Ремонт двигателя уаз патриот
Опыт Волговода, по совместительству мастера, по ремонту двигателей ЗМЗ-409
©Дмитрий Дображелон прислал Аваков Сергей [СергейАС]
Значит так. 409-й мотор я поставил себе после того как разморозил старый 496-й. Собирал его сам, купив новый блок, поршневую с коленом и используя остальное от 406-го. От классического 409-го ,устанавливаемого на УАЗы, мой мотор отличается масляным картером (УАЗовский вариант на Волгу не встаёт) и МИКАСом 5,4 с прошивкой 757 (такой вариант обусловлен экономией, ДМРВ у меня стоит не плёночный, менять всё — это почти 250$, а менять только МИКАС — это полумера.) Но надо заметить, что таблица топливоподачи на МИКАС 7.2 и на 5.4 с прошивкой 757 достаточно близки.
Ещё одно отличие — это применение выпускного коллектора от 406-го. Когда собирал — 409-й коллектор в продаже отсутствовал, теперь купил, но ставить буду уже на новый мотор, который сейчас и собираю.
Во время сборки особых замечаний не было, собирается как обычный 406-ой, единственное, что смутило — посадка поршней. Хоть я и подбирал всё в Заволжье прямо при заводе, поршня садились как-то не обычно, хотя все требования по подбору и соблюдались. Заработал мотор сразу и никаких проблем не выказывал. Холодной обкатки не проводилось.
Примерно через 2500 км. прозвучал первый «звоночек». Появился стук схожий с лопнувшим поршневым пальцем в районе 4-го горшка, в дальнейшем диагноз был изменён. В силу обстоятельств мотор не вскрывался и прошёл ещё 3500 в режиме близком к максимально возможным.
Далее я вскрыл мотор. Как и предполагалось звук исходил не от пальца, а от юбки поршня и не одного, а трёх (все кроме 2-го). На юбках были задиры вызванные неправильной конфигурацией самой юбки. Причём это не брак производства. Все поршни имеют именно такой (неправильный) профиль юбки. Задиры на стенках были не существенными, посему в мотор были установлены два новых поршня. После сборки звуков не было примерно 500 км. далее звук возник снова. Т.к. свободных денег на тот момент не было, было принято решение — убивать мотор, параллельно собирая новый. На данный момент мотор прошёл чуть более 30000, на нём постоянно проводятся эксперименты по изменению характеристик ГРМ и сказать, что он работает хорошо — нельзя.
Основные выводы делать рано, примерно через месяц я собираюсь вскрывать мотор и тогда, после замеров, смогу обрисовать ситуацию более подробно. На данный момент есть следующие заключения:
По ходовым характеристикам 409-й великолепен. Особенно хорош он будет на УАЗе, это его стихия, крутящий момент на низах сравним с 410-ым мотором, а на верхах мотор тянет значительно лучше 3-х литрового. К тому же не боится высоких оборотов (см. поправку по поршням).
Применять на 409-ом моторе штатные поршни нельзя по причине ошибки проектирования как формы юбки так и масло-отводных отверстий на маслосъёмном кольце. Именно из-за этих отверстий нельзя крутить мотор более 4000 (речь идёт о штатных поршнях).
Программа управления 409-го заточена под УАЗ и на Волге её нужно «поднимать» (на высоких оборотах таблица топливоподачи не совсем корректна).
Сейчас для меня стоит задача найти где и кто сможет сделать поршня под новый блок. Вопрос в том, что при ходе в 94 — на крепление пальца остаётся очень мало места именно поэтому на первых вариантах 409-х появлялись руки дружбы. И вовсе не обязательно в 4-ом цилиндре, хотя т.к. в районе 4-го горшка традиционно для ЗМЗ-шных моторов идёт перегрев — чаще это происходило именно в 4-ом. Затем ЗМЗ изменил технологию обработки и стало получше. (Блин, лучше бы они отлили новую форму).
Да, действительно, на данный момент в 409-ом у меня вызывает беспокойство только один узел и это поршня (вместе с кольцами конечно). По поводу разных страшилок на тему разбитых крышек и поломанных головок, скажу одно — бывает, НО:
Полагаясь на свой 5-летний опыт ремонта 406-х могу сказать однозначно, оборванная цепь — на 99,9% следствие нарушение регламента обслуживания или применение не соответствующих масел. 0,1 % — это случаи брака болта натяжителя (как правило верхнего). В среднем мне приходится ремонтировать около 10 моторов в месяц (здесь и далее я привожу опыт работы с 406-ми моторами, ввиду того, что в нашей конфе только 2 409-х, но ввиду конструктивного сходства, разницы в ремонте между моторами нет).
Я бы сказал, что причина не в бензонасосе, а в сместившихся фазах ГРМ (конечно если человек точно проверил, что с ВВ частью всё в порядке). Это легко проверить, достаточно отвернуть 6 болтов и ослабив ещё 6 взглянуть на состояние верхнего башмака, там же можно померить (на худой конец просто посмотреть) фазу.
Масло какое, если дорогая синтетика, возможно износ башмака.
Да стоит провести проверку состояния башмака натяжителя, для начала, конечно нужно просто проверить гидронатяжитель (далее ГН), иногда о состоянии башмака можно судить по глубине ухода неразряженного натяжителя. Есть много путей решения поблеммы, но о них сейчас я подробно писать не буду (некогда).
наверх Слышал ставят какие-то мудрённые «звездочки», это что такое. )). Конечно видел как все это выглядит и работает в разобранном состоянии, может башмаки какие-нить хорошие поставить.
Существует 13 . вариантов «звёздочек», все они схожи по идее, но разные по исполнению. Я не рекомендовал бы ставить звёзды (спорить о целесообразности не буду, но опыт Волгарей доказывает безрезультатность данного мероприятия.)
В «звёздах» есть огромная проблема — возникновение стоячей волны и как следствие очень быстрое разрушение.
наверх ЗЫ Из мелких рекомендаций владельцам 409-х:
Не лейте в мотор дорогих синтетических масел, кроме вреда Вы не принесёте мотору ничего. Мотор великолепно работает на полусинтетическом и минеральном масле российских и импортных производителей (только не Манол), я бы рекомендовал из наших Ютек полусинтетику или минералку, а из импорта американские минеральные масла.
В качестве охлаждающей жидкости лучше (но вовсе не обязательно) использовать антифриз, а не тосол.
Каждые 20 тык. проверять состояние башмаков натяжителей цепи.
И последнее — не бойтесь этого мотора, он намного проще 402-го и его разновидностей. С ним просто надо подружиться.
наверх
P.S. © ДИМА Дображелон
Дмитрий обещал продолжить эксперименты над 409 моторами и держать УАЗоводов в курсе.
Приглашаю совершенно бесплатно стоит приехать ко мне и провести проверку. Можно приехать не одному, а с группой товриСЧей. Буду рад знакомству и заодно познакомлюсь с УАЗиком (а то у меня был единственный опыт 20-ти минут за рулём 3160 с 409-ым) Я нахожусь в Кунцево, бокс тёплый и большой (2 УАЗа легко встанут). для москвичей предложение в силе.
Искать — в конфе ГАЗ, ник Дображелон.
наверх Предостережение владельцам 409-х:
Был в Петроавто на диагностике, заодно видел слесаря из моторного цеха, тот говорит, что был у них недавно на капиталке 409. Сильно ругался, говорит, что все что можно сделать, так это поменять кольца и поршни, а если вдруг в цилиндре элипс нарисуется, то надо покупать новый блок, ну или сразу двигатель — растачивать некуда. А элипс получить запросто — перегрел, закипел, поломал кольца и т.д. А долго ли на шестидесятках двигатель вскипятить. [Носорог3162] Август 2003
Ремонт двигателей УАЗ
Ремонт двигателей автомобилей УАЗ в Ростове
Мы осуществляем широкий спектр услуг по ремонту двигателей автомобилей УАЗ в Ростове-на-Дону и Ростовской области.
