Электронная система зажигания автомобиля
Электронная система зажигания автомобиля
Устройство электронной системы зажигания
В электронной системе зажигания инжектора используется принцип статического распределения высокого напряжения и отсутствуют подвижные детали. На инжекторных авто высокое напряжение с катушки зажигания подается в два цилиндра, поршни которых в данный момент движутся к верхней мертвой точке. В одном из цилиндров происходит такт сжатия смеси, во втором — такт выпуска.
Такой принцип распределения высокого напряжения называется «методом холостой искры» . На современных инжекторных двигателях устанавливают индивидуальные катушки зажигания на каждый из цилиндров.
Управление углом опережения зажигания
Состав системы зажигания инжекторного двигателя
Модуль зажигания
Катушка зажигания служит для накопления энергии, достаточной для воспламенения топливовоздушной смеси, в ее вторичной цепи формируется высокое напряжение, которое далее подается на свечи зажигания. Катушка зажигания состоит из двух индуктивно связанных обмоток (первичной и вторичной).
Коммутатор служит для включения и выключения тока в первичной обмотке катушки зажигания. Контроллер рассчитывает необходимое время включенного состояния в зависимости от текущих оборотов коленвала и напряжения бортсети и подает на коммутатор управляющий сигнал. В течение времени включенного состояния (времени накопления) ток в первичной обмотке катушки зажигания возрастает до заданного оптимального значения, при котором величина запасаемой энергии достигает максимума. Если время накопления слишком велико, то катушка зажигания будет работать с насыщением, что приведет к ее перегреву и снижению КПД.
Высоковольтные провода зажигания
С помощью высоковольтных проводов высокое напряжение с катушки зажигания подается на свечи зажигания. Высоковольтный провод представляет собой токопроводящую жилу в силиконовой изоляции, на концах которой и находятся высоковольтные контактные наконечники. Высоковольтный провод обладает сопротивлением 6—15 кОм. Это делается специально для снижения уровня электромагнитных помех, которые возникают в момент искрообразования.
Свечи зажигания
Свеча зажигания: 1 — контакт; 2 — изолятор; 3 — корпус; 4 — электропроводное стекло; 5 — уплотнение; 6 — центральный электрод; 7 — боковой электрод
Свечи зажигания служат для воспламенения топливовоздушной смеси. При увеличении напряжения вторичной цепи до величины пробоя искровой промежуток между центральным и боковым электродами свечи зажигания становится токопроводящим, запасенная энергия катушки зажигания преобразуется в искру, воспламеняющую топливовоздушную смесь.
Величина напряжения пробоя искрового промежутка зависит от зазора между электродами, от геометрии электродов, от давления в камере сгорания и от коэффициента избытка воздуха смеси в момент воспламенения. С ростом давления в камере сгорания напряжение пробоя увеличивается.
Длина искрового промежутка влияет на качество сгорания топливовоздушной смеси. Чем больше искровой промежуток, тем увереннее происходит ее воспламенение. Но максимальное значение межэлектродного расстояния ограничивается максимально допустимым значением вторичного напряжения катушки зажигания, скоростью нарастания вторичного напряжения, которое, в свою очередь, определяется конструктивными особенностями катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания.
Датчик положения коленвала (ДПКВ)
Чтобы обеспечить оптимальное управление двигателем, контроллер системы управления должен всегда знать точное положение поршней в цилиндрах двигателя относительно ВМТ. Для этой цели шкив привода генератора дополнили зубчатым венцом. Расчетное количество зубьев на венце 60, при этом два из них отсутствуют. Угловое расстояние между зубьями составляет 6°.
В паре с зубчатым шкивом работает ДПКВ. Воздушный зазор между ДПКВ и зубчатым венцом составляет 0,7—1,1 мм.
Электронные схемы зажигания для двигателя
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Справочник:
▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых
▪ Биографии великих ученых
▪ Важнейшие научные открытия
▪ Детская научная лаборатория
▪ Должностные инструкции
▪ Домашняя мастерская
▪ Жизнь замечательных физиков
▪ Заводские технологии на дому
▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
▪ Искусство аудио
▪ Искусство видео
▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас
▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
▪ Конспекты лекций, шпаргалки
▪ Крылатые слова, фразеологизмы
▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
▪ Любителям путешествовать — советы туристу
▪ Моделирование
▪ Нормативная документация по охране труда
▪ Опыты по физике
▪ Опыты по химии
▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
▪ Охрана труда
▪ Радиоэлектроника и электротехника
▪ Строителю, домашнему мастеру
▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
▪ Чудеса природы
▪ Шпионские штучки
▪ Электрик в доме
▪ Эффектные фокусы и их разгадки
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
Перевод:
Наталья Кузнецова
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
Автомобиль. Зажигание. Схемы, статьи, книги
- Бесплатная библиотека / Схемы радиоэлектронных и электротехнических устройств
Статьи, схемы
- Статьи по автомобильным блокам зажигания
- Все статьи по автомобильной электронике
- Другие статьи Энциклопедии радиоэлектроники и электротехники
Книги
Поиск
К любой статье этого раздела и всей Энциклопедии можно оставить свой комментарий.
Рекомендуем почитать в нашей Бесплатной технической библиотеке:
Статьи по автомобильным блокам зажигания
Статьи по автомобильным блокам зажигания; схемы автомобильных блоков зажигания; описания автомобильных блоков зажигания: 50 статей
Все статьи по автомобильной электронике
Книги по автомобильной электронике
Поиск по книгам, журналам, статьям
Найдите еще больше бесплатных статей по автомобилям, блокам зажигания.
Примеры полных названий статей: «Как образуются ракушки?»; «Почему нам становится прохладней, если мы обмахиваемся веером?»; «Электронный балласт в светильнике с двумя люминесцентными лампами по 6 Вт».
Виды, устройство и принцип работы системы зажигания
Система зажигания двигателя – это комплекс устройств, приборов и датчиков, необходимых для его запуска. Ее главной задачей является создание высокого напряжения для формирование искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь, в точно определенный момент времени. Это обеспечивает правильный режим работы мотора, а потому от исправности системы зажигания зависит расход топлива, мощность и безопасность движения автомобиля.
- Устройство и принцип действия типовой системы зажигания
- Виды систем зажигания
- Характерные особенности контактной системы
- В чем отличия контактно-транзисторной системы зажигания
- Принцип работы бесконтактной системы
- Электронная и микропроцессорная системы
Устройство и принцип действия типовой системы зажигания
С технической стороны система зажигания входит в комплекс электрооборудования двигателя. Конструктивно она состоит из следующих элементов:
- Аккумулятор или другой источник питания. Он подает в сеть низкое напряжение 12 вольт.
- Переключатель. При повороте ключа переключатель замыкается и низкое напряжение поступает в накопитель энергии.
- Накопитель энергии. Бывает двух видов: индуктивный (катушка зажигания трансформаторного типа, преобразующая низкое напряжение в высокое до 30 тысяч вольт) и емкостной (конденсатор).
- Блок управления аккумулированием и распределением энергии. В зависимости от типа системы зажигания это может быть прерыватель, транзисторный коммутатор или ЭБУ (электронный блок управления).
- Распределитель. Этот узел может быть механическим или электронным. Он осуществляет снабжение определенных свечей энергией в заданный момент времени.
- Провода цепи высокого напряжения. По ним поступает высокое напряжение к электродам свечей.
- Свечи зажигания.
Работа системы зажигания основана на следующем принципе: при подаче в сеть низковольтного напряжения, происходит накопление и преобразование энергии, что затем распределяется по свечам, на электродах которых формируется искра, провоцирующая воспламенение топливовоздушной смеси.
Виды систем зажигания
В современном автомобилестроении системы зажигания классифицируют в зависимости от способа управления процессом. При этом выделяют три основных типа схем:
- контактная (контактно-транзисторная);
- бесконтактная (транзисторная);
- электронная (микропроцессорная).
Характерные особенности контактной системы
Исторически контактная система является одной из первых и сегодня ее можно встретить лишь на старых моделях автомобилей. В таких конструкциях формирование высокого напряжения происходит в трансформаторной катушке, а распределение его на свечи реализуется механическим способом – замыканием и размыканием контактов цепи прерывателем-распределителем.
Устройство контактной системы зажигания
Помимо основных элементов, такие системы включают в себя центробежный регулятор опережения зажигания, необходимый для преобразования угла опережения зажигания относительно частоты вращения коленвала. Он представляет собой два груза, воздействующих на мобильную пластину, контактирующую с кулачковым механизмом прерывателя.
Угол опережения зажигания – определенное положение коленвала, при котором осуществляется подача высокого напряжения на свечи. В таком режиме зажигание происходит до момента достижения поршнем верхней мертвой точки, что позволяет обеспечить максимально эффективное сгорание топливовоздушной смеси.
Также в контактных схемах применяется вакуумный регулятор опережения зажигания, изменяющий угол опережения соответственно режиму работы (нагрузке) мотора. Он соединен с полостью, находящейся за дроссельной заслонкой, и при нажатии на педаль газа изменяет угол опережения в зависимости от величины разрежения.
При замыкании контактов низкое напряжение подается на первичную обмотку катушки, где аккумулируется энергия и в момент размыкания контакта происходит формирование высокого напряжения на вторичной обмотке. Затем энергия поступает к распределителю зажигания и далее на соответствующую свечу.
Если нагрузка на силовой агрегат повышается, увеличивается частота вращения вала прерывателя-распределителя, и грузы центробежного регулятора расходятся, изменяя положение пластины. Это способствует более раннему размыканию контактов, что увеличивает угол опережения. При снижении нагрузки на двигатель происходит обратный процесс.
В чем отличия контактно-транзисторной системы зажигания
Следующим поколением системы зажигания стала контактно-транзисторная, предполагающая установку в первичной цепи катушки транзисторного коммутатора. Он позволяет снизить силу тока в обмотке низкого напряжения, что повышает срок эксплуатации контактов.
Контактно-транзисторная система зажигания
За счет установки транзистора напряжение, поступающее на свечи, больше, чем в классической контактной системе на 30%. Зазор между электродами и, как следствие, длина искры при этом также больше, а значит возрастает и площадь контакта с топливовоздушной смесью, что способствует ее полному сгоранию. В контактно-транзисторной системе зажигания прерыватель воздействует не на катушку, а на коммутатор.
При повороте ключа через транзистор начинают проходить два типа токов:
- управления;
- основной ток первичной обмотки.
Когда контакты размыкаются, ток цепи управления исчезает, а транзистор запирается, препятствуя протеканию тока первичной обмотки. В этот момент магнитное поле формирует высокое напряжение на вторичной обмотке. Для ускорения запирания транзистора в контактной системе зажигания этого типа может устанавливаться импульсный трансформатор.
Принцип работы бесконтактной системы
Эволюционным продолжением транзисторно-контактной системы, является бесконтактное зажигание. В таких конструкциях вместо прерывателя устанавливается специальный датчик импульсов. Это дает возможность увеличить срок службы системы зажигания за счет отсутствия неисправностей, связанных с контактами прерывателя.
Датчик формирует электрические импульсы низкого напряжения. Он бывает трех типов:
- Датчик Холла. Конструкция такого датчика включает в себя постоянный магнит, и пластину-полупроводник, оснащенную микросхемой.
- Индуктивный. Принцип его работы основан на изменении величины индукции чувствительного элемента в зависимости от величины зазора между датчиком и движущимся пластинчатым ротором, воздействующим на магнитное поле.
- Оптический. Он состоит из светодиода, фототранзистора и микросхемы согласования. При попадании света от диода на фототранзистор датчик подает массу (минус питания) на коммутатор. Перекрытие потока света провоцирует исчезновение тока в катушке и способствует дальнейшему формированию искры.
Конструктивно датчик импульсов интегрирован в распределитель и регулируется режимом вращения коленвала двигателя. Прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания бесконтактной системы осуществляется также транзисторным коммутатором, но реагирующим на сигналы датчика.
В момент вращения коленвала датчик посылает импульсы напряжения на коммутатор. Последний, соответственно, формирует импульсы тока в обмотке низкого напряжения катушки. Когда ток не поступает, на вторичной обмотке возникает высокое напряжение, которое передается распределителю и далее по высоковольтным проводам к нужной свече. Изменение угла опережения в бесконтактной системе зажигания также выполняется центробежным и вакуумным регуляторами.
Электронная и микропроцессорная системы
Самой современной системой считается электронная. Она не имеет механических контактов, а потому ее также можно назвать бесконтактной. Электронное зажигание является частью системы управления двигателем.
Электронная система зажигания
Выделяют два типа электронных бесконтактных систем зажигания:
- С распределителем. В подобной схеме применяется механический распределитель зажигания, подающий высокое напряжение на заданную свечу.
- Прямого зажигания. При такой схеме высокое напряжение поступает к электродам свечи напрямую с катушки.
Помимо базовых элементов электронная система зажигания включает:
- Входные датчики. Они регистрируют данные о текущем режиме работы мотора и подают их в виде электронных сигналов блоку управления.
- Электронный блок управления. Он выполняет обработку сигналов и передает соответствующие команды на воспламенитель.
- Исполнительное устройство, или воспламенитель. Фактически является транзисторной платой, обеспечивающей в открытом режиме поступление напряжения на первичную обмотку, а в закрытом – отсечку и формирование высокого напряжения на вторичной обмотке катушки.
Такие системы могут оснащаться одной общей (в конструкциях с распределителем), индивидуальными (при подаче энергии прямо на свечу) или сдвоенными катушками зажигания.
Разновидностью электронной системы является микропроцессорная. В ней применяется целый комплекс датчиков, сигналы которых обрабатываются ЭБУ. Он рассчитывает оптимальный режим работы системы в заданный момент времени. Преимуществами такой конструкции является снижение расхода топлива и улучшение динамических характеристик автомобиля.
Особенности устройства системы зажигания двигателя «EZ»
8-клапанный двигатель. Система зажигания. Фольксваген Пассат B4
Автомобили с двигателем «EZ» выпуска до 1993 г. оборудованы электронной бесконтактной системой зажигания Она состоит из датчика-распределителя с встроенным электронным датчиком управляющих импульсов (датчиком Холла), коммутатора, катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Датчик-распределитель зажигания марки Bosch 0 237 020 175 (рис. 2-46) с встроенным электронным датчиком управляющих импульсов, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания. Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при отсоединенном шланге вакуумного регулятора при частоте вращения коленчатого вала 800 об/мин: 15-17°.
Рис. 2-46. Детали датчика-распределителя зажигания двигателей моделей «EZ» и «RP»:
1 — корпус датчика-распределителя;
2 — крышка датчика-распределителя;
3 — помехоподавительный экран;
4 — помехоподавительные наконечники проводов;
5 — центральный электрод;
6 — ротор распределителя;
7 — защитный экран;
8 — зубчатый якорь;
9 — крышка провода;
10 — датчик Холла;
Характеристики автоматического опережения зажигания регуляторов датчика-распределителя зажигания двигателя приведены на рис. 2-45.
Рис. 2-45. Характеристики автоматического опережения зажигания регуляторов датчика-распределителя зажигания двигателя «EZ»:
А — характеристика центробежного регулятора;
Б — характеристика вакуумного регулятора. При проверке снятого датчика распределителя на стенде разделить указанные на графике величины на два. При проверке на двигателе прибавить величину начального угла опережения зажигания.
Марка и каталожный номер коммутатора Bosch 0 227 100 142.
Устройство. Система зажигания содержит датчик-распределитель, электронный коммутатор и катушку зажигания. Датчик-распределитель имеет следующие основные узлы: бесконтактный датчик, распределитель импульсов зажигания, центробежный и вакуумный регуляторы момента зажигания. При работе регуляторов момента зажигания происходит поворот опорной пластины вместе с закрепленным на ней датчиком. При регулировании в сторону опережения зажигания датчик поворачивается в сторону противоположную направлению вращения ротора, а при регулировании в сторону запаздывания — в противоположную.
Импульсы, вырабатываемые датчиком, управляют работой коммутатора, выполняющего функцию прерывателя в контактной системе зажигания. Кроме того, коммутатор обеспечивает регулирование времени протекания тока в первичной цепи катушки зажигания по заданному закону в функции частоты вращения двигателя и напряжения бортовой сети; ограничивает импульсы напряжения в первичной цепи катушки зажигания; ограничивает ток первичной цепи при достижении им максимального значения; прерывает первичный ток при замкнутых контактах выключателя зажигания и неработающем двигателе. Он содержит также узел защиты коммутатора от сетевых перенапряжений.
Принцип работы. В системе зажигания использован бесконтактный полупроводниковый датчик. Работа этих датчиков основана на использовании гальваномагнитного эффекта Холла. Этот эффект наблюдается у элемента Холла, который представляет собой тонкую пластину с четырьмя электродами (рис. 2-47). выполненную из полупроводникового материала. Если через такую пластину в направлении АВ проходит ток и на нее одновременно действует магнитное поле, направление действия которого Н перпендикулярно плоскости пластинки, то на параллельных направлению тока гранях F и Е возникает э.д.с. Холла.
Так как сигнал с элемента Холла невелик, зависит от напряжения питания и температуры. полупроводниковый датчик (датчик Холла) содержит, кроме элемента Холла, стабилизатор напряжения, усилитель, схему температурной компенсации, формирователь сигнала и выходной транзистор. Все элементы размещены в одной микросхеме.
В датчике-распределителе датчик Холла располагается на небольшом расстоянии от постоянного магнита, а в зазоре между ними перемещается шторка с прорезями заданной ширины (рис. 2-48). В результате с датчика поступают импульсы прямоугольной формы, которые управляют работой системы зажигания. Ширина перекрывающей магнитное поле части шторки «b» соответствует углу замкнутого состояния контактов прерывателя. При прохождении в зазоре прорези коммутатор замыкает первичную цепь катушки зажигания и по ней протекает первичный ток. Прерывание первичного тока происходит в момент перекрытия зазора, что вызывает резкое уменьшение тока и магнитного потока. Изменение магнитного потока обеспечивает появление во вторичной обмотке высокого напряжения.
Рис. 2-48. Схема работы датчика Холла:
1 — шторка с прорезями
2 — постоянный магнит
3 — датчик Холла
4 — зазор
В системах зажигания с датчиком Холла обеспечивается регулирование времени накопления энергии в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения двигателя и напряжения бортовой сети. Благодаря этому энергия искрового разряда увеличена по сравнению с другими системами в 1,5-2 раза и достигает 50 мДж. Этим обеспечивается работа двигателя на сильно обедненных рабочих смесях и. как результат, уменьшение расхода топлива.
Предупреждение. Чтобы не получить травму и не вывести из строя электронные узлы системы зажигания, необходимо соблюдать следующие правила.
1. Присоединять и отсоединять провода системы зажигания только при отключенном питании системы зажигания.
2. Заменять катушку зажигания только катушкой указанного типа. Не подключать конденсатор к выводу «1» катушки зажигания (или коммутатора).
3. При необходимости проворачивания коленчатого вала стартером без пуска двигателя (например, при проверке компрессии в цилиндрах) отсоединить провод высокого напряжения от центрального вывода датчика-распределителя зажигания и соединить его с металлической частью двигателя, имеющей надежное соединение с отрицательным выводом аккумуляторной батареи.
4. При пуске двигателя от дополнительного источника питания его напряжение не должно превышать 16,5 В, а продолжительность присоединения должна быть не более 1 мин.
5. Мойку автомобиля производить только при отключенном питании системы зажигания.
6. При проведении электросварочных работ на автомобиле отсоединить провода от выводов аккумуляторной батареи.
7. При буксировке автомобиля с неисправной системой зажигания отсоединить провода от коммутатора зажигания.