Скания 5 серии предохранители и реле
Скания 5 серии предохранители и реле
Скания 5 серии, так многие называют группу грузовых автомобилей выпускавшихся с 2005 года под настоящее время в двух поколениях, которая включает такие серии как Scania P, G, R, T и многие другие. В нашем материале мы покажем описание предохранителей и реле Скания 5 серии со схемой блока и фото-пример его исполнения. Выделим предохранитель отвечающий за прикуриватель.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Блок предохранителей и реле
Основной блок с предохранителями и реле находится в панели приборов, со стороны пассажира за защитной крышкой.
p, blockquote 3,0,1,0,0 —>
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Исполнение блока и назначение элементов может отличаться от представленного. Сверяйте назначение со своей схемой на обратной стороне крышки.
Схема предохранителей
p, blockquote 6,1,0,0,0 —>
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
Расшифровка
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
1 | 5А ECU, ABS/EBS прицепа |
2 | 30А Клапаны прицепа |
3 | 5А PT01, PT02, GMS, BWE, ZTE, старт-стоп |
4 | 2А Регулировка зеркал, сигнализация при движении задним ходом |
5 | 5А Внутреннее освещение (exclusive), предупреждение об уходе с выбранной полосы движения |
6/1 | 20А Левый стеклоподъемник |
6/2 | 30А Стекло подъемник, левая сторона, двойная кабина |
7 | 20А Дополнительный кондиционер, двойная кабина |
8 | 10А Прикуриватель |
9 | 5А Круиз-контроль/ AICC |
10 | 5А ACC/MCC, тахограф |
11 | 10А Блокировки дифференциалов, ABS 6-канальная |
12 | 5А Дневные ходовые огни, дополнительный выключатель освещения |
13 | 10А Механизм подъема дополнительного моста, EEC |
14 | 5А Надувная подушка безопасности, преднатяжитель ремня безопасности |
15/1 | 20А Правый стеклоподъемник |
15/2 | 30А Стекло подъемник, правая сторона, двойная кабина |
16 | 10А Алкотестер (alcolock), напряжение от клеммы 15 |
17 | 20А Кузов |
18 | 5А Выключатель «массы» аккумулятора |
19 | 20А Координатор |
20 | 20А Подача напряжения, блок управления EMS |
21 | 10А Замок зажигания |
22 | 20А Подача напряжения, блок управления EMS |
23 | 10А Инвертор |
24 | 20А ABS/ EBS |
25 | 10А Подача напряжения, блок управления ELC |
26 | 20А Вентилятор кабины |
27 | 5А CT |
28 | 20А Люк в крыше |
29 | 10А Приборный щиток, тахограф |
30 | 30А Кузов |
31 | 10А Блок управления AWD, освещение салона |
32 | 10А SDP3 (диагностика) |
33 | 10А Комплект подготовки для регистрации дорожных сборов (для Швейцарии), проблесковый маячок |
34 | 20А Преобразователь напряжения 24 В/12 В, электрическая розетка 12 В |
35 | 20А Электрическая система дополнительного оборудования |
36/1 | 20А OPC |
36/2 | 10А Allisson |
37 | 10А Центральная блокировка |
38 | 15А Дополнительный отопитель (ATA, WTA) |
39 | 10А Панель выключателей фонарей заднего хода |
40 | 20А Электрическая розетка 24 В |
41 | 10А Блок управления APS, электрическая система дополнительного оборудования |
42 | 20А Электрический механизм опрокидывания кабины |
43 | 10А Холодильник |
44 | 10А Алкотестер (Alcolock) |
45 | 20А Обогрев зеркала заднего вида, обогрев лобового стекла |
46 | 10А Обогрев сиденья, вентилятор охлаждения масла |
47 | 10А Таймер двигателя, обогрев топливного фильтра, обогрев водо отделительного всасывающего фильтра |
48 | 10А Кузов |
49 | 30А RES, MGU |
50 | 5А Желтая и зеленая шина предупреждения |
51 | 30А Насос охлаждающей жидкости |
52 | 2А Тревога |
53 | 2А Предупреждение об открытом люке крыши |
54 | 10А Габаритный фонарь, левый борт |
55 | 10А Габаритный фонарь, правый борт |
56 | 5А Фоновое освещение, габаритные фонари |
57 | 20А Кузов |
58 | 10А Прицеп, левая сторона |
59 | 10А Прицеп, правая сторона |
60 | 20А Рабочее освещение |
61 | 2А FMS, Кузовное оборудование |
62 | 2А Преобразователь напряжения 24 В/12 В, дистанционный иммобилайзер |
63 | 10А Блок предупреждений для водителя, передняя видеокамера |
64 | 5А SMS |
65 | 20А Турбокомпрессор с изменяемой геометрией |
66 | 10А Питание, блок управления TPM |
67 | 30А Кухонный модуль, система подъёма кабины |
68 | 10А Напряжение питания ТВ |
69 | 20А Блокировка моста прицепа/ вентилятора охлаждения масла |
70 | 10А Радар |
71 | 20А Подогреватель топлива, система топливного охладителя |
72 | 10А Электрический привод дроссельной заслонки |
73 | 20А Подогреватель топлива, система топливного охладителя |
74 | 10А Очистка фар |
75 | 30А Насос охлаждающей жидкости |
76 | 5А Преобразователь постоянного тока, блок аккумуляторов |
77 | 5А Блок аккумуляторов |
78 | 15А Насос охлаждающей жидкости, коробка передач |
За прикуриватель отвечает предохранитель номер 8 на 10А.
