Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Названа причина нештатного включения двигателей модуля «Наука»

Названа причина нештатного включения двигателей модуля «Наука»

Нештатное включение двигателей многоцелевого лабораторного модуля «Наука» на Международной космической станции (МКС) произошло из-за кратковременного сбоя программного обеспечения, заявил генеральный конструктор РКК «Энергия», руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

«Из-за кратковременного сбоя программного обеспечения была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод, что повлекло за собой некоторое видоизменение ориентации комплекса в целом», — сказал Соловьев, слова которого приводит пресс-служба «Роскосмоса» в Telegram.

Он отметил, что в настоящий момент станция находится в штатной ориентации, все системы МКС и «Науки» работают нормально. Экипаж занят выравниванием давления в модуле, а во второй половине дня откроет люки, войдет в него, включит необходимые средства очистки атмосферы и приступит к обычной работе.

Модуль «Наука» пристыковался к космической станции 29 июля. Через три часа после стыковки двигатели модуля самостоятельно включились, из-за чего станция развернулась на 45 градусов. Для возвращения МКС в прежнее положение использовали двигатели модуля «Звезда» и грузового корабля «Прогресс МС-17». «Наука» должна была отправиться к МКС еще в 2007 г., но ее запуск был отложен из-за обнаруженных дефектов топливной системы и ряда других.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • Ведомости.Спб
    • Город
    • Экология
    • Ведомости&
    • Бизнес-регата
    • Как потратить
    • Конференции
    • Недвижимость
    • Форум

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука»

    Российские космонавты перейдут в американский отсек: этого требует режим ЧС

    То, что для американцев – чрезвычайная ситуация на борту космической станции, для россиян – нелегкая работа. После бессонной ночи специалисты Центра управления полетами продолжают следить за обстановкой на борту МКС, пережившей нештатный запуск двигателей пристыкованного к российскому сегменту модуля «Наука». Он уже «успокоился», больше не наклоняет огромный космический дом, но космонавты и астронавты пока до конца не расслабились.

    На время запланированной продувки магистральных труб «Науки» (чтобы уже точно нечему было там работать, включая «самовольное» включение двигателей) россияне перейдут на американскую сторону станции. Этого требует техника безопасности. Наш корреспондент узнал детали случившегося в ночь на 30 июля происшествия на орбите.

    Напомним, что в четверг в 19.45 по Москве, когда космонавты готовились осваивать пристыкованный модуль, командир нашего экипажа Олег Новицкий сообщил на Землю о незапланированном включении его двигателей.

    Все еще пошутили, что «престарелый» наш модуль (он ждал своей отправки в космос около четверти века) «забыл», что уже пристыкован, и продолжал движение вперед. Пока его «движки» принудительно не отключили с Земли, он успел наклонить станцию массой более 400 тонн на 45 градусов, создав большой риск сделать ее неуправляемой.

    О том, что это было, нам уже в пятницу рассказал источник в космической отрасли. Двигатели «Науки», по его словам, действительно включились ошибочно: скорее всего, был сбой в программном обеспечении. Речь идет о нескольких двигателях причаливания и стабилизации (ДПС), в которых оставалось немного топлива.

    «Хорошо еще, что они не включились, когда модуль находился в режиме стыковки! – говорит эксперт. – В противном случае мы бы могли повторить 1997 год, когда неуправляемый корабль «Прогресс» врезался в модуль станции и привел к разгерметизации.

    Нам несказанно повезло, что не включились в таком же вольном режиме основные двигатели коррекции и движения! Если ДПС отвернуты в сторону, эти «смотрят» прямо на наш сегмент».

    Почему вообще в баках оставалось топливо? По словам специалиста, его было немного на случай неудачной стыковки – чтобы было на чем увести модуль в сторону от МКС.

    К счастью, уже к утру ситуацию удалось стабилизировать. Оставалось только продуть все топливные магистрали – несмотря на то, что топливо, похоже, выгорело полностью, кое-где еще могли быть его остатки.

    «Чтобы продуть магистрали гелием, а может, и вовсе запустить туда вакуум, чтобы он уже наверняка прочистил все трубы, надо открыть клапаны. После будет уверенность, что горючего там точно не останется», – сказал эксперт.

    Перед этой процедурой россияне Олег Новицкий и Петр Дубров и перейдут на американский сегмент. Их визит к коллегам продлится недолго, может, несколько минут. Были случаи, когда и американцы к нам переходили – например, когда к станции впервые стыковались их новые автоматические корабли.

    В общем, если разобраться, по большому счету никто из-за российской «Науки» особо не пострадал, если не считать дополнительного расхода топлива на нашем сегменте (для компенсации изменения угла наклона станции в четверг пришлось включать двигатели модуля «Звезда», а затем и пристыкованного к российскому сегменту грузового корабля «Прогресс МС-17»).

    Да, сильно «тряхануло» американскую сторону: она приняла решение о введении ЧС, задраила все иллюминаторы, объявило 30 июля днем разбора «полетов», а точнее, проверки всех систем. Дело в том, что ввиду большого размаха солнечных батарей (около 100 метров) и радиаторов на американском сегменте, все они перед стыковкой устанавливаются в самое безопасное положение по нагрузке на поворотные узлы.

    После стыковки, все системы электропитания и радиаторы системы терморегулирования возвращаются в рабочий режим для отслеживания солнца и сброса тепла.

    Так вот, если предположить, что двигатели МЛМ начали работать, когда системы уже были возвращены в рабочий режим, могла возникнуть огромная вероятность поломки солнечных батарей и радиаторов. Возможно, тайм-аут NASA взяло как раз для их проверки. Хотелось бы надеяться, что без электричества астронавты не останутся.

    Поначалу прошел слух, что из-за «выкрутасов» нашего МЛМ партнеры перенесли старт нового пилотируемого корабля Starliner от фирмы Boeing, который был запланирован на 30 июля. Однако потом NASA успокоило: в этом виновата только погода, про МЛМ в официальном сообщении – ни слова.

    На МКС сейчас находится семь человек: российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров, а также американцы Марк Ванде Хай, Шейн Кимброу и Меган МакАртур, японец Акихико Хосидэ и француз Тома Песке.

    Негладкий полет. «Наука» движется к МКС со сбоями в двигателях

    22 июля тяжелая ракета-носитель «Протон М» вывела на орбиту модуль «Наука» – новый отсек для российского сегмента Международной космической станции. Многострадальный аппарат, строительство которого началось четверть века назад, должен пристыковаться к МКС примерно через неделю. Однако уже на второй день полета у модуля начались проблемы – его орбита, вопреки плану, не менялась.

    Источники нескольких изданий в аэрокосмической отрасли сообщили, что двигатели «Науки», вероятно, не работают из-за проблем в топливной системе. Только вечером в четверг центру управления удалось их запустить. Надежда, что «Наука» доберется до места назначения, сохраняется.

    Успешный запуск и стыковка модуля «Наука» (так с некоторого момента стали называть многострадальный аппарат МЛМ-У) нужны российской космонавтике по многим причинам. Это не просто крупнейший проект за много лет, но и очень важное дополнение для российского сегмента МКС. Сейчас у российских космонавтов нет отдельного помещения для проведения научных экспериментов – фактически их приходится выполнять «в проходе», тогда как в составе станции уже работают американский, европейский и японский научные модули.

    Кроме того, в «Науке» предусмотрена дополнительная каюта для члена экипажа. В российском модуле «Звезда» всего две каюты, и третий космонавт спал в американском модуле. Но с осени новые космические корабли Crew Dragon компании Space X будут доставлять на МКС по четыре астронавта, и места для россиянина в американском модуле не останется. «Наука» позволит сохранить численный состав российского экипажа на МКС. У модуля есть и другие важные для облегчения работы станции функции, например, дополнительные солнечные батареи и резервный усовершенствованный туалет.

    Стружка от старости

    Нынешний модуль «Наука» в некотором смысле ровесник всей Международной космической станции. Он начал строиться в рамках заключенного в 1993 году российско-американского договора как запасной для модуля «Заря». «Заря», основа будущей МКС, успешно отправилась на орбиту в 1998 году, и дублер, который тогда назывался ФГБ-2, оказался ненужным. Только спустя 6 лет готовый на 80% ФГБ-2 удалось пристроить: было принято решение построить на его основе новый модуль для российского сегмента МКС, предназначенный главным образом для научных исследований – многофункциональный лабораторный модуль, или МЛМ. Присоединиться к станции он должен был уже в 2007 году.

