Ваз 21099 замена помпы
Ремонт авто своими руками ваз 2109
Замена помпы ваз 2109
Такая операция, как замена помпы ваз 2109 необходима, когда помпа либо начинает издавать посторонние звуки от пришедших в негодность подшипников, либо когда она начинает течь. Иногда происходит и заклинивание помпы, что также требует ее замены.
Сама работа не вызывает каких-либо сложностей с технической стороны вопроса. но она очень ответственна в плане правильной установки ремня ГРМ. Дело в том, что помпа приводится в работу посредством ремня ГРМ и при замене помпы необходимо его снимать. Неправильная установка ремня ГРМ, при обратной сборке, на двигателях объемом 1.1 и 1.3 литра чревата тяжелыми последствиями для двигателя в целом.
Так, смещение ремня ГРМ более чем на два зуба от заводских меток закончится в итоге встречей поршней с клапанами, с загибом последних.
Собственно основная направленность статьи на грамотную установку ремня ГРМ, а процесс замены помпы как таковой несложен для любого автолюбителя знакомого с гаечными ключами.
Так как при замене помпы на двигателе ваз 2109 и его модификациях, приходится снимать ремень ГРМ, натяжной ролик, шкив распредвала и саму помпу, то выгоднее всего приобретать необходимые запчасти после разборки и дефектовки всех этих деталей.
Если замена помпы совпадает со сроком замены ремня ГРМ, что было бы вообще идеально, то вопросов с заменой ремня не возникает. Когда же пробег автомобиля со старым ремнем неизвестен, то есть смысл также его заменить.
Схема работы по замене помпы ваз 2109
Работу можно выполнять как в гараже, так и на открытой ровной площадке, если позволяет погода. Под задние колеса ставятся надежные упоры и, для безопасности работы снимается клемма с аккумуляторной батареи.
• Откручивается пробка на блоке цилиндров и сливается тосол
• Снимается крышка ремня ГРМ
• Двигатель выставляется по заводским меткам
• Ослабляется и снимается ремень генератора
Снимается правое переднее колесо, щиток защиты ремня и отдается болт крепление шкива коленчатого вала и шкив снимается. Для надежного удержания коленчатого вала от проворачивания в момент откручивания болта крепления шкива, вал необходимо зафиксировать. Фиксацию вала можно выполнить при помощи мощной отвертки вставленной между зубьями маховика и краем лючка (служащего для выставления меток ),в кожухе сцепления. Шкив можно также зафиксировать отверткой через его прорези, совместив жало отвертки с выступом на крышке маслонасоса.
• Отпускается крепление натяжного ролика
• Снимается ремень ГРМ и натяжной ролик
• Отдается болт шестерни распределительного вала
• Снимается шестерня распределительного вала (шестерня посажена на шпонку и при ее снятии нужно подстраховать шпонку рукой от падения)
• Отдается крепление помпы
* Отдаются крепления внутреннего кожуха и он снимается
Далее если помпу невозможно сдвинуть от руки, то можно постучать по ее корпусу ручкой молотка. Для того, чтобы вытащить помпу придется отдать болт крепления средней подушки двигателя (ваз 2109) и частично приподнять двигатель. Если замена происходит в условиях гаража. то мотор можно поднять с помощью лебедки (при ее наличии) или же подставить под поддон через деревянную проставку домкрат и поднять двигатель с его помощью.
Сняв помпу необходимо убрать остатки прокладки на блоке двигателя до чистого металла.
Теперь самое время продефектовать снятые детали. При этом ремень ГРМ должен быть сухим, не должен иметь усталостных трещин на наружной стороне, следов отслоения корда с торцевой части, а также трещин в основании зубьев ремня.
Натяжной ролик должен свободно прокручиваться вокруг своей оси без заеданий и посторонних звуков и не иметь заметного люфта при покачивании его внутренней части. Вал помпы не должен иметь люфта и осевого перемещения, и должен вращаться свободно без каких-либо заеданий.
При установке новой помпы ее посадочную плоскость и прокладку лучше смазать тонким слоем герметика на предмет заполнения микронеровностей. Помпа ставится на свое место и двигатель опускается на домкрате до совпадения болта крепления центральной подушки двигателя с отверстием подушки. Болт ставится на место и затягивается.
Ставится на место и крепится внутренний кожух ремня, шестерня распредвала (предварительно не забыть установить шпонку), новый натяжной ролик и сам ремень ГРМ. Устанавливаются и затягиваются в два приема болты крепления помпы.
Ремень ГРМ нужно устанавливать, начиная с правой стороны (сторона генератора) натягивая его между шестернями коленчатого и распределительного валов, далее через натяжной ролик и шестерню помпы. Установив ремень, выполняется предварительная его натяжка роликом. Правильно натянутый ремень должен повернуться на 90 градусов в плоскости от усилия пальцев руки.
Затем нужно проверить совпадение заводских меток, и если они совпадают, то провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверить совпадение меток. Как правильно выставить метки можно прочесть здесь. Если метки совпадают, то можно окончательно затянуть натяжной ролик.
При затяжке ролика не прикладывайте чрезмерных усилий, чтобы не погнуть шпильку его крепления или не сорвать внутреннюю резьбу ее крепления. «Проснувшаяся» шпилька может создать серьезные проблемы, так как натяжной ролик уже не возможно будет зафиксировать.
Если шпилька погнется, то ролик будет стоять с перекосом и ремень будет «уходить» либо к блоку, либо к крышке ремня задевая за эти детали своей торцевой частью. Это помимо неприятного шума со стороны ГРМ будет еще и способствовать быстрому износу ремня.
Теперь можно поставить на место шкив коленчатого вала, и зафиксировав вал затянуть болт крепления шкива. Установить ремень генератора и выполнить его натяжение.
Затем ставится на место защитный щиток со стороны брызговика, устанавливается колесо и затягиваются болты его крепления.
Замена ремня ГРМ закончена, и можно заливать тосол и заводить мотор для проверки. Если после запуска двигателя появился вой со стороны ГРМ, то ремень перетянут и необходимо ослабить его натяжку, и вновь произвести запуск. Далее после проверки, ставится крышка ремня ГРМ и двигатель вновь запускается, чтобы убедиться в чистой его работе. Появившийся шум подскажет, что крышка установлена с перекосом и ее необходимо поправить.
Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109
На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.
Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.
Признаки износа помпы
Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.
И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.
А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.
Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.
Необходимое оснащение
Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:
- Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
- Головки с воротками тех же размеров;
- Мощная плоская отвертка;
- Нож;
- Емкость для слива рабочей жидкости;
- Ветоши;
- Герметик;
- Домкрат;
- Новый жидкостный насос и прокладка под него;
Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.
Процесс замены
Последовательность процесса такова:
- ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
- Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.
Ключами на «10» откручиваются три болта крепления защитной крышки ремня привода ГРМ. Она находится с левой стороны силовой установки. После крышка извлекается, но далеко не убирается, поскольку на ней нанесены метки для установки ВМТ в 1-м цилиндре.
Снятие защитной крышки
Совмещение меток на распредвале
Ключом на «17» сначала ослабляется, а затем и вовсе выкручивается гайка натяжного ролика. Затем ролик снимается. Его тоже следует проверить на износ – люфта в нем не должно быть, а вращаться он должен без заеданий.
Снимается ремень с шестерни распредвала и опустить его вниз. Далее ключом на «17» откручивается болт крепления этой шестерни, при этом ее нужно застопорить при помощи мощной отвертки через технологические отверстия в шестерне.
Шестерню снимать нужно аккуратно, поскольку она стопорится на валу при помощи шпонки, при снятии важно не потерять ее.
Затем выкручиваются гайка и три болта крепления задней крышки, делается это ключом на «10». После эта крышка извлекается, обеспечивая доступ к болтам крепления помпы.
Извлечение помпы
Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.
Особенности при сборке
Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.
Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб . Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.
Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:
Замена помпы (водяного насоса) своими руками
Основной проблемой, возникающей с водяным насосом на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является подтекание охлаждающей жидкости, а также чрезмерный износ подшипника его привода, о чем может свидетельствовать сильный гул при работе двигателя со стороны помпы, а также люфт шестерни.
Стоит иметь ввиду, что ремонт данного устройства — дело не очень простое, и самое главное — далеко не эффективное, и лучшим вариантом будет полная замена водяного насоса на новый. Цена новой детали на модели ВАЗ 2109, 2108 и 21099 составляет порядка 500-600 рублей, так что лучше не экспериментировать с ремонтом и поставить новую деталь.
Для выполнения этой работы своими руками, нам понадобится следующий инструмент:
- головка на 10 с трещоткой и небольшим удлинителем
- ключ рожковый или накидной на 17
- отвертка плоская с широким лезвием
Обязательно перед выполнением данной процедуры необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Затем производим выставление газораспределительного механизма по меткам, чтобы поршень первого цилиндра находился в верхней мертвой точке (ВМТ).
После этого откручиваем три болтика крепления крышки кожуха ГРМ с правой стороны двигателя. Они отмечены на фото ниже цифрами:
И снимаем его, отведя до конца влево и вытянув через верх:
Затем откручиваем и полностью снимаем натяжной ролик ремня ГРМ:
И скидываем ремень, оставляя его лишь на шестерне коленчатого вала. После этого откручиваем звезду распредвала, удерживая ее любым способом от проворачивания:
И снимаем ее, с небольшим усилием отводя в сторону:
Теперь необходимо отвернуть одну гайку и четыре болта крепления внутренней металлической крышки. Ниже они отмечены на фото:
После этого отводим крышку в сторону и полностью вынимаем ее, отложив в сторону, чтобы не мешалась:
Теперь доступ к водяному насосу открыт и можно плоской отверткой поддевать ее, разъединив корпус от блока цилиндров, как это показано наглядно на приведенной ниже фотографии:
А вот дальше придется помучиться, так как помпа на ВАЗ 2109-2108 расположена так близко к кузову автомобиля, что вынуть ее просто так не получится. Для этого сначала необходимо отвести двигатель немного в сторону, либо поднять эту часть домкратом до тех пор, пока не появится возможность беспроблемного извлечения помпы.
Когда удалось ее извлечь, тщательно очищаем место ее посадки от старой прокладки, берем новый водяной насос и производим замену. Прокладку разумеется тоже лучше заменить новой. Установка происходит в обратной снятию последовательности и убедитесь, что маркировка (номер на крае корпуса) должен быть вверху.
Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать!
Помпа – назвали её в народе так, на самом деле это водяной насос благодаря которому охлаждающая жидкость (Будем кратко называть её ОЖ) бегает по системе охлаждения и охлаждает движок, при выходе помпы из строя жидкость циркулировать всё же не перестанет но появиться маленький нюанс, она будет звенеть и всё это происходить до тех пор будет, пока помпу Вы не смените на автомобиле, но если Вы проигнорируете этот звук и будете ездить с ним и дальше, то в скорем времени подшипник у помпы (Когда он изнашивается и появляется этот характерный звук) попросту заклинит и она резко встанет колом (При работе двигателя это конечно же произойдёт), а так как помпа связана механизмом ГРМ, то и ремень порвётся (Если на Вашем автомобиле загибает клапана, то готовьтесь к дорогостоящему ремонту).
Примечание!
Для замены водяного насоса, запаситесь заранее рядом инструментов, а именно: Ключами всевозможными, отвёртками, ну пустыми ёмкостями для сливания охлаждающей жидкости с двигателя автомобиля, по возможности новым хорошим натяжным роликом ещё запаситесь, потому что он всё равно сниматься будет и если он долго уже у Вас не менялся и под заедать начал, то поставите вместо него новый, рабочий ролик!
Краткое содержание:
Где находится водяной насос?
Он скрыт под крышкой ГРМ (см. маленькое фото она указана синей стрелкой), её конечно же снять придётся, чтобы увидеть водяной насос и тем более для того чтобы сменить его, снимается она очень легко, достаточно будет всего лишь три болта небольших выкрутить которые по бокам (Там две гайки) и в середине (Там одна гайка), крепят крышку, а когда она снята будет, сразу найдите водяной насос (Указана красной стрелкой) и переходите к его проверки (Об том как его проверить, читайте чуть ниже).
Когда нужно менять водяной насос?
Если Вы услышали посторонние звуки в двигателе, то первым делом поймите откуда они идут, для этого конечно же открыть капот придётся и прислушаться, если звуки слышны через крышку механизма ГРМ, то первым делом заглушите двигатель (Это обязательно, а то за шкивы ещё заденете крышкой) и снимите эту крышку, когда она снята будет, заведите автомобиль и прислушайтесь, если звук идёт именно от водяного насоса, то значит подшипник вышел у него из строя и водяной насос нуждается в замене, затем заглушите мотор и руками покачайте помпу (Шкив её), люфта у неё быть не должно, она прочно стоять должна, если он есть то помпа нуждается в замене (Кстати этот люфт лечиться подтяжкой стопорного винта который на помпе расположен, более подробно смотрите на фото под цифрой 2), ну и в завершение дренажное отверстие осмотрите (см. фото 1, оно стрелкой указано) через него не должно вытекать не капли охлаждающей жидкости, если вдруг она течёт, то опять же помпа не исправна и её необходимо заменить на новую.
Как заменить водяной насос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание!
Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!
Снятие:
Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ», а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобиле»), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «Замена натяжного ролика»), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «здесь») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.
Примечание!
Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!
Установка:
Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.
Примечание!
Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!
Дополнительный видео-ролик:
Более подробно и наглядно увидеть процесс замены водяного насоса, Вы можете в ролике ниже: