Реле стартера ваз 2106 где находится
Реле стартера в автомобилях марки ВАЗ 2106 и его ремонт
Старетр автомобиля: основное предназначение
Рано или поздно каждому владельцу автомобиля, независимо от его марки и модели, приходится столкнуться с той проблемой, что его транспортное средство отказывается заводиться. Первым делом, естественно, проверяется уровень топлива, заряд аккумулятора, электроника. Если все это не вызывает никаких нареканий и сомнений в исправности, то скорее всего дело именно в стартере. Ведь именно от него зависит успешный пуск двигателя.
В настоящее время на автомобили данной модели устанавливаются, как правило, реле 35.3708 с торцовым коллектором.
Однако на некоторых экземплярах ВАЗ 2106 могут оказаться установленными стартеры, произведенные в Германии или Белоруссии, т. к. их можно взаимозаменить со стартером 35.3708.
В более раннее время, приблизительно в 70-80 годах, также устанавливали стартер СТ-221.
Втягивающее реле стартера
Конструкция реле в стартере автомобиля ВАЗ 2106 считается довольно таки не сложной, и каждый хоть немного увлеченный автомобилист без труда сможет его разобрать и собрать самостоятельно. Однако снять и затем обратно установить втягивающее реле для многих оказывается задачей непосильной. Однако профессионалы справляются с этим без труда.
Если у вас возникли подозрения на поломку втягивающего реле вашего авто, то нужно непременно это проверить. Реле в ВАЗ 2106, как и в других моделях автомобилей, работает как электромагнит. Для того, чтобы проверить его исправность, нужно замкнуть его металлическим предметом, например, отверткой. Если стартер начнет вращаться, то неисправность действительно в реле. Если же вы услышите щелчки втягивающего реле, но стартер не начнет вращаться, то поломку нужно искать именно в нем самом.
Почему реле стартера может прекратить функционировать? Причин может быть несколько. Во-первых, от старости могут разрушиться материалы. Во-вторых, может сгореть обмотка. И, наконец, в-третьих могут сгореть пятаки внутри самого реле.
Ремонт реле стартера
Отремонтировать реле стартера представляется делом весьма хлопотливым и зачастую безнадежным, поэтому более простым вариантом будет просто купить новое и произвести замену. Это связано с тем, что беспокоясь о надежности своего товара, большинство производителей выпускают реле стартера как для автомобилей ВАЗ 2106, так и для других марок автомобилей, неразборными. Однако есть все же есть модели, которые не составит особого труда разобрать и устранить поломку.
Есть несколько основных поломок, с которыми вы можете столкнуться в процессе работы с реле стартера автомобиля ВАЗ 2106. Первое — это износ механического провода, второе — обгорание пятаков, и третье — замыкание. Каждую из этих поломок можно определить при разборке реле стартера.
Также для проверки исправности реле стартера можно использовать специальный тестер, который хорошо справляется с определением замыкания в цепи.
Если, разобрав данную деталь, вы обнаружите на нем царапины либо задиры, их нужно устранить с помощью наждака. Детали, на которых имеются существенные износы, можно исправить при помощи прокладок, однако это не всегда приносит желаемый результат. Иногда более результативным будет замена их на новые. Поврежденную изоляцию также стоит непременно заменить на новую. Коллекторы с изношенными или расшатанными пластинами ремонту не подлежат, их нужно непременно заменить.
Если есть заметные срывы или повреждения резьбы, то стоит нарезать новую либо использовать так называемые ввертыши.
При наличии неисправностей в обмотках возбуждения следует разобрать корпус, снять винты креплений наконечников и клеммы. Катушки при этом нужно хорошо просушить и пропитать изоляционным лаком. Контакты, которые окислились, нужно зачистить, а те, которые сварились, заменить на новые.
Втулки на стартере автомобиля ВАЗ 2106 меняются в том случае, если они имеют значительный износ или на них обнаружены задиры. Для определения износа этих самых втулок нужно измерить зазор валика. Если он будет больше 0,2 мм, то втулки износились и подлежат замене.
Сборка деталей стартера автомобиля ВАЗ 2106 производится в порядке обратном тому, в котором вы его разбирали.
При проведении всех указанных выше работ не следует забывать о технике безопасности и ни в коем случае их не нарушать.
Стартер ВАЗ 2106 – конструкция важного механизма «шестерки»
Стартер ВАЗ 2106 является очень важным механизмом, так как без него водитель не сможет завести свой автомобиль. Поэтому водителям обязательно нужно следить за работоспособностью данного устройства.
Какую конструкцию имеет редукторный стартер шестерки?
На ВАЗ 2106, выпускавшийся после 1980-х годов, смонтирован стартер с торцевым коллектором модели 35.3708. На более ранних авто Волжского завода устанавливался другой редукторный механизм – СТ-221, который был снабжен коллектором цилиндрической формы. Их устройство примерно одинаковое, поэтому они полностью взаимозаменяемы.
Отличие этих стартеров следующее: 35.3708 располагает тремя сериесными и одной шунтовой катушкой, а старая модель имеет по две катушки указанных типов.
Рассмотрим более подробно устройство интересующих нас механизмов на примере модели 35.3708. Редукторный стартер «шестерки» состоит из следующих основных частей:
- обмотка возбуждения (то есть статор) и корпус;
- электропривод с якорем;
- три специальные крышки;
- электромагнитное тяговое реле с двумя обмотками (одна из них является втягивающей, другая – удерживающей).
При помощи болтов корпус стартера крепится в один блок с тремя крышками. Якорь интересующего нас механизма располагает сердечником, коллектором и валом. Последний из указанных элементов совершает вращение в металлокерамических втулках (их конструктивно предусмотрено две). Данные втулки запрессовываются в крышки и обязательно пропитываются смазочным составом. Привод стартера располагается на торце вала. Он включает в себя шестерню и муфту роликовой конструкции, которая необходима для передачи к маховику крутящего момента.
На передней крышке находится реле, состоящее из ярма, нескольких фланцев и сердечника. Когда редукторный механизм включается, одновременно происходят два процесса: якорь втягивается, а привод с шестерней входят в зацепление с маховиком; специальная пластина-контакт замыкает болты. Итогом этих процессов является запуск питания обмоток рассматриваемого нами устройства. Как видим, схема включения и работы стартера «шестерки» достаточно проста.
Основные неисправности стартера и их причины
О том, что описываемый механизм ВАЗ 2106 требует ремонта, обычно сигнализируют следующие его неисправности:
- Реле при запуске устройства срабатывает, но при этом не отмечается срабатывание якоря либо наблюдается его ненормально медленное вращение. Причиной подобной неисправности может быть подгорание коллектора, обрыв в обмотках, ослабление крепежа, который поддерживает реле, малый заряд автомобильного аккумулятора, замыкание между элементами коллектора, износ или зависание щеток.
- Реле и якорь не срабатывают при включенном стартере. Вероятнее всего, понадобится снятие устройства, так как указанная поломка возникает из-за заедания якоря, замыкания в его обмотках, слабой затяжки наконечников, замыкания «на массу» либо обрыва провода. В любом из этих случаев потребуется снять реле, разобрать его и выполнить требуемый ремонт.
Также снятие и разборка стартера необходимы в тех случаях, когда коленчатый вал не прокручивается при вращающемся якоре (требуется замена буферной пружины, рычажной оси запуска муфты или иного ее элемента), водитель слышит сильный шум при работе механизма (замена зубьев шестерен или втулок), после пуска мотора стартер не отключается. Последняя ситуация обуславливается перекосом стартера, поломкой возвратной пружины, заеданием приводной рукоятки либо реле.
Стартер ВАЗ 2106 – каким образом выполняется его снятие и замена?
Схема демонтажа старого устройства и подключения нового не требует от автолюбителя приложения особых сил. Снять редукторный стартер сможет любой, кто «вооружится» нужным инструментом (отвертки, оправка, несколько ключей – на 10, 8 и 13, молоток, плоскогубцы), внимательно посмотрит видео этого процесса (многим автолюбителям достаточно изучить фото операции, чтобы разборка механизма прошла «без сучка и задоринки»).
