Электросхема подключения вентилятора охлаждения
Электросхема подключения вентилятора охлаждения
Схема электрической цепи включения электровентилятора радиатора системы охлаждения двигателя для ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций различны для автомобилей разных годов выпуска. До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.
Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему.
Схема включения вентилятора радиатора системы охлаждения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска
Схема включения вентилятора радиатора системы охлаждения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 года выпуска
Примечания и дополнения
— В случае выхода вентилятора системы охлаждения из строя ремонту он не подлежит и заменяется новым.
Схема включения вентилятора системы охлаждения двигателя: 1 — монтажный блок предохранителей в салоне; 2 — главное реле; 3 — монтажный блок реле и предохранителей в моторном отсеке; 4 — реле включения малой скорости вентилятора; 5 — реле включения большой скорости вентилятора; 6 — резистор малой скорости вентилятора; 7 — ЭБУ; 8 — датчик давления хладагента; 9 — выключатель кондиционера; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения
Схема включения основного и дополнительного вентиляторов системы охлаждения двигателя с ЭБУ Sirius D4: 1 — главное реле; 2 — монтажный блок реле и предохранителей в моторном отсеке; 3 — реле включения малой скорости вентилятора; 4 — реле включения большой скорости вентиляторов; 5 — электродвигатель основного вентилятора; 6 — управляющее реле вентилятора; 7 — ЭБУ; 8 — датчик давления хладагента; 9 — выключатель кондиционера; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — электродвигатель дополнительного вентилятора
- Подключение вентилятора охлаждения двигателя
- 1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
- 2. Установка и подключение вентилятора
- 3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора
Все мы знаем, что при работе практически любого механизма выделяется определенное количество тепла. В бытовых условиях чаще всего подобное явление можно наблюдать при работе компьютера, и если его никак не охлаждать, то внутренние платы вместе с контактами просто сплавятся. Чтобы этого не случилось, конструкция компьютера предусматривает наличие специального вентилятора, предназначенного для охлаждения нагретых деталей. В автомобильном мире главным источником тепла транспортного средства выступает его двигатель, поэтому потребность в его охлаждении возникла практически одновременно с созданием указанного силового агрегата.
Изначально процесс эволюции охладительных систем машины шел двумя путями, из-за чего на выпускаемых транспортных средствах устанавливают системы охлаждения двух видов: воздушное и жидкостное (гибридное). Поскольку в обеих системах конечным носителем, призванным рассеивать отведенное от двигателя тепло, есть воздух, то в их конструкции используется один общий элемент – вентилятор. Данное устройство обеспечивает постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу, тем самым охлаждая внутренние элементы конструкции автомобильного двигателя.
1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
Как мы уже говорили, работающий двигатель – это мощный излучатель тепла, и чтобы избежать перегрева самого агрегата, это тепло следует обязательно отводить. Решение указанной задачи положено на различные охладительные системы.
Так, например, в жидкостной системе охлаждения мотора, в качестве главного рабочего элемента используется вода или антифриз. Циркуляция жидкости проходит в блоке цилиндров и в головке блоков, где она забирает тепло от двигателя, нагревая тем самым себя. Естественно, для успешного выполнения своих обязанностей, охлаждающей жидкости необходимо отдать полученное тепло, чтобы вновь выполнить ту же функцию. Здесь в игру вступает радиатор.
Расположение радиатора системы охлаждения автомобильного мотора позволяет ему при движении машины «ловить» потоки набегающего воздуха, что существенно ускоряет отдачу тепла, а значит, и жидкость быстрее охлаждается. Однако автомобиль не может все время находиться в движении, поэтому в пробках или при длительных стоянках, когда транспортное средство не двигается, но его двигатель продолжает работать, тепло от радиатора отводится намного хуже, что нередко вызывает перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Такой результат можно получить и вследствии движения транспортного средства на малых скоростях, особенно в жаркий летний день.
Вентилятор, расположенный перед радиатором, предотвращает подобные ситуации и обеспечивает двигателю нужное охлаждение. Он включается при длительном простое автомобиля с работающим двигателем, когда в охладительной системе температура становится критической. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.
Несмотря на всю важность такого устройства, оно обладает достаточно простой конструкцией и обычно состоит из трех основных элементов: крыльчатки (как правило, имеет четыре лопасти, но их может быть и больше), кожуха и привода вентилятора.
Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов (на одной машине, конечно, устанавливается только один из них): механический, гидромеханический или электрический.
Наиболее простым вариантом является механический привод вентилятора, в котором вращение передается от коленвала посредством ременной передачи. Но в данном случае вентилятор вращается всегда, когда работает мотор, что в отдельных ситуациях (например, при запуске холодного двигателя) вызывает крайне негативные последствия. Поэтому на выпускаемых сегодня автомобилях такой способ охлаждения уже не применяется.
Более совершенным считается гидромеханический привод, который использует для работы гидравлическую или вязкостную муфту. В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В вязкостной муфте с этой целью применяется силиконовая жидкость, а ее вязкость зависит от температурных показателей, изменение которых дает команду включить или отключить привод вентилятора. На сегодняшний день оба вида не нашли массового распространения, из-за чего встретить их можно нечасто.
Самым совершенным, и в то же время, сравнительно несложным видом привода вентилятора является электропривод, который приводит вентилятор в движение с помощью простого электрического двигателя, подключенного к бортсети автомобиля. Благодаря электромеханической (используется на старых моделях машин) и электронной (применяется на новых) системе управления, вентилятор, оборудованный электроприводом, способен включаться и выключаться при изменении температурных показателей охлаждающей жидкости. Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.
В наше время вентиляторы, оборудованные электрическим типом привода, получили наиболее широкое применение, и вряд ли такое положение вещей изменится в ближайшем будущем.
2. Установка и подключение вентилятора
Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства. Кроме того, некоторые автолюбители устанавливают дополнительный вентилятор, который, по их мнению, сможет помочь более качественно решить проблему охлаждения двигателя.
Рассмотрим вариант установки вентилятора с электрическим приводом в ситуации полной замены детали. Итак, для того чтобы произвести монтаж нового устройства, сначала придется демонтировать старое. Для этого возьмите подходящий торцовый ключ и снизу немного ослабьте болты крепления электровентилятора. Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования (если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля) и сместите ее в сторону.
Дальше, открутив верхние и нижние (уже ослабленные) болты крепления старого вентилятора, наклоните его немного назад и извлеките деталь из моторного отсека. Теперь нужно отсоединить колодку проводного жгута от кожуха вентилятора. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе. Удерживая крыльчатку от прокручивания (можно использовать любой удобный способ), открутите торцевым ключом гайку ее крепления к электродвигателю, после чего, освободив его от связи с кожухом, просто снимите.
Монтаж новой детали выполняется в обратной последовательности, причем чаще всего электровентилятор меняют в сборе с новым кожухом. Обратите внимание! Устанавливая крыльчатку на ось электродвигателя, нужно совместить проточку, находящуюся на оси электромотора с выступом, размещенным на ступице крыльчатки.
Подключение вентилятора можно выполнить несколькими способами: например, через замок зажигания или через датчик температуры охлаждающей жидкости. В этих случаях он должен включаться при включении зажигания и при температуре тосола выше 90оС, а выключение происходит либо из-за снижения температуры указанной жидкости, либо при выключении зажигания. Также, параллельно температурному датчику, некоторые автовладельцы рекомендуют установить дополнительный выключатель (тумблер), с помощью которого можно активировать вентилятор по желанию водителя. При поломке температурного датчика такое дополнение поможет без проблем добраться до места ремонта, а в жару предоставит возможность охлаждения двигателя в условиях вынужденных простоев с работающим мотором.
3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора
Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок. Основная цель доработки схемы включения электрического вентилятора – это получить возможность принудительного включения и последующей стабильной работы вентилятора, вне зависимости от положения ключа в замке зажигания или температуры жидкости охлаждения.
Выполнить указанную задачу можно несколькими способами. Приведем пример некоторых из них. Первый способ – наиболее идеологически правильный и наименее затратный. В этом случае, для принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя достаточно замкнуть на корпус один из контактов черного ящика, а при активации вентилятора радиатора, «плюс» должен появиться на другом контакте ЧЯ.
Выключатель можно разместить в любом удобном месте, например, вместо омывателя фар или выключателей подогрева передних сидений.
Второй способ – уже более трудоемкий и затратный, но при этом намного красивее и изящнее первого. Для его реализации, на начальном этапе необходимо будет снять накладку комбинации приборов, а новое реле включения вентилятора, имеющее специальный кронштейн для крепления устройства, можно разместить в салоне или в моторном отсеке, но в салоне, наверное, будет немного удобнее. Провести провода в салон – не проблема, и для выполнения задачи можно использовать резиновую заглушку корректора фар. На роль светового индикатора включения вентилятора отлично подойдет контрольная лампа «CHECK ENGINE» КП, а защитить контакты датчика включения от электродвижущей силы (ЭДС) поможет впаянный между ними диод.
Чтобы цепи электродвигателя и обмотки его реле были защищены предохранителем, в черном ящике между контактами устанавливают перемычку, материалом изготовления для которой могут послужить, к примеру, две клеммы «папы» и кусок толстого медного провода. По завершению работы все контакты следует обработать специальной смазкой.
Кроме того, выполняя такую доработку, нелишним будет прочистить и смазать моторчик вентилятора, а если еще и заменить стандартную крыльчатку с четырьмя лопастями на деталь с восемью лопастями, то проходящий через радиатор поток воздуха существенно увеличится, а значит, и качество охлаждения должно повыситься.
Мы вкратце описали лишь два варианта доработки схемы включения электрического вентилятора радиатора, но это далеко не окончательная цифра, ведь все зависит от фантазии автовладельца и возможностей его транспортного средства.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Как подключить вытяжной вентилятор
При подключение вытяжного вентилятора необходимо соблюдать несколько правил, которые не лишним будет повторить:
- прочитать паспорт вентилятора
- проводить подключение только при снятом напряжении сети.
- стационарная проводка должна быть оборудована автоматическим выключателем. Подключение необходимо осуществлять через автоматический выключатель QF, встроенный в стационарную проводку. Зазор между контактами автоматического выключателя на всех полюсах должен быть не менее 3 мм.
Подключение 220 В производится к вентилятору через встроенную клеммную коробку. Находится она под лицевой крышкой вентилятора. Все клеммы на вентиляторе подписаны.
- L — сюда подключаем провод с фазой,
- LT — подключаем провод с фазой, который идет от внешнего выключателя (для моделей с таймером, датчиком влажности
- N — ноль
Подключение вентилятора без датчиков
Если вам нужно подключить вентилятор без датчиков, то эта схема ваша. Любой клавишный стандартный выключатель подходит для такой задачи. В качестве включателя можно использовать регулятор скорости РС-1-300, который встраивается в стандартную монтажную коробку.
Такой регулятор скорости может включать вентилятор и менять производительность вытяжки. При уменьшении производительности уменьшается уровень шума, при необходимости быстрого удаления воздуха можно выбрать максимальную производительность.
Вентилятор с шнурком-выключателем
Включение и выключение вентилятора производится с помощью шнурочка, который прикреплен к корпусу вентилятора. К вентилятору подводится фаза и ноль.
Такие вентиляторы чаще всего используются для вентиляции кухни или других помещений, где уже заведено питание к месту установки без возможности вывести отдельный выключатель.
Вентилятор с таймером или с датчиком влажности
Схема подключения вентилятора, оборудованного таймером и вентилятора с датчиком влажности одинакова. Вентилятор с таймером начинают свою работу при подаче напряжения от внешнего включателя на клемму LT. После нажатия на клавишу выключателя, вентилятор продолжит работать время, которое выставляется на таймере. Такой вентилятор можно завязать на включение вместе с освещением.
Такой вентилятор целесообразно использовать для вытяжной вентиляции туалета, ванной.
Вентилятор с датчиком влажности можно включить принудительно или он включается автоматически при превышении выставленного уровня влажности. Влажность устанавливается в диапазоне от 60 до 90%. Вентилятор будет работать пока влажность не уменьшится до необходимого уровня, после чего проработает еще время по таймеру задержки и выключится.
Такие вентиляторы используют для вентиляции ванной, постирочной или помещения сушки белья. Также их применяют для вытяжной вентиляции подвальных помещений частного дома с повышенным уровнем влажности.
Вентилятор с датчиком движения
Вентилятор включается автоматически при движении человека на расстоянии 1-4 метра с углом обзора 100. После того, как человека покинул помещение, вентилятор продолжит работать время по таймеру и выключится. Время задержки можно выставить под лицевой панелью вентилятора от 2 до 30 минут.
Как и вентилятор со шнурком-выключателем, такой вентилятор можно установить для вентиляции помещений, где к месту установки вентилятора выведена постоянная фаза и ноль и нет возможности установить отдельный внешний выключатель.
Подключение вентилятора оборудованного встроенной лампой
В нашем магазине есть вентиляторы, оборудованные подсветкой или лампой . Такие вентиляторы могут включаться вместе с подсветкой или вентилятор может включаться отдельно, а встроенная подсветка отдельно.
Для одновременного включения вентилятора с встроенным освещением подойдет эта схема
Для раздельного включения вентилятора и встроенного света подойдет эта схема
Электро схема подключения двигателя вентилятора
Осевые вентиляторы ЕCR EC оснащены электронно-коммутируемым двигателем (EC-двигателем) с внешним ротором и крыльчаткой. Корпус вентилятора и защитная решётка изготавливаются из стали и окрашиваются в черный цвет.
Вентиляторы ЕCR предназначены для соединения с воздуховодами круглого сечения. Степень защиты электродвигателя IP 54.
Преимущества вентиляторов ECR EC
- Низкое энергопотребление. Высокий КПД двигателя (более 90%) позволяет снизить эксплуатационные затраты минимум на 30%.
- Плавная и точная регулировка. Управление вентилятором осуществляется при помощи управляющего сигнала 0–10 В. При изменении значения управляющего сигнала вентилятор изменяет скорость вращения и подаёт ровно столько воздуха, сколько необходимо для вентиляционной системы.
- Пусковые токи сведены к минимуму, так как встроенная электронная система управления при запуске вентилятора плавно доводит величину тока от минимальных значений до рабочего. Благодаря этому, достигается существенная экономия на электропроводке и пусковой аппаратуре.
- Низкий уровень шума в режиме малых оборотов.
- Длительный срок службы, высокая надежность и повышенный ресурс работы из-за отсутствия трущихся и изнашивающихся деталей.
Установка
Вентиляторы могут быть установлены в любом положении.
Регулирование скорости
Регулирование скорости вентиляторов осуществляется в диапазоне от 0 до 100% с помощью встроенного потенциометра или внешним сигналом 0–10 В. Потенциометр установлен в клеммной коробке и при необходимости управления внешним регулятором встроенный потенциометр необходимо отключить.
Защита двигателя
Все двигатели оснащены встроенной защитой от перегрузки. Вентиляторы ECR 454 M4 EC, ECR 504 M4 EC и ECR 606 M6 EC имеют два подсоединительных вывода реле аварии (AL), к которым можно подключать устройство аварийной сигнализации.
Аксессуары
Регуляторы скорости, модули управления, инерционные и защитные решётки, и т. д.
Монтаж
- Все вентиляторы поставляются в полностью собранном виде, готовые к подключению.
- Электрическое подключение и монтаж должны выполняться только квалифицированным персоналом в соответствии с инструкцией по монтажу.
- Параметры электропитания должны соответствовать спецификации на табличке вентилятора.
- Вся электропроводка и соединения должны быть выполнены в соответствии c правилами техники безопасности.
- Электрическое подключение должно выполняться в соответствии со схемой подключения, приведённой на клеммной коробке, согласно маркировке клемм.
- Вентиляторы должны быть заземлены.
- Вентилятор должен быть установлен в соответствии с направлением потока воздуха (см. стрелку на вентиляторе).
- Вентиляторы должны быть смонтированы таким образом, чтобы имелся доступ для безопасного обслуживания.
Условия работы
- Вентиляторы не должны эксплуатироваться во взрывоопасных помещениях, недопустимо соединение с дымоходами.
- Вентиляторы не допускается использовать для перемещения взрывчатых газов, пыли, сажи, муки и т.п.
- Вентиляторы предназначены для непрерывной работы. Не рекомендуется производить частое включение и выключение вентиляторов.
Обслуживание
Единственное требуемое обслуживание – очистка. Рекомендуется производить осмотр и очистку вентилятора каждые шесть месяцев непрерывной эксплуатации для предотвращения дисбаланса или преждевременного выхода из строя.
Перед обслуживанием убедитесь, что
- Прекращена подача напряжения.
- Крыльчатка вентилятора полностью остановилось.
- Двигатель и крыльчатка полностью остыли.
При очистке вентилятора
- Не используйте агрессивные моющие средства, острые предметы и устройства, работающие под высоким давлением.
- Следите, чтобы не нарушилась балансировка крыльчатки вентилятора и отсутствовали его перекосы.
- В случае ненормально высокого шума работы вентилятора проверьте крыльчатку на перекос.
- Подшипники, в случае повреждения, подлежат замене.
B случае неисправности
- Проверить, поступает ли напряжение на вентилятор.
- Отключить напряжение и убедиться, что крыльчатка не заблокировано и не сработала встроенная защита
- двигателя.
- Проверить подключение цепей управления. Если после проверки вентилятор не включается, свяжитесь с вашим поставщиком.
- В случае возврата вентилятора – очистить крыльчатку; двигатель и соединительные провода не должны иметь повреждений; обязательно наличие письменного описания неисправности — заявления.
Электро схема подключения двигателя вентилятора
В наше время всё чаще для отопления складов, гаражей и теплиц применяются тепловентиляторы. Эти устройства осуществляют подогрев воздуха при помощи нагретого теплоносителя (воды или антифриза). Ниже будут представлены типовые схемы подключения жидкостного тепловентилятора к сети 220 Вольт.
Электрические схемы подключение тепловентиляторов VolcanoVR
Вентилятор VolcanoVR для облегчения монтажа оснащён клеммной колодкой, минимальное сечение жил проводов для VolcanoVR1: 3х1,5 мм 2 .
* Выполняя монтаж необходимо выполнить перемычку U1 – TK для защиты электродвигателя от перегрева.
Внимание! Подключение проводов к клеммной колодке необходимо выполнять с предварительно отпрессованными наконечниками.
Электрическая схема подключения тепловентилятора Volcano VR без автоматики
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. VolcanoVR
4. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
Электрическая схема подключения VolcanoVR с регулятором скорости вращения
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. Регулятор скорости вращения ARW 3.0
4. VolcanoVR
5. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
Схема подключения автоматики для одного аппарата Volcano, с термостатом управляющим работой вентилятора и сервопривода клапана
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. Регулятор скорости вращения ARW 3.0
4. VolcanoVR
5. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
6. Клапан с сервоприводом
7. Комнатный термостат
Схема подключения автоматики для двух и более Volcano, с термостатом управляющим работой вентилятора и сервопривода клапана
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. Регулятор скорости вращения ARW 3.0
4. VolcanoVR
5. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
6. Клапан с сервоприводом
7. Программируемый контролёр температуры
8. Термостат комнатный
9. Контактор модульный
Схема подключения автоматики TRANSRATE для нескольких Volcano, с термостатом управляющим только работой сервопривода
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. Регулятор скорости вращения ARW 3.0
4. VolcanoVR
5. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
6. Клапан с сервоприводом
7. Программируемый контролёр температуры
8. Термостат комнатный
9. Панель управления SCR 10
Схема подключения автоматикиTRANSRATE для нескольких Volcano, с термостатом управляющим работой вентилятора и сервопривода клапана
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. Регулятор скорости вращения ARW 3.0
4. VolcanoVR
5. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
6. Клапан с сервоприводом
7. Программируемый контролёр температуры
8. Термостат комнатный
9. Контактор модульный
10. Панель управления SCR 10
Схема подключения автоматики TRANSRATE для нескольких VOLKANO, где термостат (0 – 10V) управляет работой сервопривода клапана и вентилятора в функции температуры
1. Питающая линия 230V – 50Гц
2. Выключатель оборудования
3. Регулятор TRANSRATE 3 – позволяющий изменять способ управления путём конфигурирования пинов в регуляторе TRANSRATE 3
4. VolcanoVR
5. Термоконтакт – тепловая защита электродвигателя
6. Клапан с сервоприводом
7. Питание 24V AC
8. Контактор модульный
9. Комнатный термостат, например KLR – E– 517 7805 (0 -10V)
И напоследок хотелось представить схему обвязки тепловентилятора VolcanoVR1 по воде
На схеме:
1. Тепловентилятор
2. Клапан с сервоприводом
3. Клапан спуска воздуха
4. Кран шаровой
5. Фильтр грубой очистки
6. Насос циркуляционный
7. Котёл
Как видите представленные выше схемы позволяют сделать управление отоплением полностью автоматическим.
Материалы, близкие по теме: