Что такое многотопливный двигатель танка
Что такое многотопливный двигатель танка
Двигатель танка.
На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л.с. при 2000 об/мин. с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Двигатель В-46 является модификацией двигателя В-55В и отличается от него, главным образом, установкой центробежного нагнетателя и многотопливностью. Масса двигателя — 980 кг. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Многотопливный двигатель В-46 может эксплуатироваться на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензинах А-66 и А-72 и керосинах Т-1, ТС-1 и Т-2. Основным видом топлива является дизельное. Перевод работы двигателя с дизтоплива на керосин или бензин осуществляется перестановкой маховичка трехпозиционного упора рейки топливного насоса НК-12 в соответствующее положение.
В систему питания двигателя В-46 входят четыре внутренних и пять наружных топливных баков общей емкостью 705 и 495 л соответственно. Все баки последовательно соединены между собой трубопроводами. Внутренние баки сварены из стальных штампованных листов и для предохранения от коррозии внутри и снаружи покрыты бакелитовым лаком. Наружные баки сварены из алюминиевых штампованных листов и снаружи окрашены. С помощью специального оборудования к системе питания топливом могут быть подсоединены две дополнительные бочки емкостью 390 л.
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке 1-12 установлен двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Первую ступень очистки составляет циклонный аппарат, состоящий из 96 циклонов. Циклонный аппарат обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99,4%. После прохождения воздуха последовательно через нижнюю, среднюю и верхнюю кассеты, которые являются второй ступенью очистки, окончательно очищенный до 99,8% воздух из головки воздухоочистителя через патрубок поступает в нагнетатель и затем по впускным коллекторам в цилиндры двигателя.
Система питания топливом
1 - первый наружный бак; 2 - второй наружный бак; 3 - передний бак-стеллаж; 4 - третий наружный бак; 5 - топливный насос подогревателя; 6 - четвертый наружный бак; 7 - кран отключения наружных топливных баков; 8 - расширительный бачок; 9- пятый наружный бак; 10 - правая бочка; 11 -левая бочка; 12 - топливный насос высокого давления; 13 - топливный фильтр тонкой очистки; 14 - двигатель; 15 - топливоподкачивающий насос; 16 - средний бак-стеллаж; 17 - левый носовой бак; 18 - правый носовой бак
Система смазки — циркуляционная, комбинированная. Масляный насос МЗН-2 — шестеренчатый, трехсекционный (одна секция нагнетающая и две откачивающие). Заправочная емкость системы — 65 л. Система охлаждения — жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором. Заправочная емкость системы — 90 л. В машине установлены два аналогичных по конструкции радиатора. Радиаторы трубчато-пластинчатого типа соединены последовательно с помощью патрубков и шлангов и установлены в изолированном стеллаже крыши силового отделения совместно с масляными радиаторами. Вентилятор — центробежный, с дисковым фрикционом, изготовлен из алюминиевого сплава. Передача вращения от двигателя к вентилятору осуществляется с помощью двухскоростного привода, состоящего из повышающего редуктора, смонтированного в картере гитары, конического редуктора, фрикциона вентилятора и двух карданных передач (гитара — конический редуктор, конический редуктор — фрикцион вентилятора). Вентилятор закреплен болтами к ведомой ступице фрикциона. Для повышения КПД вентилятор помещен в специальный кожух (улитку).
Система подогрева предназначена для разогрева двигателя и обслуживающих его систем перед запуском. В систему подогрева входят форсуночный подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости узлов двигателя, водяные рубашки маслозакачивающих насосов и трубопроводы. Воздушная система танка обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом, очистку смотрового прибора механика-водителя от грязи и пыли, очистку входного и выходного штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27 (системы ЗОПМ) от грязи, зарядку воздушного баллона системы гидропневмоочистки прицела, работу пневматических приводов клапанов нагнетателя и клапана вентиляции на перегородке, очистку узлов внутри машины от пыли путем обдува сжатым воздухом при их обслуживании. Резервный пуск двигателя обеспечивается электрическим стартером-генератором СГ-10-1.
Силовая передача — механическая, с гидравлическим управлением, состоит из гитары и двух коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами. Гитара — шестеренчатый повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробкам передач. Передаточное число гитары — 0,706. Коробки передач — планетарные с семью передачами вперед и одной назад, с фрикционным включением и гидроуправлением. Коробки передач предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колесах, поворота и торможения машины, отключения двигателя от ведущих колес. Все эти режимы обеспечиваются включением и выключением определенных фрикционов в коробках передач.
1 — балансир; 2 — упор; 3 — амортизатор; 4 — рычаг; 5 — тяга
Поворот машины осуществляется:
а) при прямолинейном движении включением в одной из коробок передачи на одну ступень ниже, чем передача прямолинейного движения, при этом машина поворачивается с определенным (расчетным) радиусом поворота; при движении на 1-й передаче или передаче заднего хода включается тормоз, поворот осуществляется с радиусом, равным ширине машины;
б) частичным выключением в одной из коробок фрикционов, которые были включены при прямолинейном движении, и частичным включением фрикционов, соответствующих передаче на одну ступень ниже.
Направляющее колесо и передние опорные катки (позднего типа) | Ведущее колесо и задние опорные катки |
Бортовые передачи представляют собой одноступенчатые планетарные редукторы с постоянным передаточным числом, понижающие обороты ведомых валов коробок передач и соответственно увеличивающие крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам гусеничного движителя. Передаточное отношение бортовой передачи — 5,454.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из шести двухсткатных обрезиненных опорных катков, трех односкатных поддерживающих катков с внутренней амортизацией, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы. Подвеска — индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2 и 6-м опорных катках. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с резинометаллическим (РМШ) или открытым (ОМШ) шарниром. Число траков в гусенице — 96. Ширина трака — 580 мм, шаг зацепления — 137 мм. Масса гусеницы с РМШ — 1698 кг, с ОМШ — 1430 кг. При необходимости на танке Т-72 могут использоваться также гусеницы с ОМШ, применяемые на танке Т-62, с установкой специальных венцов ведущих колес. Допускается использование гусениц и с машин Т-54 и Т-55 с увеличением количества траков до 97.
Трак гусеницы с резинометаллическим шарниром | |
1 — трак; 2 — палец; 3 — гайка; 4 — втулка; 5 — проушина цевки; 6 — грунтозацепы; 7 — ребра; 8 — гребень |
Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение и откачивающий насос ОПВТ — по двухпроводной). Напряжение — 27 В (для стартерной цепи — 48 В). Источники: четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140; емкостью 140 А .ч каждая; стартер-генератор СГ-10-1 мощностью 10 кВт, работающий в режиме генератора. Потребители: приборы комплекса вооружения; стартер-генератор СТ-10-1, работающий в стартерном режиме; электродвигатели насосов и вентиляторов; радиостанция и переговорное устройство; приборы средств защиты; приборы освещения и сигнализации.
Средства связи танка.
На танке Т-72 установлены радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124 на четыре абонента. Радиостанция — приемопередающая, телефонная, симплексная. Дальность связи при работе на 4-метровую штыревую антенну при движении по среднепересеченной местности со скоростью до 40 км/ч составляет не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном. Радиостанция имеет 1261 рабочую частоту с интервалом 25 кГц. Прием и передача ведутся на одной общей частоте. Радиостанция имеет механизм установки частот, позволяющий подготовить заранее и зафиксировать любые четыре частоты диапазона. Переход с одной подготовленной частоты на другую выполняется автоматически после переключения соответствующего переключателя.
Система защиты от оружия массового поражения.
Система защиты от оружия массового поражения (ЗОМП) предназначена для защиты экипажа танка, а также узлов и агрегатов, расположенных внутри танка, от ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Она также защищает экипаж от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия. Защита от ударной волны ядерного взрыва обеспечивается броней танка и его герметизацией. Защита экипажа от проникающей радиации ядерного взрыва также обеспечивается броней и установкой специального материала внутри танка. Защита экипажа от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия обеспечивается герметизацией боевого отделения и отделения управления и созданием в них избыточного давления (подпора) очищенного воздуха. Одновременно система осуществляет световую и звуковую сигнализацию, контроль уровня радиации и избыточного давления внутри танка, а также контроль наличия отравляющих веществ вне танка. Система ЗОМП состоит из следующих основных частей: прибора радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратуры ЗЭЦП-З управления исполнительными механизмами герметизации, фильтровентиляционной установки (ФВУ), исполнительных механизмов, клапана вентиляции и лючка вентиляции, подпоромера.
