Датчик вентилятора охлаждения: устройство, неисправности и ремонт
Датчик вентилятора охлаждения: устройство, неисправности и ремонт
Подавляющее большинство современных авто оснащается электрическим вентилятором радиатора, который пришел на смену менее эффективным вентиляторам с вискомуфтой. За включение вентилятора, а также изменение скорости работы отвечает датчик вентилятора (датчик температуры включения вентилятора).
В целом, датчики включения вентилятора охлаждения:
- достаточно надежны;
- эффективно управляют вентилятором;
- датчики вентилятора не сложно заменить;
При этом важно фиксировать малейшие сбои в работе данного управляющего устройства, так как нарушения в работе вентилятора охлаждения могут стать причиной перегрева двигателя. Также необходимо знать, как проверить и заменить датчик включения вентилятора. Подробнее читайте в нашей статье.
Где стоит датчик вентилятора
Датчик включения и выключения вентилятора представляет собой электронно-механическое устройство для включения и управления работой электрического вентилятора охлаждения. Срабатывание датчика происходит на основании замеров температуры охлаждающей жидкости. Такая особенность работы определяет участок, где стоит датчик включения вентилятора
Датчик на радиаторе срабатывает за счет температуры ОЖ. Если жидкость нагревается до 85-110 градусов Цельсия, происходит «замыкание» контактов и осуществляется включение электровентилятора для обдува двигателя.
В результате происходит эффективный отвод тепла. Также датчики не просто включают и выключают вентилятор охлаждения, но и способны менять скорость его вращения. Если нагрев не высокий, скорость будет низкой. При больших нагревах вентилятор работает на максимальных оборотах.
Виды датчиков радиатора
Сегодня на разных автомобилях можно встретить следующие основные виды датчиков:
- Восковый датчик;
- Биметаллический;
- Бесконтактный электронный.
Первый тип основан на герметичном объеме, который заполнен воском или другим телом с похожими свойствами (высокий коэффициент расширения). Биметаллические решения работают на основе биметаллической пластины, тогда как бесконтактные имеют терморезистор.
Восковые и биметаллические датчики контактные, они замыкают и размыкают цепь вентилятора в зависимости от температуры ОЖ. В свою очередь, электронный датчик не замыкает цепь и только измеряет температуру, после чего передает сигнал на ЭБУ. Дальше блок управления включает и отключает вентилятор.
Например, датчик включения вентилятора ВАЗ срабатывает в трех температурных интервалах: 82 -87 градусов, 87 — 92 градуса и 92- 99 градусов. При этом иномарки имеют 4 диапазона, верхний порог составляет 104 — 110 градусов.
Устройство датчика радиатора
Что касается устройства, конструктивно это закрытый латунный или бронзовый корпус с чувствительным элементом внутри. Снаружи имеется резьба, а также электрический разъем. Корпус вкручивается в радиатор через уплотнительное кольцо в том месте, куда поступает горячая жидкость (в области патрубка от блока силового агрегата).
Датчик находится в прямом контакте с охлаждающей жидкостью. Некоторые системы имеют сразу два датчика (вход и выход радиатора) для более точного и гибкого управления охлаждением.
Как проверить датчик вентилятора и выполнить замену
Если включение вентилятора происходит несвоевременно или мотор постоянно перегревается, возникает необходимость проверки датчика радиатора. Контактные датчики можно проверить своими руками в условиях обычного гаража.
Обратите внимание, первым нужно проверять не сам датчик, а реле вентилятора охлаждения и проводку. Чтобы это сделать, потребуется отсоединить провода на датчик и замкнуть их. Если проводов 3 штуки, поочередно замыкают средний и крайний. В норме вентилятор должен включаться на низкой, а также на высокой скорости. Если произошло включение, провода и реле в норме и нужно проверять датчик.
Для проверки берется емкость для ОЖ, ключ для снятия датчика и термометр, а также понадобится мультиметр, кастрюля с водой и печка.
- Далее с АКБ снимается клемма, выкручивается сливная пробка на радиаторе и сливается жидкость;
- Слив жидкость, пробку закручивают обратно, снимаются провода с датчика, после чего ключом нужно выкрутить датчик;
- Теперь в кастрюлю наливается вода, чтобы покрыть датчик, после чего кастрюлю ставят на печку и греют воду;
- Температуру воды контролируют при помощи термометра;
- Параллельно нужно соединить контакты мультиметра и датчика и проверить «замыкание» на разных температурах;
- Если контакты не замыкаются или заметны сбои, датчик неисправен и требует замены.
Дальше необходимо проверить уровень антифриза, долить жидкость при необходимости и проверить работоспособность системы (прогреть мотор и дождаться включения вентилятора).
Рекомендации
- Важно понимать, что датчик вентилятора является небольшой, но очень важно деталью системы охлаждения. При этом указанный датчик отличается от обычного датчика температуры ОЖ. Если датчик радиатора выходит из строя, результатом может стать критический перегрева мотора или серьезные повреждения системы охлаждения. По этой причине важно следить за точностью срабатывания вентилятора и эффективностью его работы.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) TAMA
- Температура до, °C: 91
- Температура от, °C: 86
Датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) тама
Температура до, °C: 92
Температура от, °C: 87
Температура до, °C: 92
Температура от, °C: 87
Температура до, °C: 97
Температура от, °C: 92
Температура до, °C: 91
Температура от, °C: 86
Температура до, °C: 97
Температура от, °C: 90
Купить датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) Tama
- Датчик температуры охлаждающей жидкости Tama
- Датчик давления масла Tama
- Клапан (регулятор) холостого хода Tama
- Датчик положения распредвала Tama
- Датчик положения (оборотов) коленвала Tama
- Датчик потока (расхода) воздуха, расходомер M.A.F. — (Mass Airflow) Tama
- Датчик давления наддува Tama
- Реле вентилятора Tama
- Датчик детонации Tama
- Реле свечей накала Tama
- Датчик уровня масла двигателя Tama
- Датчик уровня охлаждающей жидкости в бачке Tama
- Датчик давления выхлопных газов Tama
- Датчик температуры охлаждающей жидкости, на приборе Tama
- Датчик положения дроссельной заслонки (потенциометр) Tama
- Датчик температуры воздушной смеси Tama
- Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) Tama
- Датчик температуры топлива Tama
- Датчик Холла Tama
- Датчик положения педали акселератора (газа) Tama
- Датчик уровня воды топливного фильтра Tama
- Регулятор дроссельной заслонки Tama
- Датчик уровня охлаждающей жидкости в радиаторе Tama
- Датчик давления EGR Tama
- Датчик температуры вакуумный Tama
- Датчик зажигания (пропусков зажигания) Tama
- Клапан подачи вторичного воздуха Tama
- Датчик температуры масла двигателя Tama
Купить датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) Tama
- Выберите запчасть подходящую вам по: цене, городу продавца, состоянию, срокам доставки, наличию гарантии;
- Кликните на запчасть, — откроется новая страница с информационной карточкой продавца;
- Свяжитесь с продавцом по телефону который есть в карточке продавца.
Цена на датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора) Тама
© 2021 Автопро
Запчасти без посредников
Используя Автопро, вы принимаете Условия использования сайта
Где находится датчик включения вентилятора на 16 клапанной ВАЗ-2112
Многие автомобилисты помнят, что из-за неисправного датчика включения вентилятора летом автомобиль закипал. На новых поколениях машин данный индикатор был перенесён с левой части радиатора на головку блока для эффективного распознавания температуры двигателя и охлаждающей жидкости. Но, все равно, многие автомобилисты не знают, где этот датчик расположен на 16-клапанном моторе ВАЗ-2112.
Датчик вентилятора: где и зачем?
На ВАЗ-2112 устанавливается биметаллический датчик с маркировкой ТМ-108.
Расположение датчика вентилятора
Он расположен на головке блока цилиндров справа возле термостата. Подключается он непосредственно к электронному блоку управления двигателя, куда и отправляет все данные о рабочей температуре.
Симптомы выхода из строя
Но, как и любая другая запасная часть автомобиля – датчик температуры может выходить из строя. Итак, какие же неисправности могут возникнуть, если датчик перестанет работать:
- Вентилятор охлаждения будет работать постоянно.
- Вентилятор охлаждения не будет срабатывать.
В первом случае, автомобиль будет работать в аварийном режиме и постоянно включенный вентилятор может привести к тому, что сгорит обмотка. При этом изделие придется поменять полностью. Во втором случае, двигатель начнет перегреваться и в определенный момент закипит.
Проверка вентилятора
Проверка моторчика вентилятора
Требуется снять вентилятор. Добраться до моторчика, замкнуть его напрямую и посмотреть, работает ли вентилятор.
Как проверить датчик в домашних условиях
Для того чтобы проверить датчик включения вентилятора, его необходимо выкрутить с посадочного места крепления и при помощи тестера замкнуть контакты. Если сопротивление отсутствует, значит, деталь «мертвая». Такую же процедуру необходимо сделать и с проводами. Их необходимо замкнуть и завести двигатель. Если при температуре 103 градуса Цельсия вентилятор не включился, то стоит поискать проблему в другом месте.
Видео о замене датчика включения вентилятора
Видеоматериал расскажет о системе охлаждения двигателя, нюансах и методах ремонта
Выводы
Датчик включения вентилятора на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112 расположен на головке блока цилиндров возле термостата. Так, его поломка может привести к тому, что вентилятор перестанет срабатывать, а двигатель не будет нормально охлаждаться, что в свою очередь приведет к тому, что он закипит, и могут возникнуть еще более сложные неисправности.
Датчик температуры срабатывания вентилятора
Доработка пуска и работы вентилятора радиатора ВАЗ 2110
Так как Вентилятор Системы Охлаждения Двигателя (ВСОД) на ВАЗ 2110 имеет только одну скорость работы. то многим не нравится скачкообразное поведение стрелки ОЖ на приборной панели. Да и резкое включение вентилятора радиатора хочется как то сгладить 🙂 Решение вопроса есть и даже не одно !
Минусы стандартной системы охлаждения:
Вариант 4: Как вариант можно рассмотреть и Регулятор пуска вентилятора РПВ автомобилей LADA. Этот переходник вставляется в разрыв цепи питания вентилятора и производит плавное включение вентилятора системы охлаждения двигателя, что значительно повышает его срок службы .
Плавный пуск вентилятора охлаждающей жидкости. Фотоотчет.
Штатный режим работы вентилятора имеет две особенности:
- Производительность вентилятора избыточна. Температура радиатора быстро снижается, что приводит к частым «старт-стоп» электродвигателя вентилятора.
- Температура срабатывания датчика ОЖ слишком высока. Стрелка индикатора приближается к красной зоне, двигатель работает неустойчиво, может «закипеть».
Для нормальной, правильной работы системы охлаждения лучше было бы снизить скорость вентилятора и запускать электродвигатель плавно, через дополнительное сопротивление и установить датчик ОЖ от «классики» с более низкой температурой срабатывания.
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на карбюраторном двигателе ВАЗ 2110) или через реле по сигналу ЭБУ (на инжекторных двигателях ВАЗ 2111, -2112).
Если старый радиатор не подлежит больше ремонту и Вы его решили заменить, тогда хорошая возможность выбрать и купить новый. Например, радиатор Лузар приспособлен, как для инжекторных, так и для карбюраторных моторов (есть возможность установить датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) от карбюратора).
Если установить дополнительный датчик охлаждающей жидкости (ДТОЖ) в радиатор/патрубок. тогда получится так: При достижении температуры охлаждающей жидкости до уровня датчика, вентилятор включается в пол силы. А если температура будет расти и поднимется до уровня срабатывания по ЭБУ, то он начнет работать в полную силу.
Двухрежимный вентилятор имеет ряд преимуществ:
- Более «мягкий» температурный режим двигателя без сильных колебаний температуры;
- Снижение нагрузки на систему стартовыми токами электродвигателя путем уменьшения их количества и величины;
- Снижение шума.
Схема и фото установленного устройства:
Альтернативные схемы подключения, но смысл один и тот же:
Результаты и выводы: На трассе и в пробках стрелка указателя температуры ОЖ стояла в нормальном режиме как привязанная. Чтобы услышать пуск электродвигателя вентилятора нужно прислушиваться. На перевале было конечно тяжело, но температура ОЖ не превышала ту, которая ранее была при простое в «пробке».
Включение вентилятора радиатора (карлсона) от кнопки.
После данной доработки у вас в салоне появляется кнопка (можете на ней нарисовать карслона 🙂 ). Летом в пробках Вы нажимаете кнопку и у Вас плавно включается карлсон, который работает пока нажата кнопка на малых оборотах (этой скорости достаточно, что бы температура ОЖ не поднималась выше 90-95 градусов). Но если вдруг она поднимется выше, то включается штатная 2ая максимальная скорость.
Плюсы данной системы:
- Температура ОЖ уже более стабильна и не прыгает как раньше
- Нет резких скачков напряжения от включения вентилятора.
Для включения карлсона на пониженных оборотах было поставлено дополнительное реле. Поскольку ВСОД и вентилятор отопителя потребляют почти одинаковый ток — 15.2А /14А, то в качестве ограничителя тока использовал резистор отопителя. Защиту по току так же обеспечивает штатный предохранитель F7.
Понадобится:
- Реле 4-х контактное
- Сопротивление отопителя ВАЗ 2110
- Провода
- Кнопка (поставил со снежинкой)
- Клеммы мама + папа (много штук)
Схема простая: параллельно штатному реле вентилятора Рв подключено дополнительное реле Рв2, управляемое вручную кнопкой Sв2. При включении реле Рв2 вентилятор замыкается на массу через сопротивление Rв2, что обеспечивает медленное вращение. Штатная схема работает в прежнем режиме, по сигналу контроллера вентилятор включается на полной скорости.
Снимаем клемму с АКБ.
Залезаем под торпеду с пассажирской стороны в ногах откручиваем крышку и видим 3 реле. Нам нужно реле вентилятора.
* по книжке на разных моделях ВАЗ 10-го семейства розово-черный провод главного реле может приходить как на контакт 86, так и на 85. Ориентируемся по цвету проводов. Черно-пурпурный (черно-красный) тонкий провод, идущий от контроллера, мы не трогаем.
Далее устанавливаем сопротивление отопителя. В магазинах продаются разные сопротивления, желательно в изоляции. (например, для Нивы или десятки), которые, судя по всему, можно без всяких последствий размещать тут же – в салоне под торпедой, рядом с реле. Именно такие я и советую приобретать, если не хотите испытать дополнительные трудности при установке.
Советую взять сопротивление отопителя 2110
Возвращаемся к блоку реле:
Контакт 1 сопротивления — к контакту 30
Контакт 3 — на массу автомобиля
Кнопку – к контакту 86 нашего реле.
Второй контакт кнопки — на «массу».
Устанавливаем штатные реле на место. Наше дополнительное реле привинчиваем за ухо к кронштейну контроллера.
Сопротивление можно закрепить там же рядом с релюхами, греется оно не сильно, но чтобы сопротивление не соприкасалось с проводкой нужно обязательно поместить его в металлический корпус.
Проверяем работоспособность схемы.
Почему гасящий резистор греется ?
Потому что на нём выделяется довольно много мощности. В абсолютных цифрах это выглядит примерно так:
Макс ток, который потребляет вентилятор — 15,3А (источник ); предположим что это пусковой ток, а рабочий к примеру 10А. Включив последовательно ему резистор отопителя ВАЗ 2110 с сопротивлением 0,23 Ом (источник ) мы ограничиваем ток и соответственно обороты. Но при этом через резистор будет протекать ток
8,57А, т.е. на резисторе будет падать 1,97 В. Соответственно 8,57А умножаем на 1,97В — получаем 16,88 Вт, что немало. А если потребляемый вентилятором ток в установившемся режиме больше десяти ампер, то и мощность, выделяемая на добавочном резисторе соответственно будет большей.
Заключение
Сказать, что я доволен первым результатом – ничего не сказать. Я просто тихо тащусь. Вентилятор на малой скорости работает практически бесшумно, звук его сопоставим со звуком бензонасоса. На полной скорости он теперь либо совсем не включается, либо включается очень редко Включение происходит плавно, без ударной нагрузки на генератор и просадки напряжения.
При +30 температура ОЖ плавала в интервале 93-95 и не поднималась выше 96.
Если температурный режим двигателя выходит за нормальные показатели, тогда следует провести диагностику системы охлаждения двигателя .
Источник фото:
Датчики включения вентилятора
Датчик включения вентилятора играет заметную роль в обеспечении бесперебойной работы системы охлаждения двигателя. Когда стоит угроза перегрева (что особенно важно в жаркое время года), именно датчик позволяет добиться оптимального режима охлаждения. Это позволяет уменьшить износ техники, заметно снижает угрозу поломок двигателя, оптимизирует расход топлива.
Датчик включения вентилятора контролирует температуру охлаждающей жидкости. Если температура повышается, то датчик реагирует на это и включает вентилятор радиатора. Устройство датчика достаточно простое. Биметаллическая пластина реагирует на увеличение температуры и, при достижении определенного порога, замыкает контакт. У различных моделей автомобилей устанавливается разная температура срабатывания.
Современные продвинутые модели датчиков включения вентилятор позволяют управлять скоростью работы вентилятора (одна или две ступени). Первоначально устройство запускает первую скорость вентилятора. Затем, если температура не снижается, запускается вторая скорость. Конечно же, это очень удобно и эффективно.
Интернет-магазин Temperatura.by предлагает только самую надежную автомобильную климатическую технику. В продаже есть оборудование и запчасти для автомобилей различных марок.
У станавливайте датчики включения вентилятора в наших сервисных мастерских Agg.by
Датчик включения вентилятора играет заметную роль в обеспечении бесперебойной работы системы охлаждения двигателя. Когда стоит угроза перегрева (что особенно важно в жаркое время года), именно датчик позволяет добиться оптимального режима охлаждения. Это позволяет уменьшить износ техники, заметно снижает угрозу поломок двигателя, оптимизирует расход топлива.
Датчик включения вентилятора контролирует температуру охлаждающей жидкости. Если температура повышается, то датчик реагирует на это и включает вентилятор радиатора. Устройство датчика достаточно простое. Биметаллическая пластина реагирует на увеличение температуры и, при достижении определенного порога, замыкает контакт. У различных моделей автомобилей устанавливается разная температура срабатывания.
Современные продвинутые модели датчиков включения вентилятор позволяют управлять скоростью работы вентилятора (одна или две ступени). Первоначально устройство запускает первую скорость вентилятора. Затем, если температура не снижается, запускается вторая скорость. Конечно же, это очень удобно и эффективно.
Интернет-магазин Temperatura.by предлагает только самую надежную автомобильную климатическую технику. В продаже есть оборудование и запчасти для автомобилей различных марок.
У станавливайте датчики включения вентилятора в наших сервисных мастерских Agg.by
Температура включения вентилятора
Если датчик врёт, его тестировать надо. В инструкции для автосервисов написано
Запустите двигатель и в течение всей этой
проверки дайте ему работать в режиме
холостого хода. Дайте двигателю поработать 2
минуты, затем зарегистрируйте напряжение
датчика СНТ. Регистрируйте напряжение
датчика СНТ каждые 60 секунд. Когда общая
тенденция изменения напряжения датчика
СНТ изменит направление (то есть я так понял, что изменит полярность, но не уверен ) или напряжение
изменится только незначительно (на 0.03 В
или меньше) по сравнению с предыдущим
значением, зарегистрируйте это значение, как