Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главные вопросы жизни

Главные вопросы жизни. Почему люди бывают так жестоки друг к другу?

Автор фото, Getty Images

Причинение боли тому, кто не способен ответить тем же, может выглядеть недопустимой жестокостью, но такое случается значительно чаще, чем можно предположить.

Наши коллеги из BBC Future продолжают совместную с сайтом The Conversation серию «Главные вопросы жизни». Очередной такой вопрос задала Рут из Лондона:

Отчего некоторые люди жестоко поступают в отношении тех, кто не представляет для них никакой опасности — порой даже в отношении собственных детей? Откуда берется такое поведение и какой цели служит? — Рут, 45 лет, Лондон.

Ей отвечает Саймон Маккарти-Джонс, доцент клинической психологии и нейропсихологии в дублинском Тринити-колледже (Ирландия).

«Какую химеру представляет собою человек, какой центр противоречий, какое чудовище! Судья всех вещей — и в то же время земной червь; свидетель истины — и в то же время клоака неведения и заблуждений; гордость вселенной — и в то же время ее последний отброс», — написал в 1658 году выдающийся французский философ и математик Блез Паскаль.

Со времен Паскаля мало что изменилось. Мы любим, мы ненавидим, мы помогаем, мы вредим. Мы протягиваем руку и мы втыкаем в спину нож. Мы понимаем, когда кто-то в ответ огрызается, пытаясь защитить себя. Но когда кто-то обижает совершенно безобидного, мы задаем вопрос: «Как он мог?!»

  • Главные вопросы жизни. Любовь — лишь мимолетная химическая реакция в вашем мозгу?
  • Умереть с радостью. Могут ли наши последние минуты принести блаженство?
  • «На то и правила, чтобы их нарушать»? Каково было бы жить в мире без правил

Люди обычно делают то, что приносит им удовольствие или помогает избежать страдания. Причинение боли другому человеку заставляет большинство из нас ощущать его боль. И нам не нравится это ощущение.

Из этого можно сделать предположение, что есть две причины, по которым люди заставляют страдать беззащитных: они либо не чувствуют боль других, либо чувствуют, но это приносит им наслаждение.

Есть и еще одна причина: даже в самом безвредном человеке другой может видеть скрытую угрозу для себя. Тот, кто не представляет опасности для вашего тела или кошелька, может угрожать вашему социальному статусу. Это помогает объяснить кажущиеся необъяснимыми действия тех, кто причиняет вред помогающим им — например, финансово.

В нынешнем либеральном обществе принято считать, что заставляя страдать других, мы причиняем им вред. Однако некоторые философы отвергают эту идею. (Например, Фридрих Ницше в книге «Злая мудрость» писал: «Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания».)

Но можем ли мы в XXI веке понять и принять жестокость «ради сострадания»?

Садисты и психопаты

Тот, кто получает удовольствие от унижения другого и причинения боли другому, — садист. Садисты ощущают боль другого человека больше других и наслаждаются этим — по крайней мере, до тех пор, пока эта боль длится. После чего могут чувствовать себя скверно.

В общественном сознании садизм ассоциируется с убийцами и палачами, теми, кто пытает. Однако есть куда менее экстремальный, но гораздо более распространенный вид садизма — бытовой садизм.

Автор фото, Getty Images

Большинство из нас откажется от сознательного причинения боли другому человеку — прежде всего потому, что раня других, мы частично разделяем их боль

Бытовые садисты испытывают удовольствие от причинения страдания другим или от наблюдения за тем, как те страдают. Обычно им нравятся жестокие фильмы, они в восторге от драк, им интересны пытки. Таких людей мало — но не настолько, чтобы их не замечать. Около 6% опрошенных студентов признались, что получают удовольствие от причинения боли другим.

Бытовой садизм может принимать формы интернет-троллинга или травли одноклассника. Бытовых садистов тянет играть в компьютерные игры, полные насилия. А в ролевых компьютерных онлайн-играх такие люди обычно бывают «гриферами» — вредителями, пакостниками, которые портят другим игровой процесс без всякой пользы для себя.

В отличие от садистов психопаты причиняют страдания другим не потому, что получают от этого удовольствие (хотя могут и получать), а потому, что чего-то хотят. Если причинение боли другому поможет достигнуть цели, то, значит, так тому и быть.

  • Как ответственность и исполнительность пробуждают в человеке самое плохое
  • Как негативные эмоции делают нас бесчувственными к чужой боли
  • Чем глупее, тем самоувереннее

Психопаты так поступают, потому что с меньшей вероятностью чувствуют жалость, угрызения совести или страх. Они могут понимать, что при этом чувствуют другие, но это их не трогает.

И это очень опасный набор качеств. В течение тысячелетий человечество приручало себя. В результате многим из нас трудно причинить боль другому человеку. Тех, кто пытает или убивает, воспоминания об этом преследуют всю жизнь. И тем не менее психопатия — это мощный прогностический параметр для будущих случаев неспровоцированного насилия.

Автор фото, Getty Images

Некоторые ученые считают, что обладание чертами садиста помогает людям добиться влияния, прорваться к власти

Нам следует понимать, когда мы сталкиваемся с психопатом. Вывод об этом можно сделать, наблюдая за выражением лица человека или коротко пообщавшись с ним.

К несчастью, психопаты знают это и очень стараются замаскироваться, произвести на вас первое хорошее впечатление.

  • Светлая триада и «ежедневная святость» — что это и зачем это изучать?
  • Психопаты способны к сопереживанию

Благо, у большинства людей нет психопатических черт характера. Только 0.5% можно признать психопатами. При этом среди заключенных таковых около 8% среди мужчин и 2% среди женщин.

Но не все психопаты опасны. Антисоциальные психопаты могут стремиться к острым ощущениям от наркотиков или опасных видов деятельности. Просоциальные психопаты могут действовать в интересах общества, получая удовольствие от погони за новыми идеями.

Как изобретения, инновации изменяют наше общество, так и просоциальные психопаты могут изменять мир для всех нас. Как в лучшую, так и в худшую сторону.

Откуда берутся такие черты характера?

На самом деле никто не знает, почему некоторые люди — садисты. Некоторые полагают, что садизм выработался как реакция на необходимость убивать животных во время охоты. Другие считают, что он помогает людям добиться влияния, прорваться к власти. Нейрология полагает, что садизм мог быть тактикой выживания в тяжелые времена.

Когда определенной пищи не хватает, уровень нейромедиатора серотонина, «гормона счастья», в нашем организме падает. Это делает нас более склонными желать нанести вред другим, потому что это начинает приносить больше удовольствия.

Автор фото, Getty Images

Существуют более «мягкие» формы садизма, доставляющие людям дешевое удовольствие от наблюдения за кем-то в уязвимом положении

Психопатия тоже может быть приспособленчеством. В ряде исследований более высокий уровень психопатии связывается с большей фертильностью (хотя обнаруживалось и противоположное). Причина этого может быть в том, что психопаты обладают репродуктивным преимуществом именно в агрессивной среде.

И действительно, психопатия расцветает пышным цветом в нестабильном мире жесткой конкуренции. Способности психопатов делают их умелыми манипуляторами. Импульсивность и отсутствие страха помогают им рисковать и достигать краткосрочных целей.

То, что психопатия жива и процветает в современном мире, можно объяснить и ее связью с творчеством.

Эрик Вайнштейн, математик и экономист, применяющий теоретические достижения математической физики к традиционной экономике, утверждает, что вообще люди с тяжелым характером — двигатель прогресса.

Впрочем, когда окружающая обстановка благоприятствует творческому мышлению, преимущества психопатов уже не столь очевидны.

Садизм и психопатия обычно тесно связаны с другими чертами характера — нарциссизмом и макиавеллизмом. Эти аспекты человеческой личности имеют общий знаменатель — так называемый D-фактор, фактор «темной триады».

  • Люди «темной триады»: карьеру проще строить бессердечным?
  • Ученые: нарциссы — «ужасные люди, но счастливые»?
Читать еще:  Что такое пуск двигателя автомобиля

Наследственный компонент в этих чертах может быть как умеренным, так и сильным. Некоторые люди могут такими родиться. Или родители, у которых высок уровень D-фактора, могут передать своим детям эти черты характера, грубо ведя себя в семье.

Понятно, что наблюдение за тем, как другие ведут себя, может научить нас вести себя так же. Так что у каждого из нас своя роль в борьбе против жестокости.

Страх и обесчеловечивание

Часто говорят, что быть жестокими позволяет обесчеловечивание других людей, лишение их человеческих качеств. Потенциальные жертвы называются собаками, тараканами, вшами, чтобы потом было легче ущемлять их, причинять им боль.

В этом есть определенный смысл. Исследования показывают, что когда кто-то нарушает общественные нормы, наш мозг изображает его лицо как менее человеческое. Из-за этого нам легче наказывать тех, кто нарушает нормы поведения.

Конечно, приятно думать, что если мы видим кого-то как человека, то мы не причиним ему зла. Но это опасное заблуждение.

Психолог Пол Блум считает, что самые жестокие наши поступки имеют основанием не обесчеловечивание других. Люди могут причинять боль другим именно потому, что видят в них человеческие существа, которые не хотят терпеть боль и унижение.

Роль науки в современном обществе

Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. Александр Герцен говорил: «Наука — сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Но насколько сильна современная наука? Каковы ее возможности?

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. Все вокруг человека — это достижения науки.

Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что когда-то человек сможет посылать свою мысль на самые далекие расстояния. Спустя век это стало возможным. Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Они сделались настолько обыденными, что человек забывает об опасностях, связанных с их использованием. Компьютер — источник нескольких видов излучений и полей. Электронно-лучевая трубка мониторов стационарных компьютеров и ноутбуков создают ионизирующее излучение. Как и любой другой электроприбор, компьютер создает электромагнитное излучение. Все входящие в компьютер устройства и вспомогательное электрооборудование формируют сложное электромагнитное поле. Большинство современных исследований по влиянию электромагнитного излучения говорят о его вреде для здоровья.

Однако наука на современном этапе пытается разрешить и такие проблемы, создавая новые отрасли внутри структуры научного сообщества. Исследует эти проблемы наука эргономика — наука, изучающая человека во взаимодействии с компьютером и другими машинами. Эргономика занимается комплексным изучением трудовой деятельности человека и поэтому объединяет многие научные дисциплины: физиологию, гигиену труда, психологию и др. Ученые стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, принимают участие в создании совершенной и безопасной техники.

Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов. Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов.

Не стоит на месте химия и физика. Эти науки развиваются в двух направлениях — как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).

В XXI веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разном местоположении, а следственно, у каждой страны свои особенности природных условий, климата. Многим странам постоянно угрожает опасность от природных стихий. К сожалению, ограниченность природных ресурсов все сильнее и сильнее дает о себе знать.

Поэтому особое значение приобретают такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предостеречь общество от природных катастроф, найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.

В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. На мой взгляд, только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.

Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом.

Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.

Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты.

Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием. Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.

На сегодняшний день азы науки учителя стараются доводить до детей через глобальную сеть — интернет. Предпочтение начинают давать «невидимым колледжам», дистанционному обучению, виртуальным институтам. Теряется живое непосредственное общение учителя и ученика. Уменьшается роль учителя, отсутствует воспитание детей на живом примере, и в этом я вижу лишь отрицательные последствия для будущих поколений.

XX век был выдающимся в области технического развития. Без всякого преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен. Но если же сложить средства, которые человечество потратило на фундаментальные научные исследования за всю свою историю, сумма окажется несравнимой ни с одним бюджетом какой — либо развитой страны. Государства теряют огромное количество средств, которые можно было бы направить на борьбу с голодом и болезнями, и другими проблемами, встающими перед главами государств.

Новейшие научные разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду и разрушающих озоновый слой планеты. Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Одним из таких примеров служит катастрофа на Чернобыльской АЭС. Геномодифицированные продукты, все чаще поступающие в продажу на прилавки магазинов, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику и научные достижения в природные процессы — одна из насущных задач ученых наступившего века. Только решив эту непростую задачу, можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.

Читать еще:  Что такое засапунил двигатель

Науку принято рассматривать как высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут стать опасными для людей?

Безусловно, наука — одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством. Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос навсегда останется нерешенным.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Евгения Ерышева,

студентка 251 группы специальности «Таможенное дело».

Вера на вырост как двигатель прогресса

Лента новостей

  • 00:35 Скончалась член СПЧ Мария Большакова
  • вчера, 23:22 При обстреле Горловки в ДНР пострадали двое детей
  • вчера, 22:47 Талибы призвали Запад сохранить дипотношения с Афганистаном
  • вчера, 21:47 Путин предложил на должность главы КЧР три кандидатуры
  • вчера, 21:09 США уничтожили последнюю базу ЦРУ в Кабуле
  • вчера, 20:27 Сборная РФ вышла в финал ЧМ по пляжному футболу
  • вчера, 20:01 США начали вывод военных из аэропорта Кабула
  • вчера, 19:27 Гоночный автомобиль протаранил толпу зрителей в Италии
  • вчера, 18:47 Пентагон сообщил о ликвидации двух главарей ИГ в Афганистане
  • вчера, 18:08 Умер народный артист Роман Громадский
  • вчера, 17:36 Изменения в ЕГЭ коснутся почти всех предметов
  • вчера, 16:29 Убийца Роберта Кеннеди может выйти на свободу
  • вчера, 15:53 Роспотребнадзор предупредил Линдеманна об антиковидных мерах на фестивале
  • вчера, 15:20 Глава Минпросвещения отверг планы по переводу учебы в онлайн
  • вчера, 14:51 Арестован второй участник нападения на женщину в Измайловском парке в Москве
  • вчера, 14:24 Талибы призвали жителей Кабула в недельный срок сдать правительственные машины и оружие
  • вчера, 13:53 В центре Москвы вновь произошла массовая драка мигрантов
  • вчера, 13:22 Эксперт Минздрава РФ считает, что иммунитет сильнее к ковиду после болезни, чем после вакцинации
  • вчера, 12:54 Россиянин Жданов установил новый мировой рекорд в плавании на Паралимпиаде
  • вчера, 12:21 Москва депортировала около 200 мигрантов
  • вчера, 11:49 Аэропорт «Домодедово» получил анонимку о минировании рейса Москва — Геленджик
  • вчера, 11:38 В России выявлено 19 492 новых случая COVID-19
  • вчера, 11:25 Российские паралимпийцы принесли 4 медали в копилку сборной России
  • вчера, 10:58 Военные США провели спецоперацию против боевика ИГ в Афганистане
  • вчера, 10:40 В США опубликованы выводы разведки по итогам расследования о происхождении ковида
  • вчера, 10:10 СМИ: солиста Rammstein Линдеманна посетили российские силовики
  • вчера, 09:41 В Казахстане объявлен траур по жертвам взрывов в воинской части
  • вчера, 09:12 В Ялте загорелся пятиэтажный дом на площади 1000 квадратных метров
  • вчера, 08:59 Французы создали «бензин» на вине
  • вчера, 08:39 В результате пожара в «красной зоне» больницы в Ярославле погиб пациент
  • вчера, 07:37 Исчезнувшую почти 70 лет назад берестяную грамоту нашли в старом сейфе РАН
  • вчера, 06:35 На выплаты медикам, участвующим в вакцинации от COVID-19, дополнительно выделено 7,8 млрд рублей
  • вчера, 05:30 Власти Дании с 10 сентября отменят все ограничения, введенные из-за COVID
  • вчера, 02:23 Достопримечательности Рио-де-Жанейро будут доступны только привитым от COVID-19
  • вчера, 01:25 В Кузбассе второй подросток скончался от коронавируса
  • вчера, 00:32 В центре Москвы во время раскопок найдены новые артефакты
  • 27 августа Мексиканские ученые создали маску, убивающую ковид
  • 27 августа Сооснователь «Смысловых галлюцинаций» впал в кому
  • 27 августа Пентагон запретил закупать российские энергоресурсы
  • 27 августа Агитка ЖКХ могла стать причиной смерти пенсионера в Магнитогорске
  • 27 августа Соратников Навального обязали оплатить работу полиции в выходной день
  • 27 августа Белорусскую ассоциацию журналистов указано ликвидировать
  • 27 августа Черное море в Анапе и Новороссийске признали непригодным для купания
  • 27 августа Дизельная подводная лодка «Магадан», вооруженная ракетами «Калибр», прошла госиспытания
  • 27 августа Девять медалей завоевала сборная России в третий день Паралимпиады
  • 27 августа Роналду переходит в «Манчестер Юнайтед»
  • 27 августа Frankfurter Allgemeine Zeitung: в ЕС считают, что «Газпрому», скорее всего, придется продать «Северный поток — 2»
  • 27 августа ФРС может приступить к сворачиванию стимулов в этом году
  • 27 августа Под Пермью разбился Су-24, летчики катапультировались
  • 27 августа Каждый российский учитель в 2023 году получит электронный планшет