Противопожарное оборудование (ППО) танка.
На Т-72 установлена автоматическая система ППО трехкратного действия. Противопожарное оборудование состоит из трех двухлитровых баллонов с огнегасящим составом, трубопроводов, соединяющих баллоны с боевым и силовым отделениями, и девяти термодатчиков. В ППО используется огнегасящая жидкость Фреон 114В2. Для тушения незначительных очагов пожаров имеется ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система дымопуска.
На танке установлена термическая дымовая аппаратура (ТДА) многократного действия. В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Система дымопуска обеспечивает постановку дымовых завес только при работающем двигателе. Топливо из двух форсунок в распыленном состоянии попадает в поток выпускных газов, где под действием высокой температуры испаряется и, смешиваясь с газами, образует парогазовую смесь. Так как температура парогазовой смеси значительно выше температуры наружного воздуха, то при выбросе ее в атмосферу и соприкосновении ее с воздухом происходит конденсация паров топлива и образование тумана. При работе двигателя на керосине дымовая завеса получается слабая, и включать систему ТДА не имеет смысла. При работе на бензине использовать систему ТДА нельзя.
Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) предназначено для преодоления танком по дну водных преград глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Оно обеспечивает ведение боевых действий после преодоления преграды без остановки танка и проведения каких-либо работ, требующих выхода экипажа из танка. Комплект оборудования для подводного вождения состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк в предвидении преодоления водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке. К съемным узлам относятся: воздухопитающая труба; выпускные клапаны; уплотнения дульного среза пушки и амбразуры спаренного пулемета; колпачки с тросом для герметизации штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27.
К постоянно установленным узлам относятся: уплотнения корпуса, башни и шариковой опоры башни; крышка воздухопритока к воздухоочистителю; уплотнение броневой зашиты пушки; откачивающий насос; лючок перетока воды на моторной перегородке; уплотнение крыши над силовым отделением. Кроме того, в состав ОПВТ входят спасательные жилеты и изолирующие противогазы на каждого члена экипажа. Движение танка по дну осуществляется на 1-й передаче. На монтаж съемной части ОПВТ требуется 20 мин. Для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды необходимо 1-2 мин., а для демонтажа съемной части ОПВТ и установки его в транспортное положение — 15 мин.
Для отрытия окопов и укрытий танк Т-72 оснащен оборудованием для самоокапывания, расположенном снаружи на нижнем носовом листе корпуса. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.
Турция возобновила поиски двигателя для танка Altay. Будет ли участвовать Украина?
Турецкие компании и военные чиновники начали переговоры по восстановлению производства главного боевого танка нового поколения Altay.Эта программа столкнулась с серьезными задержками из-за проблем с двигателем, трансмиссией и броней.
Турция изначально надеялась обеспечить Altay немецким двигателем MTU и трансмиссией RENK. Однако переговоры с немецкими производителями, которые велись в течение нескольких лет, не оправдались из-за федерального эмбарго на поставки оружия и компонентов военного назначения в Турцию. Германия — одна из ряда европейских государств, правительство которых ограничил экспорт в Турцию за ее участия в гражданской войне в Сирии.
Подобная проблема касается и закупки брони для танков. Турция надеялась, что французское решение системы динамической защиты для Altay будет закуплено для 40 танков. Но недавняя политическая напряженность между двумя странами по разведке углеводородов у Кипра поставила это под угрозу.
Теперь, как сообщило американское издание Defense News, турецкая компания BMC, ответственная за изготовление танка Altay, ведет переговоры с южнокорейской Hyundai Rotem. «Мы надеемся, что наши переговоры в конце концов решат проблемы, связанные с моторно-трасмисийним отделением, которое мы будем использовать прии серийном производстве танка Altay», — заявил источник Defense News.
BMC через Hyundai Rotem ведет переговоры с двумя южнокорейскими концернами оборонной техники: производителем двигателей Doosan и S&T Dynamics, производящей автоматические коробки передач. Турецкая сторона надеется, что в случае достижения согласия и решения вопроса лицензий, МТВ для танка Altay будет именно на основе симбиоза Doosan-S&T.
Но ирония судьбы заключается в том, что в свое время подобная проблема была и в программе массового производства нового южнокорейского танка K2 Black Panther. Развертывание серийного производства сдерживалось из-за проблем, связанных как раз с двигателем и трансмиссией.
Первые 100 единиц K2 Black Panthe были оснащены 1500-сильным двигателем Doosan и автоматической коробкой передач S&T Dynamics. Но в процессе эксплуатации трансмиссия S&T Dynamics часто выходила из строя. Поэтому Администрация Южной Кореи по вопросам оборонных программ объявила, что вторая партия K2 Black Panthe будет иметь «гибридный» силовой агрегат, состоящий из двигателя местного производства и трансмиссии от немецкой компнаии RENK.
Очень странно, что Турция с танком Altay готова наступить на те же грабли, что и Южная Корея с ее K2 Black Panther.
Вместе с тем, известно, что Турция предлагала Украине представить решение о возможности использования на танке Altay моторно-трасмисийного отделения с применением дизеля мощностью в 1500 л.с.
Как известно, украинская сторона несколько раз демонстрировала на международных выставках вооружений (в Нижнем Тагиле в 2011 году, на IDEX 2013 в ОАЭ, а также на SOFEX 2016 в Иордании) танковый многотопливный двигатель 6ТД-3, мощность которого составляет 1500 л.с.
Что такое многотопливный двигатель танка
К танковым двигателям традиционно предъявляются очень жесткие эксплуатационные требования, ведь они должны безотказно работать в любых условиях, обеспечивать танку высокую маневренность, а также отличаться простотой в обслуживании и ремонте. Ведь если вдруг в боевых условиях потребуется ремонт или замена двигателя,необходимо сделать это максимально быстро. Поэтому эффективность применения того или иного танка зависит не только от его огневой мощи и бронезащиты, но и двигателя.
Лучшими современными танками, которые стоят на вооружении различных стран мира, считаются немецкий «Леопард», американский «Абрамс», французский «Леклерк», российский Т-90, израильский «Меркава» и английский «Челленджер». Естественно, что и двигатели танков заслуженно считаются одними из лучших, однако каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Двигатель танка «Леопард»
В настоящее время основным боевым танком бундесвера является «Леопард2А4», но в войсках также активно используются и другие модификации данной боевой машины. Практически на всех моделях современного «Леопарда» установлен дизельный V-образный 12 цилиндровый четырехтактный двигатель, обладающий мощностью 1500 л.с. при 2600 об/мин. Он относится к силовым установкам предкамерного типа и оборудуется турбонаддувом и жидкостным охлаждением наддувочного воздуха. На нем имеется два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, которые объединены в единую систему охлаждения.
Для поступления воздуха в двигатель предусмотрены два воздухозаборника. Они размещаются на крыше МТО и сверху прикрыты кормовой нишей башни. Через воздухозаборники воздух попадает в два воздухоочистителя, которые являются двухступенчатыми. Благодаря им,на первом этапе отфильтровывается пыль, а затем она удаляется при помощи электровентиляторов.
Несомненным преимуществом двигателя «Леопарда» является то, что он представляет собой единый конструкционный блок. Поэтому в полевых условиях замену всего двигателя можно произвести всего за 15 минут.
Запуск двигателя осуществляется электростартером. В зимнее время в целях облегчения пуска применяются свечи накаливания, которые размещены в предкамерах. При температурах ниже -20 градусов при помощи обогревателя происходит предпусковой прогрев силовой установки.
Двигатель танка «Абрамс»
В отличие от большинства современных танков, на которых установлены дизельные двигатели, «Абрамсы» оснащены газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. Он представляет собой трехвальный двигатель, оборудованный двухкаскадным осецентробежным компрессором, свободной силовой турбиной, а также камерой сгорания тангенциального расположения. Для охлаждения сопловых и рабочих лопаток первой ступени турбины используется воздух, который отбирается на выходе из компрессора, а затем подается через специальные отверстия в хвостовиках лопаток.
Данный мотор отличает меньшая масса по сравнению с дизельными аналогами, простота конструкции, повышенный ресурс и высокая надежность. К тому же AGT-1500 лучше подходит под требования многотопливности, обладает меньшей шумностью и пониженной задымленностью, а также легче запускается при низких температурах. Мотор обладает высокой приемистостью, что позволяет разогнать танк за шесть секунд до скорости 30 км/ч.
В то же время двигатель характеризуется повышенным расходом топлива и воздуха. Как следствие, система очистки воздуха по своим габаритам втрое больше, чем у дизельных силовых установок. Кроме того, в условиях пустыни двигатели часто выходят из строя, так как засоряются песком и пылью.
AGT-1500 объединен в единый блок с автоматической гидромеханической трансмиссией, что обеспечивает высокую ремонтопригодность танка в полевых условиях. Для замены блока требуется не более одного часа.
Двигатель танка «Меркава 4»
Израильский танк состоит на вооружении исключительно только в ВС силах Израиля и поставки его на экспорт не планируется, так как руководство страны опасается попадания технологий в недружественные Израилю арабские государства. Последней модификацией танка является «Меркава 4», однако в войсках по-прежнему активно эксплуатируются и предыдущие модификации этой боевой машины.
Отличительной особенностью конструкции танка является размещение двигателя и трансмиссии спереди (традиционная компоновка предполагает нахождение силовой установки в задней части машины), что обеспечивает большую живучесть экипажа.
На «Меркаву 4» устанавливается американский дизельный двигатель GD883 компании General Dynamics с водяным охлаждением и мощностью 1500 л.с. Данный двигатель является лицензионной копией немецкого двигателя GD883. Предыдущие версии танка оборудовались дизельными двигателями AVDS-1790-5A с турбонаддувом и воздушным охлаждением от американской компании «Teledyne Continental Motors, их мощность составляла 900 л.с.
Новый двигатель отличается улучшенными массо-габаритными показателями, более низким расходом топлива, а также удельными мощностными параметрами. Система питания двигателя обладает индивидуальными топливными насосами, а регулировка подачи топлива контролируется электрогидравлической системой.
Особенностью двигателя «Меркавы» является наличие специального масляного поддона, который связан с добавочным плоским масляным баком. Благодаря этому силовая установка способна работать при любых дифференциалах и кренах.
Управление двигателем осуществляется при помощи компьютера, который выводит на монитор механика-водителя всю информацию о его работе.
Танковый двигатель изготавливается в одном блоке с автоматической трансмиссией. На замену блока в полевых условиях требуется около одного часа.
Двигатель танка Т-90
Основным боевым танком российской армии продолжает оставаться Т-72Б, однако постепенно на смену ему приходят различные модификации Т-90, который был принят на вооружение еще в 1993 году.
Ранние модификации Т-90 оснащались многотопливным дизельным четырехтактным V-образным 12-цилиндровым двигателем (модель – В-84МС) с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Максимальная мощность двигателя при 2000 об/мин составляет 840 л.с.
На модификациях Т-90А и Т-90С устанавливается модернизированный В-84 (модель – В-92С2), который обладает улучшенной конструкцией и турбокомпрессором. Мощность при 2000 об/мин равняется 1000 л.с.
Последней версией танка Т-90 является Т-90АМ. Мощность установленного на нем двигателя В-92С2Ф2 с автоматической коробкой передач возросла на 130 л.с. Также был значительно повышен ресурс силовой установки, а удельная мощность увеличилась с 21 л.с./т до 23 л.с./т. Двигатель способен разогнать танк на шоссе до 60-65 км/ч.В перспективе ожидается установка еще более мощного двигателя, что позволит Т-90 разгоняться до 80 км/ч.
Что такое многотопливный двигатель танка
Газотурбинный двигатель LV 100
Автор является разработчиком и бывшим руководителем промышленной
программы по танку М-1 от концепции до производства.
Источник Jane’s International Defense Review
Газотурбинный двигатель LV 100, последующая модель газотурбинного двигателя AGT 1500, используемого в танке “Абрамс” М-1, разрабатывался объединенным управлением разработки по программе центра TARDEC по перспективной объединенной системе силовой установки (AIPS). Газотурбинный двигатель LV 100 (AIPS-Т) и конкурирующий дизельный двигатель (AIPS-D) разрабатывались для основного боевого танка будущего. Работа над дизельным двигателем закончена, а разработка газотурбинного двигателя продолжается.
Первоочередной задачей в разработке двигателя LV 100 была компактность. Особое внимание уделялось также характеристикам расхода топлива, особенно на холостом ходу. Расход
топлива на холостом ходу составляет половину расхода топлива его предшественника — двигателя AGT 1500. Планируется, что будет достигнута цель по лучшему удельному расходу топлива (BSFC) 210 г/кВт ч. Кроме теплообменника, который использует отработавший газ для подогрева воздуха, эффективность двигателя зависит от переменных ступеней, используемых в осевом компрессоре, и обеих ступеней силовой турбины. Компрессор имеет четыре осевые ступени и одну центробежную ступень, все они приводятся в движение одноступенчатой турбиной газогенератора.
Двигатель LV 100 собирается из четырех основных модулей, что упрощает ремонт и обслуживание. Прогнозируется, что ему потребуется 0,12 часа на обслуживание, исходя из времени работы в часах. Доступ к силовым установкам более затруднен в бронированных машинах, чем в небронированных; следовательно, сведение до минимума обслуживания и ремонта является особенно важным. Продемонстрировано также, что газотурбинный двигатель является многотопливным: без изменения компоновки он может использовать топлива DF-1, DF-2, JP-8 и бензин.
Разработанный на базе двигателя AGT 1500 газотурбинный
двигатель LV 100 является компактным и требует техничес-
кого обслуживания и ремонта небольшого объема. Он может
использоваться в качестве силовой установки для будущего
основного боевого танка или для модернизации танка М-1 “Абрамс”
Двигатель LV 100 имеет встроенную двухступенчатую самоочищающуюся систему фильтрации поступающего воздуха. Эта система работает с высокой эффективностью. Она успешно прошла 200 — часовые испытания, работая при нулевой видимости без ухудшения характеристик. Выходная мощность газотурбинного двигателя составляет 1372 л .с. (1024 кВт), как требуется техническими условиями центра TARDEC. В пределах существующих габаритных размеров возможно 20 % увеличение мощности.
Схематичное изображение газотурбинного двигателя LV 100:
1 — топливо; 2 — выхлоп; 3 — износоустойчивая компактная установка восстановления энергии трубчатого профиля (теплообменник); 4 — одноступенчатая силовая турбина с переменной площадью; 5 — одноступенчатая турбина высокого давления с регулированием количества подводимого воздуха;
6 — многотопливная высокотемпературная камера сгорания; 7 — цифровой электронный регулятор; 8 — вспомагательная коробка передач; 9- чистый воздух из SCAF (самооочищающегося воздушного фильтра); 10 — осевой — центробежный компрессор широкого диапазона
Явным преимуществом является малая масса газотурбинного двигателя. Объединенное управление разработки отмечает, что двигатель LV 100 на 909- 1364 кг легче сравнимых дизельных двигателей, частично благодаря тому факту, что газотурбинный двигатель не нуждается в системе охлаждения типичных дизельных двигателей и имеет хорошие характеристики холодного запуска. Уникальными также являются низкий шум газотурбинного двигателя и отсутствие дыма. Вероятно, самой важной из всех его характеристик является его надежность. Газотурбинный двигатель имеет примерно на 30 % меньше деталей, чем сравнимый двигатель с воспламенением от сжатия (деталей на 43% меньше чем на AGT 1500).
Расчетная надежность двигателя LV 100 составляет 5300 км между отказами. Танк М-1А1 “Абрамс” продемонстрировал во время войны в районе Персидского залива боеготовность 90 — 98 %, главным образом, благодаря своему очень надежному газотурбинному двигателю — уникальная и важная характеристика.
Сравнение удельного расхода топлива (диапазон мощности 1100 кВт):
I — удельный расход (г/кВтч); 2 — нагрузка двигателя; 3 — танковый газотурбинный двигатель с теплообменником (1970-е годы); 4 — современный вертолетный газотурбинный двигатель без теплообменника; 5 — будущий танковый газотурбинный двигатель с теплообменником; 6 — современный дизельный двигатель
LV -100 имеет регулируемый направляющий аппарат в компрессоре и рабочие лопатки турбины, а также цифровой электронный регулятор режимов работы и высокоэффективный профильный теплообменник. Значения расхода топлива, представленные на рис., показывают современное состояние разработки, они также показывают возможности истолкования таких кривых расхода: для эксплуатации в значительной степени в ненапряженном режиме (эксплуатации в мирное время) поршневой двигатель останется в будущем несравненным; при росте требований по мощности газотурбинный двигатель имеет преимущество по расходу топлива.
Высокая удельная мощность, относительная нечувствительность к топливу и низкий уровень шума являются преимуществами, присущими газотурбинному двигателю. Кроме того, частота вращения его механизма отбора мощности благоприятствует работе генератора для электрической пушки или электрической трансмиссии. Но противовесом таким большим преимуществам являются столь же важные недостатки, такие как высокие стоимости разработки и закупки и ограниченные возможности эволюционного развития.
Что такое многотопливный двигатель танка
Т-80У: еще повоюем?
Тактико-технические характеристики Т-80У
Масса: 46 т.
Экипаж: 3 чел.
Максимальная скорость движения по шоссе: 70 км/ч.
Запас хода: 440 км.
Силовая установка: многотопливный газотурбинный двигатель мощностью 1.250 л.с. (920 кВт).
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях.
Боекомплект (в том числе в автомате заряжания): 45 (28) выстрелов.
Типы снарядов: бронебойный оперенный подкалиберный, кумулятивный, осколочно-фугасный, ракета, управляемая по лазерному лучу.
Скорострельность: 6 — 8 выстрелов в минуту.
7,62-мм спаренный пулемет.
12,7-мм зенитный пулемет.
Защита: комбинированная многослойная броня с встроенной динамической защитой и силовыми экранами, противорадиационная коллективная от ОМП.
На днях исполнилось двадцать лет со дня принятия на вооружение нашей армии танка Т-80У, который стал танком третьего поколения. При его разработке найдено немало новых технических решений. Специально для «восьмидесятки» было создано второе поколение танковых управляемых снарядов. В лобовую проекцию корпуса, по бортам и в башню была встроена динамическая защита, которая явилась элементом конструкции танка. Этим «ушка» существенно отличался от Т-80, где динамическая защита была вынесена за пределы корпуса в так называемые коробочки.
Вместо дизеля на Т-80У установили газотурбинный двигатель мощностью 1.250 лошадиных сил. В целях экономии топлива и обеспечения работ всех систем танка при стоянке была разработана стояночная турбина с генератором. Она могла также осуществлять подзарядку аккумулятора. Были улучшены характеристики приборного комплекса и других систем боевой машины. Кроме того, был подготовлен большой конструкторский задел для дальнейшего совершенствования Т-80У в процессе серийного производства. Для гусениц изготовили обрезиненные подушки, которые сделали танк асфальтоходным, позволяли ему двигаться по шоссейным дорогам, не боясь их испортить.
Мало кто знает, что свой вклад в создание и совершенствование «восьмидесятки» внесли воины-танкисты ЛВО.
— При создании Т-80У учитывались опыт эксплуатации танка Т-80 в частях ЛВО, замечания и пожелания воинов-танкистов, — говорит заместитель главного конструктора танка Альберт Казимирович Дзявго. — Очень много времени нам приходилось проводить в частях, особенно в Каменке. Мы могли видеть жизнь экипажей не только на учениях, полигоне, но и в парке, учебных классах и повседневной жизни.
Необходимость в разработке новой модификации была вызвана не только выявленными замечаниями по эксплуатации Т-80. Военным руководством страны в лице министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова была поставлена задача создать единую модель танка для Вооруженных Сил. Существующая на тот момент ситуация, при которой на вооружении находилось сразу три модели — Т-64, Т-72 и Т-80, не устраивала главу военного ведомства. Несмотря на то что все они были достаточно унифицированы, расходы на содержание, обслуживание, ремонт, производство и поставку запчастей для трех категорий машин были слишком высокими.
К работе подключились лучшие конструкторские бюро и институты отрасли. Был учтен горький опыт провала создания единого танка второго поколения для Вооруженных Сил в 1967 году, когда Т-64 таковым не стал.
Головными разработчиками стали два танковых КБ — Ленинградского Кировского завода (главный конструктор – Н. Попов) и Харьковского завода им. В. Малышева (главный конструктор – Н. Шомин). Между ними был распределен объем работ: шасси и моторное отделение создавали ленинградцы, а башню и вооружение – харьковчане.
— Мы с большим энтузиазмом взялись за работу, осознавая, что делаем большое дело, — продолжает А. Дзявго. – Новый танк должен был стать не только единым танком для армии, но и машиной, не имеющей аналогов в мире.
Существовавший в то время управляемый снаряд «Кобра» — детище харьковчан — был очень сложен в эксплуатации. Было решено разработать новый вид снаряда. В процессе разработки определились два варианта управляемых снарядов: ленинградский «Рефлекс» главного конструктора А. Шипутова, управляемый по лазерному лучу, а также харьковский «Агона» главного конструктора А. Нудельмана, управляемый по радио. Сравнительные испытания выявили победителя, им стал «Рефлекс».
В Каменке был испытан ходовой макет танка с дистанционным управлением. В работе над ним принимали участие многие ленинградские научно-исследовательские организации, в том числе НИИ телевидения и Государственный оптический институт (ГОИ).
— Во время испытаний мы посадили одного офицера в танк и попросили его ничего не трогать, а другой офицер сел в кунг за пульт управления, – вспоминает А. Дзявго. – После того как танк с помощью пульта дистанционного управления погоняли по всему полигону, офицер, сидевший за пультом, сказал, что не ощутил никакой разницы между управлением танка из самой машины и дистанционным управлением. Разработанные НИИ телевидения и ГОИ приборы позволяли офицеру «со стороны» видеть все, что видел офицер, сидящий в танке. К сожалению, в связи с отсутствием средств работы над дистанционным управлением были свернуты. Но имеющиеся наработки позволяют в любой момент вернуться к ним и применить это изобретение не только в военных, но и в мирных целях.
По итогам государственных испытаний, проходивших на полигонах в Каменке и Ржевке, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 ноября 1984 г. № 1184-301. В соответствии с ним Т-80У был принят на вооружение. Производство газовых турбин для него было налажено в Харькове. Однако идея создания единого танка для Вооруженных Сил страны просуществовала всего… 24 дня: вместе со смертью Устинова эта концепция в очередной раз провалилась.
Харьковчане изъяли газовую турбину, срочно изготовили танк с двухтактным двигателем и предъявили его на госиспытания. По укороченной программе танк был испытан и принят на вооружение под индексом Т-80УД. Оборудование харьковского завода по производству газовых турбин демонтировали.
Альберт Казимирович предполагает, что это произошло по вине партийного руководства Украины и некоторых генералов, которые не доверяли газовой турбине. Конечно, у дизеля есть свои плюсы. Он гораздо дешевле, легче ремонтируется, с ним больше запас хода боевой машины. В то же время оснащенный турбиной танк обладает большей маневренностью, легче заводится в мороз, поскольку у него нет жидкости в системе охлаждения. И не только. Его моторное отделение более компактное, чем для дизеля. Такой танк легко поддается автоматизации, появляются возможности для работы над роботизированной машиной и т.д.
Помнится, и дизель встретил аналогичное сопротивление среди конструкторов и военных в конце 30-х годов. Всех устраивал карбюраторный двигатель, и только война подстегнула интерес к дизелю.
— Нам необходимо увеличивать мощность, повышать скорость танка, — считает Альберт Казимирович. – Надо повышать предельный ресурс работы двигателя, для того чтобы боевая машина имела возможность преодолевать предельные расстояния. Ведь воинский железнодорожный эшелон при нынешнем развитии средств разведки и высокоточного оружия является отличной целью для противника. А предел ресурса при дизеле составляет не более 1.000 часов.
С этим утверждением трудно не согласиться.
Но вернемся в недалекое прошлое. Принимая во внимание положительный опыт совместной работы разработчиков и эксплуатационников, было принято решение направить первые 50 танков Т-80У в части ЛВО для совместной доработки. Эти машины пришли в 1989 году. Однако подписанный немногим позже Договор об обычных вооруженных силах в Европе фактически поставил крест на бронетанковых войсках округа. Согласно взятым нашей страной обязательствам по сокращению обычных вооружений, а также в соответствии с т.н. фланговыми ограничениями танки в ЛВО стали резать либо отправлять за Урал.
Эти мероприятия коснулись и Т-80У. Большая часть из них была направлена на Дальний Восток. В округе осталось всего …11 танков.
Кроме Ленинградского Кировского завода, который уже не производит эти танки, Т-80У выпускались в Омске. Последнее десятилетие в связи с отсутствием заказов «ушки» и там не сходили с конвейера.
Отрадно, что российские танкостроители при создании Т-90 использовали все технические решения Т-80У, за исключением газотурбинного двигателя — двигателя будущего, и даже нарекли его машиной XXI века. Но сам танк нового столетия, по всей видимости, еще ждет своих создателей.