Наш сервис осуществляет текущий и капитальный ремонт двигателей УМЗ и ЗМЗ автомобилей отечественного производства УАЗ, УАЗ Хантер, УАЗ Патриот.
Мы осуществляем следующие типы ремонтов двигателей:
- текущий ремонт двигателей УАЗ,
- срочный ремонт двигателей УАЗ,
- восстановительный ремонт двигателей УАЗ,
- капитальный ремонт двигателей УАЗ.
Мы осуществляем ремонт следующих двигателей:
- УМЗ 4218.10 объемом 2,8 л ;
- ЗМЗ 410.10 объемом 2,9 л ;
- УМЗ 420 объемом 2,4 л ;
- ЗМЗ 514 объемом 2,2 л ;
- Andoria 4CT90 объемом 2,4 л
- ЗМЗ-402.;
- УМЗ-4178, 2,4 литра;
- УМЗ-4179, 2,4 литра;
- ЗМЗ 405;
- ЗМЗ 406;
- ЗМЗ 409;
- УМЗ 249
- УМЗ 414;
- УМЗ 417
- ЗМЗ 511.
На УАЗе разработаны такие известные и популярные в народе модели, как УАЗ Патриот, Хантер, «Буханка», «Козел» и другие.
Двигатели УАЗ это классические 4 цилиндра в ряд производства ЗМЗ и УМЗ, инжекторные либо карбюраторные. Все эти силовые установки значительно устарели на сегодняшний день. Кроме бензиновых моторов, ставились на УАЗ и дизельные двигатели производства ЗМЗ и Ивеко (Iveco F1A). Это такие же рядные 4-цилиндровые моторы.
Наш сервисный центр в Ростове-на-Дону предоставляет широкий спектр услуг по ремонту двигателей коммерческих автомобилей и вездеходов УАЗ. Наши опытные специалисты, благодаря наличию оригинальных комплектующих и профессионального оборудования, произведут ремонт двигателя оборудования любой сложности в самые короткие сроки.
Этапы работ по ремонту двигателя:
- Первый этап — работы по диагностике двигателя, частичной разборке и дефектовке.
- Второй этап – разработка схемы ремонта, заказ запасных частей.
- Третий этап – работы по ремонту двигателя, замене поврежденных элементов новыми, настройке работы механизмов.
К признакам неисправности двигателя относятся:
- снижение мощности двигателя,
- падение давления масла,
- вытекание масла или топлива,
- снижение компрессии в цилиндрах,
- повышение расхода масла,
- высокое потребление топлива,
- снижение динамики разгона,
- несвойственные шумы и стуки.
Основанием для разборки и ремонта двигателя являются: падение мощности двигателя, уменьшение давления масла, резкое увеличение расхода масла (свыше 450 г на 100 км пробега), дымление двигателя, повышенный расход топлива, понижение компрессии в цилиндрах, а также шумы и стуки.
Мы выполняем следующие работы по ремонту двигателей УАЗ:
- капитальный ремонт двигателя УАЗ;
- ремонт головки блока цилиндров УАЗ;
- замена заглушек блока цилиндров УАЗ;
- ремонт системы питания и впрыска УАЗ;
- ремонт системы охлаждения УАЗ;
- ремонт систем зажигания УАЗ;
- замена цепи ГРМ УАЗ;
- замена ремней УАЗ;
- замена генератора и стартера УАЗ.
Сервис, ТО и ремонт ДВС автомобилей УАЗ в Ростове
Сервисный центр Альфа-Рост оборудован современными высокотехнологичными средствами диагностики, обслуживания и ремонта. Высококвалифицированный персонал производит качественное техобслуживание и ремонт всех коммерческих грузовых и легковых автомобилей в строгом соответствии с требованиями завода-изготовителя.
Мы проведем качественный ремонт двигателей: УМЗ 4218, ЗМЗ 410.10, УМЗ 420, ЗМЗ 514, ЗМЗ-402, УМЗ-4178, УМЗ-4179, ЗМЗ 405, ЗМЗ 406, ЗМЗ 409, УМЗ 249,УМЗ 414, УМЗ 417, ЗМЗ 511.
Наш сервисный центр в Ростове-на-Дону предоставляет широкий спектр услуг по текущему и капитальному ремонту двигателей автомобилей УАЗ, УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ Буханка. Наши опытные специалисты, благодаря наличию оригинальных комплектующих и профессионального оборудования, произведут ремонт двигателя оборудования любой сложности в самые короткие сроки.
Ремонт и обслуживание УАЗ Патриот в Москве в проверенном сервисе LFA
Многофункциональный центр LFA производит ремонт и обслуживание УАЗ Патриот любой сложности (в т.ч. ремонт и замену рамы). Если Вас интересует постгарантийное обслуживание или глубокий тюнинг УАЗ Патриот – обращайтесь в автосервис LFA!
Попали в ДТП, сгнила рама, пинается коробка или стучит двигатель? Обращайтесь в LFA по WhatsApp и сразу фиксируйте цену на ремонт Вашего UAZ Patriot! Индивидуальный подход и фотоотчет во время ремонта!
Цены на ремонт УАЗ Патриот в Москве
Аккумулятор | замена | 200 руб |
Бензонасос наружный (ДВС 402) | замена | 450 руб |
Вакуумый усилитель тормозов | замена | 950 руб |
Водяной насос (ДВС 402, 4216) | замена | 1950 руб |
Водяной насос (ДВС 409) (Буханка) | замена | 2200 руб |
Воздушный фильтр (Буханка) | замена | 750 руб |
Воздушный фильтр (ДВС Евро-3 инжектор) | замена | 350 руб |
ГБЦ (с регулировкой клапанов) | протяжка | 1700 руб |
Генератор | замена | 650 руб |
Генератор (ДВС 4216) | замена | 1000 руб |
Гидрокомпенсаторы | замена | 2400 руб |
Гидронатяжитель | замена | 250 руб |
Давление масла | диагностика | 500 руб |
Давление масла (ДВС 4216) | диагностика | 1000 руб |
Датчик давления масла | замена | 250 руб |
Датчик уровня топлива | замена | 600 руб |
Диск тормозной | замена | 750 руб |
Жидкость сцепления | замена | 350 руб |
Задний сальник коленвала | замена | 6200 руб |
Задний фонарь | замена | 455 руб |
Задняя рессора | замена | 1850 руб |
Зеркало боковое (с кронштейном) | замена | 350 руб |
Инжектор | промывка | 1300 руб |
Капот | замена | 750 руб |
Карбюратор (со снятием/установкой) | ремонт | 2450 руб |
Карданный вал | снятие/установка | 450 руб |
Клапана | регулировка | 750 руб |
Клапана (ДВС 4216) | регулировка | 1050 руб |
Коды неисправности блока управления двигателем | сброс | 300 руб |
Компрессия | проверка | 500 руб |
Компьютерная диагностика (чтение кодов ошибок блока ЭБУ) | диагностика | 650 руб |
Коробка передач | снятие/установка/ремонт | 8850 руб |
Крестовина (на снятом карданном валу) | замена | 600 руб |
Крестовина рулевого вала | замена | 900 руб |
Масло в ДВС | замена | 500 руб |
Масло в КПП | замена | 250 руб |
Масло в заднем мосту | замена | 250 руб |
Масляный фильтр | замена | 200 руб |
Маховик (при снятом сцеплении) | замена | 450 руб |
Мотор отопителя (Патриот) | замена | 1500 руб |
Насос ГУР | замена | 1400 руб |
Опорный подшипник (при замене сцепления) | замена | 500 руб |
Охлаждающая жидкость | замена | 500 руб |
Передние колодки | замена | 500 руб |
Передняя крышка (ДВС 4216) | замена | 4800 руб |
Передняя крышка ДВС | замена | 3000 руб |
Передняя рессора | замена | 1400 руб |
Подвеска автомобиля | диагностика | 500 руб |
Подшипник задней ступицы | замена | 1350 руб |
Подшипник передней ступицы (1 сторона) | замена | 1350 руб |
Подшипник передней ступицы (Буханка) | замена | 1050 руб |
Поршневая группа | замена | 12950 руб |
Поршневая группа (ДВС 4216) | замена | 14250 руб |
Прокладка клапанной крышки (ДВС 405, 406) | замена | 840 руб |
Прокладка клапанной крышки (ДВС 409) (Буханка) | замена | 1000 руб |
Прокладка поддона (ДВС 4216) | замена | 1750 руб |
Радиатор | замена | 1800 руб |
Радиатор отопителя салона (Хантер) | замена | 3000 руб |
Развал/схождения (компьютерный) | регулировка | 1050 руб |
Раздаточная коробка | замена | 1250 руб |
Ролик ремня вентилятора (ДВС 402) | замена | 350 руб |
Рулевая тяга | замена | 350 руб |
Рулевой механизм (на а/м с ГУР) | замена | 2500 руб |
Рычаг кулисы КПП | замена | 1000 руб |
Сальник поворотного кулака (при снятых шкворнях) | замена | 1000 руб |
Сальник хвостовика заднего моста | замена | 600 руб |
Свечи (ДВС ЕВРО-3) | замена | 550 руб |
Суппорт | замена | 600 руб |
Сцепление | замена | 5500 руб |
Топливные форсунки, рампы | замена | 1700 руб |
Топливные форсунки, рампы (ДВС ЕВРО-3) | замена | 2150 руб |
Топливный фильтр (ДТ) | замена | 500 руб |
Топливный фильтр (инжектор) | замена | 350 руб |
Тормозная жидкость | замена | 450 руб |
Трапеция/моторчик стеклоочистителя (Хантер) | замена | 1900 руб |
Цепи ГРМ | замена | 8250 руб |
Цилиндр сцепления главный | замена | 750 руб |
Цилиндр сцепления рабочий | замена | 500 руб |
Цилиндр тормозной главный | замена | 750 руб |
Цилиндр тормозный задний | замена | 850 руб |
ШРУС | замена | 1700 руб |
Шестерня распределительного вала (ДВС 4216) | замена | 5700 руб |
Шкворня (Буханка) | замена | 5300 руб |
Шкворня (Патриот) | замена | 6200 руб |
Шкворня и резьбовые втулки | замена | 5300 руб |
ЭБУ (BOSCH) | перепрошивка | 3500 руб |
ЭБУ МИКАС 7.2 | перепрошивка | 3500 руб |
Электрическая муфта системы охлаждения (ДВС 4216) | замена | 2750 руб |
Электрический вентилятор | установка | 1500 руб |
Мы перезвоним Вам в течение 5 минут!
Почему стоит обратиться за ремонтом УАЗ Патриот в МФЦ LFA
- Запчасти в наличии и на заказ от проверенных поставщиков по ценам ниже розничного рынка на 10-15%.
- 10-летний опыт выявления и решения проблем заводского брака и недоработок автомобилей Ульяновского автозавода, начиная с УАЗ-469.
- Несколько реализованных внедорожных проектов для УАЗ, в том числе на узлах БТР.
- Профессиональный 20-тонный стапель, пескоструй, плазморез и огромное количество другого оборудования, которое в руках нашей команды мастеров (минимум 7-10 лет в профессии!) творит чудеса.
Так же владельцы УАЗ Патриот обращаются к нам по вопросам ремонта после ДТП под ключ, реставрации и ремонта рамы, установки лебедок, шноркелей, фракопа, лифта подвески и установки военных мостов. Нерешаемых проблем в техцентре LFA не бывает!
5 главных проблем УАЗ Патриот, которые мы успешно решаем в LFA
1. Растяжение цепи двигателя ЗМЗ-409
Растяжение цепи двигателя на пробеге в 70 тыс. км. обычное дело для двигателя ЗМЗ-409. Причиной проблемы частенько оказывается разрушение гидронатяжителей и посредственное качество металла двухрядной цепи. Внедорожник может однажды без симптоматически заглохнуть или не завестись. Рекомендуем профилактическую замену ГРМ во избежание подобных ситуаций.
2. Ремонт раздаточной коробки Патриота
Заводской оригинальный комплект сцепления мастера МФЦ LFA советуют владельцам менять на аналог от немецкого производителя, компании Luk. Таким образом решается проблема выхода из строя главного и рабочего цилиндров. Ремонт раздаточной КПП редкое явление, но из-за растяжения цепи, может рано или поздно все-таки потребоваться.
3. Ремонт и замена моста УАЗ Патриот
Гул в переднем или заднем мосту означает необходимый ремонт моста. При механическом повреждении при ДТП или на бездорожье производится замена чулка моста УАЗ Патриот и в некоторых случаях полуоси. Также возможны замена подшипников, главной пары, ремонт редуктора или установка военных мостов с бортовой передачей (портальных мостов).
4. Проблемы с подвеской
Стуки в подвеске часто обозначают необходимость замены шкворней передней подвески. На узел приходятся очень серьезная нагрузка и он быстро разрушается. В наличии и на заказ шкворни на подшипниках, бронзовые или с пластиковыми вкладышами. В зависимости от пожеланий клиента возможна установка новых поворотных кулаков, в том числе старого, но более надежного образца.
5. Ремонт рамы УАЗ Патриот
Восстановление УАЗ Патриот после ДТП практически всегда связан с ремонтом рамы внедорожника. В большинстве случае замена рамы не требуются, а работа осуществляется без снятия кузова. Кузовной ремонт, покраска и восстановление геометрии кузова и систем безопасности, а также сопутствующий ремонт узлов и агрегатов в Москве в одном месте.
Записывайтесь на ремонт и ТО Вашего автомобиля. Наш адрес: пос. Внуково, ул. Центральная, д.16с12 (карта проезда). У нас 640 кв.м сервисной зоны и охраняемая территория. Звоните по любым вопросам: 8 (495) 070-7007 или пишите в Whats App.
Не забывайте читать наш БЛОГ, посвященный техническому осблуживанию автомобилей и последним новостям индустрии
Наш сотрудник ответит Вам в ближайшее время.
УАЗ Патриот: тест-ремонт
Обслуживаем УАЗ Патриот, оцениваем трудоемкость операций и сравниваем с другими автомобилями.
УАЗ > Patriot
УАЗ Патриот дебютировал в далеком 2005 году. У отечественных машин период смены поколений заметно больше, чем у зарубежных, но Патриот уже несколько раз обновляли. Каков немолодой, но молодящийся Патриот на фоне более свежих конкурентов из-за бугра?
Ремонтопригодность мы оцениваем в баллах. Они соответствуют суммарным нормочасам (по официальной сетке), затраченным на проведение определенных операций.
УАЗ Патриот
Дебют август 2005 года, Москва
Кузов 5‑дверный универсал (SUV)
Двигатели бензиновый 2.7, 135 л.с.; дизельный 2.2, 114 л.с.
Коробка передач М5
Комплектации Classic, Comfort, Limited
Цена 779 000–1 099 990 руб.
Сила и мощь
Под капотом бензинового Патриота живет хорошо знакомый атмосферный мотор ЗМЗ‑409, который нынче выдает 135 л.с. Он прошел несколько модернизаций, чтобы соответствовать современным нормам токсичности, но сохранил простоту конструкции — в частности, необслуживаемую цепь ГРМ, ресурса которой теоретически должно хватать на весь срок службы мотора и которую по-прежнему можно поменять в гаражных условиях.
На Патриотах с кондиционером навесное оборудование приводится одним ремнем. Для его натяжения применен ролик-автомат. Проще всего ослабить и заменить ремень снизу автомобиля. При обратной установке важно не забыть протащить ремень между вентилятором и кожухом, иначе он не встанет на место. Регламент ТО не устанавливает интервалов замены ремня, но обычно он живет около 45 000 км.
Навесное оборудование у версий без кондиционера приводят два ремня. Основной — через шкивы генератора, насоса системы охлаждения и коленвала. Его натягивает ролик-автомат, который расположен примерно в том же месте, что и ремень на модификации с кондиционером. Дополнительный ремень предназначен для насоса усилителя руля и вискомуфты вентилятора охлаждения. Этот ремень обделен роликом, для его натяжения нужно ослаблять и перемещать кронштейн крепления насоса.
Доступ к катушкам зажигания свободный. Они закреплены гайками «на 10», а их разъемы снабжены удобными язычками-фиксаторами. Регламент замены свечей — через каждые 30 000 км. Для них потребуется головка «на 16».
Бензиновый мотор снабжен выносным топливным фильтром. Он установлен на раме кузова рядом с раздаточной коробкой и закреплен обжимным хомутом с парой болтов «на 10». Замена фильтра — дело нехитрое. Сначала отсоединяем две топливные магистрали на стандартных быстросъемах, а затем хомут. Интервал обновления фильтра — каждые 30 000 км.
Дизель ЗМЗ объемом 2,2 литра пришел на смену агрегату Iveco в 2012 году. По словам сервисменов, «иностранец» был значительно надежнее и проще в обслуживании. Привод ГРМ отечественного мотора имеет две цепи. Регламентом их обслуживание не предусмотрено, но живут эти цепи недолго, а их замена очень сложна. В гаражных условиях лучше не лезть в этот мотор. Для выставления меток и фиксации валов обязателен специнструмент.
Дизельные версии Патриота идут только с кондиционером, поэтому привод навесных агрегатов имеет единую схему. Отдельный ремень для привода ТНВД, генератора и насоса охлаждения необходимо менять каждые 45 000 км. Он имеет автоматический ролик-натяжитель, как на бензиновой версии. Дополнительный ремень предназначен для компрессора кондиционера, вискомуфты вентилятора охлаждения и насоса ГУРа. Для его натяжения использованы два ролика с эксцентриковым механизмом. Их позаимствовали из привода ремня ГРМ двигателя ВАЗ‑2112. Для регулировки ролика ослабляем центральную гайку «на 17» и спецключом поворачиваем эксцентриковую шайбу. Регламент замены этого ремня — каждые 60 000 км.
Топливный фильтр дизельного двигателя ЗМЗ удобно расположен в моторном отсеке (справа), его модуль снабжен обогревом, ручным насосом, а сам сменный элемент — датчиком наличия воды. Основание фильтра закреплено на кронштейне двумя болтами «на 14», разъем устройства обогрева имеет простой фиксатор. После отсоединения топливных магистралей, зафиксированных обычными хомутами, вынимаем модуль в сборе. Не забудьте снять колодку с датчика наличия воды, стоящего в нижней части. Этот «контролер» по совместительству является пробкой для слива нежелательной жидкости. Датчик вкручен в сменный элемент фильтра, а он, в свою очередь, — в металлическое основание. Интервал замены — каждые 15 000 км.
Блоки цилиндров бензинового и дизельного моторов очень похожи внешне, схожа и компоновка подкапотного пространства. Для слива масла из двигателя откручиваем унифицированную пробку поддона под ключ «на 15». Доступ к ней свободный. А вот чтобы добраться до масляного фильтра, стоящего на блоке справа, нужно снять соответствующий боковой элемент заводского металлического пыльника, который закреплен болтами «на 10» и саморезами под головку «на 8». Интервал замены масла — 15 000 км, но на пробеге 2500 км предусмотрено так называемое нулевое ТО, в ходе которого смазку необходимо обновить.
Воздушный фильтр как у бензиновой версии, так и у дизельной расположен в правой части моторного отсека. Патрубок его воздухозаборника закреплен хомутом под шлицевую отвертку или головку «на 10», а выходная магистраль — хомутом «на 7». Далее ослабляем большой стяжной хомут с болтом «на 12» и вынимаем корпус с фильтром. Его кожух зафиксирован гайкой «на 17», как и сам сменный элемент на основании. Интервал замены — 30 000 км.
На Патриоте установлены коробка передач и раздатка корейской фирмы Dymos. По словам сервисменов, у этих агрегатов высокая надежность и большой ресурс. В обеих коробках предусмотрены удобные сливные и заливные пробки. Требуемый уровень масла — по кромку заливных отверстий. Регламент предусматривает замену масла каждые 45 000 км.
От колес до приборов
Для Патриота регламентирована замена масла ГУРа через каждые 45 000 км. А большинство других производителей декларируют, что смазка рассчитана на весь срок службы автомобиля.
Увы, магистрали системы на Патриоте не имеют соединений на хомутах, всё завальцовано, поэтому сервисмены предпочитают поэтапную, частичную замену масла. Сначала его откачивают из расширительного бачка, затем заливают свежую смазку и прогоняют систему при работающем моторе, а потом повторяют эту процедуру несколько раз.
С заменой АКБ всё предельно просто. Батарея зафиксирована металлической планкой на двух шпильках и гайках «на 13». Клеммы стандартные.
Подкапотный блок предохранителей расположен за АКБ. Его крышка зафиксирована защелкой с одной стороны и выступами — с другой. На крышке есть обозначения цепей на английском и русском языках. Жаль, не предусмотрели запасных предохранителей.
Салонный блок предохранителей спрятан в панели приборов, чуть ниже и левее рулевой колонки. Его крышка закреплена тремя защелками сверху и тремя выступами снизу. На ней есть обозначения цепей, а в блоке — запасные предохранители.
Салонный фильтр установлен в ногах переднего пассажира — под бардачком, за блоком вентилятора. Действовать придется на ощупь, но всё довольно просто. Крышка фильтра стоит поперек и имеет две простые защелки по краям. При установке сначала фиксируем ее правую сторону, так будет проще. С установкой крышки ошибиться невозможно: на ней сделан косой выступ, подпирающий фильтр. Интервал замены элемента — 30 000 км.
В передних тормозных механизмах применены двухпоршневые суппорты. Для замены колодок достаточно открутить только их прижимную пластину — очень удобное решение. Поршни без проблем утапливаются любым подручным инструментом.
Задние тормоза — барабанные. Предусмотрен механизм подвода колодок. Со стороны щита двумя гайками «на 19» зафиксированы регулировочные эксцентрики. Вращая их, можно выставить необходимый зазор между колодками и барабаном, контролируя его через смотровые окошки под резиновыми заглушками. К такому способу прибегают, когда длину тросов стояночного тормоза не удается отрегулировать с помощью обычного механизма, расположенного снизу машины на раме.
Единственная сложность при замене ламп в фарах заключается в том, что с левой стороны доступ ограничивает бачок ГУРа. Он закреплен двумя болтами «на 10». Для удобства лучше открутить их и отвести бачок в сторону. Колодец с лампами ближнего и дальнего света закрыт крышкой с простым замком. Все крепления хорошо просматриваются. Лампы поворотников установлены во внешних углах фар, доступ к ним свободный. Габаритные и ходовые огни светодиодные, поэтому в случае перегорания элементов фару придется менять в сборе.
Лампы в задних фонарях меняем через отверстия в боковых обивках багажника. Они закреплены парой двойных пистонов. Сначала поддеваем и вынимаем грибок, а затем — основание пистона. Доступ к лампам удобный. Дополнительный светодиодный стоп-сигнал расположен на пятой двери. При перегорании светодиодов деталь опять-таки придется заменить в сборе.