Датчик температуры всасываемого воздуха: проверка, устройство
Датчик температуры всасываемого воздуха: проверка, устройство
Современные автомобили содержат большое число средств автоматизации и контроля работы оборудования. Одним из таких устройство является датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ), контролирующий состояние поступающих воздушных масс из окружающей среды. Что представляет собой это устройство, и с какими неисправностями может столкнуться автовладелец, мы рассмотрим в данной статье.
Назначение и расположение
Термодатчик предназначен для контроля температуры воздуха, поступающего воздуха из окружающей среды. В зависимости от температуры воздуха, изменяется состояние воздушно-топливной смеси и температура ее вспышки в цилиндре. В случае чрезмерного остывания или нагрева воздуха на улице режим движения автомобиля может существенно отличаться. Датчик реагирует на изменение температуры и посылает сигнал на блок управления для изменения действующих параметров работы.
Поэтому прямая функция датчика температуры всасываемого воздуха заключается в измерении текущих параметров. Косвенно он предназначен для повышения или уменьшения объема подаваемой топливной смеси в соответствии с внешними факторами.
Такой датчик температуры устанавливается в системе подачи воздуха автомобиля. Как правило, он располагается в непосредственной близи от воздушного фильтра или на его корпусе, в некоторых моделях может располагаться во впускном коллекторе.
Рис. 1. Место установки датчика воздуха
Способ расположения предусматривает направление чувствительного элемента в струю воздушного потока. Поэтому место установки должно предусматривать четкую фиксацию, так как при смещении сенсора в посадочном отверстии вы получите нечеткие показания.
Устройство и принцип работы
Для лучшего понимания возможных неисправностей и сбоев в работе необходимо разобраться в его устройстве и принципе действия.
Рис. 2. Устройство датчика температуры всасываемого воздуха
Конструктивно датчик температуры для контроля всасываемого воздуха состоит из:
- Контактного разъема – для подключения датчика температуры к внутренней электрической цепи;
- Корпуса – предназначен для защиты от механических повреждений и воздействия внешних факторов на электронные компоненты;
- Чувствительный элемент – для фиксации температуры поступающего воздуха применяется термистор, который, может располагаться как в открытом колпаке, так и в запаянной колбе.
- Посадочного штуцера – элемента оснащенного резьбой для вкручивания в точке контроля температуры воздуха.
Заметьте, для плотного прилегания датчика к монтируемой поверхности между ними располагается уплотнительное кольцо. В противном случае произойдет утечка воздуха из системы.
Принцип работы датчика температуры всасываемого воздуха основывается на показаниях термистора с отрицательным температурным коэффициентом. В соответствии с п.23 ГОСТ 21414-75 это такой нелинейный элемент, омическое сопротивление которого снижается по мере нагревания самого термистора. Положение датчика выбирается таким образом, чтобы сенсор взаимодействовал с движущимся воздухом напрямую, в остальном работа происходит следующим образом:
Рис. 3. Принцип работы датчика температуры всасываемого воздуха
Как видите на рисунке выше, при движении потока всасываемого в систему воздуха, он напрямую воздействует на датчик, обтекая терморезистор. В начале запуска двигателя воздух в патрубке будет холодным и при взаимодействии с термистором его сопротивление будет в пределах нескольких кОм. В случае повышения температуры воздуха в системе сопротивление датчика начнет снижаться, уменьшиться величина падения напряжения и увеличится сила тока. Как только параметр достигнет установленного предела, в цепи управления начнет протекать ток достаточный для команды блоку управления.
В случае прохождения холодного воздуха возникает утяжеляющий эффект, которые требует впрыска большего объема горючего в цилиндр для поддержания нормального режима работы. При повышении температуры, датчик отреагирует пропорциональным снижением сопротивления, и блок управления даст команду на сужение форсунок и уменьшение объема впрыскиваемого топлива. Таким образом осуществляется корректировка работы мотора, в зависимости от температуры подаваемого воздуха. Однако система может давать сбои, существенно отражающиеся на работе транспортного средства.
Признаки и причины неисправности
Для своевременного выявления неполадок, связанных как с самим датчиком, так и с работой системы подачи воздуха. Наиболее распространенными признаками неисправности датчика температуры являются:
- Плохо запускается ДВС в условиях пониженной температуры окружающей среды;
- Двигатель дает сбои при холостых оборотах;
- Заметное превышение расхода топлива;
- Возникают ощутимые перебои в работе мотора;
- Включение световой индикации на приборной панели или отображение сообщения на бортовом компьютере.
