Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПЕРСПЕКТИВЫ ТАНКОВОГО; ГАЗОТУРБИННОГО; ДВИГАТЕЛЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ
ТАНКОВОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

В последние годы развернута чуть ли не кампания, нацеленная на ликвидацию направления в отечественном танкостроении, связанного с использованием газотурбинного двигателя. Хотя известно, что было изготовлено свыше 5 тыс. танков Т-80, оснащенных ГТД. Работы по установке на танк газотурбинного двигателя (ГТД) проводились при активной поддержке такого, несомненно, авторитетного деятеля отечественного оборонного комплекса, как Д.Ф. Устинов. В войсках этот танк пользуется любовью. В военных кругах Запада отношение к Т-80 — весьма уважительное, к концепции газотурбинного танка там относятся серьезно. Подтверждением этого служит принятие на вооружение армией США в 1980 году газотурбинного танка М1 «Абрамс». Но, к сожалению, некоторые работники Министерства обороны РФ считают, что о концепции газотурбинного танка следует забыть, оставшиеся танки Т-80 поскорее сдать в утиль, а о совершенствовании танкового ГТД перестать и думать.

Надо сказать, что критическое восприятие опыта испытаний и войсковой эксплуатации Т-80 имеет объективные основания. Хотя газотурбинный двигатель обладает рядом преимуществ перед дизелем (высокие массо-габаритные показатели, хорошая характеристика момента, быстрый запуск зимой и ряд других), он дороже дизельного двигателя, а главное — повышенный расход топлива газотурбинным двигателем, созданным на основе технологий 60-х — 80-х годов, затрудняет использование газотурбинного танка для решения оперативных задач.

Но огромная работа по адаптации газотурбинного двигателя к работе в условиях наземной транспортной системы, действующей в сложнейших условиях, дала несомненные положительные результаты, отказываться от которых, по меньшей мере, неразумно. Для оценки целесообразности использования ГТД на отечественных танках необходимо кратко ознакомиться с послевоенной историей танкостроения в СССР.

Великую Отечественную войну СССР закончил с великолепно оправдавшим себя «тандемом» среднего танка Т-34 и тяжелого ИС-2. Танк Т-34, уступая немецким танкам «Пантера», «Тигр» и «Королевский тигр» в условиях «дуэльного боя», смог успешно решить возложенные на него задачи, являясь главной ударной силой во всех крупных наступательных операциях советских войск. Хорошая технологичность этого танка обеспечила его массовый выпуск, высокие надежность и подвижность, простота эксплуатации позволили эффективно применять Т-34 в глубоких наступательных операциях. Вооружение и защита танка также отвечали уровню решаемых танком задач. Для прорыва укрепленных полос, разрушения укреплений противника и борьбы с тяжелыми танками успешно применялся тяжелый танк ИС-2, наличие которого позволило существенно сократить потери. Установившееся в Великую Отечественную войну соотношение примерно 10:1 между средними (оперативными) и тяжелыми (тактическими) танками можно считать актуальным и на сегодняшний день.

Однако в конце 50-х — начале 60-х годов в танкостроительной отрасли СССР утвердилась концепция «основного танка» — такого танка, который обладал бы вооружением и защитой тяжелого танка при массе, близкой к массе среднего танка. Данная концепция лишена логики, ибо развитие науки и техники вполне допускает появление новых средних танков, не уступающих по уровню защиты и огневой мощи тяжелым танкам предыдущего поколения. Так советский танк Т-54, принятый на вооружение в 1946 году, по основным боевым свойствам превосходил тяжелый германский танк «Тигр» (Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.H1). И это при том, что масса Т-54 составляла 36 тонн, тогда как масса «Тигра» — 57 тонн, а трудоемкость изготовления Т-54 была значительно меньше, чем трудоемкость изготовления «Тигра». Но задача создания танка, не уступающего более тяжелому и дорогостоящему при одном и том же уровне развития научно-технического прогресса и конструкторской мысли является практически нереализуемой.

Следует сказать, что к концу 50-х годов в СССР были созданы образцы тяжелых танков с выдающимися тактико-техническими характеристиками. Объекты 277 (Ленинград) и 770 (Челябинск) при массе 55 тонн были вооружены 130-мм нарезным орудием М-65, которое по дульной энергии и точности огня превосходит орудия семейства 2А46, стоящие на современных российских танках. При использовании многослойной комбинированной брони их защита вполне отвечала бы даже нынешним требованиям. Образцы тяжелых танков были оснащены самыми передовыми на тот момент системами управления огнем и удачными гидромеханическими трансмиссиями, благодаря которым управлять этими машинами было легче, чем современными российскими танками. Но работы по этим проектам были прекращены по единоличному распоряжению Хрущёва.

Проводились работы и по созданию «НСТ» — «нового среднего танка», но разрабатываемые образцы не давали качественного скачка по сравнению с Т-54/55, уступая последнему в простоте конструкции, технологичности, ремонтопригодности. А ведь низкая трудоемкость изготовления, высокая надежность, включающая в себя ремонтопригодность — одно из важнейших качеств среднего, массового танка.

Тем не менее, задача «создать танк с массой среднего и боевыми возможностями тяжелого» была поставлена и к 1967 году худо-бедно решена. За счет применения ряда новаторских решений (комбинированная броня, механизм заряжания, мощная 125-мм гладкоствольная пушка и т.д.) танк Т-64А по защищенности и огневой мощи существенно превосходил стоявший на вооружении тяжелый танк Т-10М, по массе незначительно отличаясь от среднего танка Т-55 (38,5 тонны против 36 тонн). Подвижность нового танка и, в частности, плавность хода также существенно улучшилась.

Но не все решения, примененные в новом танке, следует считать удачными. Чрезмерно легкая ходовая часть обладала невысокой надежностью и низкой устойчивостью гусеницы в обводе. Форсированный двухтактный двигатель имел ряд эксплуатационных недостатков — трудный запуск, склонность к перегреву и тоже был ненадежным. Конвейер механизма заряжания делал невозможным переход из отделения управления в боевое отделение без демонтажа лотков. В целом танк получился сложным в производстве и эксплуатации, что никак не отвечало концепции массового применения средних танков.

Читать еще:  Chevrolet aveo какой двигатель лучше

Однако конструкторам Нижнетагильского Уралвагонзавода удалось внести в конструкцию танка удачные изменения. За счет отказа от «весового фанатизма» и увеличения веса танка до 41 тонны удалось применить надежный и недорогой двигатель В-46, надежную подвеску и автомат заряжания собственной конструкции, имеющий более высокую надежность, обеспечивающий переход из отделения управления в боевое отделение и дающий некоторую изоляцию боекомплекта. Получившийся в результате внесенных изменений танк получил индекс Т-72. Именно в этом танке наилучшим образом была воплощена концепция массового среднего танка — дешевого в производстве, надежного, простого в эксплуатации и, в то же время, обладающего высокими боевыми качествами. Не случайно этот танк, достойный наследник Т-34 и Т-54/55, стоит на вооружении армий десятков государств.

Одновременно с работами в Нижнем Тагиле, в конце 60-х годов были развернуты работы по установке на танк Т-64 газотурбинного двигателя. Работы проводились силами КБ-3 Ленинградского Кировского завода и в 1976 году танк, получивший индекс Т-80, был принят на вооружение. Кроме газотурбинного двигателя танк имел и оригинальную ходовую часть, достаточно надежную и более легкую, чем у Т-72, обеспечивающую несколько лучшую плавность хода. Благодаря установке газотурбинного двигателя Т-80 получил ряд эксплуатационных преимуществ перед Т-64 и Т-72: более высокие динамические характеристики, более легкое управление, быстрый запуск зимой и ряд других. Но он имел и весьма существенные недостатки — малый запас хода и высокую стоимость.

Таким образом попытка внедрения концепции «основного» танка привела к тому, что на вооружении Советской Армии к концу 70-х годов стояли три танка, примерно одинаковых по боевым свойствам, но практически лишенных унификации не только по основным узлам и агрегатам, но и по горюче-смазочным материалам. В связи с этим представляет интерес сравнение основных характеристик танков, стоявших на вооружении в 50-х годах (Таблица 1).

Т-80БВМ: «летающий танк» снова в строю

Фото: Министерство обороны РФ

В июле Ростех передал Министерству обороны очередную партию танков Т-80БВМ производства «Омсктрансмаша». Это самая современная модификация советского и российского танка Т-80, принятого на вооружение 45 лет назад. За его умение совершать невероятные прыжки с трамплина «восьмидесятый» называли летающим танком. В годы холодной войны советские подразделения в Восточной Европе, оснащенные Т-80, держали в напряжении руководство НАТО. Мощные газотурбинные двигатели позволяли этим танкам совершать молниеносные броски по европейским автобанам. Рассказываем об истории создания Т-80 и особенностях модернизированной версии.

Газотурбинный двигатель до Ла-Манша доведет

1993 год, ОАЭ, международная выставка-продажа оружия IDEX в Абу-Даби. Американский танк «Абрамс», герой операции «Буря в пустыне», уступает в дуэли своему российскому «коллеге» − танку Т-80У. Победив в дальности выстрела, «восьмидесятый» не унимается и совершает впечатляющий прыжок с трамплина на расстояние 14 метров, который «Абрамс» даже не пытается повторить. Так был поставлен на место лучший, по версии создателей, танк в мире, а за советско-российским Т-80 закрепилась слава «летающего танка».

Основной танк Т-80, которому в июле этого года исполнилось 45 лет, стал во многом необычной машиной. Считается, что своим появлением он обязан теории танкового прорыва времен холодной войны. Философия Т-80 – стремительная атака и скоростное передвижение по автотрассам. В случае начала военных действий советские танковые части, расположенные в Восточной Европе, могли за короткое время совершить бросок в любую часть континента. На шоссе Т-80 был способен развивать рекордную для танков скорость до 80 км/ч.

Для обеспечения таких скоростных показателей «восьмидесятый» оснащался газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, созданным на основе авиационных наработок на заводе им. В.Я. Климова (сегодня «ОДК-Климов»). Еще одним преимуществом такой силовой установки перед традиционным для танков дизелем стала повышенная приспособленность Т-80 к низким температурам. Если дизельному мотору для запуска в сильный минус требовалось длительное (около получаса) прогревание, то ГТД готов к атаке и обороне менее чем через минуту после запуска.

Эта способность оперативно включаться в работу на морозе и уберегла проект Т-80 от забвения в 1990-е годы. Из-за своей сравнительной дороговизны и высокого расхода топлива Т-80 не стал столь массовым, как другие основные советские танки, но все же только на «Омсктрансмаше» к этому времени было выпущено более 5 тыс. единиц. С развалом Советского Союза и Варшавского блока содержать такое количество недешевых и прожорливых машин стало нецелесообразно. «Восьмидесятые» в основной своей массе были отправлены в глубокий тыл на сохранение.

Когда в 2000-е годы активизировалась программа освоения Арктики, морозостойкий танк оказался как нельзя кстати. Была объявлена масштабная программа модернизации, результатом которой стало появление новейшей модели Т-80БВМ. Именно эти танки производства Омского завода транспортного машиностроения (входит в концерн УВЗ) сегодня поставляются военным.

Т-80БВМ: машины арктической закалки

Т-80БВМ − это глубокая модернизация танка Т-80БВ, поступившего на вооружение в 1985 году. Долгосрочный контракт на капитальный ремонт с глубокой модернизацией танков Т-80БВ между Уралвагонзаводом и Минобороны РФ был заключен в 2017 году на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017».

Читать еще:  Гбо на дизельный двигатель схема

На новой версии «восьмидесятого» устанавливается доработанный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., более мощный и более экономный, чем его предшественники. Для защиты от средств поражения противника Т-80БВМ оснащается комплексом модульной динамической защиты «Реликт» и противокумулятивными решетчатыми экранами. Такая защита способна обезопасить танк даже от попадания современных снарядов тандемного типа. На машине используется стабилизатор вооружения и прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5, а также новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы и канал управления ракетой. Боевая масса танка – 46 тонн.

Благодаря модернизации повысились основные боевые качества танка: его огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость. При этом Т-80БВМ сохранил способность хорошо работать на самом лютом морозе, что дает ему широкие перспективы в освоении Арктики. Танк по-прежнему может заводиться при температуре -40 ℃, разгоняться по прямой до 80 км/ч, делать эффектные полицейские развороты и рекордные прыжки. Обновленные Т-80БВМ уже несколько лет поступают в армию, укрепляя боевой потенциал танковых подразделений северных, дальневосточных и других территорий страны.

События, связанные с этим

Железнодорожные войска: крепкие как сталь

Главный моторист Советского Союза: к 130-летию Бориса Стечкина

Танк Т-80

Общие характеристики
Габариты, мм (длина/ширина/высота)9656х3589х2915
Масса танка, кг42500
Величина дорожного просвета, мм451
Экипаж, человек3
Удельное давление на грунт, кгс/см20,86
Силовая установка
МаркаГТД-1000Т
Типгазотурбинный, трёхвальный
Максимальная мощность, л.с. (кВт)1000 (736)
Максимальное число оборотов выходного вала, об/мин3154
Расход топлива на 100 км по дороге с твердым покрытием, л430-500
Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге, л450-790
Скоростные характеристики
Скорость движения по сухой грунтовой дороге, км/ч40-45
Скорость движения по дороге с твердым покрытием, км/ч70
Скорость движения на передаче заднего хода, максимальная, км/ч11
Запас хода по шоссе на основных топливных баках, км500
Запас хода по шоссе с дополнительными бочками, км600
Запас хода по грунтовой дороге на основных топливных баках, км335
Запас хода по грунтовой дороге с дополнительными бочками, км410
Ходовая часть
Тип подвескиИндивидуальная, торсионная, с аммортизаторами
Тип гусеницыМеталлическая, с резино-метеллическим шарниром, обрезиненной беговой дорожкой, цевочным зацеплением
Число траков80
Ширина траков, мм580
Масса гусеницы, кг1767
Количество опорных катков12
Тип опорных катковДвухдисковые, с наружной амортизацией
Тип поддерживающих катковОднобандажные, с наружной резиновой амортизацией
Количество поддерживающих катков10
Трансмиссия
ТипМеханическая, с гидравлической сервосистемой управления
Число передач вперёд/назад4/1
Коробки передач, типПланетарная
Вооружение
Пушка, типГладкоствольная
Пушка, маркаД-81
Калибр, мм125
Боевая скорострельность, выстр./мин7-8
Используемые снаряды, типБронебойный подкалиберный, кумулятивный, осколочно-фугасный
Спаренный пулемёт, маркаПКТ
Калибр спаренного пулемета, мм7,62
Зенитно-пулемётная установка, маркаНСВТ-12,7
Зенитно-пулемётная установка, калибр12,7
Защита
Тип броневой защитыПротивоснарядная
Тип защиты от ОМПКоллективная, обеспечивающая защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны, радиоактивны и отравляющих веществ
Тип противопожарного оборудованияАвтоматическое, трёхкратного действия

Танк Т-80 позиционируется в качестве первой серийной модели, оснащенной газотурбинной силовой установкой. Данный момент качественно выделяет машину на фоне своих прямых конкурентов.

Особенности конструкции и компоновки

Танк модели Т-80 построен на базе Т-64. При этом конструкторам пришлось несколько изменить ходовую часть, так как общая масса машины была увеличена. Определенным изменениям также было подвержено моторно-трансмиссионное отделение. Данный момент обусловлен использованием концептуально новой силовой установкой газотурбинного типа.

Боевая машина управляется экипажем в составе трех человек. Хорошая обзорность места механика обусловлена использованием трех смотровых приборов. Отбор теплого воздуха от компрессора силового агрегата обеспечивает прогрев места для водителя.

Моноблок комплектующего агрегата расположен в силовом отделении продольным образом. Конструктивно такой моноблок включает в себя следующие узлы:

  • масляные баки;
  • радиаторы;
  • газотурбинный двигатель;
  • воздухоочиститель;
  • топливные фильтры.

Сюда же следует добавить приводные агрегаты, представленные в виде компрессора, генератора, вентиляторов системы охлаждения, топливоподкачивающего насоса и стартера.

Боевое отделение имеет идентичную компоновку с танком Т-64Б. Эту часть машину формируют корпус и башня. Внутренняя часть броневой обшивки покрыта специальными полимерными составами. Благодаря этому экипаж надежно защищен от осколков и нейтронного излучения.

Корпус и башня

Корпус машины имеет сварное исполнение. Лобовая часть защищена листом металлокерамической брони комбинированного типа. Остальная часть обшивки выполнена при использовании монолитной стальной брони. Для обеспечения максимальной защиты от попадания кумулятивных снарядов конструкторами были реализованы специальные резинотканевые экраны, расположенные на бортах танка.

Башня танка Т-80 изготовлены литым способом. Конструктивной особенностью этого узла является наличие заливаемых стержней в лобовой части. Максимальная толщина защитной оболочки достигает 450 мм. Внутренняя поверхность башни также обшита специальными составами, минимизирующими негативное влияние облучения.

Двигатель и трансмиссия

Технические характеристики танка Т-80 качественно выделяют модель на фоне своих прямых конкурентов. При разрешении поставленных задач это дает машине огромное преимущество. Турбированный двигатель ГТД-1000Т генерирует мощность, эквивалентную 1000 л.с. Установка способна эксплуатироваться в широком температурном диапазоне — от +40 до -40 градусов. К преимуществам силового агрегата также можно отнести пониженный уровень шума и минимальный расход масла.

Двигатель агрегатируется механической трансмиссией с сервосистемой управления гидравлического типа. Используемая коробка передач имеет четырехдиапазонное исполнение.

Читать еще:  Эпика двигатель как дизель

Ходовая часть

Танк Т-80, фото которого представлено на нашем сайте, имеет прочную ходовую часть. Индивидуальная торсионная подвеска состоит из двенадцати узлов и шести гидравлических амортизаторов. Торсионы ходовой части расположены параллельно по всей ширине корпуса. Двухсторонние амортизаторы позволяют более комфортно преодолевать бездорожье. В случае необходимости данные элементы могут быть заменены в максимально сжатые сроки.

Защита танка Т-80

Помимо стандартной брони, танк Т-80 обладает еще целым рядом защитных систем. Одной из таких является защита от нейтронных систем поражения. Для этих целей внутренняя часть обшивки обита водородосодержащими материалами.

Полуавтоматическая система коллективной защиты может противодействовать поражению ядерным, химическим и бактериологическим оружием. Также она обеспечивает тушение пожаров, возникающих внутри машины. Основную функцию здесь выполняют датчики, которые расположены с наружной стороны танка. При условии идентификации радиоактивного заражения система активирует фильтровентиляционную установку и выполняет максимальную герметизацию.

Вооружение

Основное оружие танка Т-80 — гладкоствольная пушка Д-81 калибром 81 мм. Процесс заряжания осуществляется в автоматическом режиме при средней скорострельности 7-8 выстрелов в минуту.

Функцию дополнительного вооружения выполняет зенитно-пулеметная установка с ручным управлением марки НСВТ-12,7 калибром 12,7 мм, а также спаренный 7,62-миллиметровый пулемет.

Купить танк Т-80

На нашем сайте вы можете купить танк Т-80 с хорошими ходовыми качествами. Демилитаризованная версия машины сохраняет свой первоначальный технико-тактический потенциал. Цена танка Т-80 формируется в зависимости от модификации модели.

Какой вес танка Т 80?

Боевая масса 42,5 т. Принят на вооружение в 1978 году.

Какой вес у танка Т 90?

Боевая масса 48 тонн.

Какой расход топлива у танка Т 80?

Т-80 — основной боевой танк

Подвижность и проходимость
Удельная мощность л.с./т (кВт/т)24 (18)
Расход топлива на 100 км пути, л:
по шоссе460-790
по грунтовой дороге430-500

На каком танке стоит вертолетный двигатель?

Т-80 – первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели.

Сколько снарядов в танке Т 80?

Боекомплект Т-80 насчитывал 40 снарядов, у поздних модификаций танка он стал составлять 38 или 45 выстрелов, как подкалиберных, так и кумулятивных и осколочно-фугасных.

Какой вес у танка Т 34?

Они полностью подтвердили высокие технические и боевые качества. Боевой вес 26,6, т.; Дизель В-2 мощностью 500 л. с.; Максимальная скорость — 54 км/час; Броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15- 10).

Какой расход топлива у танка Т 90?

Тактико-технические характеристики
ПараметрЕдиница измеренийТ-90
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дорогел, до260…450
По дороге с твердым покрытиемл, до240

Какой расход у т 34?

У Т-34 выпуска 1940–1943 годов запас хода по шоссе составлял 300 км, по проселочной дороге – 220–250 км, а расход топлива на 100 км – 160 л и 200 л соответственно. По запасу хода и расходу топлива Т-34 заметно превосходил своих противников. Так, например, емкость трех бензобаков среднего немецкого танка Pz.

Какой двигатель стоит на танке Т 80?

На танк установлена 125 мм пушка 2А46М-4, доработанный газотурбинный двигатель ГТД-1250, стабилизатор вооружения 2Э58 и прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5.

Какой расход топлива в танке?

Тактико-технические характеристики
На передаче заднего хода, максимальнаякм/ч4,8
Расход топлива на 100 км
По грунтовой дорогел, до260…450
По дороге с твердым покрытиемл, до240

Какой двигатель стоит на танке?

В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 735—880 кВт (1000—1200 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.).

Сколько передач на танке Т 80?

Каждая из двух бортовых коробок передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего. Передаточные отношения каждой передачи переднего и заднего хода и радиусы поворота приведены в таблице. Общий диапазон коробки передач — 4,37. Масса трансмиссии — 1745 кг.

Что означает газотурбинный двигатель?

Газотурбинный двигатель (ГТД) — это воздушный двигатель, в котором воздух сжимается нагнетателем перед сжиганием в нём топлива, а нагнетатель приводится газовой турбиной, использующей энергию нагретых таким образом газов. Двигатель внутреннего сгорания с термодинамическим циклом Брайтона.

Где сейчас выпускают танки Т 80?

Легкий танк Т-80 разработан в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством Николая Александровича Астрова. Принят на вооружение РККА в декабре 1942г. С апреля до сентября 1943г. выпускался на заводе №40 в

Сколько танков Т 80 в российской армии?

В статье отмечается, что на вооружении в Российской армии находится приблизительно 330 танков Т-80БВ модификации 1985 года и 150 танков Т-80БВМ последней модификации.

На каком виде топлива работает танк?

На танках используются многотопливные двигатели. Могут ездить как на дизельном, то есть солярке, так и на низкооктановом бензине и на керосине, или да же на их смесях. Так специально сделано, что бы во время войны проще было снабжать топливом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]