Схема такой разборки и подключения рабочего устройства элементарная. Сначала снимается воздушный фильтр (точнее его корпус). Для этого нужно использовать ключ на 13. С его помощью отсоединяем все три болта, коими фильтр крепится к корпусу коробки передач. После этого от стартера откидывают провода и демонтируют его. Теперь можно приступать к разборке механизма в далее указанной последовательности:
- снимаем реле (снова применяем ключ на 13 для того, чтобы удалить с него шайбы и провода);
- демонтируем кожух стартера (откручиваем крепежные винты);
- двумя отвертками аккуратно «протискиваемся» под стопорное кольцо, снабженное шайбой, и удаляем его;
- отсоединяем болты, которые скрепляют в одно целое корпус и крышку, при помощи ключа на 10, после чего откручиваем винты обмоток и соединительного кабеля.
Остается лишь выбить задний подшипник (используется оправка), снять шплинт (плоскогубцы), заглушку из резины и бендикс. Ставьте новый механизм – замена стартера прошла успешно!
Реле стартера ваз 2106 где находится
Стартер ваз 2106
На автомобили ваз 2106 в настоящее время в основном устанавливают стартер 35.3708 с торцовым коллектором. На части выпускаемых автомобилей ваз 2106 могут быть установлены стартеры производства Германии или Белоруссии. Эти стартеры взаимозаменяемы со стартером 35.3708 по своим характеристикам и установочным размерам.
Отремонтировать реле стартера представляется делом весьма хлопотливым и зачастую безнадежным, поэтому более простым вариантом будет просто купить новое и произвести замену. Это связано с тем, что беспокоясь о надежности своего товара, большинство производителей выпускают реле стартера как для автомобилей ВАЗ 2106, так и для других марок автомобилей, неразборными. Однако есть все же есть модели, которые не составит особого труда разобрать и устранить поломку.
Есть несколько основных поломок, с которыми вы можете столкнуться в процессе работы с реле стартера автомобиля ВАЗ 2106. Первое — это износ механического провода, второе — обгорание пятаков, и третье — замыкание. Каждую из этих поломок можно определить при разборке реле стартера.
Также для проверки исправности реле стартера можно использовать специальный тестер, который хорошо справляется с определением замыкания в цепи.
Если, разобрав данную деталь, вы обнаружите на нем царапины либо задиры, их нужно устранить с помощью наждака. Детали, на которых имеются существенные износы, можно исправить при помощи прокладок, однако это не всегда приносит желаемый результат. Иногда более результативным будет замена их на новые. Поврежденную изоляцию также стоит непременно заменить на новую. Коллекторы с изношенными или расшатанными пластинами ремонту не подлежат, их нужно непременно заменить.
Если есть заметные срывы или повреждения резьбы, то стоит нарезать новую либо использовать так называемые ввертыши.
При наличии неисправностей в обмотках возбуждения следует разобрать корпус, снять винты креплений наконечников и клеммы. Катушки при этом нужно хорошо просушить и пропитать изоляционным лаком. Контакты, которые окислились, нужно зачистить, а те, которые сварились, заменить на новые.
Не крутит
Самому приходилось сталкивать с проблемой на ВАЗ 2106, когда стартер отказывался работать при повороте ключа зажигания. И случалось это даже не один раз, и что самое интересное — всегда были совершенно разные проблемы. Причин, почему не крутит стартер, может быть множество и стоит рассмотреть их более подробно, а также пути их устранения.
Сел аккумулятор. Конечно опытные водители сразу поймут, когда аккумулятор разряжен, но некоторые новички вполне могут и не понять, что причина именно в разрядке АКБ. Достаточно просто включить ближний свет и посмотреть, насколько ярко светят лампы. Обычно, если аккумулятор сел достаточно сильно, то лампы могут светиться в пол накала, или же вовсе не загореться. В этом случае необходимо произвести зарядку аккумуляторной батареи.
Плохой контакт клемм АКБ. Бывает и такое, что вроде бы все приборы и лампочки на щитке приборов светятся, электроприборы работают, а вот стартер не крутит. Если контакт на одной из клемм будет плохим, но силы тока на прокрутку стартера может не хватить. Чтобы этого избежать, необходимо после каждого снятия и установки аккумулятора смазывать клеммы густой смазкой, типа литол, и такой проблемы не возникнет!
Неисправен замок зажигания. Думаю, что некоторым владельцам ВАЗ 2106 приходилось сталкиваться с такой проблемой, когда именно из-за замка зажигания стартер не крутил. То есть, вы поворачиваете ключ в положение запуска, но никакой реакции не происходит. Чтобы проверить эту теорию, достаточно перемкнуть нужные провода, идущие к замку, и если стартер заработал, значит причина именно в нем. В данном случае необходимо будет заменить замок зажигания.
Неисправность втягивающего реле. Обычно при такой проблеме, при попытке запуска двигателя либо вообще ничего не происходит, либо слышны щелчки, но сам вал стартера не крутится! Проверить втягивающее можно следующим образом: замкнуть два контакта с гайками на стартере, если он заработал — произвести замену втягивающего реле.
Износ щеток, обрыв цепи в обмотке якоря. В таком случае признаков жизни устройства при попытке пуска мотора вы не услышите. А чтобы разобраться, в чем именно причина, поможет полная разборка механизма и его диагностика.
Ремонт
Чтобы проверить работоспособность втягивающего реле стартера, введите вольтметр или амперметр в цепь питания обмотки. Установите прокладку между шестерней привода и кольцом-ограничителем.
При включенном стартере показания амперметра не должны превышать 23А, вольтметра – 9В. Большие значения говорят о возможных замыканиях в проводке.
Проверку обмоток выполняйте при помощи тестера. О замыкании в цепи можно говорить в том случае, если загорится лампочка.
Очистив стартер от грязи, можете начинать его разбирать, последовательно промывая и высушивая детали. После этого можете приступать к необходимым измерениям и визуальному осмотру.
Царапины и задиры на движущихся частях стартера устраняем при помощи наждака. Износы деталей исправляются либо установкой прокладок и накаткой. Хотя вряд ли в этом есть смысл. Проще заменить деталь.
Если износы деталей превышают значения, допустимые техническими условиями, замените их новыми. Замените поврежденную изоляцию. Также не подлежат ремонту коллекторы, у которых износились или расшатались пластины.
Срывы и повреждения резьбы можете восстановить нарезкой новой резьбы или установкой ввертыша.
Для устранения неисправности обмоток возбуждения, разберите корпус стартера, сняв клеммы и винты креплений наконечников. Катушки просушите, пропитайте изоляционным лаком. Испорченную изоляцию в обмотках замените новой. Окислившиеся контакты зачистите, сваренные – замените.
Замена втулок стартера ВАЗ 2106 осуществляется при обнаружении задиров или значительного износа. Чтобы определить износ втулок, измерьте зазор валика. Он не должен превышать 0,2 мм. После осмотра и ремонта стартера произведите его сборку в порядке, обратном разборке.
Замена
Схема демонтажа старого устройства и подключения нового не требует от автолюбителя приложения особых сил. Снять редукторный стартер сможет любой, кто «вооружится» нужным инструментом (отвертки, оправка, несколько ключей – на 10, 8 и 13, молоток, плоскогубцы), внимательно посмотрит видео этого процесса (многим автолюбителям достаточно изучить фото операции, чтобы разборка механизма прошла «без сучка и задоринки»).
Схема такой разборки и подключения рабочего устройства элементарная. Сначала снимается воздушный фильтр (точнее его корпус). Для этого нужно использовать ключ на 13. С его помощью отсоединяем все три болта, коими фильтр крепится к корпусу коробки передач. После этого от стартера откидывают провода и демонтируют его. Теперь можно приступать к разборке механизма в далее указанной последовательности:
снимаем реле (снова применяем ключ на 13 для того, чтобы удалить с него шайбы и провода);
демонтируем кожух стартера (откручиваем крепежные винты);
двумя отвертками аккуратно «протискиваемся» под стопорное кольцо, снабженное шайбой, и удаляем его;
отсоединяем болты, которые скрепляют в одно целое корпус и крышку, при помощи ключа на 10, после чего откручиваем винты обмоток и соединительного кабеля.
Остается лишь выбить задний подшипник (используется оправка), снять шплинт (плоскогубцы), заглушку из резины и бендикс. Ставьте новый механизм – замена стартера прошла успешно!
Как снять
Отключите провод массы от клеммы аккумуляторной батареи. Приподнимите автомобиль спереди и зафиксируйте.
Пометьте главный электрический провод и отсоедините его от стартера.
Отсоедините провод (пометьте) от магнитного переключателя.
Открутите держатели проводов стартера.
Двигатель типа «С»: если имеется, снимите пластину термической защиты.
Открутите крепление стартера (3 болта), при этом пометьте расположение центровочной гильзы.
Если установлена, то снимите заднюю опору стартера.
Снимите стартер с двигателя и выньте под автомобилем из моторного отсека.
Двигатель типа «F»: снимите корпус воздушного фильтра.
Выкрутите 3 болта крепления стартера. При этом пометьте расположение центровочной гильзы.
Снимите крышку стартера (если установлена).
Снимите заднюю опору стартера.
Выньте стартер снизу из моторного отсека.
16-клапанный двигатель: снимите термическую защиту выхлопа (2 болта).
Выкрутите 3 болта крепления стартера. При этом пометьте расположение центровочной гильзы.
Снимите правовое переднее колесо.
Снимите усиление выпускного коллектора глушителя с корпуса двигателя (2 болта).
Снимите заднюю опору стартера (3 болта) и снимите стартер с двигателя.
Выньте стартер из моторного отсека с правой стороны выше тяги рулевой трапеции.
Разборка
Последовательность действий будет выглядеть следущим образом:
От втягивающего реле необходимо отсоединить вывод обмоток стартера, открутив гайку и сняв ее вместе с пружинной и двумя плоскими шайбами.
Теперь снимаем само втягивающее, для этого откручиваем три винта его крепления к корпусу и снимаем его, придерживая якорь.
Вынув тяговое реле, снимите с якоря пружину и немного подав якорь вверх и в сторону выведите его из зацепления с рычагом привода.
Теперь необходимо снять защитный кожух стартера, для этого выверните два болта его крепления и снимите.
Возьмите отвертку и подденьте ею стопорное кольцо вала ротора, снимите кольцо вместе с шайбой.
Ключом на десять отверните два стяжных болта и отделите крышку от корпуса стартера.
Отворачиваем винты крепления обмоток статора и соединительного провода от пластин щеткодержателей.
Снимите изоляционную трубу и со стороны коллектора разъедините крышку коллектора и корпус статора.
Из щеткодержателей вынимаем перемычку обмоток статора.
Снимите щетки вместе с пружинами, просто поддев их отверткой.
Подберите оправку подходящего диаметра и выпресуйте подшипник из задней крышки стартера.
Выньте шплинт оси рычага привода стартера и с помощью тонкой отвертки выньте ось рычага привода стартера.
Снимаем резиновую заглушку и снимаем якорь с муфтой, отсоединив плечи рычага привода стартера от муфты. Теперь из передней крышки выньте рычаг привода стартера.
Из крышки стартера, с внутренней стороны привода, подходящей по диаметру оправкой, выпресовываем подшипник.
Основной объем работ по разборке стартера проделан, теперь осталось разобраться с якорем:
На валу якоря, сдвиньте упорную шайбу и с помощью двух отверток, разжимая стопорное кольцо, снимите его.
С легкостью снимаем муфту привода якоря.
Реле стартера ВАЗ 2107: назначение, неисправности и ремонт
Без такого устройства, как стартер не обходится ни один автомобиль. На ВАЗовской «семёрке» работоспособность этого узла напрямую зависит от исправности реле, обеспечивающих подачу питания и запуск стартера. Если с элементами коммутации возникают проблемы, причины неполадок необходимо своевременно выявить и устранить.
Реле стартера ВАЗ 2107
Запуск двигателя на классических «Жигулях» осуществляется посредством стартера. Беспроблемная работа этого узла обеспечиваются за счёт двух реле — управляющего и втягивающего. При возникновении неполадок с этими элементами, двигатель запустить не удастся. Поэтому на проверке реле, выявлении неисправностей, ремонте и замене стоит остановиться более подробно.
Реле включения стартера
На всех классических моделях «Жигулей», кроме «семёрки», питание на стартер подаётся напрямую от замка зажигания (ЗЖ). Такая конструкция имеет существенный недостаток — контакты окисляются и подгорают, что приводит к преждевременному выходу контактной группы из строя. Обусловлено это тем, что через ЗЖ протекает ток, превышающий 15 А. На ВАЗ 2107 для снижения нагрузки на контакты замка стали устанавливать дополнительное реле стартера, рассчитанное на ток 30 А. Этот коммутационный элемент потребляет небольшой ток, что никак не снижает надёжность контактной группы.
Владельцы более ранней «классики» из-за довольно частой замены контактов ЗЖ самостоятельно монтируют дополнительное реле.
Где находится
Конструктивно реле включения стартера располагается в моторном отсеке с правой стороны. Его крепление выполнено к брызговику (часть кузова) при помощи шпильки и гайки. Обнаружить реле несложно, для чего достаточно проследить, куда проложены провода от втягивающего реле стартера.
Проверка
При возникновении трудностей с запуском мотора на ВАЗ 2107 сперва нужно проверить работу реле включения. Если деталь окажется исправной, поиски неполадок можно продолжить. Для диагностики элемента коммутации потребуется мультиметр либо «контролька» (обычная автомобильная лампочка на 12 В и провода для её подключения). Работоспособность реле определяют следующим образом:
- Снимаем с реле разъём и проверяем, в каком состоянии находятся контакты в колодке и на самом реле. Если нужно, то зачищаем их наждачкой.
- Проверяем наличие массы на контакте 86 колодки. Для этого проверяем мультиметром сопротивление относительно кузова, оно должно быть нулевым.
- Замеряем напряжение на контакте 85 во время попытки запустить двигатель. Параметр должен быть равным 12 В. При включении зажигания на клемму 30 также должно подаваться питание. Если оно присутствует на контактах, проблема кроется в реле.
- Снимаем дополнительное реле, открутив ключом гайку.
Видео: проверка питания реле включения стартера на ВАЗ 2107
Втягивающее реле
Стартер по своей конструкции представляет собой небольшой электромотор, специальная муфта (бендикс) которого зацепляется с маховиком силового агрегата на несколько секунд, приводя по вращение коленвал. Несмотря на небольшие размеры стартера, при запуске двигателя через него проходят токи, достигающие сотен ампер. Если питание на это устройство подавать непосредственно через ЗЖ, то никакие контакты не выдержат таких нагрузок и сгорят. Поэтому для подключения стартера к источнику питания задействуется специальное втягивающее реле, в котором конструктивно предусмотрены контакты, рассчитанные на большие токи. Этот механизм конструктивно расположен на корпусе стартера.
На рассматриваемое коммутирующее устройство возлагается ряд функций:
- соединение стартера с источником питания;
- зацепление и удержание бендикса с маховиком двигателя;
- отключение питания стартера после того, как мотор начнёт работать.
Принцип действия
Втягивающий механизм функционирует в таком порядке:
- При повороте ключа в ЗЖ срабатывает дополнительное реле.
- Питание от АКБ подаётся на катушку тягового реле.
- Под действием магнитного поля якорь заходит внутрь обмотки.
- Вилка стартера приводится в движение и выдвигает бендикс.
- Звёздочка стартера зацепляется с маховиком силового агрегата.
- Пластина, закреплённая на конце штока втягивающего реле, соединяет между собой контакты.
При описанных действиях в течение нескольких секунд происходит запуск мотора. После активации стартера втягивающая обмотка прекращает свою работу, а ток проходит через удерживающую катушку, за счёт которой якорь остаётся в крайнем положении. Наличие двух обмоток снижает потребление энергии батареи во время пуска двигателя.
После того как мотор начинает работать, электрическая цепь стартера размыкается, ток через удерживающую катушку перестаёт течь, а якорь за счёт пружины принимает исходное положение. Одновременно отводится муфта и пятак от контактов реле, бендикс отходит от маховика и стартер отключается от АКБ.
Неисправности
Поскольку устройство втягивания работает каждый раз при запуске силового агрегата и подвергается высоким нагрузкам, оно постепенно изнашивается и выходит из строя. О неисправностях реле можно судить по характерным признакам:
- когда мотор запускается, стартер продолжает работать, издавая жужжащий звук;
- в момент запуска двигателя реле издаёт щелчок, но стартер не функционирует;
- при повороте ключа стартер крутится, но не зацепляется с маховиком.
Неполадки могут возникать по нескольким причинам:
- нарушение целостности корпуса реле;
- проблемы со втягивающей или удерживающей катушкой;
- подгорание контактов;
- ослабление пружины.
Все перечисленные неполадки проявляются в результате естественного износа, перегорания обмоток либо разрушения частей узла.
Проверка
Проверить реле можно двумя способами — без демонтажа стартера и на снятом устройстве. Рассмотрим оба варианта.
На автомобиле
Диагностику проводим мультиметром или «контролькой»:
- Визуально оцениваем целостность проводки реле.
- Проверяем работу реле, для чего поворачиваем ключ в замке зажигания и прислушиваемся к стартеру: если щелчка неслышно, реле считается неисправным.
- Если есть характерный звук, но стартер не крутит, может быть подгорели контактные пятаки в самом реле. Для проверки снимаем фишку, которая идёт от ЗЖ и замыкаем между собой два резьбовых контакта. При таком соединении стартер будет запитываться минуя реле. Вращение стартера укажет на неполадки с элементом коммутации.
- Подключаем мультиметр к «+» реле, т. е. на контакт, куда приходит питание с АКБ, а минус соединяем с массой. Включаем зажигание и, если напряжение оказывается ниже 12 В, то скорее всего, заряда батареи не хватает для запуска мотора, но достаточно для срабатывания реле.
Видео: диагностика стартера без снятия с авто
На снятом стартере
Прежде чем демонтировать стартер, необходимо выполнить несколько шагов, которые позволят определиться с неисправностью:
- проверяем состояние клемм АКБ и стартера, заряд батареи и при необходимости зачищаем контакты наждачной бумагой;
- определяем работоспособность реле включения стартера.
Если перечисленные действия результатов не дали и стартер по-прежнему не работает должным образом, демонтируем его с автомобиля. Очищаем узел от загрязнений, зачищаем контакты, после чего проводим проверку:
- Устанавливаем стартер возле АКБ.
- Соединяем батарею и устройство пуска при помощи толстых проводов с «крокодилами», например, комплектом для «прикуривания». Минус батареи соединяем с корпусом, плюс подаём на контакт тягового реле. Если присутствует отчётливый щелчок реле и вынос бендикса, то это указывает на рабочее состояние реле. Если втягивающее не срабатывает, значит, требуется его замена либо ремонт.
Видео: проверка тягового реле стартера
Какое реле выбрать
Втягивающие реле бывают разборными и неразборными. Первая конструкция более старая, но такие изделия взаимозаменяемы со вторым вариантом. Для ВАЗ 2107 и другой «классики» рассматриваемое устройство выпускается несколькими производителями:
- «КАТЭК» и «КЗАТЭ» (Самара);
- БАТЭ (Беларусь);
- «Кедр» (Челябинск);
- Dynamo AD (Болгария);
- Iskra (Беларусь).
Из приведённого списка наиболее качественной является продукция «КАТЭК» и «КЗАТЭ». Стоимость втягивающих реле этих производителей составляет около 700–800 р.
Ремонт тягового реле
Демонтаж втягивающего реле необходим в двух случаях — для ремонта или замены механизма. Снять его несложно, но сперва потребуется демонтировать с машины сам стартер.
Снятие стартера и реле
Из инструментов для работы понадобится следующий перечень:
- плоская отвёртка;
- ключ на 8, 10 и 13.
Процедура проводится следующим образом:
- Снимаем клемму с минуса АКБ.
- Откручиваем крепление стартера к картеру сцепления.
Разборка
Втягивающее реле разбирают с целью замены или зачистки контактов (пятаков):
- Ключом или головкой на 8 откручиваем крепление крышки реле к корпусу.
Видео: ремонт тягового реле стартера
Неполадки дополнительного и втягивающего реле приводят к трудностям или невозможности запуска стартера. Выявить причину возникшей проблемы можно по характерным признакам, а ремонт под силу провести каждому автолюбителю согласно пошаговым инструкциям.