Винтовой забойный двигатель конструкция работа
Винтовой забойный двигатель конструкция работа
Показатели отработки 28-ми ВЗД в Республике Казахстан
Средний межремонтный
период 281 часов
Новости
Предприятие приняло участие в 3-ей конференции «Импортозамещение», организованной ПАО «Варьеганнефтегаз». Выступление нашего представителя с докладом на одной из секций конференции «Бурение и заканчивание скважин» крайне заинтересовало представителей ПАО «Варьеганнефтегаз» и ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Достигнуто взаимопонимание с генеральными заказчиками о дальнейших шагах по внедрению инновационных продуктов, разработанных специалистами нашего предприятия.
Винтовые забойные двигатели
Впервые идея создания ВЗД на базе многозаходного винтового героторного механизма была предложена в Пермском филиале ВНИИБТ в начале 60х годов. В 1966 году идея была запатентована. Дальнейшие работы проводились совместно с ВНИИБТ. Пермский филиал ВНИИБТ изготовил первый макетный образец диаметром 42 мм, затем был изготовлен опытный образец ВЗД диаметром 172 мм с заходностью рабочих органов 9/10 и успешно испытан в скважине. В последующие годы были разработаны и освоены в производстве все типоразмеры ВЗД от 42 мм до 240 мм.
Новая российская разработка получила широкое международное признание.
В начале 1980-х годов лицензии на изготовление были проданы фирме Drilex. В начале 1990-х годов срок действия проданных лицензий истёк и в настоящее время в мире насчитывается более 30 компаний занимающихся изготовлением многозаходных рабочих органов для ВЗД.
С тех пор, за 47 лет существования ВЗД прошли эволюционный путь развития, превратившись в одно из самых эффективных технических средств для бурения скважин.
Появление моментоёмких долот PDC с большим ресурсом работы поставило новые требования к характеристикам рабочих органов. В последние годы ведущим производителям удалось значительно увеличить крутящий момент и ресурс работы за счёт увеличения длины рабочих органов. При этом ресурс работы рабочих органов значительно превышал межремонтный период шпинделей ВЗД.
Наше предприятие разработало более мощные и надёжные конструкции шпинделей, что позволило нам производить ВЗД с повышенным ресурсом работы и гарантировать самый высокий межремонтный период среди оборудования российских производителей.
Особое внимание наше предприятие уделяет безаварийной работе выпускаемых ВЗД. Каждый двигатель имеет два противоаварийных устройства:
- противоаварийное устройство на валу шпинделя, которое, в случае поломки вала в тонкой части, не позволит выпасть валу из корпуса шпинделя;
- верхний переводник (переводник безопасности) имеет ловильное устройство для вытаскивания за ротор частей ВЗД в случае поломок или отворота резьбы.
На сайте представлены производимые нами ВЗД, которые наиболее востребованны нашими заказчиками.
Крутой поворот в направленном бурении
Пять лет назад «Газпром нефть» включилась в работу по созданию отечественных роторных управляемых систем, так нужных для эффективного строительства высокотехнологичных скважин. Недавно в разработке был сделан серьезный шаг вперед: на активах компании успешно испытан предсерийный образец такого оборудования. О том, почему его создание оказалось задачей исключительной сложности и какие перспективы открывает начало производства подобных систем в России, — в материале «Сибирской нефти»
Проблемные траектории
Роторные управляемые системы (РУС) — самая продвинутая технология в наклонно-направленном бурении. Она позволяет строить скважины сложной конфигурации с очень длинными горизонтальными стволами и делать это быстрее и точнее, чем любые другие существующие способы. Когда нужно пробурить горизонтальный ствол длиной 10 км и даже больше, когда надо попасть в тонкий нефтяной пласт толщиной 1 м или пройти по сложной, жестко заданной траектории, где незначительное отклонение может привести к существенному снижению показателей скважины, огромным затратам на перебуривание, а то и к полной ее потере, — в таких случаях РУС фактически безальтернативное решение.
Такие системы появились в годах и позволили преодолеть некоторые существенные сложности, сдерживавшие развитие наклонно-направленного бурения. Ранее для этих целей применялся винтовой забойный двигатель (ВЗД) Винтовой забойных двигатель (ВЗД) — наиболее распространенный сегодня вид бурового двигателя, расположенный непосредственно за долотом и преобразующий во вращение энергию потока бурового раствора. , установленный под некоторым углом к оси бурильной колонны. В этом случае, чтобы добиться нужной траектории, режимы бурения чередуют: то вращают всю колонну, как при роторном бурении, и тогда бурение происходит по прямой. То запускают забойный двигатель, который находится сразу за долотом и вращает только его, в то время как вся бурильная колонна остается неподвижной, — и за счет того самого угла, на который двигатель отклонен от оси колонны, ствол начинает загибаться в нужную сторону.
При таком способе с увеличением длины горизонтального ствола риск осложнений заметно возрастает. Кроме того, смена режимов бурения создает в стволе разнообразные неровности, изгибы, изменения диаметра, что также может затруднить бурение, проведение каротажа, спуск обсадной колонны и заканчивание. Многочисленные операции по спуску и подъему оборудования, без которых при бурении на ВЗД не обойтись, требуют времени, а на промывку скважины тратится очень много электроэнергии.
Наконец, при бурении длинного горизонтального ствола с ВЗД обеспечить высокую точность попадания в нужный интервал достаточно сложно, а сегодня это все чаще становится непременным условием успеха. Бурильная колонна хоть и состоит из стальных труб, на самом деле достаточно гибкая, и чем дальше ее приходится проталкивать по горизонтальному стволу, тем сложнее управлять долотом на ее конце. С ростом протяженности горизонтального ствола возрастает и масса бурильной колонны, и сила трения ее о стенки скважины. С какого-то момента дальнейшее продвижение по заданной траектории оказывается невозможным.
Сплошные преимущества
Роторные управляемые системы, как ясно из самого их названия, предполагают использование роторного бурения — такого, при котором бурильная колонна постоянно вращается. В результате ствол получается более гладким и плавным, чем при использовании ВЗД, и скважина лучше очищается от шлама — остатков выбуренной породы. Все это снижает вероятность осложнений — прихватов, уменьшает силу трения. Скорость бурения возрастает в среднем в два раза.
РУС может менять направление за счет действия отклоняющей системы, расположенной за долотом, управлять которой можно с поверхности. Две основные разновидности конструкции РУС различаются по устройству этой отклоняющей системы. В первом случае отклонение траектории происходит за счет изменения положения лопаток, упирающихся в стенки ствола скважины и отклоняющих долото в нужную сторону (см. рис. на стр. 52). Во втором, чтобы добиться аналогичного результата, специальный механизм изгибает вал, вращающий долото.
При этом встроенная система телеметрии, расположенная гораздо ближе к долоту, чем при использовании ВЗД, постоянно контролирует отклонения ствола и передает данные на поверхность, где принимаются решения о дальнейших корректировках траектории.
Система позволяет добиться не только удивительной точности и значительного отхода от вертикали, недоступных для ВЗД. С их помощью можно бурить идеально вертикальные скважины с углом отклонения не более 0,2 градуса. А за счет сокращения времени бурения уменьшается и период контакта бурового раствора с продуктивным пластом, и тот меньше загрязняется реагентами, что позитивно сказывается на его фильтрационных свойствах и притоке нефти в скважину.
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к винтовым героторным двигателям, используемым для бурения нефтяных и газовых скважин. Двигатель включает героторный механизм (1), содержащий статор (2) и ротор (3), число зубьев которого на единицу меньше числа зубьев статора (2), радиальные опорные узлы входной (4) и выходной (5) частей двигателя, а также узел передачи вращения и осевой нагрузки с ротора (3) на рабочий вал. Ротор (3) установлен на подшипниках радиальных опорных узлов входной (4) и выходной (5) частей двигателя, причем указанные узлы выполнены с возможностью вращения ротора (3) относительно статора (2) с эксцентриситетом, равным эксцентриситету героторного механизма, а корпус включает корпус статора и ряд переводников. Обеспечивает повышение ресурса и КПД двигателя путем упорядочения движения и исключения перекоса ротора в процессе работы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Винтовой забойный двигатель, включающий корпус, рабочий вал, героторный механизм, содержащий статор и ротор, число зубьев которого на единицу меньше числа зубьев статора, отличающийся тем, что дополнительно включает радиальные опорные узлы входной и выходной частей двигателя, а также узел передачи вращения и осевой нагрузки с ротора на рабочий вал, ротор героторного механизма установлен на подшипниках радиальных опорных узлов входной и выходной частей двигателя, причем указанные узлы выполнены с возможностью вращения ротора относительно статора с эксцентриситетом, равным эксцентриситету героторного механизма, а корпус включает корпус статора и ряд переводников. 2. Винтовой забойный двигатель по п.1, отличающийся тем, что радиальный опорный узел входной части двигателя включает жестко соединенный со статором входной переводник с каналами для прохода рабочей жидкости, в котором на подшипниках закреплена ось водила входной части двигателя, эксцентриковая часть указанного водила на подшипниках закреплена в роторе соосно ему, а радиальный опорный узел выходной части двигателя включает водило выходной части двигателя, причем ось водила выходной части двигателя закреплена на подшипниках во втулке соосно статору, а эксцентриковая часть размещена в подшипнике цапфы, имеющей резьбовое соединение с ротором, при этом цапфа связана с рабочим валом через узел передачи вращения и осевой нагрузки с ротора на рабочий вал, выполненный в виде подвижной шариковой муфты, вал которой размещен внутри водила выходной части двигателя.
Изобретение относится к винтовым героторным двигателям, используемым для бурения нефтяных и газовых скважин.
Известно, что при работе двигателя возникает перекашивающий момент, воздействующий на ротор, который прижимает часть ротора на входе в двигатель к резиновой обкладке статора, увеличивая натяг зубьев ротора к обкладке. При этом часть ротора на выходе двигателя отжимается, уменьшая натяг вплоть до получения зазора. В результате ось ротора перекашивается относительно расчетного положения, возникают перекашивающий момент и неуравновешенные силы, приводящие к колебаниям, толчкам и т.п., другими словами, «неспокойной» работе двигателя. При этом объемный коэффициент полезного действия значительно снижается.
Центробежная сила, возникающая при планетарном движении, прижимает ротор к резиновой обкладке статора, увеличивая натяг в героторном механизме и создавая дополнительное сопротивление вращению. В результате снижается гидромеханический коэффициент полезного действия двигателя.
Общий эффективный кпд современных двигателей не превышает 40%, что влечет за собой повышенное давление рабочей жидкости, проходящей через двигатель, и повышенный расход электроэнергии на работу насосов.
Известен многозаходный винтовой героторный двигатель, содержащий статор с внутренними винтовыми зубьями и ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше, чем у статора. Ось ротора смещена относительно оси статора на величину эксцентриситета «е», которая равна половине радиальной высоты зубьев [а.с. СССР №237596, F03C 05/02, 1969 г.; М.Т.Гусман, Д.Ф.Балденко и др. Забойные винтовые двигатели для бурения скважин, М., «Недра», 1981 г., стр.17-19].
Основным недостатком такой конструкции является перекос оси ротора от расчетного положения под действием перекашивающего момента. Он влечет за собой потерю давления рабочей жидкости, проходящей через героторный механизм, а также перераспределение натяга зубьев ротора с резиновой обкладкой статора. Работа двигателя при этом сопровождается толчками, колебаниями и другими нежелательными явлениями. В результате ротор работает не на полной длине (30-50%), имеет низкий объемный кпд (ηоб), износ ротора и статора будет неравномерен, т.е. более интенсивный во входной части двигателя.
Запуск двигателя затруднен, т.к. он происходит при значительном перепаде давления (более 2 МПа).
Негативное воздействие на работу героторного механизма оказывает также центробежная сила, действующая на ротор при его планетарном движении, которая является причиной низкого гидромеханического к.п.д. (ηг.м). Эффективный кпд двигателя (ηоб×ηг.м) составляет не более 40%.
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция винтового забойного двигателя для бурения скважин, включающая корпус, статор с эластичной обкладкой и ротор, который снабжен на концах цилиндрическими катками, взаимодействующими с цилиндрическими поверхностями корпуса [а.с. СССР №440498, F04С 5/00,1974 г.].
Радиальные нагрузки, возникающие в процессе работы двигателя, воспринимаются парой «каток-цилиндрическая поверхность корпуса». Однако каток в выходной части двигателя может отходить от цилиндрической поверхности корпуса под действием перекашивающего момента, поэтому данная конструкция не позволяет устранять перекос геометрической оси ротора под воздействием перекашивающего момента и центробежных сил, возникающих в процессе работы, поэтому двигатель имеет низкий кпд и ресурс, а корпус включает корпус статора и ряд переводников.
Кроме того, катки, жестко связанные с ротором, участвуют только в «переносном» вращении вокруг оси статора, а одновременное вращение ротора в другую сторону («абсолютное» вращение) осуществляется с проскальзыванием катков, что тормозит ротор.
Техническая задача заключается в повышении ресурса и кпд двигателя путем упорядочения движения и исключения перекоса ротора в процессе работы.
Сущность изобретения заключается в том, что винтовой забойный двигатель, включающий корпус, рабочий вал, героторный механизм, содержащий статор и ротор, число зубьев которого на единицу меньше числа зубьев статора, согласно 1-му пункту формулы изобретения, дополнительно включает радиальные опорные узлы входной и выходной частей двигателя, а также узел передачи вращения и осевой нагрузки с ротора на рабочий вал, ротор героторного механизма установлен на подшипниках радиальных опорных узлов входной и выходной частей двигателя, причем указанные узлы выполнены с возможностью вращения ротора относительно статора с эксцентриситетом, равным эксцентриситету героторного механизма, а корпус состоит из ряда переводников.
При этом радиальный опорный узел входной части двигателя включает жестко соединенный со статором входной переводник с каналами для прохода рабочей жидкости, в котором на подшипниках закреплена ось водила входной части двигателя, эксцентриковая часть указанного водила на подшипниках закреплена в роторе соосно ему, а радиальный опорный узел выходной части двигателя включает водило выходной части двигателя, причем ось водила выходной части двигателя закреплена на подшипниках во втулке соосно статору, а эксцентриковая часть размещена в подшипнике цапфы, имеющей резьбовое соединение с ротором, при этом цапфа связана с рабочим валом через узел передачи вращения и осевой нагрузки с ротора на рабочий вал, выполненный в виде подвижной шариковой муфты, вал которой размещен внутри водила выходной части двигателя.
Заявляемая конструкция согласно п.1 формулы изобретения позволяет организовать упорядоченное движение ротора в подшипниках радиальных опорных узлов входной и выходной частей двигателя без толчков и колебаний и с сохранением равномерного натяга в героторном механизме.
Осуществление вращения ротора относительно статора в радиальных опорных узлах с эксцентриситетом, равным эксцентриситету героторного механизма, позволяет при работе двигателя сохранять расчетное положение оси ротора, при этом перекашивающий момент и центробежные силы воспринимаются подшипниками указанных узлов, тем самым увеличивая ресурс двигателя.
Заявляемая конструкция позволяет выполнять героторный механизм укороченным при сохранении момента вращения, что упрощает технологию его изготовления и получение точных геометрических параметров, влияющих на увеличение ресурса.
Заявляемая конструкция позволяет повысить эффективный кпд двигателя до 60-70%, повысить мощность и момент вращения на 20-30% по сравнению с аналогами при одинаковом расходе рабочей жидкости.
Изобретение иллюстрируется следующим образом.
На фиг.1 изображен общий вид заявляемой конструкции двигателя.
На фиг.2 представлен радиальный опорный узел входной части двигателя в продольном сечении, а на фиг.3 — в поперечном сечении.
На фиг.4 изображен радиальный опорный узел выходной части двигателя, а на фиг.5 — рабочий вал с подшипниками.
На фиг.6 представлен радиальный опорный узел выходной части двигателя в увеличенном виде.
Винтовой забойный двигатель состоит из героторного механизма 1, включающего статор 2 и ротор 3, радиального опорного узла входной части 4 двигателя, радиального опорного узла 5 выходной части двигателя и узла рабочего вала 6.
Радиальный опорный узел 4 включает входной переводник 7, соединенный конической резьбой с бурильной трубой (не показана) и со статором 2. В центральном отверстии переводника 7 соосно статору 2 на подшипниках 8 закреплена ось водила 9 входной части двигателя. Эксцентриковая часть 10 водила 9 смонтирована на подшипниках 11 в роторе 3.
Распорные втулки 12, 13 и 14, 15 задают расстояния между подшипниками 8 и 11, соответственно.
Ось водила 9 с подшипниками 8 загерметизирована уплотнением 16, которое зафиксировано гайкой 17.
Эксцентриковая часть 10 водила 9 с подшипниками 11 загерметизирована уплотнением 18 и зафиксирована гайкой 19.
Входной переводник 7 имеет каналы 20 для прохода рабочей жидкости.
Радиальный опорный узел 5 выходной части двигателя включает водило 21 выходной части двигателя, закрепленное в подшипниках 22 во втулке 23, установленной соосно статору 2.
Эксцентриковая часть 24 водила 21 входит в подшипник 25, расположенный во внутренней выточке цапфы 26, которая ввернута на резьбе в нижний конец ротора 3. Подшипник 25 установлен соосно ротору 3.
Через внутреннюю полость водила 21 проходит вал 27 подвижной шариковой муфты 28. Шарики 29 размещены в выточках вала 27 и пазах цапфы 26 и рабочего вала 30. Подвижная муфта 28 обеспечивает передачу момента вращения от ротора 3 к рабочему валу 30. Втулка 23 на конусной резьбе соединена с рабочим валом 30.
Распорные втулки 31 и 32 задают расстояние между подшипниками 22.
Эксцентриковая часть 24 водила 21 загерметизирована уплотнением 33, зафиксированным гайкой 34.
Ось водила 21 загерметизирована уплотнением 35, зафиксированным гайкой 36.
Шайба 37 фиксирует подшипник 22 от продольного смещения.
В цапфе 26 выполнена выточка, в которую вставлен шарик 38, передающий осевое усилие от ротора 3 валу 27, который в свою очередь передает осевое усилие рабочему валу 30 через шарик 38, установленный в выточку рабочего вала 30.
Рабочий вал 30 имеет овальные отверстия 39 для прохождения рабочей жидкости во внутреннюю полость рабочего вала 30.
Переводник 40 верхним резьбовым концом соединен со статором 2, а нижним — с нижним переводником 41, в котором расположен подшипник скольжения 42.
Наружный диаметр рабочего вала 30 около овальных отверстий 39 загерметизирован уплотнением 43 и зафиксирован гайкой 44.
Второй подшипник скольжения 45 расположен в переводнике 46. Подшипники 42 и 45 соосны статору 2. Рабочий вал 30 в подшипнике 45 центрируется втулкой 47.
Осевая сила от рабочего вала 30 передается через шайбу 48 упорному подшипнику 49 и далее через шайбу 50 воспринимается торцом переводника 46.
Рабочий вал 30 конической резьбой 51 соединен со шпинделем (не показан).
Подшипники 8, 11, 22, 25 и их полости заполнены пластической смазкой типа ШРУС-4М ТУ 38.401-58-128-95, действие которой сохраняется длительный срок, достаточный для выработки ресурса работы двигателя.
Винтовой забойный двигатель работает следующим образом.
Рабочая жидкость (вода или буровой раствор) поступает во входную часть 4 двигателя из бурильной трубы (не показана), проходит через каналы 20 переводника 7 и попадает в героторный механизм 1. Далее рабочая жидкость попадает в кольцевую полость, образуемую втулкой 23 и переводником 40, затем, пройдя овальные отверстия 39, попадает в отверстие вала 30 и далее в отверстие шпинделя (не показано).
При включении двигателя ротор 3 начинает планетарное движение совместно с водилами 9 и 21, производя переносное вращение геометрической оси ротора 3 относительно геометрической оси статора 2 против часовой стрелки (при левом направлении зубьев резиновой прокладки статора 2).
Геометрическая ось ротора 3 вращается относительно оси статора 2 с радиусом, равным эксцентриситету «е» героторного механизма 1, при этом водила 9 и 21 имеют тот же эксцентриситет «е».
Поскольку водила 9 и 21 вращаются в подшипниках 8 и 22, соответственно, перекашивающий момент и центробежные силы, действующие на ротор 3, воспринимаются указанными подшипниками, движение ротора 3 становится упорядоченным.
Кроме того, ротор 3 поворачивается на эксцентриковых частях 10 и 24 водил 9 и 21 по часовой стрелке, совершая абсолютное движение. За счет разности в числе зубьев ротора 3 и статора 2 переносное движение редуцируется в абсолютное с передаточным числом, равным числу зубьев ротора 3. Момент вращения ротора 3 передается рабочему валу 30 с помощью шариков 29 и вала 27 муфты 28.
Конусная резьба 51 вала 30 предназначена для соединения со шпинделем (не показан) и передачи ему момента вращения.
Устройство и принцип работы винтового забойного двигателя. Характеристика винтового двигателя. 6570
Винтовые забойные двигатели предназначены для бурения нефтяных и газовых скважин шарошечными, лопастными и алмазными долотами. Винтовой двигатель может работать с использованием промывочных жидкостей любой плотности от аэрированных растворов плотностью меньше 1г/см 3 до утяжелённых плотностью более 2г/см 3 .
Основной особенностью винтового двигателя по сравнению с турбобуром является то, что он обладает относительно жёсткой рабочей характеристикой. По принципу действия ВЗД относятся к роторным машинам объёмного (гидростатического) типа. Объёмные двигатели действуют от гидростатического напора в результате наполнения жидкостью рабочих камер и перемещения вытеснителей. Под вытеснителем понимается рабочий орган, совершающий работу под действием на него давления жидкости. Ротор расположен в статоре с эксцентриситетом. Вследствие разницы чисел заходов в винтовых линиях статора и ротора их контактирующие поверхности образуют ряд замкнутых полостей – шлюзов между камерами высокого и низкого давления. Шлюзы перекрывают свободный ток жидкости через двигатель, в них давление жидкости создаёт вращающий момент, передаваемый долоту.
К особенностям принципа действия следует отнести:
— отсутствие быстроизнашивающихся распределительных устройств, поскольку распределение жидкости по шлюзам рабочих органов осуществляется автоматически за счёт соотношения числа зубьев и шагов винтовых поверхностей ротора и статора;
— кинематику рабочих органов, в движении которых сочетается качение со скольжением при относительно невысоких скоростях последнего, что снижает износ рабочей пары;
— непрерывное изменение положения контактной линии в пространстве, в результате чего механические примеси, находящиеся в перекачиваемой жидкости, имеют возможность выноситься потоком из рабочих органов.
Двигатель состоит из трёх основных узлов: секции двигательной, секции шпинделя и переливного клапана, которые соединяются между собой с помощью замковых резьб.
Переливной клапан предназначен для сообщения внутренней полости бурильной колонны с затрубным пространством при спуско-подъёмных операциях на скважине.
Секция двигательная и шпиндельная включает статор 1 и ротор 2, двухшарнирное соединение 3 и корпусные переводники 4 и 5. Рабочие органы, ротор и статор представляют собой зубчатую пару с внутренним косозубым зацеплением с разницей в числах зубьев, равной единице.
Статор 1 имеет десять внутренних винтовых зубьев левого направления, выполненных на обкладке из эластомера, привулканизированной к расточке корпуса.
Ротор 2, на наружной поверхности которого нарезаны девять винтовых зубьев левого направления, выполняется из коррозионностойкой стали или конструкционной стали с хромированием зубьев.
Верхний конец полого ротора 2 закрыт пробкой и свободен, а к нижнему присоединено двухшарнирное соединение 3, преобразующее планетарное движе-ние ротора в соосное вращение вала шпинделя.
Опора 6 предназначена для восприятия осевых нагрузок действующих на вал шпиндельной секции и на ротор двигателя. Осевая нагрузка на ротор двигате-ля сопоставима по величине с осевыми нагрузками на долото и может оказывать существенное влияние на работоспособность двухшарнирного соединения и на радиальные подшип-ки 7.
1-статор; 2-ротор; 3-двухшарнирное соед-ние; 4,5,11-верхний, сред-й и ниж-й переводники; 6-многорядная упорная шаровая опора; 7-радиальный подшипник; 8-вал шпинделя; 9-корпус шпинделя; 10-муфта соединительная; 12-ниппель; 13-распорное кольцо
Техническая характеристика дв-ляД-195(L,мм;Æ,мм, Заходность ротора и статора, Расход раб жидкости, л/с,
ω вала, с -1 ,ΔΡ, МПа; М-ент силы на валу, кН м)
Рабочая хар-ка забойного винтового двигателя типа Д2-172М:
:а — холостой ход двигателя (М = 0; п = max); 6 — режим максимального к.п.д. (оптимальный режим); в — режим максимальной мощности (экстремальный режим); г — тормозной реж (л = 0; М = max)