Двигатель газ 408 технические характеристики
Москвич-408Б
«Москвич-408» — один из самых популярных легковых автомобилей в СССР второй половины 60-х и 70-х годов. Он выпускался Московским Заводом малолитражных автомобилей МЗМА, который как раз в разгар выпуска этого автомобиля (в 1968 году) был переименован в Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола АЗЛК.
Кузов автомобиля полностью разработан конструкторами МЗМА без участия коллег других советских автозаводов или из НАМИ. Дизайн кузова «Москвича-408» не повторял ни одну иностранную модель и являлся стопроцентной отечественной разработкой. Автором внешнего вида этого автомобиля стал художник-конструктор АЗЛК Б.С. Иванов. Исходный вариант «Москвича-408» выпускался с ноября 1964 года, до июня 1965-го — параллельно с прежней моделью «Москвич-403».
К исходу 1969 года завод подготовил модернизацию внешнего вида (рестайлинг) «Москвича». Первые машины с обновленной внешностью сошли с конвейера в середине декабря 1969-го, до конца года «Москвичи» старого и нового образца собирали параллельно, а с января 1970-го завод полностью перешел на модернизированную модель. Новый вариант отличался прямоугольными фарами фирмы FER (ГДР), радиаторной решеткой, измененной формой багажника и задних сигнальных фонарей. Дизайн-проект обновленной внешности разработан художником-конструктором АЗЛК М.А. Елбаевым.
С октября 1967 года АЗЛК выпускал «Москвич-408» параллельно с автомобилем «Москвич-412», отличавшимся новым двигателем принципиально измененной конструкции. Также у модели 412 рычаг переключения передач с 1968 года располагался на полу, а у модели 408 до 1973-го — на рулевой колонке. Внешне эти автомобили ничем не различались между собой ни до рестайлинга 1970 года, ни после него.
В сентябре 1971 года была введена в эксплуатацию новая территория завода АЗЛК, расположенная не внутри нынешнего Третьего транспортного кольца, а с его наружной стороны. Поэтому в 1972-1975 годах объемы выпуска автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412» увеличились в несколько раз. В 1976 году на смену этим автомобилям пришла новая серия «Москвич-2138» (с двигателем 408) и «Москвич-2140» (с двигателем 412), ставшая успешным и достойным конкурентом автомобилям «Жигули».
В коллекции Музея находится редкая модификация автомобиля «Москвич-408Б» , предназначенная для инвалидов. Такие машины завод выпускал в небольшом количестве. В отличие от инвалидных модификаций «Запорожца» и мотоколясок СМЗ, «Москвичи» с ручным управлением не распределяли через организации Социального обеспечения, а продавали инвалидам только за наличный расчет. Существовали сменные комплекты рычагов для комплектации каждого конкретного «Москвича», рассчитанные на водителей без левой ноги, без правой ноги или без обеих ног.
В Музее — «Москвич-408Б» 1971 года выпуска с пробегом менее 10 тысяч километров, сохранившийся без реставрации со всеми оригинальными деталями кузова и агрегатов, в «родной» заводской окраске. Данный автомобиль оснащен ручным приводом педали тормоза.
Техническая характеристика
Энциклопедия
советских автомобилей
- Москвич 400
- Москвич 401
- Москвич 401Э
- Москвич 402
- Москвич 423/423Н
- Москвич 410/410Н
- Москвич 444
- Москвич А9
- Москвич 407
- Москвич 403
- Москвич 415/416
- Москвич 408
- 408 Турист
- Москвич 412
- Москвич 426/427
- Серия 3-5
- Серия «С»
- Москвич 2148/2150
- Москвич 2138
- Москвич 2140
- Москвич 2140SL
- Москвич 2141
- Москвич 3733
- Москвич 2143
- Москвич 2144
- Главная
- В раздел ВАЗ
- В раздел АЗЛК
- В раздел ГАЗ
- Поиск
Года производства: 1964—1975 гг.
