Перегрев двигателя
Перегрев двигателя. Причины и последствия перегрева.
Перегрев двигателя – очень глубокая тема и пожалуй самая распространенная причина выхода из строя двигателей, которая может вести за собой куда более серьезные последствия. Далее будут описаны причины и последствия перегрева. Возможных причин перегрева великое множество и количество их ограничивается лишь фантазией и воображением человека.
Ну для начала рассмотрим самые распространенные причины перегрева:
✔ Забитый радиатор
✔ Неисправный термостат
✔ Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости
✔ Неисправность вентилятора, будь то электрический вентилятор или вентилятор на гидромуфте
✔ Рвется ремень привода водяной помпы или же сама помпа выходит из строя
✔ Низкий уровень охлаждающей жидкости, такое может произойти если не следить за машиной или же ОЖ где то понемногу вытекает.
✔ Гораздо реже перегрев происходит при полном отсутствии охлаждающей жидкости
✔ Если двигатель пошел в разнос, то перегрева не избежать тоже
Слабый перегрев двигателя – двигатель работал 5-10 мин при завышенной температуре. Такое случается когда отказывает вентилятор или термостат, но водитель вовремя замечает перегрев и глушит двигатель. В этом случае последствия минимальные – немного могут подплавиться поршни, большинство современных двигателей могут не почувствовать кратковременного перегрева. Если же перегрев был хороший то он даст о себе знать черным дымом и ощущением того, что двигатель постоянно работает под нагрузкой, также двигатель будет греться из-за повышенной сопротивляемости трения подплавленых поршней и алюминия оставшегося на стенках цилиндров.
Заметный перегрев двигателя – двигатель работал на завышенной температуре более 20ти минут. Причиной может стать одна из выше перечисленных или любая другая. Последствия те же что и при слабом перегреве, но в большей степени, плюс к ним может добавиться искривление плоскости головки блока цилиндров или образование трещины в ГБЦ, что может привести к вылетанию клапанного гнезда. Возможно прогорание прокладки ГБЦ. Возможно разрушение меж-кольцевых перегородок на поршнях. На алюминиевых блоках возможно искривление плоскости на которую устанавливается ГБЦ. Начнут пропускать масло всевозможные сальники.
Сильный перегрев – является причиной более серьёзных последствий – двигатель может застучать или заклинить, куда хуже если двигатель покажет кулак дружбы. При сильном перегреве последствия как правило более чем серьёзные – уцелеть не удается практически ни одной из основных рабочих деталей двигателя.
Все начинается в камерах сгорания двигателя: при отсутствии охлаждения поршни начинают плавиться и прогорать в плоть до образования в них дыр и до полного разрушения, расплавленный аллюминий прилипает к стенкам цилиндров, чем еще больше затрудняет ход поршня – двигатель может заглохнуть, а может и нет. Вместе и одновременно с этим моторное масло разогревается до температур, при которых оно теряет свои свойства и становится как вода, прекращается смазка трущихся деталей, коренные и шатунные вкладыши начинают плавится и прилипать к коленвалу, после чего некоторые из них могут провернуться как на шатунах, так и в блоке – двигатель может заглохнуть, а может и нет. ГБЦ под воздействием высоких температур без охлаждения начинает деформироваться, прогорают клапаны, вылетает одно или несколько клапанных гнезд, появляется резкий звонкий стук в верхней части двигателя – двигатель может заглохнуть, а может и нет.
Далее финал: поршень оказывается крепким орешком и первым не выдерживает коленвал – на одной из шеек, где провернулся вкладыш заранее образовалась трещина, как раз в месте образования трещины коленвал ломается пополам – двигатель может заглохнуть, а может и нет.
Другой сценарий: один из поршней не выдержав перегрузок заклинивает в цилиндре и рвется пополам(как на фото), нижняя часть улетает в поддон верхняя остается в гильзе. Безголовый шатун вместе с поршневым пальцем начинают болтаться в блоке и не долго думая пробивают дыру в одной из стенок блока – вот он, кулак дружбы! – двигатель заглохнет точно.
▪ Что желательно не делать, если произошёл перегрев.
Заметив что датчик показывает температуру свыше 120°С, многие либо сразу заглушат двигатель, что при сильных степенях перегрева является единственным верным решением, другие же полезут под капот, где их ошпарит горячим паром, ринутся доливать охлаждающую жидкость, что крайне не рекомендуется для системы охлаждения. Сильно разогретый чугун и алюминий при резком охлаждении водой деформируются, в результате детали двигателя подвергшиеся резкому охлаждению либо искривляются, либо трескаются. В любом случае при слабом перегреве нужно дать двигателю поработать пару минут на холостых оборотах, потом глушить. При более сильном перегреве глушить сразу, дабы двигатель не покончил с собой от перегрева.
Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля
Двигатель любого транспортного средства имеет определенный ресурс. Если автомобиль эксплуатируется в штатном режиме, без излишних нагрузок и с регулярным проведением ТО, мотор может прослужить дольше отведенного ему производителем срока. Но случается и такое, что по какой-то причине происходит перегрев движка, это может значительно сократить его функциональность. В статье рассмотрим, какие бывают последствия при перегреве ДВС, почему это происходит и как себя вести в такой ситуации.
Как понять, что двигатель перегревается
Прежде всего надо периодически смотреть на показания приборов. Будет информативна стрелка, показывающая температуру ОЖ: если она перемещается в красную зону – это повод насторожиться.
- Снижение мощности мотора, при движении автомобиля, ощущение того, что он плохо тянет.
- Появление характерного металлического стука, специалисты говорят «звенят пальцы».
- Образование белого налета на свечах зажигания.
- Появление темных пятен на стенках расширительного бачка, а также в самом антифризе указывают на то, что в систему попало масло.
Прислушивайтесь к работе своего авто: если есть какие-то сомнения – обращайтесь к специалистам.
Что происходит, если перегрелся двигатель
Степень повреждения силового агрегата машины зависит от того, как долго температурный режим был больше допустимой нормы. Бывает так, что ситуацию можно исправить, но, случается и такое, что двигатель выходит из строя. Тогда требуется капитальный ремонт или вообще его замена.
- Если превышение температуры длилось 5-10 минут, могут подплавиться поршни, но, возможно, если не было дыма, движок не успел пострадать. В этом случае надо проверить работу термостата или вентилятора, может быть, один из них вышел из строя.
- В зоне высокого температурного режима машина двигалась около 20 минут. Последствия будут наверняка, и они уже гораздо серьезнее;
- деформация (искривление) ГБЦ (головок блока цилиндра);
- в ГБЦ появляются трещины;
- выходят из строя межкольцевые перегородки поршней;
- перегорают прокладки головок блока цилиндра;
- сальники пропускают масло.
3.Сильный перегрев мотора приводит к разрушению всех его узлов и остановке работы:
- Прогорают и плавятся поршни, расплавленный металл, попадая на цилиндры, мешает ходу поршня, и ускоряет процесс его разрушения.
- Масло, под воздействием слишком высокой температуры, утрачивает свои свойства, между деталями увеличивается трение, это приводит к оплавлению шатунных и коренных вкладышей, и их прилипанию к коленчатому валу.
- Происходит прогорание впускных и выпускных клапанов ГБЦ, вылетают седла клапанов.
- Ломается, из-за образовавшейся трещины, коленчатый вал.
- Поршень заклинивает в цилиндре и разрывается пополам, что приводит к полному разрушению двигателя.
Даже незначительный перегрев двигателя приведет к дорогостоящему капитальному ремонту, а полное его разрушение потребует замены силового агрегата.
Какие причины приводят к перегреву двигателя
Перегрев мотора случается либо из-за эксплуатации в ненадлежащих условиях, либо из-за какой-то неисправности в системе охлаждения.
При несвоевременном и некачественном уходе за машиной можно столкнуться с такими явлениями:
- Радиатор покрыт грязью и забит пылью.
- Мотор весь в масле и грязи, это затрудняет охлаждение от воздушных потоков.
- Работа агрегата длительное время под нагрузкой (буксировка или передвижение в пробке).
- В случае технической неисправности к перегреву движка могут привести:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости, в случае ее утечки, при разгерметизации системы. Случиться это может, если повредились прокладки, появились трещины в патрубках, шлангах, радиаторе.
- Соты радиатора забиты накипью и другими отложениями из-за того, что в систему охлаждения заливали некачественный тосол или антифриз, а может, даже воду.
- Размыкание в электрической цепи.
- Вентилятор радиатора может выйти из строя и не включиться в нужный момент.
- Датчик вентилятора не срабатывает.
- Термостат неисправен, потому в нужный момент не открыл доступ охлаждающей жидкости.
- Помпа (водяной насос) отказала полностью или частично, из-за разрушения крыльчатки или повреждение привода и т. д., и ОЖ не может циркулировать по системе в нормальном режиме.
- Пробита прокладка головки блока цилиндра. Происходит утечка жидкости, она попадает в моторное масло.
- Разрыв ремня помпы.
- Пропуски в зажигание, как следствие позднее сгорание топлива.
- В камере сгорания большое скопление отложений, что характерно для износа мотора.
Чтобы разобраться в причинах, нужно, сразу после появления признаков, добраться до сервисного центра, где будет проведена соответствующая диагностика.
Действия при появлении признаков перегрева двигателя
Если стрелка на приборе показывает на начинающийся нагрев, можно попробовать следующее:
- Установить на максимальное значение печку и климат-контроль, отключить кондиционер, это позволит снизить градус, отвести лишнее тепло от мотора. Из воздуховода идет горячий воздух, это хороший показатель того, что в системе присутствует антифриз. Двигатель в этом случае должен работать.
- Можно продолжать ехать на минимальных оборотах, т. к. встречный поток воздуха охлаждает жидкость в радиаторе. Если нет возможности продолжить движение, надо съехать на обочину, открыть капот, не выключая зажигания. Ни в коем случае не следует откручивать крышку радиатора, во избежание получения ожогов из-за повышенного давления в системе. Нужно наблюдать, когда температура придет в норму.
- Может случиться так, что после включения печки на максимум, подует холодный воздух, или из-под капота появится пар, это признак отсутствия в системе антифриза. Тогда машину нужно заглушить и ждать, когда она остынет. Затем нужно долить охлаждающую жидкость или дистиллированную воду, после чего отправляться в автосервис.
Важно: Нельзя поливать горячий движок холодной водой, это приведет к его повреждению, появлению трещин. А также не следует доливать антифриз, пока мотор не остынет, это окажет плохое воздействие на металл и может вызвать разрыв сот радиатора.
Проверка работы системы охлаждения возможна только в случае наличия знаний устройства автомобиля, и принципа его работы. Если водитель не имеет таких знаний, лучше не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор.
Меры профилактики, которые помогут избежать перегрева двигателя
Каждый водитель должен регулярно проверять уровень разных жидкостей в своей машине, в том числе и охлаждающей. Если она вдруг стала убывать, надо обязательно найти причину, место утечки.
При прохождении очередного ТО нужно проверить состояние помпы, вентилятора и датчиков.
Чтобы избежать возможных проблем, необходимо следить за чистотой радиатора: заказывайте проведение промывки в специализированном центре, чтобы не повредить электрооборудование.
Как определить перегрев двигателя? Симптомы и самостоятельная диагностика
Скачать PDF
В летнее время, возникает вопрос — как определить перегрев двигателя автомобиля? Это довольно-таки распространённая проблема, а также очень неприятная, способная повлечь за собой массу плохих последствий. Эксперты отмечают тот факт, что даже кратковременный и едино разовый перегрев мотора, может вызвать серьезные поломки.
Чтобы избежать всего этого, нужно помнить некоторые правила эксплуатации машины, особенно в жаркое время года.
Как определить перегрев двигателя и предпринять меры, по нормализации его состояния? Этот вопрос актуальный, но помните, что осторожность никогда не бывает лишней, особенно в вопросах главного агрегата автомобиля. Двигатель современной машины, имеет, как правило, сложную конструкцию и состоит из различных деталей. Некоторые узлы мотора, очень чувствительны к перепадам температур, особенно к ее повышению за допустимые границы.
Содержание
- Что происходит при перегреве?