Схема отдела реле
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Реле RР1 — RР4 (на верхней схеме)
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
p, blockquote 12,0,0,0,0 —> p, blockquote 13,0,0,0,1 —>
Ремонт двигателей Scania
Запись на диагностику ДВС:
8 913 014 84 63 (МТС)
г. Новосибирск, Северный проезд 9
напротив рынка «Левобережный», ориентир — флористический центр «Гринвилль»
Одним из направлений нашего трак центра является ремонт дизельных двигателей грузовых автомобилей SCANIA. За годы мы накопили огромный опыт ремонта дизельных двигателей этой марки и можем гарантировать Вам высокое качество работ. Всегда в наличии запасные части проверенных производителей SCANIA MAHLE OEGERMANY KS на любые модели двигателей, включая двигатели последнего поколения.
Стоимости наших работ в разы отличаются от аналогичных, проводимых у официальных дилеров, а качество порой даже превосходит их. Мы обладаем всем необходимым для этого специнструментом, а также ассортиментом запасных частей для ремонта двигателей – клапаны, седла, направляющие, гильзы, поршни, шатуны, форсунки, электромагнитные топливные клапаны (актуаторы) для топливных систем HPI и т.д., включая оригинальные запасные части.
Ежемесячно наш сервис проводит более чем 10 капитальных ремонтов двигателей грузовых автомобилей. Мы обладаем всем необходимым диагностическим оборудованием, позволяющим своевременно выявлять износ двигателя и предупреждать его поломку. Диагностика включает в себя тесты на балансировку работы цилиндров и форсунок на дилерском оборудовании с последующей распечаткой результатов в форме аналитического отчета. Также мы проводим измерение компрессии механическим путем и эндоскопию работы двигателя. Только после проведения первоначальной диагностики можно дать уже более объективное заключение о состоянии и работе двигателя.
Как правило причина обращения в сервис связана с нестабильной работой двигателя и проявлением следующих симптомов, наиболее частыми среди которых являются
- Течь антифриза или масла на стенках блока двигателя.
- Повышенный уровень масла или наличие в нем других примесей (вызван попаданием антифриза или ДТ в моторное масло).
- Повышенный расход масла (более 1л на 1000 км).
- Неровная работа двигателя и повышенный расход топлива (для Scania >32 л, Volvo > 34 л, Man > 34л на 100км).
- Белый или сизый дым из выхлопной трубы при холодном запуске двигателя.
- Потеря мощности и тяги при движении автомобиля.
- Посторонние шумы, стук или детонация в двигателе.
Если вы наблюдаете подобные симптомы при работе своего автомобиля, настоятельно рекомендуем обратиться в ближайшую сервисную станцию, специализирующуюся на ремонте двигателей для проведения диагностики.
Часто наши клиенты сталкиваются с проблемой, когда механики или руководители предприятий не прислушиваются к мнению водителя, что с автомобилем что-то происходит и предпочитают использовать автомобиль до тех пор, пока ремонт становится неизбежен и зачастую это происходит на трассе во время эксплуатации автомобиля, а соответственно выполнения рейса.
Самая распространенная проблема это прогар клапана или седла вследствие использования некачественного топлива, либо брак завода-изготовителя. Так например у завода Scania была отзывная программа по клапанам на автомобилях 2012 года о которой далеко не все владельцы были в курсе и сталкиваются с проблемой, когда клапан уже развалился или прогорел.
Всех этих проблем можно избежать, если периодически (не реже чем раз в 6 месяцев) заезжать в специализированный сервис для диагностики работы двигателя и регулировки клапанов. Это продлит жизнь вашего мотора и благодаря диагностике позволит выявить неисправность на ранней стадии, а соответственно избавит вас от последующих проблем связанных с эвакуацией автомобиля с дороги и не запланированного дорогостоящего ремонта.
Мы же готовы предложить нашим клиентам следующие услуги по диагностике и ремонту двигателей.
- Проверка баланса цилиндров и работы насос-форсунок (Scania SDP, VOLVO Premium Tech Tool, MAN Cats)
- Регулировка клапанов и насос форсунок
- Механический замер компрессии двигателя
- Выведение плоскости ГБЦ (головки блока цилиндров)
- Проточка и шлифовка ГБЦ
- Замена гильз, поршней и шатунов
- Напыление изношенного коленчатого вала и распредвала.
- Замена клапанов, направляющих и седел.
- Замена шатунных и коренных вкладышей.
- Шлифовка блока и т.д.
- Ремонт электромагнитных топливных насосов для HPI систем и насос форсунок.
Схема электрооборудования скания 4 серия
Скриншоты
(Нажмите на маленькую картинку, большая откроется в новом окне)
Замеченные конфликты в электронном каталоге Scania 4 серия Workshop & Bodywork:
Требования по применению масел SCANIA
Требуемое качество масла:
– АСЕА Е3 – для продленного интервала замены;
– АСЕА Е2 или АРI CG-4 – интервал замены сократить в два раза;
Интервал замены масла при применении масла класса АСЕА Е3 (в случае применения другого класса масла – интервал вдвое короче):
– длинные дистанции, легкий режим:
– двигатели DC11, DSC12, DSC14 – 60000 км.;
– двигатели DSC9, DSC11 – 45000 км.;
– длинные дистанции:
– все типы двигателей – 45000 км.;
– длинные дистанции, тяжелый режим:
– все типы двигателей – 30000 км.;
– строительные работы:
– все типы двигателей – 20000 км.;
– при развозке товаров:
– все типы двигателей – 30000 км.;
Интервал сокращается в случае применении дизельного топлива, в котором содержание серы превышает 1%.
Расшифровка системы SCANIA 5 серии
ASC – Система защиты от складывания секций
EMS – система управления двигателем
AHS – Система дополнительного подогрева
FLC – Камера переднего обзора
APS – подача сжатого воздуха
GMS – система управления коробкой передачь
AUS – Аудисистема
ICL – Комбинация приборов
AWD – полный привод
LAS – система замков и сигнализации
BCS – система шасси автобуса
LDW – Предупреждение об уходе с выбранной полосы движения
BMS – система управления торможением
MGS – система электрической машины
BWE – электрическая система дополнительного оборудования
RES – Подзаряжаемая система хранения энергии
BWS – система управления дополнительным оборудованием
RTC – Scania Communicator
CCS – система поддержания микроклиматом
RTI – система дорожной информации для транспортных компаний
COO – Координатор
SMS – Система управления подвеской
CSS – система подушек и ремней безопасности
TCO – Тахограф
DAS – Система помощи водителю
TPM – Контроль давления в шинах
DIS – Датчик расстояния
VIS – система обеспечения обзора
Scania manual PDF
Scania 4 series Electrycal System Manual.pdf
Scania 4-series Workshop manual – Dismantling information.pdf
Scania Bodywork information in the instrument cluster.pdf
Scania Diagnóstico geral de falhas(avarias) de sistemas de controleeletrônico.pdf
Scania EDC MS5 para bomba injetora Diagnóstico de falhas (avarias).pdf
Scania Electrical system in P, R, T series – Introduction and general troubleshooting.pdf
Scania EMS Instrumentation Operator’s Manual.pdf
Scania instrumentation Operator’s Manual.pdf
Scania Manual de esquema elétrico.pdf
Scania Manual Tecnico Motor.pdf
Scania Motores de 11 e 12 litros.pdf
Scania Motores DN11, DS11 manual.pdf
Scania Retarder -Mechanical system and hydraulic system – Troubleshooting PDF manual.pdf
Scania truck PDF driver manual.pdf
Scania trucks Fault Codes PDF – CAN interface for bodywork.pdf
Scania trucks Repair and maintenance manual.rar
Scania trucks Warning messages for open hatch.pdf
Scania Wiring diagram handbook PDF.rar
Scania bus PDF repair manual – PDF manual in German for the maintenance and repair of the Scania buses.
Scania truck PDF driver manual – A manual in Russian on the operation and maintenance of Scania trucks.
Scania trucks Repair and maintenance manual
Scania K-, N-, F-series Workshop Manuals
Scania bus PDF repair manual.rar
Battery, hybrid vehicle.pdf
Central electric unit, hybrid vehicle.pdf
Control unit, hybrid vehicle.pdf
Coolant pump, hybrid vehicle.pdf
Coolant radiator, hybrid vehicle.pdf
Cooling system, hybrid vehicle.pdf
Direct current converter, hybrid vehicle.pdf
Dismantling information Scania Touring; Scania – Higer A80, A30.pdf
Electric machine, hybrid vehicle.pdf
Expansion tank, hybrid vehicle.pdf
Gearbox, hybrid vehicle.pdf
Heater, hybrid vehicle.pdf
MGU inverter, hybrid vehicle.pdf
Oil cooler, hybrid vehicle.pdf
Procedure for work on hybrid vehicles.pdf
Solenoid valve, hybrid vehicle.pdf
Scania P, G, R, T-series Workshop manuals
Scania P, G, R and S series Workshop manual – Dismantling information.pdf
Draining climate control system.pdf
Draining the coolant system.pdf
Draining the engine.pdf
Draining the fuel tank.pdf
Emptying the ACL reservoir.pdf
Emptying the compressed air tanks.pdf
Fluids and materials that are harmful to the environment.pdf
Identification of materials.pdf
Large silencer, Euro 6.pdf
Medium silencer, Euro 6.pdf
Procedures and requirements for return units.pdf
Removing a door.pdf
Removing a manual gearbox.pdf
Removing brake calipers.pdf
Removing brake shoes.pdf
Removing fixtures and fittings.pdf
Removing front spring.pdf
Removing fuel pipes.pdf
Removing reductant catalytic converter.pdf
Removing the AC compressor.pdf
Removing the air compressor.pdf
Removing the air cooled oil cooler for the gearbox.pdf
Removing the air-cooled EGR cooler.pdf
Removing the airbag.pdf
Removing the balancing weights on wheels.pdf
Removing the brake drums.pdf
Removing the bumper.pdf
Removing the cab tilt pump.pdf
Removing the cab.pdf
Removing the camshaft.pdf
Removing the central gear RB662.pdf
Removing the coolant pump.pdf
Removing the crankshaft.pdf
Removing the cylinder head part 2.pdf
Removing the cylinder head.pdf
Removing the cylinder liners.pdf
Removing the disc brake hub.pdf
Removing the door window.pdf
Removing the EG power take-off.pdf
Removing the EGR valve.pdf
Removing the engine.pdf
Removing the external hatch.pdf
Removing the fan part 2.pdf
Removing the fan.pdf
Removing the flywheel housing part 2.pdf
Removing the flywheel housing part 3.pdf
Removing the flywheel housing.pdf
Removing the front axle.pdf
Removing the front cover.pdf
Removing the front grille panel.pdf
Removing the front timing gear casing part 2.pdf
Removing the front timing gear casing.pdf
Removing the gear control.pdf
Removing the gearbox part 2.pdf
Removing the gearbox part 3.pdf
Removing the gearbox part 4.pdf
Removing the gearbox.pdf
Removing the instrument panel.pdf
Removing the left-hand cylinder head bank.pdf
Removing the oil mist separator 1.pdf
Removing the oil mist separator.pdf
Removing the power steering gear.pdf
Removing the propeller shaft.pdf
Removing the radiator part 2.pdf
Removing the radiator part 3.pdf
Removing the radiator part 4.pdf
Removing the radiator.pdf
Removing the reductant main unit.pdf
Removing the refrigerator.pdf
Removing the retarder part 2.pdf
Removing the retarder.pdf
Removing the right-hand cylinder head bank.pdf
Removing the servomaster and clutch.pdf
Removing the side-mounted EG power take-off.pdf
Removing the silencer.pdf
Removing the spring brake chamber ( drum brakes).pdf
Removing the starter battery.pdf
Removing the steering wheel and steering column.pdf
Removing the transfer gearbox.pdf
Removing the turbocompound unit.pdf
Removing the washer container.pdf
Removing the water-cooled EGR cooler.pdf
Removing the windscreen.pdf
Removing the xenon lamps.pdf
Scania P, G, S and R series Workshop manuals
Scania P, G, S and R series Workshop manual – Removing the gearbox.pdf
Scania R-series, G-series Workshop manual – Removing fixtures and fittings.pdf
Scania R-series, G-series Workshop manual – Removing the radiator.pdf
Scania R-series, G-series Workshop manual – Style and performance – Performance Diesels.pdf
Scania trucks electrical wiring diagrams
Scania 3 Series Wiring diagrams.rar
Scania 4 Series Wiring diagrams.rar
Scania 5 Series Wiring diagrams.rar
Scania trucks engines PDF manual
Scania 9-Series Work Description.pdf
Scania D11 Operator’s Manual.pdf
Scania D11 PDF Operator’s Manual.pdf
Scania DC09 – Exhaust system – PDF Installation Manual.pdf
Scania DC09 – Fuel System- PDF Installation Manual.pdf
Scania DC09 – Industrial engine – PDF Installation Manual.pdf
Scania DC09 PDF Installation Manual.pdf
Scania DC11 Operator’s Manual.pdf
Scania DC12 Operator’s Manual.pdf
Scania DC12 PDF Operator’s Manual.pdf
Scania DC13 – Exhaust system – PDF Installation Manual.pdf
Scania DC13 – Fuel System- PDF Installation Manual.pdf
Scania DC13 – Industrial engine – PDF Installation Manual.pdf
Scania DC13 PDF Installation Manual.pdf
Scania DC16 – Exhaust system – PDF Installation Manual.pdf
Scania DC16 – Fuel System- PDF Installation Manual.pdf
Scania DC16 – Industrial engine – PDF Installation Manual.pdf
Scania DC16 PDF Installation Manual.pdf
Scania DC9 Operator’s Manual.pdf
Scania DI09 – Engine – Installation Manual.pdf
Scania DI09 – Exhaust system – Installation Manual.pdf
Scania DI09 – Fuel system – Installation Manual.pdf
Scania DI09 – Instrumentation 2.0 – Installation Manual.pdf
Scania DI11 Operator’s Manual.pdf
Scania DI12 PDF Operator’s Manual.pdf
Scania DI13 – Engine – Installation Manual.pdf
Scania DI13 – Exhaust system – Installation Manual.pdf
Scania DI13 – Fuel system – Installation Manual.pdf
Scania DI13 – Instrumentation 2.0 – Installation Manual.pdf
Scania DI13 – SCR system – Installation Manual.pdf
Scania DI13 series Operator’s Manual.pdf
Scania DI14 69 Operator’s Manual.pdf
Scania DI14 82 Operator’s Manual.pdf
Scania DI16 – Engine – Installation Manual.pdf
Scania DI16 – Exhaust system – Installation Manual.pdf
Scania DI16 – Fuel system – Installation Manual.pdf
Scania DI16 – Instrumentation 2.0 – Installation Manual.pdf
Scania DI16 – SCR system – Installation Manual.pdf
Scania DI9 Operator’s Manual.pdf
Scania Indusstrial DC09, DC13, DC16 Engines Fault Codes.pdf
Scania OC16 – Industrial engine – PDF Installation Manual.pdf
Scania trucks spare parts catalogue
Scania spare parts catalogue – Spare parts catalog and repair manuals for Scania trucks, 03/2015. Format: ISO, size: 7 Gb, interface: multilingual.
Lineup of trucks and tractors Scania
Scania is a Swedish company engaged in the production and sale of heavy vehicles. In general, Scania products are export-oriented – approximately 95% of the products are sold abroad, more than half of the assembly work is done outside of Sweden. Scania trucks are sold in the markets of more than 100 countries in Europe, Latin America, Asia, Africa and Australia. The fastest growing market for new Scania trucks for today is Russia.
Scania enterprises employ over 28,000 workers and employees. The cars are produced in factories in Sweden, the Netherlands, France, Brazil.
As a result of the modernization of the range of trucks, Scania in recent years has come to the next extremely simple division of trucks into three series: Scania R, Scania G and Scania P.
Scania R series trucks are targeted to the long haulage segment and for use as a chassis for heavy equipment. Scania P trucks with smaller cabs are focused on a segment of lighter vehicles with engines up to 420 hp. Finally, the transportation of heavy goods over long distances on bad roads is the main purpose of the Scania G-series. And for Russian consumers, Scania offers a special product – Scania Griffin.
Начало славного пути SCANIA
110 ЛЕТ С МОМЕНТА ПЕРВОЙ ПОСТАВКИ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ SCANIA В РОССИЮ
2020 год – юбилейный для компаний Scania и «Скания-Русь». Ровно 110 лет назад на улицы Санкт-Петербурга вышел первый грузовой автомобиль легендарной марки. И чем дальше от нас то время, тем важнее становится каждое историческое свидетельство первых шагов Scania на пути лидера российского рынка коммерческого транспорта.
1907–1909 ГГ.
Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.
И вот что интересно. Обладая исключительными правами на производство и продажу дизельных двигателей по лицензии, купленной у Р. Дизеля еще в конце XIX века, на своих нефтяных промыслах в Баку для привода буровых станков братья использовали более компактные и транспортабельные бензиновые двигатели Scania.
Покупку осуществлял главный инженер компании Эсберг через Санкт-Петербургское представительство «Урало-Каспийской нефтяной компании».
1910 Г.
В историю компании Scania 1910 г. вошел продажей в Россию первого грузового автомобиля. В тот год компания выпустила всего 4 грузовых автомобиля, и один из них был экспортирован в Россию – это была первая экспортная поставка грузовика Scania.
Для Управления городских железных дорог Санкт-Петербурга была закуплена мобильная мастерская для обслуживания трамвайной контактной электрической сети на шасси грузовика Scania Il с двигателем мощностью 24 л. с. грузоподъемностью 3,5 т, с подъемной вышкой и поворотной платформой, рассчитанной на трех человек.
Привод подъема вышки и поворота платформы был ручным. Опыт ее эксплуатации оказался настолько удачным, что в 1911 г. трамвайщики закупили еще один автомобиль аварийной службы, теперь уже марки Scania-Vabis. Новая автома- стерская значительно отличалась от предыдущей машины – каркас вышки, выдвижная часть и рабочая платформа стали стальными сварными, привод подъема – зубчатым вместо тросового. Обычно обе машины работали в паре. Одна предназначалась для текущего обслуживания, вторая – для ремонта и замены оборванных проводов и была снабжена специальным креплением для запасных проводов и поддерживающих тросов. Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарный фотограф К. Булла.
В октябре 1913 г. было принято решение о закупке еще двух машин, которые отличалась от первых двух утепленными «будками» для ремонтников. Пока не установлено достоверно, попали ли они в Санкт-Петербург, но одна точно была собрана – ее описание вошло в рекламный проспект, а в фотоархиве компании Scania сохранились ее фотографии.
АВАРИЙНАЯ АВТОВЫШКА В РАБОТЕ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
Ремонтные мастерские на шасси автомобилей Scania и Scania-Vabis пришли на смену машинам на шасси Delage и Idelson, от применения которых Управление городских электрических дорог отказалось после года пробной эксплуатации.
В августе 1912 г. для Петербургского водопровода был закуплен автомобиль Scania-Vabis BLa, оборудованный перекачивающим насосом и заборными шлангами. Общее количество машин из Сёдертелье и Мальмё, работавших в российской столице, достигло трех, а за Scania-Vabis закрепился авторитет поставщика специальных автомобилей различного назначения.
Большую роль в развитии экспорта в Россию сыграл Эрик Хедлунд, ставший еще в 1911 г. дилером и исключительным агентом компании Scania-Vabis на территории России. Автомобили он продавал дистанционно, офис находился в Стокгольме на улице Старефлан, д. 4, 1-й этаж. Все первые автомобили Scania и Scania-Vabis были закуплены через Э. Хедлунда, им же, в частности, поставлен грузовой автомобиль компании Kaleva AB в столицу Великого княжества Финляндского – Хельсинки.
Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарный фотограф К. Булла. В октябре 1913 г. было принято решение о закупке еще двух машин, которые отличалась от первых двух утепленными «будками» для ремонтников.
ПЕРВАЯ СЕРВИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ SCANIA В РОССИИ
8 апреля 1913 г. в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»
Новый этап в истории марки Scania/Scania-Vabis в России начался 8 апреля 1913 г., когда в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» с размером капитала 20 тыс. руб., входивший в концерн «Автогруз». Регистрационная запись под № 1903 внесена в официальное издание Министерства торговли и промышленности России «Сборник сведений о действующих в России торговых домах (Товариществах полных и на вере)» на странице 148. Сфера деятельности «полного товарищества на вере» – эксплуатация грузовых автомобилей, район операций – Санкт-Петербург, срок действия не ограничивался. При регистрации был указан адрес конторы: Александринская площадь, д. 5.
Гараж и мастерская находились на Николаевской ул., д. 14. Владельцами торгового дома являлись российский дворянин Станислав Станиславович Глезмер и шведский подданный Торстен Николаевич Ланделиус. У Т. Ланделиуса уже был опыт продажи шведских грузовых автомобилей Tidaholm.
С. С. Глезмер «принес» в торговый дом большие связи в деловом мире, доставшиеся ему от отца Cтанислава Петровича Глезмера – крупнейшего российского промышленника, депутата Государственной думы нескольких созывов, основателя Промышленной партии.
НА ТОТ МОМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОМПАНИИ SCANIA-VABIS ВКЛЮЧАЛА 8 МОДЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ШАССИ
Чаще всего торговый дом предлагал российским заказчикам две модели Cla и Fla.
Торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» вошел в «Автомобильный справочник Санкт-Петербурга» за 1913–1914 гг. (выпуск 4), изданный А. М. Пашкевичем. В нем же впервые была опубликована реклама торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус».
В мае 1913 г. на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» представил на стенде № 159-b самосвал Scania-Vabis FLa грузоподъемностью 5 т при полной массе 9 т, оснащенный четырехцилиндровым двигателем 45/50 HP. Примечательно, что страница, посвященная этому автомобилю, открывается словами: «Грузовики Сканиа-Вабисъ мало известны у нас в России. »
9 ЯНВАРЯ 1914 Г. НАЧАЛО РАБОТЫ СБОРОЧНОГО КОМПЛЕКСА SCANIA-VABIS В РОССИИ
В 1914 г. на Петроградской стороне, во дворе дома 21 на углу Малой Дворянской и Малой Посадской улиц были открыты автомобильные ремонтные мастерские «С. С. Глезмер и К°», для которых использовали здание гаража и автомастерских известного фабриканта Гофмана. В конце того же года торговый дом «С. С. Глезмер и К°» обратился с ходатайством в Отдел выдачи разрешений на открытие торгово-промышленных заведений Санкт-Петербургской городской управы о произведении осмотра оборудованных производственных помещений.
3 января 1914 г. в течение двух с половиной часов особая комиссия под председательством фабричного инспектора И. И. Тимофеева занималась осмотром «автомобильно-ремонтной мастерской и гаража, устроенного ТД «С. С. Глезмер и К°», на основании которого 9 января 1914 г. было выдано разрешение на работу мастерской. Эту дату можно считать началом работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.
Работа торгового дома «Глезмер и К°» и мастерской была тесно связана с судьбой самого владельца, который вскоре стал несостоятельным должником и скрывался от кредиторов. 3 апреля 1914 г. С. С. Глезмер занял у инженера Путей сообщения С. М. Ждан-Пушкина три тысячи рублей сроком на 1 год до 3 апреля 1915 г. «в залог собственно мне принадлежащего движимого имущества, находящегося в С.-Петербурге, Спасской части, по Александринской площади, № 5», заключавшегося в четырех автомобилях за № 13127, 13157, 13178 и 455, которым был грузовой автомобиль Scania-Vabis. В срок деньги уплачены не были, кредитор подал в суд.
Дело подлежало рассмотрению в Петроградском окружном суде, но должник не явился: в мае 1915 г. он уехал в Ригу и больше в Россию не возвращался.
31 ДЕКАБРЯ 1914 Г.
Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера.
К этому времени автомобили Scania-Vabis были достаточно известны в России. Недаром российский автомобильный писатель Н. Г. Кузнецов включил их описание в «Автомобильный календарь-справочник» за 1915 г. в разделе «Спецификацiя автомобилей наиболъе извъстных марокъ».
Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера. Управляющим директором стал Э. Хедлунд.
В адресных книгах «Весь Санкт-Петербург» за 1916 и 1917 гг. Т. Н. Ланделиус значится как доверенный акционерного общества завода «Скания-Вабисъ», а затем директор отделения.
Первая мировая война заставила перейти мастерские от сборки автомобилей Scania-Vabis к выполнению заказов Военного министерства.
19 сентября 1915 г. в Военно-походную канцелярию его императорского величества Николая II от Петроградского градоначальника поступил «Список промышленных заведений гор. Петрограда, изготовляющих предметы государственной обороны для нужд армии и фронта», в котором значатся автомобильные мастерские Акционерного общества «Скания-Вабисъ».
По соглашению с Управлением авторемонтных заводов в ней была организована сборка и ремонт грузовых автомобилей различных марок для Первой автомобильной роты. Автомобили Scania и Scania-Vabis продавались в России не только торговым домом «С. С. Глезмер и К°»: они поступали в Финляндию, минуя Санкт-Петербург. В российских архивах сведений об этих операциях нет, предоставили их финские коллеги: главный редактор журнала Mobilisti Ян Эквист и ведущий историк коммерческого транспорта Финляндии Оле Бломберг.
ПЕРВАЯ ПОСТАВКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ SCANIA ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1916 Г.
Пожарная машина на шасси Scania- Vabis, оснащенная лестницей и насосом.
ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS
ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS
В Финляндии успешно работала компания A. B. Walfrid Alftan O. Y. Именно через нее в 1913 г. был впервые напрямую закуплен грузовой автомобиль Scania-Vabis ELa грузоподъемностью 4 т выпуска 1912 г. для транспортной компании г. Юхансона, в 1914 г. он был реквизирован для нужд российской армии. В 1916 г. через эту же компанию в Хельсинки в качестве дара Управления пожарной охраны Стокгольма поступила машина на шасси Scania-Vabis, оснащенная лестницей и насосом.
История автомобиля настолько интересна, что на ней стоит остановиться отдельно. В соответствии со шведскими законами автомобили поставлялись на экспорт без колес в связи с высокой стоимостью резины в Швеции. Колеса на сплошной цельнолитой резине автомобилю подобрали в Финляндии только через год. Водителем машины назначили Эйно Яале, который проработал на ней всю жизнь вплоть до передачи машины в музей! Это был один из лучших пожарных автомобилей того времени. Мощность четырехцилиндрового бензинового двигателя 60 л. с., максимальная скорость 45 км/час, расчет – до 15 человек, ротационно-поршневой насос немецкого производства мощностью 1 500 л/мин. В двадцатых годах сплошные шины заменили пневматическими. В 1933 г. (а последний раз ветеран участвовал в тушении пожара в конце сороковых годов!) на машине поменяли двигатель, установив 100-сильный шестицилиндровый мотор 1561.
Сегодня этот автомобиль, находящийся на попечении Союза пенсионеров-ветеранов финских пожарных, является старейшим и, соответственно, единственным автомобилем Scania/Scania-Vabis, поставленным в Россию в начале ХХ века! В 1969 г. машина была полностью отреставрирована силами ветеранов пожарной службы Финляндии, у которых ушло на работу 1200 часов. Она регулярно принимает участие в парадах пожарной техники, выезжая на «родных» колесах со сплошными шинами.
В начале 1918 г. буквально накануне предоставления Финляндии независимости, ей был передан еще один дар, на этот раз от Королевской армии Швеции – один грузовик DLa грузоподъемностью 3 т и шесть двухтонных автомобилей CLc, все выпуска 1912 г. Таким образом, напрямую в Финляндию было поставлено 9 автомобилей Scania и Scania-Vabis как минимум четырех моделей, а вместе с автомобилем, проданным Э. Хедлундом, – 10 машин.
В 1910–1913 ГГ. В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСТУПИЛО 2 АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Oдин – для Центральной водопроводной станции, предположительно два (один – подтвержденный) – для концерна «Автогруз» и два (также предположительно) – для завода компании братьев Нобель. С большой долей вероятности можно считать, что показанный на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге самосвал Scania-Vabis FLa также был продан в России. Вместе с двумя легковыми автомобилями Scania-Vabis FP, закупленными братьями Нобель, парк машин достиг 11 штук.
А сколько из них было собрано в мастерских торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»?
Известный советский и российский автомобильный историк Л. М. Шугуров называл цифру «два, максимум три грузовых автомобиля». Если сложить количество указанных в отчете грузовых автомобилей, то данные о поставках в Россию 22-х грузовых автомобилей, опубликованные в шведских источниках, полностью подтверждаются. Если говорить о легковых автомобилях, кроме двух автомобилей, купленных братьями Нобель, один автомобиль Scania-Vabis 2S, реализованная торговым домом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» в 1913 г.