Гидрокомпенсаторы на какие двигателя устанавливаются
Гидрокомпенсаторы
Из-за нагрева детали двигателя внутреннего сгорания в процессе работы увеличиваются. Такие нагрузки вызывают ускоренный износ и снижене характеристик, для предотвращения поломок в момент конструирования закладывают тепловые зазоры. Тогда при прогреве мотора происходит их поглощение за счет расширения деталей. При износе деталей двигателя зазоры меняют свой размер, для чего используют гидрокомпенсаторы (ГК), которые предназанчены для полного поглощения зазоров вне зависимости от температуры и износа деталей двигателя.
Гидрокомпенсаторы устанавливаются на любые газораспределительные механизмы (ГРМ). Исходя из конструкции ГРМ подбирают необходимый гидрокомпенсатор. Существует 4 типа гидрокомпенсаторов: роликовые гидротолкатели, гидроопоры, гидротолкатели, гидроопоры в коромысла или рычаги.
Плунжерная пара это основная часть гидрокомпенсатора. Высокая герметичность соединения обеспечивается зазором в 5-8 микрометров между плунжером и втулкой, детали при этом сохраняют подвижность. Обратный шариковый клапан в нижней части плунжера закрывает отверстие для поступления масла. Использование гидрокомпенсатора дало возможность сделать работу клапанного механизма мягче, снизить ударные нагрузки, шум двигателя и износ деталей ГРМ, ваш двигатель дольше сохранит свою мощность и расход топлива.
Последствия неправильной установки гидрокомпенсатора могут быть разными:
снижается мощность мотора, возникает калильное зажигание, воспламеняется смесьв коллекторе, снижается ресурс ГРМ и других деталей двигателя, снижается крутящий момент.
Причин поломки гидрокомпенсатора много, одна изнаиболее распространенных – износ рабочей поверхности и загрязнение масляных каналов двигателя. Поэтому важно использовать подходящее масло и следить за сроком его замены и масляным фильтром. Если гидрокомпенсатор вышел из строя, то появляется стук, напоминающий клапанный. Для поиска неисправности используют фонендоскоп. После нахождения поломки неисправный гидрокомпенсатор демонтируют и проверяют.
При нахождении неисправного гидрокомпенсатора желательно менять сразу все, так как для замены гидрокомпенсатора необходимо вскрвывать ГРМ, что довольно затратно.
Заменить гидрокомпенсатор не самый дешевый ремонт. Цена гидрокомпенсатора довольно переменчивая в зависимости от его типа.
В нашем интернет-магазине вы можете купить гидрокомпенсатор для любого автомобиля. В ассортименте в наличии представлены гидрокомпенсатор на форд, гидрокомпенсатор на опель, гидрокомпенсатор на нексиа, гидрокомпенсатор киа, гидрокомпенсатор ауди и др. Если вы сами не можетет подобрать гидрокомпенсатор двигателя или гидрокомпенсатор клапанов, то специалисты нашего магазина бесплатно проконсультируют вас и помогут с подбором необходимых деталей.
Закинивает гидрокомпенсатор от некачественного масла, поэтому стоит использовать масла проверенных производителей и с учеетом рекомендаций в руководстве по эксплуатации вашей машины. Иначе придется осуществить промывку двигателя с специальной добавкой.
Гидрокомпенсаторы на классику
Гидрокомпенсаторы предназначены для устранения зазора, возникающего при тепловом расширении деталей между кулачками распредвала и рычагами клапанного механизма. Причем устранение зазора происходит в автоматическом режиме.
Имеет ли установка гидрокомпенсаторов на классику реальный смысл? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять преимущества и возможные недостатки этой операции. Предлагаем читателю ознакомиться с ними.
В стандартной комплектации на двигателе «классики» нет ГК. Но это не значит, что их невозможно установить. Судя по всему, разработчики двигателей, предусматривали возможность такой установки.
Что дает установка гидрокомпенсаторов на классику?
• Пропадает необходимость механической регулировки зазора на клапанах, возникающего из-за теплового расширения. Те, кто занимался такой регулировкой, знает, что при выработке поверхностей коромысла и регулировочных болтов, сделать это достаточно проблематично. Кроме этого, проблем добавляет неравномерная выработка торцевых поверхностей клапанов. Из-за этого процесс механической регулировки порой занимает много времени и бывает не очень эффективным.
• Установив гидрокомпенсаторы на классику, можно достигнуть уменьшения выработки поверхностей распределительного вала. Снижается износ торцевых поверхностей клапанов. Увеличение ресурсов этих деталей происходит из-за сокращений ударных нагрузок. Все нагрузки смягчаются за счет гидравлики ГК.
• Двигатель начинает работать в более мягком режиме. Понижается уровень шума от работающего двигателя.
• В определенной степени может уменьшиться расход топлива. Это связано с оптимизацией работы двигателя. Установив гидрокомпенсаторы на классику, можно достигнуть незначительного повышения мощности двигателя.
• Применение гидрокомпенсаторов требует использования в дальнейшем только качественного дорогого масла. Если заливать масло с более низкими характеристиками, ГК будут достаточно быстро засоряться.
• Сама установка гидрокомпенсаторов на классику требует определенного опыта и профессионализма. Если опыт отсутствует, то лучше не заниматься установкой самостоятельно.
• Уменьшается цикличность замены масла, замены масляного фильтра. Это придется делать несколько чаще.
• Гидрокомпенсаторы чувствительны к возможному уменьшению давления масла, которое может происходить по разным причинам. Возможно, даже понадобится установка более мощного масляного насоса.
• При выходе из строя одного ГК, практически нереально найти одиночный механизм. Эти запчасти продаются только в комплекте. Хотя при последующей замене, можно воспользоваться оставшимися.
Приведенные выше «за» и «против» не являются аксиомой. Споры по поводу рациональности установки гидрокомпенсаторов, не утихают. Главные аргументы противников установки ГК на классику, звучат приблизительно так: «Зачем устанавливать на двигатель механизм, который не предусмотрен в проекте двигателя? Вполне можно обойтись штатной регулировкой зазоров».
В некоторой степени в этих высказываниях есть смысл. Но многие автовладельцы довольны работой двигателей с установленными ГК. Так что каждый должен решать индивидуально – нужны ли ему гидрокомпенсаторы на двигателе, или нет.
Виды, устройство и принцип работы гидрокомпенсаторов клапанов
Детали газораспределительного механизма двигателя в процессе работы испытывают большие нагрузки и высокую температуру. От нагрева они расширяются неравномерно, так как сделаны из разных сплавов. Для обеспечения нормальной работы клапанов в конструкции должен быть предусмотрен специальный тепловой зазор между ними и кулачками распредвала, который закрывается в процессе работы мотора.
Зазор должен всегда оставаться в предусмотренных пределах, поэтому клапана нуждаются в периодической регулировке, то есть в подборе толкателей или шайб нужного размера. Избавиться от необходимости регулировки теплового зазора, и уменьшить шум на непрогретом двигателе позволяют гидрокомпенсаторы, иногда их называют просто «гидрики» или гидротолкатели.
- Устройство гидрокомпенсатора
- Принцип работы
- Виды гидрокомпенсаторов
- Преимущества и недостатки
- Основные неисправности, возможные причины и замена
Устройство гидрокомпенсатора
Гидрокомпенсаторы автоматически регулируют меняющийся тепловой зазор. Приставка «гидро» подразумевает действие какой-то жидкости в работе детали. Этой жидкостью выступает масло, которое подается в гидрокомпенсаторы под давлением. Сложная и точная система пружин внутри регулирует зазор.
Различные виды гидрокомпенсаторов
Применение гидрокомпенсаторов предполагает наличие следующих преимуществ:
- отсутствие необходимости периодической регулировки клапанов;
- правильная работа ГРМ;
- уменьшения шума при работе мотора;
- увеличение ресурса деталей газораспределительного механизма.
Основными компонентами гидрокомпенсатора являются:
- корпус;
- плунжер (плунжерная пара);
- втулка плунжера;
- пружина плунжера;
- клапан плунжера (шарик).
Устройство гидрокомпенсатора
Принцип работы
Работу детали можно описать несколькими этапами:
- Кулачок распредвала не оказывает давления на компенсатор и повернут к нему тыльной стороной, при этом между ними присутствует небольшой зазор. Плунжерная пружина внутри гидрокомпенсатора толкает плунжер из втулки. В это время под плунжером образовывается полость, которая заполняется маслом под давлением через совмещенный канал и отверстие в корпусе. Объем масла набирается до нужного уровня и шариковый клапан закрывается под действием пружины. Толкатель упирается в кулачок, движение плунжера прекращается, и масляный канал перекрывается. При этом зазор исчезает.
- Когда кулачок начинает поворачиваться, он нажимает на гидрокомпенсатор, перемещая его вниз. За счет набранного объема масла плунжерная пара становится жесткой и передает усилие далее на клапан. Клапан под давлением открывается и в камеру сгорания поступает топливовоздушная смесь.
- Во время движения вниз немного масла вытекает из полости под плунжером. После того как кулачок пройдет активную фазу воздействия цикл работы повторяется вновь.
Работа гидрокомпенсатора
Гидрокомпенсатор также регулирует зазор, возникающий вследствие естественного износа деталей ГРМ. Это простой, но в то же время сложный по исполнению механизм с точной подгонкой деталей.
Правильная работа гидравлических компенсаторов во многом зависит от давления масла в системе и от степени его вязкости. Слишком вязкое и холодное масло не сможет в нужном количестве поступить через каналы в тело толкателя. Слабое давление и протечки также снижают работоспособность механизма.
Виды гидрокомпенсаторов
В зависимости от компоновки ГРМ и места установки различают четыре основных вида гидрокомпенсаторов:
- гидротолкатели;
- роликовые гидротолкатели;
- гидроопоры;
- гидроопоры, которые устанавливаются под коромысла или рычаги.
Виды гидрокомпенсаторов
Все виды несколько отличаются по конструкции, но имеют один и тот же принцип действия. Наибольшее распространение в современных автомобилях получили обычные гидротолкатели с плоской опорой под кулачок распредвала. Данные механизмы устанавливаются непосредственно на стержне клапана. Кулачок распредвала воздействует на гидротолкатель напрямую.
При нижнем расположении распредвала устанавливаются гидроопоры под рычаги и коромысла. В таком положении кулачок толкает механизм уже снизу, а усилие на клапан передается через рычаг или коромысло.
Варианты расположения
По такому же принципу работают и роликовые гидроопоры. Для меньшего воздействия трения применяются ролики, которые контактируют с кулачками. Роликовые гидроопоры применяются в основном на двигателях японского производства.
Преимущества и недостатки
Гидравлические компенсаторы позволяют избежать множества технических проблем при эксплуатации двигателя. Отпадает необходимость регулировки теплового зазора, например, с помощью шайб. Также гидротолкатели уменьшают уровень шума и ударные нагрузки. Плавная и правильная работа снижает износ деталей ГРМ.
Среди преимуществ есть и свои недостатки. Двигатели, в которых используются гидрокомпенсаторы, имеют свои особенности эксплуатации. Самый явный из них – неровная работа холодного двигателя на момент запуска. Появляются характерные стуки, которые при достижении температуры и давления исчезают. Это происходит из-за того, что при запуске давление масла недостаточное. Оно не поступает в компенсаторы, поэтому появляется стук.
Еще одним недостатком можно назвать стоимость деталей и обслуживание. Если потребуется замена, то это стоит доверить мастеру. Также гидрокомпенсаторы требовательны к качеству масла и работе всей системы смазки. Если залить некачественное масло, то это может напрямую сказаться на их работе.
Основные неисправности, возможные причины и замена
Появившийся стук говорит о неисправностях в газораспределительном механизме. Если стоят гидрокомпенсаторы, то причина может быть в них:
- Неисправность самих гидротолкателей: выход из строя плунжерной пары или заклинивание плунжеров, заклинивание шарикового клапана, естественный износ.
- Низкое давление масла в системе.
- Засорение масляных каналов в головке блока цилиндров;
- Попадание воздуха в систему смазки.
Определить неисправный компенсатор зазора обычному автолюбителю бывает достаточно трудно. Для этого, например, можно воспользоваться автомобильным стетоскопом. Достаточно прослушать каждый гидрокомпенсатор, чтобы определить неисправный по характерному стуку.
Также работоспособность гидрокомпенсаторов можно проверить, если удастся снять их с двигателя. В заполненном состоянии они не должны сжиматься. Некоторые виды можно разобрать и определить степень износа внутренних деталей.
Некачественное масло приводит к засорению масляных каналов. Исправить это можно путем замены самого масла, масляного фильтра и промывки гидрокомпенсаторов. Промыть можно специальными жидкостями, ацетоном или высокооктановым бензином. Если дело в масле, то это должно помочь устранить стук.
Специалисты рекомендуют менять не отдельные компенсаторы, а сразу все. Делать это нужно после 150-200 тысяч километров пробега. На такой дистанции они подвергаются естественному износу.
При замене гидравлических компенсаторов зазора нужно соблюдать некоторые нюансы:
- Новые гидротолкатели уже заполнены масляным составом. Удалять это масло не нужно. Масло смешивается в системе смазки, и воздух не попадет в систему.
- Нельзя ставить “пустые” компенсаторы (без масла) после промывки или разборки. Так в систему попадает воздух.
- После установки новых гидрокомпенсаторов рекомендуется несколько раз провернуть коленчатый вал. Это делается для того, чтобы плунжерные пары пришли в рабочее состояние, и повысилось давление.
- После замены гидротолкателей рекомендуется поменять масло и фильтр.
Чтобы гидрокомпенсаторы доставляли как можно меньше проблем при эксплуатации, нужно использовать качественное моторное масло, которое рекомендуется в руководстве по эксплуатации автомобиля. Также необходимо соблюдать регламент замены масла и фильтра. Соблюдая эти правила, гидравлические компенсаторы прослужат долго.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГИДРОКОМПЕНСАТОРЫ
Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ
В результате износа деталей автомобильного двигателя зазоры на клапанах газораспределительного механизма неизбежно увеличиваются, поэтому время от времени приходится их регулировать. Занятие это не слишком сложное, но трудоемкое, требующее определенной квалификации и внимательности. Избежать частой регулировки клапанного механизма и сделать его работу более мягкой помогают гидрокомпенсаторы. Статья рассказывает о том, как они устроены и каких сюрпризов ждать, если вы воспользуетесь нашим советом и установите гидрокомпенсаторы на свой автомобиль. Одна из основных систем двигателя внутреннего сгорания — газораспределительный механизм (ГРМ). Он отвечает за распределение по цилиндрам бензино-воздушной смеси в бензиновых двигателях (или воздуха — в дизельных) и за выпуск выхлопных газов. В состав ГРМ входят распределительный вал с кулачками (один или несколько), клапаны и многочисленные детали, закрывающие клапаны и передающие на них усилия от кулачков распределительного вала: пружины, толкатели, штанги, рычаги коромысел и сами коромысла. Порядок расположения и форма кулачков на распределительном валу задают последовательность и продолжительность открытия и закрытия клапанов.
Распределительный вал может находиться в блоке цилиндров (такое расположение называют нижним) или в головке блока цилиндров (верхнее расположение). Если вал «нижний», то усилие с кулачков на клапаны передают специальные толкатели, штанги и коромысла, если же вал «верхний», то удается обойтись без штанг. В этом случае усилие могут передавать рычаги или толкатели (или и те и другие вместе), находящиеся в непосредственном контакте с распределительным валом.
Клапанный механизм действует в чрезвычайно жестких условиях. Его детали испытывают высокие ударные и инерционные нагрузки, а также термические напряжения (клапаны работают при очень высокой температуре, причем нагрев их весьма неравномерен). Кромки тарелок клапанов и седла подвергаются эрозии, а распределительные валы, толкатели и направляющие втулки — действию трения. При этом все детали механизма должны действовать четко и слаженно, ведь от правильности их работы зависят все характеристики двигателя, начиная с мощности и кончая составом выхлопных газов.
Во время прогрева двигателя детали газораспределительного механизма нагреваются и их размеры увеличиваются. Чтобы при высокой температуре клапаны плотно закрывались, между элементами ГРМ необходимо оставлять небольшие тепловые (термические) зазоры. Заметим, что впускные и выпускные клапаны нагреваются до разной температуры (выпускные существенно горячее впускных), поэтому и зазоры на них могут быть разными. В двигателях большинства легковых автомобилей величина зазора на впускных клапанах составляет 0,15-0,25 мм, а на выпускных — 0,2-0,35 мм и даже больше.
Если тепловой зазор отрегулирован неправильно, в зависимости от того, «в какую сторону» сделана ошибка, могут возникнуть разные технические неисправности.
Когда зазор отсутствует или, как говорят, клапаны перетянуты, они полностью не закрываются. Если в бензиновом моторе не закрываются впускные клапаны, то смесь может вспыхивать во впускном коллекторе — вследствие этого двигатель не развивает полную мощность и плохо запускается. Неплотность выпускных клапанов приводит к прогару их тарелок и седел. Неплотность клапанов дизеля делает его и вовсе неработоспособным.
Если же зазоры в клапанном механизме велики, то возникают значительные ударные нагрузки на детали и в двигателе появляется резкий частый стук. Распределительный вал да и все остальные детали механизма быстро изнашиваются. От этого клапаны открываются не полностью, а значит, уменьшается их проходное сечение. Наполняемость и вентиляция цилиндров ухудшаются, вследствие чего падает мощность двигателя и повышается содержание токсичных примесей в выхлопных газах.
Величина зазоров на клапанах ГРМ должна устанавливаться в зависимости от температуры деталей двигателя. Между тем большинство регулировщиков клапанов пользуются одним и тем же обычным плоским щупом, независимо от того, контролируют ли они зазоры при температуре воздуха ниже нуля или при +30 о С. А разница есть: например, для двигателя «ВАЗ-2106» она составляет почти 0,05 мм.
Чтобы смягчить работу клапанов и избежать частой регулировки клапанного механизма, конструкторы автомобилей предлагали разные устройства. Однако на двигателях внутренне го сгорания прижились только так называемые гидрокомпенсаторы теплового зазора клапанов. Суть их работы заключается в автоматическом изменении длины компенсатора на величину, равную тепловому зазору. Детали компенсатора перемещаются одна относительно другой, во-первых, под действием встроенной в него пружины и, во-вторых, за счет подачи масла под давлением из системы смазки двигателя.
Обычный гидрокомпенсатор представляет собой корпус, внутри которого установлена подвижная плунжерная пара, состоящая в свою очередь из втулки и подпружиненного плунжера с шариковым клапаном (см. рисунок). Корпусом может служить цилиндрический толкатель (такая конструкция применяется в гидрокомпенсаторах для двигателей «ВАЗ-2108»), часть головки блока цилиндров («ВАЗ-2101»-«ВАЗ-2106»). На двигатели УМЗ 331.10 («Москвич-2141» и «Иж-2126 Ода») иногда ставят гидрокомпенсаторы, корпусом которых служат элементы рычагов привода клапанов.
Плунжерная пара — самая ответственная часть гидрокомпенсатора. Зазор между втулкой и плунжером составляет всего 5-8 микрон. Благодаря этому, с одной стороны, детали более или менее свободно перемещаются относительно друг друга, с другой — сохраняется герметичность соединения. В нижней части плунжера есть отверстие, которое закрывается обратным шариковым клапаном. Между втулкой и плунжером установлена достаточно жесткая пружина.
Когда кулачок распределительного вала располагается тыльной стороной к толкателю, между корпусом и распределительным валом остается тепловой зазор. Масло поступает в плунжер через масляный канал из системы смазки (а) . Одновременно с этим плунжер под действием пружины поднимается и компенсирует зазор, а в полость под плунжером через шариковый клапан из системы смазки двигателя также попадает масло. По мере того как вал поворачивается, кулачок начинает давить на толкатель и перемещает его вниз (б) . Обратный шариковый клапан в этот момент закрывается, и плунжерная пара начинает работать как жесткий элемент (масло можно считать несжимаемой жидкостью), передавая усилие на клапан (в) . Небольшая часть масла все же выдавливается из-под плунжера через зазор между ним и втулкой. Утечка компенсируется поступлением масла из системы смазки. Из-за нагревания деталей во время работы двигателя происходит некоторое изменение длины гидрокомпенсатора, но система сама автоматически компенсирует зазор, изменяя объем дополнительной порции масла.
Гидрокомпенсаторы существенно упрощают обслуживание двигателя, но с ними надо более внимательно подходить к выбору масла и масляного фильтра. Дело в том, что больше всего гидрокомпенсаторы «боятся» увеличения зазоров в плунжерной паре. Когда зазор увеличивается, происходит утечка масла из-под плунжера, пара становится «не жесткой» и компенсатор просто не успевает срабатывать. Эта неисправность выдает себя резким стуком во время работы двигателя. Примерно то же самое происходит и при неисправности клапана, только масло вытекает не через зазор между плунжером и втулкой, а через клапан.
Иногда плунжерную пару заклинивает. В зависимости от того, в каком положении заклинило детали, либо в клапанном механизме образуется слишком большой зазор (возникают ударные нагрузки, сопровождающиеся резким стуком и повышенным износом деталей), либо клапаны оказываются «зажатыми» (возрастает нагрузка на распределительный вал, повышается износ деталей, резко падает мощность, появляются хлопки в системе впуска и «стрельба» в выхлопном тракте).
Вопреки распространенному мнению, что даже самое простое дополнительное устройство неизбежно снижает надежность любого прибора, гидрокомпенсаторы гарантируют более стабильную работу газораспределительного механизма. Так что владельцам «Жигулей», «Москвичей» и других отечественных автомобилей стоит подумать об их приобретении. Гидрокомпенсаторы есть в каждом автомагазине, а с их установкой справятся на любой станции техобслуживания. По силам эта работа и тем, кто берется сам ремонтировать свою машину.