Как сделан мотор V12 для Кортежа и зачем его порежут на «горшки»
Как сделан мотор V12 для Кортежа и зачем его порежут на «горшки»?
Сначала появляются «бревна». Это стальные цилиндрические болванки, из которых вырежут коленчатые валы. Затем их уложат в постель алюминиевого остова, зажмут клещами шатунов — и четыре турбокомпрессора превратят все это в царь-двигатель V12. Я отправился в НАМИ, чтобы выяснить, кто и как разработал первый российский бензиновый 12-цилиндровый мотор, из чего он сделан и зачем его хотят «порезать» на маленькие двух- и трехцилиндровые двигатели.
В фойе Московского автомобильного и автомоторного института гостей встречает парадная шеренга самых экзотических отечественных моторов: аксиальные пяти- и семицилиндровые двигатели AR-5 и AR-7, траверсно-балансирный дизель ТБ-48. За сто лет в НАМИ опробовали, кажется, все возможные конструкции ДВС, но легковых бензиновых моторов V12, в отличие от авиационных или дизельных, среди них еще не было. Таких двигателей ни в СССР, ни в России до сих пор не выпускали.
— Опыта создания дизелей V12 в России значительно больше, — объясняет руководитель Центра «Энергоустановки» НАМИ Алексей Теренченко. — К тому же в советское время не было необходимости и возможности для создания подобных бензиновых моторов, это танки требовали большой мощности, а среди автомобилей даже бронированные ЗИЛы обходились 315-сильными двигателями V8, тем более что именно по такой схеме выпускались моторы и на ГАЗе, и на ЗИЛе.
В обновленном литейном цехе НАМИ — новенькие литейные машины с технологией «антигравитационного» литья, когда расплавленный металл подается в форму снизу под небольшим давлением
Почему теперь возникла потребность в двенадцатицилиндровом двигателе, ни для кого уже не секрет: это мотор для флагманского лимузина проекта Кортеж, и он должен быть самым мощным, самым прогрессивным и самым престижным. Паспортные данные впечатляют: рабочий объем — 6,6 л, непосредственный впрыск, система изменения фаз газораспределения, четыре турбокомпрессора с давлением 2,3 бара, максимальная мощность — 830 л.с. (при 5500 об/мин), а максимальный крутящий момент — 1320 Нм в диапазоне от 2200 до 4500 об/мин.
Но официально проект называется ЕМП (Единая модульная платформа), и кроме «автомобиля высшего класса», как в НАМИ называют флагманский лимузин, программа включает еще и бизнес-седаны, кроссоверы и минивэны, поэтому с самого начала Кортеж предусматривал также моторы V8 и рядные «четверки».
Интересно, что в первоначальных набросках проекта Кортеж для лимузинов рассматривалась возможность использовать двигатели на основе дизеля RED A03 V12, который в Германии разработала фирма гоночного моториста и нашего бывшего соотечественника Владимира Райхлина. Однако этот изначально авиационный двигатель с развалом блока 72º осложнял компоновку моторного отсека. От идеи такого донорства отказались, и примерно два года назад мотористы НАМИ начали работу почти с чистого листа.
В 2013 году был объявлен конкурс эскизных проектов на двигатель V12, в котором участвовали компании FEV, AVL, Ricardo и Porsche Engineering. Но в итоге фирме Porsche Engineering отдали только проект разработки мотора V8 — самого массового в линейке. А остальные двигатели в НАМИ взялись проектировать самостоятельно.
В условиях опытного производства изготовление одного коленвала занимает две недели
Конструктор Игорь Анохин работает в НАМИ с 1987 года, он участвовал в создании многих моторов, включая как раз те самые аксиальные AR-5 и AR-7, а теперь руководит разработкой двигателя V12. C базовой «восьмеркой» флагманский мотор роднит общий рабочий процесс — то есть цилиндро-поршневая группа, газораспределительный механизм, форсунки и свечи. Такой модуль будет использован для всех двигателей проекта ЕМП.