    В течение следующих 14 лет запуск МЛМ переносился много раз по разным причинам. Среди них выделяется проблема, обнаруженная при испытаниях аппарата в 2013 году: специалисты обнаружили в топливопроводах модуля очень мелкую металлическую стружку. Эта стружка может помешать работе клапанов топливной системы, поэтому модуль отправили на доработку, которая затянулась еще на несколько лет. Аппарат за это время переименовали в МЛМ-У (усовершенствованный), хотя в сущности никакой модернизации не произошло. Более того, в 2017 году, через четыре года после того, как стружка была найдена в трубопроводах, такая же стружка была обнаружена и в топливных баках модуля. Внутри этих баков находится сильфон – похожая на меха гармоники конструкция из алюминия и тончайшей, в треть миллиметра, нержавеющей стали. Скорее всего, стружка возникла из-за трения сильфона о стенки бака – в конце концов, аппарат к этому моменту дорабатывался и испытывался уже в течение почти 20 лет.

    Очистить баки от стружки было невозможно, запасные оказались точно так же испорчены. Производитель баков, московский завод «Серп и Молот», активно сносился для строительства новостроек. На других российских предприятиях такой технологии не было. Была идея поставить альтернативные баки, но от нее по разным причинам отказались и решили все-таки попробовать очистить оригинальные. Для этого их пришлось разрезать, тщательно отмывать каждый элемент и сваривать заново. Процесс занял еще несколько лет и все равно не дал гарантии, что микроскопической стружки нигде не осталось.

    Насколько стружка действительно угрожает работе топливной системы и двигателя? Однозначного ответа ни у кого не было. Комиссия разрешила отправить модуль к МКС, но с условием, что баки будут использованы только один раз, а не многократно в составе топливной системы станции, как изначально предполагалось.

    На грани падения?

    «Наука» была успешно запущена тяжелой ракетой-носителем “Протон-М” вечером 21 июля. Орбита, на которую вышел аппарат, намного ниже орбиты МКС – модуль весит чуть больше 20 тонн и доставить его выше ракета не могла. Поэтому «Науке» с помощью собственных двигателей, питающихся от тех самых злополучных баков, нужно добраться до орбиты МКС, встретиться со станцией в одной точке и в автоматическом режиме пристыковаться к ней. На этом месте к МКС пока пристыкован малый модуль «Пирс». Если станет ясно, что «Наука» не доберется до станции, «Пирс» отсоединять не будут – он необходим для стыковки космических кораблей снизу станции. Так что по планам, касающимся «Пирса», можно судить о том, все ли в порядке у нового модуля.

    Всего «Наука» должна включить двигатели четыре раза: дважды для поднятия орбиты и дважды для стыковки. Первое включение должно было состояться 22 июля, но днем в четверг научно-популярное издание N+1 со ссылкой на источник в отрасли сообщило, что в работе топливной системы модуля произошел сбой. По словам источника, данные телеметрии указывают на то, что сильфоны в некоторых баках порвались, часть топлива перетекла на другую сторону мембраны. Это означает, что топлива может не хватить для необходимых маневров. Удалось ли при этом запустить двигатели, источник не уточнил. «Роскосмос» никак не прокомментировал этот слух, но на то, что с модулем есть проблемы, косвенно указывал перенос даты отсоединения «Пирса» с пятницы на субботу.

    Несколько часов спустя о проблемах «Науки» сообщило и издание «Московский комсомолец» со ссылкой на собственные источники. Неназванный собеседник газеты отметил, что орбита модуля не изменилась с момента вывода ракетой-носителем, а значит, двигатели «Науки» не включались, притом что команда на включение на модуль отправлялась. «Если дело не в серьезной поломке топливного агрегата, двигатель может заработать в любой момент, специалисты пытаются реанимировать его круглые сутки. Но может оказаться, что повреждения коснулись самого топливного бака», – сказал источник издания.

    Неработающие двигатели не только означали, что модуль никогда не доберется до станции, но и грозили проблемами на Земле. На той орбите, на которой находился аппарат, еще достаточно велико сопротивление атмосферы, и через несколько десятков витков мог произойти неконтролируемый сход «Науки» с орбиты и падение модуля в случайном месте в достаточно широкой полосе, в которую входят Вашингтон, Рим, Париж, многие города Китая. Московский комсомолец обозначил это неконтролируемое падение удивительным эвфемизмом, озаглавив заметку «Модуль «Наука» может вернуться на землю».

    Похожий сбой – отказ маршевого двигателя – произошел в 2011 году с российской межпланетной станцией «Фобос-Грунт». Аппарат сошел с орбиты –​ считается, что он почти полностью сгорел в плотных слоях атмосферы, а поверхности достигли только обломки общим весом в 200 килограммов, которые затонули в Тихом океане. Масса «Фобоса» почти двое меньше, чем у «Науки».

    Пока хорошие новости

    Только поздним вечером в четверг в официальном твиттере «Роскосмоса» появилось сообщение «Тестовое включение двигательной установки модуля #Наука и импульс формирования орбиты отработаны штатно».

    Почти одновременно независимые наблюдатели, следящие за передвижением «Науки» с помощью допплеровского радара в Нидерландах, заметили, что его орбита действительно изменилась, а значит, двигатели в самом деле заработали.

    Наконец, незадолго до полуночи в четверг на официальном сайте «Роскосмоса» появилось сообщение, содержащее больше подробностей: двигательную установку удалось включить дважды, около 18 часов по московскому времени на 17 секунд и два часа спустя на 250 секунд. Перигей орбиты аппарата увеличился примерно на 35 километров. Следующее корректирующее включение двигателей запланировано на пятницу, 23 июля.

    С чем были связаны проблемы при включении двигателей, хватит ли «Науке» топлива, чтобы достичь МКС, – неизвестно, информации об этом нет в лапидарных официальных сообщениях «Роскосмоса» и Дмитрия Рогозина. Никаких новостей о состоянии модуля в пятницу к моменту публикации этой заметки не поступало. Сможет ли «Наука» спустя почти два десятилетия занять место в составе Международной космической станции? Удастся ли российским космонавтам получить пространство для научных опытов и дополнительную каюту? Избежит ли Дмитрий Рогозин очередного провала? Стыковка «Науки» к МКС запланирована на 29 июля, но если проблемы с двигателями и топливной системой продолжатся, ответ на эти вопросы может стать известен гораздо раньше.

    Что такое мкс в двигателе

    Двигательная установка многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) «Наука» сработала накануне из-за кратковременного сбоя программного обеспечения. Об этом 30 июля сообщил ТАСС генконструктор РКК «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

    Соловьев пояснил, что из-за кратковременного сбоя программного обеспечения была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод, что повлекло за собой некоторое видоизменение ориентации комплекса в целом.

    По его словам, эту ситуацию оперативно парировали с помощью двигательной установки модуля «Звезда».

    На всех этапах полета модуля к Международной космической станции система сближения «Науки» функционировала надежно и устойчиво, отметил генконструктор РКК «Энергия». На ближнем участке сближения фиксировались незначительные колебания, с которыми справилась система стыковки.

    «Это привело к спокойной стыковке и касанию с номинальными скоростями, что, в свою очередь, привело к механическому соединению», — отметил Соловьев.

    Он подчеркнул, что механика стыковки также отработала надежно и привела к закрытию обоих стыковочных механизмов — станции и модуля. Ориентация МКС сейчас штатная, все ее системы работают нормально, добавили в РКК «Энергия».

    29 июля двигатели российского модуля «Наука» самопроизвольно включились после стыковки с Международной космической станцией и изменили ее ориентацию в пространстве. Двигатели модуля включились, когда российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров собрались открыть переходный люк, следует из переговоров МКС и Центра управления полетов в Хьюстоне. Для восстановления ориентации станции пришлось включить двигатели российского модуля «Звезда», к которому пристыковалась «Наука», а потом и грузового корабля «Прогресс».

    «После стыковки с МКС 20-тонного модуля „Наука“ его система управления продолжала реагировать на выполнение хода дальнейших операций. Для компенсации импульса выполнено восстановление ориентации МКС двигателями транспортно-грузового корабля „Прогресс“», — рассказал ТАСС источник в российском ЦУП.

    Из-за инцидента NASA отложило запуск к МКС тестового беспилотного полета нового космического корабля Starliner производства Boeing, который был намечен на 30 июля. Его планируется произвести 3 августа, а за это время специалисты проверят работу модуля «Наука».

    Модуль «Наука» пристыковался в автоматическом режиме к МКС накануне. Он привез второй туалет для российского экипажа, дополнительную каюту, а также европейский манипулятор ERA, чтобы выполнять работы без выхода в открытый космос.

    Тестирование самого мощного в мире Плазменного двигателя

    Ракеты которые будут использовать заряженные частицы для продвижения сверхбыстрых полётов на Марс теперь, когда уменьшенный в размере прототип был продемонстрирован на полную мощность, стали на шаг ближе.

    Плазменный двигатель который будет использован для поддержания орбиты Международной космической станции в течении ближайших пяти лет может заложить основу для ракет которые в один прекрасный день будут осуществлять миссии на Марс приблизительно за месяц.

    С 2005 года компания «Ad Astra Rocket Company» из города Вебстер, Техас, работала над совершенствованием типа двигателя под названием VASIMR (Электромагнитный ускоритель с изменяемым удельным импульсом).

    Двигатель использует радиоволны для нагрева Аргона и превращения его в горячую плазму — состояние материи в которой электроны более не присоединены к ядру атомов. Магнитные поля затем выпускают перегретую плазму из двигателя продуцируя тягу в обратном направлении.

    Он выстреливает ракетное топливо с гораздо большей скоростью чем обычные двигатели, что в результате даёт намного большее ускорение на килограмм использованного топлива.

    В ближайшее время, компания надеется использовать 200-киловатный VASIMR двигатель для предоставления периодического ускорения для поддержания орбиты Международной космической станции (МКС), которая постепенно снижается в результате сопротивления атмосферы.

    Теперь компания запускает этот двигатель первый раз на полную мощность. В среду, она запустила двигатель VX-200 на 201 киловатте в вакуумной камере в Хьюстоне, впервые преодолевая двухсот-киловаттную отметку.

    Сделка с NASA

    «Сейчас это наиболее мощный плазменный ракетный двигатель в мире», говорит Франклин Чанг-Диаз, бывший астронавт NASA который сейчас стоит во главе компании.

    Ближайшая вещь которая может конкурировать с ним — 50-киловаттный двигатель тяги NASA, двигатель который основан на ускорении электрически заряженных атомов, или ионов, который компания-посредник прекратила конструировать в 2005 году в связи с
    сокращением бюджета.

    Ad Astra подписала договор с NASA о тестировании 200-киловаттного VASIMR на МКС в 2013 году. Компания ведёт переговоры с двумя космическими фирмами, SpaceX и Orbital Sciences о возможности доставки двигателя к МКС на их ракето-носителях.

    Если тесты пройдут успешно то компания надеется предоставить регулярные повышения орбиты станции на коммерческих основах начиная со следующего года.

    Более эффективно

    Раньше, космические корабли — включая Русские и Европейские грузовые судна — обеспечивали это повышение орбиты благодаря запуску двигателей в то время когда они были пристыкованы к космической станции.

    С помощью обычных двигателей, процесс поддержания орбиты потребляет 7,5 тонн ракетного топлива каждый год. VASIMR может делать ту же работу с помощью всего 0,3 тонн Аргона в год, говорит Чанг-Диаз, — поскольку топливо очень дорогое для изменения орбиты, это может сэкономить миллионы долларов каждый год.

    Прибыль которую генерирует поддержание орбиты МКС с помощью нового двигателя поможет компании, «сделает технологию лучше и сделает возможным полёты людей на Марс», рассказал Чанг-Диаз журналу New Scientist.

    Менее радиоактивно

    10-20 мегаваттные двигатели класса VASIMR могут ускорить всего до 39 дней миссии людей на Марс, говорит Чанг-Диаз, по сравнению с шестью или более месяцами которые требуются обычным ракетным двигателям.

    Более короткое путешествие сократит воздействие космического радиационного излучения на астронавтов, что могло быть основным барьером для полётов людей на Марс, особенно учитывая то что в ближайшее десятилетие уровень радиации может быть намного выше.

    Продвижение быстрых миссий на Марс в будущем может быть очень прибыльно для компании, говорит Чанг-Диаз. «Но на данный момент, прибыль не на Марсе, она ближе к Земле», шутит Чанг-Диаз.

    Благодарю superhabra за помощь в переводе, замечания и дополнения. (можете даже поставить ему плюс в карму).

    Читать еще:  602 двигатель какие форсунки
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector