Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик оборотов вентилятора двигателя

Датчик оборотов вентилятора двигателя

Сигнализатор остановки вентилятора

В системном блоке компьютера одновременно трудится 3-5 и более вентиляторов, охлаждающих блок питания, жесткие диски, процессор, видеокарту, чипсеты материнской платы. Остановка (поломка) вентилятора или значительное снижение его оборотов неизбежно вызывает перегрев обслуживаемого им блока. Если с процессором особых проблем не возникает (пентиум просто отключается и восстанавливает свою работоспособность после остывания), то перегретый блок питания и чипсеты материнской платы просто сгорят. Ресурс перегретых жестких дисков падает пропорционально перегреву.

В некоторых вентиляторах (3-х проводные вентиляторы) имеется датчик скорости вращения (датчик оборотов), но он не всегда может быть использован, т.к. на материнской плате зачастую установлен 2-х проводной разъем подключения вентилятора. Жесткие диски и процессор имеют собственные датчики температуры, что позволяет программными средствами следить за их режимом и вовремя предупреждать о перегреве. Самыми уязвимыми для перегрева оказались чипсеты видеокарты и материнской платы.

Выход из строя видеокарты, это, конечно, неприятно, но не смертельно. Видеокарту можно просто заменить, причем купить в следующий раз модель без вентилятора, но с большим радиатором. Но выход из строя чипсета материнской платы влечет за собой замену всей материнской платы (дорого и трудоемко), переустановку операционной системы и всего программного обеспечения. Вот где кошмар начинается!

Испытав на собственном опыте все «прелести» замены материнской платы, решил больше не попадать в это положение и сделать датчик вентилятора, который начинал бы пищать не только при полной остановке моторчика, но и при снижении оборотов в 2 раза и более. Действительно, что толку от датчика, который говорит «все хорошо», а вентилятор при этом еле крутится и ничего не охлаждает?

Первая схема строилась по принципу: чем проще, тем лучше. Датчик измеряет средний ток моторчика. При уменьшении оборотов или остановке ток моторчика растет.

Транзистор, для уменьшения падения напряжения на R 1 выбран германиевый – МП42.

После апробации макета выяснилось, что термостабильность такой схемы просто никакая: на температуру руки срабатывает так же, как и на остановку вентилятора. Заменил транзистор на кремниевый (КТ315). Поначалу все заработало, но вскоре выяснилось, что с уменьшением оборотов моторчика (увеличением нагрузки) сопротивление его обмоток значительно растет, ток уменьшается. Таким образом, метод измерения тока оказался непригодным для достоверной регистрации снижения оборотов. Пришлось делать схему, измеряющую импульсы тока коллекторного двигателя в цепи питания. Подобных схем в интернете немало, но все они надежно регистрируют только полную остановку моторчика, что не подходит для наших целей.

В этой схеме пьезопищалка Horn 1 (я использовал HCM 1212 X с встроенным генератором) начинает пищать при снижении оборотов двигателя в 2 и более раз.

В качестве датчика L 1 использована обмотка малогабаритного реле, поверх которой намотаны встречно по 2 витка проводов вентилятора. Если длины проводов вентилятора не хватает можно удлинить 1 из проводов куском другого провода и намотать на катушке реле 3-5 витков.

Можно обойтись и без намотки провода поверх катушки, если приклеить катушку с обратной стороны мотора вентилятора. Наибольшая чувствительность получается, если катушка расположена у края мотора.

Если Вы хотите регистрировать уменьшение оборотов вентилятора в пределах 10-15% можно воспользоваться этой схемой:

Обратите внимание на нестандартное включение времязадающей цепи в правом по схеме таймере. Это не ошибка, это экономия деталей.)))

При подаче питания на вентилятор и схему датчика (включение компьютера) пищалка будет издавать звук в течение нескольких секунд, пока вентилятор не наберет нужные обороты. А если звук не пропадет? Или длится минуту и более? Значит, пора менять вентилятор.

Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) LUZAR

Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) лузар

КартинкаКод товараПроизводительТоварная группаОписаниеЦена средняя, ГРН
LFR20308LUZARРегулятор оборотов вентилятора356.68
LFR20307LUZARРегулятор оборотов вентилятора393.8
LFR1914LUZARРегулятор оборотов вентилятора805.75
LFR1100LUZARРегулятор оборотов вентилятора870.38
LFR1075LUZARРегулятор оборотов вентилятора1715.17
LFR1039LUZARРегулятор оборотов вентилятора1166.55

Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Luzar

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости Luzar
  • Датчик давления масла Luzar
  • Клапан (регулятор) холостого хода Luzar
  • Датчик положения распредвала Luzar
  • Датчик положения (оборотов) коленвала Luzar
  • Датчик потока (расхода) воздуха, расходомер M.A.F. — (Mass Airflow) Luzar
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) Luzar
  • Датчик давления наддува Luzar
  • Реле вентилятора Luzar
  • Датчик детонации Luzar
  • Реле свечей накала Luzar
  • Датчик уровня масла двигателя Luzar
  • Датчик уровня охлаждающей жидкости в бачке Luzar
  • Датчик давления выхлопных газов Luzar
  • Датчик положения дроссельной заслонки (потенциометр) Luzar
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости, на приборе Luzar
  • Датчик температуры воздушной смеси Luzar
  • Датчик температуры топлива Luzar
  • Датчик Холла Luzar
  • Датчик уровня воды топливного фильтра Luzar
  • Датчик положения педали акселератора (газа) Luzar
  • Датчик уровня охлаждающей жидкости в радиаторе Luzar
  • Регулятор дроссельной заслонки Luzar
  • Датчик температуры вакуумный Luzar
  • Датчик давления EGR Luzar
  • Клапан подачи вторичного воздуха Luzar
  • Датчик зажигания (пропусков зажигания) Luzar
  • Датчик температуры масла двигателя Luzar

Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Luzar

  • Выберите автозапчасть которая подходит вам по: стоимости, расположению продавца, состоянию, времени доставки, наличию гарантии;
  • Нажмите на автозапчасть, — откроется вкладка с информационной карточкой продавца;
  • Свяжитесь с продавцом по номеру телефона который есть в профиле продавца.

Цена на регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Лузар

© 2021 Автопро
Запчасти без посредников

Используя Автопро, вы принимаете Условия использования сайта

Как проверить датчик вентилятора

    26 1 55k

Вопрос как проверить датчик вентилятора, автовладельцев может интересовать когда вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, работает постоянно. А все потому, что часто именно этот элемент и является причиной такой проблемы. Чтобы проверить датчик включения вентилятора охлаждения необходимо знать принцип его работы, а также стоит воспользоваться мультиметром для проведения некоторых измерений.

Перед тем, как перейти к описанию процедуры проверки датчик включения вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с тем как он работает и его основных видах неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Сам датчик включения вентилятора представляют собой температурное реле. В основе его конструкции лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным штоком. При нагревании чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней шток замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в нижней его части, сбоку, зависит от модели машины), но есть модели двигателей где датчик вентилятора ставят в блок цилиндров, как например, у популярного автомобиля ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, в частности, на входном и выходном патрубках радиатора. Это позволяет как включать, так и отключать вентилятор принудительно при понижении температуры антифриза.

Также стоит знать, что существуют два типа датчика температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные рассчитаны на работу вентилятора при одной скорости, а трехконтактные — на две скорости работы вентилятора. Первая скорость включается при меньшей температуре (например, при +92°С…+95°С), а вторая — при большей (например, при +102°С…105С°).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — устройство достаточно простое, поэтому причин поломок у него немного. Не работать он может в таких случаях:

Разъемы на фишке трехконтактного ДВВ

  • Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
  • Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
  • Поломка реле (штока).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Отсутствие питания от предохранителя.

Учтите что датчик включения вентилятора является неразборным и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении отказа в работе его меняют. В современном автомобиле сигнализировать о проблеме будет лампочка чека двигателя, так как в памяти электронного блока управления (ЭБУ) будет фиксироваться одна или несколько из следующих ошибок — p0526, p0527, p0528, p0529. Коды этих ошибок будут сообщать об обрыве цепи, как сигнальной, так и питания, но случилось это из-за отказа датчика либо проблем с проводкой или подключением — можно узнать лишь после проверки.

Как проверить датчик вентилятора

Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

Проверка питания

Проверка питания ДВВ

На мультиметре включаем режим измерения постоянного напряжения в пределах около 20 Вольт (зависит от конкретной модели мультиметра). В отсоединенной фишке датчика нужно проверить наличие напряжение. Если датчик двухконтактный, то вы сразу увидите есть ли там 12 Вольт. В трех контактном датчике следует попарно проверить напряжение между выводами в фишке с тем, чтобы найти, где один «плюс», и где два «минуса». Между «плюсом» и каждым «минусом» тоже должно быть напряжение 12В.

Если питания на фишке нет — в первую очередь нужно проверить цел ли предохранитель (он может быть как в блоке под капотом так и в салоне авто). Его расположение зачастую указано на крышке блока с предохранителями. Если предохранитель целый — нужно «прозвонить» проводку и проверить фишку. Потом стоит приступать к проверке непосредственно самого датчика вентилятора.

Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

Проверка срабатывания вентилятора

При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

Проверка датчика включения вентилятора

Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию. Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь. Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):

Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

  1. Установить электронный мультиметр в режим «прозвонки».
  2. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсовому» контакту датчика, а черный — к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
  3. Щуп, измеряющий температуру подсоединить к поверхности чувствительного элемента датчика.
  4. Включить паяльник и приложить его жало к чувствительному элементу датчика.
  5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), то исправный датчик замкнет цепь, и мультиметр будет сигнализировать об этом (в режиме прозвонки мультиметр пищит).
  6. Переместить черный щуп на «минус», отвечающий за вторую скорость вращения вентилятора.
  7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд на исправном датчике должна замкнуться и вторая цепь при достижении пороговой температуры, мультиметр опять запищит.
  8. Соответственно, если при прогреве датчик не замыкает свою цепь — он неисправен.

Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

Заключение

Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.

Регулятор температуры RT-833 для управления скоростью оборотов вентилятора

      • Описание
      • Характеристики
      • Тех. документация

      Цена указана за реле без датчика температуры

      Предназначение:
      Регулятор предназначен для непосредственного управления скоростью оборотов вентилятора 12/24В постоянного тока в шкафах управления (либо подобных инсталляциях) в функции температуры.

      При росте значения температуры выше заданого значения Tmin будет задействован вентилятор, а скорость его вращения будет пропорциональна к измеряемой температуре и настройкам регулятора:
      — для температуры Tmin скорость вращения будет равна заданой минимальной скорости.
      — для температуры Tmin + Δ скорость вращения — 100%.
      — для температуры с диапазона Tmin<>Tmin+Δ скорость вращения будет пропорционально установлена в диапазоне от установленого минимального значения до 100% скорости.

      Регулятор имеет релейный выход для организации сигнализирования слишком высокой температуры либо повреждения (отсутствия питания) регулятора. Во время нормальной работы контакты 7-9 замкнуты. Если измеряемая температура будет на протяжении трёх минут выше от максимального значения (Tmin+Δ), то контакты разомкнутся. При повреждении регулятора либо отсутствии его питания, контакты 7-9 могут использоваться для сигнализирования ошибки.

      Чтобы избежать проблемы стопорения двигателя на малых оборотах, регулятор имеет функцию старта от максимальной скорости — вентилятор стартует на максимальной скорости и потом притормаживает до соответствующего значения.

      Сигнализирование:
      1. LED зелёная U: питание устройства
      2. LED красная:
      — выключена – температура ниже от значения Tmin
      — мигает (50% ON – 50% OFF) – температура выша значения Tmin, но в диапазоне регулирования.
      — включена – температура длительное время (более чем 3 минуты) выше от предельного значения (Tmin+Δ).

      Настройки:
      1. Tmin — темп.минимальная, диапазон установки 25÷60°C
      2. ΔT — прирост температуры, диапазон установки 5÷30°C
      3. RS — минимальная скорость, диапазон установки 0÷80%

      Схема подключения:

      1-3 питание регулятора
      4-6 вход датчика температуры
      7-9 контакт на размыкание 1R
      10-12 выход, управляющий вентилятором

      Дополнительная информация:

      Цена указана за реле без датчика температуры

      Возможные к использованию датчики температуры [F&F]

      маркировкаRT
      датчик температурыKTY 81-210
      размеры датчикаØ5; h=20мм
      изоляция датчикатермокембрик
      проводOMY 2×0,34мм²; l=2,5м
      маркировкаRT823
      датчик температурыKTY 81-210
      размеры датчикаØ8; h=40мм
      изоляция датчикаметаллическая трубка
      проводтермостойкий SIHF 2×0,5мм²; l=2,5м

      Цена указана за реле без датчика температурыПредназначение:Регулятор предназначен для непосредс..

      Регулятор оборотов вентилятора охлаждения радиатора(из того что было под рукой).

      Завалялась у меня платка DC/DC с ШИМ(ШиротноИмпульсныйМодулятор) на 555 таймере появилась идея использования этого же ШИМа для управления вентилятором системы охлаждения двигателя. Что это дает?
      1.Плавное включение вентилятора без просадок бортового напряжения(достигается за счет плавного изменения напряжения на датчике) и как следствие продление жизни самого вентилятора.
      2.Зависимость оборотов вентилятора от температуры двигателя.
      3.Более стабильный температурный диаппазон двигателя(держится в районе 85 градусов)

      Сигнал управления берем от цепи датчика температуры приборной панели, а для надежности ставим эту систему в параллель штатной(правда при этом штатную систему нужно изменить — у штатной вентилятор коммутируется по «+», нам же нужно чтобы вентилятором управлял «-«)

      В результате подгонки под наши требования схемы, получаем схему регулятора на 555 таймере работающем в режиме ФИМ(фазо импульсная модуляция) и транзисторах МОСФЕТ( МОСФЕТ-ключ показан в этой схеме упрощенно, на больших токах будет сильно нагреваться):

      для уменьшения нагрева нужно использовать несколько мосфетов повторяя цепочку R3-VT1 в параллель, количество транзисторов зависит от мощности вентилятора 200Вт — два транзистора, 300Вт — три транзистора, при больших мощностях возможно придется усиливать выходной какскад 555 таймера:

      Важный момент:для равномерного распределения тока нагрузки по мосфетам используем провода сечения 1 — 1,5 кв.мм одинаковой длинны соединяя силовые выводы мосфетов с общими точками схемы.
      Так как при работе вентилятора в цепи (акумулятор-вентилятор-регулятор-корпус»земля») течет значительный ток (30А) используем в этой цепи провода сечением не менее 6 кв.мм, а для обеспечения безопасности ставим в эту цепь 40А предохранитель.
      Собираем все в корпусе от комутатора зажигания 402 двигателя и размещаем на левом крыле моторного отсека(благо крепёж для монтажа там есть штатно).

      Настройка: прогреваем двигатель до 85 градусов и вращением движка резистора R7 добиваемся включения вентилятора на половину его мощьности. Алгоритм работы устройства такой, что при повышении температуры двигателя обороты вентилятора повышаются, при понижении температуры обороты вентилятора уменьшаются. В дальнейшем нужно произвести подстройку так чтобы при 80-82 градусах вентилятор не включался.

      Пы.Сы. Практика использования показала что работа устройства далека от совершенства и его эффективность сильно зависит от состояния радиатора (если теплоотдача радиатора «как у нового» то это устройство вполне способно «сбивать температуру» и штатная система включения вентилятора будет срабатывать крайне редко даже в 30 градусную жару, ну а если радиатор «подустал» то кроме плавного разгона вентилятора эта схема ничего более не даст), поэтому рекомендую использовать эту «поделку» только в параллель штатной системе включения вентилятора.
      05.2015 Глюк
      За время эксплуатации окислились контакты «минусового» провода подключения к бортовой сети — уши корпуса коммутатора, ключи замерли в открытом состоянии и конечно вентилятор закрутился на макс.оборотах «на постоянку». Чистка контактов и установление надежной «массы» вернуло устройство к нормальным режимам работы, но ненадолго. Причиной неисправности оказался один из мосфетов, виновника определил по цвету перегрева его сток-исток контактов.

      …продолжаем развивать тему дальше:

      01.2019 Доводим слабые места
      Как оказалось слабых мест в схеме хватает, попытаемся их исправить:

      #Управление МОСФЕТами
      даже самая продвинутая версия 555 таймера чип LMC555 является «медленной» для управления транзисторами МОСФЕТ. Как это проявляется? — Транзисторы работают «не в полную силу» от чего склонны нагреваться и терять свой ресурс иногда доходя до пробоя. .

      #Улучшение реакции устройства на изменение температуры
      в первоначальном исполнении обороты вентилятора нарастают с меньшей интенсивностью чем хотелось бы.

      теперь обороты вентилятора будут возрастать и спадать с большей интенсивностью.
      Для понятия принципа действия: чем ближе 5-я нога таймера к «земле», тем ниже обороты вентилятора. На транзисторе А733 собран компаратор, как только напряжение на датчике становится ниже опорного (3.6В) транзистор начинает открываться тем самым закрывая транзистор на 5-ой ноге таймера, вентилятор начинает вращаться. Порог срабатывания подбирается величиной опорного напряжения. При опорном напряжении 3.6В температура охлаждающей жидкости удерживается в пределах 80-85С.

      Чтобы иметь возможность подстройки опорного напряжения( для того что бы летом и зимой выставлять разный порог срабатывания вентилятора), в качестве источника используем TL431. Резистором (*) подбирается максимальный предел опорного напряжения. Максимальное опорное напряжение обязательно должно быть меньше 5 вольт, иначе велика вероятность спалить транзистор компаратора.

      Далее фото платы в разных стадиях готовности, чисто для наглядности монтажа компонентов

      Читать еще:  Автоматический запуск однофазного двигателя
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector