Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое пусковой ток электродвигателя

Что такое пусковой ток электродвигателя

На электродвигателях есть табличка, в которой указаны основные технические характеристики агрегата: мощность, частота вращения и т. д. Однако производители не говорят о таком параметре, как пусковой ток. Это важная характеристика, которая оказывает существенное влияние на работу силового агрегата. Хороший электрик должен уметь определять этот показатель, и знать, что делать с полученными значениями.

  • Определение понятия
  • Особенности расчета
  • Практическое применение

Определение понятия

Пусковой ток двигателя – электроток, потребляемый силовым агрегатом в момент старта. Его показатель в несколько раз превышает значение номинального тока и при выборе оборудования крайне важно учитывать этот параметр. Здесь уместно сравнение с автомобилем, при разгоне которого тратится значительно больше топлива в сравнении с движением при постоянной скорости. Это явление характерно для различного электрооборудования:

  • Погружные насосы – отличаются самым тяжелым стартом, и их пусковой электроток может превышать номинальный в 9 раз.
  • Холодильники – при запуске сила тока превышает номинальный в 3,33 раза.
  • Микроволновые печи – показатель пускового электротока в 2 раза выше номинального значения.

Это связано с тем, что в момент включения электродвигателя в его обмотке создается сильное магнитное поле, необходимое для раскручивания ротора. Именно поэтому показатель электротока пуска значительно превышает номинальное значение. На его значение оказывают влияние различные факторы:

  • Наличие нагрузки на валу силового агрегата.
  • Скорость вращения.
  • Схема подключения и т. д.

Особенности расчета

Определение значения пускового тока электродвигателя проводится в два этапа. Сначала необходимо рассчитать номинальный электроток, для этого используется следующая формула:

Затем можно переходить к определению показателя тока пуска, используя формулу:

Зная это значение, можно легко подобрать выключатели-автоматы, обеспечивая тем самым надежную защиту линии включения. В паспорте электродвигателей указано значение силы тока при номинальной нагрузке на валу силового агрегата. Например, если на моторе присутствует надпись 13,8/8 А, то при его включении в сеть на 220 В и номинальной нагрузке, сила тока будет составлять13,8 А. Когда он подсоединен к сети 380 В, то ток составит 8 А.

Если известна номинальная мощность силового агрегата, можно легко выяснить и его номинальный ток. Для этого предстоит воспользоваться формулой:

Иногда коэффициент мощности мотора может оказаться неизвестным. В такой ситуации стоит воспользоваться простым соотношением – 2 А/1 кВт.

Например, если показатель номинальной мощности мотора составляет 15 кВт, то он будет потреблять около 30 А. Погрешность при таком расчете минимальна.

Практическое применение

Силовые приводы будут эксплуатироваться правильно только в том случае, если при их выборе были учтены пусковые характеристики.

Высокий стартовый ток представляет серьезную опасность для электрооборудования. Если не принимать мер по его ограничению, возможны серьезные проблемы.

Ток пуска может повредить не только сам мотор, но и другое электрооборудование, установленное с ним на одной линии. Для решения поставленной задачи можно использовать следующие методы:

  • Производить запуск силового агрегата на холостом ходу – нагрузка прикладывается только после перехода мотора в рабочий режим.
  • При подключении использовать схему треугольник-звезда.
  • Применять автотрансформаторный пуск – напряжение на двигатель подается через автотрансформатор, что позволяет добиться плавного повышения силы тока.
  • Использовать пусковые резисторы.
  • Применение частотных регуляторов и тиристорных устройств плавного запуска.
Читать еще:  406 двигатель карбюратор упало давление

С помощью устройств плавного пуска, основанных на тиристорах, можно снизить показатель электротока пуска в два раза. При этом они могут работать как с асинхронными, так и синхронными электромоторами. В случае с трехфазными асинхронными двигателями, широкое распространение получили преобразователи частоты. Они позволяют изменять частоту электротока, обеспечивая не только плавный старт мотора, но и частоту вращения его ротора. Это эффективные устройства, но с высокой стоимостью. Следует помнить, что частотные преобразователи создают в сети помехи, устранить которые поможет сетевой фильтр.

Также можно использовать схему пуска силового агрегата с переключением обмоток со звезды на треугольник.

Для решения поставленной задачи часто применяются реле времени. Однако следует помнить, что этот способ подходит не для всех электромоторов.

Например, этот метод не применяется при подключении асинхронных электромоторов, рассчитанных на напряжение 220-380 В.

Сейчас на рынке появились более современные устройства – софт-стартеры. Они основаны на микропроцессорах и весьма эффективны. Единственным недостатком этих устройств может считаться лишь высокая стоимость.

Пусковой ток

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Пусковой момент
  • Пускорегулирующая электроаппаратура

Смотреть что такое «Пусковой ток» в других словарях:

ПУСКОВОЙ ТОК — ток, потребляемый из сети электродвигателем при его пуске. Пусковой ток может в несколько раз превосходить номинальный ток двигателя, поэтому пусковой ток часто ограничивают т. н. пусковыми резисторами … Большой Энциклопедический словарь

пусковой ток — EN inrush current transient current associated with energizing of transformers, cables, reactors, etc [IEV number 448 11 30] inrush current Iin current occurring during the transient period from the moment of switching to the steady state… … Справочник технического переводчика

пусковой ток — 3.29 пусковой ток (start up current): Значение тока электронагревателя в момент его включения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

пусковой ток — ток, потребляемый из сети электродвигателем при его пуске. Пусковой ток может в несколько раз превосходить номинальный ток двигателя, поэтому пусковой ток часто ограничивают так называемыми пусковыми резисторами или пусковыми реле. * * * ПУСКОВОЙ … Энциклопедический словарь

пусковой ток — paleidimo srovė statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. starting current vok. Anlaßstrom, m; Anlaufstrom, m rus. пусковой ток, m; ток при пуске, m pranc. courant de démarrage, m … Automatikos terminų žodynas

пусковой ток — paleidimo srovė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. starting current vok. Anlaßstrom, m; Anlaufstrom, m; Einschaltstrom, m rus. пусковой ток, m; ток включения, m pranc. courant de démarrage, m; courant initial, m … Fizikos terminų žodynas

ПУСКОВОЙ ТОК — ток, потребляемый электродвигателем из сети в момент его пуска. Сила П. т. может во много раз превосходить силу номин. тока двигателя. Для ограничения силы П. т. при пуске асинхр. двигателей с фазным ротором в цепь ротора последовательно включают … Большой энциклопедический политехнический словарь

Читать еще:  Что такое двигатели etec

пусковой ток — start up current Значение тока электронагревателя в момент его включения … Электротехнический словарь

пусковой ток накала генераторной (модуляторной, регулирующей) лампы — пусковой ток накала Максимальное мгновенное значение тока накала, возникающего при подаче напряжения накала на катод генераторной (модуляторной, регулирующей) лампы при заданных условиях. [ГОСТ 20412 75] Тематики электровакуумные приборы Синонимы … Справочник технического переводчика

пусковой ток трансформатора — проверяют, чтобы указанные в маркировке номинальные характеристики составляющих элементов соответствовали условиям работы трансформатора, включая пусковой ток. [ГОСТ 30030 93 (МЭК 742 83)] Тематики трансформатор EN inrush current of a transfor … Справочник технического переводчика

Пуск асинхронных двигателей

В большинстве случаев асинхронные двигатели включаются прямым включением в сеть. В статорной цепи двигателя замыкаются контакты электромагнитного пускателя, обмотки подключаются к линейному напряжению сети, возникает вращающееся электромагнитное поле, и привод начинает работать.

Конечно, при этом происходит пусковой бросок тока, превышающий номинальное значение в пять-семь раз. И длительность этого броска зависит от продолжительности пуска, то есть от мощности двигателя. Чем больше двигатель, тем большее время требуется ему для разгона и тем длительнее будет воздействие повышенного тока на питающую сеть и статорную обмотку.

Для “слабых” асинхронных электроприводов мощностью не более 3 кВт указанные недостатки прямого включения в сеть не являются критичными. Конечно, имеющим место броском тока нельзя пренебрегать, но даже бытовая сеть переменного тока обычно обладает некоторым резервом по мощности, позволяющим выдержать моментную перегрузку.

Что же касается самого приводного двигателя, то при отсутствии “просадок” напряжения он всегда запустится безо всяких для себя последствий. Поэтому, прямое включение в сеть часто применяется для асинхронных приводов небольших насосных и вентиляторных установок, циркулярных пил, наждаков, металлообрабатывающих станков.

Пуск этих приводов происходит в относительно благоприятных условиях, а двигатели рассчитываются на постоянную работу при соединении статорных обмоток в «звезду» и линейном напряжении 380 вольт (номинальное напряжение 380/220 вольт).

Но когда мощность двигателя исчисляется десятью, 15-ю и более киловаттами, прямое включение в сеть становится просто неприемлемым. Тогда броски пускового тока необходимо ограничивать, поскольку они создают лишнюю нагрузку на сеть и могут вызвать “просадку” напряжения.

Самый популярный способ ограничения пускового тока асинхронного привода – это пуск при пониженном напряжении. Для двигателей 660/380 вольт такой пуск технически можно реализовать переключением обмоток со «звезды» на «треугольник». В «звезде» двигатель потребляет меньший ток, и нагрузка на сеть уменьшается.

Переключение на «треугольник» через несколько секунд после пуска можно организовать при помощи реле времени, или контролируя ток в статорной цепи. Однако, существует одна проблема – при снижении напряжения питания снижается и момент двигателя на валу.

Причем если напряжение было снижено в два раза, то момент понижается в четыре раза – зависимость квадратичная. И это при том, что пусковой момент асинхронных двигателей и без того ограничен в силу особенностей асинхронной механической характеристики.

Поэтому, понижение напряжения и переключение со «звезды» на «треугольник» применяется только в электроприводах, имеющих технологическую возможность запускаться при полном отсутствии нагрузки на валу. Это актуально для гонных двигателей преобразовательных агрегатов, для приводов мощных многопильных станков и тому подобных приводов.

Читать еще:  Что такое свап для двигателя

Пуск при пониженном напряжении совсем не подходит, например, для привода ленточного конвейера, который практически всегда вынужден запускаться в нагруженном состоянии. Для таких приводов применяется реостатный пуск, также позволяющий ограничить пусковой ток двигателя, но без снижения крутящего момента.

Для реостатного пуска применяются двигатели с фазным ротором, позволяющим включить дополнительные сопротивления в свою цепь. Сопротивления можно выводить и по ступеням, при этом пуск получится более плавным. Реостатное регулирование часто применяют и для изменения скорости привода во время работы.

Но самым эффективным для асинхронного привода является пуск с использованием частотного преобразователя (ПЧ). Изменяя частоту и величину питающего напряжения, преобразователь позволяет асинхронному двигателю запускаться и работать с оптимальными показателями в составе любого привода. При этом совершенно исключаются броски тока, а крутящий момент достигает максимально возможных значений.

Пусковые токи асинхронных электродвигателей

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Ток, который нужен для запуска электродвигателя, называется пусковым. Как правило, пусковые токи электродвигателей в несколько раз большие, чем токи, необходимые для работы в нормально-устойчивом режиме.

Рисунок 1. Асинхронный электродвигатель Ток, который необходим для запуска электродвигателей как переменного, так и постоянного тока, называется пусковым. Величина пускового тока в несколько раз превышает, номинальное значение тока статора, необходимое для работы в нормально-устойчивом режиме.

Последствием высоких пусковых токов электродвигателей является кратковременное падение напряжения в силовых сетях, что может негативно отразиться на работоспособности другого оборудования, подключенного в эту же сеть.

Поэтому при подключении и наладке двигателей переменного тока (наиболее распространенных в промышленности) стоит задача максимально снизить значения пусковых токов, а также повысить плавность пуска двигателя за счет применения специального дополнительного оборудования.

Одной из наиболее эффективных категорий устройств, облегчающих тяжелые условия пуска, являются частотные преобразователи и устройства плавного пуска, с помощью которых обеспечивается плавный управляемый разгон и торможение электродвигателя. Пусковой ток асинхронного электродвигателя с фазным ротором уменьшают за счет внедрения в цепь ротора специальных регулируемых резисторов.

Расчет пускового тока асинхронного электродвигателя

Рисунок 2. Асинхронный электродвигатель с частотным преобразователем Расчет пускового тока электродвигателя необходим для того, чтобы правильно подобрать автоматические выключатели с необходимыми времятоковыми характеристиками, способными защитить линию включения данного электродвигателя.

Определение номинального тока трехфазного электродвигателя переменного тока согласно формуле: Iн=Pн/(Uн*cosφ*√3ηн), где
Рн – номинальная мощность двигателя, кВт,
– номинальное напряжение, кВт;
ηн — номинальный коэффициент полезного действия, деленный на 100;
cosφ —номинальный коэффициент мощности электромотора.

Расчет величины пускового тока по формуле
Iпуск=Iн*Кпуск, где
– номинальная величина тока обмоток статора;
Кпуск – коэффициент кратности пускового тока к номинальному значению.

Данные о мощности двигателя, номинальном напряжении и кратности пускового тока к номинальному можно найти в технической документации двигателя или увидеть на его шильдике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector