Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что охлаждает двигатели насосов

Что охлаждает двигатели насосов

Что такое насос с водяным охлаждением? На что влияет водяное охлаждение? Преимущества насоса с водяным охлаждением. (Тихая насосная станция. Насос с проточной системой охлаждения.)

Жители старых домов не редко сталкиваются с проблемой недостаточного напора воды особенно на последних этажах многоэтажных зданий. Причины могут быть разные: изношенность общедомового насосного оборудования, сужение проходного диаметра труб за счет отложений, засоры, дефекты в трубопроводной арматуре и пр. Для нормализации давления в трубах можно рекомендовать установку дополнительной системы поддержания нужного давления в водопроводе, которая будет контролировать необходимый напор воды в трубах. Такая система называется насосная станция, и обычно состоит из насоса и гидроаккумулятора, который компенсирует гидроудары и позволяет насосу работать с некоторым интервалом, зависящим от расхода воды и объема буферной емкости.

Но, несмотря на то, что насос работает не постоянно, во время его включения неизбежно возникает шум, который может быть недопустим для проживающих в квартире жильцов. Для таких случаев современные насосы оснащают системой жидкостного охлаждения двигателя, которая работает от проточной воды и не требует дополнительных хладагентов. Вторым весомым преимуществом жидкостного охлаждения является независимость от температуры окружающей среды, что важно при работе насоса в ограниченном пространстве. В таких условиях система воздушного охлаждения может не справляться и на насос быстро выходит из строя. Поэтому, прежде чем приобретать насосную станцию, нужно обращать внимание не только на ее производительность но и на ряд других характеристик:

  • в каких условиях производитель гарантирует ее бесперебойную работу;
  • какой уровень шума допустим при работе оборудования;
  • стоимость расходных материалов и как часто требуется их замена.

Разберем основные преимущества и недостатки насосных станций с воздушным и водяным охлаждением на примере современной станцию E.Sybox с водяным охлаждением и станции AquaJet 132M с классическим воздушным охлаждением. Для чистоты эксперимента мы сравним насосные станции с электродвигателем одинаковой мощности.

45 ДбVS78 Дб

Минимальный уровень шума у станции E.Sybox- 45 Дб , у Aquajet — 78- 80 Дб, разница колоссальная.


Воздушный поток поступает через решетку вентилятора и проходит сквозь ребра статора

Начнем с системы воздушного охлаждения. Встречается она практически во всех промышленных электродвигателях. В насосной станции Aquajet, как и на многих станциях, применяется система принудительного воздушного охлаждения электродвигателя. Для увеличения площади соприкосновения воздуха с нагретой поверхностью и лучшего отвода тепла используются металлические ребра на статоре и воздушный вентилятор на роторе. Эффективность такой системы охлаждения зависит от температуры окружающей среды, поэтому возможность дополнительной шумоизоляции здесь исключена – наличие внешних кожухов и применение шумопоглотителей приведет к быстрому перегреву оборудования за счет сокращения площади воздухообмена с внешней средой.

Из плюсов такой системы можно выделить простоту конструкции и свободный доступ к электродвигателю, что упрощает ремонт и техническое обслуживание насоса.

Из минусов — высокий уровень шума, зависимость от внешних условий, что имеет значение при работе в небольших закрытых помещениях. При достаточно интенсивной работе ребра насоса могут нагреваться до высоких температур, что может привезти к травмам персонала, а также ограничивает работу с легковоспламеняющимися жидкостями.

Впервые система водяного охлаждения появилась на погружных дренажных насосах, в которых, согласно конструкции, поступающая через решетку вода проходила по каналам, отводя тепло от электродвигателя. Возникает вопрос, почему такой тип охлаждения не использовали на насосах других типов?


Рубашка гидравлического охлаждения с электродвигателем станции E.Sybox

Это связано с рабочим давлением, которое, например, в насосной станции выше, чем в дренажном насосе примерно в 5 раз. В случае разгерметизации, вода попадает на электрические компоненты, что приводит к выходу из строя дорогостоящего оборудования. В таких условиях необходимо обеспечить полную герметичность системы водяного охлаждения.

В отличие от литого воздушного радиатора из дюралюминия, отдельные компоненты водяного охлаждения требуют при изготовлении применения высокоточных станков. В качестве материала для водяной рубашки используют специальный технополимер, стойкий к резким перепадам давления. Все элементы системы герметично соединяются между собой, а модульная конструкция обеспечивает лучшую ремонтопригодность. Перед упаковкой каждый насос проходит тщательную проверку путем опрессовки повышенным давлением для выявления возможных дефектов. Процедура контроля качества является обязательной на производстве.

К преимуществам водяного охлаждения можно отнести: компактный размер, низкий уровень шума, возможность установки в закрытых помещениях, эксплуатацию с более высокой температурой окружающей среды, а также защиту от замерзания в насосах линейки E.Sybox, в этой энергоэффективной технологии нагрев воды осуществляется за счет отвода тепла от трущихся рабочих колес.

Преимущества насосных станций с водяным охлаждением связаны с выбором теплоносителя. Вода не только обладает высокой теплопроводностью, но и хорошо поглощает звуковые колебания, что обеспечивает более низкий уровень шума всей системы по сравнению с воздушным охлаждением.

В насосной станции E.sybox минимальный уровень шума равен примерно 45 Дб, без водяного охлаждения добиться такого результата было бы невозможно. Если более подробно затронуть вопрос шумоизоляции, то нужно учитывать, что в станцию встроен блок частотного управления, который регулирует обороты. Особенности этой функции обсуждаются в статье преобразователи частоты в насосах.

Что будет с двигателем, если насос начнет работу без воды?

Водяная система охлаждения более современная, но что будет, если вода в системе закончится и протока не будет? Как это отразится на работоспособности электродвигателя?

Рассмотрим частый случай, когда насосная станция качает воду из колодца. Самовсасывание насоса ограничено отметкой в 8 метров. Что произойдет, если уровень воды упадет ниже отметки 8-9 метров? В этом случае ничего критичного не случится. Насос «схватит» воздух. Практически все насосные станции с водяным охлаждением имеют защиту от работы без воды, поэтому через несколько секунд станция остановит двигатель и выведет сообщение о работе без воды. Чего, например, нельзя сказать о работе обычной станции серии Aquajet, которая оборудована механическим реле давления (типа РМ, РДМ) и в этом случае продолжит работу до тех пор, пока не выйдет из строя. Воздух охлаждает только электродвигатель, а гидравлическую часть насоса заклинит из-за перегрева компонентов.

В каких насосных станциях используется водяное охлаждение?

Водяное охлаждение используется как на бытовых, так и на промышленных насосных станциях.

Рассмотрим несколько бытовых мини насосных станций для повышения давления.

Бытовые насосные станции:

DAB Booster silent

DAB E.Sybox
mini 3

Насосная станция с электронным реле управления. Имеет встроенную защиту от гидравлического удара, защиту от работы без воды. Охлаждается перекачиваемой жидкостью.

Насосная станция повышения давления с блоком частотного управления, охлаждается перекачиваемой жидкостью, но при этом конструктивно отличается от традиционных станций благодаря вертикально установленному корпусу гидравлической камеры охлаждения, который размещен внутри облицовочного корпуса. Насос имеет встроенную защиту от работы без воды, защиту от замерзания, гидравлического удара, защиту от утечек. Возможность монтажа в горизонтальном или вертикальном положении.

Читать еще:  Шкода йети какой двигатель надежнее

Технические характеристики

Технические характеристики

Мини насосные станции отлично подойдут для повышения давления и водоснабжения частных домов и коттеджей, однако производительность таких станций будет недостаточной для многоквартирных домов и гостиниц. Для таких объектов используются более мощные, производительные станции с водяным охлаждением и частотным регулированием. Посмотреть, как работают такие станции можно в следующих видеообзорах.

Станции E.Sybox с водяным охлаждением имеют защищенный протокол беспроводной связи, благодаря которому можно объединить до 4 E.Sybox в одну станцию и таким образом повысить производительность до 27 м3 в час. При этих характеристиках сохраняется минимальный уровень шума в 45 Дб за счет частотного регулирования и водяного охлаждения.

Офис: 127576, г. Москва, ул. Новгородская, д. 1-Г, офис 308А (м. Алтуфьево)
Пункт самовывоза: Москва, ул. Павловская, 27/29 (м. Тульская)

Устройство и принцип работы насоса системы охлаждения двигателя (помпы)

Для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется центробежный насос, или помпа. Он может иметь механический или электрический тип привода. Если помпа неисправна, вся система охлаждения будет находиться в нерабочем состоянии, что приведет к перегреву двигателя.

  1. Устройство насоса системы охлаждения
  2. Принцип работы помпы охлаждения двигателя
  3. Виды насосов охлаждающей системы
  4. Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Устройство насоса системы охлаждения

Конструктивно помпа представляет собой классический центробежный насос для перекачки воды и неагрессивных жидкостей. Она состоит из следующих деталей:

  • Герметичный корпус. Он имеет сложную форму и чаще всего изготавливается из алюминиевых сплавов. Для подключения в систему в корпусе выполнены два патрубка – всасывающий и напорный. Первый подключается к магистрали, идущей от радиатора, а второй к магистрали рубашки охлаждения двигателя.
  • Вал – осуществляет передачу вращения от привода к крыльчатке помпы.
  • Крыльчатка, или рабочее колесо. Имеет лопасти специальной формы, с помощью которых осуществляет нагнетание охлаждающей жидкости в систему.
  • Приводной шкив.
  • Уплотнители (сальники) – предотвращает утечку охлаждающей жидкости в местах крепления насоса к магистралям.
  • Подшипники.

Располагается помпа в системе охлаждения двигателя между радиатором и рубашкой. Чаще всего – это передняя часть мотора.

Изначально в качестве охлаждающей жидкости применялась просто очищенная вода, а потому такой насос нередко называют помпа водяного охлаждения двигателя. Сейчас этот термин неактуален, поскольку для охлаждения применяют не чистую воду, а водные растворы с ингибиторами коррозии (в теплом климате) и антифризы (в зимнее время), в состав которых также входит этиленгликоль.

Принцип работы помпы охлаждения двигателя

Главной задачей насоса системы охлаждения является создание избыточного давления для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в контурах. С практической стороны это ускоряет процесс теплообмена между узлами двигателя и охлаждающей жидкостью.

При запуске двигателя автомобиля привод насоса через ременную передачу и вал передает вращательное движение рабочему колесу. В этот момент на входе (всасывающем патрубке) создается разрежение, способствующее всасыванию жидкости в помпу. Жидкость при этом находится в охлажденном состоянии, так как поступает из радиатора системы охлаждения.

Попадая в центральную часть помпы, жидкость движется по лопастям крыльчатки и под действием центробежной силы нагнетается через выходной патрубок в рубашку системы охлаждения двигателя (к головке блока цилиндров). Под действием высокого давления охлаждающая жидкость проходит по контуру через основные узлы и выполняет отвод тепла. После этого она вновь возвращается к радиатору, где остужается и всасывается насосом для нового цикла охлаждения.

Виды насосов охлаждающей системы

Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами:

  • Механический – вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя.
  • Электрический – в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).

По назначению помпа автомобильного двигателя может быть:

  • Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения.
  • Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем.

Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают:

  • Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях. Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы.
  • Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня.

Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.
Читать еще:  Шевроле ланос громко работает двигатель

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

Двигатели

Эффективные и надёжные вентиляторы для охлаждения электродвигателей

В процессе работы электрические двигатели вырабатывают тепло, которое нужно удалять. Маленьким электродвигателям простой конструкции достаточно пассивного охлаждения, когда установленные на корпус двигателя охлаждающие вентиляторы отводят избыточное тепло в окружающую среду. Для больших, мощных двигателей и электромашин, которые в промышленных отраслях иногда работают непрерывно или в неблагоприятных условиях, требуется активное охлаждение. Существует принцип самоохлаждения и принудительной вентиляции.

В двигателях с самоохлаждением установленное на ведущий вал рабочее колесо вырабатывает поток воздуха. При помощи этого встроенного вентилятора, направляющего охлаждающий воздух над корпусом двигателя и на него, например, через капот, двигатель может самостоятельно охлаждаться в процессе работы. Однако самоохлаждение имеет свои пределы, поскольку рабочее колесо вентилятора может вращаться только с такой же скоростью, что и сам двигатель. В условиях, требующих эксплуатации на низкой скорости, такого охлаждения недостаточно для надёжной защиты двигателя от перегрева. В таких случаях нужна принудительная вентиляция.

Двигатели с принудительной вентиляцией

Принцип принудительной вентиляции может быть разным: здесь установленный на двигатель вентилятор подаёт воздух через каналы охлаждения двигателя независимо от рабочей скорости. Внешние вентиляторы для охлаждения двигателя обычно называют блоками принудительной вентиляции.
Во многих современных электроприводах электрическими двигателями управляют преобразователи частот, так что скорость их вращения может меняться. Электродвигатели должны создавать высокий крутящий момент даже на низкой скорости. Однако чем ниже скорость вращения двигателя, тем меньше охлаждающего воздуха вырабатывает синхронно вращающееся рабочее колесо встроенного вентилятора в двигателе с самоохлаждением.

Эту проблему можно решить при помощи системы принудительной вентиляции. Внешний вентилятор, обычно оснащенный защитной решеткой, имеет собственный привод и источник питания, а потому работает совершенно независимо от двигателя, к которому подаёт охлаждающий воздух. Стабильный поток воздуха, который создаёт система принудительной вентиляции, обеспечивает надлежащее охлаждение двигателя в любой ситуации и в любых условиях работы, предотвращая чрезмерное повышение рабочих температур и связанные с перегревом повреждения.

В зависимости от области применения, например, конструкции и размера электромашины, условий монтажа и окружающей среды, для принудительной вентиляции можно использовать центробежные или осевые вентиляторы.

Для энергоэффективного охлаждения двигателей компания ZIEHL-ABEGG предлагает множество моделей мощных, тихих и энергосберегающих вентиляторов обоих типов. В последние годы требования в этом секторе технологий вентиляции значительно возросли — помимо прочего. в связи с увеличением количества электродвигателей с переменной скоростью вращения.

Надёжное и экономичное охлаждение двигателей при помощи осевых и центробежных вентиляторов ZIEHL-ABEGG

Поэтому на рынке требуются абсолютно надёжные, устойчивые к сбоям и экономичные решения. В этом контексте экономичность обозначает не только отсутствие значительных издержек при монтаже и по возможности низкий уровень энергопотребления, но и максимальную энергоэффективность благодаря оптимальной адаптации к текущим потребностям, интеллектуальной системе управления, бесперебойной эксплуатации и малым затратам на техническое обслуживание.

Компания ZIEHL-ABEGG предлагает крайне разнообразный ассортимент вентиляторов с приводами AC или EC, которые надёжно работают даже в самых неблагоприятных условиях (например, в условиях воздействия повышенных или пониженных температур, грязи, пыли, влаги, агрессивных химических веществ). Внешние вентиляторы с двигателем с внутренним или внешним ротором можно использовать для охлаждения моторов или принудительной вентиляции управляемых электрических двигателей.

Сами вентиляторы оснащены бионическими лопастями для подачи оптимального воздушного потока, достижения максимальной эффективности и наилучших акустических характеристик. Например, сова-сипуха, «визитной карточкой» которой является бесшумная техника полёта и уникальная аэродинамика, вдохновила инженеров на разработку моделей вентиляторов, производящих удивительно мало шума даже при высоком давлении или прохождении больших объёмов воздуха. Наряду с этим наши инновационные материалы, разработанные специально для вентиляторов ZIEHL-ABEGG, например, устойчивый к коррозии, чрезвычайно стабильный высококачественный композитный материал ZAmid®, гарантируют долговечность, максимальную надёжность и функциональную безопасность на протяжении всего срока службы вентилятора.

Интеллектуальная система активного охлаждения для асинхронных двигателей и электрооборудования

Асинхронные двигатели выполняют функцию приводов в самых различных областях применения, например, в отрасли производства машинного оборудования, насосов или электротранспорта. Ассортимент простирается от маленьких электрических двигателей, работающих с практически неизменной скоростью, до больших трёхфазных асинхронных машин с переменной скоростью и мощностью в несколько мегаватт.
Сегодня трёхфазные электрические двигатели широко применяются во многих промышленных отраслях. Наибольшей популярностью пользуются трёхфазные двигатели с короткозамкнутым ротором «беличья клетка», заслужившие репутацию «рабочей лошадки» среди электромоторов благодаря простой конструкции, прочности и эксплуатационной надёжности. Асинхронные двигатели зачастую используют в сочетании с преобразователями частоты и подходящей системой управления. Принудительная вентиляция особенно нужна для беспрерывной эксплуатации на низкой скорости, но существуют и другие рабочие условия, где охлаждение путём принудительной вентиляции полезно или необходимо.

Вентиляторы для охлаждения электрических двигателей должны быть в первую очередь надёжными и такими же гибкими, как и приводы, которые они обслуживают. Вентиляторы и приводы ZIEHL-ABEGG демонстрируют максимальную гибкость с точки зрения напряжения и частоты. Они способны обеспечивать как высокое давление, так и постоянную подачу больших объёмов воздуха. Варианты конструкции весьма разнообразны — от встроенных или изолированных вентиляторов и вентиляционных модулей со свободным рабочим колесом до технологических вентиляторов для продолжительных циклов коммутации. Для удовлетворения специфических требований клиента или отрасли системы, вентиляторы, двигатели и модули управления можно комбинировать и проектировать таким образом, чтобы система вентиляции соответствовала условиям окружающей среды, в которых работает двигатель, и требованиям в отношении, например, защиты от коррозии, взрывозащиты или повышенной экологической безопасности.

Передовые технологии ZIEHL-ABEGG для специальных систем вентиляции

Мы предлагаем клиентам индивидуальные решения — как для новых установок, так и для модернизации или обновления с целью повышения энергоэффективности. Имея богатейший опыт и широкий ассортимент продукции, мы готовы тщательно проработать каждый проект: как инновационная компания с длинной историей и ориентацией на будущее мы имеем все возможности и желание для разработки новых решений или усовершенствования имеющихся систем.

Обращайтесь к нам, если вам нужна персональная консультация либо помощь в планировании системы или выборе продукции. Вы всегда можете воспользоваться нашим собственным онлайн-инструментом FANselect для выбора вентиляторов, расчета и сравнения возможных комбинаций изделий. Благодаря ZAbluegalaxy вы всегда на связи со своей установкой и имеете доступ к множеству новых возможностей и улучшений, которых вы, возможно, ждали. Мы с радостью предоставим вам консультацию относительно потенциала нашей технологии blue и бесчисленных преимуществ 100% управляемой и «разумной» системы для эффективной транспортировки воздуха.

Читать еще:  Двигатели для golf какой встанет

Всё про водяной насос (помпу) системы охлаждения


Система охлаждения предназначена для создания двигателю комфортных условий работы: охлаждения до оптимальной температуры, при которой не наступает термического повреждения тонко подогнанных деталей. Чтобы нормально работал мотор, должны нормально работать и все сопутствующие узлы, в том числе и охлаждение.

Назначение, принцип работы

Автомобильный водяной насос, он же помпа, предназначен для обеспечения принудительной циркуляции антифриза в системе охлаждения – от двигателя к радиатору и обратно. Для адекватного охлаждения мотора используется не только искусственная конвекция, но и дополнительный обдув радиатора с помощью вентилятора. Остановка водяного насоса замедлит движение антифриза до такой степени, что двигатель перегреется в считаные минуты (особенно если поломка произошла в жару).

Принцип действия водяного насоса – перекачка жидкости за счет использования центробежной силы: в рабочую камеру поступает антифриз и вращающаяся крыльчатка перекачивает его в отводящий патрубок.

Система охлаждения двигателя

Если рассматривать схему движения охлаждающей жидкости, то водяной насос располагается после радиатора перед двигателем. Такое решение позволяет не подвергать механизм насоса высоким температурам: антифриз в него поступает уже охлажденным.

Устройство водяного насоса

Насос системы охлаждения имеет достаточно простую конструкцию с минимумом деталей: на валу, закрепленном на двух подшипниках, расположена металлическая или пластиковая крыльчатка, перекачивающая антифриз по кругу. Для герметизации соединения вала и рабочей камеры используется сальник, а для уплотнения стыков патрубков – прокладки из специальной резины. Вся конструкция заключена в прочный металлический корпус из алюминия или чугуна, устойчивый к вибрации и перепадам температур.

Вал насоса приводится в действие от коленвала двигателя через шкив, то есть механическим способом. Таким образом, водяная помпа начинает работать одновременно с двигателем, и чем выше скорость автомобиля (больше обороты вала), тем активней идет движение антифриза в системе.

Устанавливается насос на корпусе двигателя на специальную прокладку, гасящую вибрацию при работе механизмов.

Слабыми местами водяной помпы можно считать детали, подверженные трению и нагрузкам: сальник и подшипники. Как правило, поломка насоса связана именно с ними.

Чаще всего выходит из строя сальник: из-за его износа охлаждающая жидкость попадает на подшипники и смывает с них смазку, после чего они приходят в негодность.

Принципиальная схема торцевого сальника:
1. Вращающееся кольцо. 2. Стационарное кольцо.
3. Уплотнительная манжета. 4. Прижимная пружина.

Пружина в сальнике выполняет функцию подстройки: благодаря ей трущиеся кольца плотно прижаты друг к другу, независимо от степени износа.

Ресурс водяной помпы составляет от 60 до 160 тыс. км (а в некоторых случаях и больше), а выход из строя обусловлен механическим износом.

Регламента замены помпы нет, но чаще всего ее меняют одновременно с каждой второй заменой ремня ГРМ, и тогда же делают профилактическую проверку ремней генератора.

Как правило, водяной насос не ремонтируют: подгонка деталей настолько точная, что разборка и сборка технически нецелесообразны. Поэтому при поломке легче и быстрей поставить новый насос, чем делать трудоемкий и ненадежный ремонт.

Признаки неисправности

  • Протечки антифриза. При нарушении герметичности любого из участков системы охлаждения антифриз, находящийся в ней под давлением, начинает подтекать. Это можно обнаружить при осмотре автомобиля или после стоянки по пятнам на асфальте;

Дренажное отверстие, из которого подтекает антифриз
при износе или протечке сальника

  • Понижение уровня антифриза – прямое следствие протечки;
  • Помпа начинает шумно работать – признак износа подшипников;
  • В салоне запах охлаждающей жидкости;
  • При прогретом моторе не работает печка – дует холодный воздух;
  • Перегревается двигатель, о чем сигнализируют датчики и индикаторы. Перегрев двигателя – одна из самых серьезных проблем, способная за считаные минуты привести его в негодность;
  • При осмотре вал насоса имеет люфт: его можно пошатать с заметной амплитудой. Такой люфт – однозначный признак износа подшипников, даже если помпа еще работает.

В крайних случаях износ сальника и подшипников приводит к тому, что вал от нагрузки и перегрева изнашивается, после чего ломается и заклинивает механизм.

Причины неисправности водяного насоса

Основной причиной неисправности водяного насоса является механический износ трущихся частей: сальника, подшипников, вала, шкива. При протечке сальника антифриз попадает на подшипники и за короткое время смывает с них смазку, после чего они ломаются и вал насоса заклинивает.

Ускоряют износ насоса грязь и примеси, попадающие в антифриз. Они могут вывести из строя не только трущиеся пары, но и крыльчатку.

Некачественный антифриз без антикоррозийных присадок вызывает окисление металлических поверхностей и портит резиновые прокладки и уплотнители.

Использование воды вместо антифриза вызывает образование накипи, которая откладывается на частях системы охлаждения, в том числе на водяной помпе. Современные автомобили не рассчитаны на применение воды!

Быстрый износ подшипников может быть вызван неправильным натяжением шкива – слишком сильным (больше нагрузка на одну сторону подшипника) или слишком слабым.

Кавитационная эрозия – следствие образования пузырьков в охлаждающей жидкости (низкое качество, выработка антивспенивающих присадок, низкий уровень ОЖ в системе). Лопающиеся мелкие пузырьки со временем портят металлические поверхности, проделывая в них круглые выемки.

Кавитационный износ крыльчатки

В корпусе могут образоваться трещины от перепадов температур, вибрации, нагрузки (охлаждающая жидкость в системе находится под давлением, что повышает температуру ее кипения). Да и просто некачественный насос может не выдержать условий эксплуатации.

И, наконец, починка водяного насоса не гарантирует его долгой и качественной работы. Плохо отремонтированный механизм отказывает в самый неподходящий момент.

Профилактика неисправностей

Всем хочется, чтобы любая деталь автомобиля работала как можно дольше. Что влияет на срок службы топливного насоса?

  • Качество антифриза, своевременная его замена и контроль уровня. Это, пожалуй, один из главных факторов нормальной работы всей системы охлаждения: от рубашки двигателя до радиатора;
  • Чистота в системе охлаждения. Отсутствие твердых частиц и примесей замедлит износ помпы;
  • Своевременная замена уплотнительных прокладок патрубков, которые портятся («дубеют» и трескаются) под воздействием охлаждающей жидкости и высоких температур.

Одним из самых тяжелых последствий неисправности водяного насоса – закипание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя, особенно на жаре в пробках. Стоя летом в городских заторах, нужно отслеживать температуру мотора и не допускать критического нагрева. А в дальних поездках всегда иметь запас антифриза для долива.

О том, как выбрать новый водяной насос и каким брендам отдать предпочтение – наш «Гид покупателя».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector