Самостоятельная замена охлаждающей жидкости (тосола или антифриза)
Самостоятельная замена охлаждающей жидкости (тосола или антифриза)
Своевременная замена охлаждающей жидкости – это процедура, которой многие автовладельцы пренебрегают. И очень напрасно. Работоспособность двигателя напрямую зависит от системы охлаждения. В этой статье мы расскажем, как правильно менять антифриз своими руками, ведь для замены охлаждающей жидкости вовсе не обязательно ехать на автосервис.
Проще всего заменить охлаждающую жидкость будет при наличии гаража и смотровой ямы, хотя это и необязательные условия. Порядок замены антифриза на всех машинах примерно одинаковый:
- Необходимо полностью слить старую охлаждающую жидкость.
- Выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
- Залить новую охлаждающую жидкость (тосол или антифриз).
В конце статьи, как всегда, смотрите видео-инструкцию по замене охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле ВАЗ 2110. А мы пока рассмотрим все этапы замены антифриза по очереди.
Как слить охлаждающую жидкость
Для того чтобы полностью слить охлаждающую жидкость из системы без остатка, желательно чтобы передняя часть машины находилась ниже относительно задней. Например, задок можно немного поддомкратить.
Теперь приступим к сливу старого антифриза перед его заменой на новый. Большинство автомобильных двигателей имеют в своей нижней части краник либо специальную сливную пробку, через которую производится слив охлаждающей жидкости. Кроме блока цилиндров антифриз также нужно будет слить из радиатора и расширительного бачка.
Для этого необходимо:
- Ослабить пробку расширительного бачка – это позволит охлаждающей жидкости стекать быстрей.
- Вывернуть сливную пробку и слить антифриз из рубашки охлаждения двигателя в подходящую для этого ёмкость, подставленную под сливное отверстие.
- Открутить сливной вентиль или нижнюю пробку радиатора и таким же образом слить старую охлаждающую жидкость из него.
Напор сливаемой жидкости можно регулировать, откручивая или закручивая пробку расширительного бачка. После слива охлаждающей жидкости не забудьте закрутить все сливные пробки обратно.
Промывка системы охлаждения двигателя
Прежде всего, промывка преследует две цели:
- Очистка системы от грязи и осадка, которые могут препятствовать передаче тепла и циркуляции охлаждающей жидкости.
- Удаление остатков прежнего антифриза. Эта операция необходима, так как при смешивании разных охлаждающих жидкостей их компоненты могут вступить в нежелательную реакцию, и тем самым ослабить антикоррозийные свойства свежего антифриза.
Еще лет 20-30 назад для очистки системы охлаждения от загрязнений автолюбители пользовались различными народными методами. Например, в радиатор заливали уксусную эссенцию или лимонную кислоту. На сегодняшний день существует множество специальных составов, которые намного эффективней справляются с этой задачей.
Лучше всего для промывки системы при замене охлаждающей жидкости подходят специальные промывочные концентраты. Перед использованием они разбавляются водой в пропорции указанной на упаковке. Это, так называемая, «мягкая промывка».
Её преимущество перед составами, заливаемыми в старый антифриз, заключается в том, что она выполняет функцию предварительной грунтовки. То есть определённое количество присадок из раствора ещё на этапе промывки оседает на металле, и когда вы при замене зальёте свежую охлаждающую жидкость, она в уже подготовленной среде будет работать намного эффективнее и не будет окисляться.
На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.
Заливка новой охлаждающей жидкости
Теперь мы можем приступить к заливке новой охлаждающей жидкости. Запомните, заливка нового антифриза при замене возможна только в чистую охлаждающую систему.
Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде. Поэтому настоятельно рекомендуем сначала изучить, какие бывают виды и типы антифризов, и тогда вам станет понятно, что лучше заливать в систему охлаждения двигателя.
Если при замене вы используете концентрат антифриза, то он предварительно перед заливкой должен разбавляться дистиллированной водой в пропорции один к одному. При таком соотношении он способен выдержать мороз до -40 °C. Все пропорции и диаграммы обычно указаны непосредственно на упаковке с охлаждающей жидкостью.
Во избежание образования воздушных пробок в системе, автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении. Далее следуйте в таком порядке:
- Отсоедините самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (обычно он находится в районе впускного коллектора). Пример смотрите на видео ниже.
- Новую охлаждающую жидкость следует заливать через горловину расширительного бачка. Для удобства лучше использовать воронку.
- Заливайте антифриз до тех пор, пока он не начнёт вытекать из отсоединённого в первом пункте патрубка.
- Вставьте патрубок на место и зажмите его в месте соединения хомутом.
- Не стоит заливать антифриз в бачок под завязку. Оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.
После заливки плотно закройте пробку бачка, заведите машину и прогрейте её до тех пор, пока не сработает вентилятор. Потом подождите когда остынет мотор, и проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз следует долить до нормы, но делать это можно только на холодный двигатель!
На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.
Видео-инструкция по замене охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2110
Замена антифриза на мотоцикле
Менять антифриз (охлаждающую жидкость) рекомендуется раз в два года. Также рекомендуется использовать специальный антифриз для мотоциклов. Реально авторы статьи никогда не меняли антифриз с такой регулярностью и часто использовали автомобильный концентрат разбавленный дистиллированной водой 50/50. Данная схема применялась на Yamaha r6 2005 (с 2000км до 50000км ) и Honda VFR800 2003 (с 1000км до 15000км) без последствий. Выводы можно сделать, а можно и не делать. В статье рассмотрим подробно, как антифиз менять.
Слив старой охлаждающей жидкости
Мотор должен быть холодный или теплый, главное не горячий, чтобы не обжечься при сливе антифриза.
Необходимо открыть крышку на заливной горловине радиатора, чтобы не создавалось разряжение в системе, и жидкость легко вытекала.
Основной точкой слива жидкости на всех мотоциклах является сливной болт на помпе. Идентифицировать его можно по наличию медной уплотнительной шайбы, плюс он находится ниже всех. Соответственно, чтобы слить жидкость надо его открутить. Когда открутите болт, напор будет сильный, поэтому сразу подставьте удобную тару.
Жидкость будет стекать несколько минут. Желательно покачать мотоцикл для окончательного опустошения системы. На некоторых мотоциклах есть болты слива на цилиндрах, их также можно идентифицировать по наличию медной уплотнительной шайбы. Открутив эти болты можно слить еще пару сотен грамм. Также антифриз может оставаться в патрубках.
После того как жидкость стечет, закрутите сливной болт. Не затягивайте сильно, чтобы не сорвать резьбу.
Вылейте жидкость из расширительного бачка. Оцените степень загрязнения бачка. Как правило, на стенках бывает налет. Промойте бачек обычной водой.
Промывка системы
Промывать систему рекомендуется в следующих случаях:
Вы не знаете, какой антифриз был залит. Т.к. не все антифризы можно смешивать, необходимо полностью удалить старый из системы, для этого надо ее промыть.
Вы не знаете, когда последний раз менялся антифриз. Если мотоцикл очень долго эксплуатировался или стоял без замены антифриза, то могли образоваться отложения в каналах в результате окисления, которые надо промыть.
В бачке очень много грязного налета (налет бывает всегда, но не много). Значит, в системе есть грязь, ее надо вымыть.
Если вы регулярно меняете антифриз и используете всегда один и тот же, то промывать систему не надо!
Промывка:
Заливается дистиллированная вода в радиатор до горловины (заполняется вся система).
Заводится мотор и прогревается до рабочей температуры, чтобы включились вентиляторы.
Когда мотор остынет, сливается вода из системы.
Достаточно проделать эту процедуру 2-3 раза. Когда сливаемая вода не будет иметь окраски, система промыта.
Заполнение системы новой охлаждающей жидкостью:
Убедиться, что сливной болт затянут.
Залить в расширительный бачок свежий антифриз так, чтобы уровень был между максимальным и минимальным значением.
Залить антифриз в радиатор, пока уровень не достигнет горловины.
Завести мотоцикл и прогреть до рабочей температуры, лучше прокатиться.
Проверить уровень в бачке и радиаторе, по необходимости долить антифриз
Через день-два после замены еще раз проверьте уровень антифриза. Проверять уровень рекомендуется каждые 500-700км, а также после падений. На практике, если нет утечек, при городской эксплуатации достаточно подливать жидкость раз в сезон.
Замена антифриза на автосервисе «Автотема-ЮГ».
Регулярная замена антифриза важна для оптимальной работы автомобиля и его двигателя. Большинство производителей автомобилей рекомендуют заниматься заменой антифриза каждые 50 000 километров. Это необходимо для того, чтобы уберечь мотор от перегрева.
То, насколько долго прослужит антифриз, зависит от содержания антикоррозийных добавок, таких как фосфаты или бораты. Пока все эти вещества входят в состав антифриза, менять его не обязательно. После снижения количества антикоррозийных веществ радиатор и двигатель автомобиля подвергаются электролитной коррозии. Это особенно опасно для двигателей, в которых есть алюминиевые части. При недостаточном количестве содержащихся антикоррозийных веществ в охлаждающей жидкости уязвимые части двигателя быстро могут превратиться в «швейцарский сыр». Именно по этой причине антифриз желательно менять вовремя.
Чтобы проверить, нужно ли менять антифриз, используются специальный прибор. Проверить состояние вашей охлаждающей жидкости можно на автосервисе «Автотема-Юг». На индикатор наноситься несколько капель антифриза. По существующей шкале можно определить, нужно ли менять антифриз.
Замену антифриза – доверить лучше механикам автосервиса, хотя, это занятие несложное. Для замены антифриза выбираем место , подальше от детей и животных. Для этого как нельзя лучше подходит СТО «Автотема-Юг», поскольку охлаждающая жидкость достаточно токсична. Работая с ней, следует соблюдать меры безопасности. Нельзя выливать антифриз в реки и озера, а также возле источников водоснабжения (колонок и колодцев).
Менять антифриз необходимо на холодном двигателе. Сначала следует найти крышку радиатора и слить антифриз с радиатора охлаждения и с блока цилиндров. Сливать антифриз нужно в емкость. Потом осмотреть все шланги системы охлаждения. После этого прочищаем систему охлаждения и заливаем новую охлаждающую жидкость, разбавив ее деионизированной или дистиллированной водой. Закрываем крышку.
Затем включаем двигатель и салонное отопление на максимум и ждем, пока двигатель прогреется. После этого следует выключить двигатель, дать ему остыть и слить жидкость.
Следующий шаг – заливка в систему обычной воды, которая поможет прочистить систему охлаждения. После 15 минутной работы двигателя выключаем его и снова сливаем воду.
Механики автосервиса «Автотема-Юг» зальют новый антифриз, мы используем в работе антифризы известных марок, таких как Кастрол, Феби и др. Концентрация антифриза не превышать 65%, а оптимальная концентрация составляет 45-50%. После заливки включаем двигатель и отопление в салоне для равномерного распределения антифриза по системе и удаления пузырьков воздуха. Вот и все! И самое главное не забывайте регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в бочке!
Замена антифриза. Когда нужно менять
Когда меняют антифриз в двигателе
Рекомендовано менять охлаждающую жидкость раз в 2-3 года для предотвращения образования коррозии. На самом деле реальный срок службы определяет производитель автомобиля.
Для примера, Volkswagen и GM дают пожизненный срок на замену антифриза в машине, Ford — десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz — пять лет, АвтоВАЗ — 75 000 км пробега. BMW и Mitsubishi рекомендуют менять каждые 4 года, Daimler — раз в пятнадцать лет. Mazda и Renault говорят, что смена охлаждающей жидкости не нужна в течение всего срока эксплуатации машины.
Почему можно долго не менять антифриз
Производители выпустили антифризы нового поколения с формулой, которая позволяет увеличить сроки замены до 200 000 км. Продолжительность зависит от содержания антикоррозийных добавок. Пока они присутствуют — всё нормально. Как только количество антикоррозийных веществ снижено, двигатель и радиатор подвергаются коррозии. Особенно опасно для моторов с алюминиевыми деталями.
Если пришел срок замены антифриза, то в идеале меняем на оригинальный, что был залит на заводе. Но как это узнать и можно ли в магазине купить аналогичный? При выборе охлаждающей жидкости руководитесь рекомендациями авто производителя, указанными в сервисной книжке. Если тип рекомендованной охлаждающей жидкости не удалось выяснить, то следует покупать антифриз с маркировкой G12, как наиболее универсальный.
Как понять, что пора менять
Нужно заглянуть под капот автомобиля и проверить состояние жидкости в расширительном бачке системы охлаждения (где он находиться, можно узнать из инструкции). Она должна быть чистой без грязи и прочих ошметков. Это как сравнивать чистую воду из родника и ржавую воду из под крана. Если возникают сомнения — лучше поменять.
Как заменить самостоятельно
Антифриз меняется на холодном двигателе. Менять на горячем — опасно, т.к. его температура составляет порядка 90-100 градусов. Найдите крышку радиатора/бачка и снимите ее, далее найдите сливную пробку радиатора и откройте ее, предварительно поставив под нее большое ведро. Слейте охлаждающую жидкость. После осмотрите шланги системы охлаждения на предмет трещин и разрывов. При необходимости смените их.
Прежде чем заливать антифриз — систему промывают, чтобы удалить ржавчину и отложения, с которыми не справляется вода. Для промывки используют специальные средства автохимии. Необходимо их залить в радиатор и добавить дистиллированную или фильтрованную воду в бачок до краев. Крышки закрыть. Следующий шаг — включить двигатель и подождать, пока он нагреется до рабочей температуры. После «выключить» мотор, дать ему остыть, слить жидкость.
После необходимо налить в систему воды, закрыть крышки и снова включить двигатель на 15 минут. Дайте ему остыть и слейте воду. После этого заливайте новый антифриз. Далее нужно «включить» двигатель и отопление в салоне на «максимум», чтобы охлаждающая жидкость равномерно распределился по системе для удаления пузырьков воздуха. После нескольких дней не забудьте проверить уровень антифриза в системе и долейте его до нужного уровня, если необходимо.