Россия и Япония создали совместную компанию для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке
Россия и Япония создали совместную компанию для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке
Сегодня на Российском инвестиционном форуме (РИФ) в Сочи объявлено о создании совместного российско-японского предприятия для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Его учредителями выступили Банк Японии для международного сотрудничества (JBIC), Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ). Соответствующее соглашение в рамках РИФ подписали генеральный директор JBIC Тадаси Маэда, генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков и первый заместитель генерального директора Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Александр Коньков.
Создание совместной компании является практическим шагом, направленным на реализацию ранее достигнутых договоренностей о развитии сотрудничества в рамках российско-японской инвестиционной платформы, сформированной с целью привлечения японского капитала в проекты на территориях опережающего развития (ТОР) и Свободного порта (СПВ). Совместная компания станет «одним окном» для японских инвесторов и обеспечит комплексную поддержку японского бизнеса в части информационного сопровождения, бизнес-планирования, взаимодействия с государственными органами власти на всех этапах реализации проектов — от получения статуса резидента ТОР и СПВ до ввода новых предприятий в эксплуатацию.
Совместные инициативы направлены на внедрение современных и эффективных технологий, импортозамещение, а также на экспорт продукции. В частности, японские инвесторы заинтересованы в строительстве на Дальнем Востоке медицинских центров, деревообрабатывающих предприятий, заводов по производству строительных материалов, расширении мощностей действующих сельскохозяйственных комплексов.
«Уверен, что российско-японская инвестиционная платформа станет органичной частью уникальной экосистемы, созданной государством для инвесторов на Дальнем Востоке. Акционерное участие в ней такого сильного международного партнера, как JBIC, позволит задействовать обширные деловые связи банка и привлечь дополнительный частный капитал из Японии в проекты на территориях опережающего развития и Свободного порта», — отметил генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков.
«Японский банк международного сотрудничества (JBIC) — это государственное финансовое учреждение, принадлежащее японскому правительству. Финансовая политика JBIC направлена на содействие устойчивому развитию Японии, международной экономики и общества в целом», — сказал главный исполнительный директор JBIC Тадаси Маэда.
Юрий Трутнев открыл первый День японского инвестора на Дальнем Востоке
Ряд проектов при участии японских инвесторов уже реализуются на Дальнем Востоке России. В частности, в ТОР «Надеждинская» компания «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» запускает производство двигателей, резидент ТОР «Хабаровск» компания JGC Evergreen реализует проект по строительству круглогодичных теплиц.
«В декабре 2017 года на Дальнем Востоке России впервые прошел День японского инвестора, в котором приняли участие вице-премьер – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев и Министр экономики, торговли и промышленности Японии, Министр по делам сотрудничества с Россией в области экономики Хиросигэ Сэко, – напомнил генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов. – Рассчитываем, что создание совместного российско-японского предприятия в совокупности с такими днями инвесторов будет способствовать реализации новых проектов японских компаний в Дальневосточном федеральном округе».
Сегодня из 668 резидентов ТОР И СВП на Дальнем Востоке — 53 компании с участием иностранных инвестиций. Объем средств, которые планируется вложить в эти проекты, составляет более 300 млрд рублей, заявил Министр российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. «Иностранный бизнес увидел, что наши новые законы работают, появляются новые предприятия, которые успешно работают и зарабатывают. Иностранных партнеров, в том числе и японских, большой интерес к тому, что делается сегодня на Дальнем Востоке. Они хотят у нас реализовывать свои проекты», — подчеркнул Министр.
Развод по-японски: хочет ли Nissan уйти от Renault
Возможен ли развод Nissan и Renault? Как быстро он может случиться и каковы его последствия в глобальном масштабе и в частном — для России? Ведь другой член альянса, «АвтоВАЗ», использует японские двигатели и вариаторы, а также выпускает автомобили Datsun. В непростых отношениях между автопроизводителями разбирались «Известия».
Разлад между руководством Renault и Nissan наметился после ареста в ноябре 2018 года Карлоса Гона, главы франко-японского альянса и его архитектора. Резонансный побег Гона в Ливан и его откровенное интервью, в котором он назвал текущие отношения между компаниями «маскарадом», еще более обострили противоречия.
План побега
Председатель совета директоров Renault Жан-Доминик Сенар и гендиректор Nissan Макото Учида всё еще стремятся доказать жизнеспособность альянса, совместно работая над запуском новых проектов. Однако Financial Times из собственных источников стало известно, что у японского производителя есть секретный план выхода из альянса и разрыва сотрудничества с французами в технической и производственной областях. В свете последних событий Nissan решил ускорить разработку этого плана.
На это обстоятельство может косвенно намекать информация о прекращении сборки автомобилей Datsun в России в 2020 году. Об этом ранее сообщал «Коммерсант» со ссылкой на японский Nikkei. Машины бюджетного японского бренда выпускаются на мощностях «АвтоВАЗа» и построены на базе Lada Granta. В 2017-м Nissan перестал быть акционером «АвтоВАЗа», продав Renault свою долю. Таким образом, французы в альянсе полностью контролируют российскую марку, а Nissan владеет контрольным пакетом акций Mitsubishi.
Тем не менее в Тольятти собирают японские моторы, которыми в связке с японскими же вариаторами оснащаются модели Renault и Lada. В «АвтоВАЗе» поспешили заявить, что проблем с поставками комплектующих не будет. С этим согласны и опрошенные «Известиями» эксперты: максимум, что может потерять «АвтоВАЗ» при распаде альянса, — это Datsun.
Как это коснется России?
— Решения о разводе могут быть приняты быстро на психологическом уровне, но на техническом и особенно технологическом уровнях они происходят медленно. Слишком много всего завязано вместе. Пока не появится новая модель, которая придет на смену автомобилям, сделанным на общих агрегатах, ничего принципиального для покупателя не изменится, — рассказал «Известиям» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Автоэксперт Игорь Моржаретто, в свою очередь, привел пример мирного развода Daimler и Chrysler — даже после выхода из альянса американцы продолжили использовать платформы Mercedes.
Nissan, если он решится выйти из альянса, скорее всего, должен будет подписать новый специнвестконтракт (СПИК) в России. Существующий СПИК заключен с «АвтоВАЗом» от имени всего альянса, и отдельный СПИК есть у Mitsubishi, которая выпускает свои автомобили на совместном с PSA предприятии в Калуге.
При смене юрлица СПИК придется либо заключать заново, либо, по согласованию с профильными министерствами, вносить изменения в существующий, пояснил «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, есть еще одна тонкость — обязательства по СПИК взяты в рамках альянса, и непонятно, как новый собственник, не являющийся правопреемником прежнего юрлица, будет их выполнять.
Неравный брак
Пресс-служба Nissan уже поспешила официально заявить, что никоим образом не рассматривает роспуск альянса. Тем не менее Financial Times — не первые, кто пишет о проблемах внутри альянса, которых за 20 лет накопилось довольно много.
Объединение Renault и Nissan в 1999 году не было обычным слиянием. Карлос Гон сравнивал отношение компаний в альянсе с браком: они строят совместную жизнь, объединенную общими интересами и целями, но при этом каждый участник сохраняет идентичность и привносит что-то свое. Чтобы обеспечить лучшую цену и больший объем, компании объединили закупку комплектующих. Ради снижения затрат они использовали общие склады, контейнеры, грузовые суда. Эффект от синергии постоянно увеличивался и в 2017 году позволил экономить миллиарды евро.
Глава стратегического альянса Renault–Nissan–Mitsubishi Карлос Гон
В 2017 и 2018 годах альянс Renault, Nissan и примкнувшего к ним Mitsubishi стал крупнейшим автопроизводителем в мире: совокупные продажи легковых автомобилей всех брендов превысили 10 млн.
Выбранный французами альянс, в отличие от слияния, не должен был ущемлять корпоративную гордость Nissan и основывался на перекрестном владении акциями. Однако неравенство было заложено уже в момент его создания: японский производитель находился на грани банкротства. Renault приобрела 36,8% акций Nissan, а впоследствии увеличила долю до 43,4% и могла контролировать японцев и влиять на назначение высшего руководства. Nissan, когда дела компании пошли лучше, смог приобрести только 15% акций Renault и права голоса не имел.
Уже через год после старта запущенного Гоном трехлетнего плана японский автопроизводитель вернулся к прибыльности. Nissan был крупнее, продавал больше автомобилей, прежде всего за счет присутствия на рынках США и Китая, генерировал большую часть прибыли альянса. И кроме того, обеспечивал основной объем инженерных разработок. Достаточно вспомнить, что кроссоверы Renault Kadjar и Koleos построены на ниссановских платформах.
Кроссовер Renault Kadjar
В итоге, пишет The Wall Street Journal, японцы считали, что Renault слишком сильно опирается на их технологии. Французы, в свою очередь, жаловались, что ниссановские инженеры неохотно идут на компромисс. Карлос Гон, которого часто критиковали за диктаторский стиль руководства, как раз и был тем человеком, который стремился погасить конфликт между компаниями.
Nissan против Франции
Власть Гона тоже была не абсолютной. Cвой вклад в укрепление альянса решило внести правительство Франции, владевшее 15-процентной долей Renault. Согласно принятому в 2014 году «закону Флоранж», удваивавшему право голоса долгосрочных акционеров, оно получало больше контроля над французским производителем. Чтобы сломить противодействие руководства альянса, пытавшегося вынести отказ от «закона Флоранж» на голосование акционеров, власти приобрели дополнительные 4,73% акций, не поставив в известность Гона.
Nissan, недовольный появлением третьей силы, впервые пригрозил выйти из альянса и вынудил искать компромиссы. Правительство согласилось использовать свои дополнительные голоса только при принятии решений по стратегическим вопросам и в дальнейшем уменьшить долю во французском производителе. Кроме того, в Renault пообещали не выступать против Nissan на собраниях акционеров.
Союз нерушимый
Карлос Гон, в свою очередь, ловко использовал опасения правительства за судьбу альянса. В начале 2017 года он заявил, что японцы готовы к консолидации, но только после того как Франция откажется от доли в Renault.
Это, во-первых, обеспечивало самому Гону продление полномочий, истекавших в 2022 году, а во-вторых, давало свободу действий. Шестилетний план Alliance 2022, стартовавший затем, как раз и призван был сделать связи между компаниями более тесными. Синергетический эффект от совместной разработки платформ, силовых агрегатов, в том числе гибридных и электрических, к 2022 году должен был достигнуть €10 млрд.
Гон стремился сделать трехсторонний союз Renualt, Nissan и Mitsubishi необратимым, но, выступая от имени Nissan, он озвучивал свои стремления. Согласно секретной переписке, попавшей в распоряжение СМИ, японский производитель вел секретные переговоры с правительством Японии с целью не допустить слияния. Это, по-видимому, стало причиной преследования главы альянса со стороны японских властей. У самого Гона есть основания полагать, что мотивы судебного преследования были политическими.
Умение торговаться
Вскоре после ареста Гона была создана группа руководителей Renault, внешних юристов и финансовых консультантов, которая прорабатывала различные сценарии. Однако вариант недружественного поглощения был отвергнут — это привело бы к противодействию со стороны правительства Японии и массовым отставкам инженеров Nissan.
В правительстве Франции, с одной стороны, видят будущее альянса именно в слиянии, а с другой — опасаются недовольства Nissan и поэтому официально опровергают информацию о подобных переговорах от японских СМИ. Была фактически сорвана сделка о слиянии Renault–Nissan с FCA: власти рекомендовали отложить голосование по этому вопросу из-за недовольства японской компании.
Эксперты указывают на принципиальность японцев, не желающих быть на вторых ролях и готовых выйти из неудобного партнерства даже ценой больших потерь. Вместе с тем они признают, что сейчас развод невыгоден обеим компаниям: альянс, как и другие производители, вынужден инвестировать в разработку электромобилей. Кроме того, прибыль Nissan упала до рекордных значений. Масла в огонь подливает и скандал со смещением Карлоса Гона. Он отметил, что с момента его ареста в ноябре 2018 года Nissan ежедневно терял по $40 млн, а Renault — €20 млн. Несмотря на опровержение информации о разрыве с Renault, акции Nissan резко подешевели.
Вполне возможно, что японский производитель сознательно идет на риск не для того, чтобы выйти из альянса, а для того, чтобы добиться новых компромиссов и обеспечить себе большую самостоятельность в нем. В любом случае после череды громких отставок топ-менеджеров понятно, что примирить компании может человек калибра Карлоса Гона.
— В наше время шансы на процветание и выживание имеют крупные альянсы, где все расходы распределены равномерно, и это дает возможность разрабатывать новые платформы и двигатели вместе. Сегодня самостоятельная компания при нынешнем уровне конкуренции обречена на гибель. Сейчас загруженность большинства заводов в мире составляет от 40% до 60%. Нелепо искать новый альянс, разорвав сложившийся, — отметил Игорь Моржаретто.
Япония хочет запретить продажи новых автомобилей без электродвигателей к 2035 году
Власти многих развитых стран не только ставят цель полностью запретить продажи новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к определённому сроку, но и пытаются ускорить соответствующий процесс. Япония собирается запретить продажи новых машин, использующих только ДВС, к 2035 году. На рынок будут допущены только гибриды и электромобили.
Источник изображения: Nikkei Asian Review
Об этой инициативе стало известно японскому изданию Nikkei Asian Review. Власти собираются представить свою программу электрификации национального автопарка на отраслевой конференции, которая состоится до конца этого месяца. В 2018 году автомобильный транспорт отвечал за 16 % выбросов парниковых газов в Японии, на корабли, самолёты и поезда приходилось не более 3 % выбросов. К 2050 году правительство Японии ставит цель добиться нейтрального углеродного следа.
Ожидается, что власти страны с 2035 года запретят продажу новых автомобилей, лишённых электродвигателей в составе силовой установки. Гибридам, на которые делает ставку крупнейший национальный автопроизводитель Toyota, будут даны равные права с электромобилями. Эта корпорация уже оснащала гибридными силовыми установками 40 % проданных на внутреннем рынке автомобилей марок Toyota и Lexus в прошлом году, поэтому проблем с отказом от «чистокровных ДВС» к 2035 году у Toyota не возникнет.
В этом году Toyota должна была вывести на рынок не менее 10 моделей автомобилей с гибридными силовыми установками, а ещё в её арсенале есть «водородомобиль» Mirai на топливных элементах, которые преобразуют водород в электроэнергию в специальном бортовом реакторе. К 2025 году у каждой модели автомобиля Toyota на глобальном рынке будет электрифицированная версия, даже если речь идёт о гибриде. К тому времени компания надеется продавать по 5,5 млн электрифицированных машин ежегодно.
Конкурирующий Nissan Motor рассчитывает увеличить долю гибридов и электромобилей среди новых машин, реализуемых на внутреннем рынке Японии, с нынешних 30 до 60 % уже к 2023 году. Представленный недавно компакт Nissan Note отныне будет предлагаться только в гибридном варианте. Honda Motor планирует перевести на электротягу до двух третей ассортимента полноприводных автомобилей, а в Европе этот производитель прекратит продавать модели с ДВС уже в 2023 году, хотя и не откажется от реализации гибридов.
Великобритания собирается запретить к 2030 году продажи машин исключительно с ДВС, а пятью годами позже будет наложен запрет на реализацию гибридов. Калифорния откажется от реализации новых авто с ДВС к 2035 году. Франция последует её примеру к 2040 году. В Китае планируют довести долю гибридов и электромобилей в структуре продаж новых машин до ста процентов к 2035 году, разделив между ними рынок примерно в равной пропорции.
Для стимулирования автопроизводителей к скорейшему переходу на электротягу японские власти намереваются ввести систему квот на парниковые газы. Если какой-то автопроизводитель будет продавать в стране слишком много машин с ДВС, ему придётся покупать «кредиты» у других игроков рынка, либо платить серьёзные штрафы. В прошлом году на рынке Японии электромобили и подключаемые к сети гибриды составляли менее одного процента всех проданных автомобилей. Гибриды, лишённые возможности заряжаться от сети, формировали около 30 % японского рынка, а более 60 % пришлось на машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Без дополнительных стимулирующих мер японский авторынок рискует отстать от мирового по темпам электрификации.
Новый игрок: как Япония разрабатывает собственное гиперзвуковое оружие
Министерство обороны Японии представило план по разработке двух видов гиперзвукового оружия с разными видами боеголовок. Соответствующая информация опубликована на официальном сайте Агентства по закупкам, технологиям и логистике при японском оборонном ведомстве (ATLA).
В плане, в частности, говорится о перспективной разработке двух видов оружия: гиперзвуковой крылатой ракеты HCM и гиперскоростного парящего блока HVGP.
HCM будет представлять собой ракету с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В свою очередь, HVGP — это комплекс из твердотопливной ракеты, которая будет выводить на необходимую высоту парящий разгонный блок. После отделения он будет набирать гиперзвуковую скорость и на ней идти к цели.
Также в представленной ATLA программе говорится о разных видах боеголовок, которыми будут оснащены новые гиперзвуковые ракеты. Для поражения морских целей будет использован бронебойный боеприпас, специально разработанный для пробития палубы авианосца. Для борьбы с наземными целями будет разработан боеприпас с ударным ядром высокой плотности.
Кроме того, предполагается использование боеголовок со множественными ударными ядрами, что позволит ракетам поражать несколько целей на большой площади.
Согласно дорожной карте ATLA, испытания первых опытных образцов этих ракет должны начаться с 2024 по 2028 год. Если они пройдут успешно, то новые ракеты могут поступить на вооружение уже в начале 2030-х годов.
Для поддержки систем навигации ракет HCM и HVGP японские военные планируют развернуть сеть из семи спутников. Отвечать за «ориентирование» ракет будут радарные системы, разработанные для наведения на морские цели с низким профилем и в любых погодных условиях, а также инфракрасные системы наведения.
В беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков обратил внимание, что проекты HCM и HVGP по своим характеристикам и внешнему виду напоминают американские.
«Токио раньше не был замечен в разработках подобного вида вооружений, а обозначенные сроки имеют одинаковое временное значение с Вашингтоном, поэтому есть подозрение, что для создания гиперзвукового оружия США организовали «международный кооператив», как, например, это было для проекта самолёта F-35», — предположил эксперт.
Китайское сдерживание
В документах японского Минобороны, а также в сообщениях местных СМИ цель разработок нового гиперзвукового оружия обозначена как «защита дальних островов Японии от потенциального вторжения».
Так, газета Mainichi пишет, что особое беспокойство оборонного ведомства вызывают манёвры Китая рядом с островами Сенкаку, которые стали предметом территориального спора между Японией и КНР.
Эксперты обращают внимание и на то, что ракеты будут ориентированы на поражение кораблей, в частности авианосцев. Напомним, что в 2012 году в строй был введён авианосец «Ляонин» ВМС Китая — бывший авианесущий крейсер «Варяг», выкупленный КНР у Украины в 1998 году. В 2019-м началась эксплуатация авианосца «Шаньдун», который был построен уже полностью на китайских мощностях.
Отмечается, что ракеты, которые сейчас стоят на вооружении Сил самообороны Японии, имеют предельную дальность стрельбы около 100 км, в то время как спорные острова находятся в 420 км от Окинавы.
Газета Mainichi также отмечает, что ввод в эксплуатацию новых гиперзвуковых ракет с повышенной дальностью позволит Японии реагировать на действия КНР без развёртывания в регионе своих кораблей и воздушных соединений.
При этом Китай также ведёт испытания гиперзвукового оружия класса «земля — земля». Ракета под номенклатурой DF-17 впервые была продемонстрирована в октябре 2019 года на параде в честь 70-летия основания КНР. Китайские СМИ также сообщали об успешном испытании гиперзвукового летательного аппарата Xingkong-2.
Глобальное вооружение
Разработки гиперзвукового оружия идут и в США. Так, в июне прошлого года американские ВВС провели испытания системы ALRRW (Air Launch Rapid Response Weapon). Предполагается, что ракеты будут запускаться со стратегических бомбардировщиков B-52 и B-1.
Также над гиперзвуковым проектом работают ВМС США и Сухопутные войска американской армии. Предполагается, что в результате будет создана ракета, которая сможет развивать скорость до 5 Махов.
Впрочем, несмотря на усилия различных государств по разработке собственного гиперзвукового оружия, на сегодня единственной страной — оператором таких вооружений является Россия. Об этом на расширенном заседании коллегии Минобороны в декабре 2019 года сообщил президент РФ Владимир Путин.
Российский лидер отметил, что в войсках уже стоят гиперзвуковые комплексы «Кинжал», началось оснащение первого полка гиперзвуковым межконтинентальным комплексом «Авангард», по плану идут работы над гиперзвуковой ракетой морского базирования «Циркон».
По его словам, ситуация в новой и новейшей истории страны сложилась уникальная: «Догоняют нас».
«Ни у одной страны сегодня нет гиперзвукового оружия вообще, а гиперзвукового оружия континентальной дальности — тем более», — отметил тогда Владимир Путин.
Алексей Леонков в беседе с RT подчеркнул, что пока другие страны находятся на стадии испытаний, Россия уже активно ставит перспективное оружие в строй.
«Такое гиперзвуковое оружие, как «Авангард», уже поступает на вооружение в российские войска, а системы «Кинжал» стоят на боевом дежурстве и постепенно будут присутствовать во всех округах. Ракета «Циркон» в этом году должна пройти окончательные испытания.
Если они завершатся успешно, то все корабли, которые имеют соответствующие пусковые установки, получат данную ракету. В этом году также должны закончиться испытания баллистической ракеты РС-28 «Сармат», которая имеет гиперзвуковые блоки», — пояснил эксперт.
Звуковое отставание
При этом эксперты сходятся во мнении, что Японии, которая только начинает свои разработки в сфере гиперзвука, придётся приложить колоссальные усилия, чтобы сократить внушительный отрыв от России.
«Если к началу 2030-х годов будут готовы первые японские образцы, что очень маловероятно, то российское гиперзвуковое вооружение уже будет находиться для японцев на уровне примерно 2050 года», — отметил в разговоре с RT военный обозреватель Виктор Баранец.
Кроме того, по его мнению, уже озвученные характеристики японских и американских гиперзвуковых ракет существенно уступают тем, которые доступны России.
«Если у США ракеты летают со скоростью 8 Махов, японцы топчутся на 3—4 Махах, то Россия уже заходит далеко за 20 Махов», — пояснил эксперт.
Гиперзвуковое оружие становится технологией нынешнего века, потому что чем быстрее движется ракета, тем сложнее её перехватить, поэтому высокотехнологичные страны пытаются обеспечить свою армию такими системами, говорит Виктор Баранец. Учитывая, что Япония и США — союзники, не исключено, что военные этих стран будут обмениваться опытом в ходе разработки перспективных видов оружия, полагает эксперт.
«Япония будет делиться технологиями с США, потому что она — серьёзный союзник Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, на японской территории располагаются американские базы и системы ПВО и ПРО. Возможно, в ближайшей перспективе появится совместная американско-японская техническая комиссия, которая будет работать над гиперзвуковым оружием», — считает эксперт.