Датчик абсолютного давления
Датчик абсолютного давления
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из блока управления, целой группы датчиков и исполнительных устройств. При этом одним из важнейших датчиков на инжекторном бензиновом или дизельном моторе является так называемый MAP-сенсор или датчик ДАД (датчик абсолютного давления воздуха).
• контролирует количество воздуха, который поступает в цилиндры силового агрегата; • контроль осуществляется динамически (с учетом постоянно изменяющихся нагрузок и условий работы двигателя);
При этом ДАД активно учувствует в процессе смесеобразования. Блок управления определяет количество воздуха и подает на основании полученных данных необходимое количество топлива для формирования оптимальной по составу рабочей смеси топлива и воздуха. Любые сбои и неисправности датчика приведут к нарушениям в работе мотора. Подробнее читайте в нашей статье.
Датчики абсолютного давления: виды, устройство и принцип работы
Чтобы понять, что такое ДАД, следует рассмотреть общий принцип работы инжекторного мотора. Воздух поступает во впускной коллектор, после чего блоку управления необходимо рассчитать, сколько топлива подать через форсунки для приготовления оптимальной по составу топливовоздушной смеси.
Для определения количества воздуха, на впуске установлен датчик давления во впускном коллекторе. Фактически, ДАД датчик необходим для измерения текущего давления воздуха, который поступает во впускной коллектор.
Затем датчик на коллекторе передает информацию на ЭБУ, после чего блок управления корректирует количество топлива, момент впрыска и т.д. При этом датчики абсолютного давления являются аналогом ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).
Неисправности ДАД
Признаки неисправности датчика, в первую очередь выявляются в переходе электронного блока управления авто в экстренный режим работы. На что это влияет? Во-первых, мотор будет работать не экономно, выявится перерасход бензина. Появляется небольшая детонация, ухудшается разгон автомобиля, появляется запах горючего из выхлопной системы. Далее, двигатель не сбавляет обороты несмотря на долгое прогревание и достижения рабочей температуры, рывки при переключения передач.
Что следует предпринять автомобилисту неопытному в таких делах? Следует знать, что ДАД во впускном коллекторе — достаточно надежный элемент, редко имеющий какую-либо неисправность. Поломки следует искать прежде всего в контактах и гибких шлангах, соединяющих штуцер и впускной коллектор. Нужно прежде всего рассмотреть разрыв гибких трубок или их загрязнение. Конечно же, при нарушений целостности трубок, их следует просто заменить а загрязнение почистить. Это все касается внешних неисправностей. Если все-таки что то не так с самим датчиком, даже не пытайтесь что либо предпринять самостоятельно! ДАД настолько сложное устройство, что безграмотное вскрытие просто разрушит его. Здесь выходом может быть полная замена прибора.
Устройство датчика абсолютного давления воздуха
Датчик абсолютного давления воздуха производит замеры абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе. При этом давление замеряется относительно «нулевой» точки низкого давления или вакуума. Кстати, еще существуют датчики относительного и дифференциального давления, которые меряют и затем производят сравнение давления воздуха с атмосферным.
Что касается автомобилей, сегодня активно используются ДАД, в основе которых лежит пьезорезистивный чувствительный элемент MEMS (микроэлектромеханический сенсор, МЭМС). Такие датчики имеют чувствительный электронный элемент, закрепленный на механической подвижной мембране. Благодаря такому взаимодействию электроники и механики устройство эффективно замеряет давление воздуха.
В целом, по конструкции ДАД представляют собой: 1. пластиковый корпус, к которому присоединен патрубок для подключения к впускному коллектору; 2. с другой стороны корпуса выполнен электрический разъем для подключения к блоку управления; 3. внутри корпуса стоит чувствительный элемент.
При этом ДАД могут иметь разные типы чувствительного элемента. Например, тензорезисторы и чувствительный элемент на толстопленочной кремниевой подложке, где формируется замкнутый воздушный пузырек. Другой возможный вариант — мембрана с пьезорезисторами и закрытый объем (объем с опорным давлением).
Типовые неисправности датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.
В зависимости от устройства системы управления двигателем (наличие или отсутствие датчика расхода воздуха), неполадки в работе датчика могут привести как к переключению блока управления на аварийный режим работы, так и вовсе к невозможности запуска и работы двигателя. Применяемые в современных системах управления двигателем датчики давления обладают очень высокой надёжностью. В большинстве случаев, причиной неправильной работы датчика абсолютного давления во впускном коллекторе является неисправность соединения входного штуцера датчика с внутренним объёмом впускного коллектора. Часто соединяющий гибкий трубопровод разрывается, реже «закоксовывается» (либо сам трубопровод, либо штуцер во впускном коллекторе). Поэтому, при проведении проверки датчика абсолютного давления во впускном коллекторе, необходимо обязательно проверить исправность трубопровода. Необходимость замены датчика иногда возникает по причине неисправности датчика температуры воздуха, который может быть конструктивно объединён с датчиком абсолютного давления во впускном коллекторе. Тем не менее, встречаются и случаи выхода из строя самого датчика абсолютного давления. При необходимости, можно провести проверку датчика. Для этого необходимо обеспечить подвод к штуцеру датчика различных значений давления / разрежения в допустимых для данного датчика пределах (путём запуска двигателя, если это возможно, или другими вспомогательными средствами), контролируя при этом выходной сигнал датчика.
Осциллограмма выходного напряжения исправного датчика абсолютного давления впускном коллекторе. Пуск двигателя и работа на холостом ходу без нагрузки.
Выходное напряжение датчика изменяется пропорционально величине давления во впускном коллекторе. В данном случае, с увеличением разрежения во впускном коллекторе, выходное напряжение датчика уменьшается.<> Характеристика датчика абсолютного давления во впускном коллекторе производства FORD имеет следующую зависимость: — при включенном зажигании и остановленном двигателе (разрежение во впускном коллекторе при этом отсутствует) частота выходного напряжения датчика составляет около 160 Hz; — при работе прогретого до рабочей температуры двигателя на холостом ходу без нагрузки (величина разрежения во впускном коллекторе составляет
0,65 Bar), частота выходного напряжения датчика составляет около 105 Hz; — при увеличенной до 3-х тысяч оборотов в минуту частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (величина разрежения во впускном коллекторе составляет
0,7 Bar), частота выходного напряжения датчика составляет около 100 Hz.
Как проверить датчик абсолютного давления Шевроле Лачетти
Датчик абсолютного давления (ДАД) Chevrolet Lacetti является одним из наиболее надежных элементов ДВС. В среднем датчик абсолютного давления отрабатывает по 200 000 – 250 000 (км) пробега.
При неправильной работе ДАД автомобиль начинает проявлять излишнюю капризность, которая заключается в следующих симптомах:
- Троение двигателя
- Рывки и провалы при передвижении
- Двигатель перестает заводиться с первого раза
- Двигатель самопроизвольно глохнет
- Заметный перерасход топлива
О неправильной работе датчика абсолютного давления оповестит аварийный индикатор Check Engine.
Обратите внимание, опытные специалисты не прибегают сразу к замене неправильно работающего ДАД . Дело в том, что датчик абсолютного давления подключается к ЭБУ при помощи токоведущей проводки. Такое часто случается, что какой-то из проводов начинает коротить или попросту обрывается. Сам датчик при этом остается полностью работоспособным, а ЭБУ начинает получать некорректные показания давления во впускном коллекторе.
О данной неполадке рассказывает и автор видеоролика. Мастер произвел «прозвонку» проводов ДАД, что позволило исключить жгут проводов из числа виновников некорректной работы датчика абсолютного давления.
Пошаговая инструкция, как проверить работу ДАД Chevrolet Lacetti
- Останавливаемся и глушим машину.
- Открываем капот и отключаем минусовую клемму от батарейного блока.
- Извлекаем проводную колодку ЭБУ. Предварительно необходимо вытянуть фиксатор. Он достаточно плотно сидит на своем посадочном месте, поэтому мастеру потребуется помощь отвертки или любого другого тонкого и прочного предмета. Автор видеоролика использовал ключ на 10.
- Отключаем проводную колодку от ДАД. Чтобы извлечь проводную колодку, необходимо предварительно освободить фиксатор разъема.
- Настраиваем мультиметр. Необходимо задействовать режим «прозвона». Если такой опции в измерительном приборе нет, то необходимо установить регулятор сопротивления на минимальное значение. Автор видеоролика установил сопротивление на 200 (Ом). Дополнительно необходимо измерить сопротивление самих щупов. Мастер получил 1,2 (Ом).
К щупам необходимо подсоединить тонкие провода. Это нужно для того, чтобы кончиками проводов проникать в пиновые разъемы. Если же в разъемы полезть щупами, то пины могут попросту повредиться. Замер сопротивления щупов производится после подключения тонких удлинителей.
- Тонкой насадкой одного из щупов подключаемся к разъему №13 на проводной колодке ЭБУ.
- Тонкой насадкой второго щупа подключаемся к разъему №1 на проводной колодке датчика абсолютного давления. Это разъем массы, то есть минусовое соединение.
- Контролируем сопротивление. Значение сопротивления должно составлять 1,2 (Ом). Допускается небольшая погрешность 1,1-1,3 (Ом). Чтобы удостовериться в отсутствии нестабильных контактов, жгут проводов от ДАД к ЭБУ нужно подергать в различных местах, особенно в месте стыковки проводов, которые идут от других датчиков.
- Тонкой насадкой одного из щупов подключаемся к разъему №10 на проводной колодке ЭБУ.
- Тонкой насадкой второго щупа подключаемся к разъему №3 на проводной колодке датчика абсолютного давления. Это разъем питания, на него подается напряжение +5 (В).
- Контролируем показание мультиметра. Сопротивление должно составлять 1,2 (Ом). Допускается небольшое отклонение от эталона. Как и в предыдущем случае, необходимо прощупать всю длину провода, идущий от ДАД к ЭБУ. Если при этом не происходит никаких изменений в значении сопротивления, значит проводка нигде не отходит и не коротит. Это хорошо.
- Тонкой насадкой одного из щупов подключаемся к разъему №75 на проводной колодке ЭБУ.
- Тонкой насадкой второго щупа подключаемся к среднему разъему на проводной колодке датчика абсолютного давления. Это сигнальный разъем, при помощи которого ЭБУ сообщается с датчиком абсолютного давления.
- Замеряем значение сопротивления. Оно должно составлять 1,2 (Ом), как и во всех предыдущих случаях. Допустима небольшая погрешность. Будет хорошо, если жгут проводов будет еще раз хорошенько прощупан.
- Собираем узел в обратной последовательности. Автор видеоролика настоятельно рекомендует обрабатывать подвергнутые диагностике разъемы специальной смазкой для электрических контактов.
При наличии стабильного сопротивления мастер может быть уверен, что жгут проводов не оказывает никакого побочного воздействия на корректность работы датчика абсолютного давления.
Проверка напряжения датчика
Отсоединяем минусовой провод от АКБ и извлекаем проводную колодку ДАД.
Прокалываем провода на разъемах № 1 и 3 колодки датчика абсолютного давления. Проколы лучше всего делать при помощи обыкновенных канцелярских скрепок.
Подключаем к скрепкам измерительные щупы. Лучше всего подключать щупы через самозажимные прищепки. К разъему №1 подключаем «+», а к разъему №3 подключаем «-».
Включаем зажигание.
Контролируем значение напряжение. У автора видеоролика напряжение составило 4,86 (В).
Как заменить ДАД
Если проверка жгута проводов показала, что участок проводки от датчика абсолютного давления к ЭБУ работает без перебоев, то есть смысл осуществить замену старого ДАД на полностью новый аналог. Датчик абсолютного давления находится сразу под капотом. К датчику можно удобно подобраться без каких-либо ограничений.
- Глушим машину.
- Отключаем минусовой провод от АКБ.
- Отключаем проводную колодку. Предварительно следует освободить фиксатор.
- Откручиваем болт, которым датчик крепится к кронштейну. Мастеру по требуется помощь ключа на 10.
- Снимаем воздушный шланг со штуцера. Нужно просто сдернуть шланг, он фиксируется на штуцере за счет одной посадки с натягом.
- Производим замену старого ДАД на полностью новый аналог.
- Собираем узел в обратной последовательности.
- Заводим двигатель и делаем пробный заезд. Необходимо удостовериться, что симптомы неправильной подготовки топливно-воздушной смеси пропали.
Отправляем неправильно работающий датчик абсолютного давления на утилизацию. Восстанавливать старый ДАД не имеет смысла, так как он неремонтопригоден.
МАП сенсор ГБО: что это, для чего и как это работает? Подробно о датчике абсолютного давления газа
Всем привет. Сегодня на gboshnik.ru поговорим о датчике абсолютного давления газа (ДАД). Вы узнаете много интересного об этом устройстве, например, для чего оно необходимо, как устроено, о принципе его работы, а также об основных неисправностях МАП сенсора ГБО.
MAP Sensor (Manifold Absolute Pressure, МАП сенсор, МАП датчик) он же датчик абсолютного давления газа, который используется на 4-м поколении ГБО. Используется этот датчик для контроля давления, как это уже понятно из названия. МАП датчик контролирует абсолютное давление (уровень разрежения воздуха во впускном коллекторе) и может быть аналоговым или цифровым. Данные, которые передает MAP Sensor, предаются в ЭБУ, после чего на их основании корректируется ГВС (газовоздушная смесь). Абсолютное давление позволяет также определить степень нагрузки на силовой агрегат, а также угол открытия дроссельной заслонки.
Как вы понимаете, от правильности работы МАП сенсора зависит правильность пропорции ГВС, которая поступает в цилиндры, а значит и общая производительность двигателя. Любой сбой в работе ДАД приведет к нарушению пропорции и смесь станет либо «богатой», либо «бедной». В любом из этих случаев мотор будет работать некорректно и в результате могут возникнуть провалы мощности или перерасход топлива.
Как это работает?
При всей своей важности МАП датчики имеют довольно простое устройство, поэтому весьма надежны. Устройство представляет собой корпус, в котором располагаются пьезорезистивные преобразователи. Корпус имеет входы и выходы, которые реализованы в виде подводящих штуцеров. ДАД оценивает разность давления, после чего посылает частотный сигнал в блок управления. Когда абсолютное давление снижается, разрежение увеличивается, выходное напряжение МАП датчика снижается. Эта информация обрабатывается ЭБУ, после чего производится коррекция газовой смеси.
Несмотря на то, что основная идея создания MAP Sensor заключается в измерении абсолютного давления, этот датчик способен выполнять другие функции, к примеру, измерять температуру газа, а также степень разрежение воздуха.
Основные причины неисправности датчика абсолютного давления газа и признаки, указывающие на это
Среди распространенных причин неисправности МАП сенсора является некорректная установка датчика. Во время установки следует соблюдать определенные правила. Так ДАД следует крепить разъемом вниз, выше фильтра тонкой очистки, впускного коллектора, а также газовой рампы распределителя. Такое расположение исключит скопление пара, появление загрязнений, а также конденсата в корпусе МАП датчика. В итоге МАП сенсор будет работать исправно, а срок его службы будет существенно увеличен.
Признаки неисправности MAP Sensor следующие:
- Повышенный расход топлива;
- Нестабильные «плавающие» обороты;
- Самопроизвольное переключение режима газ/бензин;
- Рывки и провалы при резком нажатии на педаль «газа»;
- Мотор не переключается на газ;
- Падение мощности, мотор не тянет.
Причина некорректной работы ДАД, как правило, заключается в том, что «пробивало» датчика давления, в результате чего он прекращал отслеживать изменения в давлении газа. Также выходить из строя может и датчик разрежения. Происходит это, как правило, в результате неправильного подключения шлангов разрежения и давления. Учитывая это, некоторые производители стали объединять эти датчики, в результате появилась возможность подключать шланги как угодно.
Второй причиной неисправности может стать плохой контакт в результате окисления проводки, а также утечка газа из-за нарушения герметичности резиновых уплотнителей или штуцеров. Не спешите сразу же менять MAP Sensor, нередко его можно починить, тем более в продаже уже имеются готовые наборы для ремонта, так называемые ремкомплекты.
На этом у меня все. Я, надеюсь, ответил на основные вопросы!? Теперь вы знаете, что такое МАП сенсор, для чего необходим, как устроен и как понять, что он вышел из строя. Напишите в комментах, что вам известно об этом датчике, приходилось ли вам его ремонтировать и как проявлялась его неисправность. Спасибо заранее.
Благодарю за посещение ГБОшника, до новых встреч здесь же. Всем пока!
Признаки неисправности в датчике абсолютного давления во впускном коллекторе
Общими признаками неисправности в датчике абсолютного давления в коллекторе являются чрезмерный расход топлива, снижение мощности и высокое количество вредных веществ в результате проверки выхлопа автомобиля.
Датчик абсолютного давления коллектора (ДАД) используется модулем управления трансмиссии (МУТ) для определения нагрузки двигателя. МУТ рассчитывает необходимое количество топлива для впрыскивания в цилиндры.
Датчик измеряет абсолютное давление внутри впускного коллектора двигателя. Атмосферное давление на уровне моря составляет около 1 атм. Когда двигатель выключен, абсолютное давление внутри впуска равно атмосферному давлению, поэтому ДАД покажет величину около 1 атм. В абсолютном вакууме датчик покажет величину, равную 0 атм. А когда двигатель работает, движение поршней вниз создает вакуум внутри впускного коллектора (согласно системе управления двигателем, когда технический специалист говорит о вакууме, он подразумевает давление, которое ниже атмосферного). Вакуумный вентилятор обычно работает от 45 до 50 см ртутного столба. При 50 см ртутного столба датчик будет показывать около 0,3 атм. Это связано с тем, что ДАД измеряет «абсолютное» давление, основанное на абсолютном вакууме, а не на атмосферном давлении.
Неисправный ДАД может привести к серьезным сбоям в системе регулирования топлива, увеличению вредных веществ в выхлопных газах и повышению расхода топлива. К признакам неисправного датчика относят:
Чрезмерный расход топлива
Если ДАД указывает на высокое давление во впускном коллекторе, то это говорит о высокой нагрузке двигателя и увеличении подачи топлива в двигатель. Это, в свою очередь, снижает общую экономию топлива, а также увеличивает количество выбросов углеводородов и окиси углерода от вашего автомобиля в окружающую атмосферу. Углеводороды и окись углерода являются одними из химических компонентов смога.
Снижение мощности
Если датчик указывает на низкое давление во впускном коллекторе, то это говорит о, наоборот, низкой нагрузке двигателя. МУТ реагирует, уменьшая количество топлива, впрыскиваемого в двигатель. Вы заметите увеличение экономии топлива и то, что ваш двигатель стал не таким мощным, как раньше. Благодаря уменьшению количества топлива в двигателе температура камеры сгорания увеличивается. Это увеличивает количество NOx (оксидов азота) в двигателе. NOx также является химическим компонентом смога.
Высокое количество вредных веществ при проверке выхлопа автомобиля
Неисправный ДАД приводит к увеличению количества вредных веществ при проверке выхлопа автомобиля. Выбросы выхлопных газов могут демонстрировать высокий уровень содержания углеводородов, высокое содержание NOx, низкий уровень СО2 или высокий уровень окиси углерода.
Только профессиональный техник способен диагностировать и устранить неисправность датчика абсолютного давления.