Размеры, мм: 4090x1550x1440
Компоновка: двигатель спереди
Ведущие колеса: задние
Кузов: седан
Максимальная скорость, км/ч: 120
Двигатель: МЗМА-408
Число цилиндров: 4
Рабочий объем: 1358 см3
Число клапанов: 8
Расположение: верхнее
Мощность, л.с/кВт: 50/36,8 при 4750 об/мин
Коробка передач: механическая четырехступенчатая
Тормоза: гидравлические с гидровакуумным усилителем
Электрооборудование: 12 В
Размер шин: 6.00—13
История создания
«Москвич 408» является первой моделью нового поколения автомобилей завода МЗМА. Проект разработки начался в 1959 году, а производство стартовало в 1964. Особое внимание было уделено дизайну нового автомобиля. Существовало огромное количество эскизных набросков. Отличительными чертами первых прототипов были двухрядная решетка радиатора и 15 дюймовые колеса. Позднее размерность колес снизят до 13 дюймов, а двухрядную радиаторную решетку заменят привычной однорядовой. С 1961 по 1963 годы будет создано 4 прототипа с разными дизайнами кузова. В 1963 году были созданы первые предсерийные образцы. Завод, соответствуя новым требованиям пассивной безопасности, оснащал «Москвич 408» ремнями безопасности. Автомобиль, одним из первых в СССР, подвергся лобовому краш-тесту.
Автомобиль долгое время был самым экспортируемым советским автомобилем. Экспорт был налажен не только в страны соцлагеря, но и в западные страны. Экспортная модификация для западных стран получила название Moskvitch Elite. В 1968 году 55% выпуска завода МЗМА приходилось на экспортные М-408. Покупателей привлекали высокое качество сборки, комфортабельность и богатая оснащенность автомобиля. Кроме того он стоил дешевле своих одноклассников.
Дизайн
Автомобиль по меркам тех лет выглядел очень современно. Стремительные обводы кузова, комфортабельный салон и, впервые в отечественном автомобилестроении, 13 дюймовые колеса. По сравнению со старыми моделями выросли длина и ширина кузова. До 1969 года существовало два варианта исполнения передней части автомобиля: с двумя или четырьмя фарами. Последний вариант обычно использовался на экспортных машинах.
В 1969 году был проведен рестайлинг. Автомобили стали выпускаться в совместном новом кузове для моделей М-408 и М-412. Модель получила новое оформление передней части, прямоугольные фары, новые подфарники, иную решетку радиатора. Изменилась и задняя часть — появились новые горизонтальные задние фонари, взамен вертикальных, и треугольные указатели поворота.
В 1973 году унификации с моделью М-412 подверглась отделка интерьера автомобиля.
Двигатель
Силовой агрегат автомобиля представлял собой модернизированный двигатель от М-403. Главным его недостатком было то, что он являлся нижневальным. В то время это считалось устаревающей технологией, хотя от этого менее распространенной она не стала. Зато мощности двигателя, составлявшей 50 л.с. , было вполне достаточно для автомобиля такого класса. Объем двигателя составлял 1.3 литра, а максимальная скорость равнялась 120 км/ч.
Модификации
«Москвич-408(и)Э» — экспортная модификация
«Москвич-408Ю» — экспортная модификация для стран с теплым климатом
«Москвич-408СЭ» — специальный экспортный
«Москвич-408П» — модификация с правым рулем
«Москвич-408Б» — модификация с ручным управлением
Москвич-408
Москвич-408 | |
Технические характеристики: | |
кузов | несущий, седан |
количество дверей | 4 |
количество мест | 4 |
длина | 4090 мм |
ширина | 1550 мм |
высота | 1480 мм |
колесная база | 2400 мм |
колея передняя | 1237 мм |
колея задняя | 1227 мм |
дорожный просвет | 173 мм |
объем багажника | л |
расположение двигателя | спереди продольно |
тип двигателя | 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный |
объем двигателя | 1360 см 3 |
Мощность | 50/4750 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 9,3/2750 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | четырехступенчатая механическая |
Подвеска передняя | независимая, пружинная, с поперечными рычагами, бесшкворневая, собрана на штампованной поперечине |
Подвеска задняя | на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах. |
Амортизаторы | гидравлические, телескопические |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 8,8 л/100 км |
максимальная скорость | 120 км/час |
годы производства | 1964-1975 |
тип привода | задний |
снаряженная масса | 1010 кг |
разгон 0-100 км/ч | сек |
Еще в 1959 году на заводе МЗМА приступили к созданию новой модели Москвич-408 с совершенно новым кузовом, в дизайн которого внес немалый вклад художник-конструктор Б.С. Иванов.
В экспериментальном цехе было подготовлено 25 опытных автомобилей и 15 образцов переходных моделей, на которых испытывались различные узлы и агрегаты новой модели 408. Общий пробег во время испытаний этих образцов составил 150 миллионов километров.
В 1961 году образцы нового автомобиля Москвич-408 были предъявлены государственной комиссии, в результате работы которой машина была рекомендована к производству. Создание новой модели потребовало серьезного совершенствования технологии производства, для чего требовались дополнительные площади. В частности был расширен прессово-кузовной корпус, создан комплексно-механизированный участок анодирования алюминиевых декоративно-облицовочных деталей кузова, был создан специальный участок с современным оборудованием для сварки кузовов токами высокой частоты.
Внедрение нового автомобиля началось в 1962 году, и было разбито на три этапа с использованием переходной модели Москвич-403. На первом этапе выпускали автомобиль с кузовом модели 407, но с модернизированными агрегатами шасси, на втором этапе машина получила новый двигатель, а на третьем – новый кузов. В результате был получен совершенно новый автомобиль Москвич-408.
Автомобиль сошел с конвейера 1 августа 1964 года. В том же году завод получил Диплом I степени ВДНХ за разработку конструкции и внедрение в производство автомобиля Москвич-408. Автомобиль с успехом экспонировался на Лондонской автомобильной выставке. Процент экспортируемых автомобилей от общей их доли выпуска непрерывно рос, подтверждая высокий экспортный потенциал «Москвичей».
28 октября 1964 года вышло постановление ВСНХ №101 «О мерах помощи в специализации завода на выпуск экспортной продукции». В июле 1965 года завод полностью перешел на выпуск модели Москвич-408, окончательно сняв с производства переходную модель.
Новый автомобиль выделялся, главным образом, современным кузовом. Он имел гнутые панорамные ветровое и заднее стекла, модную облицовку радиатора, имеющую два варианта исполнения (с четырехфарной и двухфарной системами освещения), более безопасный капот с передней навеской, изящные приварные рамки боковых окон, более технологичные несъемные задние крылья, современную панель приборов, подвесные педали, моющуюся обивку из современных синтетических материалов и небольшие колеса, позволившие сделать заднее сидение более просторным. Первоначально на автомобиль ставились колеса с дисками размером 102J-329 (4J-13”) и шинами 6,00 – 13, впоследствии стали применять более широкие колеса с дисками размером 114J-329 (4J-13”) и шинами 6,45 – 13.
14 апреля 1966 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 238 и Приказ Минавтопрома СССР № 92 «О мерах по дальнейшему развитию производства автомобилей типа Москвич-408 на МЗМА», предусматривавшие проведение в 1966-1967 годах реконструкции МЗМА, с его расширением и строительством филиала в г. Кинешма, с созданием к 1970-м году в Москве мощностей по производству 200 тысяч автомобилей Москвич-408 в год.
20 августа того же 1966 года с главного конвейера завода сошел 100-тысячный автомобиль модели 408, и в этот же день за досрочное выполнение заданий семилетнего плана, успешную разработку конструкций новых машин и совершенствование технологии производства Указом Президиума Верховного Совета СССР МЗМА был награжден своим первым орденом – Трудового Красного Знамени. В этом же году производство автомобилей модели 408 было организовано и на Ижевском машиностроительном заводе.
В декабре 1966 года при технической поддержке специалистов МЗМА и с использованием поставленных с МЗМА кузовных штамповок здесь была собрана первая партия из 300 автомобилей этой модели.
В 1967 году с главного конвейера МЗМА сошел миллионный Москвич.
Статья в журнале «За рулем» №11, 1964 о Москвич-408
Заметка о «москвиче-такси», «За рулем» №1, 1965
Статья в журнале «За рулем» №1, 1965 о форсировании двигателя Москвич-408
Цикл статей в журнале «За рулем» №1-№2, 1965 о тормозах Москвич-408
Статья в журнале «За рулем» №8, 1965 о двигателе Москвич-408
Заметка о победе Москвич-408 в международных гонках, «За рулем» №10, 1965
Статья в журнале «За рулем» №11, 1965 о Москвич-408
Английский журнал «Мотор» о Москвич-408, «За рулем» №11, 1966
Заметка о миллионном Москвич-408, «За рулем» №6, 1967
Статья в журнале «За рулем» №10, 1967 о двигателе Москвич-408
Статья в журнале «За рулем» №5, 1969 о стеклах Москвич-408
Статья в журнале «За рулем» №11, 1970 о гидровакуумном усилителе тормозов Москвич-408
Двигатель Москвича-408: характеристики, плюсы и минусы
«Москвич-408» – автомобиль, ставший популярным за шесть лет до того, как с конвейера сошел первый экземпляр легендарной «копейки». Он полюбился немногочисленным в то время отечественным автолюбителям необычным дизайном, простотой конструкции, а главное — надежностью. Особенно владельцам понравился силовой агрегат. Несмотря на мизерную, по сегодняшним меркам, мощность — 50 л/с, двигатель «Москвича-408» получился необычайно «тяговитым» и неприхотливым.
Именно о нем и пойдет речь далее, но сначала немного про сам автомобиль.
История создания «Москвича-408»
Серийное производство автомобиля началось в 1964 г. Четыреста восьмой относился к автомобилям малого класса и представлял собой пятиместный седан с приводом на задние колеса. Однако его появление не было чем-то революционным, большинство узлов прошли обкатку на предыдущих моделях «Москвича» — 402-й и 407-й. Они «перекочевали» на новую машину практически без изменений. К примеру, двигатель «Москвича-408» от предшественников отличается только карбюратором.
Правда, с обывательской точки зрения новизна модели определяется не спрятанными под капотом инновациями, а привлекательным внешним видом. С этим у четыреста восьмого было все в порядке. Экстерьер автомобиля оказался совершенно новым. Исчезли характерные для «Москвича» округлости, машина стала более угловатой и приобрела черты, характерные больше для американского автопрома тех лет. Впрочем, в нем угадывались и классические элементы. Связано это, по всей видимости, с тем, что на первых этапах работы конструкторы экспериментировали с внешностью нового автомобиля с помощью пластилина, просто лепили его на реальную 407-ю модель.
Технические характеристики
При проектировании автомобиля главный акцент делался на надежность и простоту эксплуатации. В то время не избалованные сервисами советские автолюбители даже сложный ремонт делали самостоятельно. Поэтому большинство узлов автомобиля достаточно просты, что иногда делалось в ущерб эффективности. Тем не менее, несмотря на скромные уже на то время технические характеристики, двигатель «Москвича-408» позволял ему разогнаться до 129 км/ч. Правда, до сотни автомобиль добирался за 29 секунд, что сегодня, естественно, не впечатляет.
Кстати говоря, 408-й был постоянным участником различных международных гонок и ралли и часто занимал на них призовые места. Этому способствовали надежные барабанные тормоза и 178 мм дорожного просвета. Допустимая масса составляла 1340 кг, из которых 990 весил сам автомобиль. Объем бака – 46 литров. Передняя подвеска была рычажная, задняя – рессорная, что обеспечивало приемлемый комфорт при движении по трассе и позволяло уверенно чувствовать себя на проселке. Это только основные, наиболее необходимые данные об автомобиле, характеристики двигателя «Москвича-408» будут рассмотрены несколько позже.
Конструкция силового агрегата
Четыреста восьмой был оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем с рабочим объемом 1400 см 3 . Это была точная копия силового агрегата 403-й модели. Исключение составлял карбюратор К-126, который впервые стал устанавливаться только на 408-м и был достаточно инновационным для своего времени. Дело в том, что он имел двухкамерную конструкцию, что в сочетании с оптимизацией впускного коллектора позволило увеличить мощность до 50 л/с. Кроме того, впервые на автомобиль была установлена не чугунная, а алюминиевая ГБЦ. Это, кроме прочих преимуществ, существенно снизило вес двигателя «Москвича-408».
Блок цилиндров имеет рядную конструкцию и отлит из серого, а впрессованные в него гильзы – из антикоррозийного чугуна. Низкая степень сжатия (порядка 7) позволяла заправлять автомобиль как бензином А-76, так и А-72, при этом присущие двигателю «Москвича-408» технические параметры практически не менялись. Тяговитостью силовой агрегат был обязан приличному крутящему моменту при малой частоте вращения коленчатого вала. В данном случае это значение порядка 9.3 кгс при 2700 об/мин.
Цилиндропоршневая группа
ЦПГ на «Москвиче-408» состоит из следующих частей:
- Поршни.
- Гильзы блока.
- Поршневые кольца.
- Пальцы.
Поршни автомобиля изготавливались из алюминия с луженой поверхностью юбки. Нормальный зазор между ней и поверхностью цилиндра порядка 0,05 мм. Для его компенсации использовались три компрессионных кольца, выполненные из чугуна. Верхнее из них покрыто пористым хлором, что снижает зависимость срока его службы от высоких температур. Нижнее компрессионное кольцо благодаря особенностям конструкции кроме основного предназначения выполняет функцию маслосбрасывающего. Работает оно в паре с маслосъемным, установленным на поршне самым последним.
Следует обратить внимание, что все кольца имеют одинаковый (порядка 0,6 мм) зазор в стыке и различный по высоте в канавке. Конкретные значения представлены в таблице.
Верхнее компрессионное кольцо
Зазор по высоте в канавке поршня, мм
Палец крепится в бобышках поршня с помощью стопорных колец. Изготовлен он из углеродистой стали. Для большей износоустойчивости поршневой палец закален на глубину до 1.5 мм от своей поверхности.
Блок цилиндров полностью отлит из чугуна. Снизу он закрыт штампованным масляным поддоном, справа – крышкой камеры клапанного механизма. Под ней на выступе выбит пятизначный номер двигателя «Москвича-408». Чтобы до него добраться, желательно снять корпус масляного фильтра грубой очистки.
Кривошипно-шатунный механизм
На автомобиль устанавливался кованный из углеродистой стали коленвал. Его вращение осуществляется в коренных подшипниках со стальными вкладышами. Они фиксируются к картеру двигателя с помощью чугунных крышек. Что примечательно, каждая из них имеет стрелку, при установке она обязательно должна быть направлена вперед. Это к вопросу о самостоятельном ремонте. С внутренней стороны вкладышей имеется кольцевая проточка, предназначенная для их смазки. К шатунным вкладышам масло подается через специально просверленные в корпусе коленвала отверстия.
В передней части установлена шестерня привода распредвала и шкив вентилятора, к которому крепился храповик заводной рукоятки, что по тем временам было далеко не лишним. К задней части коленвала четырьмя болтами крепится чугунный маховик. На него напрессован венец для стартера и нанесены технологические метки.
Механизм газораспределения
Распредвал на автомобиле устанавливался в блоке цилиндров и имел шестеренчатый привод непосредственно от коленвала. Это хорошо видно на фото двигателя «Москвича-408» в разрезе. Клапаны имеют классическое расположение и находятся в ГБЦ. Усилие на них передается с помощью системы штанг, толкателей, коромысел и кулачков. Кроме того, распредвалом приводится в действие бензонасос автомобиля, а на ранних моделях еще и «дворники».
Штанга представляет собой металлический стержень, с помощью которого распредвал управляет работой клапанов. Один ее конец упирается в коромысло, другой в толкатель – стальной колпачок с высокопрочной рабочей поверхностью. Предназначен он для передачи усилия от кулачка на штангу, так как их непосредственное соприкосновение приводило бы к быстрому износу обоих.
Коромысла располагаются на двух независимых осях и надеты на них непосредственно без втулок или подшипников. Жестко закреплены только крайние из них, внутренние удерживаются на своих местах о с помощью распорных пружин.
Система смазки
Двигатель «Москвича-408» имеет комбинированную систему смазки. Это значит, что некоторые его узлы (подшипники распредвала, коромысла и т. д) смазываются под давлением, в то время как остальные разбрызгиванием или «самотеком». Для полной заправки автомобиля маслом требуется 4,3 литра. Уровень, как и на современных автомобилях, контролируется с помощью щупа. При этом на нем нет привычных меток min и max, их заменяют необычные сегодня надписи — «полно» и «долей».
Масляный насос приводится в действие от распредвала. Попадание в систему посторонних частиц предотвращает фильтр грубой очистки. Минимальное давление в системе на холостом ходу у нового автомобиля не менее 0,5 кг/см 2 .
Система питания
Автомобиль оснащен карбюратором К-126П. Благодаря ему удалось добиться улучшенных характеристик двигателя «Москвича-408». Карбюратор 2-камерный с последовательным открытием дроссельных заслонок. Это позволило обеспечить экономичность на холостом ходу и низких оборотах, а также повысить динамику и мощность двигателя под нагрузкой. Открытие вторичной камеры производится с помощью кулисно-рычажного механизма при достижении дроссельной заслонки первичной определенного положения.
Заводской бензонасос мембранного типа с возможностью ручной подкачки. На первых моделях «Москвича» он крепился двумя болтами по диагонали, позднее отверстия стали располагаться более привычно – по краям. Верхняя часть бензонасоса представляет собой так называемый отстойник — своеобразный фильтр, правда, грубой очистки. Выполнен он из стекла, чтобы контролировать закачку бензина.
Зажигания и электрооборудование
Система состоит из следующих элементов:
- Катушка зажигания Б1. Идентичные устанавливались на «Победе» и ГАЗ 21.
- Трамблер с механическим прерывателем.
- Провода зажигания со встроенными высокоомными сопротивлениями.
Электрооборудование автомобиля 12-вольтовое. Первоначальное питание потребителей и системы зажигания двигателя «Москвича-408» осуществляется от аккумуляторной батареи. В процессе работы она подзаряжается от генератора постоянного тока.
Современная эксплуатация
Несмотря на весьма почтенный возраст, четыреста восьмой до сих пор можно встретить на дорогах бывшего СССР. Правда, большей частью их работоспособность поддерживается руками неутомимых коллекционеров, старающихся по возможности сохранить на автомобиле родные детали. С каждым годом это становится все сложнее, поэтому энтузиасты чаще всего прибегают к различным переделкам. Как правило, тюнинг двигателя «Москвича-408» сводится к адаптации под него современных деталей.
Сюда можно отнести и переделку вазовского бензонасоса и установку более мощного генератора переменного тока. Много проблем доставляет и система смазки. Дело в том, что в автомобиле применялся сменный фильтрующий элемент. Естественно, что его давно уже нет в продаже. Поэтому владельцы вносят изменения в систему и устанавливают новый расходник. Переделка масляного фильтра двигателя «Москвича-408» заключается в том, что через специальный переходник в двигатель вкручивается современный элемент, так же, как и на нынешних автомобилях.
Модификации двигателя
Автомобиль, кроме обычного, имел еще и экспортное исполнение. В этом случае на него устанавливался более мощный (55 л/с) двигатель. Кроме того, форсированные силовые агрегаты устанавливались на машины, предназначенные для кольцевых гонок и ралли. Бытует мнение, что 408-е комплектовались и полуторалитровыми силовыми агрегатами. Это не так, просто новый двигатель некоторое время ставился на старый кузов, но автомобиль при этом имел уже индекс «Москвич-412».