Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин

Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин

Вопрос переработки подержанных транспортных средств, а также деталей отслуживших авто, является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.

Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов, таких как пластик, стекло и металлы.

Особый интерес представляет последний пункт, ведь металлы содержатся там не только черные и цветные, но и драгоценные.

О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы, пойдет речь в данном материале.

Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей

Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.

В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.

Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:

Наименование автомобиляСодержание металлов в составе автомобильных деталей, г
золотосереброплатинаметаллы платиновой группы
Грузовые
ГАЗ-33100,44619,74190,0476
ГАЗ-33090,04079,02410,0476
МАЗ-54400,44619,74190,0476
КАМАЗ-43080,0084914,98810,0434
Легковые
ВАЗ-240,007645,464850,08674
ВАЗ-2106, 21030,022635,12290,005

Золото и серебро

Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:

  • реле розеток, термостатов (серебро);
  • датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
  • диодов (серебро и золото);
  • контактов (золото);
  • регуляторов напряжения (серебро);
  • включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
  • стеклоочистителей (серебро).

В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.

Элементы платиновой группы

Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.

С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.

При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.

При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.

Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.

Драгметаллы в автомобильных катализаторах

Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий.

Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.

Содержание платины в японских и китайских автомобилях на 15% меньше, чем в европейских, в катализаторах российских машин на 40% меньше родия, чем в европейских. В американских автокатализаторах драгоценных металлов вполовину меньше, чем в европейских.

Методы обогащения отходов

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.

При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.

Продажа отработанных катализаторов

Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.

В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.

Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.

В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:

  • ООО «Катутиль»;
  • «Скупка Катализаторов»;
  • научный центр «Академия благородных металлов»;
  • компания «AutokatRecycle»;
  • ООО «Экспром», принимающие и перерабатывающие катализаторы со всей России.

Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.

По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.

Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.

Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.

Вывод

Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.

Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.

Растения-золотодобытчики / Aston Martin DB9 Volante

12.01.2004 Группа исследователей взялась за разработку новой, весьма необычной технологии золотодобычи. Главная роль в этой технологии отведена. кукурузе.

Открытие богатых месторождений золота в Калифорнии в 1848-м году породило первую так называемую «золотую лихорадку»: в надежде на удачу на юг страны потянулись тысячи искателей приключений. Но даже те, кому посчастливилось наткнуться на богатую золотоносную жилу, могли снять с неё только «пенки»: инструментарий старателей был скуден, ограничиваясь киркой, лопатой и ситом, мыть золото приходилось вручную. Понятно, что такая технология по природе своей крайне неэффективна и сопряжена с большими потерями. Сегодняшние методы, применяемые в золотодобывающей промышленности, идёт ли речь о разработке россыпей или так называемых коренных месторождений, базируются на использовании мощной техники и высокоэффективного оборудования. И всё же нет предела совершенству: группа исследователей – представителей разных специальностей и разных стран – взялась за разработку новой, весьма необычной технологии золотодобычи. Главная роль в этой технологии отведена. кукурузе. Крис Андерсон (Chris Anderson), научный сотрудник одного из ведущих вузов Новой Зеландии – университета Мэсси (Massey University), – формулирует эту идею так:

Мы используем растения в качестве насосов. С их помощью мы откачиваем золото из грунта.

Извлекать драгметалл из-под земли на свет божий предстоит не экскаваторам, бульдозерам и прочей добычной технике, а растениям. Впрочем, идея как бы напрашивается сама собой:

Растению для выживания необходима влага, которую оно добывает из почвы. Вместе с влагой оно впитывает и накапливает азот, фосфор, цинк, медь и все прочие элементы, растворённые в грунтовых водах. Если нам теперь удастся растворить и золото, у растения просто не будет другого выхода, кроме как извлекать из почвы заодно и его.

О том, что многие растения обладают способностью накапливать в листьях и стеблях металлы – например, никель, – известно давно. В частности, на золоте «специализируются» хвощи и кукуруза. Именно на последней исследователи и остановили свой выбор. Что касается субстанций, способных переводить золото в раствор, то и они известны с давних времён: это цианиды щелочых металлов. В растворе цианистого калия или цианистого натрия при одновременном доступе кислорода золото образует водорастворимые соединения: цианоаурат калия или, соответственно, цианоаурат натрия. Цианирование как способ извлечения золота из рудного концентрата получило широкое распространение уже в конце 19-го века, в период второй «золотой лихорадки» на Аляске. И вот сегодня Крис Андерсон и его коллеги предлагают засевать золотоносные участки кукурузой, после чего опрыскивать почву раствором солей синильной кислоты:

Мы используем крайне малые дозы таких соединений. Процесс опрыскивания занимает один час, и этого вполне достаточно, чтобы перевести в раствор имеющееся в почве золото. Самое позднее через неделю накопление золота в кукурузе завершается, и наступает пора «уборки урожая», то есть растения скашиваются и перерабатываются.

Переработка заключается в сжигании зелёной массы и химическом извлечении золота из пепла. Первые эксперименты были проведены в 1997-м году в Новой Зеландии. 6 лет спустя опыты из лаборатории переместились под открытое небо – на участок размером 15 на 15 метров на территории одного из месторождений в Бразилии:

Мы получили весьма обнадёживающие результаты. Теперь мы уверены в том, что в принципе наша технология работает: об этом свидетельствуют данные лабораторных анализов. Остаётся выяснить, осуществим ли такой проект на практике. С этой целью нам предстоит провести полевые испытания на участке площадью в 1 гектар. Кроме того, мы должны разработать прототип промышленной установки для извлечения золота из зелёной массы. Чтобы весь этот проект был рентабельным, каждый гектар должен давать урожай в 1 килограмм золота.

Читать еще:  Что такое моточасы двигателя

Конечно, даже сами разработчики новой технологии не предполагают, что она вытеснит все прочие способы золотодобычи. Однако они уверены, что их метод позволит извлечь последние остатки драгметалла из отвалов вскрышных пород. Перспективной может оказаться и идея прямого использования получаемых из растений наночастиц золота в качестве катализаторов – например, в топливных элементах. Но как бы эффективна и рентабельна ни была новая технология, у неё есть один очень крупный недостаток, и Крис Андерсон это признаёт:

Сами по себе цианиды чрезвычайно токсичны для млекопитающих. Попав в организм, соли синильной кислоты связываются с ферментами тканей, отвечающими за клеточное дыхание, и подавляют их активность, что вызывает почти мгновенную смерть. Растения – совсем другое дело. Для них цианиды – это источник азота, проще говоря, удобрение. Однако мы, конечно, понимаем, что в обращении с этими ядовитыми субстанциями необходима чрезвычайная осторожность. Иными словами, нам предстоит разработать технологию безопасного их применения.

И всё же многие эксперты сомневаются в том, что эта технология золотодобычи когда-либо найдёт практическое применение – по крайней мере, в Европе. Разве что Андерсону и его сподвижникам удастся предложить другие вещества, способные так же, как и цианиды, переводить золото в раствор, но безопасные для людей и природы.

А теперь речь пойдёт о другом проекте, преследующем, однако, сходную цель: и здесь учёные намерены разработать новые промышленные технологии на основе механизмов, созданных природой. В этом проекте объектом научного интереса являются термиты. Вообще-то термиты живут почти исключительно в тропиках, крайне редко – в субтропиках, однако один обитающий в Индии и на Тайване вид – Odontotermes formosanus, – сравнительно недавно, менее полувека назад, случайно завезённый торговыми судами в Америку, отлично освоился и на юге США. Это стало подлинной напастью для местных жителей, поскольку термиты питаются древесиной. Они пожирают всё деревянное без разбора, будь то сараи или жилые здания, телеграфные столбы или шпалы, ограды или заборы, живые дубы и вязы в Лос-Анджелесе или исторические жилища первых французских поселенцев в Новом Орлеане. Учёных уже давно заинтересовала удивительная способность термитов переваривать то, что переварить почти невозможно. По словам научного сотрудника Института микробиологии и виноделия при университете в Майнце Юргена Фрёлиха (Jürgen Fröhlich), посвятившего немало времени изучению австралийских термитов вида Mastotermes darwiniensis, в процессе расщепления древесины, прежде всего – наиболее прочного её компонента – лигнина, – в кишечнике термитов участвуют более 30-ти различных ферментов. Часть этих ферментов выделяются кишечной микрофлорой термитов – симбиотическими простейшими, – остальные синтезируются самими насекомыми:

В этой системе такое взаимодействие отрегулировано оптимально: в кратчайшее время, то есть всего лишь за сутки, в кишечнике термита осуществляется полный цикл расщепления и усвоения древесины. Это уникальное явление: никакая другая биологическая система не работает столь быстро и столь эффективно, как пищеварение у этого термита, и вообще у термитов.

Юрген Фрёлих надеется, что ему удастся извлечь пользу из устрашающей способности термитов пожирать всё деревянное. Для этого учёный пытается изолировать и размножить на питательной среде обитающие в кишечнике насекомого микроорганизмы. Тут очень важно получить не смешанные, а чистые культуры, каждая из которых содержит микроорганизмы лишь одного вида. Но именно это-то и получается пока плохо. До сих пор в лабораторных условиях удалось культивировать лишь незначительную часть микрофлоры кишечника термита. Большинство же этих микроорганизмов учёным просто неизвестны.

Мы полагаем, что в кишечнике термита можно обнаружить, по меньшей мере, 30 видов микроорганизмов. То есть все субстанции, выделяемые отдельными бактериями, дрожжевыми грибами или самим насекомым, вероятно, служат питательными веществами. Однако моделировать такие процессы и реакции чрезвычайно трудно.

На сегодняшний день учёному удалось довести выживаемость некоторых видов микроорганизмов вне кишечника термита до одной недели, и он уверен, что это не предел. И всё-таки более перспективным в плане практического применения результатов исследования окажется, скорее всего, другой подход. Здесь Юрген Фрёлих сотрудничает с Юргеном Экком (Jürgen Eck), научным сотрудником биотехнологической фирмы «Brain AG» в Цвингенберге близ Дармштадта. Экк поясняет:

Чтобы получить информацию и о некультивируемых бактериях, мы пользуемся методами молекулярной биологии. То есть мы пытаемся непосредственно изолировать наследственный материал этих микроорганизмов и на этой основе создать базы генетических данных, что впервые сделает эту информацию доступной.

Прежде всего, учёные экстрагируют весь генетический материал из кишечника термита, а затем в этом стоге сена начинается поиск пресловутой иголки, то есть генов, кодирующих нужные ферменты. Для этой цели используются модельные микроорганизмы – обычно бактерии Escherichia coli. Юрген Экк говорит:

Это означает, что гены, выделенные из микроорганизмов, не поддающихся культивированию, мы внедряем, встраиваем в другие, хорошо изученные микроорганизмы, вот в эти самые бактерии Escherichia coli. Такой приём позволяет нам реализовать в этих бактериях своего рода искусственное производство некоторого количества ферментов, кодируемых встроенными генами. А затем с помощью соответствующих тестов мы испытываем биологическую активность этих ферментов – в данном случае целлюлаз.

Целлюлазы – это ферменты, катализирующие процессы превращения клетчатки в сахар. В обычных условиях расщепление клетчатки, представляющей собой полисахарид, происходит чрезвычайно медленно. Чтобы ускорить этот процесс, учёные рассчитывают в будущем использовать ферменты из кишечника термита. Такая технология позволила бы, например, получать из соломы биотопливо для двигателей. Юрген Экк говорит:

Можно сказать, мы пожинаем плоды эволюции, плоды процесса оптимизации и специализации микроорганизмов внутри термитов. Этот формировавшийся на протяжении миллионов лет симбиоз бактерий и насекомых может сослужить человеку добрую службу. То есть если где и начинать искать новые ферменты, расщепляющие древесину, то, конечно же, в термитах.

Автомобильная рубрика

Старейшая автомобильная компания Aston Martin, представит уже 6-ую за 2,5 года новинку — кабриолет Aston Martin DB9 Volante.Это уже 13-й кабриолет известной марки, продолжающий традиции престижных послевоенных кабриолетов, начиная еще с DB2 — 50-ого года.

Кабриолет DB9 Volante будет собираться вручную вместе с дебютировавшим, этой осенью во Франкфурте, купе DB9. Планируется, что из 2 тысяч автомобилей, купе и кабриолетов будет выпускаться поровну. Кстати, новый кабриолет и собираться будет на платформе купе. Ведь изначально модель DB9 разрабатывалась с учетом того, что она должна получить как закрытый, так и открытый кузов. Между тем, новый кабриолет – это не просто лишившееся крыши купе DB9. Многие силовые элементы кузова новинки были разработаны заново, а задняя часть кузова кабриолета получила несколько иной дизайн. DB9 Volante обладает всеми характерными чертами традиционного стиля кабриолетов Aston Martin. Это очень элегантный и пропорциональный во всех мелочах и деталях Martin, выглядящий как мощный спортивный автомобиль».

Четырехместный кабриолет DB9 Volante будет оснащаться мягкой крышей, которая при желании убирается, при помощи электроприводов, за 17 секунд. Главной задумкой нового кабриолета, по мнению дизайнера Генрика Фискера, является то, что крыша полностью убирается внутрь автомобиля, что придает кабриолету обтекаемый и элегантный вид. Багажник вмещает 197 литров, для сравнения в предыдущей модели — DB7 – багажный отсек был на 27 литров меньше.

Кабриолет оснащен аварийными датчиками. При потенциальной угрозе, по сигналу от этих самых сенсоров, за задними подголовниками, из кузова, выдвигаются две силовые дуги. Безопасность водителя и впереди сидящего пассажира, обеспечивает усиленная рама лобового стекла, способная выдержать удар, равный 2-м массам автомобиля.

С технической точки зрения кабриолет будет полностью копировать купе – оба автомобиля оснащаются алюминиевым 6-ти литровым 12-ти цилИндровым двигателем, мощностью 450 лошадиных сил. Он способен разогнать новинку до «сотни» всего за 5 секунд, максимальная скорость — 300 километров в час. На выбор предлагается 6-ти скоростная «механика» или 6-ти скоростной «автомат».

Премьера Aston Martin DB9 Volante состоится в январе на автошоу в Детройте. В продаже, автомобиль должен, ориентировочно, появится осенью 2004-ого. Напомню, что появление на рынке DB9 купе запланировано на весну будущего года.

В заключение программы информация к размышлению.

По данным страховых компаний, в прошлом году в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в США погибло рекордное число людей — 43 тыс. человек. Примерно в половине случаев виновник трагедии находился в состоянии алкогольного опьянения.

По данным журнала «Колёса» на дорогах России за год погибли не менее сорока тысяч человек. Т.е. примерно столько же, сколько в США.

На дорогах Германии в прошлом году погибло примерно в шесть раз меньше — около 6500 человек. Таким образом зафиксирован рекордный минимум — так мало погибших на дорогах не было в Германии за все 50 лет существования статистического учёта по этой теме.

При этом, стоит учесть, что жителей в России почти вдвое больше, чем в Германии, но почти вдвое меньше, чем в США, а об уровне автомобилизации Германии и США говорит лишь одна цифра: на среднюю семью по статистике приходится две машины.

Палладий дороже золота. Как распознать пузырь на рынке металлов

Палладий бьет рекорды нездоровыми темпами. За последние пять лет стоимость этого металла подскочила на 78%. Такой рост цен на рынке принято называть пузырем. Это означает, что взлет котировок может схлопнуться в один момент, а цены способны рухнуть.

На самом деле рынок металлов совсем не похож на пузырь доткомов и другие фиктивные взлеты ценных бумаг . Причина в том, что цены на палладий, никель и другие металлы зависят от реальной экономики. Той самой, что производит автомобили, станки, украшения и другие изделия. А значит, здесь свои правила и тенденции.

Читать еще:  Что такое двигатель часть автомобиля

Редакция РБК Quote изучила, как и почему менялись цены на металлы в последнее время — а потом выбрала самый перспективный металл для долгосрочных вложений. Мы сравнили восемь претендентов и ответили на вопрос, есть ли пузырь в этом секторе.

Палладий: тот самый рекордсмен

Палладий добывается как вторичный продукт при извлечении платины или никеля. Крупнейший в мире производитель — «Норникель». Компания добывает 40% от мирового производства. Вторым по важности источником палладия является Бушвелдский комплекс в ЮАР. Остальная часть добычи приходится на месторождения Северной Америки и Зимбабве.

Главная область применения палладия — автомобильные катализаторы в бензиновых двигателях. Они помогают снижать уровень выбросов токсичных веществ в атмосферу. Палладий также применяется в электронике, стоматологии и ювелирном производстве.

В автомобильной индустрии используется около 80% добываемого палладия. Увеличение спроса на палладий способствовало образованию дефицита, который, по данным Metals Focus, в прошлом году составил 25,5 тонн.

Острый дефицит вывел палладий в лидеры среди драгоценных металлов. За последние пять лет его цена поднялась на 78%, а с начала 2016 года он подорожал на 180%, до $1520,55 за унцию. Золото стоит дешевле: «всего» $1425,85 за унцию. Рост цен на палладий и никель подтолкнули вверх акции «Норникеля». В четверг, 18 июля, они обновили годовые максимумы.

По мнению младшего аналитика инвестиционной компании «Фридом Финанс» Александры Овчинниковой, падение автомобильных продаж в мире и повышение спроса на электромобили приведет к снижению цен на палладий в долгосрочном периоде. Консенсус Refinitiv предполагает, что в 2020 году палладий подешевеет на 15,5%.

Крупнейшим потребителем палладия выступает автомобильный сектор Китая, однако продажи на этом рынке снижаются 12 месяцев подряд. За первые полгода 2019 года в стране было продано на 12,4% меньше автомобилей, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

В то же время снижаются затраты на аккумуляторные батареи электромобилей. Это ведет к удешевлению автомобилей такого типа, увеличению спроса на них и дальнейшему падению продаж автомобилей с бензиновыми двигателями.

Никель: дефицитное сырье для электромобилей

«Норникель» также является крупнейшим производителем рафинированного никеля. Компания выпускает 23% от совокупных объемов рафинированного и 10% первичного никеля в мире. В 2018 году «Норникель» произвел 219 тыс. тонн металла.

Помимо России в число лидеров по производству никеля входят Китай, Япония, Австралия и Канада. Среди крупнейших экспортеров металла — Индонезия и Филиппины. Индонезия добывает 25% всей никелевой руды в мире.

Никель используется в аккумуляторных батареях, в том числе для электромобилей. На аккумуляторы приходится 5% мирового потребления металла. Без никеля не обходятся и при производстве нержавеющей стали, так как он обладает высокой жаропрочностью и жаростойкостью, а также имеет высокую устойчивость к коррозии. Эти отрасли являются крупнейшими потребителями никеля.

Цены на никель достигли исторического максимума в $52 тыс. за тонну в начале мая 2007 года благодаря критически низким запасам металла. Однако в том же месяце они резко двинулись вниз. Только за пять последних лет никель подешевел на 29%.

В последнее время на рынке никеля образовался дефицит, вызванный снижением предложения. Поставки никеля на мировой рынок снизились из-за стихийных бедствий в Индонезии, являющейся ключевым поставщиком никелевой руды.

Согласно отчету Всемирного бюро металлургической статистики (WBMS), в январе — мае 2019 года видимый спрос на мировом рынке никеля превысил предложение на 57,3 тыс. тонн. Для сравнения, по итогам всего 2018 года дефицит составил 91,3 тыс. тонн.

В этих условиях цены на никель устремились вверх. С начала 2019 года никель подорожал на 38%. Вместе с ценами на никель и палладий вверх пошли и акции «Норникеля».

По прогнозу швейцарского банка UBS, в течение следующих трех лет тенденция к росту цен на никель сохранится. Аналитики банка ожидают, что в 2020 году цена вырастет еще на 22,3% и превысит $18 тыс. за тонну. К этому приведет увеличение спроса на электромобили, уверены эксперты. Среди факторов, которые могут положительно повлиять на динамику цен на никель, также намерение правительства Индонезии в 2022 году запретить экспорт никелевой руды.

Серебро: что мешает ценам взлететь

Серебро выделяется тем, что его в равной степени можно причислить как к драгоценным, так и к промышленным металлам. Как драгоценный металл серебро популярно среди инвесторов через слитки и монеты, обезличенные металлические счета и торгуемые индексные фонды ( ETF ).

Серебро хорошо проводит электрический ток и тепло, имеет высокую светоотражаемость. Поэтому оно широко применяется во многих областях — электронике, медицине, химии, в военной промышленности, при производстве солнечных батарей. Чистое серебро также очень мягкий, ковкий и пластичный металл. Эти качества позволяют делать из серебра ювелирные украшения.

По данным GFMS, крупнейший в мире производитель серебра — Мексика. В 2018 году страна добыла 198,3 млн унций этого металла. На втором месте — Перу с добычей 146,3 млн унций, затем идет Китай. Россия оказалась на четвертой позиции: в 2018 году добыча серебра в стране составила 42,9 млн унций. Основные месторождения в России находятся в Сибири и на Дальнем Востоке.

За последние пять лет цены на серебро снизились на 26%. В конце мая 2019 года рынок возобновил рост, с некоторой задержкой последовав за золотом. За полтора месяца оно подорожало на 12,5%. Серебро, как правило, повторяет динамику золота. Однако сейчас сильное влияние на рынок оказывают признаки замедления глобальной экономики и торговая напряженность между США и Китаем. Так как серебро наполовину промышленный металл, эти факторы замедляют движение цен вверх.

В долгосрочной перспективе серебро наряду с золотом выиграет от ослабления американской валюты и укрепления инвестиционного спроса, полагает аналитик Julius Baer Карстен Менке.

Если цены на золото превысят отметку $1450 за унцию и направятся к $1500 и выше, серебро вполне может достичь $20 за унцию, уверен глава департамента мировых рынков в американской финансовой компании TIAA Bank Крис Гаффни. Фьючерсы на этот металл не торговались так высоко с 2016 года. «Серебро кажется нам недооцененным среди группы драгоценных металлов», — считает аналитик «Альфа-Капитала» Артем Копылов.

В отличие от них эксперты Morgan Stanley ожидают избытка на рынке серебра в 2019 году. По их мнению, этот фактор в сочетании с высокими запасами будет препятствовать удорожанию серебра. В банке прогнозируют цены в среднем на уровне $15,75 за унцию во второй половине 2019 года и $16,05 за унцию в 2020-м.

Платина: цены рухнули из-за дизельных двигателей

Основной регион добычи платины — ЮАР. В 2018 году производство платины в стране составило 4,5 млн унций. За ЮАР следует Россия, где добыча достигла 687 тыс. унций. Северная Америка за этот период произвела 332 тыс. унций драгоценного металла. Платину также добывают в Зимбабве.

В России все производство платины ведется силами «Норникеля». Металл добывается преимущественно в Хабаровском крае, на Камчатке и в Свердловской области.

За пять лет платина подешевела на 43%. Это наибольшее снижение среди семи анализируемых металлов. Платина сильно пострадала от падения спроса на автомобильный транспорт — в особенности в Китае. В этой стране продажи автомобилей снижались 12 месяцев подряд.

На настроениях потребителей негативно отразились замедление темпов роста экономики и взаимное введение пошлин на импорт товаров в США и Китае. Кроме того, удешевлению платины способствовало падение спроса на машины с дизельными двигателями в пользу бензиновых. Платина используется в катализаторах автомобилей с дизельным двигателем. В машинах с бензиновым двигателем применяется палладий.

Потребители не хотят покупать дизельные автомобили из-за скандалов с производителями по поводу манипулирования уровнем выбросов. Негативно влияют на спрос и разговоры о возможном запрете на въезд старых дизельных машин в центры городов, а также о возможной отмене налоговых льгот на дизельное топливо.

Между тем аналитики полагают, что металл сильно недооценен, и ожидают удорожания платины. По прогнозу Societe Generale, цены на металл в ближайшие шесть месяцев составят $900 за унцию. В 2020 году платина в среднем будет стоить $890 за унцию, предполагают в банке. Консенсус Refinitiv прогнозирует рост цен на платину в 2020 году до $924 за унцию.

Золото: на случай, если инвесторы нервничают

Золото — редкий металл из-за низкого содержания в земной коре и сложности добычи. Драгоценным оно считается благодаря его химической инертности и эстетическим качествам. Эти качества ценятся в ювелирной промышленности. Кроме того, золото популярно среди инвесторов.

Больше всего золота производится в Китае. По данным Refinitiv, в 2018 году добыча этого драгметалла в стране составила 399,7 тонн. На втором месте — Австралия с 312,2 тоннами. Россия находится на третьем месте: в прошлом году из недр извлекли 281,5 тонн золота.

Крупнейший в России производитель золота — компания «Полюс». Она входит в десятку крупнейших в мире золотодобывающих предприятий. В 2018 году добыча золота в компании составила 69 тонн.

За последние пять лет золото подорожало на 1,3%. За этот же период котировки «Полюса» подскочили в 13 раз

С конца мая текущего года цены на золото выросли на 13%. Поводом для ралли стало беспокойство инвесторов, вызванное слабостью мировой экономики и ростом напряженности на Ближнем Востоке. Это значительно усилило популярность драгоценного металла, которое традиционно считается защитным активом, помогающим сохранить капитал в кризисные времена.

Росту цен на золото также способствовали торговые споры и высокий спрос со стороны центробанков. В 2018 году центробанки со всего мира закупили 571 тонну золота. Это максимальный объем по меньшей мере с 2000 года. В текущем году ожидается резкий спад на рынке акций, что еще больше усилит спрос на защитные активы, предупредили эксперты Capital Economics.

Читать еще:  Alligator не заводится двигатель

На 2020 год аналитики прогнозируют снижение цен на золото. Смягчение денежно-кредитной политики ФРС усилит популярность рисковых активов. Кроме того, в экономике США наметится циклическое восстановление. Все это вызовет отток инвесторов с рынка золота. По прогнозу Capital Economics, к концу 2021 года средняя цена на золото снизится до $1250 за унцию.

Снижения цен на рынке также ожидает консенсус Refinitiv. На 2020 год эксперты прогнозируют удешевление драгоценного металла на 4%, до $1359 за унцию.

Медь: никакой стабильности, перебои в поставках

Наиболее привлекательными для промышленности качествами меди является доступность и малая температура плавления. 65% мировых запасов меди залегают на территории Северной и Южной Америки. Самые крупные подтвержденные запасы меди зафиксированы в Чили. Там находится почти 20% мирового запаса. В этой стране по итогам 2018 года добыли больше всего меди в мире — 5,9 млн тонн. На втором месте — Перу с 2,5 млн тонн, на третьем — США с 1,5 млн тонн.

Россия по итогам прошлого года оказалась на восьмом месте. В совокупности добыча в стране составила 749 тыс. тонн. Крупнейший в России производитель меди — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК).

Основное влияние на котировки меди оказывают новости экономики. «Широкий спектр применения меди в разных отраслях, начиная со строительства и заканчивая электроникой и транспортным машиностроением, делает металл оперативным индикатором динамики мировой экономики», — сообщила руководитель исследований проблем будущих поколений, Julius Baer Карстен Менке.

За пять лет медь подешевела на 15%. Текущий год рынок начал заметным ростом, однако пессимизм в отношении экономики обвалил цены к минимальным уровням года. Причиной негатива стали торговые трения, слабость макростатистики, вялый спрос и рост запасов, рассказали в Morgan Stanley.

Тем не менее аналитики ожидают роста цен на медь в 2020 году. Консенсус Refinitiv предполагает, что в среднем они поднимутся на 12,2% по сравнению с текущими уровнями. Это самый большой ожидаемый прирост среди семи металлов, анализируемых в данной статье. Эксперты Morgan Stanley полагают, что в следующем году снижение спроса компенсируют перебои в поставках.

Алюминий: Китай генерирует большой (и стабильный!) спрос

Алюминий — очень легкий, но при этом прочный металл, который не подвержен коррозии, нетоксичен и долговечен. Ему можно придать практически любую желаемую форму. Этим объясняется высокая популярность металла в различных областях экономики.

Самое активное применение алюминий находит в транспортной и строительной промышленности. На транспортную сферу приходится наибольшая часть мирового потребления алюминия — 27%, в строительстве используется 25% всего производимого в мире алюминия. Из алюминия также производится фольга и различная упаковка. На долю этой сферы приходится 16%.

По объемам производства алюминий уступает лишь сектору стали. По данным Международного института алюминия (IAI), в 2018 году мировое производство металла составило 64,3 млн тонн. Из них на долю Китая приходится 36,5 млн тонн. Это намного больше, чем в других регионах мира. В странах Персидского залива производство алюминия за 2018 год составило 5,3 млн тонн, а в Азии (за исключением Китая) — 4,4 млн тонн.

Крупнейшим производителем алюминия в России является «Русал». По информации компании, ее доля в мировом производстве металла составляет 5,8%. В 2018 году «Русал» выпустил 3,75 млн тонн алюминия.

Цены на алюминий выросли на 6,4% за последние пять лет, однако в последние 12 месяцев они в основном снижались. За год рынок потерял 16%, отразив падение спроса в автомобильном и промышленном секторах. Снижению цен также способствовали опасения в отношении перспектив экономики. В июне это подтолкнуло котировки алюминия к уровням ниже $1800 за тонну.

Консенсус-прогноз Refinitiv полагает, что на данный момент алюминий недооценен. По мнению профильных аналитиков, в 2020 году алюминий подорожает на 11,6%, до $1834,3 за тонну. Это второй по величине потенциал роста среди всех семи металлов.

А можно все то же самое, только коротко?

На рынке металлов нет пузыря. Палладий и золото подорожали слишком сильно и могут подешеветь — но резкого обвала не будет. От других металлов аналитики ждут роста. Самые перспективные — медь и алюминий. Им поможет высокий спрос со стороны Китая, а также широкий спектр применения.

Зачем в США и Британии воруют каталитические конвертеры с автомобилей

Цены на палладий выросли более чем на 50% за последние полгода из-за его дефицита. Благодаря этому металл, используемый в автомобильной промышленности для уменьшения вредных выбросов бензиновых двигателей, в январе впервые с 2002 г. стал стоить дороже золота. Это спровоцировало массовые случаи краж каталитических конвертеров в США и Великобритании, пишет The Wall Street Journal.

На рынке палладия уже давно наблюдается дефицит предложения, и многие эксперты прогнозируют, что он сохранится в ближайшие годы. Это связано с ростом спроса на металл из-за ужесточения экологических требований к автомобилям, особенно после ухудшения репутации дизельных машин после скандала с Volkswagen.

По прогнозам «Норникеля», крупнейшего в мире производителя палладия, дефицит металла на рынке сохранится до 2025 г., а в этом году он достигнет 1,4 млн унций.

Палладий останется самым дефицитным драгметаллом в 2019 году

В понедельник на Нью-Йоркской товарной бирже мартовский фьючерс на палладий стоил около $1367 за тройскую унцию (почти $44 за 1 г), за унцию золота давали $1309. Между тем с 2002 г. золото было дороже палладия, но в середине января они поменялись местами, а цена палладия даже превысила $1400. Физический дефицит палладия сохранится в краткосрочной и среднесрочной перспективе, даже если производители катализаторов начнут заменять палладий более дешевой платиной, поэтому его цена, «вероятно, продолжит бить рекорды… и может протестировать уровни выше $1500 за унцию», писали в конце января в отчете аналитики «Атона».

Украсть катализатор относительно легко – с этим можно справиться за несколько минут, а на YouTube есть обучающие видео, пишет WSJ. Воры довели этот процесс до совершенства, утверждает полиция Чикаго. По словам ее представителя Говарда Людвига, обычно этим посреди ночи занимается группа грабителей, которая подъезжает на автомобиле, отпиливает у стоящей на парковке машины катализатор с помощью поршневой пилы и тут же уезжает. «За одну ночь они работают в нескольких кварталах. Как минимум один ждет за рулем, а другой работает под автомобилем», – говорит Людвиг.

На чем можно заработать в 2019 году

Выследить грабителей трудно, поскольку они сдают катализаторы на металлолом в тех штатах, где не нужно предъявлять документы. Обычно они получают за один катализатор от $150 до $200. «Продают они не автозапчасти, а именно металл», – утверждает лейтенант Чак Нейгл из Алабамы.

Точной статистики по кражам автомобильных катализаторов нет, отмечает WSJ. Однако полиция Лондона сообщила об учащении таких преступлений еще в сентябре прошлого года (с минимумов в начале 2016 г., когда палладий стоил менее $500 за унцию, он подорожал до $1100 в январе 2018 г., а после продлившейся до августа коррекции начался новый стремительный взлет цены). Причем в британской столице бывали случаи, когда грабители снимали катализаторы даже с гибридных автомобилей Toyota Prius, хотя, по данным компании European Metal Recycling, из катализаторов этих моделей можно извлечь лишь около 2 г палладия, а сами катализаторы можно продать примерно за $450.

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • Ведомости.Спб
    • Город
    • Экология
    • Ведомости&
    • Бизнес-регата
    • Как потратить
    • Конференции
    • Недвижимость
    • Форум

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]