Самостоятельная диагностика и типичные неисправности дизельных двигателей
Самостоятельная диагностика и типичные неисправности дизельных двигателей
Автомобили с дизельными двигателями завоевывают все большую популярность. Есть множество причин, которыми руководствуются автовладельцы при покупке авто именно с дизельным мотором. При этом нужно учитывать, что любая техника может дать сбой и потребуется ее восстановление. Ремонт дизельного двигателя имеет свои особенности по сравнению с бензиновым.
Как и в случае с бензиновыми моторами, диагностику дизеля стоит начинать проводить с визуального осмотра, проверки целостности электрических соединений и креплений, герметичности трубопроводов и т.д. Далее можно искать неисправности по характерным признакам, приведенным в таблице.
Признак неисправности | Возможная причина неисправности |
---|---|
Двигатель не запускается, стартер работает нормально | Завоздушивание топливной системы |
В холодное время года — попадание в топливную систему воды с последующим замерзанием | |
Засорение и иные неисправности топливной системы | |
Пониженная компрессия в цилиндрах | |
Пригорание или заклинивание клапанов в седлах | |
Разрушение пружин клапанов | |
В холодное время года — неисправность свечей накаливания | |
Поломка ТНВД | |
Двигатель запускается, но через несколько секунд глохнет | Нарушение герметичности топливных магистралей |
Засорение выпускной системы двигателя | |
Поломка ТНВД | |
Критическое засорение топливных фильтров | |
Двигатель глохнет при повышении нагрузки | Попадание в топливо воды |
Поломка ТНВД | |
Засорение фильтра тонкой очистки топлива | |
Двигатель глохнет без видимых причин | Непроходимость топливопроводов из-за чрезмерного засорения |
Поломка топливопроводов | |
Двигатель глохнет при перегрузке | Заклинивание поршня в цилиндре |
Заклинивание коленчатого вала | |
Разрушение шатунов поршней | |
В тракторах — выход из строя подшипников вала отбора мощности | |
Проворачивание вкладышей | |
Двигатель работает неравномерно, его мощность снижена, светлый выхлоп | Поломка ТНВД |
Засорение фильтра тонкой очистки топлива | |
Нарушение целостности трубопровода ограничителя дымления, в результате чего происходит подсос воздуха | |
Выход из строя форсунок | |
Падение количества впрыскиваемого в цилиндры топлива (вследствие трещин в топливных магистралях, из-за работы насоса и т.д.) | |
Заклинивание штока ограничителя, деформация или поломка диафрагмы | |
Выхлоп черного цвета во время работы двигателя | Поздний впрыск топлива в цилиндры |
Засорение воздушного фильтра | |
Поломка ТНВД | |
Поломка турбокомпрессора | |
Увеличение количества воздуха, подаваемого в цилиндры (обычно из-за подсоса воздуха после воздушного фильтра) | |
Использование дизельного топлива низкого качества | |
Выхлоп белого цвета, мощность двигателя снижена | Попадание в топливо воды |
Ранний впрыск топлива в цилиндры | |
Уменьшение зазоров в клапанном механизме | |
Поломка ТНВД | |
Подгорание впускных и выпускных клапанов | |
Утечка топлива из магистрали высокого давления | |
Выхлоп синего (сизого) цвета, увеличенный расход масла | Износ деталей цилиндро-поршневой группы (в том числе износи закоксовка поршневых колец) |
Нарушение герметичности смазочной системы двигателя | |
Износ направляющих втулок или штоков клапанов | |
Засорение воздушного фильтра | |
Поломка турбокомпрессора | |
Падение мощности в двигателях с турбокомпрессором (сопровождается увеличенным дымлением и снижением давления наддува) | Поломка турбокомпрессора |
Заклинивание ротора турбокомпрессора | |
Потеря герметичности турбокомпрессора | |
Повреждение прокладки турбокомпрессора | |
Загрязнение турбокомпрессора | |
Неконтролируемое увеличение оборотов двигателя (двигатель идет «вразнос») | Поломка регулятора оборотов двигателя |
Заклинивание рейки ТНВД | |
В поддоне воздухоочистителя чрезмерное количество масла | |
Прорыв газов через сапун, сопровождающийся снижением мощности мотора | Поломка турбокомпрессора |
Повышение давление в смазочной системе двигателя | |
Износ цилиндро-пооршневой группы | |
Утечка масла из картера двигателя | |
Пониженная температура двигателя | Неисправность датчика температуры или его цепи |
Поломка термостата | |
Поломка указателя температуры охлаждающей жидкости | |
Перегрев двигателя | Падение уровня охлаждающей жидкости |
Засорение радиатора системы охлаждения | |
Засорение масляного радиатора | |
Неисправность вентилятора радиатора охлаждения | |
Поломка термостата | |
Завоздушивание системы охлаждения или попадание в нее отработанных газов | |
Снижение сечения водяных каналов из-за образования накипи | |
Поломка клапана в пробке радиатора охлаждения | |
Недостаточное поступление воздуха к радиатору отопления вследствие закрытия или поломки воздухозаборника | |
Перегрузка двигателя | |
Понижение давления масла | Понижение уровня масла в картере двигателя |
Протечка топлива в картер двигателя | |
Выход из строя датчика давления в системе смазки | |
Поломка предохранительного клапана | |
Поломка масляного насоса | |
Засорение масляного фильтра | |
Утечка масла через трещины в масляных магистралях | |
Утечка масла вследствие износа вкладышей и шеек коленчатого вала | |
Повышение давления масла | Заклинивание предохранительного клапана |
Поломка редукционного клапана | |
Выход из строя датчика давления масла | |
Повышение уровня масла в картере двигателя | Попадание в картер двигателя воды через изношенный сальник водяного насоса, из водомасляного теплообменника, через прогоревшую прокладку между блоком цилиндров и ГБЦ, через уплотнительные кольца гильз, через стаканы форсунок, а также вследствие появления трещин в блоке цилиндров |
Протечка в картер топлива | |
В тракторах — протечка в картер масла из гидравлической системы | |
Глухой шум малой интенсивности, периодически переходящий в стук | Время от времени происходит подклинивание одного или нескольких поршней |
Металлический стук невысокой интенсивности, исходящий из верхней части ГБЦ | Увеличение зазоров в клапанах |
Звонкий металлический стук, исходящий из верхней части двигателя | Износ втулки шатуна, вследствие чего увеличивается зазор между ней и пальцем |
Резкий и отчетливый стук, исходящий из верхней части двигателя | Преждевременный впрыск топлива |
Характерный дребезг из центральной части двигателя | Износ гильз и (или) поршней |
Звонкий стук, исходящий из задней части двигателя (в тракторах) | Износ шлицев на валу отбора мощности |
Глухой стук, исходящий из нижней части двигателя | Проворачивание вкладышей |
Самопроизвольное отворачивание гаек на крышках коренных и шатунных подшипников |
Точная диагностика и ремонт дизельного двигателя — непростая задача, решить которую рядовой автовладелец практически не в состоянии. Поэтому при появлении неисправностей, особенно в новом автомобиле, следует обратиться в автосервис.
Стук, свист и звон мотора. Чего бояться и что смотреть
Какие-то пару десятков лет назад опытный специалист мог продиагностировать двигатель на слух и буквально через несколько секунд вынести вердикт — виновны, скажем, цепь или падение компрессии в одном из цилиндров.
Сегодня, когда бортовая электроника стала куда более совершенной, а конструкция силовых агрегатов более сложной, «выслушиванию» двигателя тем не менее также следует уделить повышенное внимание.
В первую очередь должны насторожить сильный стук и даже грохот в районе силового агрегата.
Если громыхание раздается сразу после пуска холодного двигателя, велика вероятность, что виновником является натяжитель цепи ГРМ или муфта механизма изменения фаз газораспределения. Если громыхание не уходит по мере прогрева мотора, возможно, цепь ГРМ растянулась. В этом случае не исключено рассогласование фаз и как следствие — то самое моторное грохотание. Дополнительным признаком наверняка будет потеря динамики и нестабильные «холодные» запуски двигателя.
Еще хуже, когда непривычные звуки доносятся прямо из блока цилиндров. Стуки могут вызывать, к примеру, неправильные зазоры в клапанном механизме. Как правило, частота постукиваний увеличивается в этом случае с ростом оборотов коленвала. Впрочем, похожую симптоматику могут давать также и изношенные гидрокомпенсаторы. И, кстати, «здоровье» компенсаторов напрямую зависит от чистоты моторного масла. Так что нередко, просто заменив лубрикант, к примеру, на менее вязкий, можно убрать проблему паразитных шумов, поскольку смазка трущихся поверхностей будет происходит эффективнее.
Сильный износ шатунных и коренных вкладышей коленвала — причина очень звонкого моторного грохота, который возрастает с увеличением оборотов. Чтобы провести диагностику, можно отключать по очереди свечу у каждого цилиндра. Еще один признак такого износа после стука — резкое снижение давления масла.
Характерное позванивание в районе силового агрегата провоцируют также неправильные зазоры в клапанном механизме. Причем такой «перезвон» становится более ритмичным с увеличением оборотов коленвала мотора. Чтобы устранить проблему, используйте тестер пружин клапанов для проверки натяжения пружин. В этом случае имеет прямой смысл отогнать машину на сервис.
Многим автовладельцам знаком и такой неприятный аккомпанемент, как свист из-под капотного пространства. В подавляющем большинстве случаев это следствие изношенного навесного ремня генератора. Как правило, проблема проявляется при запуске мотора «на холодную» или в сырую погоду. Весьма вероятно, что ремень ослабился или поврежден и требует замены.
Также свист ремня генератора могут спровоцировать масло, вода, грязь и песчинки, попавшие на поверхность ремня. Под нагрузкой из-за таких загрязнений ремень проскальзывает, отсюда неприятный свист и скрипы. Чтобы убедиться в правильности диагноза, кстати, достаточно побрызгать на ремень смазкой WD40. Если посторонний шум сойдет на нет, виновник найден.
Еще один подозреваемый — шкив генератора. Если эта деталь повреждена или некорректно установлена, ремень неплотно прилегает к бороздам и начинает проскальзывать и свистеть. Довольно часто выходит из строя также подшипник генератора. В этом случае вы будете слышать навязчивый гул при передвижении.
Впрочем, позванивания, скрежет и металлические стуки могут объясняться также ослабленным креплением двигателя кузова и даже банальным повреждением выпускной системы. Проще говоря, прогоревший или пробитый глушитель может, как принято говорить, «сечь». Обнаружить поврежденное место при этом не сложно, так как возле трещины быстро появляется черное пятно. Чаще всего проблема возникает на изгибах труб, вдоль швов сварки. В большинстве случаев требуется полная замена глушителя, хотя иногда достаточно заделать или заварить повреждение.
Наконец, паразитные шумы в районе мотора и выпускной системы может давать и так называемое навесное оборудование. Дрожать и гудеть могут, к примеру, насос гидроусилителя рулевого управления, генератор, помпа системы охлаждения, компрессор кондиционера. Проблема решается дополнительной фиксацией.
В любом случае, если вы наблюдаете у вашего автомобиля один или несколько из вышеописанных симптомов, следуйте на сервис. Промедление в данном случае чревато серьезными техническими проблемами и большими затратами на ремонт.
НИВА КЛУБ
International Niva Club
- Список форумовАвто — ТехникаТехнический раздел Lada NIVA Legend (Лада 4х4 Нива)Двигатель — общие вопросы
- Поиск
- Ссылки
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Интернет-магазин «НИВА ШОП»
Стуки в двигателе (клапана и прочее, звенят пальцы).
- Перейти на страницу:
Стуки в двигателе (клапана и прочее, звенят пальцы).
Сообщение kokc » 21 янв 2011, 14:57
Re: Нужен совет.
Сообщение Роман elektrik » 21 янв 2011, 15:09
Re: Нужен совет.
Сообщение Роман elektrik » 21 янв 2011, 15:11
Re: Нужен совет.
Сообщение Антоха » 21 янв 2011, 15:32
Re: Нужен совет.
Сообщение Роман elektrik » 21 янв 2011, 15:45
Re: Нужен совет.
Сообщение вовчик » 21 янв 2011, 16:26
Re: Двигатель тупит, и звенят пальцы.
Сообщение rv3dll » 06 апр 2011, 07:28
Re: Двигатель тупит, и звенят пальцы.
Сообщение kamay » 06 апр 2011, 09:37
Re: Двигатель тупит, и звенят пальцы.
Сообщение Злопыхатель » 06 апр 2011, 13:56
Re: Двигатель тупит, и звенят пальцы.
Сообщение kamay » 06 апр 2011, 16:49
Re: Двигатель тупит, и звенят пальцы.
Сообщение полиграф » 16 апр 2011, 11:13
Re: Двигатель тупит, и звенят пальцы.
Сообщение Злопыхатель » 16 апр 2011, 13:56
Стучат клапана
Сообщение Shanson » 08 май 2011, 20:49
Re: Стучат клапана
Сообщение Axen » 09 май 2011, 04:06
Re: Стучат клапана
Сообщение Axen » 09 май 2011, 04:15
Стуки в двигателе и вокруг него.
1. Постоянный, звонкий звук высокого тона чаще всего возникает при необходимости регулировки зазоров в клапанном механизме газораспределительного механизма. Слышен он в верхней части двигателя. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя частота звука также увеличивается. С таким стуком можно ездить до тех пор, пока он вам не надоест, но чем дольше вы ездите, тем более интенсивно изнашивается пара: клапан — распределительный вал. Этот стук практически невозможно определить у автомобилей семейства 2108-2115, хотя многие друзья и авторитетные лица заявляют именно о стуке клапанного механизма. Увеличение зазора в клапанном механизме этих автомобилей можно определить только после вскрытия клапанной крышки и проверки зазоров при помощи щупа. То, что кажется клапанным стуком, для этого семейства автомобилей, чаще всего оказывается стуком стакана в головке блока цилиндров, в который укладывается регулировочная шайба. Такой стук имеют около 30% новых автомобилей, и говорит он о низком качестве сборки. Ездить с ним можно вплоть до продажи автомобиля. Как правило, он звонкий, одиночный.
2. Звук, очень похожий на предыдущий, отличается тем, что если плавно увеличить частоту вращения коленчатого вала, то он исчезает. Или значительно уменьшается. Это ослабла цепь привода распределительной шестерни газораспределительного механизма. Ехать можно не один десяток километров. Но болтающаяся цепь непрерывно бьет по успокоителю цепи и может его вывести из строя. Характерно при этом резкое увеличение стука и его уменьшение на частоте вращения 2500 об/мин. и более.
3. Стук низкого тона, тяжелый, глухой (слышен в нижней части двигателя) требует немедленной остановки двигателя и буксировки автомобиля в ближайший автосервис. Как правило, провернуло коренные подшипники коленчатого вала и немедленная остановка необходима для того, чтобы окончательно не повредить его. Чаще всего, это происходит из-за отсутствия масла в картере двигателя, или значительного его перегрева.
4. Есть еще один неприятный стук – стук поршневого пальца в верхней бобышке поршня. Он очень похож на стук клапанного механизма, но при его возникновении лучше всего потихоньку (не нагружая двигатель) доехать до автосервиса. Отличительной особенностью этого стука является то, что при создании нагрузки (например, автомобиль поднимается на большой уклон) появляются детонационные стуки. Чтобы точно выявить стук поршневого пальца в верхней бобышке поршня, достаточно, при работе двигателя в режиме холостого хода, поочередно снимать провода высокого напряжения со свечей зажигания. Если стук исчезает при снятии провода высокого напряжения со свечи зажигания, нужно, не нагружая двигатель, двигаться в автосервис. Последствия этого стука могут быть весьма печальные – поршень отрывается от шатуна и шатун пробивает блок цилиндров.
5. Детонационные стуки могут возникать или при увеличении частоты вращения коленчатого вала, или при увеличении нагрузки на двигатель. Причин здесь достаточно много, поэтому лучше всего, не увлекаясь увеличением частоты вращения и созданием нагрузки на двигатель, спокойно доехать до сервиса. Чаще всего эти стуки происходят из-за неисправности системы охлаждения (перегрев двигателя) или некачественного топлива, которым вы заправили автомобиль, или некачественного обслуживания в автосервисе.
6. Визг из моторного отсека при запуске холодного двигателя может быть следствием неграмотной установки ремня привода генератора, неправильной регулировки его натяжения, или сигналом о скорой кончине водяного насоса (помпы). Как правило, появившись, он через некоторое время исчезает. Ехать при этом можно, но необходимо контролировать постоянно показания указателя температуры охлаждающей жидкости. Если свист из-за ремня, то можно ездить, пока он вам не надоест. Но если виноват подшипник водяного насоса или его крыльчатка, то конец может быть печальным – заклинивание подшипника, обрыв ремня и перегрев двигателя. Поэтому, если вы увидите, что температура двигателя увеличивается выше нормы – включайте печку обогрева салона на полную мощность, приоткройте окна и двигайтесь к автосервисуRe: Стучат клапана
Сообщение Shanson » 09 май 2011, 10:28
если делать зажигание позднее то машина начинает тупить. на разгон не идет.
в выше предложенном другая проблема.
у меня машина прет как танк. но клапана стучат.
стучит очень сильно когда трогаюсь со второй (это для пробы. вообще так не трогаюсь никогда) при этом сцеплением не играть а отпустить достаточно быстро. если играть и отпускать плавно то ничего не будет стучать. — у Вас также.не могу сказать точно что это стучат клапана. слышал о всяких детонациях. но как отличить одно от другого незнаю.
Признаки неисправности двигателя
Точная диагностика и ремонт дизельного двигателя — непростая задача, решить которую рядовой автовладелец практически не в состоянии. Поэтому при появлении неисправностей, особенно в новом автомобиле, следует обратиться в автосервис.
Признак неисправности
Возможная причина неисправности
Двигатель не запускается, стартер работает нормально
Завоздушивание топливной системы
В холодное время года — попадание в топливную систему воды с последующим замерзанием
Засорение и иные неисправности топливной системы
Пониженная компрессия в цилиндрах
Пригорание или заклинивание клапанов в седлах
Разрушение пружин клапанов
В холодное время года — неисправность свечей накаливания
Двигатель запускается, но через несколько секунд глохнет
Нарушение герметичности топливных магистралей
Засорение выпускной системы двигателя
Критическое засорение топливных фильтров
Двигатель глохнет при повышении нагрузки
Попадание в топливо воды
Засорение фильтра тонкой очистки топлива
Двигатель глохнет без видимых причин
Непроходимость топливопроводов из-за чрезмерного засорения
Двигатель глохнет при перегрузке
Заклинивание поршня в цилиндре
Заклинивание коленчатого вала
Разрушение шатунов поршней
В тракторах — выход из строя подшипников вала отбора мощности
Двигатель работает неравномерно, его мощность снижена, светлый выхлоп
Засорение фильтра тонкой очистки топлива
Нарушение целостности трубопровода ограничителя дымления, в результате чего происходит подсос воздуха
Выход из строя форсунок
Падение количества впрыскиваемого в цилиндры топлива (вследствие трещин в топливных магистралях, из-за работы насоса и т.д.)
Заклинивание штока ограничителя, деформация или поломка диафрагмы
Выхлоп черного цвета во время работы двигателя
Поздний впрыск топлива в цилиндры
Засорение воздушного фильтра
Увеличение количества воздуха, подаваемого в цилиндры (обычно из-за подсоса воздуха после воздушного фильтра)
Использование дизельного топлива низкого качества
Выхлоп белого цвета, мощность двигателя снижена
Попадание в топливо воды
Ранний впрыск топлива в цилиндры
Уменьшение зазоров в клапанном механизме
Подгорание впускных и выпускных клапанов
Утечка топлива из магистрали высокого давления
Выхлоп синего (сизого) цвета, увеличенный расход масла
Износ деталей цилиндро-поршневой группы (в том числе износи закоксовка поршневых колец)
Нарушение герметичности смазочной системы двигателя
Износ направляющих втулок или штоков клапанов
Засорение воздушного фильтра
Падение мощности в двигателях с турбокомпрессором (сопровождается увеличенным дымлением и снижением давления наддува)
Заклинивание ротора турбокомпрессора
Потеря герметичности турбокомпрессора
Повреждение прокладки турбокомпрессора
Неконтролируемое увеличение оборотов двигателя (двигатель идет «вразнос»)
Поломка регулятора оборотов двигателя
Заклинивание рейки ТНВД
В поддоне воздухоочистителя чрезмерное количество масла
Прорыв газов через сапун, сопровождающийся снижением мощности мотора
Повышение давление в смазочной системе двигателя
Износ цилиндро-пооршневой группы
Утечка масла из картера двигателя
Пониженная температура двигателя
Неисправность датчика температуры или его цепи
Поломка указателя температуры охлаждающей жидкости
Падение уровня охлаждающей жидкости
Засорение радиатора системы охлаждения
Засорение масляного радиатора
Неисправность вентилятора радиатора охлаждения
Завоздушивание системы охлаждения или попадание в нее отработанных газов
Снижение сечения водяных каналов из-за образования накипи
Поломка клапана в пробке радиатора охлаждения
Недостаточное поступление воздуха к радиатору отопления вследствие закрытия или поломки воздухозаборника
Понижение давления масла
Понижение уровня масла в картере двигателя
Протечка топлива в картер двигателя
Выход из строя датчика давления в системе смазки
Поломка предохранительного клапана
Поломка масляного насоса
Засорение масляного фильтра
Утечка масла через трещины в масляных магистралях
Утечка масла вследствие износа вкладышей и шеек коленчатого вала
Повышение давления масла
Заклинивание предохранительного клапана
Поломка редукционного клапана
Выход из строя датчика давления масла
Повышение уровня масла в картере двигателя
Попадание в картер двигателя воды через изношенный сальник водяного насоса, из водомасляного теплообменника, через прогоревшую прокладку между блоком цилиндров и ГБЦ, через уплотнительные кольца гильз, через стаканы форсунок, а также вследствие появления трещин в блоке цилиндров
Протечка в картер топлива
В тракторах — протечка в картер масла из гидравлической системы
Глухой шум малой интенсивности, периодически переходящий в стук
Время от времени происходит подклинивание одного или нескольких поршней
Металлический стук невысокой интенсивности, исходящий из верхней части ГБЦ
Увеличение зазоров в клапанах
Звонкий металлический стук, исходящий из верхней части двигателя
Износ втулки шатуна, вследствие чего увеличивается зазор между ней и пальцем
Резкий и отчетливый стук, исходящий из верхней части двигателя
Преждевременный впрыск топлива
Характерный дребезг из центральной части двигателя
Износ гильз и (или) поршней
Звонкий стук, исходящий из задней части двигателя (в тракторах)
Износ шлицев на валу отбора мощности
Глухой стук, исходящий из нижней части двигателя
Самопроизвольное отворачивание гаек на крышках коренных и шатунных подшипников