Давление в двигателе на запорожце
Давление в двигателе на запорожце
Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». Фучаджи К. С., Стрюк Н. Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Техническое состояние двигателя, как. и автомобиля в целом, не остается постоянным в процессе продолжительной эксплуатации. В период обкатки по мере приработки трущихся поверхностей уменьшаются потери на трение, увеличивается эффективная мощность двигателя, уменьшается расход топлива, снижается угар масла. Далее наступает довольно продолжительный период, при котором техническое состояние двигателя практически неизменно.
По мере износа деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в цилиндрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях и падает давление в системе смазки. Следовательно, постоянно уменьшается эффективная мощность двигателя, увеличивается расход топлива, возрастает расход масла.
В процессе длительной эксплуатации наступает период, когда техническое состояние двигателя не позволяет ему нормально выполнять свои функции. Такое состояние двигателя может возникнуть значительно раньше в результате плохого ухода или тяжелых условий эксплуатации.
Техническое состояние двигателя определяется: тяговыми качествами автомобиля, расходом топлива, расходом масла, компрессией в цилиндрах двигателя, шумностью работы двигателя. Наиболее объективно оценить техническое состояние двигателя можно при проверке его на стенде, оборудованном нагрузочным устройством и др. Однако для этого его необходимо демонтировать с автомобиля, что связано с затратой времени и средств.
Ниже рекомендуются способы проверки технического состояния двигателя на автомобиле. При этом необходимо выполнять следующие условия:
топливо—бензин А-76, смазка M-8Г1, M-12Г1, М-6з/10Г1 (ГОСТ 10541—78);
нагрузка автомобиля — номинальная (2 чел., включая водителя);
дорога — прямой участок с твердым гладким сухим покрытием (уклоны короткие, не превышающие 5°/оо). К участку дороги, на котором ведут испытания, должны прилегать участки, достаточные для разгона и получения установившейся скорости;
атмосферные условия — отсутствие осадков, скорость ветра не выше 3 м/с, атмосферное давление 730. 765 мм рт. ст., окружающая температура от +5 до +25°С.
Перед началом каждого заезда температура масла в картере двигателя должна быть не ниже +80 и не выше +100°С. Необходимо иметь в виду, что проверке могут подвергаться двигатели после пробега не менее 5000 км. Перед испытаниями следует проверить и при необходимости привести в исправное состояние ходовую часть автомобиля (схождение и развал передних колес, регулировку тормозов, давление воздуха в шинах и др.). Готовность автомобиля для испытаний устанавливается определением пути его свободного качения (выбега).
Перед испытаниями необходимо убедиться в нормальной регулировке двигателя (зазоры в клапанах, опережение зажигания. зазоры в контактах распределителя и др.). Двигатель и агрегаты шасси перед началом испытаний должны быть прогреты пробегом автомобиля на средних скоростях в течение 30 мин. Стекла дверей должны быть плотно закрыты.
Путь свободного качения (выбег) автомобиля определяют с установившейся скорости 50 км/ч до полной остановки при двух заездах во взаимно противоположных направлениях. Для замера выбега при движении автомобиля у мерной линии необходимо быстро включить сцепление и немедленно перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение. Выбег технически исправного автомобиля должен быть не менее 450 м.
Определение тяговых качеств автомобиля. Тяговые качества проверяют путем определения максимальной скорости автомобиля. Максимальную скорость определяют ца высшей передаче путем заезда на мерном участке длиной 1 км с ходу. Разгон автомобиля должен быть достаточным для достижения автомобилем к моменту выезда на мерный участок установившейся (максимальной) скорости.
Время прохождения автомобилем мерного участка устанавливают по секундомеру, который включают и выключают в моменты прохождения мимо километровых столбов, ограничивающих мерный участок. За действительное значение максимальной скорости автомобиля принимают среднее арифметическое из скоростей, полученных при двух заездах во взаимно противоположных направлениях, выполненных непосредственно один за другим. Скорость автомобиля, км/ч:
где Т — время прохождения километрового мерного участка, с.
Максимальная скорость автомобиля с двумя пассажирами с двигателем МеМЗ-968Н равна 118 км/ч, с двигателем МеМЗ-968Г— 123 км/ч.
Для полноты оценки тяговых качеств следует проверить время разгона автомобиля с места до достижения скорости 100 км/ч с последовательным переключением передач при тех же условиях, что и в предыдущем случае (тепловое состояние двигателя, нагрузка автомобиля, дорога, атмосферные условия и др.).
Автомобиль разгоняют с места на 1 передаче энергичным нажатием на педаль управления дроссельной заслонкой. Трогание с места должно быть плавным. Передачи переключают быстро и бесшумно при наивыгоднейших режимах. Замеры выполняют в обоих направлениях участка, причем оба замера следуют непосредственно один за другим. По результатам замеров подсчитывают среднее время. Время разгона автомобиля должно быть: с двигателем МеМЗ-968Н —38 с, а с двигателем МеМЗ-968Г — 35 с.
Снижение максимальной скорости автомобиля до 10% и увеличение времени разгона до 15% при исправной ходовой части указывает на недостаточную мощность двигателя и на необходимость устранения отдельных неисправностей или ремонта.
Проверка экономических качеств автомобиля. Эксплуатационный расход топлива является одним из параметров, характеризующих общее техническое состояние двигателя. В большой степени он зависит от дорожных и климатических условий, режима движения (скорость, нагрузка, дальность и частота поездок) и совершенства вождения автомобиля (квалификация водителя). В связи с этим нельзя с достаточной объективностью судить о техническом состоянии автомобиля по эксплуатационному расходу топлива и тем более о техническом состоянии двигателя, так как на расход топлива существенно влияет состояние ходовой части автомобиля.
Объективным показателем технического состояния двигателя служит контрольный расход топлива. Замер контрольного расхода заключается в определении расхода топлива (л/100 км) при скорости движения автомобиля 90 км/ч с технически исправной ходовой частью при соблюдении условий испытания, изложенных выше. Измерение выполняют на участке дороги длиной не менее 5 км при постоянной скорости в двух противоположных направлениях движения, не менее чем по 2 раза в каждом направлении. При этом топливо в карбюратор следует подавать из специальных мерных колб.
Замеры проводят лишь после того, как полностью установится нормальный тепловой режим двигателя. Подсчитанный расход относится к заданной скорости. Действительная скорость не должна отличаться от заданной более чем на ±1 км/ч. Если контрольный расход топлива не превышает 7,5 л/100 км,—это свидетельствует об исправности двигателя.
Определение расхода масла. Эксплуатационный расход масла двигателем замеряют обычно за пробег автомобиля в период между заменами масла при режимах движения, которые характерны для нормальной эксплуатации.
Расход масла определяют его взвешиванием до и после пробега с учетом доливок. Масло сливают в горячем состоянии (не ниже 60°С) при открытой маслозаливной горловине в течение 10 мин для полного отекания масла со стенок картера. При сливе так же, как и при заливе масла, автомобиль должен находиться в горизонтальном положении. Можно также замерить расход масла путем определения убыли масла в системе, дополняя его до первоначального уровня (до верхней риски маслоизмерителя) из заранее взвешенной емкости.
Расход масла вычисляется как среднее значение за пробег и выражается в граммах на 100 км пути:
Q = 100(Q1 – Q2 + Q3)/L
где Q1 — залитое в картер двигателя масло, г, Q2 — слитое из картера масло, г; Q3 — долитое масло за период проверки, г; L — пробег за период проверки (обычно между двумя сменами масла), км.
При необходимости определения расхода масла за более короткое время эксплуатации автомобиля можно ограничиться пробегом 200 км (не менее) при режиме равномерного движения со скоростью 70. 80 км/ч.
На протяжении срока службы двигателя, начиная с момента обкатки, расход масла не остается постоянным. Постепенно снижаясь за период обкатки двигателя, расход масла стабилизируется после пробега 5000. 6000 км и не превышает 0,080 л/100 км. После пробега 45. 50 тыс. км расход масла начинает постепенно возрастать.
Двигатель требует ремонта, если расход масла на 100 км пути превышает 0,130 л. В этом случае, как правило, необходима замена изношенных компрессионных и маслосъемных поршневых колец новыми. Увеличение расхода масла может быть также вследствие закоксовывания (потери подвижности) поршневых колец и увеличенного зазора между втулкой и стержнем впускных клапанов.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя. Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют при помощи компрессометра. Перед измерением следует проверить правильность зазора в клапанах и при необходимости отрегулировать. Компрессию замеряют на прогретом двигателе, поэтому целесообразно выполнять замер сразу после очередной поездки на автомобиле.
Для измерения следует вывернуть свечи зажигания и полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки карбюратора. После этого вставляют резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи первого цилиндра, плотно прижимают наконечник к кромке отверстия, создавая уплотнение и вращая коленчатый вал двигателя стартером до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться (но не более 10. 15 с). При этом аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена с тем, чтобы обеспечить частоту вращения коленчатого вала двигателя не менее 300 об/мин, но не более 400 об/мин.
Записав значение максимального давления в цилиндре, выпускают воздух из компрессометра (отвертывая на одиндва оборота колпачковую гайку компрессометра или нажимая на возвратный клапан в зависимости от конструкции компрессометра) и после возвращения его стрелки в нулевое положение проверяют таким образом компрессию поочередно в остальных цилиндрах. Компрессия в цилиндрах нормально работающего двигателя колеблется в весьма широких пределах—от 7 до 10 кгс/см2 При этом давление в разных цилиндрах не должно отличаться более чем на 1 кгс/см2.
Компрессия существенно зависит от теплового состояния двигателя и от частоты вращения коленчатого вала во время замера. Поэтому к замеру компрессии прибегают для уточнения причины ранее обнаруженной неисправности, но само полученное значение компрессии не может служить основанием для ремонта двигателя.
При обнаружении падения мощности двигателя замер компрессии может указать цилиндр, в котором компрессия будет значительно занижена и в нем можно предполагать неисправность: неплотная посадка головок клапанов к седлам, поломка или пригорание поршневых колец, плохое уплотнение между торцом цилиндра и головкой цилиндров. Для уточнения причины неисправности заливают в цилиндр 15. 20 см чистого масла для двигателя и вновь замеряют компрессию. Более высокие показания компрессометра в этом случае чаще всего свидетельствуют о пригорании поршневых колец. Если же компрессия остается без изменений, это указывает на неплотное прилегание головок клапанов к их седлам или на плохое уплотнение между торцом цилиндра и головкой.
Проверка технического состояния двигателя по шумности работы. По шумности работы двигателя при достаточном навыке можно судить о его техническом состоянии. На слух могут быть выявлены увеличенные зазоры в сопряжениях, случайные поломки и ослабление крепежных деталей.
Следует иметь в виду, что на двигателе воздушного охлаждения вследствие отсутствия жидкостной рубашки и наличия интенсивного оребрения хорошо прослушивается работа поршневой группы, привода распределения, клапанного механизма и др. Поэтому не следует считать признаками неисправности: неравномерный стук двигателя, сливающийся в общий шум; периодический стук клапанов и толкателей при нормальных зазорах между клапанами и носками коромысел; выделяющийся стук в двигателе, исчезающий или появляющийся при изменении частоты вращения коленчатого вала; ровный нерезкий шум высокого тона от работы привода механизма распределения.
Важно запомнить шум нормально работающего двигателя с воздушным охлаждением с тем, чтобы судить о посторонних стуках как следствии какойлибо неисправности. Однако, если сравнительно нетрудно обнаружить повышенную шумность или какой-либо стук в двигателе, то определить место стука и его причину удается лишь опытным механикам, имеющим необходимые навыки.
Некоторые указания по методике прослушивания двигателя и определению неисправности по шумам и стукам приведены в табл. 1.
Решение о необходимости ремонта принимается в каждом отдельном случае по совокупности произведенных проверок. Если по техническому состоянию двигателя или по обнаруженной неисправности его частичная или полная разборка неизбежны, рекомендуется проверить состояние разобранных деталей и сопряжений по данным приложения 2 с тем, чтобы, воспользовавшись разборкой, заменить детали, создающие зазоры в сопряжении, близкие к предельным. Такая замена улучшит техническое состояние двигателя и продлит срок его службы.
300 Продам MITSUBISHI Grandis
Характеристики:
Цiна | 8’100 грн / $300 |
Рік виготовлення | 2010 (73000 — пробiг) ( По запчастинах) |
Двигун | 2.4 (Бензин) |
КПП | Автомат (Передній привід) |
Тип кузова | Мінівен |
Область | Київ (місто — Київ) |
Переглядів | 333 / сьогодні — 2 |
опубліковано | 15 місяців 5 тижні |
№ цього оголошення:
931010092530
Контакти:
Оголошення перенесено в архів.
Контакти продавця відсутні.
Причина — оголошення не оновлювалося понад 3-х місяців
- знайти схожі автомобілі на RST
Перевірка оголошення не підтверджена банківською оплатою.
Увага! Ніколи не переводьте заставу або передоплату.
- Показати всі розборки MITSUBISHI на RST.ua
- Показати всі розборки MITSUBISHI Grandis
- Купити авто
- + Продати авто
- Нові авто
Ви можете додати в пошук, одночасно, кілька типів кузова.
Виберіть тип кузова Вашого автомобіля
- Легкові авто
- Седан (4 двері)
- Хетчбек 4/5 дверей
- Хетчбек 2/3 двері
- Купе (2 двері)
- Кабріолет/Родстер
- Універсал
- Мінівен
- Позашляховик/Кроссовер
- Позашляховик-пікап Комерційні авто:
- Фургон пасажир
- Фургон вантаж-пас.
- Фургон/пікап вантажний
- Мікроавтобус пасажир
- Мікроавтобус вантаж-пас.
- Мікроавтобус вантажний
- Автобус (більше 18 місць)
Ви можете шукати авто одночасно в декількох регіонах.
Наприклад, своєму і найближчих.
- Захід
- Волинська
- Закарпатська
- Івано-Франківська
- Львівська
- Рівненська
- Тернопільська
- Хмельницька
- Чернівецька Центр
- Вінницька
- Житомирська
- Київська (м. Київ)
- Кіровоградська
- Полтавська
- Сумська
- Черкаська
- Чернігівська Схід
- Дніпропетровська
- Донецька
- Запорізька
- Луганська
- Харківська Південь
- АР Крим
- Миколаївська
- Одеська
- Херсонська
Кращі місця в пошуку RST
«Автомобілі до 300$»
Цiна: торг, Рiк: 2017
Двиг: 0.0 Електро (Автомат)
Кузов: Хетчбек 4/5 дверей
Область: Київ
Цiна: торг, Рiк: 2019
Двиг: 1.5 Дизель (Автомат)
Кузов: Позашляховик
Область: Луганськ
ЗАЗ 968 (Запорожец)
Этот автомобиль особо малого класса с задним расположением двигателя, выполненного в одном агрегате с коробкой передач и задним мостом, выпускался Запорожским автомобильным заводом «Коммунар»: ЗАЗ-9В8 с 1970 по 1979 г., ЗАЗ-968А с 1973 и ЗАЗ-968М с 1979 г. по 1994 г.
Кузов — закрытый, двухдверный с багажником в передней части
AddThis Social Bookmark Button
ХарактеристикиМодификацииСхемы
Характеристики для ЗАЗ-968 / ЗАЗ-968А / ЗАЗ-968М
Число мест 4
Масса багажа, кг 40
Собственная масса, кг 790 / 840 / 840
Полная масса, кг 1110 / 1160 / 1160
Радиус поворота колеса, м 5,5
Максимальная скорость 118 км/ч
Двигатель МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый
Рабочий объем 1.197 л.
Степень сжатия 7.2
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Карбюратор К-127
Аккумуляторная батарей 6СТ-55
Катушка зажигания Б115-В
Свечи зажигания А23
Генератор Г502-А
Реле-регулятор РР310-Б
Стартер СТ354
Сцепление однодисковое сухое
Передняя подвеска независимая рычажно-торсиновая
Задняя подвеска независимая пружинная
Число колес 4+1
Размер шин 6.15-13
Радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса: 5,5 м
Радиус поворота наружный габаритный: 5,9 м
Тормозной путь со скорости 80 км/ч: 43,2 м
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч: 6,2 л / 100 км
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76х66 мм
Максимальная мощность при 4200-4400 об/мин: 41 л.с.
Максимальный крутящий момент при 2700-2900 об/мин: 7,6 кгс. м
Напряжение в сети электрооборудования: 12 В
Коробка передач: четырехступенчатая с синхронизаторами I, II, III и IV передачах
Главная передача: одинарная со спиральными зубьями
Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 17
Стояночный тормоз: на задние колеса с механическим приводом
Давление воздуха в передних шинах колес : 1,4 кгс/см3
Давление воздуха в задних шинах колес : 1,7 кгс/см3
Заправочные объемы (л) и рекомендуемые эксплуатационные материалы
Топливный бак: 40 — бензин А-76
Система смазки двигателя: 3,75 — летом М-12Г / М-12ГИ, зимой М-8Г / М-8ГИ, всесезонно М-10ГИ / М-8В
Воздушный фильтр: 0,2 — масло для двигателя
Картер рулевого механизма: 0,13 — ТАд-17и или ТАп-15В, или масло для коробок передач и рулевых механизмов ГОСТ 4002-53
Картер коробки передач и главной передачи: 1,5 — ТАд-17И или ТАп-15В
Гидравлическая система тормозов и сцепления: 0,7 — тормозная жидкость «Нева» или БСК
Амортизаторы: два передних по 0,185 и два задних по 0,23 — масло для гидравлических амортизаторов МГП-10
Масса агрегатов (кг)
Двигатель с оборудованием и сцеплением: 105
Коробка передач: 34,7
Передний мост: 61,5
Колесо в сборе с шиной: 11,3
Автомобиль ЗАЗ-968А отличается от ЗАЗ-968 наличием новых сидений и противоугонного устройства и тормозами с раздельным приводом.
Автомобиль ЗАЗ-968М, кроме того, отличается внешними формами кузова улучшенными органами управления, увеличенным объемом багажника.
Автомобиль ЗАЗ-968 имеет четыре модификации с измененными органами управления:
ЗАЗ-968Б2 — для инвалидов с одной поврежденной ногой;
ЗАЗ-968АБ — для инвалидов с обеими поврежденными ногами;
ЗАЗ-968АБ2 (выпускался до 1979 г.) — для инвалидов с одной поврежденной ногой;
ЗАЗ-968Р — для инвалидов с поврежденными рукой и ногой.
Автомобиль ЗАЗ-968А имеет одну модификацию — ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов с одной поврежденной ногой.
Автомобиль ЗАЗ-968М имеет четыре модификации:
ЗАЗ-968МБ — для инвалидов с обеими поврежденными ногами;
ЗАЗ-968МГ и ЗАЗ-968МД — для инвалидов с одной поврежденной ногой;
ЗАЗ-968МР —- для инвалидов с поврежденными рукой и ногой.
Модификации ЗАЗ-968Б2, ЗДЗ-968Р и ЗАЗ-968МГ отличаются от базовых моделей двигателем, имеющим рабочий объем 887 см3, мощность 28 л. с. (20,6 кВт).
Кроме того, автомобиле ЗАЗ-968Р имеет автоматическое электромагнитное сцепление, а автомобиль ЗАЗ-968МР — сцепление с электровакуумным приводом.
ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968А
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
За три секунды до сотни на Запорожце: тюнинг ЗАЗ-968М
Загадаем вам загадку: назовите автомобиль, который может разогнаться до 100 км/ч за 3 секунды. Lamborghini? Ferrari? Bugatti? Нет! Nissan GT-R? Снова мимо! Название машины начинается на букву «З». Говорите, Pagani Zonda? Опять не угадали. А если добавить, что этот «суперкар» родом из постсоветского пространства? Все еще нет вариантов? Правильный ответ: Запорожец!
Д а-да, вы не ослышались, тот самый, с мотором в багажнике. А вот, кстати, и он сам пролетел мимо нас на скорости 300 км/ч. Скажете, все вышеописанное выглядит, как сказочный сон? Уверяю вас, речь идет о нашей действительности, и такой автомобиль существует наяву.
Замысел
Владелец этого автомобиля, Евгений, серьезно увлекается дрэг-рейсингом и уже около восьми лет строит автомобили, которые умеют быстро ездить по прямой. Вот и этот ЗАЗ должен был освоить науку обгонять каждого, кто поехал параллельно с ним. «Девятка», которая была у Евгения до него, проезжала зачетные 402 метра ровно за 11 секунд – новый проект должен был не только превзойти этот результат, но и выгодно отличаться нестандартной внешностью и неординарностью содержания. Как раз в этот момент на глаза Жене попалось объявление о продаже Запорожца.
Снаружи
Как можно понять с первого взгляда на автомобиль, его внешность стала компромиссом между стоковым экстерьером и функционалом гоночного болида. С одной стороны, 968-й не подвергся глобальному распилу, перекомпоновке и «корчеванию», сохранив абсолютно заводские параметры кузова и даже элементы оформления – молдинги, хромированные зеркала и дверные ручки и, что особенно заметно, «родные» колеса с колпаками спереди. С другой стороны, что-то все же пришлось поменять.
Новый двигатель и подвеска означали изменившуюся колею задних колес, которую компенсировали расширителями арок. Они пришлись кстати и потому, что сами колеса, разумеется, тоже не могли остаться штатными – советские шины шириной 155 миллиметров просто не позволили бы трансформировать выросший потенциал в скорость. Жертвами аэродинамики, снижения веса и повышения безопасности пали бамперы и заводское остекление – окна закрыты поликарбонатом и зашиты листовым алюминием. Ну а еще новый двигатель потребовал куда более серьезного охлаждения, чем былой «воздушник»: теперь корма изрешечена вентиляционными отверстиями, а на месте правого заднего окна красуется здоровенная «отсылка» к предшественнику 968М, «ушастому» Запорожцу – воздухозаборник.
Внутри
К сожалению, сохранить внутри ту же добрую долю аутентичности, что и снаружи, не получилось. Задние сиденья, разумеется, ушли в прошлое, уступив место мотору. Передние не обеспечивали ни должной «усидчивости», ни какой-либо безопасности, потому тоже справедливо отправились в гараж, сменившись единственным водительским ковшом. Та же участь постигла и переднюю панель, и приборный щиток – работать с указателями тридцатилетней давности не стали, списав их в запас. Единственное напоминание о советских временах – дверные карты, покрытые дерматином.
Техника
Если изначально ЗАЗ-968М является автомобилем заднемоторным, с двигателем, расположенным в заднем свесе (к слову сказать, как у всеми любимых Porsche 911), то теперь силовая установка переехала в пределы колесной базы. Так что в нынешнем виде Запорожец Евгения – это настоящий «суперкар со среднемоторной компоновкой». Интересен способ осуществления свопа: по сути, предыдущий владелец снял чертежи передней части переднеприводных Lada и сварил подобную конструкцию в задней части Запорожца. Рычаги, стойки, тормоза – все взяли от «девятки». Разве что рулевой рейки нет, а рулевые тяги играют роль дополнительных рычагов. С точки зрения ремонтопригодности отличный вариант: автомобиль получился хоть и уникальный, но запчасти для него можно найти в любом магазине.
Стойки выбрали укороченные, с более жесткими пружинами и амортизаторами. Передняя подвеска схематически осталась родной зазовской, с торсионами – поменяли только амортизаторы на более жесткие газонаполненные от Нивы. Даже тормоза спереди оставили родные барабанные – и ведь удается им каким-то чудом остановить этот снаряд с умопомрачительных для него скоростей! Уверены, что разработчики на подобное точно не рассчитывали. Правда, Евгений все же планирует их поменять: с 200 км/ч они машину осаживают неплохо, но с 300 км/ч и выше, на которые способен Запорожец, их уже явно маловато. Сейчас, чтобы более мощные задние механизмы не перетормаживали, и машина не уходила на торможении юзом, Евгений добавил в систему регулятор тормозных усилий.
Конструкция крепления подвески и двигателя рассчитана и сварена очень тщательно. Единственное, что потребовало дополнительного усиления – места крепления самого мотора. Так получилось, что в первый же выезд на свежесобранном авто двигатель сорвался сразу со всех опор. Что удивительно, не перестав при этом работать, так что Евгений добрался до гаража своим ходом. Видимо, предыдущий владелец, уже готовивший «подкапотное» пространство к свапу, просто не рассчитывал на установку настолько мощного мотора. Женя поколдовал с усилением и модификацией креплений – сейчас все в полном порядке.
Теперь поговорим о главном – о двигателе. Доработок по нему в соотношении с развиваемой мощностью не так много, как можно было бы предположить, но ведь суть не в количестве, а в качестве и эффективности, а результат впечатляет. Точных замеров на стенде Евгений не проводил, но по соотношению массы авто ко времени на дрэг-стрипе в двигателе предположительно трудятся около 350 л. с. (если не учитывать опциональную закись азота). В число доработок входят спортивные распредвалы «Стольников», облегченные 121-е шатуны, титановые тарелки клапанов, ресивер «Стингер» и коллекторы «Стингер».
Коленвал, поршни и вкладыши остались стоковыми. И вся эта начинка вполне неплохо справляется с давлением в 2 (!) бара, нагнетаемым, скажем прямо, немаленькой турбиной – китайским аналогом 35-го Garrett. Правда, с реализацией мощности и момента бывают сложности: сцепление и приводы стали, по сути, расходным материалом. Что касается коробки передач, то заводского варианта от ВАЗ-2109 хватило на два старта, после чего пришлось идти по трассе и собирать разрушенные шестерни. После замены КПП на новую Евгений усилил ее плитами – теперь агрегат с нагрузками пока справляется.
Выхлоп сварен самостоятельно, что было не сложно – мотор расположен в задней части кузова, и тянуть длинную трассу не нужно. Из турбины просто выходит труба диаметром 70 мм, а отдельно от нее – труба поменьше, из вейст-гейта.
По системе охлаждения все так же лаконично. Правда, в стандартном Запорожце она воздушная, но в случае с высокофорсированным мотором такой трюк уже не пройдет. Поэтому в багажник установили трехрядный медный радиатор от ГАЗели и вентиляторы охлаждения от Нивы. При проектировании и сборке машины вообще старались использовать проверенные решения, которые вряд ли подведут. Это, например, относится и к топливной системе: известный насос Bosch 044 в сочетании с фильтром от УАЗа и форсунками производительностью 870 куб. см надежно снабжает мотор необходимым количеством бензина.
Турбина – это не единственное, что позволяет выжимать из двигателя дополнительные лошадиные силы. Под капотом, который, как мы все помним, у Запорожца является по сути багажником, расположился баллон с закисью азота от известного бренда NOS. Евгений нечасто им пользуется, но если машина обута в хорошие слики, то закись помогает сделать ускорение еще более безумным. Ведь речь идет об автомобиле с массой в 730 килограммов, не считая пилота.
Эксплуатация
Автомобиль был подготовлен в рекордно короткие сроки: всего около двух недель понадобилось владельцу, чтобы собрать все воедино. После настройки ЭБУ Январь 5.1 оставалось лишь тренироваться и исправлять выявленные по ходу заездов недостатки. Одним из них было нестабильное поведение автомобиля на скоростях за 200 км/ч – машину начинало буквально кидать из стороны в сторону. Проблема оказалась в настройке задней подвески, и после решения этого вопроса все встало на свои места. На момент написания этой статьи лучшее время на дистанции 402 метра у этого безобидного с виду Запорожца составляло 10,6 секунды. И мы уверены, что это не предел.
Список доработок:
ДВИГАТЕЛЬ
- Блок ГБЦ от 16-клапанного ВАЗ
- Распредвалы «Стольников»
- Облегченные 121-е шатуны
- Титановые тарелки клапанов
- Ресивер «Стингер»
- Коллекторы «Стингер»
- Турбокомпрессор: аналог Garrett 35
- Закись азота NOS
- Выхлоп: кастом на 70 мм трубе
- Радиатор от ГАЗели, 3-рядный медный
- Два вентилятора Нива
- Топливный насос Bosch 044
- Форсунки 870 куб. см
- Кастомный топливный бак
ЭЛЕКТРОНИКА
- Январь 5.1
- Дополнительные приборы
ТРАНСМИССИЯ
- КПП от ВАЗ-2109, усиленная плитами
ПОДВЕСКА
- Передняя: сток + амортизаторы от Нивы
- Задняя: передняя подвеска от ВАЗ-2109
ТОРМОЗА
- Передние: сток
- Задние: передние от ВАЗ-2109
ИНТЕРЬЕР
- Водительский ковш
- Панель с тумблерами управления
ЭКСТЕРЬЕР
- Боковые окна из плексигласа, вместо заднего – алюминий
- Кузов доработан под размещение двигателя и подвески от ВАЗ