В этом моторы НАМИ похожи на большинство современных модульных двигателей с унифицированной геометрией цилиндра. Но если BMW, VW AG, Daimler, Volvo и Jaguar Land Rover приняли за основу цилиндр объемом 500 см³, то в НАМИ выбрали чуть более крупный модуль: с диаметром цилиндра 88 мм, ходом поршня 90 мм, рабочим объемом 547,4 см³ и степенью сжатия 9,5:1. Литраж — «с хвостиком»: 6,6 л на двенадцать цилиндров, 4,4 л — на восемь, 2,2 л — на четыре.
Базовая «восьмерка» получилась классической: с 90-градусным углом развала блока и двумя турбокомпрессорами на внешних его сторонах. Однако это полностью алюминиевый двигатель с сухими чугунными тонкостенными гильзами, в котором непосредственный впрыск топлива, управляемые фазы газораспределения и раздельная по цилиндрам система охлаждения. В Германии на сегодня собрано 15 таких предсерийных моторов, в России — еще пять, и все они уже проходят испытания.
Турбокомпрессоры подмосковной компании Турботехника — это первый российский опыт создания системы наддува для бензиновых моторов
При этом на всех машинах семейства ЕМП моторы будут работать с гибридной трансмиссией на основе электромашины и девятиступенчатого «автомата» R932 московской компании КАТЕ, в создании которого принимал участие бывший гендиректор НАМИ Максим Нагайцев. То есть отдача комбинированной силовой установки cтанет еще выше.
Двенадцатицилиндровые лимузины тоже будут гибридными. На вопрос, зачем 830-сильному монстру еще и электромотор, и конструктор Анохин, и директор Теренченко отвечают долгой паузой: это было непременным условием техзадания, которое согласовывали на самом верху. И электромеханическая трансмиссия, судя по всему, нужна Кортежу не только для экономичности и лучшей динамики, но также в роли резервной силовой установки.
Для опытных моторов кованые поршни сделаны на заказ, но для серийных двигателей их производство должно быть локализовано в России
Традиционный на первый взгляд мотор V12 соткан из технических решений, продиктованных теми, кто призван следить за покоем и безопасностью пассажиров-небожителей. Рабочий процесс тут от «восьмерки», блок цилиндров скомпонован под традиционным для такой архитектуры углом 60°, но турбокомпрессоров четыре, а приводные ремни и некоторые навесные агрегаты из конструкции исключены. Роль стартера и генератора выполняет электромашина гибридной трансмиссии, механизм газораспределения и насос гидроусилителя руля приводятся цепью, вакуумный насос — от распредвала.
Правда, в том, что касается надежности, больше всего вопросов вызывает как раз гибридная трансмиссия, ведь «автомат» КАТЕ лишен гидротрансформатора, плавность старта и переключений он обеспечивает за счет пробуксовки управляющих фрикционов. Однако такая трансмиссия имеет предел по входящему крутящему моменту: 1000 Нм. А царь-двигатель, напомню, должен развивать 1320 Нм.
Однако пока ни один мотор V12 еще не вышел на стендовые испытания с полной нагрузкой. Самые ранние экземпляры, преодолев холодные и горячие пуски, дошли только до механических испытаний на стенде и в составе автомобиля, в рамках которых двигатель работает максимум на две трети своих возможностей.
При этом все моторы V12 сделаны в НАМИ — силами значительно модернизированного опытного производства, которое позволяет изготавливать прототипные партии силовых агрегатов любой сложности. За последний год в цехах появились новые пятикоординатные токарные и фрезеровочные станки, аппараты быстрого прототипирования (3D-принтеры) и даже литейные комплексы, где можно изготавливать пилотные образцы алюминиевых головок и блоков цилиндров, а также деталей трансмиссии и подвески. Причем не обязательно для «кортежных» автомобилей.
На мониторе у конструктора Юрия Натепрова — трехмерная модель обычной рядной «четверки» 2.2: один турбокомпрессор, непосредственный впрыск, 245 л.с. и 380 Нм крутящего момента. Но это топ-версия, а на основе того же блока готовится и «народный» вариант — атмосферник с распределенным впрыском. Первую «четверку» должны собрать уже в этом году.
А в середине сентября Алексей Теренченко на конференции автомобильных инженеров в Тольятти объявил, что, помимо этого, НАМИ на основе унифицированного модуля способен разработать еще и компактные рядные агрегаты с тремя, двумя и даже одним цилиндром. Применять такие моторчики можно не только на автомобилях, но и на катерах, мотоциклах и даже на садовой и строительной технике. Турботройка объемом 1,65 л будет развивать 181 л.с., атмосферная «двойка» 1.1 — 76 л.с. Ну а самым скромным в линейке должен стать одноцилиндровый 550-кубовый мотор на 41 л.с.
Кроме того, в инженерном заделе НАМИ есть семейство рядных атмосферных и наддувных дизелей тех же конфигураций, от одноцилиндрового мощностью 15 л.с. до четырехцилиндрового 2.2 на 184 л.с. Правда, все двигатели меньше бензиновой «четверки» существуют пока только в виде виртуальных проектов, подготовку которых поручили студентам университета имени Баумана. Так что царь-мотоцикл и царь-бетономешалку придется еще немного подождать.
Двигатель v12 что это такое
8 января 2020 года, Гейдон, Великобритания. Компания Aston Martin представила тизер о скором выпуске лимитированного спорткара V12 Speedster, дебют которого состоится в конце этого года.
Над созданием эксклюзивного V12 Speedster работала талантливая команда специалистов заводского подразделения по персонализации автомобилей Q by Aston Martin. Серийный суперкар демонстрирует гармоничное сочетание спортивной элегантности и новейших технологий из мира автоспорта и авиации (Aston Martin сотрудничает с Airbus), а также максимальной ориентированности на водителя.
Дизайн модели посвящён легендарному классическому спорткару DBR1, который в 1959 году выиграл «24 часа Ле-Мана» в Нюрбургринге и обеспечил самый громкий на сегодняшний день триумф Aston Martin в автоспорте. Также разработчики вдохновлялись представленным в 2013 году концепт-каром Centenary CC100 Speedster, созданным к 100-летнему юбилею британского автопроизводителя.
Новый V12 Speedster получит высокоэффективный бензиновый 5,2-литровый атмосферный двигатель V12 Twin-Turbo, способный выдавать мощность порядка 700 лошадиных сил. Силовая установка будет работать в паре с 8-ступенчатой автоматизированной трансмиссией ZF.
Энди Палмер, президент и генеральный директор Aston Martin Lagonda, сказал: «V12 Speedster, который мы с гордостью анонсируем сегодня, ещё раз демонстрирует не только амбиции и изобретательность легендарного британского бренда, но и отмечает наше богатое и непревзойдённое наследие».
Тираж нового V12 Speedsters ограничится 88 экземплярами. Поставки Клиентам запланированы на начало 2021 года.
- Модельный ряд
- Пресса о нас
- О компании
- Кредит/Лизинг/Трейд-ин
- Контакты
Вы бы хотели узнавать об эксклюзивных спецпредложениях на роскошные автомобили?
Подписаться на ньюслеттер
Связаться со специалистом
Рассчитать лизинг
Рассчитать КАСКО
Заявка на Трейд-ин
Настоящим Я, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие лично, своей волей и в своем интересе на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных, в т.ч. с использованием средств автоматизации.
Согласие предоставляется в отношении следующих персональных данных: Фамилия, имя, отчество, Год, месяц, дата рождения; Пол; Контактные телефоны; Контактный адрес; Контактный email; адрес; Сведения о профессиональной деятельности; Модель приобретенного; обслуживаемого автомобиля; Название дилерского центра, где приобретен / обслуживался / ремонтировался а/м; Дата выдачи автомобиля при покупке / из сервиса; Государственный номерной знак автомобиля; VIN –номер автомобиля; Пробег автомобиля; Перечень работ, проведенных с автомобилем; Перечень замененных деталей.
Согласие предоставляется в целях определения потребностей в производственной мощности, мониторинга исполнения сервисными центрами гарантийной политики; ведения истории обращения в сервисные центры; проведения маркетинговых исследований в области продаж, сервиса и послепродажного обслуживания; для рекламных, исследовательских, информационных, а также иных целей.
Предоставляя свои персональные данные, я даю согласие на направление мне рекламной информации и участие в маркетинговых опросах.
Согласие предоставляется:
- АО «Авилон АГ», адрес: 109316, г. Москва, Волгоградский пр., д.43, корп.3
Я выражаю согласие на передачу моих персональных данных:
- АО «АкитА», адрес: 109316, г. Москва, просп. Волгоградский, д. 43, корп. 3
Согласие действует 75 лет и может быть отозвано в любой момент на основании письменного заявления.
Особенности работы 12-цилиндрового двигателя
История автомобилестроения с самого начала развивалась по нескольким направлениям, одним из которых было увеличение скорости и мощности. Логичным способом достичь этой цели было увеличение количества цилиндров, что и привело к появлению 12-цилиндровых двигателей.
В последнее время наблюдается противоположная тенденция – более компактные и лёгкие 6-8-цилиндровые моторы вытесняют своих габаритных оппонентов, но они всё ещё востребованы в современном автомобилестроении.
Разновидности 12-цилиндровых силовых агрегатов
Существует немало типов таких моторов, включая довольно экзотические и редко встречающиеся:
- L12 – ДВС с рядным расположением всех двенадцати цилиндров, при котором усилия всех поршней направлены на вращение коленвала. Характеризуется простотой конструкции, отличной сбалансированностью, небольшой шириной и значительной длиной, что делает невозможным использование этого типа моторов в легковых автомобилях. Зато они весьма распространены в судостроении;
- V12 – моторы с V-образным расположением цилиндров (два ряда по 6, расположенные напротив друг друга под углом 60°). Самая распространённая в автомобилестроении разновидность;
- W12 – W-образный двенадцатицилиндровый двигатель, характеризующийся более компактными размерами по сравнению с V12-цилиндровим собратом. Главный недостаток таких агрегатов – они менее сбалансированы и не достигают такой плавности в работе, как у оппонентов;
- X12 – двенадцатицилиндровый мотор, у которого один коленвал вращают три ряда цилиндров (по четыре в каждом ряду). Из-за сложности реализации такой вариант встречается нечасто;
- F12 – оппозитный ДВС, который отличается от V12 оппозитным расположением рядов цилиндров с втрое большим углом (180°) между ними. Такая конструкция предполагает увеличенную ширину и меньшую высоту, а также низко расположенный центр тяжести. Такие разновидности используются в основном в спортивных и гоночных автомобилях – на серийные их устанавливают крайне редко.
История развития 12-цилиндровых моторов
Первым конструктором, которому удалось создать действующий прототип 12-цилиндрового мотора, является Даймлер Готлиб, при этом за основу своего мотора он взял проект, разработанный Леоном Левавассором. В начале 20 столетия такие силовые агрегаты устанавливались на морские катера и моторные лодки от фирмы Société Antoinette. Замена четырёх цилиндров на 12 позволила существенно увеличить мощь и производительность, так что эти двигатели пользовались большой популярностью.
В 1904 году компания Putney Motor Works, используя наработки предшественников, разработала и запустила в серию первые V-образные двигатели, получившие широкое распространение в самых разных областях. В 1909 году компания Renault выпустила мотор, ориентированный на авиационную промышленность, в котором впервые ряды поршней были расположены под углом 60° и использовалось воздушное охлаждение.
Характеристики двигателя по сегодняшним меркам не впечатляют: при объёме 12,3 литров диаметр цилиндра составлял 95 мм., а ход поршня – 140 мм. В 2010 французы выпустили более компактный вариант мотора, предназначенный для моторных лодок и катеров. Ещё через два года появился 17,5-литровый силовой агрегат с жидкостным охлаждением, развивающий мощность 135 кВт и раскручивающий коленвал до 1400 оборотов/минуту.
В 2013 году в Sunbeam Motor Car удалось сконструировать двигатель с аналогичными характеристиками, предназначенный для установки в автомобили (L поршня – 15,0 см., D цилиндра – 8,0 см.). Первой моделью, на которой был апробирован двигатель с 12 поршнями, стал Toodles V, которому сумели покориться несколько рекордов скорости.
