Ремонт и техническое обслуживание автомобилей
Ремонт и техническое обслуживание автомобилей
Диагностика датчика температуры двигателя
Общие сведения о датчике температуры двигателя
Датчик температуры двигателя (ДТД), или как его чаще называют — датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является регистратором температуры двигателя и представляет собой термистор, т. е. резистор, сопротивление которого существенно изменяется даже при незначительном изменении температуры.
В качестве чувствительных элементов таких датчиков используются вещества, способные изменять какое-либо свойство или параметр (обычно электрическое сопротивление) при нагреве или охлаждении.
Датчик ввернут в проточный патрубок охлаждающей системы двигателя и его чувствительный элемент постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости. При низкой температуре двигателя датчик имеет высокое сопротивление (около 100 кОм при —40 °С), а при высокой температуре — низкое (10…30 Ом при 130 °С).
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ двигателя) подает к датчику через сопротивление определенной величины стабилизированное напряжение 5 В и с помощью делителя измеряет падение этого напряжения на датчике.
Падение напряжения будет значительным на холодном двигателе и небольшим, когда двигатель прогрет. По измеренному падению напряжения на датчике блок управления посредством программы определяет температуру охлаждающей жидкости и двигателя. Эта температура влияет на работу большинства систем, которыми управляет электронная автоматика.
Например, по температуре двигателя корректируется состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси): для холодного двигателя смесь должна быть обогащена, для прогретого — обеднена.
Угол опережения зажигания также корректируется по температуре двигателя.
Неисправности датчика температуры
Обрыв (плохое соединение) в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в электронном блоке управления (ЭБУ) двигателя как низкая температура двигателя. ТВ-смесь при этом излишне обогащается, и двигатель начинает работать неэкономично, загрязняет окружающую среду. В регистраторе неисправностей (в памяти ЭБУ двигателя) будет записан код «Работа двигателя на богатой ТВ-смеси».
Замыкание в цепи или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в ЭБУ как перегрев двигателя. Система впрыска топлива будет формировать переобедненную ТВ-смесь, и работа двигателя станет неустойчивой. В памяти регистратора ЭБУ двигателя запишется код неисправности «Работа двигателя на бедной ТВ-смеси».
Датчик температуры охлаждающей жидкости следует проверять в следующих случаях:
- при обнаружении в регистраторе неисправностей соответствующих кодов;
- при затрудненном пуске, неустойчивой работе или остановках двигателя на холостом ходу;
- при повышенном расходе топлива, детонации или повышенной концентрации окиси углерода СО в отработавших газах;
- при негаснущей контрольной лампе «перегрев двигателя» (если имеется).
Проверка компонентов системы охлаждения двигателя
Перед проверкой датчика температуры охлаждающей жидкости следует убедиться в исправности системы охлаждения двигателя.
Система охлаждения должна быть правильно заправлена охлаждающей жидкостью.
Радиатор и резервуар расширителя должны быть заполнены по норме.
Следует помнить, что крышку на радиаторе или расширителе можно снимать только при остывшем двигателе, иначе охлаждающая жидкость с рабочей температурой более 100 °С может выплеснуться под давлением паров и причинить ожоги.
Для нормального функционирования датчика его рабочая часть должна постоянно находиться в потоке охлаждающей жидкости.
Крышка радиатора должна быть герметичной, иначе в системе охлаждения могут образоваться воздушные «карманы» и показания датчика температуры будут неверными.
Тип охлаждающей жидкости должен соответствовать рекомендациям производителя.
Вентилятор должен нормально работать, чтобы двигатель не перегревался.
Если в системе охлаждения установлены термостат или электроконтактный термовыключатель, то необходимо убедиться в их работоспособности.
Диагностика ДТОЖ с помощью мультиметра и контактного пирометра
С помощью мультиметра в отключенном от жгута датчике температуры охлаждающей жидкости проверяется сопротивление терморезистора. Выходное напряжение датчика проверяется при подключенном жгуте. Оба этих параметра должны соответствовать спецификации.
Непосредственно на работающем двигателе автомобиля температура проверяемого датчика может быть проконтролирована с помощью контактного пирометра. Пирометр – это прибор для контактного или бесконтактного (дистанционного) измерения температуры какого-либо объекта (рис. ниже).
Если датчик температуры исправен, а соответствующий код неисправности сохраняется в памяти ЭБУ двигателя, то, скорее всего, проблема с соединительным жгутом.
Проводка между датчиком и ЭБУ двигателя проверяется по методикам и диагностическим картам производителя.
Неисправный датчик не будет соответствовать стандартным параметрам и должен быть заменен, так как ремонту не подлежит.
Номинальное (рабочее) значение температуры охлаждающей жидкости варьируется в зависимости от моделей двигателя. На одних моделях термостат открывается при температуре 82 °С, на других — при 90 °С и выше.
Прежде чем заменять датчик, следует убедиться, что двигатель работает с температурой, оговоренной в спецификации.
В кустарных условиях проверку датчика температуры с помощью мультиметра можно выполнить, погружая датчик поочередно в горячую и холодную жидкость (например, воду). Терморезистор датчика должен реагировать на изменение температуры изменением сопротивления, что можно определить по показаниям омметра в мультиметре.
Конечно, такая проверка лишь приблизительно диагностирует правильную работу датчика и соответствие параметров сопротивления термистора требованиям спецификации.
Диагностика датчика температуры с помощью сканера
На дисплей сканера, подключенного к бортовому диагностическому разъему, выводятся текущие значения температуры охлаждающей жидкости. Измерение текущего (изменяющегося под воздействием температуры) значения сопротивления датчика не требуется, так как сканер автоматически сопоставляет эти значения с указанными в спецификации значениями напряжения и температуры датчика.
Эти значения сравниваются со значениями температуры, полученными с помощью исправного контактного пирометра.
Если разница превышает 5 °С, проверяются на исправность цепь подключения датчика к ЭБУ двигателя и разъем на датчике, контакты которого не должны быть окислены.
При исправном жгуте вероятнее всего неисправен датчик, и его заменяют.
Система контроля температуры двигателя
Система контроля температуры двигателя
На мотоциклах нет системы контроля за температурным режимом двигателя, а рука — не очень-то точный индикатор. Некоторые мотоциклисты устанавливают автомобильные приборы системы контроля, но они довольно дороги, и не всегда их можно достать.
Я ,собрал систему контроля сам, из доступных и недефицитных деталей. Ее схема показана на рис. 1.
Диод типа Д7, Д226, Д237 с любым буквенным индексом, подстроечный резистор — сопротивлением порядка 10 кОм, -стрелочный прибор — индикатор уровня записи от магнитофона типа «Спутник-402» или «Легенда-404», транзистор — любой маломощный низкочастотный (МШЗ—МП16, МП20, МП21, МП25—МП27, МП39—МП42). В случае применения транзисторов структуры n—р—n (МП10, МПП, МП35—МП38) полярность включения диода и амперметра следует изменить на противоположную.
Датчик (рис. 2) изготовлен из медной или латунной трубки наружным диаметром 18, внутренним 12 и длиной 50 мм. Внутрь (примерно до середины) вставляется транзистор, у которого удален вывод базы, а выводы эмиттера и коллектора соединены и к ним подпаян провод. Со стороны выводов транзистор залит эпоксидной смолой, с противоположной — свинцом.
Как наладить систему? Замкните датчик накоротко и, вращая ось подстроечного резистора, добейтесь того, чтобы стрелка индикатора ушла в красную зону. Перемычку удалите.
Датчик я разместил между головками цилиндров (у меня «Юпитер-5»), а индикатор — на щитке приборов в неиспользованном окошке между замком зажигания и контрольной лампой работы генератора. Диод и переменный резистор, тоже поместились в приборном щитке. Катод диода (на схеме «+») подключение к клемме 1 или 2 замка зажигания.
Рис. 2. Датчик: 1 — металлическая трубке; 2 — свинец; 3 — транзистор; 4 — эпоксидная смола; 5 —вывод.
От температурного режима работы двигателя существенно зависят многие его характеристики, например, мощность, экономичность и токсичность отработавших газов. Отсюда следует, насколько важно при эксплуатации автомобиля следить за температурой охлаждающей двигатель жидкости.
Значимость контроля температуры двигателя легко показать на нескольких практических ситуациях. Например, как долго нужно прогревать двигатель перед началом движения в холодное время года? Езда с недостаточно прогретым двигателем чревата — не только перерасходом топлива и выбросом в атмосферу отработавших газов повышенной токсичности, но и повышенным износом всех его деталей, риском их поломки и сокращением срока службы силовой установки в целом.
Если же, наоборот, прогрев двигателя затянуть, это приведет лишь к неоправданной потере времени (ведь нагруженный двигатель прогревается быстрее), излишнему отравлению воздуха и шуму, которых можно было бы избежать. В зимнюю пору термометр всегда подскажет водителю, что капот его автомобиля утеплен недостаточно надежно, а потому двигатель работает в заведомо неблагоприятном режиме.
Наконец, жарким летом указатель температуры может своевременно предостеречь от закипания антифриза. А ведь перегрев способен привести даже к таким серьезным последствиям, как заклинивание двигателя, часто связанное с его поломкой. К сожалению, термометры на отечественных автомобилях обычно работают из рук вон плохо. И причин тому несколько.
Как известно, термометрическая система состоит из двух частей — измеряющей (регистрирующей) и показывающей (отображающей). Первая обычно представляет собой датчик температуры — полупроводниковый терморезистор ТМ100-А (или ТМ100-В), другая — стрелочный указатель температуры (логометр).
Сложившаяся с годами практика такова, что первую часть термометрической системы для наших автомобилей выпускает одно предприятие, а вторую — ряд других; сам же термометр образуется только на автозаводе после сборки машины. Точность показаний прибора не контролируется (кроме выборочных проверок). Следует добавить, что передаточная характеристика терморезистора ТМ100-А имеет весьма широкое поле допуска, особенно в низкотемпературной зоне. Точность изготовления логометра также невысока.
Дело осложняется и тем, что термометрическая система питается от бортовой сети автомобиля, напряжение которой очень нестабильно. Существенно повысить точность измерения температуры охлаждающей жидкости можно с помощью описанного ниже самодельного термометра.
Датчиком такого прибора служит терморезистор ТМ100-А, обладающий хорошей повторяемостью параметров и временной стабильностью передаточной характеристики. Для снятия показаний термометра используют микроамперметр с большой и хорошо читаемой шкалой. Прибор предельно прост и допускает возможность легкого возврата к имеющемуся указателю температуры.
Если потребуется заменить на автомобиле двигатель, целесообразно вместо нового датчика—терморезистора — использовать прежний, годами проверенный. Иначе всю градуировку самодельного прибора придется повторить заново по методике, описанной ниже.
Принципиальная схема прибора приведена на рис.1. Он состоит из измерителя и узла питания, также в измеритель входят микроамперметр РА1 магнитоэлектрической системы М24 с током полного отклонения стрелки 120 мкА (класс точности 1,5, шкала на 120 делений, внутреннее сопротивление 1 кОм) и резисторы R1 — R3. Узел питания представляет собой двуступенный параметрический стабилизатор.
Первая ступень выполнена на резисторе R5 и стабилитроне VD2, она позволяет стабилизировать напряжение на уровне 4,7В. Вторая ступень — резистор R4 и диод VD1. Выходное напряжение этой ступени и всего стабилизатора в целом равно приблизительно 0,7В. Какой-либо подборки деталей узла питания не требуется.
Диод VD3 служит для защиты прибора от ошибочной перемены полярности подключения к источнику питания. Узел питания обеспечивает неизменность показаний термометра, если напряжение в бортовой сети меняется в пределах от 6 до 16В. Резисторы R1—R3 ограничивают ток, протекающий через микроамперметр РА1 и датчик температуры — терморезистор. Эти резисторы подбирают при градуировке термометра, для чего датчик следует снять с двигателя.
Стабилитрон КС147А в термометре можно заменить на КС447А (на напряжение 4,7В), КС156А, КС456А (на 5,6В), КС162А (на 6,2В), КС168А, КС468А, 2СМ168А (на 6,8В). Однако применение более «высоковольтного» стабилитрона поднимает нижний возможный предел напряжения питания. Диоды КД102А заменимы любыми из серий КД102, КД103, КД105, КД208, КД209. Вместо терморезистора ТМ100-А подойдет ТМ100-В.
Для градуировки термометра терморезистор помещают в стакан с водой, нагретой до 40°С. Затем подбирают такой резистор R3, чтобы микроамперметр показывал 40 мкА (сопротивление резисторов R1 и R2 должно соответствовать указанному на схеме). Воду доводят до кипения и подбирают резисторы R1 (грубо) и R2 (точно) такими, чтобы стрелка микроамперметра остановилась на отметке 100. В итоге показания в микроамперах будут численно равны температуре, измеренной в градусах Цельсия.
Указанные операции повторяют несколько раз с целью достичь наибольшей точности. После этого для контроля градуируют несколько промежуточных значений в пределах от 40 до 100°С, чтобы убедиться, что в этом интервале шкала практически линейна. На участке ниже 40°С допустима некоторая нелинейность, но тут точно измерять температуру и не требуется.
Заметим, что значение 120°С примерно соответствует температуре кипения антифриза в системе охлаждения закрытого типа. Важно, что оптимальная температура для эксплуатации двигателя с такой системой охлаждения, заполненной антифризом, находится в пределах 100. 110°С. Как видим, оптимум весьма близок к температуре кипения жидкости. Это лишний раз подтверждает, как важно точно измерять температуру двигателя.
При градуировке прибора удобно пользоваться электрокипятильным набором ЭПМ-0,3/220 (на стакан емкостью 200 мл.) и каким-либо тринисторным регулятором мощности, например светорегулятором СРП-300-1 (оба на мощность до 300 Вт). Контролируют температуру воды ртутным термометром со шкалой до 100°С. Для питания термометра при градуировке подойдет простейший мостовой выпрямитель с оксидным фильтровым конденсатором емкостью 2000 мкФ на напряжение 16В.
Когда резисторы R1 — R3 окончательно подобраны, все детали указателя температуры собирают навесным или печатным монтажом на плате, закрепленной непосредственно на винтовых зажимах микроамперметра. Провод, ведущий к датчику, должен оканчиваться плоским гнездовым зажимом серии 6,3 мм, если используется датчик ТМ100-А, или наконечником под винт М4 — для датчика ТМ100-В. Провода питания подключают в любом удобном месте «под винт».
Описанный указатель температуры вовсе не является альтернативой имеющемуся на борту, однако хорошо подходит для его тарировки. Показания бортового термометра можно скорректировать, слегка подгибая в нужную сторону стрелку указателя или даже поменяв (или перекрасив) шкалу. И конечно, такой самодельный прибор будет совершенно незаменим для экспериментальных целей, когда температуру в системе охлаждения двигателя требуется контролировать особенно тщательно.
Мониторинг транспорта и контроль расхода топлива: система CКРТ
Система CКРТ –- эффективный набор инструментов управления автопарком — оперативный (с использованием спутников GPS или ГЛОНАСС) мониторинг транспорта. контроль расхода топлива. нагрузки на оси, времени работы машин и десятков других параметров эксплуатации автотракторной техники.
Горячая линия в России +7 (495) 646-82-61
Система мониторинга транспорта CКРТ – передовое решение на рынке
- Уникальная функциональность. Только в системе контроля топлива СКРТ есть возможность анализировать нагрузку на оси и вес груза, температуру двигателя, давление масла, включение блокировки дифференциала и еще десятки параметров работы машины.
- Широкая линейка датчиков и бортовых терминалов позволяет каждому Потребителю выбрать свой состав оборудования — от простого и недорогого до самого сложного и многофункционального.
- Контроль расхода топлива 4 методами— используя точный датчик уровня топлива в баке, магистральный расходомер топлива. На современных машинах данные могут сниматься непосредственно с боpтовой CAN шины и шины J1708. Решение для бензиновых машин – контроль по форсунке .
- Гарантия качества и совместимости. практически все элементы системы разработаны и производятся одним предприятием – СП Технотон. что обеспечивает полную совместимость, качественную техподдержку и оперативный сервис.
- Проверено временем. Несколько сотен тысяч единиц обоpудования эксплуатируется в России, странах СНГ, Евросоюза. Система постоянно совершенствуется в направлениях повышения надежности и расширения возможностей.
- Проверено холодом. Большое количество систем внедрено на предприятиях нефтегазового комплекса Сибири и круглогодично эксплуатируется на технологическом транспорте.
- Проверено жарой. Оборудование успешно работает в странах Ближнего Востока, Юго-Востока и в Индии.
- Система разработана в сотрудничестве с крупнейшими автопроизводителями и входит в серийную конструкторскую документацию на автомобили МАЗ и погрузчики Амкодор.
- Сертифицировано по автомобильным стандартам .
- Защита от вандализма и вмешательства .
- Комплексный подход. Задачи оперативного мониторинга транспорта, контроля топлива, контроля времени работы и технического состояния автопарка решаются одновременно.
Экономический эффект
- Повышение производительности работы автопарка;
- Снижение затрат на ГСМ и оплату труда;
- Увеличение срока службы машин, снижение затрат на ремонт и техобслуживание
Местоположение машин с высокой точностью определяется с помощью спутников GPS и ГЛОНАСС. Информация передается с борта машин в офис автопредприятия по каналам связи Bluetooth, GPRS, SMS, а также контактным способом через USB кабель.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя: как он работает, проблемы, симптомы, проверка
В автомобиле с двигателем внутреннего сгорания система охлаждения поддерживает оптимальную температуру двигателя и предотвращает его перегрев.
- Как работает датчик температуры
- Где установлен
- Для чего нужен
- Проблемы с ДТОЖ
- Способы проверки датчика температуры ОЖ
- Проверка сопротивления датчика
- Проверка напряжения датчика
- Сравните показания ДТОЖ с другими датчиками температуры
- Диагностика прерывистой неисправности датчика
- Почему датчик ДТОЖ показывает −40 °C ?
- Нужно ли менять ДТОЖ при замене термостата?
Как работает датчик температуры
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (engine coolant temperature sensor — ECT) или ДТОЖ измеряет температуру жидкой охлаждающей жидкости.
Типичным ДТОЖ является термистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это означает, что его электрическое сопротивление уменьшается при повышении температуры.
Где установлен
Датчик вкручен в один из каналов системы охлаждения и погружен в охлаждающую жидкость.
Многие автомобили имеют более одного датчика температуры ОЖ. В большинстве автомобилей первичный ДТОЖ (датчик ECT 1) устанавливается рядом с термостатом в головке блока цилиндров, блоке или на корпусе термостата. Второй датчик может быть установлен в другой части двигателя или в радиаторе.
В некоторых автомобилях вместо или в дополнение к ДТОЖ используется датчик температуры головки цилиндров или датчик CHT. Датчик CHT работает так же, но он измеряет температуру металла головки цилиндров и не погружен в охлаждающую жидкость.
Это позволяет датчику CHT правильно измерять температуру двигателя даже при потере охлаждающей жидкости. Это может помочь предотвратить перегрев.
Для чего нужен
Датчик температуры подключен к блоку управления двигателя (ЭБУ). Контроллер подает опорное напряжение (обычно 5 вольт) и постоянно отслеживает сигнал ДТОЖ.
Основываясь на этом сигнале, ЭБУ регулирует рабочие характеристики двигателя и включает вентиляторы радиатора, когда температура достигает определенного уровня.
Если сигнал от датчика отсутствует или находится вне ожидаемого диапазона, блок управления включает индикатор Check Engine и сохраняет соответствующий код неисправности в своей памяти.
Проблемы с ДТОЖ
Одной из распространенных проблем является плохой контакт в разъёме или в жгуте проводов. Это вызывает прерывания в сигнале к блоку управления, и ЭБУ устанавливает ошибку.
В некоторых автомобилях симптомы этой проблемы проявляются в виде ошибочных показаний датчика температуры. Двигатель может работать в аварийном режиме: может перестать работать кондиционер, а вентиляторы радиатора могут работать постоянно.
- Например, в соответствии с сервисным бюллетенем для Dodge Journey 2011 года с двигателем 2,4 л, для исправления кодов неисправностей P0117 (Низкий уровень сигнала ДТОЖ) или P0118 (Высокий уровень сигнала ДТОЖ), вакуумный шланг усилителя тормозов, проложенный слишком близко к разъёму датчика, необходимо заменить.
- В сервисном бюллетене GM для Chevrolet Impala 2012-2013 годов упоминается проблема, связанная с трением жгута проводов на передней правой стороне коробки передач. Если какой-либо из проводов поврежден или закорочен, это может привести к множеству различных кодов неисправностей, включая коды датчиков температуры P0117 и P0118. Для устранения проблемы жгут нужно восстановить.
- Коррозия на клеммах или разъёме датчика также может стать причиной неисправностей. Например, сервисный бюллетень Ford описывает проблему в автомобилях Fusion, Escape, Transit Connect 2010-2012, а также в автомобилях марки Mercury и Lincoln с двигателем 2,5 л: попадание воды в разъём датчика может вызвать коды P1285, P1299 и / или P0128. В зависимости от степени коррозии разъём и ДТОЖ нужно очистить или заменить.
- В сервисном бюллетене для некоторых автомобилей R55, R56, R57 и R58 MINI Cooper / CooperS описана аналогичная проблема с коррозией внутри датчика температуры охлаждающей жидкости, которая может привести к неточным показаниям температуры двигателя. Ремонт включает в себя установку нового датчика и дооснащение нескольких связанных частей.
- Многие коды ошибок, относящиеся к ДТОЖ, также могут быть вызваны другими причинами, такими как плохой термостат или проблемы с системой охлаждения, включая даже протечку прокладки головки.
Проблема должна быть правильно диагностирована. Конечно, учитывая, что датчик не является дорогостоящей деталью, его часто рекомендуется менять, если есть подозрения, что он неисправен.
Способы проверки датчика температуры ОЖ
Поскольку наконечник датчика должен быть погружен в охлаждающую жидкость, низкий уровень охлаждающей жидкости или воздушные пузыри внутри системы охлаждения могут привести к неправильному сигналу от датчика.
Уровень охлаждающей жидкости всегда должен проверяться в первую очередь при решении проблем с системой охлаждения. Разъём датчика температуры охлаждающей жидкости должен быть проверен на предмет повреждений или коррозии.
Есть несколько способов проверить ДТОЖ. Правильный способ можно найти в руководстве по обслуживанию.
Проверка сопротивления датчика
Одним из способов является измерение сопротивления датчика при различных температурах двигателя и сравнение показаний со спецификациями, приведенными в руководстве по обслуживанию. Для проверки сопротивления используется мультиметр.
Сопротивление датчика может быть измерено только тогда, когда он отключен от цепи. Причина в том, что если вы измеряете сопротивление любого электрического прибора, который подключен к цепи, измерение будет неточным.
Проверка напряжения датчика
Другим способом проверки датчика является измерение напряжения на клеммах датчика при включенном зажигании.
Датчик подключен к блоку управления двигателя. ЭБУ подает опорное напряжение (обычно от 5 вольт), второй провод — это заземление датчика. Опорное напряжение и заземление должны быть проверены в первую очередь.
Поскольку сопротивление датчика снижается по мере прогрева двигателя, напряжение тоже падает. Когда машина холодная, можно измерить около 3-4 вольт. На полностью прогретом двигателе напряжение падает до 1 вольта.
При отключенном датчике мультиметр покажет 5 вольт. Если напряжения нет, знайте, что цепь либо разомкнута, либо замкнула на массу. Например, один из проводов в жгуте датчика может переломиться или перетереться о корпус и закоротить.
Сравните показания ДТОЖ с другими датчиками температуры
Примером другого датчика, который измеряет температуру, является датчик температуры воздуха на впуске (IAT).
Если автомобиль простоял всю на ночь, температура двигателя и датчика температуры на впуске (IAT) должны быть очень близки. Это можно проверить с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.
Как вы можете видеть на фотографии, датчик на впуске показывает 32 ° F внутри воздухозаборника, а ДТОЖ — 30,2 ° F. Небольшая разница в измерениях из-за того, что воздух прогревается быстрее, чем двигатель. Если бы разница была намного больше, это означало бы, что один из датчиков измеряет температуру неправильно.
Диагностика прерывистой неисправности датчика
Если в цепи датчика температуры ОЖ возникает прерывистая неисправность, автомеханики используют диагностический прибор для его диагностики.
При подключенном диагностическом приборе нужно отслеживать напряжение датчика, слегка постукивая по нему, шевеля жгут проводов и разъём. Изменение напряжения указывает на проблемную область. Другим способом является контроль температуры, которую показывает датчик.
Почему датчик ДТОЖ показывает −40 °C ?
Когда датчик температуры отключен, диагностический прибор показывает −40 градусов.
Эта функция полезна при диагностике кодов неисправностей, связанных с ДТОЖ. Когда ЭБУ устанавливает код неисправности, он также сохраняет стоп-кадр, который является снимком основных параметров на момент сбоя.
Если стоп-кадр показывает температуру ДТОЖ −40 °C, это означает, что цепь датчика была разомкнута во время неисправности. Это может быть проблема с самим датчиком, разъёмом или жгутом проводов.
Нужно ли менять ДТОЖ при замене термостата?
Нет, это не обязательно. Однако, бывают прерывистые неисправности, связанные с контролем температуры двигателя, и трудно определить, является ли причиной термостат или датчиком температуры охлаждающей жидкости.
В этом случае обычно оба заменяются одновременно. В некоторых автомобилях блок управления необходимо перепрограммировать в случае неисправности, связанной с контролем температуры двигателя.
Цифровой индикатор температуры охлаждающей жидкости с функцией диагностики
Многие знают, что почти во всех современных автомобилях, указатель температуры охлаждающей жидкости в двигателе, штука очень условная и данные соответственно выдает тоже условные. Штатный «градусник» показывает водителю не совсем температуру, а один из четырех режимов: холодно, нагревается, нормально и всё пропало.
Сделано это не случайно, а абсолютно умышленно. Как считают производители, владельцу автомобиля совершенно необязательно знать точные значения температуры, а достаточно видеть четыре основных параметра, чтобы не нервировать себя и окружающих ненужной информацией. Т.е. находится стрелка около отметки 90° – езжай и не думай, на отметке 130° – сливай воду и чеши репу. Всё это отлично вписывается в концепцию запланированного устаревания.
В принципе такого алгоритма вполне достаточно для большинства автомобилистов, но учитывая капризность наших двигателей к температурным режимам, мне захотелось видеть реальные значения температуры двигателя, а не абстрактные интервалы. Это можно сделать двумя способами: с помощью OBD-адаптера и с помощью цифрового индикатора температуры. Оба устройства получают точные данные с датчиков по CAN-шине, но первый вариант для меня не очень удобен, т.к. требуется постоянного подключения OBD-адаптера к диагностическому разъему, а подключенный адаптер потребляет энергию даже в режиме простоя.
Компактных цифровых индикаторов температуры на рынке еще нужно поискать. Я решил остановиться практически на единственном варианте, который производит компания Эланг из Тольятти. Тем более такие индикаторы уже применялись на Sportage несколькими коллегами с Драйва. Дополнительным бонусом в индикаторе является диагностика и выведение ошибок. Пока эту опцию не получилось протестировать из-за отсутствия самих ошибок.
Заказал и через четыре дня получил индикатор. Устройство достаточно миниатюрное и не требует специального подключения. Разъем устройства просто вставляется в диагностический разъем автомобиля.
Индикатор температуры представляет собой микропроцессорное устройство, которое периодически посылает в шину диагностический запрос температуры ОЖ и количества сохраненных кодов ошибок. Устройство принимает данные и после обработки отображает их на светодиодном семисегментном индикаторе. Если в электронных блоках управления автомобиля есть сохраненные коды неисправностей, тогда при включении зажигания на индикаторе появится количество сохраненных ошибок, а через пять секунд бегущей строкой начнут отображаться сами коды. После отображения последнего кода, индикатор покажет температуру.
Корпус девайса достаточно аккуратный и его можно приклеить в любом удобном месте салона. Но мне не очень нравятся в салоне всякие инородные предметы и я решил интегрировать индикатор в обшивку, предварительно разобрав его и выбросив корпус. Как выяснилось, подходящих мест в салоне практически нет. Последнее подходящее место было использовано при установке вольтметра несколько лет назад.
Из всех панелей в салоне, которые не жалко было дырявить и где индикатор видно с водительского места, больше всего подошла крышка салонного блока предохранителей, которую всегда можно купить новую всего за 400₽. На врезку и закрепление индикатора мне потребовались около 40 минут и минимальный набор инструментов. С обратной стороны крышки пришлось отклеить информационную табличку с расположением предохранителей, которую я приклеил на тонкий пластик и повесил на жгут проводов рядом с блоком предохранителей.
Индикатор хорошо читается с места водителя и не отвлекает от дороги. После нескольких дней использования выяснилось, что наблюдение за температурой занятие достаточно увлекательное и познавательное. Несколько цифр можно посмотреть на фото и практически никогда они не совпадают со штатным указателем температуры.
Например:
— при прогреве двигателя, когда штатный индикатор уже показывает стандартные «почти 90°», фактическая температура двигателя может находиться в пределах 50-85°.
— при движении в пробках, когда штатный индикатор уже показывает стандартные «почти 90°», фактическая температура двигателя может находиться в пределах 85-110°.
Если совсем коротко, то при единственном штатном рабочем значении «почти 90°», реальная температура двигателя может быть в интервале 50-110°. Нормальный такой разбросик.
Понятно, что недогрев или перегрев двигателя может отрицательно сказаться на его ресурсе, но с цифровым индикатором процесс контроля температуры сильно упрощается и появляется возможность предпринимать действия до наступления критических режимов. Совершенно не жалею о покупке и считаю, что цифровой индикатор температуры, устройство из категории must have для любого любознательного автовладельца.
Ухаживайте за своими конями и они ответят вам взаимностью.
Всем здоровья, удачи и добра.