Причиной возникновения таких факторов могут быть различные неисправности, как в самом датчике, так и в сопутствующих элементах системы подачи воздуха. Среди причин у автомобилистов часто выявляются:
- Короткое замыкание в цепи датчика;
- Окисление контактов, что вносит ощутимую поправку на измеряемую величину;
- Засорение чувствительного элемента датчика — вместе с всасываемым воздухом по системе могут циркулировать частицы пыли, которые оседают в области термистора;
- Механическое повреждение корпуса или других вспомогательных элементов, что влияет на точность измерений;
- Обрыв в измерительной цепи датчика.
Также заметьте, что причина может быть в засорении фильтра и ухудшении проходимости системы. Но для определения конкретной неисправности необходимо провести диагностику.
Диагностика и замена
Для проверки работоспособности датчика температуры можно воспользоваться как простыми методами, доступными в домашних условиях, так и прибегнуть к помощи СТО. Если вы решили диагностировать устройство самостоятельно, вам понадобиться обзавестись, хотя бы простейшим мультиметром. Процесс проверки состоит из следующих этапов:
- Отключите питающий шнур от блока контактов датчика температуры всасываемого воздуха.
Рис. 4. Отключите питающий шнур от блока контактов датчика
- С помощью мультиметра замерьте величину сопротивления датчика в холодном состоянии.
Рис. 5. Измерьте сопротивление датчика мультиметром
Если двигатель только заглушили и вы не знаете величину температуры, можете извлечь датчик и принудительно охладить его.
- Затем, с помощью бытового фена или, если конструкция чувствительного элемента выполнена из металла, над газовой конфоркой подогрейте терморезистор.
Рис. 6. Нагрейте датчик бытовым феном
- Повторно замерьте величину сопротивления электрическому току на выводах датчика.
Рис. 7. Повторно измерьте сопротивление нагретого датчика
- Сравните полученные результаты замеров с таблицей для вашей модели датчика
К примеру, рассмотрим ряд температур для датчика от Лада Приора, приведенный в таблице ниже:
Таблица: зависимость сопротивления датчика от температуры
Температура всасываемого воздуха, °С | Сопротивление, кОм |
–40 | 39,2 |
–30 | 23 |
–20 | 13,9 |
–10 | 8,6 |
5,5 | |
+10 | 3,6 |
+20 | 2,4 |
+30 | 1,7 |
+40 | 1,2 |
+50 | 0,84 |
+60 | 0,6 |
+70 | 0,45 |
+80 | 0,34 |
+90 | 0,26 |
+100 | 0,2 |
+110 | 0,16 |
+120 | 0,13 |
Как видите, при измерении сопротивления у холодного датчика, температура которого составляет 0 °С мультиметр выдаст 5,5 кОм. Если сенсор нагреть до +70 °С, то сопротивление составит около 450 Ом. В противном случае устройство неисправно и не может правильно показывать температуру воздуха и требует замены.
Чтобы заменить вышедший со строя датчик температуры, вам необходимо выполнить несколько простых действий. Отключите шнур питания от сенсора и выкрутите его из посадочного места.
Рис. 8. Выкрутите датчик при помощи ключа
Установите в посадочное место новый датчик температуры и плотно закрутите его в корпус. Подключите разъем к блоку контактов – устройство готово к эксплуатации.
Как выбрать новый датчик?
Рядовой автомобилист может потратить уйму времени на поиски нужного сенсора всасываемого воздуха по каталогам интернет магазинов, теряясь в существующем изобилии предложений. Так как неправильно выбранное устройство может не только отказаться взаимодействовать с системами автомобиля, но и не поместиться в посадочное отверстие.
Поэтому при выборе обязательно учитывайте:
- Маку автомобиля и конкретную модель;
- Год ее выпуска;
- Тип и функциональные особенности установленного в машине двигателя.
Такой подход позволит минимизировать вероятность ошибки и предоставит продавцу максимум необходимой информации. Но, если вы новичок, и плохо разбираетесь в подобных вопросах, куда проще будет выбрать нужную модель с помощью VIN-коду.
VIN-код представляет собой уникальный шифр, присущий исключительно вашему прибору. Если вы подберете для замены новый сенсор по VIN-коду, то вероятность ошибки сводится к нулю. Это наиболее точный метод выбора оборудования для вашего авто. Однако, если выбор изделия упирается в нескольких производителей, стоит рассмотреть наиболее известных из них.
Среди зарубежных компаний, выпускающих сенсоры температуры всасываемого воздуха, лучшим качеством обладают японские и германские производители. Среди которых можно выделить Denso, Bosch, Borsehung, но и цена таких моделей относится к премиальному сегменту. Если вы ищите более демократичный вариант, то обратите внимание на отечественную компанию Энергомаш, тайваньскую фирму Vika или итальянский Facet.
Температура воздуха на впуске
Температура воздуха на впуске используется блоком управления двигателем для двух основных корректировок при работе двигателя внутреннего сгорания.
Принцип измерения температуры поступающего в камеры сгорания воздуха во многом похож на принцип измерения температуры охлаждающей жидкости. И там, и там изменяется сопротивление датчиков от приложенной к ним температуры.
При повышении температуры, напряжение на датчике температуры воздуха понижается и ЭБУ, на основании этих данных вносит коррективы в процесс топливоподачи и в алгоритм изменения угла опережения зажигания. Из этого следует, что датчик играет не последнюю роль в процессе управления двигателем.
Зачем нужен датчик температуры воздуха на впуске?
Зачем, вообще, измерять температуру воздуха на впуске?
Ну, во-первых, нужно понимать, что двигатель внутреннего сгорания работает на…, правильно – воздухе! По массе поступившего в двигатель воздуха рассчитывается нагрузка на двигатель со всеми вытекающими корректировками по подаче топлива и изменениями угла опережения зажигания.
Количество воздуха – это понятно и это количество можно определить по ДМРВ (датчик массового расхода воздуха – устанавливается на одну часть автомобилей) или по ДАД (датчик абсолютного давления во впускном коллекторе – устанавливается на остальную часть автомобилей).
Но зачем же нам знать температуру этого воздуха?
Всё просто. Из школьных уроков физики вспомним, что чем холоднее воздух, тем больше его плотность! Следовательно, при одном и том же объёме воздуха, холодный воздух будет иметь бОльшую массу, чем тёплый. А при расчёте топливо-воздушной смеси используется именно масса воздуха, а не объём!
Даже имеется такое понятие, как стехиометрическая топливо-воздушная смесь – это смесь, при которой топливо сгорает более полно, а каталитический нейтрализатор имеет наибольшую продуктивность.
Стехиометрия обозначается буквой “лямбда” λ.
При сжигании 1кг бензина требуется 14,7кг воздуха! – это и есть стехиометрическая смесь
Так вот, ЭБУ, зная объём воздуха и его температуру, мгновенно высчитывает его массу и корректирует топливоподачу. Это то, что касается корректировки топливо-воздушной смеси.
А причём тут угол опережения зажигания и температура воздуха на впуске? Какая связь?
Если объяснить на простом языке, то чем выше температура на впуске, тем выше шанс детонации в камере сгорания. Поэтому угол опережения зажигания пораньше особо не сделаешь. А при холодном воздухе на впуске, риск детонации меньше и можно увеличить УОЗ, благодаря чему более полно сгорит смесь и увеличится приемистость двигателя. К слову, двигатель всегда пытается работать на грани детонации – чтобы УОЗ был как можно раньше, но детонация не наступала.
Стоит отметить, что на автомобилях с ДМРВ, датчик температуры воздуха часто вмонтирован в корпус ДМРВ и составляет с ним одно целое, а на автомобилях с ДАД, он расположен отдельно, либо в торце впускного коллектора, либо перед входом во впускной коллектор.
Как проверить датчик температуры воздуха на впуске
Датчик температуры воздуха на впуске можно проверить диагностическим адаптером или мультиметром.
Проверка при помощи показаний диагностического адаптера:
- предел показаний датчика -40…+60˚С
- изменяется плавно, резкие изменения более 2˚С не возможны
- можно подёргать колодку датчика, при этом провалов в показаниях не должно наблюдаться
Если диагностика вызвала сомнения в исправности датчика, тогда его можно проверить по этой инструкции
Если самодиагностика системы управления двигателем выявила неисправности в цепи работы датчика температуры воздуха на впуске, тогда могут выставиться вот такие ошибки:
Полный перечень кодов ошибок можно посмотреть здесь
Хочется отметить, что датчик температуры воздуха на впуске выходит из строя крайне редко. Главная его проблема – это, когда он установлен во впускном коллекторе, то он подвержен загрязнению от системы вентиляции картерных газов и поэтому может иногда требовать очистки или замены на новый и чистый датчик.
FEBI BILSTEIN 37142 Датчик температуры впускного воздуха купить, фото, OEM номера, кроссы, применимость 0005422818, 6511530028
Номер: 37142
Датчик температуры впускного воздуха
6 причин покупать у нас:
- Вы можете нам доверять. Убедитесь в этом >>
- Гарантия качества и возврата
- Пункты выдачи в 400 городах
- Доставка курьером, почтой, транспортной компанией >>
- Более 10 удобных способов оплаты
- Большой ассортимент
Организациям:
- Мы работаем с НДС
Оригинальные номера производителей (OEM):
Соответсвует следующим номерам оригинальных производителей CHRYSLER, JEEP, MERCEDES-BENZ, SMART, SSANGYONG, VAG
Производитель | Оригинальный номер |
---|---|
CHRYSLER | 5149209AA, 05149209AA, 05174042AA, 4862635AA, 5174042AA, 04862635AA, 05080343AA, 05174042AB, 5174042AB, K05080343AA |
JEEP | K04862635AA, K05174042AB, K05174042AC, K05174042AA, K05149209AA |
MERCEDES-BENZ | 0061538028, 0005422818, 0061532028, 6511530028 |
SMART | 0005422818, 6511530028 |
SSANGYONG | 0005422818 |
VAG | 2D0905379B, 2D0905379A |
Номера производителей неоригинальных запчастей (кроссы):
Коды замен неоригинальных производителей ANGLI, AUTLOG, BEGEL, BEHR THERMOT-TRONIK, BERAL, BSG, CALORSTAT by Vernet, DELPHI, DT, ERA, FACET, FAE, FISPA, HANS PRIES, HELLA, HOFFER, LUCAS ELECTRICAL, MAGNETI MARELLI, MAPCO, MAXGEAR, MEAT & DORIA, METZGER, QUINTON HAZELL, SEIM, SIDAT, STANDARD, SWAG, TRUCKTEC AUTOMOTIVE, VDO, VEMO, WILMINK GROUP
Производитель | Номер запчасти |
---|---|
ANGLI | 19012 |
AUTLOG | AS3002 |
BEGEL | BG50026, BG20068 |
BEHR THERMOT-TRONIK | 8.555.01 |
BERAL | 8.555.01 |
BSG | BSG60-840-017 |
CALORSTAT by Vernet | AS0033 |
DELPHI | TS10459 |
DT | 11.80635 |
ERA | 550686 |
FACET | 10.4014 |
FAE | 33504 |
FISPA | 82.509 |
HANS PRIES | 401471 |
HELLA | 6PT009109-291 |
HOFFER | 7472182 |
LUCAS ELECTRICAL | SNB1134 |
MAGNETI MARELLI | 215810401501 |
MAPCO | 88871 |
MAXGEAR | 21-0290, 21-0292 |
MEAT & DORIA | 82182 |
METZGER | 0905092 |
QUINTON HAZELL | XEMS212 |
SEIM | SS78 |
SIDAT | 82.509 |
STANDARD | 55731, EAT030, LAT027, AT1052 |
SWAG | 10937142 |
TRUCKTEC AUTOMOTIVE | 02.17.050 |
VDO | 323809019004A |
VEMO | V30-72-0103 |
WILMINK GROUP | WG1014999 |
B 150
B 160
B 170
B 180
B 180 CDI
B 200
B 200 CDI
B 200 TURBO
B 220 CDI
B 220 CDI / d
C 160 Kompressor
C 180
C 180 CDI
C 180 CGI
C 180 Kompressor
C 180 T
C 200
C 200 CDI
C 200 CGI
C 200 CGI Kompressor
C 200 d
C 200 D
C 200 Kompressor
C 200 T
C 200 T CDI
C 200 T D
C 200 T Kompressor
C 220
C 220 BlueTEC / d
C 220 CDI
C 220 CDI 4-matic
C 220 d
C 220 D
C 220 d 4-matic
C 220 T CDI
C 220 T D
C 230 Kompressor
C 230 T Kompressor
C 250
C 250 BlueTEC / d
C 250 BlueTEC / d 4-matic
C 250 CDI
C 250 CDI 4-matic
C 250 CGI
C 250 d
C 250 D
C 250 T Turbo-D
C 250 Turbo-D
C 270 CDI
C 280
C 300 BlueTEC Hybrid / h
C 300 CDI 4-matic
C 30 CDI AMG
C 320 CDI
C 320 CDI 4-matic
C 32 AMG Kompressor
C 350 CDI
C 350 CDI 4-matic
C 36 AMG
C 63 AMG
202.018
202.020
202.022
202.024
202.025
202.028
202.078
202.080
202.082
202.085
202.121
202.122
202.125
202.128
202.133
202.134
202.180
202.182
202.188
202.193
202.194
203.004
203.006
203.007
203.008
203.016
203.018
203.020
203.040
203.042
203.043
203.046
203.065
203.204
203.204
203.207
203.206
203.207
203.208
203.216
203.218
203.220
203.240
203.242
203.243
203.246
203.265
203.706
203.707
203.708
203.718
203.730
203.740
203.742
203.743
203.746
203.765
204.000
204.001
204.002
204.003
204.007
204.008
204.022
204.023
204.025
204.041
204.044
204.045
204.046
204.047
204.048
204.049
204.077
204.082
204.084
204.089
204.092
204.200
204.201
204.202
204.203
204.207
204.208
204.222
204.223
204.225
204.241
204.245
204.246
204.247
204.248
204.249
204.277
204.282
204.284
204.289
204.292
204.302
204.303
204.347
204.349
204.377
205.003
205.004
205.005
205.007
205.008
205.009
205.012
205.204
205.205
205.207
205.208
205.209
205.212
205.304
205.308
C 160 Kompressor
C 180 Kompressor
C 200 CDI
C 200 CGI Kompressor
C 200 Kompressor
C 220 CDI
C 230 Kompressor
C 30 CDI AMG
C 32 AMG Kompressor
CLS 220 BlueTEC / d
CLS 250 BlueTEC / d 4-matic
CLS 250 CDI / BlueTEC / d
CLS 320 CDI
CLS 350 BlueTEC 4-matic
CLS 350 BlueTEC / d
CLS 350 CDI
CLS 350 CDI 4-matic
CLS 55 AMG
CLS 63 AMG
E 200
E 200 CDI
E 200 CDI / BlueTEC
E 200 CGI
E 200 D
E 200 Kompressor
E 200 NGT
E 200 T
E 200 T Kompressor
E 220
E 220 CDI
E 220 CDI / BlueTEC
E 220 CDI / BlueTEC / d
E 220 CDI / d
E 220 D
E 220 T
E 220 T CDI
E 230
E 230 T
E 250 CDI / BlueTEC
E 250 CDI / BlueTEC 4-matic
E 250 CDI / BlueTEC / d
E 250 CDI / d
E 250 CGI
E 250 D
E 250 T D
E 250 T Turbo-D
E 250 Turbo-D
E 270 CDI
E 270 T CDI
E 280
E 280 CDI
E 280 CDI 4-matic
E 280 T
E 280 T CDI
E 280 T CDI 4-matic
E 290 T Turbo-D
E 290 Turbo-D
E 300
E 300 BlueTEC
E 300 CDI
E 300 CDI / BlueTEC
E 300 D
E 300 Hybrid / BlueTEC Hybrid
E 300 T Turbo-D
E 300 Turbo-D
E320
E 320
E 320 CDI
E 320 T
E 320 T CDI
E 350 BlueTEC
E 350 BlueTEC 4-matic
E 350 CDI
E 350 CDI 4-matic
E 36 AMG
E 36 T AMG
E 400 CDI
E 420
E 420 CDI
E 420 T
E 50 AMG
E 55 AMG Kompressor
E 55 T AMG Kompressor
E 63 AMG
124.019
124.022
124.028
124.029
124.032
124.040
124.042
124.052
124.060
124.062
124.066
124.079
124.082
124.088
124.092
207.302
207.303
207.322
207.347
207.348
207.402
207.402
207.401
207.403
207.404
207.422
207.426
207.447
207.448
210.003
210.004
210.006
210.007
210.010
210.015
210.016
210.017
210.020
210.025
210.026
210.035
210.037
210.053
210.055
210.072
210.206
210.210
210.215
210.216
210.217
210.225
210.226
210.235
210.237
210.272
211.004
211.006
211.007
211.008
211.016
211.020
211.022
211.023
211.026
211.028
211.029
211.041
211.042
211.076
211.077
211.177
211.206
211.207
211.208
211.216
211.220
211.222
211.223
211.226
211.241
211.242
211.276
211.277
211.284
212.001
212.002
212.003
212.004
212.004
212.005
212.006
212.020
212.020
212.021
212.027
212.023
212.024
212.025
212.041
212.047
212.147
212.048
212.148
212.077
212.082
212.097
212.089
212.093
212.094
212.097
212.098
212.202
212.202
212.201
212.203
212.204
212.205
212.206
212.223
212.224
212.225
212.227
212.221
212.247
212.248
212.277
212.282
212.297
212.289
212.293
212.298
Датчик температуры воздуха
Датчик температуры воздуха участвует в контроле топливной смеси. Его неисправность не приведет к моментальной поломке машины, но неприятностей добавит. Поэтому стоит знать, где он находится, как работает и можно ли его починить вручную.
Что такое ДТВВ
Датчик контроля температуры всасываемого воздуха (или ДТВВ) измеряет температуру забортного воздуха. На основе этих измерений регулируется состав смеси, поступаемой для сжигания в цилиндры автомобиля. Поэтому неисправности могут доставить некоторые неприятности: сбои в двигателе, лишний расход топлива.
Типы и конструкция
Выпускают только один тип датчика наружной температуры – на основе полупроводников. Отличия в датчиках температуры разных типов могут быть по коэффициенту – отрицательному или положительному:
- При отрицательном связь температуры и сопротивления обратно пропорциональная: сопротивление выше, если температура низкая.
- При положительном, наоборот, при отрицательных температурах сопротивление небольшое.
Предпочтение отдают первому типу – он более надежен и долговечен.
Принцип работы и место датчика температуры в транспортном средстве
Датчик температуры воздуха может быть частью системы забора воздуха или же устанавливается во впускном коллекторе.
Работает ДТВВ по тому же принципу, что и другие датчики: центральный блок подает на него 5 В тока. В зависимости от сопротивления часть этого напряжения вернется. Электроника замеряет этот ответ, сверяет с таблицей в памяти и вычисляет состояние воздуха за бортом.
После этого управляющий блок регулирует состав смеси – чем воздух теплее и разреженнее, тем меньше горючего надо.
Неисправности датчика температуры наружного воздуха
Иногда датчик температуры воздуха на впуске ломается. Понять это можно по таким признакам:
- плохая работа холостого хода – особенно заметно в холода;
- двигатель запускается не так хорошо, как раньше;
- упала мощность мотора;
- топлива расходуется больше положенного.
Произойти это все может из-за разных факторов:
- попадание камней;
- грязь;
- неполадки с электросетью авто;
- изношенность проводки;
- замыкание в цепи.
Проверка датчика температуры воздуха на впуске
Коль появились подозрения, что датчик температуры наружного воздуха неисправен, нужно устроить ему проверку.
Происходит она в несколько шагов.
- Проверка непосредственно ДТВВ: тестер присоединяется к нему, и снимаются показания при «холодном» старте и на высоких оборотах. Результаты сравниваются с эталонной таблицей.
- Тест контактов: омметром проверяют, есть ли контакт между датчиком и управляющим блоком.
- Проверка напряжения двигателя: вольтметром замеряется напряжение при включении зажигания. Обычно оно 5 В.
Если датчик сломан, его отремонтировать не выйдет. Можно только почистить ДТВВ и его контакты, проверить проводку и заменить само устройство целиком.
Замена датчика температуры воздуха
Установка датчика температуры наружного воздуха не сложна.
Сначала нужно найти и купить датчик температуры соответствующей марки. После чего отсоединить и снять сломанный. Далее подключается новый датчик, и все собирается в обратной последовательности.
На первый взгляд, работа датчика температуры не видна, и его поломка может пройти незамеченной. Но не стоит недооценивать серьезность этого. Сначала увеличится расход топлива, а затем может испортиться и весь двигатель. Лучше следить за датчиком и проверять его работу хотя бы изредка.