История ремонта ГБЦ (Волга / Chrysler)
История ремонта ГБЦ (Волга / Chrysler)
Не так давно, ласточка немного захворала и мы отправились на приём к доктору.
Основные недуги выражались в следующем:
— дикий жор масла
— сильный запах выхлопных газов
— сизый дым из выхлопной трубы
— свечи в масле
— плавающие обороты
Вот в таком состоянии отдал машину в сервисный центр. 15 секунд этого видео намекают на то, что с такими проблемами дальше ездить нельзя.
Скажу честно, я очень далёк от ремонтного мастерства и я выражаю огромную благодарность друзьям Alexei011 и Kraisler , а так же всем пользователям драйва, которые принимали участие в обсуждении этой темы и давали свои советы.
На повестке дня были такие варианты как:
••• Вариант №1 — ДОРОГОЙ •••
Ремонт родного двигателя с использованием новых зап.частей.
Приобретение запчастей на двигатель Chrysler это не бюджетное мероприятие.
А) Можно заморочиться и заказывать запчасти напрямую из США. Подобный вариант покупки зап.частей подойдет, если длительное ожидание — не является помехой в проведении ремонта.
Б) Самый оптимальный вариант — пользоваться специализированными сайтами по поиску запчастей, которые показывают ситуацию по наличию и по цене на любые запчасти.
В) Можно приобретать зап.части на автомобильных рынках. Там можно найти всё, что необходимо, но ценник на 15-20% выше чем цены на поисковых порталах.
••• Вариант №2 — БЮДЖЕТНЫЙ •••
Покупка аналогичного б/у двигателя в сборе и его переброска
Приобретение б/у двигателя можно сравнить с приобретением «кота в мешке».
Настраиваем поиск на авито (ГАЗ 31105 + от 2008 г.в. + Вся Россия + не более 180 000 руб.). Потенциальные 144 донора — резко сокращаются до 29, когда выбираем пункт «1 владелец по ПТС». После прозвона всех объявлений — список сокращается до 11 авто, т.к. в реале там не один владелец.
Соглашусь, что наличие одного владельца в ПТС — это не гарантия работоспособности движка. Мой подход поймут те автолюбители, которые хотя бы раз ставили перед собой цель — найти достойный аппарат. Данная манипуляция отсеивает откровенное барахло.
Конечно, можно найти хороший аппарат и среди машин, где в ПТС много владельцев, но это скорее исключение.
••• Вариант №3 — ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ •••
SWAP ENGINE
Если Вы не готовы расстаться с суммой от 150К (по принципу всё включено), то лучше и не начинать эту процедуру.
Данный алгоритм — не распространяется на людей, которые искренне верят, что хороший рисомотор можно купить за 25К и воткнуть его за 5К. Редко кто из таких людей признается в том, что после установки — возникает много недочётов, с которыми можно жить, но они БУЗУМНО напрягают.
GOOD SWAP = поставил и только кайфуешь! Такую модернизацию я поддерживаю!
А если…
После «удачного запуска» постоянно рукоблудишь в гараже, с мыслями «за то не 406 или крыса» = SWAP онанизм.
Семейство: «Волга». Много за мало
ТРОЕ ИЗ СТАРШЕГО КЛАССА
Самой дешевой и потому популярной среди «волг» остается GAZ 31105. Пару лет назад внешность автомобиля, в основе которого «двадцать четверка», стартовавшая три с половиной десятка лет назад, в очередной раз обновили. Несмотря на знакомые очертания кузова, «сто пятая» не выглядит совсем устаревшей — спасибо новым кузовным панелям, дорогущим хрупким бамперам, окрашенным в цвет кузова, и новомодным фарам.
С конвейера сходит еще один седан — GAZ 3102, проживший почти четверть века и не претерпевший внешне серьезных изменений. Эту «Волгу» выпускают скромными партиями, она дороже своей родственницы, хотя и выглядит архаичнее. Тем не менее и на нее находится свой покупатель, более зажиточный и менее непрактичный — ему важен в первую очередь строгий номенклатурный облик. Правда, при кузовном ремонте «ноль вторая» не так глубоко залезает в карман владельца, как ее более демократичная родственница, — «железо» стоит практически одинаково, зато бамперы и светотехника «сто пятой» несравнимо дороже.
Универсал GAZ 310221 на базе «Волги» встретишь не у каждого дилера — их привозят под заказ. От седана «сарай» отличает не только корма, но и передок от прежней модели GAZ 3110; впрочем, по желанию клиента дилер закажет универсал с новым лицом от GAZ 31105. Цена — договорная. Комфортабельный салон заканчивается за передними сиденьями — вместо удобного заднего дивана в универсале жесткие складные кресла. Доехать, конечно, можно, но без шика. Видимо, основная задача GAZ 310221 — таскать грузы. Зато если понадобится, универсал возьмет на борт семерых. Правда, места в третьем ряду подойдут разве что детям или субтильным пассажирам.
Основной мотор, который сегодня устанавливают на все «волги» — 2,3-литровый ЗМЗ-4062 с впрыском топлива и микропроцессорным зажиганием. Несмотря на скорые ограничения по экологии, легковые модели из Нижнего не спешат примерять нейтрализаторы. Хотя многие «газели» и «соболи» с мотором ЗМЗ-4052 объемом 2,5 л уже выдыхают Евро II.
На заказ привезут GAZ 31105 —600 с дизельным двигателем ГАЗ-560 (в первой жизни это австрийский «Штайр»). «Волга» с таким мотором дороже бензинового варианта в среднем на 75 тыс. рублей. Несмотря на скромный аппетит дизеля (8,5 л/100 км против бензиновых 13 л/100 км), отбить эту разницу при нынешних ценах на девяносто второй и дизтопливо можно лишь при очень немалом пробеге — под 100 тыс. км. Правда, в эксплуатации «Штайр» в целом показывает себя надежнее ЗМЗ-4062 — это подтверждают ремонтники и наши испытания (ЗР, 2002, № 1).
Совсем недавно в продаже появился GAZ 31105 со 152-сильным двигателем «Крайслер». Как ни странно, стоит такая «Волга» около 240 тыс. рублей, всего на 25 тысяч дороже, чем с заволжским мотором. До сотни GAZ 31105 —501 разгоняется примерно за 11,2 с, а «максималка» чуть-чуть не дотягивает до 180 км/ч. Будущим владельцам стоит знать, что импортный двигатель потянул за собой и другие оригинальные детали — например, балку иной формы, картер сцепления, выпускную систему (подробнее см. ЗР, 2005, № 9).
Еще недавно в многочисленных модификациях «волг» путались. Сейчас машин у дилеров стало меньше, сократилось и количество комплектаций. На момент подготовки материала самыми дешевыми (если не считать исполнения «такси») были GAZ 31105 с центральным замком, закрывающим все двери и даже багажник, четырьмя электрическими стеклоподъемниками, электрозеркалами с обогревом — такие машины стоили в феврале в среднем 220 тыс. рублей.
Тот же набор устройств и в простой комплектации GAZ 3102, за которую просят 260 тыс. рублей и больше. Только ее центральный замок не закрывает багажник — модернизация не коснулась личинок и запирающего механизма. Из прошлого пришла и телескопическая антенна — у GAZ 31105 о ней напоминает лишь заглушка на крыле. Зато динамики по давней традиции устанавливают на все «волги».
Из вариантов подороже — модификации GAZ 31105 и 3102 с кондиционером. Такие автомобили стоят на 18–20 тыс. рублей больше (кстати, установить кондиционер у дилера обойдется еще раза в полтора дороже). Следующий уровень — «волги» на литых дисках, также поднимающих стоимость на 10–12 тыс. руб.
Покупателю универсала GAZ 310221, который предлагают за 230 тыс. руб., выбирать не из чего — комплектация одна, к тому же аскетичная. Из полезных опций — только гидроусилитель руля. Впрочем, практически любое ваше желание касательно дополнительного оборудования сможет удовлетворить дилер. Правда, его услуги дороже заводских.
В последнее время спрос на услуги тюнинговых ателье у «волгарей» падает — вероятно, богатые фанаты уже отоварились, а «денежные» чиновники предпочитают иномарки. Но все же тюнинговые седаны изредка появляются в автосалонах, пугая ценами. Помимо сигнализации (в столице от 4 тыс. руб.), антикоррозионной обработки (от 3 тыс.), предлагают, например, дополнительную шумоизоляцию (20–30 тыс.), «перетянутый» салон (9–20 тыс. в зависимости от материалов и объема работ), аппликации под дерево на панель приборов или обивки дверей (5 тыс.), люк с механическим (6 тыс.) и электрическим (12 тыс. руб.) приводом. Иногда мотору перенастраивают «мозги», а самая дорогая операция — трансплантация «сердца». Например, двигатель «Тойота» с фирменной коробкой передач вместе с работой увеличивает цену новой «Волги» втрое.
ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ
За последние годы «Волга» прибавила в надежности. Неисправности случаются, но чаще не очень серьезные (как и у большинства отечественных машин), которые могут подождать до грядущего ТО. Некогда обыденные замены по гарантии задних мостов или коробок передач прекратились. Да и новые узлы и агрегаты, появившиеся на «волгах» в последние несколько лет, почти перестали капризничать.
Когда вы последний раз садились за руль «Волги»? Если с тех пор прошло больше десяти лет, стоит освежить воспоминания — модернизации пошли ей на пользу. Например, все «волги» не так давно получили бесшкворневую переднюю подвеску, которую не надо шприцевать, а потому владельцы заезжают на техобслуживание вдвое реже. Кроме того, появившийся на задней оси стабилизатор и его более мощный «коллега» на передней заставили машину увереннее стоять на дороге (ЗР, 2003, № 6).
Снизить усилие на руле и количество оборотов баранки помог гидроусилитель, а в коробку добавили экономичную пятую передачу. Конечно, на фоне современных иномарок эти модернизации кажутся смешными — уж больно сильно «Волга» отстает от одноклассников.
Правда, невольно улыбнешься еще раз, сравнивая цены с ближайшими конкурентами — нижегородская «баржа» лидирует в своем классе с завидным отрывом. Много автомобиля за относительно небольшую сумму. Неплохой аргумент, чтобы отправиться на машине в большое плавание.
С «ВОЛГОЙ» ПО ЖИЗНИ
Заводская гарантия — 50 тыс. км (для универсала — 30 тыс. км) или 1 год, в зависимости от того, что наступит раньше; для «волг» с двигателем «Крайслер» этот срок увеличен до 100 тыс. км и 2 лет. ТО-1 (1 тыс. км) без расходных материалов в столице обойдется в среднем 550 рублей; ТО-2 (2,5 тыс. км) — 4200 руб., ТО-3 (10 тыс. км) — 3100 руб., ТО-4 (20 тыс. км) — 6000 руб., ТО-5 (30 тыс. км) — 3100 руб.
Маршрутный бортовой компьютер Prestige G105-Chrysler для автомобилей «ВОЛГА» ГАЗ 3110, 31105 и 3102 с двигателем Daimler Chrysler DCC 2.4 L DONC
- Задать вопрос
- Установить в г.
- Основное
Маршрутный диагностический компьютер «Prestige G105 Chrysler» — это многофункциональная и многоуровневая система контроля технического состояния и показателей движения машины.
Данное устройство может быть установлено на автомобили «ВОЛГА» ГАЗ 3110, 31105 и 3102 (со «старой» панелью приборов) с двигателем «Daimler Chrysler» DCC 2.4 L DONC.
Маршрутный диагностический компьютер обрабатывает данные, поступающие от электронного блока управления мотором, датчика расхода бензина, датчика скорости машины, датчика уровня бензина в баке, датчика внешней температуры, а также осуществляет анализ и контролирует напряжение бортовой сети машины. На базе получаемых данных компьютер на дисплее отражает все доступные данные о движении машины, а также сводную диагностическую информацию о состоянии системы управления двигателем и электронного оборудования автомашины.
Функциональные возможности данного бортового компьютера позволяют по желанию производить полную профессиональную проверку и диагностику электронной системы управления двигателем.
Программное обеспечение довольно гибкое и позволяет пользователю настроить под себя систему оповещений при неисправности системы впрыска и оборудованиия машины, задать требуемое отклонение от пределов параметров входных и выходных сигналов контроллера и отклонение от запрограммированных пределов статистических и динамических параметров движения.
Если возникают свои или ошибки в работе электронной системой управления двигателем (ЭСУД) — компьютер показывает карту поиска возникшей неисправности, очень точно определяя место сбоя (до датчика или электрической цепи).
Так же владелец может настроить другие параметры оповещения (по времени, дате, остатку бензина, скорости и пробега машины), что позволяет установить напоминание даже о времени следующего ТО!
Компьютер дает владельцу возможность управлять параметрами ЭСУД, вносить изменения в работу отдельных узлов и механизмов машины, таких как работа охлаждающего вентилятора (в жаркое время ее можно регуляровать), на дисплее отражается до 10 различных выбранных параметров машины. Так же есть возможность запоминания показателей движения по 10 различным маршрутам и дальнейшее их сравнение.
Также компьютер способен автоматически запоминать каждую заправку машины, фиксируя при этом количество бензина (с помощью датчиков уровня бензина), есть возможность использования полноценного голосового меню, с высоким качеством озвучки.
Доступные возможности Prestige G105 Chrysler:
Таксометр
- На основе введенных тарифов на топливо выводится отчет о стоимости пути.
Эконометр
- Индикация параметров движения машины с экономичным и неэкономичным режимом движения.
- Анализ и контроль качества бензина
- Звуковая, речевая и цветовая индикация аварийных и критических оповещений
Контроль температуры двигателя
- установка границ эксплуатации машины в зависимости от температуры охлаждающей жидкости
- Звуковая, речевая и цветовая индикация аварийных и критических режимов впрыска бензина в зависимости от его качества.
Электронный тахометр
- Установление границ использования машины в зависимости от оборотов двигателя
- Звуковая, речевая и цветовая индикация аварийных и критических режимов
Бортовой журнал
- Память на 80 различных событий.
- Пользовательская настройка количества показываемых и запоминаемых данных.
Диагностические даннык о состоянии ЭСУД машины
- Анализ кодов ошибок ЭБУ и их расшифровка
- Отчистка памяти ЭБУ от ошибок
- Считывание диагностических данных и идентификация характера неисправностей ЭСУД.
Отображение мгновенной и статистической информации о движении:
- Мгновенный расход бензина
- Запас бензина в баке машины
- Скорость машины
- Пробег на остатке бензина
- Температура воздуха за бортом
- Время разгона машины до скорости 100 км/ч
- Индикация на экране установленных пользователем параметров ( “Панорама” )
- Индикация на дисплее напряжения бортовой сети и уровня бензина
- Индикация сигналов датчиков Парктроника (поставляется отдельно).
- Средний расход бензина за любой период (день, месяц, поездка)
- Время в движении за любой период (день, месяц, поездка)
- Пробег за любой период (день, месяц, поездка)
- Расход бензина за любой период (день, месяц, поездка)
- Время работы машины на холостом ходу
- Общее время в пути, включая стоянки
- Информация о скорости движения за последние 500 м с дискретностью 10м.(«Черный ящик» по скорости)
Анализ Данных о движении по заданному пути:
- Моделирование пути движения машины (расстояние и желаемое время прибытия)
- Анализ времени на прохождение пути
- Анализ средней скорости прохождения пути
- Анализ необходимого запаса бензина на прохождение пути
- Запоминание до 10-ти разных маршрутов в памяти компьютера и их сравнение
- Контроль выполнения запрограммированного пути
Анализ накопленной информации:
- Вывод данных о движении машины за день с указанием отчетной даты, пробега, общего и среднего расхода, расхода бензина на холостом ходу, времени пробега и времени простоя/прогрева
- Вывод данных об использовании машины в прошлом месяце
- Вывод данных о движении машины по ранее пройденным маршрутам
- Сравнение ранее пройденных маршрутов
- Вывод данных о движении машины после заправки с указанием даты заправки, текущего пробега, общего расхода и времени в движении после заправки. Момент заправки фиксируется компьютером автоматически при условии подключения к датчику уровня бензина.
- Вывод данных об общих расходах на содержание машины (за заданный срок), расходах на бензин, на стоянки и парковки, на купленные автоаксессуары, на ТО и ремонт машины
Оповещения о событиях:
- Сигнал о не выключенных габаритных огнях
- Настройки будильника и таймера
- Сигналы о событиях, зависящих от пробега машины (замена тормозных колодок, масла, проведения планового ТО и т.п.)
- Сигнал о событиях, зависящих от времени (календарь событий)
- Сигнал о превышении заданной скорости движения.
- Установка границ измеряемых параметров (напряжение б/сети, температура ОЖ, обороты двигателя и т.) при выходе за пределы которых включается оповещение
- Выбор типа сигнала (текст, звуковой сигнал, голосовое предупреждение)
Настройки режимов пользователя:
- Выбор режима определения типа ЭСУД (авто/ручной)
- Установка текущей даты и времени.
- Настройка контрастности экрана.
- Выбор цвета подсветки экрана
- Выбор цвета подсветки экрана при сигнализации аварийных и предупредительных оповещений
- Установка мелодий оповещений и приветствий, тона звучания клавиш.
- Программирование клавиш быстрого доступа
- Включение режима энергосбережения
- Очищение памяти компьютера и возврат к заводским настройкам.
- Выбор режима одновременного отображения параметров (режим «Панорама»)
- Изменение показаний расхода бензина
- Изменение показаний с датчика уровня бензина
- Активация режима тарировки топливного бака
- Активация режима виртуального топливного бака
- Активация «демонстрационного» режима
- Настройка громкости звучания голосового попвещения и выбор вариантов озвучивания отображаемой информации
Режим «Мотор-тестер»
- Демонстрация режимов работы двигателя
- Демонстрация списка текущих ошибок (неисправностей), фиксируемых ЭСУД
- Анализ внутренних переменных ЭСУД
- Анализ работоспособности форсунок, модуля зажигания 1-4 цилиндра, модуля зажигания 2-3 цилиндра, реле топливного насоса, реле вентилятора радиатора, реле кондиционера, клапана продувки адсорбера, регулятора холостого хода
- Анализ функционирования лампы диагностики
- Предпусковой разогрев электродов свечей зажигания
- Настройка температуры включения вентилятора радиатора отопителя
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102
«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе «двадцать четвёртого» семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью, так и конструкцией. А еще небольшой тираж и малая распространённость «тридцать первой» с самого начала сделали её весьма статусным автомобилем в глазах советских автомобилистов, что способствовало возникновению целого ряда мифов, связанных с историей создания и особенностями этой «Волги для избранных». Сегодня мы будем отделять реальные факты про ГАЗ-3102 от «шофёрских» вымыслов и фантазий.
В восьмидесятые годы среди автомобилистов СССР ходили упорные слухи о том, что внешность ГАЗ-3102 скопировали с автомобиля иностранного производства (в разговорах фигурировали как Mercedes, так и американские марки вроде Cadillac), из-за чего после возникшего скандала выпуск модели якобы спешно пришлось свернуть. Такие домыслы были в основном связаны с малой распространённостью «тридцать первой», которая выпускалась не десятками тысяч штук в год, как другие советские легковушки, а в ограниченном количестве – всего 2-3 тысячи экземпляров ежегодно.
В действительности же внешность автомобиля не имела прямых заимствований, хотя в дизайне без труда прослеживались актуальные на тот момент тенденции как американской, так и европейской дизайнерских школ. Обилие хромированной отделки и массивная хромированная решетка были характерны как для седанов североамериканского производства, так и для отдельных производителей Европы (все того же Mercedes), а общая лаконичность и сдержанность облика новой Волги напоминала новейшие европейские разработки в сегменте среднеразмерных седанов вроде Audi 100 C2 и Volvo 700-й серии.
Предсерийный ГАЗ-3102 чем-то неуловимо напоминал заокеанские автомобили. Но – не более того.
Однако при этом «тридцать первая» сохранила фирменное решение передка — так называемый «китовый ус» решетки радиатора, характерный для прежних Волг. Кроме того, огромные светоблоки задних фонарей по оформлению нисколько не перекликались с задней оптикой седанов вроде Mercedes Е- или S-класса, на которые и ссылались «злые языки». Вдобавок художники-конструкторы Николай Киреев и Станислав Волков были сильно ограничены старой центральной частью кузова с неизменными по размерам проёмами стёкол и дверей, из-за чего были вынуждены «подгонять» пропорции новых передней и задней частей под обычный силуэт «двадцать четвёрки».
Крупная задняя оптика – необычное решение, по которому ГАЗ-3102 сходу легко отличить от прежних Волг
…не считая формы колёсных колпаков на отдельных экземплярах ГАЗ-3102.
«Ноль вторая» была чуть длиннее ГАЗ-24, но центральная часть кузова при этом не претерепела особых изменений
Поэтому, несмотря на некоторое стилистическое сходство с американскими и европейскими автомобилями того времени, дизайн ГАЗ-3102 был оригинальным, а не являлся копией какого-то конкретного автомобиля.
Несмотря на то, что подавляющее большинство Волг в СССР всегда покупало само советское государство для своих нужд, отправляя автомобили на службу в различные учреждения и таксопарки, как ГАЗ-21, так и ГАЗ-24 можно было купить в автомагазине наряду с Москвичами и Жигулями. Конечно, Волги были практически всегда вдвое дороже малолитражек – к примеру, в середине восьмидесятых годов ГАЗ-24-10 стоил около 16 000 рублей. Однако «тридцать первую» частный автовладелец приобрести просто не мог, поскольку автомобили этой модели распределялись исключительно в гаражи, обслуживавшие государственный аппарат – различные министерства, гражданские и военные ведомства, обкомы и райкомы партии, причем далеко не всем по статусу был положен автомобиль черного цвета (!), поэтому поначалу чиновники не самого высокого ранга довольствовались белыми и бежевыми «ноль вторыми». В частные руки первые ГАЗ-3102 попали уже незадолго до развала СССР – причем это были отнюдь не новые автомобили, а машины, списанные с государственной службы и прошедшие капитальный ремонт. К примеру, в конце 1989-го «тридцать первую» 1983 года выпуска можно было приобрести на аукционе, причем при стартовой цене в 20 500 рублей потрепанная Волга была куплена кооперативом аж за 53 тысячи «деревянных»! Ну а новые «тридцать первые» в это время начали продаваться и за вовсе баснословные 80-100 тысяч рублей, хотя официально Волга (ГАЗ-24-10) вплоть до 1991 года стоила всё те же 16 000… И лишь в последний год существования Союза ГАЗ-3102 все же появился в прейскуранте №086А Госкомцен СССР по цене 40 000 рублей.
Аукцион – новый способ приобретения автомобиля в СССР
Сначала массовости новой модели мешали смежники, которые никак не могли освоить оригинальные комплектующие в необходимых объемах. Затем вмешались высокопоставленные «пользователи» новой «персоналки», которые в прямом смысле препятствовали не только продаже «ноль второй» частникам, но и её работе в качестве такси. Именно поэтому на ГАЗ-3102 в восьмидесятые годы ездили не обычные советские граждане, а так называемые «слуги народа» — госаппарат, партийная элита, руководящие чиновники и военные генералы.
Как и в случае с прежними Волгами, новая модель получила специальные модификации (31011/31012/31013), которые дополнили линейку горьковских «догонялок». От обычной «ноль второй» они отличались V-образными восьмицилиндровыми двигателями и гидромеханической автоматической трансмиссией от Чайки. Чтобы компенсировать изменение развесовки такой Волги с перетяжелённой передней частью, в багажнике для сохранения устойчивости и управляемости на приемлемом уровне действительно размещали специальный балласт — например, тяжелую плиту или ящик с песком.
Восьмицилиндровая «догонялка» на базе ГАЗ-3102 практически не отличалась внешне от обычной Волги
У обычной «тридцать первой» с рядной «четвёркой» распределение массы по осям особо не отличалось от любой другой Волги двадцать четвёртого семейства, поэтому ни в каком дополнительном балласте базовая модель не нуждалась. Но именно ГОНовские «догонялки» со своими свинцовыми или чугунными чушками и породили среди автомобилистов легенду о том, что любой ГАЗ-3102 нуждался в балластной загрузке ведущих колёс.
Удивительно, но именно самая редкая с точки зрения массовости выпуска модель Волги стала своеобразным рекордсменом по длительности конвейерной жизни, ведь её выпускали на ГАЗе более четверти века — с 1982 по 2009 годы! За это время «ноль вторая» пережила несколько модернизаций и продолжала пользоваться определенным спросом и в новом государстве. И если в СССР роль «более доступной Волги» отводилась модели 24-10, то в начале девяностых эту роль взял на себя так называемый «ослобык» под индексом ГАЗ-31029. Ну а «ноль вторая» в России так и не стала простой «рабочей лошадкой», являясь своеобразным промежуточным звеном между «двадцать девятой» Волгой и подержанными иномарками. Причем в девяностые годы объем производства ГАЗ-3102 увеличился с обычных для этой модели 2-3 тысяч автомобилей в год до 4-6 тысяч экземпляров, а в рекордном 1996-м на ГАЗе и вовсе собрали свыше 10 000 «тридцать первых»!
До 1991 года доля ГАЗ-3102 в общем количестве выпущенных Волг не превышала 4%
Несмотря на то, что владельцы завода ГАЗ озвучили неизбежное снятие модели с производства еще в 2005 году, ГАЗ-3102 с очередными «пакетами обновлений» выпускался вплоть до начала 2009 года, когда ГАЗ полностью прекратил производство легковых автомобилей собственной разработки. Интересно, что последние «ноль вторые» оснащались «чужим сердцем» — двигателями Chrysler DCC на 2,4 литра мексиканского производства.
ГАЗ-3102 получил совершенно новую тормозную систему, главной изюминкой которой оказались передние дисковые тормоза, разработанные совместно с английской фирмой Girling. Их отличительная особенность — четырёхпоршневые суппорты, малые поршни которых были объединены с задним контуром, благодаря чему передние тормоза сохраняли работоспособность в любой ситуации. Кроме того, тормозная система получила тандемный вакуумный усилитель, а в заднем контуре появился регулятор давления («колдун»), изменявший эффективность работы задних тормозов в зависимости от загрузки задней части автомобиля.
Новые тормоза Волги с главным рабочим цилиндром от АЗЛК-2140 оказались довольно эффективными, но не слишком долговечными в эксплуатации, из-за чего конструкторам пришлось в срочном порядке разрабатывать вентилируемые тормозные диски вместо обычных «блинов», а тормозной цилиндр всё же заменили более производительным. Изменили впоследствии и схему гидролиний, отказавшись от «лишних» соединений и трубопроводов.
В самом начале выпуска новенькие служебные «ноль вторые» неоднократно попадали в аварии, связанные с внезапным отказом тормозов. Именно из-за этого в среде профессиональных шоферов закрепилось мнение о ненадёжной тормозной системе ГАЗ-3102. В действительности же причиной выхода тормозной системы из строя было использование «не той» тормозной жидкости — система с дисковыми тормозами требовала исключительно современные жидкости вроде «Невы» или «Росы», в то время как в гаражах в гидропривод «тридцать первой» по старинке лили обычную БСК, которая в жаркий день закипала во время штатных для ГАЗ-3102 замедлений.
Кроме необычной системы форкамерно-факельного зажигания (о ней чуть позже в следующем разделе), ГАЗ-3102 отличался рядом технических новаций, необычных не только для горьковских легковушек, но и для остальных советских автомобилей.
Это и вентилируемые передние дисковые тормоза, о которых мы вспоминали в отдельном материале, и многие другие малозаметные нововведения. Так, новая модель лишилась поворотных форточек в передних дверях и получила утопленные травмобезопасные дверные ручки, которые впоследствии перекочевали и на «двадцать четверку». Еще одно новшество ГАЗ-3102 — прямоугольная передняя оптика, ранее не применявшаяся на Волгах. За чистоту стёкол новых фар отвечали установленные на переднем бампере специальные струйные форсунки, подававшие воду под давлением 6 кгс/см², а вместо вентиляторного обдува заднего стекла для предотвращения его запотевания предусмотрели электрический обогрев. ГАЗ-3102 также получил совершенно новый интерьер с мягкой полиуретановой отделкой приборной панели и ортопедическими передними сиденьями, благодаря чему новая модель была заметно комфортабельнее обычного ГАЗ-24. Впоследствии некоторые решения конструкции кузова и салона перекочевали на модернизированную «двадцать четвёрку» под индексом 24-10.
Струйный омыватель фар – необычное решение для советских автомобилей
Интерьер «ноль второй» полностью отличался от устаревшего на тот момент салона ГАЗ-24
Главное отличие ГАЗ-3102 от прежних Волг скрывалось под капотом: двигатель ЗМЗ-4022.10 впервые в истории серийного советского автомобилестроения получил форкамерно-факельное зажигание, которое позволяло мотору работать на более бедной смеси, что повышало КПД и улучшало экологические показатели. Достигалось это благодаря новой 12-клапанной головке цилиндров с форкамерой и трёхкамерным карбюратором К-156, одна из секций которого как раз и питала дополнительную камеру сгорания в головке блока. Интересно, что основная камера сгорания наполнялась при впускном тракте обеднённой смесью, а форкамера — обогащенной, благодаря чему горение в цилиндре было даже равномернее и быстрее, чем при обычном искровом зажигании.
Двигатель новой Волги с форкамерно-факельным зажигание отличался конструкцией головки блока и трёхкамерным карбюратором
Однако в двигателестроении бесплатных пирожных никогда не бывало: тепловой режим двигателя с форкамерным зажиганием получался куда более напряженным, а карбюратор требовал довольно точной и сложной настройки, которая и являлась непременным условием правильной работы нового двигателя. Лишь в этом случае максимальная мощность по сравнению со старым мотором ЗМЗ-24Д увеличивалась на 10 л.с., а средний расход топлива уменьшался на два литра — до 8,5 л/100 км. Тем не менее, даже при верных настройках систем питания и зажигания ЗМЗ-4022.10 отличался склонностью к перегреву и заслужил плохую репутацию, поскольку в процессе эксплуатации сопла постепенно забивались, и двигатель начинал работать с перебоями. В итоге уже в 1984 году на ГАЗе разработали двигатель ЗМЗ-402.10, лишенный форкамеры и дополнительной секции в карбюраторе К-151. Такой мотор запустили в серийное производство уже в 1985-м, и именно он со временем стал основным двигателем «ноль второй». Однако автомобили с форкамерным мотором в Горьком небольшими партиями выпускали до 1992 года, а комплектующие к двигателю ЗМЗ-4022.10 Заволжский моторный завод производил вплоть до 1996 года.
«Ноль вторая» даже попала на рекламу ВО «Автоэкспорт»
Волга для избранных
ГАЗ-3102 – действительно особенная модель Волги, которая отличалась от прежних и последующих легковушек ГАЗ строгим и лаконичным экстерьером, а также выделялась на фоне других советских автомобилей целым рядом необычных технических решений. Уже в девяностые годы многие российские автомобилисты смогли осуществить свою советскую мечту, купив ту самую чёрную (или белую) «ноль вторую», о которой десятилетием ранее в гаражах слагали легенды.