- Причины перегрева
- Ищем поломки
Что происходит при перегреве?
Если вы помните курс начальной физики, то наверняка в курсе, что детали при перегреве имеют свойство расширяться. Если происходит охлаждение, то они возвращаются в свое первоначальное состояние. При резких перепадах температуры, детали могут деформироваться.
Остаточные деформации очень опасны для некоторых деталей двигателя. К примеру, головки цилиндров или самого блока, в последствии перегрева деформируются на столько, что повышается их износ в процессе работы. В некоторых особо сложных случаях наблюдается рост размера поршневой группы.
Причины перегрева
Безусловно, современный автомобиль хорошо защищен различными системами. В первую очередь, качественным радиатором, который хорошо рассеивает тепло. В качестве помощников, устанавливаются эффективные вентиляторы, чаще всего малошумные.
Даже если автомобиль долго стоит в пробке при высокой температуре воздуха, мала вероятность, что двигатель закипит. Но это возможно лишь при полной исправности системы охлаждения.
Сам перегрев может быть двух типов, внешним и внутренним.
Внешний легко отслеживается датчиком температуры масла или охлаждающей жидкости. Бортовой компьютер (если у вас такой имеется), обязательно сообщит о превышении допустимого температурного порога. Однако есть и внутренний перегрев двигателя, его отследить не всегда удается. Но есть симптомы, по которым его можно наверняка выявить.
В первую очередь, если у вас есть ощущение, что температура окружающего воздуха достаточно велика, обратите внимание на его мощность. Если вы наблюдаете резкий спад данного параметра, то это он. Если вы продолжите эксплуатировать автомобиль в данном режиме, то скорее всего произойдет задирание поршней и потребуется капитальный ремонт.
Ищем поломки
Первая, и самая распространенная причина, что двигатель не охлаждается должным образом, это недостаток охлаждающей жидкости в системе. В современных авто, эта жидкость представлена тосолом. По сути, вся система замкнутая, но по тем или иным причинам, могут возникать пробои (чаще всего грешат этим хомуты) и уровень жидкости падает.
В особо сложных случаях, тосол может проникать в цилиндры двигателя, вызывая тем самым гидроудар, тут без капиталки не обойтись.
Как отмечалось выше, системы охлаждения имеют в своем распоряжении некоторые защитные компоненты. К ним можно отнести термостат. Дело в том, что охлаждающая система имеет два круга циркуляции тосола.
Это позволяет экономить топливо на быстром разогреве двигателя. Работает данная система так, после повышения определенного порога (примерно 85°C), специальный прибор – термостат, открывается путь тосолу на большой круг – к радиатору.
Если термостат не исправен, он может замкнуть всю систему на малом круге и в итоге будет перегрев.
Одна из распространенных проблем — это засорение решетки радиатора. Радиатор может выполнять свои функции лишь тогда, когда его решетка способна свободно пропускать воздух.
Если нарушить этот процесс, происходит застой воздуха и рассеивание тепла не идет должным образом. Для того, чтобы этого не произошло, достаточно периодически промывать радиатор охлаждения. Но помните, при этом не следует подвергать воздействию воды электрические части авто, которые находятся за самим радиатором. Теперь вы знаете, как определить перегрев двигателя и избежать его. Рекомендуется постоянно контролировать состояние всей системы охлаждения, проверяя уровень тосола в расширительном бачке.
Причины перегрева двигателя, последствия и способы их устранения
Перегрев двигателя — это ситуация, когда температура мотора превышает предельно допустимый уровень. Происходит это обычно на двигателях с жидкостным охлаждением. Предельная температура составляет 90 градусов, и если мотор нагревается слишком сильно, то как раз и складывается проблемная ситуация. Это может происходить по нескольким причинам. Необходимо обратиться в автосервис, чтобы определить, почему перегревается двигатель, и устранить причину.
В первую очередь нужно понимать, что последствия перегрева двигателя могут быть серьезные. Для того чтобы избежать неприятностей, давайте во всем разберемся.
Признаки перегрева двигателя
Определить, что двигатель автомобиля перегревается, можно по следующим симптомам:
- стрелка указателя температуры двигателя на панели приборов показывает уровень выше рабочего;
- может наблюдаться выброс охлаждающей жидкости из расширительного бачка;
- если основной радиатор оснащен электровентилятором для его охлаждения, то при перегреве он перестанет выключаться;
- если происходит выброс охлаждающей жидкости из расширительного бачка на ходу и автовладелец этого не видит, то он почувствует характерный запах тосола или антифриза и сладкий привкус на языке от испарений;
- может пойти пар из-под капота при выбросе;
- если автовладелец ничего не заметил, не почувствовал, не увидел указатель температуры, то двигатель в процессе может просто остановиться, заглохнуть сам по себе, так как превысятся все тепловые зазоры между трущимися деталям, в худшем случае он заклинит навсегда, и потребуется капитальный ремонт двигателя.
Если замечен подобные признаки перегрева двигателя, то следует обратиться в автосервис, чтобы выявить причину и устранить ее, пока это не привело к необратимым последствиям.
Причины перегрева двигателя и способы их устранения
Давайте рассмотрим причины перегрева двигателя автомобиля:
- низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
- заклинивание термостата или несоответствие его параметров необходимым;
- отказ работы электровентилятора охлаждения радиатора;
- пришел в негодность ремень привода вентилятора либо произошел его разрыв;
- соты радиатора забиты мошками, пылью, травой, грязью, пухом;
- после окончания зимы при переходе на весну средства утепления радиатора или двигателя не были убраны вовремя;
- микротрещина в блоке цилиндров или в головке блока цилиндров;
- дефект или разрыв ремня привода водяного насоса охлаждающей жидкости;
- дефект крыльчатки водяного насоса охлаждающей жидкости (помпы);
- неисправен датчик включения электровентилятора;
- разрыв шлангов или патрубков системы охлаждения;
- дефект основного радиатора охлаждения: лопнула или механически повреждена одна из банок радиатора либо повреждены соты.
После того, как определено, почему перегревается двигатель, необходимо провести ремонтные работы для устранения неисправности.
При низком уровне охлаждающей жидкости необходимо долить в систему ту же самую жидкость либо взаимозаменяемую. В некоторых случаях туда доливают воду.
Если проблема заключается в термостате, то следует обратиться в автосервис, то нужно поменять термостат на новый либо на тот, который имеет соответствующие параметры.
При отказе электровентилятора необходимо для начала обратить внимание на целостность предохранителя, находящегося в блоке предохранителей в подкапотном пространстве или под бардачком. В случае обнаружения перегоревшего предохранителя следует его поменять на новый, но не превышающий значение по амперам. В других проблемных случаях с электровентилятором следует обратиться в квалифицированному электрику.
При проблеме с ремнем привода вентилятора его необходимо натянуть либо заменить. То же касается и неисправностей с ремнем помпы. Если же проблема заключается в поломке крыльчатки помпы, то насос нужно заменить.
Если соты радиатора загрязнены мошками и прочими инородными частицами, то необходимо обратиться на автомойку. Там соты радиатора промываются сильным напором воды.
При выявлении микротрещины в цилиндрах или ГБЦ нужно произвести соответствующий ремонт либо заменить ту или иную поврежденную деталь. Обычно для исправления ситуации используется аргонная сварка, но не всегда получается добраться до места, где находится трещина.
При поломке датчика необходимо заменить его на новый. Поврежденные шланги и патрубки также меняются на целые.
Если речь идет о повреждениях в основном радиаторе, то производится ремонт либо замена. Для устранения повреждений в металлических деталях используется аргонная сварка, в пластиковых — клей. Если детали изготовлены из углеродного волокна, то здесь поможет только замена, ремонт их не производится.
Некоторые автовладельцы задаются вопросом, насколько опасен перегрев двигателя. Эту проблему нельзя оставлять без внимания, ведь любая вышеперечисленная неисправность может привести к поломке ДВС. В процессе эксплуатации его может заклинить, что приведет к капитальному ремонту. Также последствия перегрева двигателя автомобиля могут быть таковы, что владельцу придется раскошелиться на дорогой ремонт, в то время, как при устранении изначальной причины затраты будут пока еще небольшими.