Все новости »

Основатель фонда Edge Foundation и редактор веб-сайта edge.org Джон Брокман в своей книге «Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке» собрал 109 эссе, посвященных разным представлениям об истине и доказательствах

Фото: BFM.ru —>

«Во что вы верите, хотя не можете этого доказать?» — таким в 2005 году был главный вопрос интеллектуального проекта Edge, который уже более 10 лет объединяет мыслящих практиков, формирующих новые зримые глубинные смыслы «третьей культуры», торжествующей над анестезиологией традиционной мудрости.

Книгу основателя некоммерческого фонда Edge Foundation и редактора веб-сайта edge.org Джона Брокмана «Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке» на русском языке выпустило издательство «Альпина нон-фикшн». В ней представлено 109 ответов, посвященных сознанию, познанию, разным представлениям об истине и доказательствах.

Великие умы иногда угадывают истину до того, как появятся факты или аргументы в ее пользу. (Дидро называл эту способность «духом прорицания».) По словам Брокмана, рассматриваемые в книге идеи — это открытые, гибкие, смелые гипотезы просвещенных умов; они знакомят с новыми областями эволюционной биологии, генетики, компьютерных наук, нейрофизиологии, психологии и физики.

Наука развивается, выдвигая догадки и предположения, иногда под влиянием поэтических идей и даже эстетических образов, а затем пытается подтвердить их путем экспериментов или наблюдений. В этом и заключается красота науки — в ней есть стадия воображения, за которой следует стадия доказательств, стадия подтверждения.

«В целом, я бы сказал, что эти ответы демонстрируют, как мы справляемся с излишней определенностью, — пишет автор или, скорее, соавтор и составитель сборника эссе.— Мы живем в эру поисковой культуры, когда Google и другие поисковые системы ведут нас в будущее, изобилующее точными ответами и в сопровождении наивной убежденности. В будущем мы сможем ответить на вопросы — но хватит ли нам ума их задать?»

Во что верят современные мыслители? Например, в необходимость веры (не только религиозной, но веры в принципе), в настоящую любовь. Теоретик сингулярности Рэй Курцвейл полагает, что мы найдем способ преодолеть скорость света, и она уже не будет предельной скоростью передачи информации.

Есть ли жизнь за пределами Земли, разумна ли она? Существует ли время на самом деле? Можем ли мы изменить скорость света? Является ли язык предпосылкой сознания?

«Я предполагаю, что человеческая субъективность — знаменательный побочный продукт языка», — пишет Дэниел Денет, профессор философии, директор центра когнитивных исследований Университета Тафтса, утверждая, что животные и дети, не умеющие разговаривать, не имеют сознания в привычном его понимании.

Некоторые из его коллег в своих эссе, напротив, утверждают, что крысы способны чувствовать, а тараканы обладают сознанием. Элисон Гопник верит, что младенцы на самом деле более живо воспринимают внешний мир и внутреннюю жизнь, чем взрослые. Острое, экстатичное осознание мира, возникающее в момент озарения — как минимум одна из форм сознания. Для ребенка каждый шаг — словно прыжок с парашютом.

А что если каждый из нас — элемент коллективного интеллекта? Может быть, в значительной степени наше поведение определяется бессознательными социальными сигналами, и люди обладают не только индивидуальным, но и коллективным племенным разумом.

Читать еще:  Двигатель rd28 какое тнвд

«Что там жизнь — всю свою зарплату за целый год» профессор теоретической физики Стэнфордского университета Леонард Сасскинд, не раздумывая, поставил бы на то, что в экспериментах с монетой «орел» из миллиона бросков миллион раз не выпадет. Сасскинд уверен, что законы больших чисел, то есть теория вероятностей, его не подведут.

В своем эссе на вопросы «студента-тугодума» он отвечает, что на тысячу опытов орел, вероятно, выпадет от 470 до 530 раз (исходя из вероятности одна вторая и допустимой погрешности, равной квадратному корню от количества бросков). Что значит это «вероятно»? — «Это значит, что я буду удивлен, если орел выпадет чаще, чем предполагает допустимая погрешность. На этих законах строится вся наука. Но я не могу этого доказать, и на самом деле понятия не имею, почему они работают».

Математик Вверена Хубер-Дайсон говорит, что не может доказать почти ничего из того, во что верит. Наши убеждения всегда связаны с достижениями и опытом других людей. Мы также знаем из теорем Гёделя, что ограничения того, что можно доказать, встроены в саму концепцию доказательств, а не только в ограничения человеческого разума, пишет Хубер-Дайсон. Фактически в любой формальной системе, удовлетворяющей некоторым естественным минимальным требованиям, существует математическая истина, которую можно выразить языком этой системы, но нельзя доказать с помощью свойственной этой системе процедуры доказательств.

Но, может быть, мы выжили в процессе естественного отбора, благодаря нашей вере в то, что невозможно доказать? Возможно. Так, во всяком случае, считает Рэндольф Нессе, профессор психиатрии и психологии Мичиганского университета. Он обстоятельно раскрыл свою позицию относительно веры в недоказанное или недоказуемое. Пожалуй, его эссе в какой-то мере иллюстрирует и актуальность самой книги и заявленной в ней темы.

«Те, кто время от времени поддается ошибочным убеждениям, добиваются в жизни большего, чем те, кто просчитывает каждый свой шаг», — пишет Нессе. Он не призывает к иррациональности или безудержной эмоциональности, не забывая о золотой середине, но напоминает, что все великие дела в жизни совершают те, кто идет вперед, когда другим это кажется неразумным. Обычно этих смельчаков ждет неудача — но иногда они добиваются успеха, пишет Нессе.

Современная химия — мощный фактор научно-технического прогресса

В течение всего своего существования химия всегда помогала и продолжает помогать человеку в его практической деятельности. Без химии невозможно развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, связи, строительства, электроники, сферы быта и тому подобное.

К сожалению, в последние годы в Украине наблюдается уничтожение уровня химического образования в средней школе, а также сформировалось необъективное отношение к этому предмету как к сложному, тяжелого для восприятия и, главное, как такового, что является невостребованным в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Поэтому часто возникают осложнения при изучении химии студентами вузов.

Но современное общество нуждается в образованной молодежи, которая в своей профессиональной деятельности должна способности к внедрению собственных разработок в различных областях науки, техники, производства. Такая успешная деятельность возможна только на основе гармоничного понимания материального мира, окружающей среды, сознательного поиска собственного места в повседневной жизни. Поэтому знания фундаментальных научно-естественных дисциплин, в том числе по химии, становятся необходимым базисом для обеспечения плодотворной профессиональной деятельности выпускников вузов и способности решать проблемы и возможные будущие глобальные вопросы.

Учитывая многолетний опыт НТУУ «КПИ» в подготовке инженерных кадров и современные требования к подготовке бакалавров общетехнических направлений в свете требований Болонских договоренностей, научно-педагогический коллектив последовательно работает над проблемой формирования качественной системы знаний студентов по фундаментальным дисциплинам (химии, математики, физики). Овладение знаниями по основным естественных дисциплин во время первых лет обучения становится залогом формирования у студентов фундаментального мировоззрения (системы взглядов, понятий, представлений) о природе объектов и окружающего мира. Именно расширение и совершенствование фундаментальной подготовки позволяет сформировать специалистов, которые способны к нестандартному мышлению, анализу, систематизации и обобщения полученной информации, решение реальных технических задач.

При формировании фундаментального багажа знаний достаточно часто обосновывается необходимость усиления физической и математической подготовки. В то же время в недостаточной степени анализируются проблемы, касающиеся особенностей совершенствования подготовки по химии — одной из естественных наук, которая в значительной мере обеспечивает основательную фундаментально-научной компонента подготовки специалистов.

Высокий уровень инженерной работы и генерация новых идей при решении технологических и конструкторских подходов могут основываться только на глубоком понимании химических и физико-химических закономерностей процессов, которые являются базовыми для создания новейших естественно технологических отраслей. Плодотворная деятельность будущих инженеров в различных отраслях производства, науки невозможна без овладения системы фундаментальных химических знаний.

Особенно важным компонентом химического образования является лабораторный практикум, выполнение которого обеспечивает формирование у студентов навыков экспериментальной работы и проведения научных исследований, является важной составляющей профессиональной деятельности. Прежде подразумевается формирование у будущих инженеров достаточной химической культуры. Каждый специалист, то инженер-приборостроитель, машиностроитель, теплоэнергетик, так же как и специалист в области биомедицинской инженерии, микроэлектроники должен, как минимум, иметь достаточное представление о тех «химические компоненты» своей деятельности, способствующие ее интенсификации или меньшей степени рационализуватимуть результаты выполненной работы.

Например, существенные качественные сдвиги в области микроэлектроники могут быть реализованы только при применении новых полупроводниковых материалов, которые могут быть добыты с применением достижений нанотехнологий. В машиностроении реализуются современные методики, позволяющие получать металлические и металлокерамические материалы, модифицированные добавками карбидов, нитридов, характеризующиеся уникальными эксплуатационными свойствами, в частности высокой устойчивостью к коррозии и износа в различных температурных режимах.

В сфере энергетики существенные достижения становятся возможными только благодаря глубинному пониманию химических особенностей процессов горения топлива, принципов управления кинетическими особенностями процессов при применении многофункциональных веществ, которые стабилизируют процессы горения, предотвращают образование накипи в котлах, уменьшают износ деталей.

Также одним из важных аспектов химического образования является экологический. Будущие инженеры-технологи при проведении конструкторских разработок имеют не только качественно усвоить закономерности физико-химических процессов и приобрести умений управления их оптимальными режимами, но в то же время научиться предотвращать техногенным воздействиям человека на природные процессы и владеть методами контроля возможных источников загрязнения окружающей среды вредными веществами.

Но выделение незначительного объема кредитов на изучение столь необходимой фундаментальной дисциплины, как химия или полное отсутствие ее как предмета в учебных планах некоторых технических направлений подготовки бакалавров, также ненадлежащее отношение студентов к сдаче итогового контрольного мероприятия (отсутствие экзамена по дисциплине «Химия») не гарантирует формирования современного разносторонне развитого специалиста.

Международная и национальная деятельность в 2011 году, который по резолюции 63-й Генеральной Ассамблеи ООН провозглашен Годом химии, должна повысить уровень осведомленности людей о важности химии и ее вклада в систему фундаментальных знаний, а также роль этой отрасли естествознания в обеспечении успешного и эффективного решения таких проблем, как разработка и внедрение принципиально новых процессов в сферу материального производства искусственных материалов с различными важными свойствами; соблюдение экологических требований в новых технологических процессах, создание замкнутых производственных циклов и безотходных технологий, теоретическое обоснование и разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизация существующих производств; обеспечение растущего населения планеты надежными источниками чистой воды, энергии, продовольствия и продукцией отрасли строительных материалов, а также формирование надлежащего состояния окружающей среды для поддержания здоровья людей.

Следовательно, расширение и совершенствование химической подготовки бакалавров вуза может не только обеспечить создание качественной мировоззренческой базы, но в то же время становится фактором успешного выполнения инженерных разработок и решения технологических «ноу-хау».

Современный прогресс невозможен без химии!

О.П.Качоровська, ст. преподаватель,
А.В.Пидгорний, к.х.н., доц. кафедры общей и неорганической химии

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector