Признаки неисправности бензонасоса
Признаки неисправности бензонасоса
Бензонасос, это важнейший узел, который отвечает за подачу горючего в систему и поддержание нужного давления топлива. Что происходит, когда ломается бензонасос, каковы признаки неисправности бензонасоса и на что следует обращать внимание в таких ситуациях, обо всем этом расскажет данный материал.
Два вида бензонасосов
В старых, еще карбюраторных автомобилях, как правило, применялся механический бензонасос, но постепенно, его вытеснил электрический аналог. И сегодня авто с механическим бензиновым насосом встречаются крайне редко.
Расположен бензонасос в топливном баке и его основная задача организовать подачу бензина из бака в топливную систему автомобиля. Мало того, во многом, именно этот насос ответственен за поддержание нужного давления, во многом, но не во всем.
Симптомы неисправности бензонасоса
Бензонасос на ВАЗ
Собственно это скорее две стадии одной и той же неисправности, хотя бывает, что сбои в работе бензонасоса не ведут к его полному отказу. Особенно, когда эти сбои вызваны какими-то посторонними факторами. И так, бензонасос либо просто сбоит, либо вообще не работает. Вот это и есть все его поломки. Другое дело, что существует множество поломок других элементов, которые по своей симптоматике очень схожи с поломками бензонасоса.
Что касается признаков неисправности бензонасоса, то их может быть очень много, и как уже говорилось, они могут совпадать с симптомами неполадок в других узлах и системах авто. Поэтому, мы опишем, лишь самые распространенные и самые характерные из таких симптомов.
- автомобиль не заводится или часто глохнет;
- двигатель троит;
- посторонние шумы в работе двигателя;
- падения мощности двигателя;
- отсутствие характерного шума при работе бензонасоса;
Признаки весьма красноречивые, вот только не всегда удается понять, о чем они говорят. И здесь нам не обойтись без методов диагностики топливного насоса.
Читайте также: Машина дергается при разгоне — почему и что делать?.
Как определить неисправность бензонасоса
Как бы то ни было, но большинство признаков указывающих на неисправность бензонасоса могут свидетельствовать о неполадках в других системах и узлах машины. Троит автомобиль – может свечи, может зажигание, может какой-то датчик барахлит. Посторонние шумы в моторе – вообще могут быть вызваны разнообразными поломками. Даже когда мотор глохнет сразу же после запуска, грешить только на бензонасос не получится. К примеру, без показаний датчика положения коленвала, ЭБУ может остановить работу насоса, что является вполне себе штатной реакцией автомобиля на такую проблему. И даже снижение давления в системе, может быть вызвано нарушениями герметичности топливных магистралей, поломками перепускного клапана и другими сбоями.
Что можно сделать сразу же? В первую очередь, вы можете проверить работу бензонасоса перед запуском двигателя. Для этого, откройте крышку топливного бака и попросите кого-нибудь включить зажигание, не запуская стартер. В первые секунды после включения зажигания, вы должны услышать специфический шум работы бензонасоса. Если же он отсутствует, вероятнее всего, насос придется менять, хотя возможно, причина отказа в электроснабжении устройства.
Замер давления в топливной рампе, это еще один способ проверки бензонасоса. Нормальные показатели давления, как и правильную процедуру установки манометра, нужно смотреть в документации к вашему авто.
Чаще всего, в современных автомобилях при выходе из строя бензонасоса, производится его замена. Но спешить с этим не стоит. Возможно, причиной сбоев является не сам бензонасос, а например, фильтр грубой очистки, который попросту забился. В этом случае, поможет банальное очищение этой сеточки и ничего менять не понадобится. Так же стоит проверить проводку, предохранитель, а так же реле бензонасоса, возможно причина отказа устройства, кроется именно здесь. Опять-таки, проверка топливных магистралей, перепускного клапана, а то и самих форсунок, тоже будет не лишней.
Профилактика неисправностей бензонасоса
На что же обращать внимание, чтобы бензонасос ходил, как можно дольше? В первую очередь, это качество топлива и конечно же своевременная замена топливного фильтра. Если в бензине, который вы заливаете, будут содержаться различные посторонние включения, это скорее всего, негативно скажется на состоянии и сроке службы топливного насоса, и не только его. Поэтому, не стоить экономить на качестве горючего, так как подобная экономия потом выливается в очень солидные траты на ремонт автомобиля.
Следите за уровнем топлива в баке. Дело в том, что охлаждается бензонасос от того же самого бензина, который он накачивает. Соответственно, если топлива мало, или же насос работает вхолостую, он может перегреваться и поэтому, выходить из строя. Так же знающие люди, советуют чистить бензобак в положенное время и не пренебрегать этой процедурой. Вот, пожалуй и вся профилактика проблем с бензонасосом.
Читайте также: Почему плавают обороты на холостом ходу.
Как проверить бензонасос
Независимо от вида топлива, на которое рассчитан автомобиль, оно должно бесперебойно подаваться к двигателю. От этого напрямую зависит его надежность и стабильная работа. Качество отечественного бензина традиционно оставляет желать лучшего – от этого страдает большинство механизмов и систем двигателя, в первую очередь бензонасос. Для недопущения его поломки с самый неожиданный момент, нужно знать признаки и причины неисправности, а также придерживаться профилактических мер, позволяющих максимально продлить жизнь бензонасосу.
Назначение и принцип работы бензонасоса
Топливный насос предназначается для перекачки топлива из одной точки в другую. В автомобиле роль первой точки выполняет резервуар с горючим – бак, а второй – двигатель, куда и происходит перекачка. Данный процесс происходит при определенном давлении, которое поддерживается редуктором насоса, что является очень важным моментом.
Топливные насосы по типу привода подразделяются на 2 вида: электрические и механические. Внутри первого находится электродвигатель с мини-помпой, который работает от электросети и бесперебойно качает топливо в двигатель. Второй тип встречается все реже, так как установлен на карбюраторных машинах, и функционирует за счет возвратно-поступательного движения рычага.
Признаки неисправности бензонасоса
Механические бензонасосы
В механическом бензонасосе неисправности чаще всего возникают по причине износа уплотнительных прокладок и образования течи между частями корпуса. В результате герметичность конструкции нарушается, внутрь попадает воздух, топливо перестает попадать в карбюратор и двигатель глохнет. Похожее следствие вызывает разрыв мембраны и поломка клапанов. Автомобиль при этом начинает двигаться рывками, пока подача топлива совсем не прекратится.
Электрические бензонасосы
На машинах, имеющих механический и электронный впрыск, признаки неисправности бензонасоса немного разные, но их можно классифицировать в определенные группы:
- Двигатель не запускается. Вращения стартера при сухих свечах не вызывает вспышек в цилиндрах. В топливопроводе давления нет, или оно крайне малое, жужжания насоса при включении зажигания или работе стартера не слышно.
- Двигатель не запускается, хотя происходят отдельные вспышки в цилиндрах. Давление в топливопроводе присутствует, но без манометра его значение не определить. Свечи сухие.
- Двигатель запускается, нормально работает на холостом ходу, но нажатие на акселератор вызывает его остановку. При желании поднять обороты до средних возможно, но попытки тронуться приводят к тому, что мотор глохнет. На свечах присутствует черный налет, работа бензонасоса характеризуется меняющимся звуком.
- Двигатель запускается, нормально держит холостые обороты, на нейтральной скорости легко их набирает. Во время движения на средней и высокой скорости наблюдается «подергивание». Бывает, что после определенной отметки на тахометре обороты не набираются, а двигатель перестает выдавать требуемую мощность при нагрузке. При этом свечи белые, а по их виду кажется, что на автомобиле стоит слишком ранее зажигание или поступает обедненная смесь.
Стоит отметить, что вышеперечисленные симптомы неисправностей топливного насоса характерны и для других поломок двигателя, и по ним нельзя однозначно диагностировать неисправность бензонасоса. К примеру, обороты также плавают при неполадках в датчике воздуха, дроссельной заслонки, засорении форсунок или некачественном топливе.
Возможные причины неисправности бензонасоса
Механический бензонасос в разборе
Механический бензонасос может выходить из строя по следующим причинам:
- При нарушении целостности диафрагмы.
- После скапливания под клапанами грязи.
- При засорении фильтра.
- При потере пружиной упругости.
- При нарушении герметичности корпуса.
- При естественном износе деталей в процессе эксплуатации.
Электрический бензонасос современного автомобиля достаточно надежен. Неисправности в нем возникают только по причине воздействия определенных факторов, среди которых чаще всего встречаются следующие:
Сгоревшие контакты внутри бензонасоса
1. Неисправная проводка в виде грязных, ржавых, расплавленных или поврежденных проводов в топливном комплексе создают помехи в работе устройства, а также ограничивают необходимые параметры тока, затрудняя перекачку топлива.
2. Мусор и посторонние примеси в топливном баке в виде ржавчины, грязи, воды, механических частиц, проникающих в бензонасос, и вызывающих его поломку.
Засоренный фильтр бензонасоса
3. Засоренный топливный фильтр мусором из бака способствует резкому снижению давления, создаваемого насосом и ухудшению параметров его работы.
Расплавленная турбина бензонасоса
4. Длительная езда на автомобиле с небольшим количеством топлива, при котором насос находится в не погруженном состоянии, испытывает значительный перегрев, быстро расходует внутреннюю смазку и выходит из строя.
5. Естественный износ трущихся частей насоса.
Проверка бензонасоса
Проверка механического бензонасоса
Проверка работоспособности механического бензонасоса проводится отключением шланга от выхода ручной прокачки, после чего рычагом на насосе качают топливо, которое при отсутствии поломок должно подаваться струей в такт движению. Во время проведения процедуры под патрубок подстилают ветошь, чтобы бензин не разлило в моторном отделении.
Проверка неисправностей электрического топливного насоса осуществляется следующими способами:
Проверка фильтра на электрическом бензонасосе
1. Проверка фильтра. Чаще всего проблемы с работой устройства возникают при засорении фильтра грубой очистки, что характерно появлением следующих признаков:
- Падением мощности мотора;
- Слабой тягой на высоких оборотах;
- Затрудненным запуском двигателя;
- Нестабильной работой на холостых и малых оборотах.
Проверка давления в топливной рампе
2. Проверка давления в топливопроводе, по результатам которой можно более точно определить возникшую проблему с насосом:
- На холостых оборотах давление должно составлять 0,23-0,25 кПа;
- При пуске двигателя давление должно достигать 0,3 кПа;
- В переходном режиме – 0,28-0,3 кПа.
Если на переходном режиме насос не выдает нужное давление, то высока вероятность засорения сетки фильтра грубой очистки. Если давление в топливопроводе при пережатой трубке обратной подачи не достигает 0,4 кПа – это значит, что степень износа насоса достаточно высокая.
3. Проверка насоса на механические повреждения. В случае значительно износа механизма насоса или попадания в него грязи, будет слышен характерный шум. При включении зажигания бензонасос работает, но с явными признаками неисправности механизма.
Ремонт
Ремонт механического бензонасоса
Ремонт механического бензонасоса состоит из установки на него нового ремкомплекта (диафрагмы и клапанов), и при необходимости износившегося толкателя с пружиной. Более глубокий ремонт данного устройства нецелесообразен, так как затраты на приобретение и ремонт износившихся деталей приближаются к стоимости нового изделия. Если корпус насоса деформирован или поврежден, требуется его полная замена.
Ремонт электрического бензонасоса
Электрический бензонасос оснащен неразборным корпусом, и при его поломке производят замену изделия на новое. Без специальных навыков, оборудования и запасных частей его вскрытие и ремонт невозможен. Но некоторые мастерские берутся за подобную работу, цена которой ниже, чем покупка нового насоса. Основные поломки устройства следующие:
- Поломка щеток и коллектора двигателя. Ремонт предусматривает их замену на новые.
- Поломка пластмассовой муфты, соединяющей ротор и вал якоря двигателя. Муфта меняется на новую.
- Поломка якоря. Ремонт предусматривает перемотку данной детали.
Описанные действия позволяют устранить неисправность бензонасоса на всех моделях ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.
Профилактика поломок бензонасоса
Лучшей профилактикой для долговременной работы бензонасоса является его бережная и правильная эксплуатация, а также соблюдение следующих правил:
- Все плановые ремонты автомобиля должны сопровождаться заменой всех топливных фильтров.
- Необходимо контролировать и обеспечивать чистоту топливного бака и фильтров, а также следить за качеством заправляемого топлива (отсутствие в нем воды, песка и других примесей).
- Ликвидация возможности попадания в бак для топлива воды.
- Беречь корпус бензонасоса от механического воздействия, вызывающего вмятины и трещины, способствующие развитию коррозионных процессов.
Может ли умирающий топливный насос мешать ГБО правильно выполнить калибровку?
Здравствуйте!
Пожалуйста сильно не пинайте если этот вопрос поднимался и просто направьте в нужное русло.
Вопрос в следующем: Авто очень много кушает пропана. Расход 16 литров по городу. Облазили всю машину. Сделали всю возможную диагностику как бензиновой системы так и газовой и нашли только лишь умирающий топливный насос.
Может ли умирающий топливный насос (давление 2.3) мешать ГБО правильно выполнить калибровку? Если я верно понимаю то ЭБУ ГБО берёт время впрыска бензиновой форсунки умножает (или что то другое делает) на какой то свой коэффициент и тем самым получается время открытия газовой форсунки. Верно? Так вот если умирающий бензонасос не нагнетает нужное давление в топливной системе бензиновая форсунка по идеи открывается на более долгий промежуток времени.
Верно я думаю или заблуждаюсь?
Всем откликнувшимся заранее большое спасибо!
Просто если бензонасос не может влиять на настройку и работу ГБО то сейчас в не очень хорошем финансовом положении не хотелось бы на ветер выкинуть не лишние две-три тыщи.
Комментарии 23
В описании настройки гбо написано чтобы бензин работал хорошо, если не будет гуд то и газ будет тянуться за бензином.делайте бензин и после газ.только так.
Если автокалибровка и накатка бензиновой карты проходила на исправном бензонасосе, то у меня есть много вопросов…
При чем здесь время бензиновых форсунок при работе двигателя на газу? И бензиновые мозги, и лямбда думают что работает на бензине. И если с газом все нормально, то при чем здесь большее открытие бензиновых форсунок? Они в этом случае показывают нормальное время открытия, какое и должно быть.
Если при работе на бензине, нет перерасхода бензина, то при чем здесь бензиновые причандалы, всякие там лямбды, бензиновые насосы и т.п? В этом случае виновато только ГБО.
И по большей части сами настройки. Может просто поменять настройщиков?
Бензонасос может влиять только на автокалибровку, и то не всегда. Если мозги типа СТАГа, то там автокалибровка происходит на холостых оборотах, и бензина вполне достаточно.
Если типа ЗЕНИТа, то там нужно подымать обороты до 3-х тыс, и может быть не хватка бензина, хотя нагрузки нет, и нехватка маловероятна.
Бензонасос, его временные отказы, и не хватка давления влияют ТОЛЬКО! на накатку бензиновой карты.
Так как там идет нагрузка, увеличивается подача бензина, и если его не достаточно, то увеличивается время открытия бензофорсов. Больше ни на что он не влияет. Но если не получится нормально накатать бензокарту, то, естественно, нормально не накатаешь и газовую. Так как коэфициент перерасчета газомозгом берется от бензиновой карты, которая не корректно накатана.
Это все понятно как «Божий день».
Мое мнение, если насос дает постоянно 2,5кгсм2, то это нормально. Если он с перебоями работает, то нужна замена, ну или с плоским бензобаком, доливка бензина ( может его там мало). Хотя может быть забит бензофильтр, что тоже может давать такой симптом.
Все остальное уже от оборудования и (главное) настройки ГБО.
И ответственных настройщиков ищи.
Мира и удачи!
Не, автокалибровка и накатка бензиновой карты делались уже когда было известно о плохой работе бензонасоса
И как же тогда авто нормально ездило раньше? С такими настройками?
Если бензонасос действительно не рабочий, , а это выясняется очень просто — на бензине тоже плохо работает двигатель, то замена бензонасоса на исправный — ОДНОЗНАЧНО.
И снова автокалибровка, накатка карт и сама настройка.
Дерзай!
но у меня полюбому лямбда .когда поднялса расход время стало 4.8 было 2.8-3.2 отключил лям. стало 3.6-3.8 стало чуть меньше жрать но не идеал
Я тебе вот что скажу, меняй насос. Посуди сам, если насос мертвый, как твои форсы будут работать? какое будет время открытия? правильно они будут дольше оставаться открытыми а значит твои бензиновые форсунки будут показывать 2.8 А вообще перед тем как ставить ГБО, рекоммендуется менять свечи, чистить форсунки вообщем исправлять топливную систему бензинового впрыска.
Спасибо!
Да когда ставили ГБО авто вообще было новое. Прошло как 15 000. Всё было исправно как часы. Просто вот последние месяца три начал замечать что на заправку стал заезжать значительно чаще. Сделал замеры и ужаснулся. Ну и понеслось. Сначала поменял что не нужно менять потом то что менять не требовалось и потом уже решил заехать на диагностику ГБО. От туда отправили на диагностику инжектора. В итоге сказали что кроме насоса в авто всё здорово. Как итог выкинуто куча очень нужных денег, в гараже теперь много различных запасных комплектующих а проблема осталась!
У меня просто на моей машине была аналогичная проблема.
Спасибо!
Да когда ставили ГБО авто вообще было новое. Прошло как 15 000. Всё было исправно как часы. Просто вот последние месяца три начал замечать что на заправку стал заезжать значительно чаще. Сделал замеры и ужаснулся. Ну и понеслось. Сначала поменял что не нужно менять потом то что менять не требовалось и потом уже решил заехать на диагностику ГБО. От туда отправили на диагностику инжектора. В итоге сказали что кроме насоса в авто всё здорово. Как итог выкинуто куча очень нужных денег, в гараже теперь много различных запасных комплектующих а проблема осталась!
Рекомендую сменить заправку! Делаем так, заканчивается газ, едем на другую заправку и заправляемся до полного (когда срабатывает отсечка в баллоне и при этом не говорим заправщику объем баллона), обнуляем суточный одометр, средний расход и среднюю скорость, далее откатываем весь газ и смотрим сколько проехали, считаем (кол. газа в литрах делим на пробег и умножаем на 100), едем на другую заправку и повторяем процедуру и т. д. Хорошей заправкой будет та, на которой меньше всего газа в пустой баллон влезло, а пробег был максимальный и не обязательно смотреть в сторону именитых заправок или там где дешевле / дороже!
Карбюратор
Недостаточная подача топлива бензонасосом
Наряду с неисправностями карбюратора причиной глубокой задержки при ускорении может быть недостаточная подача топлива бензонасосом. Проявляться это может на больших скоростях, когда мотору требуется много бензина. Для проверки объёма подачи топлива нужно соблюдать логическую схему. На пути бензина из бака до карбюратора может появиться множество преград, которые в той или иной степени могут затруднять прохождение топлива. Если беспорядочно искать неисправность, то можно легко запутаться в диагностике, наделать ненужных покупок и зря потратить много времени.
В первую очередь проверяется состояние топливного фильтра. Показателем чистоты топливного фильтра в прозрачном корпусе является желтизна фильтрующего элемента. Чем меньше видно жёлтого цвета, тем больше в фильтре грязи. И чем больше грязи, тем хуже пропускная способность фильтрующего элемента. Увеличение размеров фильтра означает увеличение срока службы фильтра. И наоборот.
Для уверенности в чистоте фильтра нужно его снять, вылить из него бензин и попробовать его продуть. Надо ли говорить, что чистый фильтр продувается легко, а забитый — вообще не продувается.
Кроме сменного фильтра тонкой очистки нужно ещё проверить фильтр на входе в карбюратор.
Чтобы визуально оценить качество подачи топлива нужно снять с карбюратора топливный шланг подачи, направить его в чистую пластиковую бутылку и завести мотор.
За 10 — 12 секунд механический насос должен накачать около 0,5 л. бензина. Плохая подача топлива всегда явно выражена и с хорошей подачей её не перепутаешь. Бензин должен выходить мощной пульсирующей струёй с сечением, равным сечению топливного шланга.
Проверять подачу топлива ручной подкачкой бензонасоса не имеет смысла, так как нам важен привод насоса от мотора. При плохой подаче на заведённом моторе бензин течёт тонкой струйкой или с перебоями. Для выяснения причины нужно обязательно отсоединить насос от мотора, не снимая топливных шлангов и нажимая вручную шток или рычаг привода бензонасоса проверить эффективность его работы. Такая проверка нужна для того, чтобы исключить неисправности в приводе насоса от мотора.
Если на отсоединённом от мотора насосе подача бензина резко улучшилась, значит причиной плохой подачи на моторе была большая толщина прокладок между насосом и двигателем. Изменение толщины прокладки на 0,5 мм. может существенно повлиять на производительность насоса, как в лучшую, так и в худшую сторону. Такая неисправность характерна для насосов с прямым штоком привода и часто встречается на автомобилях “Жигули”, “Москвич”, “Форд”, “Опель” и др.
Бывает, что причиной плохой работы насоса может быть и уменьшенная толщина прокладок. Но такая неисправность встречается гораздо реже.
Кроме толщины прокладок на производительность насоса влияет:
- длина штока привода, которая может уменьшиться из-за выработки на торцах,
- выгибание фланца крепления насоса удаляет рычаг от привода,
- износ рычага в насосе из-за плохого качества металла чаще встречается на новых насосах.
Если на отсоединённом от мотора насосе подача бензина не улучшилась, то нужно снять с насоса топливные шланги и проверить его работу уже на столе, перекачивая бензин из бутылки в бутылку. Для этой проверки лучше применять прозрачные пластиковые трубки, которые дают возможность контролировать в бензине появление пузырьков воздуха. Чем меньше пузырьков — тем лучше производительность насоса.
Если на столе насос показывает хорошую производительность, нужно опять подсоединить его к патрубку от бензобака на автомобиле и вручную проверить качество подачи топлива. К мотору насос не прикручивать. При этих проверках нельзя торопиться. Лучше повторить проверку несколько раз, чтобы быть уверенным в результате.
Если исправный насос не может эффективно качать бензин в ручном режиме из бензобака, значит неисправность находится в баке или в топливных шлангах.
Какие причины могут помешать прохождению бензина к насосу?
- Загрязнение топливных шлангов.
- Перегиб на излом топливных шлангов.
- Слабо затянутые хомуты.
- Сплющенные от удара металлические топливопроводы.
- Загрязнение впускного топливного фильтра в баке. Зимой — замерзание воды в баке и в трубках.
- Неисправный электромагнитный клапан, перекрывающий проход бензину на автомобилях с газовой установкой.
- Топливные шланги из небензостойкой резины могут распухнуть и перекрыть своё внутренее отверстие.
- Пластиковые трубки на одноразовых топливных фильтрах могут быть передавлены при затягивании хомутов.
- Забитая вентиляция бензобака приводит к созданию в баке разрежения и это затрудняет выход топлива.
Указанная схема проверок подачи топлива является наиболее быстрой. Если не соблюдать последовательность, то на диагностику может уйти много времени, да и новый бензонасос окажется купленным зря.
Ремонту подлежат только разборные насосы. Не стоит браться за ремонт насоса, корпус которого полностью завальцован. Это трудно и очень опасно. Установив на чужой автомобиль отреставрированный насос с завальцовкой корпуса, вы взваливаете на себя полную ответственность за возможный пожар. А это, по меньшей мере, глупо.
Ремонт разборного насоса не представляет особой сложности. Наиболее частыми неисправностями здесь являются:
- Разрыв диафрагмы, засорение корпуса.
- Поломка клапана или пружины, выпадение входного и выходного штуцеров.
Последняя неисправность представляет особую опасность, так как во время езды может возникнуть пожар. Поэтому во время проверок нужно обратить внимание на прочность запрессовки штуцеров.
Следствием недостаточной производительности бензонасоса может быть не только провал мощности при ускорении. Этот признак проявляется совместно с ухудшением динамики разгона автомобиля на больших скоростях. С места автомобиль разгоняется неплохо и даже несколько минут едет хорошо. Но это быстро кончается, скорость снижается с рывками и если продолжать давить на газ, то мотор быстро заглохнет. Чтобы продолжить движение в такой ситуации, нужно дать возможность мотору поработать на холостом ходу в течении 30 сек. За это время в поплавковой камере успевает собраться достаточно бензина и появляется возможность короткое время ехать нормально. Наилучшим вариантом езды в данной ситуации будет короткий, плавный разгон и дальнейшее продолжительное движение накатом.