения запасных частей, оказался грузовик Nissan Cabstar 3.0 D (150 л.с.). Прокладки головки блока цилиндров для указанного мотора от Ajusa торговались по 2500, а от Payen, Elring и Victor Reinz – по 2800 рублей. Оригинал в упаковке Nissan оценивался торговлей в 3800 рублей.
Как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
Двигатель автомобиля имеет две важные детали: блок цилиндров и головку блока цилиндров (ГБЦ). А уплотняется их соединение друг с другом прокладкой ГБЦ. Ее основной задачей является герметизация камер сгорания и каналов, по которым циркулирует антифриз. Когда пробита прокладка ГБЦ, в моторе появляются неполадки, о которых мы расскажем в этой статье.
Прокладки ГБЦ, как правило, изготавливаются из тонкого листового металла или из армированного паронита с металлической окантовкой отверстий под камеры сгорания. Между некоторыми отверстиями в прокладке достаточно тонкие стенки, поэтому малейшая ошибка при установке или замене приведет к их быстрому прогоранию.
Самый простой способ проверить, пробита ли прокладка головки блока цилиндров, показан на видео внизу страницы.
Главным залогом долговечности прокладки ГБЦ является идеальная плоскость прилегания у головки и блока цилиндров. Прилегающие поверхности должны быть чистыми, без раковин и шероховатостей.
Вторым важным моментом для продления жизни прокладки будет соблюдение определенного порядка закручивания болтов крепления ГБЦ. Для этого производители моторов, а также изготовители прокладок прилагают схему заворачивания крепежных деталей с указанием момента затяжки.
Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ
Когда пробита прокладка ГБЦ, признаки этой неисправности проявляются по-разному, но основные симптомы выглядят следующим образом:
- Повышение температуры двигателя происходит из-за пробоя окантовки камеры сгорания. Горящие газы попадают в систему охлаждения и быстро нагревают антифриз. При попадании выхлопных газов в систему охлаждения в расширительном бачке наблюдается бурное газообразование.
- Смешивание моторного масла с антифризом, попадание топлива в охлаждающую жидкость также становятся следствиям повреждения прокладки ГБЦ. Появление маслянистых пятен в расширительном бачке системы охлаждения должно насторожить. Без промывки системы охлаждения в этом случае уже не обойтись.
- Сложно бывает сразу выявить неполадку в моторе, когда происходят перебои в работе цилиндров. Если прогорела прокладка ГБЦ между камерами сгорания, то происходит перемешивание топливной смеси в одном цилиндре с выхлопными газами другого цилиндра. При этом проблемы возникают при запуске двигателя, а после разогрева мотор начинает устойчиво работать.
- Иногда происходит разрыв внешней оболочки прокладки ГБЦ. Тогда на поверхности двигателя в районе стыка блока цилиндров и головки можно наблюдать маслянистые потеки.
- Часто пробой прокладки ГБЦ можно определить по внешнему виду выхлопных газов. Белый дым из глушителя свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает влага или антифриз. Это происходит тогда, когда появляется разрыв в прокладке между каналом рубашки охлаждения и камерой сгорания.
Напоминаем, что самый простой способ проверить прокладку головки блока цилиндров продемонстрирован на видео в конце статьи.
Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
Если по результатам проверки прокладка головки блока цилиндров оказалась пробитой, то у вас не остается никаких вариантов, кроме её замены на новую.
Прокладка ГБЦ не является слишком дорогой деталью. В зависимости от модели авто, материала и фирмы-производителя её цена колеблется в пределах 300-3000 руб. Но это лишь верхняя часть «айсберга».
- При замене прокладки ГБЦ придется менять и болты крепления. Когда болт выкручивается, его параметры уже не соответствуют необходимым требованиям, и при повторном заворачивании с нужным усилием велика вероятность разрыва тела болта. Стоимость новых болтов колеблется в районе 350-1000 руб.
- Перед установкой новой прокладки ГБЦ важно проверить поверхность сопрягаемых плоскостей на блоке цилиндров и головке блока. Если требуется дополнительная шлифовка, тогда приобретать прокладку необходимо с учетом толщины снятого слоя металла. Шлифовка ГБЦ обойдется в пределах 450-900 руб.
- Снять головку блока цилиндров в некоторых двигателях достаточно сложно. Требуется отсоединить много деталей и узлов, слить технические жидкости. Поэтому выполнение этой ответственной работы лучше доверить квалифицированным специалистам. Замена прокладки на автосервисе оценивается в сумму 1200-4000 руб.
После выполнения замены прокладки ГБЦ автомобилист должен некоторое время следить за поведением мотора. Если двигатель работает устойчиво, выхлопные газы прозрачны, а температура не превышает норму, то прокладка хорошо справляется с возложенной на нее задачей и проблема решена успешно.
Видео: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
Шлифовка головки блока цилиндров — для чего она нужна?
- Шлифовка головки блока цилиндров — для чего она нужна?
- Когда нужна шлифовка ГБЦ
- Подготовка головки блока к шлифочным работам
- Процесс шлифовки ГБЦ
Большинство автовладельцев в курсе, что одной из наиболее специфических частей автомобильного двигателя является головка блоков цилиндра. Абсолютно все элементы головки блока цилиндров тесно взаимодействуют друг с другом, а если что-то и сломается, что результатом будет серьезный дефект ГБЦ. К примеру, если износилась прокладка ГБЦ, от чего происходит пропускание масла, то в качестве ремонта придется не только заменить прокладку, но и выяснить причину, по которой этот элемент пришел в негодность.
- Когда нужна шлифовка ГБЦ
- Подготовка головки блока к шлифочным работам
- Процесс шлифовки ГБЦ
Причина может быть крайне банальной – даже самое незначительное перегревание движка или же вода, случайно попавшая на него, может привести к тому, что ГБЦ деформируется, от чего произойдет прогорание прокладки. Если говорить простыми словами, то придется проводить полную диагностику ГБЦ. А наиболее вероятной причиной того, что прокладку стало пробивать, является нарушение сопряжения блока цилиндров и ГБЦ. Если это действительно так, то скорее всего понадобится шлифовка (фрезеровка) ГБЦ.
Когда нужна шлифовка ГБЦ
Необходимо разобраться в том, зачем же нужно шлифовать как головку блока цилиндров, так и сам блок тоже. ГБЦ нужно шлифовать для того, чтобы довести до предписанных параметров привалочную плоскость ГБЦ, которая сопрягается с плоскостью блока цилиндров.
Обязательно шлифовать головку двигателя нужно и в случае проведения ремонтных работ с ГБЦ – будь то обычная замена прокладки или же замена/ремонт распределительного вала. Не стоит ограничиваться только теми ремонтными работами, ради которых была произведена разборка головки блока цилиндров. Ведь если она открыта, то можно выделить чуть больше времени, чем обычно, дабы после не возвращаться к этому вопросу.
Подготовка головки блока к шлифочным работам
Проверить плоскость головки можно самостоятельно, используя линейку и набор щупов. Линейку нужно поочередно приложить по диагоналям нижней плоскости, после чего нужно подобрать щуп, который бы входил в интервал между плоскостью головки и линейкой. Высокую точность измерений такой метод не даст, но все же у Вас будет общее представление о том, на сколько деформировалась сопрягаемая плоскость. Больше всего плоскость головки будет деформирована в области цилиндров, прокладка которых прогорела, а поршни покрыты нагаром.
Запомните, что шлифовать головку ГБЦ можно только после полной проверки корпуса на предмет наличия трещин. Никаких изъянов быть не должно. Найти же трещины можно используя какую-нибудь окрашивающую жидкость, правда перед проверкой нужно тщательно очистить поверхность головки. После нанесения краски нужно будет подождать всего 5 минут, после чего ее можно удалять. Если поверхность ровная, то следов от краски не останется, а вот в трещины она забьется, показывая изъяны. Но, к сожалению, подобным способом не удастся выявить микротрещины или же отверстия, образовавшиеся уже внутри блока.
Для диагностирования придется использовать специальное оборудование. Проверить, на сколько герметичны внутренние полости ГБЦ, можно только с помощью специального устройства, которое нагревает корпус головки, после чего трещины будут выявлены через воздушные пузырьки и давление, если поместить головку в воду. Если трещины все же есть, то сначала их нужно будет удалить, а после чего уже можно будет приступать непосредственно к шлифовальным работам.
Процесс шлифовки ГБЦ
Провести процесс шлифовки ГБЦ самостоятельно у Вас вряд ли получится, так как для проведения операции потребуется специальная фрезерно-шлифовальная машинка. Технологическая сторона процесса Вас вряд ли заинтересует, но все же стоит иметь представление о некоторых нюансах, которые следует учесть при сборке ГБЦ.
Толщина шлифования. В мануале от завода-производителя, который прилагается к модели Вашей машины, должна быть указана максимальная (ремонтная) глубина шлифования плоскости. При соблюдении всех параметров двигатель будет работать нормально. Будет огромным плюсом, если Вы уточните у мастера глубину фрезеровки, которую он собирается сделать. Обязательно скажите о том, какие цифры указаны в мануале. Необходимо это для того, чтобы мастер смог подобрать прокладку с нужной толщиной. В случае необходимости проведения укорачивания клапана, нужно знать допустимую норму для этого.
Проводить эксперименты с двигателем специалисты крайне не рекомендуют. Если мастер переборщит, то есть превысит максимально допустимый запас, описанный в мануале, то придется полностью заменить ГБЦ. По времени шлифование – процедура достаточно быстрая, а результатом будет герметичная и отшлифованная ГБЦ, которую можно со спокойной душой ставить на место. Желаем успехов.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Прогорела прокладка ГБЦ: причины, симптомы, последствия
Причины прогара прокладок ГБЦ
Требования к современным прокладкам головки блока цилиндра (ГБЦ) чрезвычайно высоки. Их задача – уплотнение соединения блока цилиндров и головки.
Почему прогорает прокладка
Каналы расположены в непосредственной близости друг от друга и при прогаре прокладки могут «смешаться». Возможны ситуации, когда из-за нарушения герметичности могут произойти внешние течи.
Среди основных причин прогара прокладок ГБЦ называют:
- нарушение правил эксплуатации – перегрев из-за недостаточного охлаждения или сбоев в системе сгорания;
- нарушение ремонтной технологии — неправильные усилие и порядок затяжки ботов ГБЦ.
Для правильной диагностики в первую очередь важна наблюдательность и знание первичных симптомов выхода прокладки ГБЦ из строя. Первые следы масла или охлаждающей жидкости, наличие в ней газов, помогут вовремя произвести замену и нее допустить более серьезных неполадок в двигателе из-за некачественного охлаждения или смазки.
Перегрев
Наиболее распространенная причина выхода прокладок ГБЦ из строя – перегрев. При этом часто разрушается и сам уплотнительный элемент, и деформируется полость головки и даже блока цилиндров.
Локальный перегрев камер сгорания вызывает появление трещин, увеличению усилия, действующего на прокладку из-за расширения алюминиевой головки. При последующем охлаждении прокладка, как следствие, уже не обеспечивает герметичность.
Причина – при нагревании происходит потеря эластичности слоев. «Вычислить» перегретую прокладку можно только при осмотре: вблизи камер она часто становится обугленной, в других зонах – твердой.
При замене перегретой прокладки мало просто обработать поверхность головки. Важно понять причину вызвавшую перегрев: некорректная работы системы охлаждения (выход из строя термостата или нарушения в работе помпы, повреждения шлангов и т.д.).
В случае, если перегрев имел место, а прокладка кажется целой (нет никаких подозрительных следов), не стоит искушать судьбу. Необходимые свойства уже были потеряны и появление прогара – дело времени. Поэтому замену стоит произвести незамедлительно.
Нарушения горения топлива
Неправильное воспламенение топлива значительно поднимает температуру. Рост давления из-за несвоевременного зажигания увеличивает нагрузки на ГБЦ: ее болты начинают «растягиваться» и, соответственно, слабее прижимают прокладку. Разрушение усиливается возможными детонациями.
Визуально прокладку, сгоревшую из-за нарушений в зажигании можно вычислить по разрушениям между отверстиями под цилиндры или по изменению цвета окантовки.
После замены прокладки ГБЦ нужно проверить правильность угла опережения зажигания и соответствие калильного числа свечей регламентируемым величинам.
Неправильная установка ГБЦ
Для равномерного обжатия важна правильная установка головки блока цилиндров. Имеет значение не только усилие, но и порядок затяжки болтов. Ремонтная информация предоставлена в инструкции к конкретному автомобилю и должна неукоснительно соблюдаться.
Любое нарушение чревато тем, что прокладка «потечет». Бывают ситуации, когда соблюден и порядок, и динамометрический ключ показал нужное усилие, а прокладка негерметична. Перед тем, как грешить на качество детали, стоит убедиться, что и остальные нюансы выполнены до мелочей.
Так, часто неопытные ремонтники «не замечают» информацию о том, что резьбовая часть болтов должна быть смазана. В результате часть усилия «сухих» болтов уйдет на преодоление трения и затяжка окажется слабой.
Чрезмерное количество масла также опасно: оно, сжимаясь, заполнит часть отверстия и «не пустит» болт на нужную глубину.
Если обжатие произведено некорректно, в большинстве случаев симптомы проявятся уже через несколько часов работы. Стоит учитывать, что со временем прокладка и соединение могут «слабеть» под действием температур и вибраций. Поэтому, если подобная рекомендация есть в инструкции к автомобилю, спустя определенное время нужно выполнить повторную утяжку.
Другие механические проблемы
Прокладка ГБЦ легко повреждается. Именно по этой причине ее повторное использование после снятия ГБЦ недопустимо. Небольшое, незаметное для глаза, смещение приведет к потере герметичности из-за того, что ранее сжатые области попадут в зоны меньшего сжатия.
Причинами разрушения также может стать неудаленный мусор под прокладкой или деформации отельных участков поверхности ГБЦ и блока. Проверка ровности (а при необходимости – шлифовка) — необходимая операция при каждой замене ГБЦ.
Купить новую прокладку и другие оригинальные запчасти и аналоги вы можете на нашем сайте!