29 Октября — ИнтелПарк| Разумный эгоизм в романах Айн Рэнд / Встреча в Пензе
29 Октября — ИнтелПарк| Разумный эгоизм в романах Айн Рэнд / Встреча в Пензе
Почему это интересно?
По опросу 5000 членов книжного клуба Book of the Month Club, проведённого Information Analysis System Corporation в 1991 году для Библиотеки Конгресса и для книжного клуба «Book of the Month Club», «Атлант расправил плечи» была признана второй после Библии книгой, которая наиболее сильно повлияла на жизнь опрашиваемых респондентов. По состоянию на 2007 год суммарный тираж «Атланта» составил более 6,5 млн экземпляров. По опросу Zogby International, проведённому в ноябре 2008 года, роман прочли 8,1 % взрослых американцев.
На Западе имя Айн Рэнд пользуется широкой известностью как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в годы её активной писательской деятельности (1936—1982) социализму. В романах «Источник» и «Атлант расправил плечи» Рэнд вывела свой идеал человека-творца, живущего исключительно за счет своих творческих способностей и таланта, стремясь обрести собственное счастье в жизни.
Основная суть философии объективизма:
• Разум — единственное орудие познания и единственное руководство к действию.
• Главная задача человека в жизни — добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих.
• Капитализм — высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство — основа всеобщего счастья и процветания.
• Единственная задача государства — обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное — узурпация власти.
• Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция — злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.
• Главный двигатель прогресса — не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены. Они же величайшие страдальцы современной эпохи
«Удивительная закономерность: при жизни Айн Рэнд не было написано ни одной положительной рецензии на ее книги! Однако чем сильнее звучали обвинения в графомании, дилетантстве, невежестве и плагиате, тем лучше раскупались ее произведения». (С. Голубицкий, http://sgolub.ru/archive/who-john-galt/)
Объективизм Рэнд оказал глубокое влияние на либертарианское движение. Дэйвид Нолан, один из основателей Либертарианской партии, заявлял, что «без Айн Рэнд либертарианского движения не существовало бы». Сама Рэнд никогда не относила себя к либертарианству и крайне отрицательно отзывалась о нём.
Известными поклонниками Айн Рэнд в России являются экономист Андрей Илларионов, бизнесмен Евгений Чичваркин, писательница и журналистка Юлия Латынина.
Интересно? Добавим деталей. Знаете ли вы, что Айн Рэнд была нашей соотечественницей и до 1926 года жила в Советской России?
На дискуссии в Интеллектуальном парке «Академия» предлагаю подумать — в чем секрет популярности идей Айн Рэнд? Какое мировоззрение лежит в основе идей разумного эгоизма? Почему заурядное по мнению основной массы критиков литературное произведение и настолько спорное с точки зрения своей философской платформы имело такой резонанс?
Как идеи Айн Рэнд претворяются и развиваются в реальности? В жизни отдельных людей? Существует ли позитивная философия успешности?
Эгоизм как двигатель прогресса
Александр Афанасьев
Обезумевший эгоизм. О главной проблеме современного общества
Мир помешался на протекционизме «меньшинств»: политических, социальных, культурных, духовных, сексуальных. К этой же категории следует отнести и эгоистов. Ранее они считались моральными «уродами», то есть относились к исключениям из общего житейского правила. Ныне же алчных эгоистов превращают едва ли не в «двигателей» цивилизационного прогресса. Их холят и лелеят, делая на них ставку, например, как на «лидеров страны».
Беда только в том, что все эти «меньшинства» под мощным патронатом мировых элит превращаются в стремительно растущую дробную людскую массу, которая грозит стать новым социальным большинством. Достигнув же этой вожделенной цели, новое «большинство» постарается окончательно узурпировать власть и выбросит на обочину общественного развития людей нормальных, созданных по Божьему провидению и по естественным законам матушки-природы.
Свою лепту (и надо сказать весьма немалую!) внёс в укоренение эгоизма либерализм, теряющий естественную почву на Западе, но именно в силу этого приобретший в самодовлеющий характер у нас. У нас всегда входит в моду то, что теряет актуальность Европе. Роковую роль сыграли здесь также разрушение СССР и компрометация социалистической идеи.
Диктатура либерализма подорвала базовые устои Семьи, защитником которой был советский строй, и возвела в культ интересы Одиночки, отстаиваемые идеологами капиталистического общества.
Капитализм без твёрдой и законодательно гарантированной социальной составляющей (то есть капитализм в чистом виде) является системным врагом любых форм сплочения людей. В своём существе капитализм полностью социопатичен, плодя в огромном количестве эгоистичных индивидуалистов, алчных потребителей и моральных отщепенцев. Его собственный «социум» – это стаи хищников и безликая масса разного рода приспособленцев, паразитирующих на затухающей человечности основной массы населения.
Зная эту ахиллесову пяту капитализма, многие мыслители искали формулу капитализма усовершенствованного, «разумного», совмещающего в себе личный материальный стимул и общечеловеческие интересы. Максиму Горькому приписывают максиму: «Если же я только для себя, то зачем я?». Скорее всего, он цитировал кого-то из древних мудрецов. Это закон золотой середины: творить и созидать всё преимущественно для других. Таково извечное правило народного здравого смысла.
Наряду со здравым подходом в народе бытовал и идеальный вариант альтруизма. «Последнюю рубашку отдаст», – говорили наши предки о человеке бескорыстном и беспредельно отзывчивом, святом по своей натуре. Наверное, эти слова можно действительно счесть за формулу святости. Но только в том случае, если они выражают искренний порыв сострадательной души. Если же в этом поступке присутствует хотя бы капля потаённого умысла, то это уже признак святоши, жаждущего людской славы и впадающего в ханжество. К сожалению, в нашей жизни подлинных святых насчитываются редкие единицы, а святош – хоть пруд пруди.
Считается, что Советский Союз погубили Александр Солженицын, диссиденты и разного рода «недобитки». Это не совсем так. Во всяком случае, это далеко не вся правда. В разрушительном процессе свою роль сыграли и так называемые коммунистические святоши, которые по эгоистическим побуждениям из кожи лезли вон в льстивых словесах по отношению к советскому строю. Но при смене конъюнктуры они мгновенно объявили себя «узниками совести» и превратились в ярых разрушителей социалистической государственности.
Скрытый эгоист в политике – страшная сила, разрушительное действие которой проявляется не сразу, нарастает постепенно, но, в конце концов, полностью раскрывает свой негативистский потенциал.
Мы часто смешиваем эгоизм и индивидуализм. Но это сущностно разные социальные категории. Охвативший Запад индивидуализм, разумеется, опасен, но не в такой степени, как растекающийся ныне по миру эгоизм. Индивидуализм антиобщественен, но не агрессивен. Наоборот, он страдает именно разобщённостью и социальной пассивностью. Индивидуалист не хочет ничего видеть дальше своего носа, но и качать права вне своего дома, квартиры, комнаты в общежитии он не намерен. Его «дом» – не только его «крепость», но весь круг и мир его интересов.
Эгоист же социально опасен совсем по-другому: именно как озлобленный одинокий волк или покинувший берлогу медведь-шатун. Его все и всё раздражают в высшей степени. Ибо, с одной стороны, весь мир не может понять его «чистых» устремлений, а, с другой стороны, – окружающие люди везде и во всём нарушают его «кровные» интересы. Не дождавшись справедливости от общества применительно к собственной уникальной персоне, эгоист в лучшем случае начинает мелко пакостить обществу, а в конечном счёте превращается в супермена-мстителя.
Немецкий теоретик индивидуалистического анархизма Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт, 1806-1856) в книге «Единственный и его собственность» следующим образом выразил своё разрушительное кредо. «Я – собственник своей мощи, – писал он, – и только тогда становлюсь таковым, когда сознаю себя Единственным… Если я строю своё дело на себе, Единственном, тогда оно покоится на преходящем, смертном творце, который сам себя разрушает, и я могу сказать: «Ничто – вот на чём я построил своё дело».
Макса Штирнера на Западе считают предтечей либералистских идей нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма. С таким сущностным кредо можно только разрушать – самого себя и собственное окружение. Для созидания, творчества, общественно полезного дела это кредо не годится.
Если внимательно присмотреться к так называемым «меньшинствам», то не составит труда докопаться до их сути, коренящейся именно в политическом, социальном, культурном, духовном и сексуальном разрушительном эгоизме.
Социопатия в конечном счёте представляет собой именно бунт закоренелого, нетерпимого и радикального эгоиста против человечества и человечности. Источником же социопатии является не физическая болезнь или психическое расстройство (это всё либеральные отговорки!), а обычный, невинный в малых дозах, эгоизм, не ограничивающий себя по ходу ни в чём и доведённый до высшей степени самолюбивого безумия. То есть до степени отрицания семьи, отвержения любых форм социума и ненависти ко всему человечеству.
…В наши дни воплощением эгоистической социопатии являются мировые олигархи. Получив несметные богатства мошенническим путём, сознавая ненависть ограбленного ими народа и боясь в одночасье лишиться не только богатства, но и самой жизни, они люто возненавидели свой народ и направили усилия на искоренение любых форм социальной солидарности.
Человек – сложное существо. В каждом из нас намешено всего понемногу: и плохого, и хорошего. Заложена в нас и динамика развития этого самого плохого и хорошего. Частично эта динамика зависит от каждого из нас, но в гораздо большей степени – от конкретных обстоятельств и общего настроя в обществе и государстве. Есть запрос на позитивное – в обществе и человеке активно развиваются добрые начала. Нет такового – развитие идёт и так, и сяк. Когда же довлеет запрос на дурное – все нормы по боку, человек превращается в зверя, свинью или пресмыкающееся.
Есть выражение – «праздновать труса». Это когда человек поддаётся общей панике и теряет контроль над собой.
Сейчас общество «празднует эгоиста». В условиях массового потребительства, когда царит лозунг «своя рубашка ближе к телу», люди вообще и народ в частности поддались культу эгоизма. Люди дали волю таящемуся в глубинах души эгоисту. Этот культ наполнил всё подсознание и замутнил сознание.
В каждом эгоисте эгоист расправил крылья и стал вытеснять наше человеческое естество и благоприобретённые нравственные начала.
В каждом эгоисте тоже много чего намешено, но исключительно отрицательного свойства. В первую очередь это алчность, зависть, подлость, ненависть, низменность и многое другое. Даже будучи дитём-херувимчиком (зачастую именно внешнее «ангельство» является личиной скрытых эгоистических начал), эгоист уже отличен от других своей акцентированной уникальностью. С ростом и всё большим осознанием своей особенности эгоист мимикрирует, прячет своё нутро и подлаживается под обстоятельства. Созрев же окончательно и полюбив себя страстной любовью, эгоист покидает свой кокон, превращаясь в откровенного рвача и хапугу.
Олигархи представляют собой суперэгоистов, возомнивших себя штирнеровскими суперменами, но растерявших в себе всё человеческое. Для самооправдания и самоутверждения они сеют в обществе и государстве хаос. Именно во всеобщей анархии и в атмосфере хаоса они чувствуют себя превосходно, причём не только физически, но и духовно. Они боги, зевсы-громовержцы, прячущиеся от простых смертных на своём крепко охраняемом олигархическом Олимпе. Но каждый из них – всего-навсего огромный шар, накачанный до предела эгоизмом. Ткни в шар иголкой, и он лопнет, обнажив полное ничтожество его обладателя.
Надувает же эти шары не кто иной как именно либерализм – жалкий, сущностно немощный и создающий для собственного самоутверждения дутых кумиров. Благодаря потаканию со стороны нарциссического либерализма эгоизм расцвёл пышным цветом, пронизав самолюбованием всё наше общество – от его элитарных верхов до самого подоночного низа. В сиропе либерализма эгоизм не просто обезумел, но прямо-таки взбесился. Стоит где-то появиться честному деятельному человеку, жаждущему принести пользу своему Отечеству, на него моментально набрасываются пираньи эгоизма.
Эпидемия эгоизма в обществе зашла так далеко, что отдельный человек справиться с этой болезнью уже не в состоянии. В пронизанном эгоизмом обществе личность способна только бесконечно морально падать и духовно разлагаться, а вновь обрести себя она, увы, не может. Личности позарез нужна помощь извне, но не в виде нового американского ленд-лиза, а активным волеизъявлением народной массы.
Нынешняя политико-экономическая система сложилась таким образом, что не быть эгоистом и не воровать в ней нет никакой возможности. Мы живём, по сути, в условиях двоевластия. Одна власть, законодательно оформленная, легитимная, официальная, представлена государственным и административным аппаратом. Другая власть, теневая, полузаконная и даже откровенно криминальная, узурпирована большими денежными мешками. Сколько бы мы ни выдёргивали поодиночке проворовавшихся представителей первой и второй властей, сути дела это не меняет. Ибо прочно сложилась СИСТЕМА, в которой обе «ветви» власти друг без друга ни жить, ни действовать уже не могут.
В плане темы статьи для нас весьма любопытен в деле ареста чиновника Абызова небольшой «штришок». В личных вещах арестованного была обнаружена книга Юваля Ноя Харари «Homo Deus. Краткая история будущего». Это новая библия современной мировой элиты. Автор утверждает, что главными двигателями цивилизации являются еда, власть и секс.
Благодаря успехам биоинженерии элита станет богоподобно бессмертной. Технический же прогресс сделает «ненужными» массу смертных, которых надо будет переместить в игровую виртуальную вселенную. Именно таким сегодня видят будущее человечества «продвинутые» представители нашей элиты, в котором простым людям уже не находится реального места.
Лично я не хотел бы такого будущего ни для моих внуков, ни для всех наших потомков. Беспредельный эгоизм нашей элиты необходимо жёстко и строго укрощать. Эгоизм – это зверь, заключённый в каждом человеке. Пока он на привязи, он может быть даже добрым и ласковым. Но стоит дать ему волю, он в первую очередь сожрёт с потрохами своего хозяина, а потом уже убежит в лес. Надо ли ждать такого момента и такой ли судьбы мы заслуживаем?!
Эгоизм как двигатель прогресса
На фоне экономического спада, вызванного пандемией, мы наблюдали за ситуацией на отечественном рынке недвижимости — писали о закрытии торговых центров, простаивании о.
5 основных преимуществ знакомства в инте…
В современном обществе социальные сети и интернет имеют огромное значение. Компьютеры, средства коммуникации повсеместно используются, но не только для работы. Интерн.
Аренда профессиональной кофемашины
Кто не любит вкусный кофе? Таких людей единицы. Его лучше всего делать в кофемашине, тем более если нужно угостить большой круг друзей. С недавнего времени большинств.
Что такое сумка-холодильник и как её исп…
Сумка-холодильник — это незаменимое устройство при дальних поездках, отдыхе или других условиях без доступа к электричеству. Благодаря такому приспособлению любой чел.
Доставка окон и аксессуаров от компании …
Наступил волнующий момент, когда менеджер компании «ОкнаТек» позвонил клиенту и сообщил о готовности окон, выполненных по его заказу. Следующий шаг в выполнении заказ.
Реально ли работать в интернете на дому
Интернет-заработок на дому даёт отличные возможности для людей, не желающих каждое утро толпиться в маршрутках. Но чтобы иметь желаемый доход, необходимо трудиться вн.
Что такое букмекерская контора и как ее …
Букмекерская контора – это игорное заведение, которое занимается тем, что проводит пари с другими людьми в виде приёма ставок.
Деловой портрет
Деловой портрет – это жанр (вид) фотографии, представляющий собой фото, сделанное для общества. Он направлен больше к коммерческой фотоиндустрии. Очень часто это фото.
Интернет-магазины деталей и запчастей дл…
В нынешнее время стало очень удобно делать покупки через интернет. Таким образом можно сэкономить не только время, но и денежные средства.
|