Сумасшедший проект Goldfish: BMW E32 с двигателем V16
Сумасшедший проект Goldfish: BMW E32 с двигателем V16!
В наши дни автомобилем в принципе уже никого не удивишь, будь это самый раритетный или самый тюнингованный экземпляр. Возможно, эти фотографии не вызывают на первый взгляд особого интереса, однако есть одна важная деталь: это BMW E32 с двигателем V16 из 80-х годов.
Этот сумасшедший проект E32 V16 появился на свет благодаря трем выдающимся инженерам BMW.Все трое были не последними и уважаемыми людьми в BMW. Karlhienz Lange являлся ответственным за двигатели, Adolf Fischer — за развитие компании, а Hanns-Peter Weisbarth был известен постройкой Е31 и Е32. Идея создать подобный проект пришла в голову Ланже. Именно он поручил Фишеру вплотную заняться изучением возможностей мотора V12, а немного позднее на свет появился первый двигатель BMW с компоновкой V16.
Примерно через 6 месяцев после начала работы, это был 1987 год, новый, 6.7-литровый двигатель V16 проходил замеры на стенде. Характеристики просто впечатляли: V16 выдавал 408л.с. при 5200 об/мин и 637Нм при 3900 об/мин. Мотор был окрашен в золотой цвет, отсюда и название проекта Goldfish.
Добавка 4-х цилиндров вызвала некоторые проблемы с расположением агрегата в подкапотном пространстве семёрки. И так как изначально планировалось, что E32 V16 пойдет в серию, изменения под капотом должны быть минимальными. В итоге V16 получился на 12 сантиметров длиннее, чем V12.
Трем выдающимся инженерам BMW долго пришлось ломать голову над этим, но решение все же было найдено. Система охлаждения была перенесена в заднюю часть автомобиля. Конечно на готовый автомобиль BMW такие радикальные перестановки никогда не попали бы. Это было сделано для того, чтобы доказать что все возможно!
Охлаждающие установки находились в багажнике, а забор воздуха для охлаждение забирался слепленными из стекловолокна воздухозаборниками, расположенными на задних крыльях автомобиля. Вывод воздуха был организован через отверстия, которые располагались рядом сзадними фонарями. Во всем остальном BMW E32 полностью соответствовал серийному автомобилю.
V16 был построен с широким применением алюминия, также у него была улучшенная система управления двигателем: два блока Bosch DME 3.3, каждый из которых управлял восемью цилиндрами.
Проект Goldfish был построен на платформе М70, рабочий объем которого был увеличен с 5.0 до 6.7 литров. Разгон до сотни — менее 6 секунд, максимальная скорость — 300км/ч. Что касается расхода топлива, то он явно был не маленьким.
BMW E32 V16 был готов к запуску в серию, но в какой-то момент в BMW решили этого не делать.
Газопоршневая электростанция (1560 кВт) MWM TCG 2020 V16
Описание и технические характеристики MWM TCG 2020 V16
Электрическая мощность, кВт | 1560 |
Тепловая мощность, кВт | 1579 |
Электрический КПД, % | 43,2 |
Тепловой КПД, % | 43,8 |
Напряжение, В (50 Гц) | 400 |
Газовый двигатель | MWM TCG 2020 V16 (Германия) |
Количество цилиндров | 16 |
Конструкция двигателя | V-образный |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 170 х 195 |
Коэффициент сжатия | 13,5:1 |
Объём двигателя, дм3 | 70,8 |
Частота вращения, об/мин | 1500 |
Регулятор оборотов | Электронный |
Количество фаз | 3 (изолированная нейтраль) |
Тип топлива | Природный газ/биогаз и др. |
Давление топливного газа на входе в двигатель, мбар | 20-200 |
Температура выхлопных газов, С | 425 |
Объем смазочного масла, дм3 | 265 |
Расход газа при 100% нагрузки, Нм3/ч | 378 |
Система запуска | Электростартер |
Регулятор напряжения | Электронный |
Регулировка напряжения генератора | ±1% |
Класс изоляции генератора | H |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 6170 х 1870 х 2500 |
Полный вес установки, кг | 12810 |
ОПИСАНИЕ MWM TCG 2020 V16 (1560 кВт)
Газовые (газопоршневые) электростанции MWM TCG 2020 V16 производства MWM GmbH (Германия), номинальной мощностью 1560 кВт и частотой 50 Гц, изготавливаются на основе газопоршневого немецкого мотора MWM TCG 2020 V16, и предназначены для производства 3-хфазного электрического тока напряжением 400 В и тепла. Использование надежного и ремонтопригодного газопоршневого мотора MWM в суровых условиях эксплуатации, является наиболее правильным и обдуманным решением для обеспечения основного и резервного электроснабжения потребителей.
В качестве топлива применяются: природный газ, биогаз, свалочный газ, газ сточных вод, рудничный газ. Особая конструкция поршней MWM TCG 2020 V16 для различной компрессии позволяет использовать в качестве топлива как биогаз, так и природный газ. Оптимизация газообмена, распределительного вала, свечей зажигания за счет встроенной форкамеры. Равномерное распределение нагрузки на отдельные цилиндры путем балансировки цилиндров позволяет повысить уровень общей нагрузки и использовать все резервы двигателя, получив максимальную мощность и КПД. Новая замкнутая система вентиляции картера MWM TCG 2020 V16 позволяет оптимизировать процесс сжигания и повысить КПД за счет использования газов, попавших в картер из камеры сгорания. Постоянное уменьшение вредного пространства способствует полному сжиганию газовой смеси, в результате чего расход топлива и выброс оксида углерода и остаточных углеводородов снижается, а КПД растет.
СТАНДАРТНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ MWM TCG 2020 V16 (1560 кВт)
— система TEM (Total Electronic Management) регулирует не только двигатель, но и всю установку, включая утилизацию тепла. Посредством контроля температуры каждого цилиндра и регулирования по детонации обеспечивается оптимальный расход топлива и максимальная производительность даже при переменном составе газа.
— экологически безопасные когенерационные установки производства MWM предназначены для автономного получения двух видов энергии. Это означает, что при помощи различных видов газа вырабатывается электрический ток, а тепло, образующееся в данном процессе, не теряется, а используется по назначению. Благодаря одновременному производству электричества и тепла коэффициент полезного действия данных агрегатов достигает 95 процентов. Получаемые в результате электрическая и тепловая энергия могут использоваться на месте или передаваться в коммунальные сети электро- или теплоснабжения.
— новейшие технологии, такие как применение смесителя газа и системы TEM, дают возможность использовать самые различные газы. Даже такие газы, как шахтный, биогаз и газ, выделяющийся в процессе очистки сточных вод, могут применяться без особых сложностей.
— в зависимости от сферы применения, использование в модельном ряде MWM TCG 20V16 турбонагнетателей с водяным охлаждением, ведущее к сокращению затрат на техническое обслуживание.
— серийный компактный промышленный газовый мотор MWM TCG 2020 V16 (Германия) со стартером;
— полный ресурс двигателя не менее 240 000 моточасов;
— базовая стальная сварная рама;
— распределительный шкаф с системой программного управления и блоком управления;
— система регулирования газа и обеспечения безопасности;
— комплект документов для ГПУ (паспорт на ГПУ, руководство по эксплуатации, схемы);
Основные составляющие MWM TCG 2020 V16 (1560 кВт):
Двигатель:
Первичный газопоршневой двигатель MWM TCG 2020 V16: шестнадцатицилиндровый с V-образным расположением цилиндров, двухступенчатое смешанное охлаждение, турбонаддув, технология 4-х клапанной индивидуальной головки для каждого цилиндра, центрально-расположенные свечи зажигания с интенсивным охлаждением гнезда свечи, микропроцессорная, высоковольтная система зажигания, одна катушка зажигания на каждый цилиндр, содержание вредных веществ в отработавших газах регулируется изменением температуры в камере сгорания.
Специальные варианты исполнения MWM TCG 2020 V16 (1560 кВт):
Двигатель V16
Двигатель V16 представляет собой шестнадцать-цилиндровый поршневой двигатель , где два банка восьми цилиндров расположены в конфигурации V вокруг общего коленчатого вала. Двигатели V16 встречаются реже, чем двигатели с меньшим количеством цилиндров, такие как двигатели V8 и V12.
Впервые двигатель V16 использовался в экспериментальном самолете Antoinette VII 1910 года , за которым последовали несколько автомобилей в 1930-х годах. Сегодня наиболее распространенными применениями двигателей V16 являются железнодорожные локомотивы, морские суда и стационарные электрогенераторы.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Автомобильные приложения
- 1.1 Серийные автомобили
- 1.2 Опытные автомобили
- 1.3 Гоночные автомобили
- 2 Морские / железнодорожные приложения
- 3 Применение в самолетах
- 4 См. Также
- 5 ссылки
Автомобильные приложения [ править ]
Серийные автомобили
Первым серийным автомобилем, в котором использовался двигатель V16, был Cadillac V-16 , представленный в январе 1930 года. Двигатель Cadillac V16 первоначально производился с рабочим объемом 452 куб. Дюймов (7,4 л), верхним расположением клапанов и углом поворота 45 градусов. Для Series 90 1938 года двигатель был изменен на рабочий объем 431 куб. Дюйм (7 062,8 см 3 ), клапанный механизм с плоской головкой и V-образный угол 135 градусов (последний для достижения более низкой высоты капота). Эта версия на 431 куб. Дюймов производила такую же мощность, как и ее ближайший предшественник, но при этом была гораздо менее сложной, имела более жесткий коленчатый вал, который способствовал долговечности и плавности хода, и даже имел внешний масляный фильтр, что было редкостью для любого автомобиля по любой цене в те дни.
Компания Marmon Motor Car на самом деле начала разработку двигателя V16 в 1927 году (раньше, чем Cadillac), однако его программа разработки заняла больше времени, и в 1931 году был выпущен Marmon Sixteen . Этот двигатель имел V-образный угол 45 градусов, использовался прессованный стальной цилиндр. вкладыши и был построен в основном из алюминия. С 1931 по 1933 год было произведено всего 400 экземпляров Marmon Sixteens.
В 1991 году началось производство Cizeta-Moroder V16T с 16-цилиндровым двигателем в уникальной конфигурации. Вместо традиционной компоновки V16, двигатель фактически представлял собой два отдельных поперечно установленных двигателя V8 с передачей между ними, обеспечивающей единый выходной сигнал от центра двигателя в сборе к трансмиссии. До прекращения деятельности компании было произведено всего несколько автомобилей.
Опытные автомобили
Компания Peerless Motor Company разработала двигатель V16 в начале 1930-х годов, однако был построен всего один прототип до того, как все производство автомобилей было прекращено, и компания преобразовала свой завод в пивоварню после окончания сухого закона в Соединенных Штатах . [1]
В конце 1980-х был разработан двигатель BMW Goldfish V16 6,7 л (409 куб. Дюймов) на основе тогда еще нового двигателя V12 от BMW. Прототипы были установлены на длиннобазную 7-ю серию, а затем, в начале 1990-х, на Bentley Mulsanne . Примерно в то же время Mercedes-Benz разработал 8,0-литровый двигатель V16 для лимузина S-класса. В период с 1988 по 1990 год было построено около 35 прототипов. [2]
Концептуальный автомобиль Cadillac Sixteen 2003 года был представлен с двигателем V16 объемом 13,6 л (830 куб. Дюймов), который был основан на двигателях General Motors LS V8. [3] В следующем году был представлен концепт-кар Rolls-Royce 100EX с двигателем V16 объемом 9,0 л (549 куб. Дюймов). Автомобиль, показанный в фильме « Джонни Инглиш Реборн» , оснащен этим двигателем V16.
Прототип Devel Sixteen 2017 года использовал четырехцилиндровый двигатель V16 объемом 12,3 л (751 куб. Дюйм). [4]
Гоночные автомобили
Первым известным использованием V16 в автоспорте был автомобиль Maserati Tipo V4, который использовался в гонках Гран-при. [5] Tipo V4 дебютировал в Монце в 1929 году и достиг мирового рекорда скорости 245,9 км / ч (152,8 миль в час) на мероприятии в Кремоне, Италия. [6]
В 1931 году на Indianapolis 500 был установлен двигатель V16, изготовленный по индивидуальному заказу, на «суперкар» Cord, управляемый Шорти Кантлоном. Автомобиль был конкурентоспособным, заряжаясь с 26-го места в сети до 3-го, но его работа замедлялась из-за ненадежности, усугубляемой необходимостью замены всех шестнадцати свечей зажигания. В следующем году Брайан Сулпо квалифицировал машину на третьей позиции, однако на 55-м круге у машины сломалась масляная линия, и гонка закончилась. Вскоре после гонки V16 был удален и заменен обычным четырехцилиндровым двигателем Miller. [7]
Автомобили Auto Union Type A , Type B и Type C Grand Prix с 1933 по 1938 год оснащались двигателями с наддувом объемом 4,4 л (269 куб. Дюймов). Из-за изменения правил в 1938 году они были заменены двигателем V12 для гоночного автомобиля Type D. До этого изменения правил Alfa Romeo Tipo 316 участвовал в Гран-при Триполи 1938 года с двигателем V16 с углом наклона 60 градусов. [8]
Единственное известное использование двигателя V16 в эпоху после Второй мировой войны — это двигатель V16 компании British Racing Motors (BRM), который использовался в гонках Формулы-1 с 1950 по 1955 год. Двигатель имел конструкцию с наддувом объемом 1,5 л (91 куб. Дюйм). который оказался безуспешным, несмотря на его высокую выходную мощность. Официально он производил 410 кВт (550 л.с.), но, вероятно, выдавал около 450 кВт (600 л.с.). [9] Автомобилем было трудно управлять из-за узкого диапазона мощности и высоких оборотов.
Морские / железнодорожные приложения [ править ]
Конфигурация V16 также используется в нескольких дизельных двигателях большого объема , которые используются в качестве судовых двигателей или в железнодорожных локомотивах . Это связано с тем, что производители часто проектируют двигатель с фиксированным рабочим объемом на цилиндр , а затем добавляют в конструкцию дополнительные цилиндры до тех пор, пока не будет достигнута требуемая выходная мощность. Например, в линейке двигателей Electro-Motive Diesel 710 используется рабочий объем 710 куб. Дюймов (11,6 л) на цилиндр, а 16-цилиндровая версия (называемая EMD 16-710 ) производит более 4300 л.с. (3,2 МВт).
GE Transportation Systems производит четырехтактные двигатели серии 7FD (используемые в морских, локомотивных и стационарных установках) с рабочим объемом 668 куб. Дюймов (10,9 л) на цилиндр и мощностью более 4400 л.с. (3,3 МВт). GE также производит GEVO-16 мощностью более 6000 л.с. (4,47 МВт).
Другой дизельный двигатель V16 — Wärtsilä 46F , который развивает мощность более 25 700 л.с. (19,2 МВт) при 600 об / мин. [10]
В Великобритании с 1947 года дочерняя компания English Electric Diesel Engine [11] разработала двигатель V16 для железнодорожного и морского транспорта на основе его 10-дюймового x 12-дюймового хода (254 x 305 мм) серии K 1930-х годов, в частности Используется в локомотивах классов 40 и 50 British Railways с выходной мощностью в диапазоне 2000-3000 л.с. (1492-2238 кВт) при скоростях от 600 до 900 об / мин. Этот двигатель также является производным от серии с фиксированным размером цилиндра 942 куб. Дюйма. (15,4 л) на цилиндр, что дает V16 общий объем 15 072 куб. Дюймов. (246 л).
Другим известным производителем, предложившим конфигурацию V16, была корпорация Detroit Diesel , особенно в своих 2-тактных дизельных двигателях серий 71, 92 и 149 с мощностью от 650 до более 2400 л.с. (485-1790 кВт) при скоростях более 2000 об / мин. меньшие диапазоны. И снова эти двигатели были основаны на общих деталях (числовое обозначение — это размер цилиндра в кубических дюймах) и использовались в морских, генераторных и внедорожных карьерных самосвалах. Модульный характер двигателей означал, что конфигурация V16 была построена путем объединения 2 блоков двигателей V8, а двухтактный цикл обеспечивал отличную мощность к весу, при этом 16V149 был способен обеспечить мощность гораздо более крупной и медленной 4-цилиндровой. тактовые двигатели.
Fairbanks Morse производит следующие дизельные двигатели V16, FM | ALCO 251F, FM | COLT-PIELSTICK PA6B STC, FM | COLT-PIELSTICK PC2.5 STC, FM | MAN 28 / 33D STC, FM | MAN 32 / 44CR, FM | MAN 48/60 CR и FM | ЧЕЛОВЕК 175D.
Приложения для самолетов [ править ]
Версия Antoinette VII 1910 года оснащалась двигателем V16 и участвовала в Кубке Гордона Беннета 1910 года в США. [12]
Каждый из дирижаблей Гинденбург 1930-х годов был оснащен четырьмя дизельными двигателями Daimler-Benz DB 602 V16.
В первой половине 20 века на нескольких прототипах самолетов использовались двигатели V16, в том числе:
- 1907 прототип разработана Антуанетта инженер Леон Лепелетие . [ необходима цитата ]
- Компания Duesenberg разработала двигатель V16 для использования в военных самолетах в середине 1910-х годов, однако Первая мировая война закончилась до того, как двигатель испытывался на самолетах. [13]
- Двигатель Chrysler IV-2220 с перевернутым двигателем V16 начал разрабатываться в 1939 году, когда правительство Соединенных Штатов заключило с Chrysler контракт на создание нового двигателя для использования в истребителях. В результате двигатель мощностью 2500 л.с. (1900 кВт), [ править ] , однако он принял до июня 1945 года для двигателя , чтобы быть в состоянии готовности для тестирования. Прототип двигателя был установлен на P-47 Thunderbolt (обозначенный как XP-47H ) [14], который достиг максимальной скорости 504 миль в час (811 км / ч). Вторая мировая война закончилась вскоре после испытаний, поэтому разработка двигателя прекратилась.
TCG 2032B V16: Высокая производительность и низкие производственные расходы благодаря повышенной мощности и экономии топлива
Улучшенные параметры, высокая мощность и значительная экономия топлива — отличительные черты новой модели газового двигателя MWM TCG 2032B V16, выпускаемого с ноября прошлого года. В двигатели мощностью 4,5 МВтэл (50Гц) и 4,05 МВтэл (60Гц), изготовленные по проверенной технологии MWM, заложен значительный технический потенциал на основе низких производственных расходов на единицу кВтэл и высокой производительности.
«Мы улучшили многие параметры модели TCG 2032B и создали надёжную, прочную и в то же время высокопроизводительную машину. Расчёты показали, что благодаря повышенной электрической мощности нового поколения газовых двигателей MWM экономия одного только топлива составит до 30 000 евро в год. Дополнительная экономия возможна благодаря использованию энергии тепла, вырабатываемой агрегатом», утверждает Даниэль Бах, производственный менеджер торговой марки MWM.
Оптимизация газового двигателя для повышенной эффективности и безопасности
Основные компоненты газового двигателя модернизированы с целью повышения мощности, производительности и безопасности. Например, повышение производительности двигателя стало возможным благодаря изменению конструкции камеры сгорания (колбы, свечи и головки цилиндра), оптимизации газового смесителя и выхлопной системы, усовершенствованию системы вентиляции картера, а также новому кулачковому валу с соответствующим пределом детонационного режима и низкими эмиссионными показателями. Новые технологии прошли испытания на пяти предприятиях наших заказчиков в реальном производственном режиме. Например, компания CAN Enerji стала первым клиентом, который протестировал все новшества двигателя TCG 2032B V16, усовершенствованной модели мощностью 4,3 — 4,5 МВт в реальном режиме. Электрическая мощность возросла до 44,6%, а общая производительность и качество вышли на новый уровень. Турецкая компания CAN Enerji доверяет профессионализму и репутации MWM и согласилась стать первым заказчиком, испытавшим новый двигатель.
Испытания в реальном производственном режиме: газовый двигатель TCG 2032B V16 на предприятии Can Enerji Entegre Elektrik Üretim A.Ş, Турция
Повышение безопасности газового двигателя
Новая модель TCG 2032B приспособлена к изменению качества топлива и производственных условий. Благодаря улучшенным турбокомпрессору, системе выхлопа и системе управления TEM, газовый двигатель оперативно реагирует на изменение параметров. Компактность новой модели и солидный опыт по установке предшествующей модели TCG 2032 V16 гарантируют высокую эффективность монтажа любого вида и степени сложности проекта. Газовый двигатель предназначен для ориентированных на эффективность заказчиков и отлично подходит для работы как на электростанциях, так и на IPP.
Все предыдущие и новые модели газовых двигателей MWM крупнейшей серии TCG 2032 уверенно справляются с современными задачами в условиях ускоренной динамики рынков. Модели мощностью 3000 – 4500 кВтэл отвечают высоким требованиям широкого спектра технических услуг и гарантируют эффективность, надёжность, гибкость и экологическую безопасность, а также низкие производственные расходы и высокую рентабельность.
Обзор улучшенных характеристик газового двигателя TCG 2032B:
- усовершенствование ряда технических параметров привело к повышению качества, безопасности и стабильности производственного процесса.
- благодаря «упрощенному» технологическому концепту модель TCG 2032B не требует высокого давления газа и отлично поддаётся техническому обслуживанию.
- электрическая мощность увеличена до 44,6%.
- в двигатель заложен дополнительный потенциал благодаря высокой производительности и низким производственным расходам.
Cadillac V16 Concept Car (1965) | Клуб «Высшая лига» V16
Долгие годы в мировой моде автомобильного дизайна высоко ценились вытянутые капоты, а гарантом высокой мощности и скорости служили многоцилиндровые двигатели, которые эти длиннющие капоты и прикрывали.
7 Июня 2019, 16:36
Удивительно, но социо-культурная атмосфера в американском обществе 1960-х годов благоприятствовала возрождению моды на длинные капоты. Так, с 1963 по 1965 год GM построила несколько масштабных моделей и полноразмерный ходовой макет-демонстратор отделения Cadillac на шасси с 12- и 16-цилиндровыми двигателями. Известно, что появлению серийного автомобиля предшествует постройка большого числа экспериментальных образцов, масштабных и полноразмерных макетов. Сколько же создается графических изображений и скетчей, никто никогда не подсчитывал. Это неудивительно, ибо рождение нового автомобиля – процесс длительный и многодельный, в котором разработка стиля занимает не последнее место.
Кoнцепт Cadillac V16 Eldorado (1963) служил донором стиля для моделей Buick Riviera и Oldsmobile Toronado (1966)
Да и остановиться на каком-то решении всегда легче, если есть выбор. Как правило, все построенные прототипы, кроме одного везунчика, обречены навсегда остаться пластилиновыми или стеклопластиковыми изваяниями с неоткрывающимися дверями. Вот и в клуб «Высшая лига» Америки попадали стилевые концепты, построенные к выставкам-салонам, на которых проверялись на реакцию потенциального потребителя новые направления моды, «автомобили мечты», что создавались специально для шоу «Моторама» General Motors по указаниям великого гуру американского автодизайна, мечтателя и шоумена Харли Эрла (Harley Earl). Позже, в 60-е годы, традицию удивлять и делать автомобиль мечтой с блеском продолжил его идейный последователь и ученик Билл Митчелл (Bill Mitchell).
Сadillac V16 LaSalle, 1965 год. Дизайнер Кэди Вейн (С Wayne)
Шоу «Моторама» колесили в 50-е по всей Америке подобно бродячим циркам «шапито», собирая сотни восторженных зрителей и просто ротозеев и зевак. На этих представлениях были взращены тысячи «новых американцев», которые до сих пор предпочитают блеск стиля и эффектную внешность разумной и рассудительной целе-сообразности автомобиля как средства транспорта. Естественно, что значительное число концептуальных разработок стиля принадлежит крупным фирмам – таким, например, как General Motors, чье руководство во все времена выделяло немалые средства на проекты, которые, на первый взгляд, могут показаться безрассудными. Все это в первую очередь касается серии концептов отделения Cadillac, которые были построены в начале 60-х в расчете на 12- и 16-цилиндровые двигатели.
Первый масштабный макет Cadillac V16, построенный по программе использования многоцилиндровых двигателей. (1961)
Автомобили, в двигателях которых число цилиндров превышало восемь, были экзотикой во все времена. Исключения составляли лишь спортивные европейские марки Ferrari, Bugatti и Maserati, которые занимались многоцилиндровыми двигателями давно и традиционно для гонок. В Америке за период после Второй мировой войны лишь один концерн Chrysler отважился на применение экзотического V10, вокруг которого была спроектирована эпатажная модель Viper. Однако стоит вспомнить, что в далекие 50-е годы Cadillac cоздавал стиль своих серийных моделей во многом благодаря концептам, построенным именно под 12- и 16-цилиндровые моторы. А в 30-е годы автомобилей серии V16 Cadillac выпуcтил свыше двух тысяч. Это был прорыв, который оказался не под силу ни Packard, ни Lincoln, которые освоили производство лишь 12-цилиндровых моторов. Неудивительно, ведь такие автомобили были очень дороги и в производстве, и в эксплуатации, что ограничивало их распространение на рынке. Дополнительным ударом по популярности многоцилиндровых моторов стало появление высокооктанового бензина. Но рост благополучия и безоблачность жизненного оптимизма 60-х вновь реанимировали эту тему.
«Вся эта суета» более походила на поиски новой пластической выразительности обычных серийных автомобилей, чем на стремление всерьез возродить двигатели V16
В 1955 году пионером послевоенного использования многоцилиндровых монстров стала фирма Packard, связывавшая с ними свою последнюю надежду на выживание. Не помогло. В 60-е годы довольно неожиданно аналогичные работы с дизайном для V16 начинает отдел стиля GM, пробуя соединить последовательно два двигателя V8 Сhevrolet, чтобы получить вожделенную мощь и размер V16. Однако, по признанию Чака Джордана (Chuck Jordan), руководившего в то время службой стиля Саdillac, «вся эта суета» более походила на поиски новой пластической выразительности обычных серийных автомобилей, чем на стремление всерьез возродить двигатели V16. Не все идеи удалось довести до изготовления демонстрационного полноразмерного прототипа. Большинство из них остались в макетах-четвертушках (от натуры), другие – в многочисленных эскизах. Начало этой программе было положено в 1961 году, когда команда Митчелла изготовила масштабный макет Cadillac, передняя часть которого спустя два года была использована в дизайне серийной модели Sixty-Two.
Проект ХР-840 Еldorado стал единственным концептом серии, построенным в виде полноразмерного демонстрационного макета. (1965)
Автомобиль имел двухдверный кузов «фастбек» с довольно большими «килями», начинавшимися от дверей. Но главной его особенностью был, конечно же, гипертрофированно вытянутый капот, прикрывавший супермотор. Эта первая модель особенно была по душе Биллу Митчеллу, от мнения которого в GM зависело многое. Казалось, шансы на реанимацию многоцилиндровых моторов увеличивались с каждым днем. И чувствуя это, стилисты, что называется, «завелись» и создавали день ото дня все более и более фантастические образы суперкаров. Позже некоторые из стилевых находок воплотятся в серийные модели корпорации, однако очень деликатно, с учетом консервативного настроя традиционного потребителя марки. В период с 1963 по 1965 год было построено пять масштабных моделей и один полноразмерный макет 12- и 16-цилиндровых Cadillac. В 1963 году стилисты Митчелла парили над реальностью наиболее высоко: с их листов ватманской бумаги, что называется, «слетали» идеи, содержавшие новое виденье и «купе», и «тарги», и даже реликтовой «баркетты», классические основы которой не затрагивались, казалось, со времен пика итальянских кузовных ателье.
Cadillac Sixteen (2004). Вдохновленный 100-летним юбилеем марки Cadillaс, Боб Лутц, вице-президент по развитию GM, дал поручение своим дизайнерам разработать концепт, воплотивший все лучшее из наследия марки – например, двигатель V16 и длиннющий капот. Стилевые находки концепта легли в основу дизайна серийной модели CTS. (2004)
В 1965 году кому-то из руководства концерна идея постройки 16-цилиндрового Cadillac показалась очень реальной. И в этом же году строится полноразмерный стеклопластиковый макет, оставшийся в истории под названием ХР-840 Eldorado. Автомобиль вызвал шок необычайной пластичностью, которая несколько напоминала Corvettе 1963 года работы самого Митчелла. Поражало также гигантское лобовое стекло, заходящее на боковину, отсутствие передних стоек – их заменяла одна по центру и видеокамера вместо заднего окна. В рисунке этого концепта чрезвычайно остро ощущалась направляющая рука Митчелла с его неиссякаемой страстью отображать в автомобильной форме движение, которое действовало на него, словно красная мантилья тореодора на быка. При всей кажущейся эпатажности стиля концептов уже через три года в рисунке и пластике Buick проступят черты многоцилиндровых Саddy, и Riviera 1966 года будет нести в форме своего «носа» черты проекта 1963 года. Остается сожалеть, что американская идея применения 12- и 16-цилиндрового мотора полностью так и не использовалась. Однако зарекаться не будем, памятуя, что от Детройта ожидать можно всего, включая возврата к безрассудству под знаком V16, но все же согласитесь – очень грустно, что этих автомобилей так и не построили. Взгляните на иллюстрацию-реконструкцию, ведь истинный же Статус Арт!