Накануне Второй мировой войны именно двигатели с 12 поршнями стали основными для тяжёлой военной техники. После её окончания и длительного периода рецессии и восстановления промышленности эти моторы были незаслуженно преданы забвению.
И только в 1972 году известный британский автоконцерн Jaguar выпустил инновационный для того времени 5,3-литровый двигатель типа X12, который возродил массовое производство 12-цилиндровых силовых агрегатов. Модель оказалась настолько успешной, что её выпускали вплоть до 1996 года. Сегодня такие моторы стали ещё более совершенными, мощными и экономичными (по отношению к своим предшественникам).
Схема функционирования
Последовательность, или порядок работы цилиндров 12-цилиндрового двигателя зависит от конкретной реализации – общего правила в этом отношении нет, поскольку, как мы уже отмечали, имеется немало конструктивных различий в зависимости от типа (например, двухрядные и тёхрядные моторы).
Кроме того, на последовательность чередования одноименных тактов силового агрегата влияют и другие факторы:
- геометрия расположения цилиндров в БЦ;
- строение распредвала;
- особенности конструкции коленвала.
В немалой степени работа 12-цилиндрового двигателя зависит от фаз газораспределения. Их порядок следования должен рассчитываться соответственно влиянию на коленвал.
Схематически цилиндры, работающие последовательно, не могут располагать рядом – это одно из немногих общих правил.
Есть и второй принцип – независимо от типа силового агрегата и геометрии расположения цилиндров, первым в работу вступает цилиндр пол первым номером. После совершения коленчатым валом поворота на 90° в работу вступает цилиндр №5, после чего по схеме, принятой для конкретного мотора, запускаются и другие поршни.
В целом двенадцатицилиндровые моторы работают намного плавнее и стабильнее, чем шести- и восьмицилиндровые аналоги.
Где используются моторы с 12 цилиндрами
Для воздушного и водного транспорта такие двигатели являются достаточно распространёнными. Что касается современного автомобилестроения, то в серийные модели их часто устанавливают фирмы Ferrari и Lamborghini. На российском рынке можно встретить двигатели типа W12 на автомобилях немецкого автоконцерна Volkswagen. С недавних пор 12-цилиндровые моторы начали выпускать в Барнауле, взяв в качестве прототипа довоенный дизель V12.
Такие силовые установки устанавливают на тепловозы, на буровые установки, в качестве привода для насосов и компрессорных установок.
Кроме Ferrari, такие двигатели устанавливаются на авто от Rolls-Royce, Pagani, это преимущественно классические V12, в наибольшей степени пригодные для использования в легковых авто.
Особенности обслуживания
Автовладельцы моделей с многоцилиндровыми двигателями знают, насколько неприхотливы и надёжны такие силовые агрегаты. При правильно выполненной регулировке они не требуют вмешательства между техосмотрами. Регулировка может потребоваться после ремонта двигателя, и эту работу лучше доверить профессионалам.
Двигатель v12 что это такое
Информационно-аналитический журнал «Морская биржа»
Тематика издания: судостроение, судоходство, портовая деятельность, освоение океана и шельфа
Рынок яхтенных двигателей: новый MAN V12-1800
Чем еще можно впечатлить владельца яхты? Захватывающей производительностью и еще большим комфортом. MAN Nutzfahrzeuge представляет новый оригинальный силовой модуль для вашей яхты.
Самый мощный в линейке двигателей MAN новый V12-1800 выдает максимальный крутящий момент в 6020 Н•м уже при 1200 об/мин, что позволяет вывести яхту на глиссирование и достичь максимальной скорости быстрее, чем когда-либо. Непосредственный впрыск топлива системой Common Rail происходит под очень высоким давлением и обеспечивает оптимальную и плавную работу двигателя на всех режимах. Этому способствует и новаторский двухступенчатый турбонаддув.
Чрезвычайно компактная конструкция двигателя (2087х1153х1275 (ДхШхВ)), оставляет больше свободного места для воплощения задуманного дизайнером судна. Следующее преимущество V12-1800: — его масса. Для 12-ти цилиндрового двигателя, она составляет всего 2365 кг, что означает лучшее среди прочих на данный момент соотношение масса/мощность – 1,31 кг/1 л.с. Чтобы добиться подобных результатов, инженеры MAN использовали весь свой многолетний опыт в проектировании V-образных двигателей, оптимизировали все процессы и компоненты. Охлаждение двигателя происходит в новом пластинчатом теплообменнике, изготовленным из титана, который позволяет произвести наиболее удобное подключение к системе судна. Несмотря на мощность, двигатель комплектуется эргономичным и легким маховиком размера SAE1, подходящим для подключения компактных редукторов. Для удобства монтажа, система газовыпуска создана в виде одного центрального выхода, вертикального или горизонтального исполнения. Все детали, требующие периодического обслуживания, такие как масляные и топливные фильтры, компактно и легкодоступно расположены непосредственно на двигателе. Насос охлаждения лишился ременного привода и стал необслуживаемым.
Наиболее интересным нововведением является то, что теперь двигатель способен выдавать постоянную максимальную мощность 1800 л.с (1324 кВт) в диапазоне от 2100 до 2300 об/мин. Это стало возможным при использовании новых конструкторских решений и материалов: стальные поршни, к примеру, позволяют выдерживать давление газов до 240 бар (24 МПа), а давление впрыска — до 1600 бар (160МПа)! Впервые используемая в яхтенных двигателях опорная плита заменяет крышки подшипников коленвала и, помимо усиления картера двигателя, ведет к значительному снижению шумности двигателя. Система впрыска топлива Common Rail второго поколения оптимизирует расход топлива, повышает приемистость и мощность двигателя и, одновременно, может служить образцом по низкому содержанию вредных веществ в выхлопных газах (что подтверждено всеми международными регулирующими организациями).
На данный момент MAN Nutzfahrzeuge выпускает двигатели способные перекрыть почти все потребности маломерного флота:
- от 258 до 900 л.с для водоизмещающих судов
- от 400 до 1100 л.с для судов переходного типа
- от 730 до 1800 л.с для глиссирующих судов.
Все двигатели поставляются полностью готовыми к эксплуатации. MAN обеспечивает техническое сопровождение на всех стадиях проекта: от выбора двигателя до его запуска на борту судна. Специальный сертификат Gold Standard увеличивает гарантийный срок на всю продукцию MAN.
Новые двигатели уже устанавливаются на яхтенных верфях ведущих европейских производителей. А это значит что в ближайшее представители семейства MAN V12-1800 появятся в России.
Тем более кстати будет уже построенная и функционирующая сеть Авторизованных MAN Сервисных Станций, охватывающая практически все регионы и водные пути России и стран СНГ: с мастер-станцией MAN в Санкт-Петербурге, уже тремя станциями в Москве, станциями в Самаре и Сочи, Владивостоке, Баку и Николаеве, экипаж яхты с двигателями MAN всегда сможет получить квалифицированную сервисную помощь.
Подробная информация с необходимыми контактами всегда доступна на нашем сайте и по телефону Сервисной службы +7-911-9270404, 24 часа в сутки.
Компания «МОРСКАЯ ТЕХНИКА» была основана в 1997 году. Первоначальной деятельностью компании была поставка запасных частей на текущий флот. За 12 лет работы компания выросла не только численно (сейчас компания имеет 8 офисов по всей России и в странах СНГ, с общей численностью сотрудников более 140 человек), но и качественно. Был успешно освоен новый рынок — СУДОСТРОЕНИЕ.
Занимаясь поставками оборудования для строящихся судов, компания обрела штат квалифицированных сотрудников, способных обеспечить грамотное техническое и коммерческое сопровождение проекта от стадии разработки конструкторским бюро до поставки и установки оборудования на судно.
Работая как эксклюзивный представитель ряда известных европейских компаний, «МОРСКАЯ ТЕХНИКА» помогает оснастить российский флот качественным и надежным оборудованием.
Компания сертифицирована по стандарту качества ISO 9001:2000, а также имеет сертификат Российского Морского Регистра Судоходства на право ремонта главных судовых двигателей внутреннего сгорания и других судовых механизмов.
Россия, 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная д. 18, лит. А